СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки уроков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков»




Интегрированный урок

по курсам «Живое слово», «Русские умельцы»

«Тема труда в фольклоре, русской литературе, музыке»

6 класс. 2 часа

Весь двор наш - праздник.

И. Шмелев






Разработали:

учитель русского языка и литературы

БОДНАРЬ Ольга Николаевна,

учитель технологии

ЛЕПНУХОВА Галина Николаевна

































Цель урока:

-познакомить учащихся с традициями русской православной церкви, воспитывать любовь к своим традициям, отечественной литературе; воспитывать трудолюбие, развивать эстетический вкус;

-повторить жанры литературы, приучать к точности, аккуратности в работе, взаимоконтролю;

-развивать творческую инициативу.



Оформление кабинета: плакаты с пословицами и поговорками по теме урока, оформленные в виде календаря; предметы оформления праздничного стола.


Форма работы - групповая – 4 команды, каждая из которых имеет свое название.


1 урок


: 1. Организационная часть (5 мин)

Музыкальное оформление: праздничный колокольный звон. Учащиеся занимают свои места в командах

Сообщения учащихся о ремеслах Древней Руси, трудовых праздниках (домашнее задание).

Сообщение учителя литературы о возникновении праздника Пасхи, традиции его празднования у христиан на Руси. (Приложение 1)


2. «Беседа дорогу коротает, а песня - работу».

Открывается первый лист календаря с пословицами и поговорками. Учащиеся поют песню «Во кузнеце».


3. «Добрая пословица не в бровь, а в глаз»

Переворачивается лист календаря пословиц и поговорок. Команды соревнуются, кто больше знает пословиц и поговорок о труде и праздниках.


4. «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Переворачивается лист календаря пословиц и поговорок. Проверка домашнего задания: показ инсценировок из сказок о труде, команды противников должны назвать произведение, его героев. Учитель заранее выдал задания с названиями сказок, сценарии написали учащиеся, сами распределили роли.


5. «Загадка, разгадка, да семь верст до правды»

Переворачивается лист календаря пословиц и поговорок. Команды загадывают друг другу загадки об орудиях труда. Выигрывает та команда, которая дала верный ответ первой.


6. «Делу время - потехе час»

Переворачивается лист календаря пословиц и поговорок. Команды должны решить кроссворд , в котором вопросы составлены по материалам литературы и технологии. На разгадывание дается 5-7 минут, выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопросы кроссворда. (Приложение 2).


2-ой урок


Практическая работа: изготовление пасхального сувенира (работа с лоскутом, изготовление плоскостной игрушки, выжигание рисунка на деревянной заготовке, разукрашивание деревянных яиц)

.7. «Не зная броду - не суйся в воду». Брейн-ринг по технике безопасности.


Перед началом практической работы проводится брейн-ринг, состоящий из вопросов по технике безопасности при работе с режущими и колющими предметами, электронагревательными приборами. Какая из команд даст наиболее точные и полные ответы, та и победит в этом соревновании. (Приложение 3)


8. «Весело поется, весело прядется» Звучит мелодия песни «Лен-конопель»

Практическая работа по изготовлению пасхальных сувениров. Представлены наглядные образцы или изображения сувениров. Учителем выдается каждой команде по ее выбору инструкционная карта и необходимые материалы и принадлежности для изготовления выбранного сувенира.

Учащиеся самостоятельно изготавливают и расписывают пасхальные сувениры, демонстрируя умения пользоваться инструкционными картами. (Приложение 4- инструкционные карты)


9. Заключительная часть. Звучит пасхальный колокольный звон.

Ученик зачитывает отрывок из произведения И. Шмелева «Лето Господне» о Пасхе. (Приложение 5) .


10. Итоги. По таблице результатов подсчитываются очки и распределяются места команд.

Капитаны команд называют лучших участников, команды награждаются дипломами. Учащиеся делают вывод по итогам урока.




















Приложение 1


Христианская Пасха- праздник воскресения Христа - важнейшее событие как в жизни христиан, так и каждого человека, чтящего традиции своих предков. Пасху празднуют уже второе тысячелетие.

Пасха-это обновление, очищение души человека, его помыслов, наступление новой вехи в жизни, приход весны после суровой зимы. По - иудейски «пасха» приход, перемена места. В это время иудеи праздновали освобождение народа под предводительством Моисея от египетского рабства.

В дальнейшем стали отмечать Воскресение Христа после распятия его на кресте. В этот день в Византии прощали преступников, подавали щедрую милостыню, давали свободу рабам.

На Руси сохранили эти традиции милосердия. Перед праздником приняло очищать душу и тело постом, трудом и молитвами. Все ожидают чуда. Все ликуют : «Христос воскрес!»

На Пасху освящался АРТОС - пасхальный хлеб, который раздавался всем верующим, так как апостолы, по преданию, во время трапезы оставляли за столом свободное место и клали хлеб для Христа (его незримого присутствия).

На Пасху красили яйца, так как красное яйцо- символ новой жизни, полученной кровью Христа. Подкрепляя праздничное дружеское расположение, дарили яйцо с возгласом: «Христос воскрес!» Яйцо- символ начала новой жизни, красный цвет- радость воскресения и жизни, возрождение рода человеческого, искупаемого кровью Христа. В древних верованиях яйцо-Вселенная, из которой родился мир. Для славян - это весеннее возрождение природы.

Освященному яйцу приписывали магические свойства: сохранение от пожара, от болезней, оберегание урожая от града и др.


В Пасху каждый дом сверкал чистотой, каждый человек должен был быть накормлен, поэтому хозяевам приходилось много трудиться, чтобы праздник получился на славу. А где труд, там и песня, пословица, поговорка.

Приглашаем всех на наше подворье: себя показать, на других посмотреть, делу научить, праздник встретить!




















Приложение 2.

Пословицы



Всяко ремесло честно, кроме воровства.


Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.


Кто ленив с сохой, тому год плохой.


Без меры и лаптя не сплетешь.


Без веретена пряжи не сплетешь.


Без клещей кузнец как без рук.


Зубами супони не натянешь. Голыми руками ежа не ухватишь.


У плохого мастера и пила такова.

.

Топор острее, так и дело спорее.


Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.


Каково полотно, такова и строчка.


У кузнеца - что стукнул, то гривна.


Кроить не шить: после не распорешь.


Ремесло не коромысло:


Плеч не оттянет.


Не просит ремесло хлеба, само кормит.


Не учи безделью, а учи рукоделью.

















Приложение

Загадки


Кланяется, кланяется – придет домой растянется.


Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет.


Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает.


Маленько, кругло, а за хвост не поднять.


Синяя синичка весь одела.


Свинка , золотая щетинка, льняной хвост по белу свету скачет, весь свет красит.


Кто не крещен, не рожден, а правдой живет?


День спит, ночь глядит. Утром умирает, другой сменяет.



Ответы: топор, гвоздь, пила, клубок, игла, нитка, без мен, свеча.































Приложение 5


Иван Шмелев «Лето Господне»


«… До чего красиво! .. Покачиваясь , звенят друг в дружку большие стеклянные шары, и солнце пускает зайчики, плющится на бочках, на луже.

Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет завтра! Золотой гроб, святой. Смерть- это только так: все воскреснут. О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами… И теперь еще слышу медленные шаги , с лампадкой поющий голос-



Ангелы поют на не.бе.си..


Трезвоны, перезвоны, красный- согласный звон. Пасха красная!