СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»



Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе



























г. Красноярск 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего образования.

Составитель: Раджабова Дарья Чамшедовна. – студентка 21П-6 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.



Аннотации

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».







ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном
начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.4. Паспорт исследования №l «Лимон-тайный посланник» 18

1.5. Паспорт исследования №2 «Вода и её свойства» 21

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 24

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2 Проектная задача «Я садовником родился» 30

2.3 Проектная задача «Лягушка путешественница» 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ 0




РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности человека, направленной на поиск и приобретение новой информации.

Исследовательская деятельность включает:

  • поисковую активность;

  • анализ получаемых результатов;

  • оценку результатов;

  • прогнозирование развития ситуации;

Исследовательская деятельность обучающихся – разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.

Целью исследовательской деятельности в начальной школе является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Задачи исследовательской деятельности:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс.

К исследовательской деятельность новый ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе «Метапредметные результаты» под пунктом «базовые исследовательские действия» и «работа с информацией»:

  1. базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Роль учителя:

  • организатор деятельности;

  • консультант;

  • коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников;

Исследовательские умения обучающихся:

  • определять актуальность исследования;

  • выделять проблему исследования;

  • выдвигать гипотезу;

  • находить информацию;

  • делать выводы;

  • представлять результаты исследования;

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику.











1.2 Типичные ошибки при проведении исследования

Организуя исследовательскую деятельность в младшей школе, мы можем столкнуться с рядом ошибок при ее проведении. Важно выбрать нужную тему, подобрать методы исследования, правильно выделить проблему исследования, гипотезу и т.д.

Выбор темы исследования

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

-из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Вопросы в помощь при выборе темы:

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или

  • поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом

интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Определение цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Возвращаясь к теме «История цифр», исследователем выделены следующие цели:

1. выяснить, как люди считали в древности;

2. рассмотреть, какие бывают цифры;

3. выяснить, что интересное связано с цифрами.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

Формулирование гипотезы исследования

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.


Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?… Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?». Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы. При каких условиях это применимо?

Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

• может быть;

• предположим;

• допустим;

• возможно;

• что, если…

Упражнения на обстоятельства:

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• гоночный автомобиль;

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведём ещё несколько упражнений:

1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

• Почему весной тает снег?

• Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?

• Почему цветы имеют такую яркую окраску?

• Почему летом снег в горах не тает?

• Почему бывают наводнения?

• Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?

• Почему Луна не падает на Землю?

• Почему в космос летают ракеты?

• Почему самолёт оставляет след в небе?

• Почему многие дети любят компьютерные игры?

• Почему бывают землетрясения?

Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

2. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

• Дети стали больше играть во дворах;

• Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

• Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

• Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

• Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

• Друзья поссорились.

3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.




1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)



Цель соответствует результатам исследования


Задачи соответствуют цели


Гипотеза соответствует теме


Сформулирован предмет и объект исследования


Правильно выбран метод исследования


Представлен обзор литературы по теме


Описано исследование


Представлен результат исследования


Список литературы соответствует теме


Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)


Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость




Баллы: 0,1,2.

0 баллов - если критерий не наблюдается

1 балл - если критерий выражен слабо

2 балла - если критерий наблюдается



Проведя оценивание и анализ детских исследований, было выявлено следующее:

  1. Не выражена актуальность исследований;

Пример: в работе «Выращивание кристалла в домашних условиях» актуальность не была раскрыта.

Все мы видели блестящие камушки в украшениях у мамы. Они

приковывают взгляд, завораживают, играют на солнце. Мама сказала, что это драгоценные камни – кристаллы, и их существует на свете огромное количество. Есть дорогие, а есть нет, есть прочные и не очень. Самый простой кристалл — это лед. После этих слов мне захотелось узнать, какие бывают кристаллы и смогу ли я сам создать для себя кристалл, способный радовать меня долгое время.

  1. Проблемы с определением объекта и предмета исследования;

Пример: в работе «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» Не сформулирован предмет исследования. Присутствует только объект исследования: африканская улитка Ахатина.

  1. Не во всех работах представлен обзор используемой литературы;

Пример: в работе «Зачем нужны дождевые черви в природе?» представлен ряд экспериментов, но отсутствует обзор на литературу (теоретическая часть)

  1. Не во всех работах сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость.

Пример: в работе «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» не сформулирована теоретическая значимость. Присутствует только практическая: «Практическая значимость состоит в возможности применения наших наблюдений и исследований на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, а также для тех, у кого возникнет желание завести это домашнее животное».










1.4. Паспорт исследования №l «Лимон-тайный посланник»

Паспорт разработала: Раджабова Дарья 21П-6


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Лимон-тайный посланник»

2

Актуальность исследования

Мне захотелось написать тайное письмо для своего друга, чтобы кроме него никто не мог прочитать его. Ручка, карандаш, фломастеры мне не подходят, т.к. написанное ими письмо будет видно всем, кто захочет прочитать.

Я задалась этим вопросом и ответ на него нашла на просторах интернета. Есть опыт, в котором пробуют писать соком лимона с использованием ватной палочки. Действительно ли это работает? Нужно проверить.

3

Проблема исследования

Можно ли писать письмо с помощью лимонного сока, без использования ручки и др?

4

Объект исследования

Сок лимона

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования умений исследовать свойства лимонного сока.

Для ученика: узнать, можно ли написать письмо с помощью лимонного сока.

6

Задачи исследования

Для ученика:

-ознакомится с информацией

-провести опыты

-сделать выводы

7

Гипотеза исследования

Предположим, что с помощью лимонного сока, можно написать невидимое письмо

8

Методы исследования

Теоретический-анализ литературы, обобщение

Практический-опыт

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: совместная постановка цели, задач, формулировка гипотезы

2. Теоретический: изучение и поиск информации

3. Практический: проведение опыта

4. Аналитический: анализ результатов

5. Презентационный: представление результатов

6. Рефлексивный: подведение итогов и результатов исследования

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, можно ли написать письмо с помощью лимонного сока.

Ход исследования:

Опыт №1:

Инструкции: Выдавите немного лимонного сока в миску и добавьте несколько капель воды. Ложкой смешайте воду с лимонным соком. Окуните ватную палочку в смесь и напишите ей текст на белой бумаге. Подождите, пока сок высохнет, чтобы он стал полностью невидимым. Когда вы будете готовы прочитать ваше секретное сообщение или показать его кому-то, нагрейте бумагу, поднеся ее близко к лампочке.

Сделать выводы.

12

Оборудование для проведения исследования

половинка лимона; - вода; - ложка; - миска; - ватная палочка; - белая бумага; - лампа.

13

Продукт исследования

Письмо, написанное лимонными чернилами

14

Перспектива исследования

Исследовать, какими еще средствами можно воспользоваться, для изготовления невидимых чернил.

15

Используемые источники

  1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2013г.;

  2. Интернет- ресурсы: https://ru.wikipedia.Вода.

  3. Электронная детская энциклопедия «Почемучки». Yandex.ru

  4. Интернет- ресурсы: https://sciencepop.ru/voda-istochnik-vechnoj-zhizni-ili-vreditel-zdorovyu-obzor-nauchnyh-dannyh

  5. https://rosuchebnik.ru/material/nauka-doma-10-uvlekatelnykh-opytov-iz-podruchnykh-sredstv







1.5. Паспорт исследования №2 «Состав почвы»

Паспорт разработала: Манина Марина

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вода и её свойства»

2

Актуальность исследования

Вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.

3

Проблема исследования

Какими свойствами обладает вода

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию знаний обучающихся о воде и ее свойствах

Для ученика: исследовать свойства воды

6

Задачи исследования

Для ученика:

-проанализировать и составить сравнительную таблицу свойств воды

-провести 5 опытов, для выявления свойств воды

-сформулировать общий вывод по сравнительной таблице

7

Гипотеза исследования

Все свойства воды необходимы в жизни человека

8

Методы исследования

Теоретические:

-анализ, обобщение.

Эмпирические:

-наблюдение, опыт, вывод.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

Обучающиеся слушают аудиозапись (звуки воды/капель). Приводят примеры из жизни, где они сталкиваются с водой.

  1. Теоретический:

Обучающиеся перечисляют, где могут наблюдать воду в твердом состоянии? В жидком состоянии? В газообразном?

  1. Практический:

Обучающиеся слушают поучительную историю, отвечают на вопросы. Определение гипотезы. Деление на группы. Проведение опытов для выявления свойств воды.

  1. Аналитический:

После проведения исследования, обучающиеся делают вывод о каждом свойстве воды и том, что все свойства воды необходимы в жизни человека.

  1. Рефлексивный:

Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности, насколько они успешно и активно принимали участие в опытах о свойствах воды.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить 5 свойств воды (Запах, Прозрачность, Цвет, Растворимость, Текучесть­)

Ход исследования:

Подготовка учителем. (стаканчики, бутылка, вода, деревянные палочки, белые бумажные полоски, соль)

Опыт 1. Обучающиеся наливают в стакан воды. Нюхают ее и попробуют на вкус.

Вывод: Вода не имеет вкуса, без запаха.

Опыт 2. Обучающиеся наливают в прозрачный стакан воду и опускают в него деревянную палочку. Учитель спрашивает, видно ли палочку в стакане?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 3. Обучающиеся рядом со стаканом с водой кладут полоску белой бумаги, окунают в стакан. Сравнивают цвет жидкости с цветом полоски.

Вывод: вода не имеет цвета

Опыт 4. Обучающиеся добавляют в стакан соль и размешивают. Наблюдают, что происходит с солью.

Вывод: вода – растворитель.

Опыт 5. Обучающиеся переливают жидкость со стакана в бутылку. Комментируют, что увидели.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.


11

Оборудование для проведения исследования

Стаканчики, бутылка, вода, деревянные палочки, белые бумажные полоски, соль.

12

Продукт исследования

Таблица со свойствами воды.

13

Перспектива исследования

Перспективой дальнейшего исследования могут стать проблемы загрязнения водных ресурсов, так как вода необходима в жизни человека.

14

Используемые источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0

https://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxvs










РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко).

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Отличие проекта от исследования

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска ис­тины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо прак­тическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследовате­ля, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стре­мится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что прине­сет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике ис­пользовать добытые им сведения.



Сравнительная таблица




Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

1-3 класс: Формирование навыков учебного сотрудничества

4 класс: Формирование способности к переносу известных способов действий в новую для учеников модельную ситуации

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Разрешить поставленную задачу на основе известных способов действий, т.е. сконструировать новый способ действий

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Овладение культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.


не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный продукт

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Выдает учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс



Проектная задача

«Я – МАТЕМАТИК»

«Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ…»: КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ

Автор: Раджабова Дарья

Предмет: Математика

Возрастная категория: 3 класс

Тип задачи: Предметная диагностическая

По теме: «Круг. Окружность»

Содержание задачи

1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации

Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами помощниками нашего друга

дворецкого. Наступила весна и у него появилось много работы и в саду и в

доме. Его попросили посадить в полисадник рестение, но название его он не

знает. Давайте ему поможем?

2. Формулировка задачи

Мы будем выполнять поручения, которые нам дает наш друг, и получать

в награду части этого загадочного растения, которые будем собирать и в конце

все вместе узнаем что же это.

Нам понадобятся: ручки, тетради, цветные карандаши, циркуль, картон и

клей. Все это есть у вас на столах.

3. Система заданий для решения задачи

Поручение 1

Нам оставили схему рассадки цветов в клумбе. Но наш друг, так

спешил, что начертил все вперемешку! Наша задача исправить рисунок

дворецкого.

1) Ответьте на вопросы

 Сколько клумб мы видим на схеме?

 Какой они формы?

 Как нам исправить эту схему?

2) Измерьте радиус каждой клумбы, перерисуйте схему в тетрадь и отметьте

цветы.

После того как задание выполнено, дети получают конверт №1 с частью

растения (Приложение 1)

Поручение №2

Нашему другу предстоит изготовить подставки для своей столовой

посуды, но он никак не может догадаться, как же ему это сделать.

Посмотрите на картинку. Каким образом нам определить, какого размера

должна быть подставка под каждый предмет?

Дворецкий оставил нам таблицу. Ознакомьтесь с ней. Какие

характеристики окружности отмечены в таблице?

Как вы думаете, что нам надо вписать под знаком вопроса? (Учащиеся

вспоминают понятие диаметра).

Как, зная радиус, нам найти диаметр?

Давайте заполним таблицу, чтобы наш друг смог изготовить подставки.

После выполнения задания дети получают конверт №2 (Приложение 2).

Поручение 3

Нам предстоит изготовить макет снеговика, которого дворецкий

будет мастерить на Новый год, чтобы поставить у себя в саду.

Давайте сделаем свои макеты ему в помощь.

Задание. Изобразите, пожалуйста, снеговика используя циркуль.

После выполнения задания дети получают конверт №3 (Приложение 3).

Ура! Мы выполнили с вами все поручения! Теперь осталось последнее.

Давайте узнаем, что же за таинственное растение загадали нашему дворецкому?

Вскройте конверты, рассмотрите их содержимое внимательно и подумает

что это за растение.

Дети высказывают свои идеи. В случае, если они не смогли догадаться,

можно загадать загадку.

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается …

(Сирень)

4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте

решения всей задачи

Отлично, ребята! Теперь осталось только сделать подсказку нашему

другу! Давайте возьмем картон и приклеим части нашей сирени и разукрасим

их.

Для этого вы можете использовать клей и цветные карандаши. После

этого мы соберем ваши работы и отправим их нашему другу, чтобы он

справился с заданием!





ПРИЛОЖЕНИЯ



«Лягушка-путешественница»

Разработала: Манина Марина

Дорогие ребята!

Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать.

Желаем вам успеха!

Жила-была лягушка-квакушка на берегу Ладожского озера. Ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Это были утки. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое место, где жила лягушка.




Задание 1. Прочитайте информацию с видами уток и соотнесите с иллюстрациями, к какому виду относятся утки, прилетевшие на озеро.

КРЯКВА (Anasplatyrhynchos) 

Принадлежит к числу так называемых настоящих, или речных, уток. В отличие от нырковых речные утки кормятся только на мелководье, добывая пищу лишь на глубине, до которой достает опущенная в воду шея. При этом они опрокидываются вниз головой, нередко погружают в воду почти все тело, оставляя лишь торчащий кверху хвост, но долго в таком положении оставаться не могут и быстро выскакивают из воды, как пробка. Кряква - утка крупных размеров, вес ее колеблется от 0,8 до 2 кг. Как и все утки, хорошо плавает, но обычно не ныряет; к нырянию прибегает будучи раненной и тогда способна проплыть под водой десятки метров.

ЧИРОК-СВИСТУНОК (Anascrecca) 
Мелкая утка (самая мелкая в регионе) величиной с галку или несколько крупнее; Самец летом, самка и молодые птицы серовато-бурые с рыжеватыми продольными пестринами, беловатым низом и с тёмными крапинками на зобе, груди, боках, туловища и подхвостье; "зеркальце" зелёное, клюв чёрный с оранжево-жёлтыми краями, лапы оливково-серые. На территории России можно встретить 4 вида чирка. Вид чирка-свистунка является самым маленьким и самым красивым. С наступлением весны самец начинает искать себе подругу, при этом издает свистящий звук, поэтому их и назвали чирок-свистунок. Брачный наряд у них очень красивый — переливающееся глазное пятно изумрудного цвета сменяется полем красно-коричневого цвета, которое ограничено тонкой полосой белого цвета. На грудке ослепительно белого окраса виднеется крупный крап черного цвета, который на боках и спинке переходит в тонкую рябь. Птица настолько маленькая,

что даже самая крупная птица весит всего 400 гр, не более.


УТКА СЕРАЯ (Anasstrepera) 

Утка среднего размера, вес ее составляет 0,73- 1,3 кг. Окраска головы и туловища на расстоянии кажется однотонной. Хорошо видно белое зеркальце на крыле, как на лету, так и у сидящей птицы. По повадкам не выделяется среди своих сородичей. Хорошо плавает, ныряет только во время линьки и будучи раненной. Полет утиного типа, с воды поднимается легко, может взлетать почти вертикально. Самец в брачном наряде со спинной стороны серовато-бурый, с брюшной - беловатый с более темной передней частью туловища. Голова сверху рыжевато-бурая с светлыми крапинами. 


ГОГОЛЬ (Bucephalaclangula)

Относительно крупная утка, плотного телосложения, с большой головой. В зависимости от пола и сезона вес его колеблется от 0,4 до 1,4 кг. Прекрасно ныряет, преимущественно вертикально вниз. С воды поднимается легко и летит быстро. Самец легко отличается от всех наших уток по ярко-белой окраске груди и боков, белому зеркальцу на крыле и хорошо видным округлым белым пятнам на черной голове. 

Самец утки-гоголя очень наряден: оперение парадное, чёрно-белое; по бокам очень крупной чёрной головы имеются округлые белые пятна-"монетки". Смотрится эффектно. Не зря говорят о франтах - "гоголем" ходит.

Это сходство основывается на том, что гоголи (равно как и гагары) очень прямо держат свои длинные шеи и высоко несут головы, а потому людей, имеющих от природы такой склад тела, сравнивают с гоголями.


КРОХАЛЬ БОЛЬШОЙ (Mergusmerganser)

Утка крупного размера, с длинной шеей и узким, сравнительно длинным клювом. Вес его колеблется от 1,1 до 2 кг. Как и все другие виды крохалей, большой крохаль хорошо и быстро плавает, глубоко погружая туловище в воду, прекрасно ныряет, достигая обычно глубины 2-4 м. Летает он легко, быстро, с характерным свистом крыльев. Большого крохаля нетрудно распознать по характерной окраске оперения. У самца голова и верхняя часть шеи черные с металлическим блеском, остальная часть шеи, бока и низ тела белые.





Набравшись смелости, лягушка спросила у прилетевших на озеро уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. Лягушка от услышанного пришла в восторг. Уговорив уток взять ее с собой, лягушка второпях написала письмо своим подругам.



Задание 2. Восстановите деформированный текст и запишите его без ошибок.



Дарагие маипадруги!

Яулитайу найук нанаши озиро прилитела стайа издвадцатипяти уток ани сабирайуца втеплыйэ крайа атних яузнала кактам харашо типло тамцэлые тучи камароф имошэк яизобрила новый неабыкнавеный спосап путишествийа наутках абамне узнает весьмир

Щаслива аставаца!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3 .

Пока лягушка писала письмо, утки подкрепились. Помогите рассчитать, сколько килограммов пищи нужно для целого косяка уток, если одна утка съедает 5 мелких рыбок, 7 небольших лягушек, 500 граммов водорослей и различных корней.


Таблица

Вес различных животных

Название животного

Вес одной особи (г)

Червяк

1 г

Мелкая рыбка

35 г

Мышка

19 г

Колибри

2 г

Лягушка

22 г

















Задание 4.

Нашей отважной лягушке безумно хотелось воспользоваться «утиными авиалиниями». И она придумывает небывалую идею перелета. Своими руками воплотите идею лягушки в жизнь. Для этого воспользуйтесь схемой и ссылкой на видео.



Этот способ привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее. И вся стая поднялась в воздух.

Задание 5.

Определите, какое расстояние предстоит пролететь уткам и за какое время, чтобы добраться до юга (от Ладожского озера до Каспийского моря), если летели со скоростью 90 км/ч.


Измерьте расстояние:

а) от Ладожского озера до Рыбинского водохранилища;

б) От Рыбинского водохранилища до устья реки Камы;

в) От устья реки Камы до берега Волги близ города Волгоград;

г) От города Волгоград до Каспийского моря.

Масштаб: 1 см = 300 км



Задание 6

Говорят, что лягушки прекрасные предсказатели погоды. Определите, какая погода была в дни, когда утки были в пути.





Приметы погоды летом по лягушкам.

Этих земноводных часто встретить в парках, садах и скверах. Лягушки не боятся людей и служат для нас живыми барометрами.

- Лягушки вылезли на берег – будет дождь.

- Лягушки не выходят из воды – ожидается отличная погода.

- Вечером лягушки дружно громко и долго квакают – верная примета наступления хорошей погоды.

- Вечером лягушки квакают надсадно и хрипло – ожидается дождливая погода.





Домашний барометр.

Рассмотрим, например, обычную лягушку, которую ещё наши предки использовали в качестве домашнего барометра. Они мастерили его так: в банку с водой (на донышке), они поселяли лягушку, туда же вкладывали небольшую деревянную лесенку, давали будущему предсказателю пообвыкнуть и начинали наблюдения.

Итак, запоминайте:

- если лягушка начинает подниматься по лестнице – это признак ухудшения погоды,

- если она спускается – погода переменится,

-если просто барахтается в воде – будет солнечно, сухо и тепло.

Есть мнение, что точность показаний лягушки составляет 90-95%.

Существует целый ряд народных примет, связывающих поведение этих болотных обитательниц с изменением погоды.

Если лягушки вечером квакает подолгу – к ясной погоде, молчат – жди похолодания.

Если кожа лягушек серого цвета – к дождю, а если она имеет желтоватый оттенок – жди ясного неба.

В сухую погоду лягушки отсиживаются в воде, а перед дождем, когда воздух становится влажным и коже земноводных не грозит обезвоживание – прыгают на суше.

Очень чувствительны к перемене погоды лягушки. Если вечером от небольшого болота или прудика несется громкое кваканье – настоящий лягушачий концерт, на следующий день будет хорошая погода. К непогоде лягушки тоже квакают, но не заливистой трелью, а глухо. Если же лягушки до этого громко квакали, а потом вдруг замолчали, то надо ждать холодную погоду. У лягушек, по многим наблюдениям, даже цвет кожи меняется в зависимости от надвигающейся погоды: перед дождем они приобретают сероватый оттенок, а перед тем, как установиться ведру, немного желтеют. Вполне объяснимая примета, ведь лягушки заранее готовятся к непогоде или солнечным дням и соответственно будущему световому спектру выдвигают в клетках кожи ближе к её поверхности необходимые пигментные зёрна. Как они узнают об изменении погоды за несколько часов вперед – тоже пока остается загадкой. Видимо, на их теле есть чувствительные точки, с помощью которых лягушки улавливают изменения зарядов атмосферного электричества.

Примета/день

1

2

3

Кваканье

Не заливисто, а глухо

Дружно, громко и долго квакают

Квакают надсадно и хрипло

Цвет кожи

Серого цвета

Немного желтеют

Серого цвета

Домашний барометр

спускается

Барахтается в воде

Поднимается по лестнице



Определить погоду в 1, 2 и 3 дни.

Задание 7

Надо отдать должное лягушке, на протяжении всей сказки она проявляла себя как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. Что же попалось такого склизкого в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна, а вот взяла и загордилась...

Какая из этих пословиц подойдет по смыслу к нашей сказке?

  1. Медные деньги звонче золотых.

  2. Гордым быть, глупым слыть.

  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  4. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


Да, друзья, рождённый ползать – летать не может! Все воспеваемые автором качества, такие как сообразительность, находчивость, храбрость и красноречие позволили лягушке — путешественнице взмыть в небо, и приобщиться к летающим созданиям. Но лягушка наряду с добрыми качествами имела и несколько худых, которые и свели её полет на нет. Надо сказать, повезло ещё, что Лягушка - Путешественница шлёпнулась с высоты птичьего полёта своей гордыни в болото. Гордыня и тщеславие – эти чувства настолько захватили ум Лягушки – Путешественницы, что пришлось ей расхлёбывать их плоды уже не в своём, а в чужом болоте.


Задание 8.

Какие качества характера лягушки помешали ей долететь до чудесного края? И чтобы бы вы посоветовали своим друзьям, одноклассникам, какие качества в себе нужно вырабатывать, чтобы достичь малых и больших целей.

Напиши обращение – совет своим друзьям. Объем текста должен быть не менее 30-40 слов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Приложение 1.


«Лягушка-путешественница».

(сказка В. Гаршина)

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

- Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!

Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:

- А много ли там мошек и комаров?

- О! целые тучи! - отвечала утка.

- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.

- Возьмите меня с собой!

- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

- Когда вы летите? - спросила лягушка.

- Скоро, скоро! - закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!

- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.

- Вот как я превосходно придумала, - думала она про себя.

А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.

- Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то!

- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:

- Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Они консультируют своих детей в процессе поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности, наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся , оживляет традиционный учебный процесс, способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика.



















Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М. «Просвещение»-2011 г. https://fgos.ru/

2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-rabota-shkolnikov-sut-tipy-i-metody

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

https://olymp.hse.ru/data

4. Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г. https://gymn52.ru/files/Documents/Proektno-issl-rabota-v-nachalnoy-shkole.pdf

5. Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost__razlich_052621.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!