СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки уроков по литературе для 6 класса. Тематика: "Мифология, Библия, Древнерусская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков по литературе для 6 класса. Тематика: "Мифология, Библия, Древнерусская литература"»















Приложение № 2


Поурочные планы для 6 класса




































Класс: 6.

Раздел 1: Мифы народов мира. Мифы древних славян.


Тема урока

Цель

Задачи

Методы

Новые понятия

Планируемый результат

1. Славянская мифология. Культ Природы и культ Предков в славянской миологии.

Знакомство в верованиями и обычаями наших предков.

Определить близость наших предков к Природе, увидеть поэтичность их верований, выраженных во взглядах на окружающий мир.

Сообщения учащихся о славянах, чтение статьи учебника и поиск ответов на вопросы, доклады о праздниках на Руси, устный опрос, словесное иллюстрирование.

Язычество

Многобожие

Двоеверие

Миф

Получение сведений о славянах, о их верованиях и обычаях. Заинтересованность жизнью наших предков.

2. Народный миф о солнце.

Выявление смыслового подтекста мифа.

Получить представление о взглядах славян на возникновение человечества, определить их мировосприятие.

Чтение текста вслух, составление плана к нему, составление вывода по уроку.

Миф о солнце как миф о происхождении людского рода.

Оценка учащимися мировосприятия славян как любовного и бережного.

3. Обобщение сведений о славянской мифологии.

Уточнение и расширение полученных сведений, развитие творческой активности, определение нравственных ориентиров славянской мифологии.

Проявить воображение, творческую активность в изложении материала.

Подбор сказок, загадок, пословиц, олицетворяющих какую-то стихию, чтение сочинений, составление кроссвордов.

Следы древних славянских верований в фольклоре.

Убеждение в жизнеспособности славянской мифологии и ее нравственных ориентиров.


Класс: 6.

Раздел 2: Знакомство с Библией.


Тема урока

Цель

Задачи

Методы

Новые понятия

Планируемый результат

4. Новый Завет. «Рождество Иисуса Христа».

Определение главных нравственных качеств человека.

Увидеть нравственную подоплеку в «Рождестве Иисуса Христа». Выделить качества характера, угодные Богу.

Комментирование репродукции картины, беседа по вопросам, выразительное чтение, рассказывание.

Нравственная основа празднования Рождества Христова

Православие

Благочестие

Понимание, что перед Богом важны не внешние преимущества, а внутренняя чистота.

5. Десять заповедей Закона Божия.

Восприятие заповедей с современной точки зрения.

Прочитать заповеди, понять их суть, выбрать важное для себя.

Выразительное чтение, комментированное чтение, формулирование выводов, слово учителя, беседа, конспектирование, поиск ответов на проблемные вопросы.

Идол

Идолопоклонство

Заповедь

Понимание содержания заповедей Закона Божьего как руководства в жизни.

6. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Библейские выражения в русской фразеологии.

Понимание библейских притч с точки зрения иносказаний. Определение нравственных качеств героев притч.

I. Познакомиться с жанром притчи. Усвоить иносказательный смысл притч. Определить нравственные ориентиры притч.

II. Познакомиться с библейскими выражениями, уточнить их современный смысл, сферу употребления.

Пересказ притчи, беседа по вопросам, постановка проблемы (смысл притчи).

Притча

Блудный

Иносказание

Понимание и принятие качеств истинного человека, введение в устную речь библейских фразеологизмов.

Класс: 6.

Раздел 3: Древнерусская литература.


Тема урока

Цель

Задачи

Методы

Новые понятия

Планируемый результат

7. Древнерусская литература. Жанр летописи в древнерусской литературе. «Повесть временных лет».

Знакомство с «языком образов» в летописи.

Познакомить учащихся с жанром летописи. Усвоить содержание «Повести временных лет».

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выделение основной тематики повестей, характеристика главных героев.

Летопись как «История Руси»

Получить представление о людях и событиях, описываемых в летописи.

8. «Повесть временных лет». («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»).

Анализ текста летописи с жанровой и нравственной точек зрения.

Проанализировать отрывки из повести. Доказать, что прочитанные отрывки относятся к жанру летописи.

Выразительное чтение повести, анализ текста методом сравнения (жанр повести - отрывок)

За «неспешными» годами в летописях кроются большие события.

Понимание нравственности заветов Древней Руси.


Урок 1.

Тема: Славянская мифология. Культ Природы и культ Предков в славянской мифологии.

Цель: Знакомство с верованиями и обычаями наших предков.

Задачи: Определить близость наших предков к Природе, увидеть поэтичность их верований, выраженных во взглядах на окружающий мир.


Эпиграф к уроку:

Во всех углах жилья, в проходах за дверьми

Стоят чудовища, не зримые людьми…

В.Я. Брюсов «Чудовища».


Учитель: Чтобы знать народ, нужно уметь вслушиваться в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования. Это касается и наших предков, славян. На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться со славянской мифологией, ее особенностями.

Ученики (заранее подготовленные) рассказывают о славянах:

а) происхождение и расселение славян (можно использовать историческую карту с обозначением мест пребывания различных племен);

б) образ жизни;

в) внешний облик, свойства характера.

Учитель: Наши предки были язычниками. Запишем определение: язычество – общее обозначение древних форм религии, характерной особенностью которого является многобожие. Язычник – последователь язычества, идолопоклонник.

Позднее христианская религия запретила поклонение другим богам. Но мы должны знать и уважать верования наших дохристианских предков, так как это истоки родного языка и культуры, великая родная старина.

Ученики читают статью учебника «Мифы древних славян и отвечают на вопросы:

  1. Как относились славяне к силам природы?

Славяне считали силы природы божествами.

  1. Каким божествам поклонялись славяне?

Славяне поклонялись Сварогу (владыке Вселенной), Перуну (богу грома и молнии), Ярилу (богу весеннего солнца) и другим богам.

  1. Что вы можете сказать о жизни этих богов?

(Пересказ статьи учебника).

Учитель: Вселенная наших предков, по их преданиям, состояла из трех яусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белбог, Хорс, Сварог и др.); земля была отдана духам природы (домовым, лешим, русалкам); под землей обитали злые демоны (бесы, черти).

После принятия христианства на Руси язычество постепенно перестает существовать как самостоятельная мифологическая система. Она сливается с православием и дает основу «двоеверию». Часть древних славянских богов переходит в качестве святых в новую религию (Ярило, например, превращается в Грома Гремучего). мифы древних славян нашли отражение в праздниках – масленице, седьмом четверге после Пасхи, празднике Ивана Купалы, Петрове дне и др.

Ученики рассказывают о праздниках на Руси, носящих следы языческих верований.

Масленица

Один из самых шумных и веселых праздников. Это проводы зимы и встреча весны. Обжорство (готовилась обильная мучная пища). Имело ритуальное значение и должно было воздействовать на урожай. Центральным являлся обряд проводов и сжигания чучела Масленицы.

Седьмой четверг после Пасхи

Исключительно языческий обряд. Вся неделя носила название русальной и была посвящена поминовению усопших предков и расцвету весенней растительности. Символом праздника считалась молодая березка. Девушки шли в лес, плясали, водили хороводы. Считалось, что с ними вместе танцуют русалки.

Праздник Ивана Купалы

Отмечался 7 июля. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе лежит культ солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Купание в воде, прыжки через костер, озорство – все это имело очистительное значение, отражало стремление сохранить и приумножить урожай. В ночь на Ивана Купалу происходили всякие чудеса: цвел папоротник, колдуны оборачивались собаками, ведьмы портили чужой скот и т.д.


Учитель: Во всех этих обрядах необычайно поэтичны и красивы. В них ярко выступают два культа – культ Природы и культ Предков. Язычник жил одной жизнью с Природой. Во многих обрядах, сказках, загадках. пословицах Свет и Тьма, Небо и Земля, Солнце, Гроза, Ветер, Огонь, Вода и др. представлены живыми существами.

Язычники – славяне почитали души предков, именуемых «Род» и «Рожаницы». Им приносили жертвы, считали своими покровителями. В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры. Со времен церковь преследовала эти празднества (язычники противопоставляли рода христианскому богу).


Вопросы для подведения итога урока:

  1. Как связан эпиграф с темой урока?

  2. Как вы понимаете слово «многобожие» по отношению к язычникам?

  3. Что обозначает слово «двоеверие»?

  4. Назовите два культа, существовавшие у древних славян.

В качестве опережающего домашнего задания группе учащихся предлагается подобрать сказки, загадки, пословицы, в которых олицетворяется какая-либо стихия.

Часть учащихся пишет сочинение «во что верил славянин-язычник».

В классе вывешивается лист-обзор мифологических персонажей, используя который учащиеся могут составить кроссворды.

Все эти задания представляют собой отчет к третьему уроку по теме «Славянская мифология». А на второй урок они готовят выразительной чтение «Народного мифа о Солнце» (стр. 14).


Мифологические персонажи:


Алконист (алкион) – птица грусти и печали. Изображалась с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Она живет на море и усмиряет бури.

Баечник (перебаечник) – злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали.

Банник – дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человека. Может погубить человека, который моется в неурочное время.

Белбог (Белун) – бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представляется в облике старца с длинной седой бородой, в белой одежде, с посохом в руках.

Бес – одно из названий Чернобога. Позже – обобщенное название злых духов.

Болотница – дева-утопленница, живущая на болоте. Ее черные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны незабудками. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Вилы – лесные, полевые, водяные или воздушные девы в легких одеждах и с длинными волосами.

Водяной (водяник) – дух рек и озер. Показывается в блике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины, тело покрыто черной чешуей, на руках – перепонки. Любит играть в карты и пить водку.

Дажьбог – бог Солнца, сын Сварога, муж богини Луны.

Доля – дух-покровитель человека; дает богатство и удачу.

Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Но чаще домовой помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому домовому приходит молодой.

Зибог (Зембог) – бог земли, наделенный огромной силой.

Злыдни – злые существа; сидят на старой мельнице рядом с Лихо Одноглазым.

Кикимора – антипод домового в доме. Очень злое существо, в которое превращается родившийся мертвый или умерший грудной младенец. Кикимора старается выжить людей из дома.

Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага.

Лель – юный бог любви, сын Лады.

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Леший шутит с людьми: старается запутать их, увести в глубь леса, пугает свистом. Питается мхом и шишками. Жена лешего – лешачиха.

Лихо – злая баба – великанша, пожирающая людей. Имеет только один глаз, ростом выше деревьев.

Макошь – богиня – покровительница женских работ, прядения и качества.

Молнья – царица (Маланья) – грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего.

Морена (Мара) – богиня зла, вражды, смерти.

Морозка (Мороз) – бог зимы, холода.

Недоля – врач Доли. Стремится нанести вред человеку.

Оборотень – колдун, умеющий оборачиваться в животное или человек, превращенный в животное колдуном.

Огонь – царь – бог огня, способен уничтожить все на своем пути. Это одно из воплощений Великого Грома.

Перун – бог дождя, молний, грома, верховный бог Киевской Руси. Перун управляет облаками, тучами, ветром.

Погода – бог ясных дней, прововестник весны.

Полудница – женщина в белом, которая является работающим на поле в полдень, когда обычай требует перерыв. Она наказывает провинившегося, сворачивая ему голову.

Похвист (Посвист) – бог ветра.

Привидение (призрак) – душа умершего человека. Обычно показывается на кладбище. Единственный способ спастись – бежать без оглядки. Если обернешься – умрешь.

Род – бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему, что только существует в мире.

Русалка – дева вод, жена водяного. Это высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Русалка бестелестна и не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами.

Сварог (Сварожич) – бог небесного огня.

Святовид (Свантовит) – бог войны, солнца и победы и западных славян. Он изображался четырехголовым.

Семаргл (Симаргл) – бог семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зелени.

Сирин – райская птица с человеческим лицом, птица радости.

Снегурочка – дочь Мороза.

Стрибог – бог воздушных стихий.

Суседко – то же, что домовой.

Сыра – Земля Мать – богиня земли. Гром будит ее весной. Мать Сыра – Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью. Она считается матерью всего живого. Именины ее отмечаются 23 мая.

Упыри (вампиры) – проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь.

Черти – злые существа, бесы.

Чур (Щур) – древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Теплая изба – место обитания Чура. К нему взывают во время игр, гаданий и т.д. («Чур меня!»). Чурка – деревянное изображение Чура.

Шишига – маленькое горбатое и брюхатое холодное существо с сучковатыми руками. Утаскивает в воду зазевавшихся путников.

Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.


Урок 2.

Тема: Народный миф о солнце.

Цель: Выявление смыслового подтекста мифа.

Задачи: Получить представление о взглядах славян на происхождение человечества, определить их мировосприятие.


Учитель: Среди природных стихий славяне, как и многие другие народы, особенно почитали бога Солнца, Ярило (Купало, Коструба, Кострубонька). В основе это мифа лежит наблюдение народа над годовой жизнью солнца. Уже в глубокой древности люди определили два момента, когда умирает и воскресает солнце (дни летнего и зимнего солнцестояния – 22 июня и 24 декабря). К этому времени приурочены главные праздники в честь солнца. Существовало предание, что в купальскую ночь солнце заключает брак с землей. Прочитаем выразительно это сказание.

Учащиеся читают вслух «Народный миф о солнце».

Учитель: Попробуем составить план пересказа этого мифа:

Какой кажется Мать – Сыра – Земля в начале мифа?

Ученик: Мать – Сыра – Земля кажется мертвой – у нее не было ни света, ни тепла, ни звука, ни движения.

1. Почти мертвая Мать – Сыра – Земля.

Учитель: Что сделал Ярило?

Ученик: Ярило хотел посмотреть – «пригожа ль она?».

И мрак рассеялся над Матерью – Сырой – Землей. «Россияло солнце красное».

2. Ярило осветил Землю своими лучами.

Учитель: Как проснулась Мать – Сыра – Земля?

Найдите в тексте слова, свидетельствующие о том, что проснулось живое существо.

Ученик: Мать – Сыра – Земля «от сна проснулась», «в красе раскинулась», «пила золотые лучи», «возлюбила бога светлого», «разукрасилась», «пила жаркие поцелуи».

3. Пробуждение Земли. Любовь к богу Солнца.

Учитель: Обратите внимание на фон, на котором происходит действие.

Ученик: «Все жило, все любило, пело песни Яриле».

4. Ликование природы.

Учитель: Как приветствовал Ярило рождение сына?

Ученик: Когда Земля «породила человека», Ярило дал ему ум и «приветствовал сына громами, молниями».

5. Рождение сына.

Учитель: Как рассталась Мать – Сыра – Земля с богом Солнца?

Ученик: «Стала слабеть сила Ярилы». Умирающий Ярила послал вместо себя на землю Огонь, чтобы снова все не замерзло.

6. Смерть Ярилы. Огнь на земле.

Учитель: Этот миф вам дан в пересказе замечательного писателя П.И. Мельникова-Печерского. В конце мифа дается пояснение смысла происходящих на земле событий – обновление через смерть. Поэтому древние люди сжигали умерших, отдавая их живущему в огне Яриле, отцу людей. А потом стали отдавать матери, т.е. опускать в землю.

7. Память людей о Земле и Солнце.


Далее ученики пересказывают устно или письменно содержание мифа. Можно объявить конкурс на лучший пересказ.

В заключение урока звучит рассказ о праздновании Купалы (7 июля).


Надвинулись сумерки, наступает Иванова ночь. Рыбаки сказывают, что в эту ночь вода подвергается серебристым блеском, а бывалые люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собой беседы ведут. Сорви в ту ночь огненный цвет папоротника – поймешь язык всякого дерева и всякой травы, понятны тебе станут разговоры зверей и домашних животных. Тот цвет – огонь – дар Ярилы. То – царь – огонь!

Немного часов останется до полночи, когда, на одно мгновение, тот цветок распускается. Только что наступит полночь, из середины широколистного папоротника поднимается цветочная почка, шевелится она, двигается, ровно живая, и вдруг со страшным треском разрывается – и тут появляется огненный цвет. Незримая рука тотчас отрывает его. То – цвет – огонь, дарованный богом Ярилой. То – царь – огонь! Страшно поклоняться Ярило в лесу перед таинственным цветом – огнем, зато весело и радостно чествовать светлого Яра купальскими огнями.

Наперед набрав шиповнику, крапивы и других колючих и жгучих растений, кроют ими давно заготовленные кучи хвороста и сухих ветвей.

Лишь только зачнет гаснуть заря вечерняя, начинают во славу Яра живой огонь «взгнетать».

Для того в сухой березовой плахе прорезают круглое отверстие и плотно пригоняют к нему сухое же березовое, очищенное от коры, круглое полено. И то дело одних стариков. И когда старики взгнетают огонь, другие люди безмолвно и неподвижно стоят вокруг священнодействия, ожидая с благоговейным страхом чудного явления «божьего посла» - царя-огня.

Потом обливаются старики, творя божье дело… Впившись глазами в отверстие плахи, стоит возле них по-праздничному разодетая, венком из цветов увенченная, перворожденная своей матерью девочка-подросток с сухой лучиной в высоко поднятой руке.

Тускнеет заря на небе, ярко разгораются купальные костры, обливая красноватым светом темные перелики и отражаясь в сонных водах алыми столбами. Вся молодежь пред кострами – девушки в венках их любистока и мака, иные с травяными поясами, у всех молодцов цветы на шляпах.

Крепко схватившись за руки, прыгают они через огонь попарно: не разойдутся руки во время прыжка – быть паре, быть мужем и женой, разойдутся – свадьбы не жди! До утра кипит веселье молодежи вокруг купальных костров.

(Для чтения можно использовать мифы из книги А.Н. Афанасьева «Древо жизни» (М., 1982)).


Подводя итоги урока, следует еще раз напомнить о близости славян к Природе, ко всему, что окружало их. Именно эта любовь, обожествление таинственных сил природы, наделение их мыслями и чувствами, бережное отношение к ним придают верование и мифам славян необычную прелесть и силу.


К завершающему уроку по теме учащиеся готовят сказки, загадки, пословицы, связанные с культом Природы; пишут сочинения; составляют кроссворды.


Урок 4.

Тема: Новый Завет. Рождество Иисуса Христа.

Цель: Определение главных нравственных качеств человека.

Задачи: Увидеть нравственную подоплеку в «Рождестве Иисуса Христа». Выделить качества характера человека, угодные Богу.

Оборудование урока: репродукции картины «Троица».


Учитель: Приобщение к мировой письменной культуре для Древней Руси связано с переписыванием и переводом Библии, богослужебных книг, патриотической литературы, житий святых, поучений и наставлений христианских проповедников. осваивая постепенно новое мировоззрение, Древняя Русь приближалась к созданию своей самобытной литературы. Библия сыграла непреходящую роль в культуре Древней Руси. Поэтому новая встреча с Библией в курсе литературы VI класса – это наше нравственное обогащение, это подготовка к восприятию всей последующей литературы. Вспомним, что мы знаем о Библии из литературы 5 класса.

Ученики рассказывают о значении Библии, ее строении, Ветхом Завете и Новом Завете.


Далее прочитывается вступительная статья к разделу II.


Вопросы к статье:

О чем рассказывает Новый Завет?

(Бог послал на Землю своего Сына – Иисуса Христа).

Что обозначает слово «евангелие»?

(Слово «евангелие» греческое, оно означает «радостная весть»).

О чем эта весть?

(Эта весть о том, что Бог любит людей и хочет их спасти от зла).


Учитель: Рассмотрим репродукцию картины «Троица». (Троица – это три лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Послушайте «Ангельскую песнь Пресвятой Троице» или «Трисвятое»: «Святой Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В этой молитве Богом мы называли первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям».

(См. Закон Божий. – 1987. – С. 70 – 71).

Иисус означает Спаситель, ибо «он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нея, то есть принял тело и душу человеческие, - родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен – стал Богочеловеком».

(См.: Там же. – С. 66).

Давайте же прочитаем в учебнике главу «Рождество Иисуса Христа».


(Чтение главы).


Учитель: От древних времен до наших дней дошел обычай наряжать елку на Рождество, петь песни, разыгрывать спектакли. В рождественские дни – Святки у славян было принято ходить ряжеными, кататься в санях. А как вы отмечаете рождество дома?

Учащиеся обычно с удовольствием отвечают на этот вопрос, но чаще всего их воспоминания, связанные с праздников рождества, касаются застолья и других развлечений. Поэтому можно заранее подготовить сообщение учащихся о празднике Рождества.

(Материалом может послужить содержание Быстрых Т.И. В круге жизни «Пермская книга». – 1995. – С. 55 – 81).

Учитель: Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. Празднуя это Рождение, мы должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной. Снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами и «не стыдится братию нарицати» нас. Но чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с небес Господа, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к Свету веры, благочестии и добрых дел. Давайте вспомним некоторые моменты Рождества Иисуса Христа. В каких условиях он родился?

Ученик: Иисус Христос родился не в славе и богатстве, а в нищете и убожестве. Его колыбелью были ясли в пещере, куда загоняли скот.

Учитель: Подумайте, что показывает нам этим Евангелие? Что является великим и что – пагубным?

Ученик: Величие в смирении, нищете, кротости, простоте. А пагубными являются гордость, богатство и роскошь.

Учитель: А кто первыми поклоняются Христу?

Ученик: Первыми поклоняются Ему простые пастухи, а после них – волхвы.

Учитель: Таким образом у яслей Спасителя мы видим два рода людей: пастырей и волхвов, т.е. людей самых простых и образованных. Этим внушается нам, что Господь приемлет всех и каждого: приятна ему и простота бескнижная и мудрость человеческая. Каждый должен довольствоваться своей участью и каждый должен знать, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу. Честный труд, добросовестное выполнение своих обязанностей всегда угодны Богу.


Вывод по уроку: Перед очами Божьими драгоценны не внешние преимущества, а чистота сердца и совести, кротость и смирение, покорность и послушание, терпение и благодушие, доброта и благожелательность к близким. И эти качества не принадлежат какому-либо сословию: во всех званиях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать ему словом и делом.


В качестве домашнего задания учащимся предлагается определить значение библейских выражений в русской фразеологии (опережающее задание). Выражения пишутся на карточках и распределяются среди групп учащихся. Дополнительное задание: выписать и запомнить значение слов, данных в сносках. (По окончании следующего урока часть тетрадей берется на проверку).


Урок 5.

Тема: Десять заповедей Закона Божия.

Цель: Восприятие заповедей с современной точки зрения.

Задачи: Прочитать заповеди, понять их суть, выбрать важное для себя.

Оборудование: Написанные на классной доске или листе ватмана Десять заповедей Закона Божия.


Учитель: На прошлом уроке мы говорили об общечеловеческих ценностях, угодных Богу. Это доброта, смирение, терпение, кротость, совестливость и другие. Сегодня мы познакомимся с Десятью заповедями Закона Божьего. Именно по этим заповедям должны жить люди, созданные «по образу и подобию Божьему». На доске вы видите заповеди, написанные без перевода. Они будут прочитаны, а в тетради вы запишете их современный облик. Ваша задача подумать и решить каждому для себя, что из этих Десяти заповедей для вас особенно важно.


  1. Азъ есмь господь богь твой: да не будуть тебь бози инiи, разве Мене.

  1. Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Значение: Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его – Единого Истинного Бога.

  1. Не сотвори себь кумира и всякого подобiя, елика на небеси горь, и елика на земли низу, и елика въ водахъ подъ землею: да не поклонишися имъ, ни послужиши имъ.

  1. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

(Не сотвори – не делай; кумир – идол, которого почитают вместо Бога).

Значение: Господь Бог запрещает почитать изображения того, что мы видим на небе (солнце, луну, звезды), и что находится на земле (растения, животные, люди), или находится на водах (люди).

  1. Не прiемли имене Господа Бога твоего всуе.

  1. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Значение: Не нужно произносить имя Божие в пустых разговорах, шутках и играх.

  1. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней дьлай, и сотвориши въ нихъ вся дьла твоя, въ день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

  1. Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись, работай и делай в продолжение их все дела свои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящая Господу Богу твоему.

Значение: Шесть дней работай и занимайся своими делами, а седьмой день посвящай служению Богу. (В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота; в Новом Завете стал праздноваться первый день недели – Воскресение).

  1. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть, и да долгольтень будеши на земли.

  1. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

Значение: Почитай родителей своих, и за это долго будешь жить на земле.

  1. Не убiй.

  1. Не убивай.

Значение: Не отнимай жизнь у других людей и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.

  1. Не прелюбье сотвори.

  1. Не прелюбодействуй.

Значение: Не нарушай супружескую верность, не имей всякую незаконную и нечистую любовь.

  1. Не укради.

  1. Не воруй.

Значение: Не присваивай себе того, что принадлежит другим.

  1. Не послушествуй на друга твоего свидетьльства ложна.

  1. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Значение: Не говори ложь о другом человеке и не говори вообще всякую ложь.

  1. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.

  1. Не желай себе жены другого человека, не желай дома его, ни поля его, ни слуги его, ни служанки его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у другого человека.

Значение: Не желай плохого другим людям, не завидуй.


Учитель: Перечитайте, пожалуйста, записанное вами. Подумайте. итак, какая заповедь вам близка? Почему? Может быть, в жизни вы столкнулись с нарушением какой-либо заповеди? А может быть, наоборот, следование заповеди удержало вас от неправильного поступка?


Учащимся нужно обязательно дать небольшое время на раздумье. Руки, как правило, поднимает большая половина класса. Особенно заинтересовывают ребят заповеди 5, 6, 8. Они рассказывают о случаях в школе, дома, на улице. Учитель должен направить рассказы учащихся к вопросу соблюдения нравственных норм.


Подводя итоги урока, учитель может попросить учащихся подумать, что дает человеку и человечеству соблюдение заповедей Закона Божия. Ответ может быть письменным или устным. Здесь дети редко ошибаются: соблюдение заповедей Закона Божия дает людям мирную и счастливую жизнь.


Дома учащиеся читают «Притчу о блудном сыне» и «Притчу о добром самарянине».


Урок 6.

Тема: «Притча о блудном сыне», «Притча о добром самарянине». Библейские выражения в русской фразеологии.

Цель: Понимание библейских притч с точки зрения иносказаний. Определение нравственных качеств героев притч.

Задачи: I. Познакомиться с жанром притчи. На примере данных в учебнике притч усвоить иносказательный смысл притч. Определить нравственные принципы притч. II. Познакомиться с библейскими выражениями, уточнить их современный смысл, сферу употребления.


I этап.


Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о Рождестве Иисуса Христа, о Десяти заповедях Закона Божия, о том, что соблюдение этих заповедей как нравственных законов помогло бы человечеству изжить большую часть проблем.

В Библии рассказывается также, что, когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям свое учение. Иисус рассказывал людям небольшие истории иносказательно характера, притчи. Они были понятны всем людям. Давайте вспомним содержание «Притчи о блудном сыне» (нужно еще раз проверить знание учащимися слов «притча» и «блудный»).

Ученики передают содержание притчи.

Учитель: Напоминаю, притча имеет иносказательный характер. Давайте подумаем, кто подразумевается под отцом, а кто – под блудным сыном?

Ученик: Под отцом подразумевается Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник.

Учитель: На блудного сына похож всякий человек, который нарушает заповеди, тем самым удаляется от бога и живет грешной жизнью. Своими грехами он губит душу, здоровье, силу, способности. А их он получил от Бога. Может ли Бог простить его?

Ученик: Если искренне покаешься, то Господь, как добрый отец, радуется раскаянию грешника и прощает ему все грехи. А потом возвращает Свои милости и дары.

Учитель: А чему учит рассказ о старшем сыне?

Ученик: Этот рассказ учит тому, что всякий человек должен радоваться исправлению другого, не завидовать удаче тех, кто ее не имел. И главное – не считать себя достойным милостей больше, чем кто-то другой.


Перечитывание «Притчи о добром самарянине».


Учитель: Каков прямой и ясный смысл этой притчи?

Ученик: Эта притча учит любви ко всякому ближнему.

Учитель: Эта притча имеет и другой, иносказательный и глубокий смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как Адам, а в лице его и все человечество.

(Ученики вспоминают историю Адама и Евы).

Учитель: Адам и Ева были вынуждены покинуть Иерусалим небесный (рай) и удалиться на землю, где их ожидали несчастья и беды.

Разбойники – это силы бесовские, лишившие наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни).

Раны – это греховные язвы, обессиливающие нас.

Милосердный самарянин – Сам Иисус Христос.

Гостиница – Церковь Божия, где есть все необходимое для лечения души.

Два динария – это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Священного Писания.

(В сильном классе учащиеся могут сами справиться с иносказанием).

Учитель: Учебник поместил только две притчи. Их гораздо больше, и вы можете их прочитать. («Притча о богатом и Лазаре», «Притча о десяти девах», «Притча о мытаре и фарисее» и др.).

О каких заповедях Закона Божия идет речь в прочитанных нами притчах? (1, 5, 10).

Итак, Библия, несомненно, великая книга. Именно она поведала миру о Господе нашем Иисусе Христе, его рождении, деятельности, смерти и воскресении. Именно Библия поведала, какими качествами должен обладать человек, чтобы считаться человеком.


II этап. Библейские выражения в русской фразеологии.


Учитель: Как часто мы употребляем яркие языковые перлы, не ведая, откуда то или иное выражение или слово пришло к нам. Между тем первоначальный адрес многих из них – Библия. Даже тот, кто никогда не держал в руках эту книгу, постоянно обращается к ней. Не все, например, знают, что широко распространенная пословица «не одним хлебом живет человек» (Второзаконие, гл. 8, 3) принадлежит Моисею, тому самому, который вывел евреев из Египта, спас свой народ от рабства.

Актуально звучат в наше время слова «Всему свое время»; «время насаждать и время вырывать насаженное»; «время разрушать, и время строить» (Екклесиаст, гл. 3, 2, 3, 5). Смысл их ясен каждому. Естественен вывод о необходимости скорейшего возврата к общечеловеческим ценностям, конкретно к тем заповедям добра, которые провозглашаются в священном писании.

Целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами, понять трудно, если не знать их происхождения.

Учащиеся рассказывают о происхождении и значении фразеологизмов.

Манна небесная.

40 лет вел пророк Моисей свой народ по пустыне, где нет ни съедобных растений, ни живности. И погибли бы люди, от голода, если бы Бог не послал с неба манну.

«Манна же была подобна кориандровому семени… Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки…» (Числа, гл. 11. 7, 8, 9).

В современном русском языке фразеологизм этот приобрел шутливый, иронический оттенок: ждать как манны небесной – ждать с нетерпением; питаться манной небесной – существовать впроголодь.

Козел отпущения.

Выражение связано с древнейшим обычаем жертвоприношения. Для искупления грехов к священнику приводили двух козлов. Одного из них по жребию приносили в жертву, а второго живым отпускали в пустыню, предварительно совершив над ним обряд.

«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их…» (Левит, гл. 16, 21, 22).

Ныне козлом отпущения называют человека, на которого постоянно сваливается ответственность за все, что бы ни случилось.


Глас вопиющего в пустыне.

В книге пророка Исаии означало благовест – голос, возвещающий о Боге.

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу вашему» (Исаия, гл. 40, 3).

В современном языке так говорят в случаях, когда нет надежды на результативность высказанного кем-либо сообщения, предложения.

Перековать мечи на орала.

Первоначально это выражение звучало так: «Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья…» (Иоиль, гл. 3, 10).

Несколькими страницами дальше: «… И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы» (Михей, гл. 4, 3).

Нести свой крест.

До места казни Иисус Христос нес на себе тяжелый крест, на котором его потом распяли.

«И, несе крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа» (Иоанн, гл. 19, 17).

Нести свой крест означает терпеть муки, страдать.

Соль земли.

Так называет Иисус Христос своих учеников, обращаясь к ним в Нагорной проповеди: «Вы – соль земли». (Матфей, гл. 5, 13).

В современном русском языке это выражение применяется по отношению к выдающимся представителям какого-либо общества, общественной группы.

Хранить как зеницу ока.

Фразеологизм принадлежит пророку Моисею, который, обращаясь к израильтянам, увещевал их не отступать от Божьих заветов. Ведь это Бог спас их от смерти в дни исхода из египетского рабства.

Испить чашу (испить горькую чашу).

Образ чаши, содержание которой несет в себе смерть, использован в Евангелие от Иоанна. Иисус обращается к одному из своих учеников – апостолу Петру: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (гл. 18, 11).

В современном языке означает испытывать несчастья.


Можно использовать и другие фразеологизмы: иерихонская труба (Иисус Навин, гл. 6, 19), бросить камень (Иоанн, гл. 8, 7), упасть духом (Иов, гл. 4, 5), сеять зло (там же, гл. 4, 8), волосы становятся дыбом (там же, гл. 4, 15), пускать на ветер (там же, гл. 6, 2 6), язык прилип к гортани (там же, гл. 29, 10), отвести душу (там же, гл. 33, 18), бросать жребий (Захария, гл. 7, 9), приносить в жертву (Малахия, гл. 18) и другие.


Учитель: Читая Библию, нельзя не удивляться смысловой глубине, художественной выразительности древних текстов. Мы можем найти в них ответ на многие вопросы, волнующие нас сегодня. Созданные много веков назад, они точно и ясно характеризуют явления современной жизни. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, которые несут они в себе.





Раздел №3. Урок 1.

Тема: Древнерусская литература. Жанр летописи в древнерусской литературе. «Повесть временных лет».

Цель: Знакомство с «языком образов» в летописи.

Задачи: Познакомиться с жанром летописи. Усвоить содержание «Повести временных лет».


Учитель: Приняв в 988 г. христианство, Древняя Русь одновременно получила письменность и литературу. Древнерусские книжники очутились перед лицом сложнейшей задачи: нужно было обеспечить церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами для ознакомления с основами христианской морали, с историей Вселенной, народов и государств. Необходимо было рассказать о том, как – с христианской точки зрения – устроен мир, объяснить смысл «устроенной богом» природы. Об истории мира рассказывали хроники и хронографы, об отдельных событиях русской и мировой истории – повести, об истории Руси – летописи. б одной из таких летописей – «Повести временных лет» мы поговорим сегодня на уроке.

Работа со словарем.

Запишем определение слова «летопись».

Летопись – то есть изложение событий по годам – специфически русская форма исторического повествования. (Рассказ каждого года начинался словами «В лето…» - отсюда название летопись).

О летописи писал Д.С. Лихачев: «Летопись не сухой перечень событий, а взволнованный рассказ о них. О событиях и людях летописец говорит ярким языком образов.»


Запись оформляется как памятка, кладется по экземпляру на каждую парту.

Повествование в летописи было двух типов:

Погодные записи – сообщения о событиях

Летописные рассказы – описания событий с деталями, диалогами







события, которые происходили при жизни летописца

события, давно прошедшие: предания, легенды






в) летопись подчиняет себе следующие жанры: исторической, чаще воинской, повести, жития святого, поучения, похвального слова, различные документы;

г) чаще всего главными героями летописей являются цари, князья, воеводы. Князь изображается обычно в самые центральные моменты своей деятельности – при вступлении на престол, во время битв или дипломатических акций;

д) летопись имеет нравственный аспект, т.к. по представлениям летописцев, история – это книга человеческого бытия с вечной борьбой между добром и злом, ситуациями, когда народ пренебрегает своими обязанностями перед Богом и терпит наказание – мором, голодом, «нахожением иноплеменников» и даже полной гибелью государства и «расточением» народа.



Вопросы по усвоению материала:

  1. Что такое летопись?

  2. В каком веке началось летописание на Руси?

  3. Расскажите о двух типах повествования в летописях.

  4. Кто был основным героем летописи?

  5. Какие жанры литературы той эпохи входят в летопись?

  6. Какие нравственные проблемы решает летопись?


Далее ученики читают статью о «Повести временных лет» и отвечают на вопросы:

  1. Как звали первого летописца?

Нестор.

  1. Что описывает он? С какой целью?

Летописей описывает события своего времени и прошлых лет для того, чтобы люди знали, каким трудом и подвигами создавалась наша земля, и любили ее.

  1. Кого прославляет и кого осуждает летописец?

Прославляет защитников родной земли и осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями.

  1. Как в древности трудились над летописной книгой?

Книги писались в монастырях, в кельях, при свете лампад, гусиным пером.


Учитель: Каждый народ помнит и знает свою историю. В преданиях, легендах, песнях сохранились и передавались из поколения в поколение сведения и воспоминания о прошлом. Летописи выросли в значительной мере на основе устного исторического эпоса. В богатой летописной традиции Древней Руси «Повесть временных лет» занимает особое место. По словам Д.С. Лихачева, она явилась «не просто собранием фактов русской истории…, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

У летописи, о которой мы говори, два названия: сокращенное, «современное» - «Повесть временных лет» и подлинное – «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Какое заглавие вы предпочтете? В чем преимущество подлинника уже на уровне заголовка? Услышали ли вы летопись в ее заголовке?

Ученик: Второй заголовок предпочтительнее. В нем слышится летопись, т.к. перечисляются «летописные» факты: «кто в Киеве нача княжити», «откуда Русская земля стала есть». А первый заголовок как-то суше, не очень точно отражает суть, хотя слово «временных» (прошлых) вообще-то летописное.


В заключение урока еще раз повторяются признаки летописи (по памятке).


Дома учащимся предлагается приготовить для выразительного чтения отрывки из «Повести временных лет» «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе» и еще раз вспомнить всё о летописи.


Урок 2.

Тема: Летопись «Повесть временных лет». Отрывки из нее «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».

Цель: Анализ текста летописи.

Задачи: Проанализировать отрывки из летописи. Доказать, что прочитанные отрывки относятся к жанру летописи.


Урок состоит из двух частей:


I часть. Выразительное чтение отрывков из «Повести временных лет». Предварительно нужно попросить учащихся сохранить при чтении языковой колорит повести; читать неспешно, чтобы отрывки «звучали».


II часть. Повторение особенности жанра летописи. Учитель подчеркивает, что «Повесть временных лет» является «отступлением» от жанра, т.к. героями рассказов могут быть не князья, а люди из народа. В сильном классе это несоответствие могут заметить сами учащиеся.


Далее классу дается задание: доказать, что оба напечатанные в учебнике отрывка относятся к жанру повести.


I вариант

Сказание о Кожемяке.

II вариант

Сказание о белгородском киселе.

  1. Рассказ начинается со слов «В лето 992…».

  1. Рассказ начинается со слов «В лето 997…».

  1. Одно из главный действующих лиц – князь Владимир.

  1. В летописи есть отступление от жанра, т.к. главный герой – простой старик. Однако упоминаются старейшины города и «князья печенежские».

  1. Летопись содержит события, прошедшие давно. Описание снабжено деталями («берег реки Трубеж у брода», «Князь Владимир только что возвратился с войны», «Князь обрадовался» и т.д.).

  1. Летопись содержит события, прошедшие давно. Описание снабжено деталями («Старец не был на вече», «обещали с радостью», «лукошко меду» и т.д.).

  1. Русь изображена во время войны с печенегами.

  1. На Русь напали печенеги.

  1. Имеется нравственный аспект – князь Владимир согласился на поединок своего воина с печенежским, т.к. победа русского воина освобождала Русь от разорения, а воин проявил храбрость, отвагу и стойкость в защите Руси. И прославился он по заслугам.

  1. Имеется нравственный аспект, т.к. летопись прославляет находчивость и мудрость, проявленные в битве с печенегами.


В качестве домашнего задания предлагается ответить на вопрос: Каковы заветы литературы Древней Руси?