СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»













Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Филина А. Р. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавания в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

























Аннотация

Настоящие методические рекомендации адресованы учителям начальных классов образовательных учреждений, а так же родителям, выступающих в качестве руководителей исследовательских проектов младших школьников. Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования), в котором главной целью является развитие личности обучающегося через деятельностный характер обучения.























ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность 5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах 10

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.6. Паспорт исследования №1 «Что такое почва?» 18

1.7. Паспорт исследования №2 «Вода - растворитель» 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2. Проектная задача №1 «Делаем ремонт в детской комнате» для обучающихся 2 класса 29

2.3. Проектная задача №2 «Учимся считать деньги» для обучающихся 2 класса 36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44











РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность
    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Рассмотрим несколько определений исследовательской деятельности. Е. В. Ларькина считает, что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Это система умственных действий, объединенных мотивом, и в совокупности обеспечивающих достижение цели исследования [1].

А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Исследовательская   деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [4].

Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для  осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания.

К исследовательской деятельности новый ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией.

Основные требования ФГОС НОО:

Базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [6].

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  1. знакомство с проведением учебных исследований;

  2. развитие творческой исследовательской активности;

  3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  4. ознакомление с научной картиной мира;

  5. вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

  1. выбор темы;

  2. постановка цели и задач;

  3. гипотеза исследования;

  4. организация исследования;

  5. подготовка к защите и защита работы.

Темы исследований могут быть разными, исходя из интересов учащихся. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на подводящие вопросы (например: «Что тебя интересует больше всего?», «Чем тебе нравится заниматься?» и т.п). Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать [6]. Тема может быть:

  1. фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  2. экспериментальной;

  3. изобретательской;

  4. теоретической.

Исследовательская деятельность формирует у учащихся следующие умения [6]:

  1. умение выделять и ставить проблему (выбор темы исследования);

  2. умение предлагать возможные варианты решения;

  3. умение собирать материал;

  4. умение делать обобщение;

  5. умение готовить проект (доклад, макет и др.);

  6. умение защищать проект.

В ходе исследовательской деятельности учащийся может работать не индивидуально. Большими помощниками в исследовательской работе являются родители и учитель. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.

Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

    3. Ознакомление с методами исследования.

    4. Составление плана работы.

    5. Поиск противоречий.

    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

    7. Предзащита работы.

    8. Окончательное оформление и защита работы.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  1. консультирует,

  2. отслеживает выполнение плана,

  3. решает оперативные вопросы,

  4. помогает в предварительной оценке проекта,

  5. участвует в подготовке презентации,

  6. обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Итак, исследовательская деятельность входит в состав творческой деятельности, но не всегда наоборот. Организация исследовательской деятельности достаточно сложна, и одна из причин, это то, что исследовательская деятельность это продуктивная творческая деятельность.


    1. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

3. Тема не соответствует возрасту.

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

5. Тема содержит широкую интеграцию.

6. Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.

7. Некорректная формулировка темы исследования. Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения.

Формулируя тему, необходимо помнить, что это детское (юношеское) исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают учащиеся [2].

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Конечный результат проекта должен быть новым, ранее неизвестным. Он может не быть полностью уникальным. В результате проектно-исследовательской деятельности должно быть открытие для учащегося, новое лично для него. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением. При формировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить», «уточнить», «создать». При этом поставленная цель работы должна быть реальной для младшего школьника.

Ошибки:

    1. отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

    2. цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

    3. цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

    4. не явная логическая цепочка « проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Задачи – тактика исследования, выбор путей и средств, конкретных шагов для достижения цели. Задачи содержат информацию о том, что, когда исследователь собирается предпринимать, а так же, как можно измерить результаты. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить» и др..

Ошибки:

    1. формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

    2. количество задач более 5-ти;

    3. нарушена логическая последовательность задач.

Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (в некоторых творческих, социальных, информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть). Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение».

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинноследственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Ошибки:

    1. гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

    2. не содержит предположение;

    3. не соответствует фактам по теме исследования.

[3]

Оформление исследовательского проекта

Рассмотрим правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается:

 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

 Управление образования Администрации города Нижний Тагил.

 Образовательное учреждение № ___.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.

Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс в котором он учится.

После этих данных сведения о руководителе:

ФИО полностью, место работы, должность.

В нижнем поле указывается город год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает страницы, с которых они начинаются.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом.

Введение должно включать в себя: актуальность проблемы исследования, цель, задачи, гипотезу (не всегда), методы исследования, этапы исследования, практическую значимость проекта.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.

Основная часть работы может содержать 2-3 главы.

Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Объем этой части до 10 страниц. Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.

Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы. Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список по изученной теме литературы, интернет сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.

Общие правила оформления текста исследовательской работы

    1. Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 15 страниц и не более 25 (не считая приложения).

    2. Текст печатается на одной стороне страницы.

    3. Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

    4. Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу.

    5. При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

    6. Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.

    7. Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.

Типичные ошибки:

    1. Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

    2. Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

    3. Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.

Написанный проект обязательно рецензируется. Рецензию пишет учитель или специалист, который не участвовал в руководстве работой учащегося. Рецензия заверяется печатью организации, где работает рецензент. Руководитель школьного проекта пишет отзыв на работу ученика. [3].

    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ


Количество баллов

1. Тема

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Тема актуальна для социума (актуальна ли?)

0-1

0 – не актуальна

1 - актуальна

Верно, сформулировано название темы

0-1

0 – не верно сформулирована

1 – верно сформулирована

2. Проблема

Проблема исследовательской работы соответствует теме

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Проблема исследовательской работы актуальна для социума

0-1

0 – не актуальна

1 – актуальна

3. Цель

Цель соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-2

0 – не соответствует

1 – частично соответствует

2 – полностью соответствует

4. Задачи

Задачи соответствуют теме, содержанию и цели исследовательской работы

0-3

0 – не соответствует

1 – соответствует частично

2 – полностью соответствует

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

5. Гипотеза

Формулировка гипотезы соответствует теме исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Описаны результаты гипотезы (доказана или опровергнута)

0-1

0 – не описаны

1 – описаны

6. Анализ литературы

Список литературы соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

7. Методы

Методы исследования соответствуют содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Методы соответствуют возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

8. Выводы

Выводы представлены в конце каждой главы

0-2

0 – не представлены выводы в главах

1 – выводы представлены в главах частично

2 – выводы представлены в полной мере

Выводы сформулированы верно

0-1

0 – не верно сформулированы

1 – верно сформулированы

9. Структура и логика работы

Выдержана структура исследовательской работы

0-1

0 – не выдержана

1 – выдержана

Исследовательская работа написана в логической последовательности

0-1

0 – не имеет последовательности

1 – имеет последовательность

10. Представление данных

Данные полученные в ходе исследовательской работы верно оформлены (рисунки, фотографии, графики, диаграммы , таблицы и т.д.)

0-2

0 – не верно оформлены или не оформлены

1 – оформлены в виде фотографий, рисунков

2 – оформлены в виде диаграмм, схем и т.д.

11. Ошибки

Отсутствие грамматических, речевых и т.д. ошибок

0-2

0 – присутствует от 5 и более ошибок

1 – присутствует от 2 до 4 ошибок

2 – отсутствуют ошибки

12. Оформление работы

Выдержаны технические требования к оформлению исследовательской работы

0-1

0 – не выдержаны

1 - выдержаны


    1. Паспорт исследования №1 «Что такое почва?»

У каждой исследовательской работы должен быть паспорт. В нем отражается наиболее важная информация, которая для удобства помещена в таблицу. Для наглядности ниже представлен паспорт исследовательской работы. Данный паспорт является моей личной разработкой.

Таблица №2 Паспорт исследования №1

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Что такое почва?»

2

Актуальность исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. ……

3

Проблема исследования

Что такое почва? Какой состав почвы?

4

Объект исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит?

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 3 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Что такое почва?».

Для ученика: узнать, что такое почва и какой ее состав.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты по изучению состава почвы (из учебника окружающего мира);

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. Лист …

7

Гипотеза исследования

Предположим, что почва состоит из воздуха, воды, глины и песка.

8

Методы исследования

Теоретические:

  1. анализ и обобщение

  2. анализ литературы

Практические:

  1. опыт

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

-постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть ряд картинок и подумать из скольких слоев состоит почва, что она в себе содержит, и почему она имеет такую структуру.

У учащихся возникнут противоречия - это и будет проблемой исследования).

- Подбор необходимой научной литературы вместе с учащимися.

Предлагаемый результат: У учащихся будет сформирована мотивация к изучению строения и особенностей почвы.

2. Теоретический:

Ученики: чтение и анализ информации по теме исследования в учебнике

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва и какими особенностями обладает);

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.

Предполагаемый результат: понимание последовательности выполнения действий, предъявляемых к проведению подготовленных опытов.

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученики: выдвигают гипотезу; проводят опыты по выявлению состава почвы

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы».

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать почву и ее состав.

Ход исследования:

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы.

Опыт №1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.

Ход опыта:

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Опыт №2. Почва содержит воду.

Цель опыта: узнать, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: почва, бумажная салфетка.

Ход опыта:

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? (Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.

Опыт № 3. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

Ход опыта:

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная). 
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых) 
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок   хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

Вывод: в результате опыта мы убедились, что в почве содержится песок, глина и различный природный мусор.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, стаканы, салфетки, почва.

12

Продукт исследования

Лист исследования.


13

Перспектива исследования

Выступление в классе

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру

https://go.11klasov.net/5500-okruzhajuschij-mir-3-klass-rabochaja-tetrad-v-2-chastjah-pleshakov-aa.html - рабочая тетрадь по окружающему миру























    1. Паспорт исследования №2 «Вода - растворитель»

Данный паспорт разработала Черепанова А. В.

Таблица №3 паспорт исследования №2

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вода – растворитель»

2

Актуальность исследования

Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Вода – это: передвижение (плоты, лодки, корабли); поддержание чистоты; движение машин, вырабатывающих электрический ток; переносит тепло по трубам; растворение красок, крашение кожи и ткани; изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; полив растений и др.

Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества. Поэтому изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами мне показалось очень интересным.

3

Проблема исследования

Низкий уровень знания о свойствах воды как растворителя.

Растворяет ли вода все вещества?

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся базовых исследовательских умений по средством проведения исследовательской работы по теме: «Вода-растворитель»

Для ученика: изучение свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами (соль, сахар, мука, камень)

6

Задачи исследования

- изучить литературу по теме исследования

- провести опыты по изучению свойства воды как растворителя

-проанализировать и обобщить результаты исследования.

7

Гипотеза исследования

Может ли вода растворять некоторые вещества (соль, сахар, мука, камень)?

8

Методы исследования

Теоретические:

- анализ литературы по теме исследования.

Практические:

- Опыт (наблюдение)

- обобщение результатов исследования

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: выбор темы, определение целей и задач исследования, выбор методов исследования.

2. Теоретический: собрать методическую литературу о свойстве воды как растворителя, собрать материалы для проведения исследования, проанализировать теоретические материалы.

3. Практический: подготовить предмет исследования, подготовить средства для проведения опыта, провести опыт (наблюдение).

4. Аналитический: анализ опыта, подведение выводов по теме исследования.

5. Презентационный: подготовка презентации для выступления, выступление с исследованием.

6. Рефлексивный: обсуждение трудностей, анализ проделанной в ходе исследования работы, самоанализ.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Опыт №1 – вода + соль

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку соли и перемешаем.

Соль растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №2 – вода + сахар

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку сахара и перемешаем.

Сахар растворяется

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку муки и перемешаем.

муки растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда один камень и перемешаем.

Камень не растворяется.

Вывод: вода не растворитель.

Заполняем лист наблюдения.


Записываем вывод

Подтверждаем гипотезу

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, 4 стакана, ложка, соль, сахар, мука, камень.

12

Продукт исследования

Лист наблюдения

13

Перспектива исследования

Знания о свойстве воды как растворителя можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, во внеклассной работе. Изучение данной проблемы обогащает словарный запас и способствует овладению научными знаниями.

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру







РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко). [5]

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

5.Ролевой проект.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Основные требования к проекту:

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про​екта. Но чаще всего выбор продукта - не​простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы​литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате​рика.

Отличие проекта от исследования.

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.      

    1. Проектная задача №1 «Делаем ремонт в детской комнате» для обучающихся 2 класса

Автор: Филина Алина Романовна

Название: «Делаем ремонт в детской комнате»

Предмет: монопредметная (математика)

Класс: 3 класс

Место проектной задачи в образовательном процессе: проводится в качестве урока общения по теме «площадь» для учащихся 3-го класса. рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков

Цель проектной задачи:

  1. проверка умения пользоваться чертежом и таблицами для поиска оптимального решения задачи.

  2. проверка умения восстанавливать недоста- ющую в таблице информацию.

Планируемый результат:

  1. Умение находить периметр и площадь пря- моугольника.

  2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения и сложения в концентре «сотня» и «тысяча».

  3. Умение работать с величинами: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять.

Форма оценивания: оптимальная смета расходов, не превышающая затраты семьи (т.к. данная проектная задача предполагает несколько правильных решений; крайне важным становится привлекательность разработанного проекта с точки зрения затратности).

    1. Содержание проектной задачи

Семье предстоит ремонт в детской комнате. Для того чтобы выполнить ремонт в полном объеме, была составлена последовательность выполнения всех ремонтных работ.


Задание 1. Перед вами две инструкции по порядку проведения ремонтных работ. однако в этих инструкциях некоторые этапы работы нарушены. ознакомьтесь с инструкциями и восстановите правильный порядок проведения ремонтных работ.

Инструкция № 1. «Замена покрытия для пола»
  1. Измерить длину и ширину детской комнаты. Закрепить покрытие плинтусом.

  2. Купить в магазине нужное количество покрытия для пола и плинтус для закрепления покрытия на полу.

  3. Уложить покрытие на пол.

Инструкция №2. «Ремонт стен»

  1. Приклеить обои на стены.

  2. Измерить длину, ширину и высоту в детской комнате.

  3. Купить в магазине необходимое количество обоев, клея и канта для оформления верхней части обоев.

  4. Оформить верхнюю часть стен кантом.

  5. Определить размеры участков, которые не заклеиваются обоями (окна двери).

Задание 2. Чтобы наклеить обои в детской комнате сначала необходимо выполнить такие этапы инструкции № 1.

Используя чертеж плана комнаты, занесите нужные размеры в таблицу и вычислите площадь всех стен детской комнаты (заполните таблицу «Расчет размеров поверхностей стен в детской комнате»).


Расчет размеров поверхностей стен в детской комнате

Длина комнаты (м)


Ширина комнаты (м)


Высота стены (м)

3 м

Высоты стены (м)

3 м

Площадь стены (м2)


Площадь стены (м2)


Количество стен (шт.)


Количество стен (шт.)


Общая площадь (м2)


Общая площадь (м2)


Задание 3. Для проверки окончательных вычислений (расчетов) учтите, что в детской есть окно площадью 4 м2 и входная дверь, площадь которой в 2 раза меньше площади окна. произведите расчет той площади стен, которая будет покрываться обоями (заполните таблицу «расчет размеров поверхности стен под поклейку обоев»).

Расчет размеров поверхностей стен под поклейку обоев

общая площадь всех стен комнаты (м2)


общая площадь окна и входной двери (м2)


площадь стен комнаты, которые заклеиваются обоями (м2)



В магазине предлагают разные обои. различие их — в ширине рулона, дли- на всех рулонов одинаковая и составляет 10 метров.

Прейскурант цен на обои

Длина рулона (м)

Ширина рулона (см)

Цена за один рулон (руб.)


10 м

100 см

250 руб.

80 см

156 руб.

150 см

379 руб.

120 см

315 руб.



Задание 4. Рассчитайте необходимое количество рулонов обоев для детской комнаты с учетом имеющихся сведений о площади стен (см. таблицу

«Расчет размеров поверхностей стен под поклейку обоев»), а также с учетом наиболее экономного их остатка.

Воспользуйтесь таблицей «Прейскурант цен на обои».

Длина 1 рулона

(м)

Ширина 1 рулона (м)

Площадь 1 рулона (м2)

Площадь стен под поклейку (м2)

Кол-во рулонов (шт.)

Остаток обоев (м2)


10 м

1 м





80 см




150 см




120 см





На основе выбранного количества рулонов составьте смету расходов, для этого снова воспользуйтесь таблицей «Прейскурант цен на обои». На покупку обоев семья может потратить до 1 000 рублей.

Смета расходов на покупку обоев

Цена за 1 рулон (руб.)

Кол-во рулонов (шт.)

Стоимость (руб.)





Задание 5. Следующий этап ремонта – замена покрытия для полы. В инструкции №2 сказано: чтобы выбрать необходимое кол-во покрытия для пола нужно знать длину и ширину комнаты. План комнаты дан в задании № 1. Определите длину и ширину детской комнаты, а также решите, что еще необходимо вычислить для успешного выполнения задания.

Длина — м

Ширина — м

Высота — м

Периметр комнаты — м

Площадь комнаты — м2

В магазине покупателям предлагают разные виды покрытия для пола: линолеум, ковролин, ламинат.

Линолеум – плотное гибкое водонепроницаемое искусственное полотно, а также рулонный материал для покрытия полов.

Ковролин – мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на все помещение целиков.

Ламинат – искусственно созданный из нескольких слоев паркет для покрытия пола.

Плинтус – деревянный, керамический, пластиковый, алюминиевый профиль (планка), используемый для сокрытия зазора между полом и стеной.

Задание 6. Выберите покрытие для пола в детской комнате, решите, из какого материала экономнее выбрать плинтусы. Составьте схему расходов, для этого воспользуйтесь таблицей «Прейскурант цен».

На замену покрытия пола семья может потратить до 1500 рублей.

Прейскурант цен

Покрытие пола

Плинтусы

Материал

Ширина (м)

Цена за 1м2 (руб.)

Материал

Длина (м)

Цена за 1 м (руб.)

Линолеум

2

47

пластмасса

2

47

Ковролин

3

78

Дерево

3

34

Ламинат

----

95





Смета расходов на замену покрытия для пола

Покрытие для пола (материал)

Цена (руб.)

Количество (м)

стоимость (руб.)




Плинтус (материал)

Цена (руб.)

Количество (м)

стоимость (руб.)




общая стоимость (руб.)



Каждая семья перед ремонтом определяет допустимые затраты на его проведение.

Задание 7. Используя ваши предварительные расчеты и допустимые затраты семьи, подсчитайте общую стоимость ремонта в детской комнате. Заполните таблицу «Общая стоимость ремонта в детской комнате». На основе таблицы сделайте вывод о рациональности ваших затрат на предстоящий ремонт относительно того, что может потратить семья.

Общая стоимость ремонта в детской комнате




Допустимые затраты семьи (руб.)

ваши расчеты (руб.)

разница в затратах

(руб.)

Замена покрытия для пола




покупка обоев




общая стоимость ремонта




Итоговое задание: Заполните таблицу.



вопрос

ответ

Какова, по вашим подсчетам, площадь стен подлежит оклейке обоями?


Какова площадь пола в детской комнате?


Какие товары были вами приобретены для проведения ремонта в детской комнате?





Какова стоимость каждого вида товаров? Какой из них оказался самым дорогим?





Какова общая стоимость ремонта в соответствии с вашими расчетами?


оцените затратность ваших расчетов относительно возможностей семьи


определите цель проектной задачи «делаем ремонт в детской комнате»





















    1. Проектная задача №2 «Учимся считать деньги» для обучающихся 2 класса

Автор: Черепанова А. В.

Название: учимся считать деньги

Предмет: межпредметность (литературное чтение, математика, окружающий мир, русский язык)

Класс: 2 класс

Место проектной задачи в образовательном процессе: 2 класс, 2 четверть.

Цель проектной задачи:

- Формировать навыки исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, устную и письменную речь.

- Формировать коммуникативные навыки посредством работы в группах.

- Введение учащихся в мир денег, формирование понятий: стоимость, цена, количество.

Планируемый результат:

- Усвоение учащимися предметного материала и способность применять его в нестандартных условиях.

- Умение работать сообща в малой группе.

- Умение создавать конечный продукт – коллаж с иллюстрированным рассказом для решения проектной задачи.

Форма оценивания: лист наблюдения по критериальной оценке (умение находить и использовать предметный материал в разных формах работы; правильность выполнения заданий; умение создавать иллюстрированный материал – коллаж; умение точно и полно излагать ход решения проектной задачи в процессе защиты; умение работать в группе.)

Замысел:

В качестве сюжета взята история брата и сестры. Выполняя посильные поручения по дому, ребята заработали и накопили некую сумму денег. В выходной день они решили совершить прогулку, где могут потратить накопленные деньги.

В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд несложных заданий по учебным предметам. В процессе выполнения заданий дети должны обращаться к текстам, справочным материалам для получения необходимых данных.

Задание 1.

Окружающий мир

Отгадай ребус.

Ответ: Деньги

Открой учебник «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть на стр. 110

Прочитай текст «Из истории денег»

Придумай свои вопросы по рассказу и задай своим одноклассникам.

Работа с тестом: выбери правильный ответ.


Исходя из прочитанного текста ответь на вопросы в тесте.


Вопрос:

Варианты ответа:

Где впервые появились бумажные деньги?

1) Россия

2) Китай

3) Египет

Из какого материала в наши дни не делают деньги?

1) Бумага

2) Дерево

3) Серебро

Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг.

1) Копейка

2) Рубль

3) Алтын

Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором?

1) Копейка

2) Рубль

3) Гривна


Задание 2.

Литературное чтение.

Прочитайте.


А тари – тари – тари!

Куплю Маше янтари:

Останутся деньги –

Куплю Марии серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.


Как вы думаете, к какому жанру устного народного творчества относится прочитанный текст?


Выбери слова, обозначающие старинные названия денег.

Найди в толковом словаре значения этих слов:

грош

(Старинная медная монета в две копейки, позднее полкопейки.)

полушка

(Русская монета достоинством в половину деньги.)

- пятак

(Народное название русской монеты в 5 коп)


Задание 3.

Русский язык.

Вспомни и назови пословицы и поговорки про деньги.


- Уговор дороже денег.

- Копеечка рубль бережет.

- Деньги приходят и уходят, как вода.

- Деньги не люди, лишними не будут.

- Не в деньгах счастье.

- Последняя копейка ребром скачет.


Запиши пословицу. Подчеркни подлежащее и сказуемое. (Копейка рубль бережёт)


Задание 4.

Математика.

Чего только не придумают Маша и Саша, чтобы заработать на карманные расходы. Вот какой листок повесили они на кухне.

 

Помогу стирать = 5 руб

Выполню поручение = 10 руб

Выгуляю собаку = 15 руб

Поглажу бельё = 30 руб

Помою машину = 30 руб

Прополю грядки = 5 руб

Уберусь в комнате = 2 руб

 

Всю неделю мама Маши и Саши отмечает выполненные задания. Как только работа закончена, она ставит галочку. Вот что получилось за одну неделю.


Задание

Маша

Саша

Стирка

^ ^ ^

^ ^

Поручения

^ ^

^ ^ ^

Собака

^

^ ^ ^

Глажка

^ ^

^

Машина

^

^

Сад

^

^

Уборка

^ ^

^ ^

А теперь посчитайте, что у них получилось.


Маша заработала ___________ руб., постирав носовые платки. (15 р)

Саша заработал ____________ руб., выполнив поручения. (30 р)

Маша погуляла с собакой и заработала __________ руб. (15 р)

Саша заработал ___________ руб, убрав свою комнату. (4 р)

Маша заработала 60 руб, _______________________________. (глажку)

Саша заработал 45 руб., ________________________________. (прогулку с собакой)

Всего Маша заработала _________________ руб. (149 р)

Всего заработал Саша __________________ руб. (154 р)


Задание 5.

Посчитай сколько денег в копилке, после того как Маша и Саша сходили в магазин?



У Саши в копилке

________ руб 110р 20к

У Маши в копилке

________ руб 90р 60к


Копилка Саши:


Копилка Маши:

























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. Ларькина Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 16 с.]

  2. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников.

  3. Прохорова О.Г. педагог организатор отдела «Предметных олимпиад и исследовательских проектов», МБУ ДО городской Дворец детского и юношеского творчества

  4. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007.

  5. http://urok.1sept.ru/ Статья «Исследовательская работа в начальной школе»]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!