СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития системы образования, претерпевающей существенные изменения, становится актуальным взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему. По мнению разработчиков Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) ученик должен быть подготовлен к самостоятельным действиям, уметь применять знания, полученные в школе на практике, принимать решение в ситуации любой сложности, обладать критическим мышлением, занимать активную гражданскую позицию. Одним из направлений данной системы мы видим в развитии исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»



МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»










Методические рекомендации

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, литературы в условиях реализации ФГОС»








Батомункуева Сэсэгма Эрдынижаповна

учитель русского языка и литературы















2023

Содержание

Введение 3

  1. Теоретические основы возникновения метода проектов… 5

  2. Современная классификация учебных проектов 8

  3. Формы продуктов проектной деятельности… 11

  4. Паспорт проектной работы 12

  5. Виды презентаций проектов… 13

  1. Система оценки проектных работ и критерии их оценки 14

  2. Проектная деятельность на уроках русского языка и

литературы 16

Список литературы…………………………………………………….

Введение



На современном этапе развития системы образования, претерпевающей существенные изменения, становится актуальным взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему. По мнению разработчиков Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) ученик должен быть подготовлен к самостоятельным действиям, уметь применять знания, полученные в школе на практике, принимать решение в ситуации любой сложности, обладать критическим мышлением, занимать активную гражданскую позицию. Одним из направлений данной системы мы видим в развитии исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задача педагога современной школы заключается в формировании и развитии универсальных учебных действий через использование в учебной деятельности методов и технологий проектной деятельности, которые должны помочь обучающимся научиться планировать свои действия, принимать взвешенные решения, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Разработчики проектной технологии доказали, что при выполнении проектной работы обучающиеся станут более ответственными и инициативными, повысят эффективность учебной деятельности, повысят уровень мотивации.

Федеральным государственным стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение приемов и практических действий для решения личностно - и социально значимых задач.

Актуальность этой проблемы способствовала выбору темы методической работы.

Тема: « Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Цель: включение учащихся в проектную деятельность, формирование первоначальной системы исследовательских теоретико-методологических, методических и практических знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Теоретические основы применения методов проектов на уроках русского языка и литературы.

  2. Организация проектной деятельности в классах на уроках русского языка и литературы.

  3. Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности.

  4. Повышение самооценки обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученным результатам.

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

Гипотеза: проектная деятельность обучающихся направлена на овладение учебно-познавательными приемами, практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.

1.Теоретические основы возникновения метода проектов



Педагогический метод проектов был создан и введен в практику американским психологом, педагогом, философом-прагматиком Дж. Дьюи.

В своих работах он доказывает необходимость обучения, которое бы связывало теоретическую основу обучения с жизнью. В его работах нет определения нововведения, он не называет метод словом «проект». Ученый и его последователь В.Х. Килпатрик обосновывают необходимость деятельности в момент приобретения и закрепления знаний на активной основе, посредством целесообразной деятельности ученика.

Начало XX в. стало пиком популярности данной методики в американской школе. Данный метод соответствовал укладу жизни и духу предприимчивых и жизнелюбивых американцев. Они определили метод проектов как «наш метод школьной работы».

В 1910 году появилась первая классификация учебных проектов, составленная Коллингсом , сельским учителем штата Миссури:

  • учение детей в групповой деятельности - «проекты игр» (народные танцы, постановки, развлечения, активные игры);

  • изучение окружающей среды, природы, общественной жизни –

«экскурсионные проекты»;

  • рассказы детей в различной форме: в письменной, устной, музыкальной, художественной, вокальной – «повествовательные проекты»;

  • создание полезного продукта – «конструктивные проекты».

Школа Коллинга, работавшая исключительно по методу проектов, за один учебный год проработала и защитила около 600 проектов под руководством одного учителя.

В отечественной педагогике метод проектов появился в начале двадцатого века. Одним из первых заинтересовался данным методом Л.Н.

Толстой. Именно он трактовал образование как создание условий для самопроизвольного раскрытия ученика при осторожном воздействии учителя.

Развил практическое применение метода проектов С.Т. Шацкий.

Е.Г. Кагаров провел анализ преимуществ метода проектов и содержания работы учителя и учащихся. Г. Меандров раскрыл этапы работы над проектами. Данный метод получил достаточно противоположные оценки со стороны отечественных педагогов. Сначала он был оценен как «перспективный», затем как «универсальный», позже как «легкомысленный». К такому мнению пришли после исследований, показывающих, что результативность обучения

значительно снизилась в 20 годы в советской школе. Причинами снижения успеваемости являются:

  • отсутствие достаточно подготовленных педагогических кадров, умеющих эффективно использовать метод проектов;

  • недостаточность разработанность данной методики;

  • доминирование метода над другими методами обучения;

  • сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей

«комплексных программ».

Метод проектов – это набор частных методик из области дидактических категорий. Это набор приемов для овладения определенной области теоретического и практического знания. Он может использоваться в рамках изучения одного предмета.

Использование методов проектов в учебной деятельности - это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает определенную квалификацию учителя. Наряду с другими методами обучения, которые требуют применения традиционных методов обучения, метод проектов требует особой готовности использовать приемы групповой и исследовательской деятельности, а так же ряда особых условий:

  1. Необходимо наличие информационной, исследовательской, практической проблемы либо социально значимой задачи. Выполнить проект - значит найти решение данной задачи, пути преодоления проблемы или проблемной ситуации. Идеально, если проблема будет предъявлена внешним заказчиком. Например, разработка дизайна помещения клуба, который посещают школьники. В роли заказчика на уроке может выступать учитель - предметник, который нацеливает обучающихся на решение возникающей проблемы, а так же и сами обучающиеся, которые сталкиваются с проблемами в ходе учебной или воспитательной деятельности. Например, проект по разработке уголка живой природы или разработки сценария праздника.

Найти социально-значимую проблему задача довольно сложная, однако решение такой проблемы способствует развитию обучающихся и социальной сферы общества.

  1. Выполнение проекта начинается с проектирования продукта деятельности, который должен получиться в результате его разработки. Составляется план работы над проектом, этапы его разработки и реализации. В планирование включается перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных за исполнение данного этапа. Определенные проекты, например, ролевые и творческие могут быть спланированы от начала до конца на первом этапе.

  2. Разработка и реализация каждого проекта обязательно требует наличие исследовательской работы обучающихся. Итак, исследовательская деятельность и получение продукта в результате исследования является отличительной чертой проектной деятельности. Информация должна быть найдена, осмыслена и преобразована обучающимися.

  3. Результатом разработки проекта является конкретный продукт, который может найти применение в практической, социальной, научной сфере.

  4. Полученный продукт предъявляется заказчику как оптимальное средство решения той или иной проблемы, проблемы решаемой на данном этапе участниками проекта. Итак, проект должен быть презентован как самый выгодный и приемлемый для заказчика.

Существует некоторое трактование работы над проектом в виде пяти «П»: Проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Результаты проекта предоставляется в портфолио обучающихся.

Пртфолио - это накопитель материалов, касающихся разработки и защиты проекта.

Важным этапом разработки проекта является продукт деятельности, полученный на каждом этапе его разработки.


2. Современная классификация учебных проектов



Как упоминалось выше, метод проектов является комплексным и многоплановым методом, который имеет множество видов и разновидностей. Для того чтобы понять их отличительные признаки рассмотрим существующие классификации. Содержательную специфику каждого проекта составляет содержательная характеристика.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни города, микрорайона, государства, класса, школы.

Исследовательский проект напоминает по структуре подлинно научное исследование. Исследовательский проект имеет обоснование актуальности выбранной темы, определяются задачи исследования, обязательное предположение - выдвижение гипотезы. Планируется проверка гипотезы и обоснование полученных результатов.

При организации исследования используются методы: эксперимент, моделирование, наблюдение, опрос, интервьюирование, лабораторный эксперимент, анкетирование, тестирование и др.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте, явлении. Собранная информация авизируется, обобщается и представляется для аудитории в виде презентации, плаката, схем, таблиц, диаграмм. Выходом такого проекта может быть публикация в средствах массовой информации: газете, журнале, сети Интернет, а так же может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает нетрадиционный и свободный подход к оформлению результатов, например, театрализации, альманахи, спортивные игры, произведения декоративно-прикладного или изобразительного искусства, видеофильмы, концерты.

Ролевой проект является наиболее сложным на этапе разработки и реализации. Участие в таком проекте требует от исполнителей ролей театрального перевоплощения, «вживания в роли» своих героев: исторических персонажей, литературных персонажей, выдуманных героев. Результат проекта не известен до момента полного его завершения, мнения зрителей о нем, отзывов самих исполнителей.

Все выше перечисленные целевые направления деятельности некоторым образом реализуются в каждом проекте. Поэтому можно утверждать, что любой проект исследовательский, так же как и любой проект – творческий, информационный, практико-ориентированный, информационный. Чаще всего вид деятельности в проекте является доминирующей, а не единственной.

По комплексности и характеру контактов проекты подразделяются на:

  1. монопроекты, которые проводятся в рамках одного и того же предмета, или одной области знания, могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте, как правило,

принимают участие два учителя: учитель предметник – руководитель проекта, учитель другой дисциплины – консультант. Монопроекты могут быть естественно-научными, экологическими, литературно- творческими, спортивными, географическими, историческими, культуроведческими, языковыми, музыкальными. Интеграция осуществляется на этапе подготовки продукта и ее презентации, например, музыкальное оформление литературной композиции.

  1. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время под руководством нескольких учителей в различных областях знания. Они предполагают глубокую интеграцию на всех этапах его реализации.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: международными, межрегиональными, региональными, внутришкольными, внутриклассными.

Межрегиональные и международные проекты как правило, являются телекоммуникационными, требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные мини- проекты, краткосрочные и лонгитюдные – долгосрочные проекты.

Мини – проект укладываются в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения четырех-шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы, таких как

лабораторный эксперимент, мастерские, лекции с внеклассными формами работы экскурсиями и экспедициями, натурными видеосъемками. Все виды деятельности в сочетании с глубоким проникновением в тему проекта делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты выполняются как индивидуально, так и в группах. Ряд школ такую работу проводит в виде создания научного общества учеников. Весь проект разрабатывается во внеурочное время.


  1. Формы продуктов проектной деятельности



Рассмотрим, в какой форме может быть выбран обучающимися для выполнения проекта. Форму проектной деятельности участники проекта выбирают на организационном этапе. От выбора формы проекта в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем приблизительный перечень возможных выходов проектной деятельности: Web-сайт, анализ данных опроса, атлас, видеофильм, видеоклип, Выставка, газета, журнал, игра, мультимедийный продукт, карта, оформление кабинета, пакет рекомендаций, публикация, сказка, справочник.




  1. Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  2. Метапредметные связи.

  3. Возраст обучаюшихся, на который рассчитан проект.

  4. Состав проектной группы: Ф.И. учащихся, класс.

  5. Тип проекта: информационный, реферативный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий, ролевой.

  6. Заказчик проекта.

  1. Практическая и педагогическая цели проекта.

  2. Задачи проекта

  3. Проблемные вопросы проекта

  4. Оборудование

  5. Аннотация краткое описание значимости проекта.

  6. Предполагаемые результаты проекта.

  7. Этапы работы над проектом

  8. Распределение ролей в проектной группе.



4. Виды презентаций проектов



Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор

«типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра, демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалог исторических или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, игра с залом, научная конференция,

научный доклад, пресс-конференция, отчет исследовательской экспедиции и т.д.

Портфолио проекта - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на презентации проекта.

Задача портфолио на защите проекта - показать ход работы проектной группы, озвучить обоснование сделанных выводов.

Портфолио позволяет:

  • организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав портфолио проекта входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

  5. результаты исследований и анализа;

  6. записи всех идей, гипотез и решений;

  7. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  8. материалы к презентации (сценарий);

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.



    1. Система оценки проектных работ и критерии их оценки



Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного анализа возможных результатов деятельности.

Учитывать ли индивидуальные результаты каждого в групповой работе, присуждать ли место победителю проекта, предполагаются ли номинации по итогам представления результатов проекта, разделяется ли защита проектов на исследовательские секции.

Оценка выполненных проектных работ проводится, как правило, несколькими педагогами, по заранее определенным критериям.

При оценивании проектов часто сталкиваются со следующими проблемами:

-область предметной компетентности членов жюри (в жюри должны быть специалисты всех направлений, представленных в этой секции).

  • каждый участник проектной работы приложил определенные усилия, но не все получают поощрения (в таком случае нужно обнародовать рейтинг всех участников секции).

Критерии оценки выбираются на этапе начала разработки проекта или разработки положения о конкурсе проектов. Критерии должны быть доступны всем возрастным категориям принимающим участие в разработке проектов.

Критерии должны быть известны всем разработчикам проектов за долго до защиты.

Представим обобщенно критерии оценивания проектных работ:

  1. актуальность темы проекта;

  2. глубина и полнота исследования проблемы;

  3. оригинальность предложенных решений;

  4. качество представления результатов проекта;

  5. убедительность презентации.

Оценивание проекта проводится по выработанным критериям, по 3 бальной шкале. Пример критериальной таблицы представлен в приложении 1.

Рассмотрим роль учителя в проектной деятельности.

Проектная деятельность предполагает, что учитель будет создавать условия для организации исследовательской деятельности, а именно разрабатывать учебные задания исследовательского характера.

Обучение исследовательским навыкам приводит к формированию у обучающихся интереса к заданиям и предмету, навыкам самообразования.

Требования к учителю – организатору проектной деятельности:

  • высокий уровень культуры;

-высокий уровень профессионализма;

  • творческими способностями;

  • развитой фантазией;

-способностью к генерированию идей;

  • изобретательностью.

В проектной деятельности учитель перестает быть узким специалистом- предметником, он становится специалистом широкого профиля.

Вот перечень немногих ролевых функций, которые необходимо выполнять педагогу для реализации метода проектов:

  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех областях);

  • координатор всего группового процесса;

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

  • консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

  • «человек, который задает вопросы»

  • эксперт.

В ходе выполнения проекта, важно соблюдать условия о степени самостоятельности обучающихся в выполнении проекта: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.




    1. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.



Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить.


Учебные предметы русский язык и литература являются благоприятными для создания и реализации проектов. Учителя довольно часто сталкиваются с проблемой отсутствия читательского интереса у обучающихся, узкий кругозор, минимальный активный словарный запас, несформированность навыка анализа и обобщения.

Проблемы, подчеркнутые нами выше обуславливаются как возрастными особенностями подростков основной ступени школы, так и низкой мотивацией к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность предусматривает индивидуальную, парную и групповую формы работ. Интересная работа в группах позволяет ребятам

почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Из опыта работы в 5-9 классах, организуя работу по методу проектов, я использую «Правила успешной проектной деятельности», которые обязательно должны выполняться участниками проекта:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в

себе. дело.



  1. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее



  1. Ответственность за конечный результат несут все члены команды,

выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий»:

    1. Выбор темы проекта.

    2. Постановка цели.

    3. Выдвижение гипотезы

    4. Выбор методов исследования.

    5. Собор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

    6. Оформление полученных результатов.

    7. Анализ полуученых результатов.

    8. Формулировка выводов.

    9. Самооценка, оценивание в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Разработанные мною памятки позволяют обучающимся быть цспешными на пути к достижению цели проекта.

Работая над проектом я обучаю детей ставить цели к этапам работы, к заданиям и упражнениям.

Для постановки цели обучающиеся должны ответить на вопрос:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение?

  • Зачем это нужно делать?

Обучающиеся ложны уметь видеть прогнозируемый результат, понимать, что цель всегда направлена на результат деятельности.

Считаю важным, в процессе учебной деятельности создать условия для каждого обучающегося по пониманию важности выполняемой работы, умения чувствовать мир прекрасного, воспитывать в себе активного читателя, зрителя, писателя.

При организации работы по методу проектной деятельности я использую следующие формы деятельности: инсценировки, мини-сочинения, рисование иллюстраций, составление кроссвордов, театрализованные миниатюры представления.

Успех выполнения задания зависит от четкой постановки цели к заданию, определения критериев оценивания, проведения рефлексии деятельности.

Обучающиеся самостоятельно оценивают себя по критериям, выражают мнение по поводу работы группы, анализируют выполненную работу: определяют что удалось, а что нет.

Для формирования навыков сотрудничества, я стремлюсь вовлечь каждого обучающегося в процесс переработки и получения информации по схемам взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель - ученик», «ученик- класс».

Использую методы работы, формирующие внимание на большой группе: дискуссия, диспут, опрос, обзор информации, обсуждения, инсценировки.

Приведем примеры практических проектных работ обучающихся.

Проект по литературе « Советую прочитать…»» (к уроку внеклассного чтения) в 5 классе.

Дети писали сочинение-отзыв о прочитанной книге. На этапе подготовки был составлен алгоритм написания отзыва.

Алгоритм написания отзыва о прочитанной книге:

  1. Укажи автора и название произведения

  2. Где и когда издана эта книга

  3. Сколько страниц в этой книге

  4. Укажи жанр произведения

  5. Назови главных героев, время и место действия.

  6. Вспомни те эпизоды книги, которые произвели наибольшее впечатление. Расскажи о своих впечатлениях.

  1. Расскажи, как книга повлияла на тебя (или на твою жизнь)

  2. Продумай начало и концовку отзыва- в них должно проявиться единство замысла

  3. Подбери эмоционально окрашенные и оценочные слова, передающие твои чувства и переживания.

  4. Проверь грамотность написанного отзыва. Сочинение-отзыв Курмышевой М (5 класс)

Недавно я прочитала удивительную книгу «Шурик-москвич». Автор произведения - Л.Кондратова. Книга издана в Москве в 1981 году, в ней триста восемьдесят одна страница.

Л. Кондратова рассказывает об очень смелом, добром и ответственном мальчике Шурике. Юный партизан (ему десять - тринадцать лет) участвует в выполнении боевых заданий и готов отдать жизнь за Родину. В бою он получает

ранение, после которого его отправляют на Большую землю. Шурик сражался вместе с партизанами за освобождение своей земли от фашистских захватчиков, проявляя храбрость и мужество. На войне дети быстрее становились взрослыми, учились жить в суровых условиях.

Этот рассказ адресован нам, детям, чтобы мы помнили, как завоевывались свобода и мир. Во время чтения я пыталась представить быт партизанского отряда и удивлялась тому, что люди, несмотря на боль и страдания, свято верили в победу. Каждый прожитый ими день приближал долгожданную победу.

Слава героям Великой Отечественной!



Проект « Настоящий человек» (к 100-летию со дня рождения А.Маресьева)

Проект групповой. Конечный продукт - стенгазета. Одна группа занималась сбором информации о жизни А.Маресьева, вторая группа на основе повести Б.Полевого писала сочинения-отзывы, третья группа занималась художественным оформлением газеты. Презентация проекта состоялась на уроке литературы. Этот плакат также был представлен на фестиваль-конкурс

«Виват победителям!»

Примеры уроков-проектов представлены нами в приложении 2.

Таким образом, использование метода проекта позволяет мне успешно формировать универсальные умения и навыки, формировать положительную мотивацию, реализовывать ФГОС, соответствовать требованиям современного образования.









Список литературы


  1. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. - 2016. - №6.1. - С. 31-33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/ (дата обращения: 07.04.2019)

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  3. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

  4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. -

№3

  1. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология

учебного проекта. – М., 2000.

  1. А.А.Поспелова Русский язык. Связи с предметами гуманитарного и естественно - научного циклов.- Волгоград, 2008

  2. Г.В.Цветкова Литература.%-11 классы. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград, 2012

  3. Г.В.Цветкова. русский язык 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся.- Волгоград, 2009


Приложение 1.







Критерии оценивания проектов обучающихся 5–8х классов


Критерий

0

1

2

3

Постановка цели, планирование путей еѐ

достижения

Цель не

сформулирован а

Цель определена, но план еѐ

достижения

отсутствует

Цель определена, дан краткий план еѐ достижения

Цель определена, ясно описана, дан подробный план еѐ

достижения

Глубина раскрытия темы

проекта

Тема проекта не раскрыта

Тема проекта раскрыта фрагментарно

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной

программы

Тема проекта раскрыта

исчерпывающе, автор

продемонстрирова л глубокие знания, выходящие за рамки школьной

программы

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных

источников

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных

источников

Личная

заинтересованност ь автора,

творческий подход к работе

Работа шаблонная,

показывающая формальное отношение к ней автора

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрирова л

самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого

подхода

Работа

самостоятельная, демонстрирующая серьѐзную

заинтересованност ь автор; предпринята

попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы

творчества

Работа отличается творческим подходом,

собственным оригинальным отношением

автора к идее проекта

Соответствие требованиям оформления

письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

В письменной части отсутствуют

установленные правилами

порядок и четкая

Предприняты попытки оформить работу в

соответствии с

установленными

Работа отличается четким и грамотным оформлением в

точном



структура,

правилами,

соответствии с

допущены

придать ей

установленными

серьезные ошибки

соответствующую

правилами

в оформлении

структуру


Качество

Презентация не

Материал изложен

Автору удалось

Автору удалось

проведения

проведена

с учетом

вызвать интерес

вызвать интерес

презентации


регламента, однако

аудитории, но он

аудитории и



автору не удалось

вышел за рамки

уложиться в



заинтересовать

регламента

регламент



аудиторию



Качество

Проектный

Проектный

Продукт не

Продукт

проектного

продукт

продукт не

полностью

полностью

продукта

отсутствует

соответствует

соответствует

соответствует



требованиям

требованиям

требованиям



качества (эстетика,

качества

качества



удобство


(эстетичен, удобен



использования,


в использовании,



соответствие


соответствует



заявленным целям)


заявленным целям)
























Приложение 2.


Технологическая карта проекта.

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы.

Знакомство с целями и задачами проектной деятельности по созданию сборника сказок. В ходе анализа литературных образцов понять своеобразие литературных сказок. Знакомство с особенностями использования художественно-изобразительных средств в сказках. Подбор литературных произведений по данной теме.

Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, понять своеобразие литературных и художественных сказок.

2. Технологический:

выполнение запланированных тренировочных упражнений.

Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки. Лингвистическая работа: подбор эпитетов, метафор, сравнений. Работа над структурой предложений. Художественно-оформительская работа: выполнение иллюстраций к сказкам.

Контролирует выполнение заданий.

3. Практическая реализация проекта: подбор материалов для выполнения работы.

Самостоятельная работа над содержанием сказок. Подготовка иллюстраций. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проектов.

Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.

4. Внесение необходимых изменений.

Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, стилистическим оформлением сказок.


5. Заключительный этап(презентация проекта).

Представление своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка.

Помогает готовить презентацию.

Отобранный материал реализовывался на уроках развития речи. Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты этих уроков.

Урок-конспект № 1-2.

Тема. Подготовка к написанию сказки, посвящённой избранной профессии.

Цели:

  1. познакомить с особенностями проектной деятельности по созданию сборника сказок об избранной профессии;

  2. проанализировать особенности сказки как вида художественного творчества;

  3. познакомить с художественно-изобразительными средствами, используемыми в сказках.

Оборудование: 
карточки с вспомогательными материалами, тексты сказок.

План.

Поисково-исследовательский этап.

Слово учителя о целях и задачах проектной деятельности.

Беседа с учащимися

  • Что принято называть фольклором?

  • Как вы думаете, что общего между устным народным творчеством и народными промыслами?

  • Что называют сказкой?

  • Какие особенности сказок вам известны?

  • Какие пословицы о труде вы знаете?

Распределительный диктант

Задание: запишите пословицы в две колонки: в 1 колонку – о труде; во 2 – о ремесле и предметах труда.

Делу – время, а потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Терпение и труд – всё перетрут. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор острее, так и дело спорее. Топор – кормилец. Топор всему делу голова. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Топор одевает, топор обувает. Клеёк да рубанок столяру отцы родные. Мастерство везде в почёте. Не учи безделью, а учи рукоделью.

4. Работа с текстом.

Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям.

Среди сказок различают сказки о животных, волшебные (фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей.

Сказки о животных – сатирические и юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества. Здесь много чудесного, необыкновенного, волшебного. В фантастических вымыслах сказок народ воплощал свои мечты о будущей справедливой жизни, выражал уверенность в торжестве правды и добра.

В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными. Многие из них – продукт более позднего творчества.

Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Характерной особенностью в развитии действия сказок является повторение, обычно троекратное. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей.

Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, утро вечера мудреней; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко ли и др.

Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, П.П. Бажова, С.Я.Маршака.

Задания к тексту:

  • прочитайте, определите тему текста;

  • озаглавьте текст;

  • определите стиль текста, докажите своё мнение;

  • составьте план текста;

  • выпишите в тетради определение сказки;

  • запишите, какие особенности характерны для построения сказки;

  • выпишите в тетради слова и выражения, которые используются в сказках;

  • подумайте, чем отличаются народные сказки от литературных;

  • какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста.

Работа по карточкам

Задание: определите, используя материал карточки, какие запреты нарушили герои сказок, указанных в правой колонке.

Предшественник волшебной сказки – рассказ, который учил соблюдать запрет. Древний человек пытался уйти от враждебных сил, соблюдая эти правила. Нарушение запрета влекло за собой опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил.

«Гуси – лебеди» - запрет покидать дом.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Иванушка нарушил запрет старших и стал козлёночком.

«Белая уточка» - княжна не послушала мужа и превратилась в уточку.

«Иван-царевич и серый волк»-____________________________.

«Сивка-бурка» - _____________

____________________________.

«Царевна – лягушка» - _______

____________________________.

Слово учителя.

- Итак, все запреты в сказке оказываются нарушенными. Возмездие неизбежно. Что же остаётся? Конечно, спасительная магия. Народ наделял предметы силой оберегов. Гребешок, брошенный через плечо, превращался в густой лес. Полотенце – в реку. Кольцо, топор, платок, зеркало – это чудесные предметы, которые помогали герою справиться с бедой. Кроме того, использовались и волшебные слова («Встань передо мной, как лист перед травой», «По щучьему велению, по моему хотению»), и волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Подумайте, какие предметы могут оказаться волшебными в сказке о плотниках и строителях, какие волшебные персонажи могут быть введены в сказку.

Анализ сказки «Доброе слово».

Жил-был Иван Несчастный: куда ни пойдёт работать – другим дают по рублю да по два, а ему все двугривенный.

- Ах, - говорит он, - али я не так уродился, как другие люди? Пойду-ка я к царю и спрошу: отчего мне счастья нет?

Вот приходит в царю.

- Зачем пришёл?

- Так и так, рассудите: отчего мне ни в чём счастья нет?

Царь созвал своих бояр и генералов, стал их спрашивать: они думали-думали, ломали-ломали свои головы, ничего не придумали. А царевна выступила и говорит отцу:

- А я так думаю, батюшка: коли его женить, то, может, и ему господь пошлёт иную долю.

Царь разгневался, закричал на дочь:

- Когда ты лучше нас рассудила, так ступай за него замуж!

Тотчас взяли Ивана Несчастного, обвенчали с царевной и выгнали обоих вон из города, чтоб об них и помину не было.

Пошли они на взморье. Говорит царевна своему мужу:

- Ну, Иван Несчастный, нам не царевать, не торговать, надо о себе промышлять. Сделай-ка ты на этом месте пустыньку, будем жить с тобой, богу молиться да на людей трудиться.

Иван Несчастный сделал пустыньку и остался в ней жить с молодой женой.

На другой день даёт ему царевна копеечку:

- Поди купи шёлку!

Из того шёлку она важный ковёр вышила и послала мужа продавать.

Идёт Иван Несчастный с ковром в руках, а навстречу ему старик:

- Что, продаёшь ковёр?

- Продаю.

- Что просишь?

- Сто рублев.

- Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; лучше отдай ковёр за доброе слово.

- Нет, старичок! Я человек бедный, деньги надобны.

Старик заплатил сто рублей; а Иван Несчастный пошёл домой, приходит, хвать – денег нету. Дорогою выронил.

Царевна другой ковёр сделала; понёс Иван Несчастный продавать его и опять повстречал старика.

- Что за ковёр просишь?

- Двести Рублев.

- Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; отдай лучше за доброе слово.

Иван Несчастный подумал-подумал:

- Так и быть, сказывай!

- Подними руку, да не опусти, а сердце скрепи! - сказал старик, взял ковёр и ушёл.

«Что же мне делать теперь с этим добрым словом? Как покажусь к жене с пустыми руками? – думает Иван Несчастный. – Лучше пойду, куда глаза глядят!»

Шёл-шёл, далеко зашёл и услышал, что в той земле двенадцатиглавый змей людей пожирает; сел Иван Несчастный на дороге – отдохнуть вздумал, и говорит сам с собой вслух:

- Эхма! Будь у меня деньги, сумел бы я с этим змеем справиться, а теперь что? Без денег и разума нет.

Шёл мимо купец, услыхал эти речи, что без денег и разума нет. «А что, - думает,- ведь и правда! Дай-ка я ему помогу».

- Сколько тебе,- спрашивает, - денег надобно?

- Дай пятьсот рублей.

Купец дал ему взаймы пятьсот рублей, а Иван Несчастный бросился на пристань, нанял работников и начал корабль строить.

Издержал все деньги, а дело ещё в самом начале: как быть?

Пошёл к купцу:

- Давай, - говорит, - ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут!

Купец дал ему другие пятьсот рублей; он и те в корабль всадил, а дело ещё на половине. Опять приходит Иван Несчастный к купцу:

- Давай, - говорит,- ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут!

Купец хоть не рад, а дал ему тысячу. Иван Несчастный выстроил корабль, нагрузил его углем, забрал с собой кирки, лопатки, меха, рабочих людей и поплыл в открытое море.

Долго ли, коротко ли – приплывает он к тому острову, где было змеиное логовище. Змей только что наелся и залёг в своей норе спать.

Иван Несчастный засыпал его кругом углем, развёл огонь и давай раздувать мехами: пошёл великий смрад по всему морю! Змей лопнул… Иван Несчастный взял тогда меч, отрубил ему все двенадцать голов и в каждой змеиной голове нашёл по драгоценному камушку.

Вернулся из похода, продал эти камушки за несчётные суммы – так разбогател, что и сказать не можно! Заплатил купцу свой долг и поехал к жене.

Вот приезжает Иван Несчастный в пустыньку и видит: жена его живёт с двумя молодцами, а то были его законные сыновья-близнецы (без него родились). Пришла ему в голову худая мысль, схватил он острый меч и поднял на жену руку… Вмиг припомнилось ему доброе слово: подними руку, да не опусти, а сердце скрепи!

Иван Несчастный скрепил своё сердце, спросил царевну про тех молодцев, и начался

у них пир-веселье.

На том пиру я был, мёд-вино пил, калачами заедал.


Вопросы и задания

  1. Определите основную мысль сказки.

  2. Объясните значение слова пустынька.

  3. Как вы понимаете выражение: «Нам не царевать, не торговать».

  4. Составьте план сказки.

  5. Какие языковые особенности, характерные для сказок, присутствуют в тексте.

  6. В чём своеобразие начала сказки?

  7. Какие запреты нарушают герои сказки?

  8. Какие волшебные герои присутствуют в сказке, для чего они нужны?

  9. Выпишите первое и последнее предложения сказки, сделайте их синтаксический разбор.

П. Технологический этап.

1. Упражнение.

Задание: подберите эпитеты к данным словам, запишите полученные словосочетания.

Топор, станок, молоток, зубило, пила, гвозди, мастер, столяр, плотник.

2. Упражнение

Задание: используя предложенные выражения, придумайте начало сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве…Жил-был… Ни в сказке сказать, ни пером описать…Стал он бога молить, чтоб…

Во сне ему привиделось…

3. Упражнение.

Задание: запишите предложения, сделав их распространёнными; какое явление отражено в этих предложениях.

Солнышко встало; деревья шепчут; свет колдует ;плывут облака; метель завывает, стонет; лес беспокоится.

4. Упражнение

Задание: придумайте продолжение сказки по данному началу.

Сказочник решил рассказать историю о том, во что превращаются деревья, когда их увозят из леса.

- Господа, - сказал он деревьям,- не угодно ли вам прослушать сказку о вашем завтрашнем дне?

5.Упражнение.

Задание: образуйте наречия с помощью суффиксов от следующих прилагательных.

Поздний, беззаботный, певучий, свежий, всесторонний, тактичный, постепенный, мужественный, неуклюжий, уверенный, могучий, искусный, искусственный.

6. Упражнение

Задание: найдите «лишнее».

На носу, рукой подать, на краю света, не за горами.

Тотчас, немедленно, сию минуту, еле-еле.

У чёрта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, рукой подать.

7. Упражнение.

Задание: придумайте и запишите словосочетания с предложенными наречиями и словосочетаниями.

Высоко - высоко, далеко-далеко, еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, бок о бок, по-дружески, тепло по-весеннему, бросить вверх, в верх стены, какой-нибудь.

8. Упражнение.

Задание: придумайте три разных концовки для сказки.

III. Обобщение по уроку.

IV. Домашнее задание:

написать сказку о профессии, приготовить к ней 2 иллюстрации.



Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

Анкета

  1. Какая область знаний вас интересует?

  2. Каким школьным предметом вы заинтересованы?

  3. Какие школьные предметы вас наталкивают читать дополнительно литературу и это вам интересно?

  4. Назовите познавательную литературу, которую вы прочли за последние месяцы?

  5. Какие кружки, секции, факультативы посещаете и где?

  6. Какая научная проблема в современном мире вас привлекает, и высчитаете её значимой?

  7. Хотите вы участвовать в исследовании каких-нибудь проблем?

  8. Какое мероприятие со своими одноклассниками вы хотите провести в школе, поселке, городе?

  9. В какие общественные объединения молодежи вы входите? Назовите.

  10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим куратором и советчиком при организации и проведении проекта?

  11. Привлекли бы вы к своей работе родителей? (да/нет)

Рекомендации для руководителя проекта

  1. К проведению проекта подходите творчески.

  2. Не пытайтесь сдерживать инициативу учащихся.

  3. Давайте больше самостоятельности и учите действовать самостоятельно, избегайте шаблонов и прямых инструкций.

  4. Помните главное - это результат деятельности – не выполняйте за ученика то, что он может сделать сам.

  5. Не надо спешить с оценочными суждениями.

  6. Помните: лучше несколько раз похвалить, чем один раз ни за что выдвинуть свою критику.

  7. Обращайте внимание на важные моменты процесса усвоения знаний.

  8. старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

  9. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Памятка руководителю или организатору проекта

  1. Темы проектов должны предлагаться с разными методами (научно-исследовательским, социальным, творческим, информационным, практико-ориентированным, игровом и другими). 

  2. Необходимо дополнить проекты по характеру контактов, характеру координации проектов, продолжительности, числу участников. Выберите один актуальный по результатам обсуждения в группе.

  3. Укажите проблему, сформулируйте цели задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

  4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

  6. Какие методы творчества будете использовать при выполнении проекта.

  7. Проект должен вписаться в классно-урочную и внеурочную деятельность.

  8. Оформление результатов проекта.

  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

  11. Как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение старшеклассников.

Памятка учащимся

  1. Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищешь. Не забудь про ограничение области исследования.

  2. Оценивай с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить достоверный ответ на поставленный вопрос.

  3. Разбить задачу на составляющие, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.

  4. Выведи сначала решение из имеющихся знаний, если это возможно.

  5. Выдвини гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.

  6. Сопоставь полученные результаты со знаниями, которые есть у тебя.

  7. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.

  8. Выразить все понятия решаемой задачи в «целесообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).

  9. Решай задачи сосредоточено.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!