СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки урока «Классификация токарных резцов» по теме «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» учебной дисциплины "Технология металлообработки на токарных станках" УП.ПП.02 по профессии 19149"Токарь"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки урока «Классификация токарных резцов» по теме «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» учебной дисциплины "Технология металлообработки на токарных станках" УП.ПП.02 по профессии 19149"Токарь"»

ПЛАН УРОКА 3.1

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. «Технология металлообработки на токарных станках».

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часов)

Урок № 7

«Классификация токарных резцов. Обработка гладких цилиндрических и торцевых поверхностей» (6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по определению и назначению токарных резцов.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения по определению режущих инструментов и поэтапной обработки гладких цилиндрических и торцевых поверхностей.

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций).

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 « Способы установки и выверки деталей».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- штангенциркуль;

2. Материалы:

- резцы;

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.


Ход урока

Структура урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент (10 мин.)

Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


II. Вводный инструктаж (120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (15 мин.)


2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин.)


III. Текущий инструктаж (200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.




























IV. Заключительный инструктаж (30 мин)









V. Раздаю домашнее задание

Сообщаю тему и цели урока, план работы.










Беседую с обучающимися о классификации токарных резцов, обработке цилиндрических и торцевых поверхностей.


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии.

Объяснение принципа обработки гладких цилиндрических и торцевых поверхностей

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по обработке гладких цилиндрических и торцевых поверхностей;

- соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей;

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.


4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.



4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок.


5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают










Принимают участие в беседе.






слушают, запоминают.




Знакомятся с дидактическим материалом.




Работают в бригадах:

3.1.Выполняют настройку станка на заданные режимы резания.

3.2. Производят снятие пробной стружки.

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки».











4.1. Слушают итоги работы.

4.2. Слушают о допущенных ошибках.

4.3. Презентация выполненных работ.




5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места.


беседа










Инструктирование с записью в журнале инструктажа.









Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.


Мастер производственного

обучения_________________________Просин Евгений Николаевич

































Вопросы для фронтального опроса.


1. Какие резцы применяют для обработки наружных поверхностей?

2. Как влияют разные значения элементов (углов) резцов на процесс обработки наружных цилиндрических поверхностей?

3. Расскажите об условиях применения резцов с пластинами из твердого сплава.



Эталон ответов.


1. Для обработки наружной черновой и чистовой обработки поверхности применяют проходные резцы. Прямые проходные резцы изготавливают с главным углом φ= 45; 60 и 750. Отогнутые проходные резцы изготавливают в основном с φ= 450. Они широко применяются, так как ими можно производить не только продольные, но и поперечные точение (т.е.подрезку торцов).

2. Упорные проходные резцы изготавливают с φ=900. Они пригодны для обработки деталей с уступами небольших размеров и для обработки нежестких деталей.

3. Резцы с пластинами из твердого сплава предназначены для наружного продольного и чистого точения. По сравнению с напайными резцами сборные имеют следующее преимущества:

- сокращение расходов на переточку;

- уменьшение вспомогательного времени на смену и наладку резцов;

- экономия твердого сплава.





































Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ





Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Алгоритм действий


Порядок выполнения операций


Время на выполнение операции

Обтачивание с механической подачей резца наружные цилиндрические и торцевые поверхности


1. Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей в трехкулачковом патроне.


Рис 1.






Рис. 2



Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5


1. Установить вершину головки резца на расстоянии от торцовой поверхности заготовки, равном сумме длин 1-й и 2-й ступеней. Если это расстояние небольшое (до150 мм), то вместо линейки можно использовать стержень глубиномера 3 штангенциркуля 1 (рис. 1).

2. Установить стержень глубиномера на требуемый размер, взять штангенциркуль в правую руку и упереть его концом штанги в торец заготовки 1 так, чтобы стержень и сама штанга расположились параллельно оси заготовки, переместив резец 2 до совпадения его вершины с концом стержня глубиномера.

3. Включить станок.

4. Выточить круговую риску на поверхности заготовки. Резец 2 (рис. 2) перемещать в поперечном направлении до тех пор, пока его вершина немного врежется в поверхность заготовки 1, образуя круговую риску 3, до которой и следует обтачивать цилиндрическую ступень. Отвести резец от обрабатываемой поверхности и переместить в исходное положение.

5.Обточить цилиндрическую поверхность до риски. Резец 2 (рис. 3) подать на требуемую глубину резания по лимбу.

6. Установить вершину головки резца 2 от торца заготовки I на расстояние, равное длине 1-й ступени, и выточить круговую риску 3 (рис. 4).

7. Обточить цилиндрическую поверхность 1-й ступени (рис. 5). Если перепад диаметров ступеней небольшой (до 5 - 8 мм), обтачивание заготовки целесообразно производить, начиная с 1-й ступени, затем со 2 - й.


100 мин


2. Обточка наружной цилиндрической поверхности с поджатием заготовки задним центром.

Рис 1.




1. Установить и закрепить заготовкув патроне и поджать ее задним центром.

2. Зацентрованную заготовку 1 (рис. 1, а) зажать одним концом в патроне, другим концом установить в задний центр и предварительно обточить у заднего центра на длину 20 - 30 мм.

3. Переставить заготовку обточенным концом в патрон, другим - на задний центр (рис. 1,б).

4. Для предотвращения осевого перемещения заготовки при снятии стружки большего поперечного сечения применять передний центр, специальный упор или использовать уступы расточенных кулачков (рис. 1,в).




100 мин.


ИТОГО

200 мин





Приложение 3

КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список

обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого













Критерии оценок учебного задания:

Технологическая последовательность выполнения задания.

1. Организация рабочего места.

2. Соблюдение правил Т.Б.

3. Трудовая дисциплина.

4. Качество выполнения задания:

- обработки гладких цилиндрических поверхностей;

- обработки торцевых поверхностей;

- обработки торцевых поверхностей выдерживая заданные размеры;

- правильное применение измерительного инструмента;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

5. Время на выполнение.



















Приложение 4



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1. Какие трудности возникли у вас при обработке гладких цилиндрических и торцевых поверхностей?

2. Какие были допущены ошибки?

3. Как вы устраняли дефекты?

4. Понравилось ли вам выполнять обработку гладких цилиндрических и торцевых поверхностей?

5. Какой вид обработке легче, а какой сложнее?

6. Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности?













ПЛАН УРОКА 3.1

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. «Технология металлообработки на токарных станках».

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часов)

Урок № 8

«Обработка торцевых поверхностей, выдерживая заданные размеры» (6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке гладких цилиндрических и торцевых поверхностей, выдерживая заданные размеры.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения по определению режущих инструментов и поэтапной обработки гладких цилиндрических и торцевых поверхностей.

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 « Способы установки и выверки деталей».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- штангенциркуль;

2. Материалы:

- резцы;

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.


Ход урока

Структура урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент (10 мин.)

Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


II. Вводный инструктаж (120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (15 мин.)


2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин.)


III. Текущий инструктаж (200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.




























IV. Заключительный инструктаж (30 мин)









V. Раздаю домашнее задание

Сообщаю тему и цели урока, план работы.









Беседую с обучающимися о обработке цилиндрических и торцевых поверхностей с выдерживанием заданных размеров.


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии.

Объяснение принципа обработки гладких цилиндрических и торцевых поверхностей

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по обработке гладких цилиндрических и торцевых поверхностей;

- соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей;

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.


4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.



4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок.


5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают










Принимают участие в беседе.






слушают, запоминают.




Знакомятся с дидактическим материалом.




Работают в бригадах:

3.1.Выполняют настройку станка на заданные режимы резания.

3.2. Производят снятие пробной стружки.

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки».











4.1. Слушают итоги работы.

4.2. Слушают о допущенных ошибках.

4.3. Презентация выполненных работ.




5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места.


беседа










Инструктирование с записью в журнале инструктажа.









Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.


Мастер производственного

обучения_________________________Просин Евгений Николаевич









Вопросы для фронтального опроса.


1. Расскажите об особенности обработки резцами из быстрорежущей стали?

2. Что такое чистовая обработка и как она производится?



Эталон ответов.


1. Резцы из быстрорежущей стали по форме передней поверхности аналогичны сборным резцам с пластинками твердого сплава того же назначения, но имеют отличные углы резания и размеры элементов головки.



2. Чистовая обработка – получение поверхности с малой шероховатостью, точных по форме и размерам. Установка резца относительно оси заготовки при чистовой обработке должна исключить возникновение дефектов на обработанной поверхности, что достигается установкой вершины резца по оси заготовки или несколько ниже её. Вылет резца должен быть минимальным.