СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы









Студентки группы 21П-7:

Тутельман Дарьи Александровны

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах





г. Красноярск, 2024


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования

Составители: Тутельман Д.А. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2024.
























Аннотация

Данные методические рекомендации направлены на организацию проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Работа содержит описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. А так же в документе представлены часто допустимые ошибки при выборе и формулировке темы работы, методов исследования. Данные рекомендации помогут педагогу выявить сходство и различия понятий «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность», посредством практических примеров.

Разработка может быть использована в работе учителей начальных классов и студентов специальности «Преподавание в начальных классов».




















Оглавление

Аннотация 3

Оглавление 4

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования и примеры ошибок в детских исследовательских работах 8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 12

1.4. Паспорт исследования № 1 «Энциклопедия одного слова» 13

Паспорт разработала: 13

1.5. Паспорт исследования № 2 «Почва и ее состав» 20

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность 24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2. Проектная задача №1 «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи» 30

2.3. Проектная задача №2 «Великие труженицы - пчёлы» 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность ребенка – это, в первую очередь, одна из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных [2].

По стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться.  Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны следующие требования, которые разделены на два блока:

  1. базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. [1].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Темы для исследований могут быть следующие:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической. [2].

Были определены следующие умения учащихся:

    1. Умение организовать свою работу (организационные).

    2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

    3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).

    4. Умение оформить и представить результат своей работы.

    5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). [3].

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. [2].

Роль учителя состоит в том, чтобы подтолкнуть обучающихся, направить их на дальнейшую деятельность. [2].

Можно сделать вывод исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует побуждению к деятельности, формированию у детей интереса к изучаемому материалу и позволяет расширить рамки изучаемого.


    1. Типичные ошибки при проведении исследования и примеры ошибок в детских исследовательских работах

При составлении исследовательской работы ученик может допустить ряд ошибок, связанных как с оформлением и определением темы, так и с формулировкой цели и задач, гипотез исследования, а также при проведении исследования. Вот некоторые из них:

Выбрать тему можно исходя из:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

-из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Типичные ошибки при выборе темы:

1) отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

2) неконкретные, неясные формулировки или слишком широкие избыточно витиеватые, кроме того, был ряд случаев, когда тема не соответствовала содержанию;

3) особо можно отметить редкие; но имеющие место случаи, когда объект фантастической темы рассматривался как научный;

4) тема не соответствует возрасту;

5) отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом;

6) тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.

Примеры ошибок при выборе темы: например, исследование проводится с ребенком 3 класса, а тема в его исследовании указана следующая: «Ферменты — биологические катализаторы». Обычно эту тему берут в 8-9 классе, потому что именно тогда они ее изучают.

Также существуют некоторые рекомендации по постановки цели и задач исследования:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть

более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту

деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения

целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря

минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Для того, что поставить задачи исследования, можно воспользоваться следующими формулировками:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета

исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и

место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…,

классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…,

подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические

рекомендательные материалы: рекомендации по использованию...,

комплекс заданий…

Ошибки при определении задач:

1. формулировка и содержание задач не соответствует теме

проекта;

2. количество задач более 5-ти;

3. нарушена логическая последовательность задач.

Ошибки при определении цели:

1. цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

2. цель, содержащая внутри себя несколько целей, не

достижимая цель.

Примеры ошибок при постановке целей:

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Примеры ошибок при постановке задач:

Тема: «Свойства воздуха».

Задачи:

- провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие значения свойств воздуха в природе и в жизни человека;

- подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

- обобщить полученные результаты, сделать выводы и создать продукт (брошюра);

- углубить знания о воздухе.

Здесь нарушена логика постановки задач.

Если же говорить про гипотезу, то ее необходимо сформулировать по следующим требованиям:

Гипотеза должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Типичные ошибки:

- гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

- не содержит предположение;

- не соответствует фактам по теме исследования.

Также работа должна соответствовать структуре:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Типичные ошибки при оформлении исследовательской работы:

- Проект оформлен не в соответствии с требованиями,

обозначенными в положении;

- Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и

сносок;

- Оформление списка литературы и интернет источников не

соответствует требованиям.


    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

На основе изученных мной материалов, я составила следующую таблицу по критериям оценивания детских исследовательских работ:

Таблица 1. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема актуальна

Тема соответствует возрасту

Тема корректно сформулирована

Цель соответствует теме

Задачи соответствуют цели







Гипотеза соответствует цели








План логичен

Методы соответствуют возрасту, теме, характеру исследования











Информация зафиксирована в виде таблиц, схем, графиков

Все структурные элементы выдержаны

Работа оформлена по техническим требованиям

Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки

0-1

0-1

0-1

0-1

0-2 (2 – все задачи соответствуют цели; 1 – одна задача не соответствует цели; 0 – более 1 задачи не соответствует цели)


0-2








0-1

0-3 (3 - методы соответствуют возрасту, теме, характеру исследования; 2 – метод не соответствует одному из пунктов; 1 – метод не соответствует двум пунктам; 0 – метод не соответствует возрасту, теме, характеру исследования


0-1

0-1

0-1

0-2



    1. Паспорт исследования № 1 «Энциклопедия одного слова»

Паспорт разработала:

Тутельман Дарья

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Энциклопедия одного слова «семья»»

2

Актуальность исследования

В русском языке множество слов. Язык – живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые устаревают в силу ряда причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается.

3

Проблема исследования

Можно ли создать портрет слова, проследить, как оно ведет себя в разных ситуациях.

4

Объект исследования

Слово «Семья»

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность учащихся по формированию базовых исследовательских умений у обучающихся 4-го класса по теме «Энциклопедия одного слова «семья»».

Для ученика: создание энциклопедии слова «семья»

6

Задачи исследования

Для ученика:

  • изучить лексическое значение слова «семья», его этимологию с помощью различных словарей;

  • подобрать все возможные синонимы к слову, опираясь на справочную литературу;

  • найти пословицы и поговорки;

  • подобрать афоризмы со словом «семья»;

  • составить энциклопедию одного слова.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что если мы изучим слово «семья» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследим «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, мы сможем создать «Энциклопедию слова «семья».

8

Методы исследования

  • анализ литературы и интернет-источников по теме исследования;

  • исследовательская работа;

  • обработка данных;

  • обобщение материала;

  • представление результатов исследования.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (дня)

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно (русский язык)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: определение темы, постановка цели и задач.

2. Теоретический: анализ научной литературы, формулировка выводов по теоретической части.

3. Практический: формулировка гипотезы, проведение и описание исследования.

4. Аналитический: анализ результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

5. Презентационный: подготовка к выступлению (написание текста, создание презентации, создание продукта), презентация своего исследования.

6. Рефлексивный: делают выводы по проделанной работе, обозначение собственных трудностей, анализ работы.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь, где будет помещена информация только об одном слове.

Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Очень удобно, когда о чем – то можно узнать из одного источника. Создав словари одного слова, мы сможем рассмотреть его с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а затем, как живет слово в литературе (рассказе, басне…), фольклоре…

Для того чтобы составить энциклопедию одного слова я составила План – схему. Данный план можно использовать для составления словаря с любыми словами.

1. Происхождения слова

2.Слово «семья» и его лексическое значение

3. Слово «семья» и слова-родственники (однокоренные)

4.Слово «семья» и его синонимы

5. Слово «семья» и его антонимы

6. Слово «семья» во фразеологических оборотах

7. Слово «семья» в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в народных сказках

8. Слово «семья» в поэзии

1.Происхождение слова «семья»

Слово «семья» в других славянских языках, кроме украинского в родстве со славянскими. Корень в этом слове – сЬмь. Но образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными балтийских языков (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили только родственники», другими словами, только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно увеличивался круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников. Здесь также хозяйственные связи оказали влияние на то, что «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья – это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие вместе и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья. Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов. В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году (Акты Московского гос-ва): «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ». Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно – уже переносное значение – «жена». В Актах Велико-Устюжского Михайло-Архангельского монастыря находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так: «Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Кстати, это значение слова семья как «жена» сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29): Здравствуешь Добрыня сын Никитич, Со своею да с любимой семьёй, С той было Маринушкой Кайдальевной. Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века, то есть сейчас отсутствует противопоставление: «сам», «муж», «хозяин» «семья, ему подвластная», то есть его владение. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья – это все те, кто садился за один общий стол. Петербургский профессор В.В.Колесов отмечает, что «в деловом языке Древней Руси (до начала 15 века) слово семья стало уже употребляться и в значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении. И ещё в современном русском языке этим словом могут называть биологическую семью, когда говорят о растениях или о животных, а также называют группу родственных языков, например, есть семья славянских языков, семья германских языков, семья романских языков и т.п.

2.Лексическое значение

СЕМЬЯ , -и, мн. семьи, семей, семьям, ж.

1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.

2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок). Дружная школьная с. Студенческая с.

3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей. Семья языков — в языкознании: группа родственных языков. II уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3 знач.). II прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.).

3.Слова-родственники (однокоренные)

Семейный, семейка, семейственность, семейственный, семьянин, семьянинка.

4.Синонимы к слову «семья»

Семейство, ячейка общества, супружество, семейный круг, семейные, домашние; домочадцы (устар.); чада и домочадцы (шутл.).

5. Антонимы к слову «семья»

Одиночество, вдовство, сиротство

6. Слово «семья» во фразеологических оборотах.

Глава семьи, крепкая семья, разбивать семью, семья народов, шведская семья, языковая семья.

7.Слово «семья» в русском фольклоре:

в пословицах

Семья без детей, что цветок без запаха. Вся семья своя, да всяк любит себя. Вся семья вместе, и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья крепка ладом.
в поговорках

В родной семье и каша гуще. В семье любовь да совет, так и нужды нет. В своей семье не велик расчет. Семья в куче - не страшна и туча. Семья - опора счастья.
в народных сказках

Старик пришел домой усталый, сел в свое резное кресло. Вся семья прибежала к нему: и старые и малые, и мужчины и женщины. Один теплыми руками согревает ему лицо, другой теплой водой моет ему ноги, третий приносит есть и пить. Юноши запели песню, чтобы усладить слух старика, девушки пляски затеяли.

сказка «Общее счастье»

8.Слово «семья» в поэзии.
Е. Комарова "Святое, великое слово семья".

В. Дробиз «Семья»

М. Лангрен «Семья – это счастье, любовь и удача».

Агния Барто «Его семья».

У Вовы двойка с минусом - Получаю двойки я -
Неслыханное дело! И вдруг семья плохая!

Он у доски не двинулся. Упреки он бы перенес,
Не взял он в руки мела! Не показал бы виду,


Стоял он будто каменный: Но о семье идет вопрос -
Он стоял как статуя. Семью не даст в обиду!

- Ну как ты сдашь экзамены? Будут маму упрекать:
Волнуется вожатая. – "У нас хороших двадцать пять

Твою семью, отца и мать, И три семьи отличных,
На собранье упрекать А вы одна - плохая мать!" -
Директор будет лично! Директор скажет лично.

У нас хороших двадцать пять Печально Вова смотрит вдаль,


И три семьи отличных, Лег на сердце камень:

Но твоей семьей пока Стало маму очень жаль...
Директор недоволен: Нет, он сдаст экзамен!
Она растить ученика Скажет маме: "Не грусти,


Не помогает школе. На меня надейся!

- Ну при чем моя семья? - Нас должны перевести
Он говорит вздыхая. - В хорошее семейство!"


Слово   семья   имеет удивительную судьбу в нашей речи. Несколько поколений лингвистов изучали его с разных научных сторон. Чем больше занимаешься исследованием слова, тем дальше и глубже познаешь его историю. Слово «живет» в пословицах, поговорках, загадках, афоризмах, в произведениях художественной и научной литературы… Главный его смысл в том, что в доброй семье творится ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ. Счастливая семья – это опора государства, потому что в ней вырастают счастливые дети. Счастливые дети – будущее страны.

11

Оборудование для проведения исследования

Словари, Интернет-источники, бумага, канцелярия.

12

Продукт исследования

Энциклопедия одного слова «Семья»

13

Перспектива исследования

Может использоваться на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира, при прохождении тем, связанных с семьёй.

14

Используемые источники

Этимологический словарь Крылова

Толковый словарь Ожегова

Словарь синонимов Абрамова

Словарь антонимов русского языка



    1. Паспорт исследования № 2 «Почва и ее состав»

Паспорт разработала:

Бадьина Ю.А.


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Почва и ее состав»

2

Актуальность исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит?

3

Проблема исследования

Из чего состоит почва?

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 2 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Почва и ее состав».

Для ученика: исследовать почву и ее состав.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты и наблюдения по определению состава почвы;

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. изготовить плакат «Состав почвы»

7

Гипотеза исследования

Предположим, что почва содержит воздух, воду, глину и песок.

8

Методы исследования

Теоретические:

  1. анализ литературы

  2. анализ и обобщение

Практические:

  1. наблюдение

  2. опыт


9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Учитель: направляет обучающегося

Ученик: поиск источников для исследовательской работы; подбор опытов для определения состава почвы; подбор оборудования для проведения опытов

2. Теоретический:

Учитель: контролирует процесс написания теоретической части

Ученик: анализ информации по теме исследования

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученик: выдвижение гипотезы. проведение опытов по выявлению состава почвы

4. Аналитический:

Учитель: помогает формулировать выводы

Ученик: формулировка выводов; опровержение/подтверждение гипотезы

5. Презентационный:

Учитель: настраивает обучающегося

Ученик: представляет исследовательскую работу

6. Рефлексивный:

Учитель: указывает на недостатки и преимущества проделанной работы

Ученик: проводит самоанализ выполненной деятельности


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать почву и ее состав.

Ход исследования:

1.Подготовительный

Обучающиеся выбирают тему, определяют актуальность, проблему исследования. Выделяют объект. Ставят цель и определяют действия для достижения цели. Подбирают информацию о почве и ее составе, а также опыты для выявления состава почвы.

2. Теоретический

Обучающиеся выделяют интересные факты о почве. Анализируют литературу по теме исследования, выявляют состав почвы. Находят в подобранной литературе ответы по проблеме исследования.

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы.

Опыт №1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, колба с водой.

Ход опыта: мы взяли колбу с водой, высыпали туда почву из стакана и стали наблюдать: из почвы вверх потянулись пузырьки, значит, почва содержит воздух.

Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Опыт №2. Почва содержит воду.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: держатель, пробирка с почвой, горелка.

Ход опыта: мы нагрели почву в пробирке. Через некоторое время стекло пробирки запотело, а потом на нем появились капельки воды.

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.

Опыт № 3. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

Ход опыта: в стакан с водой мы добавили почву и размешали стеклянной палочкой. Вода стала мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплыл мелкий мусор: остатки листьев, иголок. На дно осел слой песка и маленькие кусочки глины.

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы».

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, стаканы, горелка, колба, почва (земля)

12

Продукт исследования

Лист исследования «Состав почвы»


13

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции

14

Используемые источники

Почва Состав почвы | Окружающий мир 3 класс #5 | Инфоурок - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) – информация о почве.

https://infourok.ru/prezentaciya-kartoteka-opytov-s-pochvoj-4265843.html?ysclid=lsab039r7u38062504 – опыты с почвой

https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/pochva?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F –интересные факты о почве


РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко).

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий.

Перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Выделяют следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект.

2. Исследовательский проект.

3. Информационный проект.

4. Творческий проект.

5. Ролевой проект.

Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (пробле­мы).

  • Планирования действий по разрешению проблемы.

  • Обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

  • Продукт.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Web-сайт;

  • Атлас;

  • Журнал;

  • Видеофильм;

  • Видеоклип;

  • Выставка;

  • Газета.

Отличия проекта от исследования.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Таблица 2. Сравнение проекта и проектной задачи


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Формирование у обучающихся самостоятельного выбора способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Научиться выбирать способа решения проблемы.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урок

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. проблемный блок;

2. информационный блок;

3. критериально-оценочный блок.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Рефлексируют (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

Ставят и удерживают цели.

Планируют свою деятельность.

Моделируют (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

Проявляют инициативу при поиске способов решения задачи.

Взаимодействуют при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт


6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

не предсказуем

Отсутствие жестко определенного ответа

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

1. Рефлексивные

2. Умение ставить и удерживать цель, планировать деятельность.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

4. Коммуникативные.

5. Навыки моделирования.


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Начальная школа (младшеклассники)


    1. Проектная задача №1 «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи»

Данную проектную задачу разработала Тутельман Дарья.

«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша помощь!»

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо решить ребус.

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том, где они прячутся.


Задание 2

Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.

Задание 3

Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5 километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.

А – наше местоположение

Б – местоположение корыта

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

1. Действие, обратное вычитанию.

2. Праздник – проводы зимы.

3. Лежбище медведя.

4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев почвы.

5

4

3

2

1

5. Начальник всех умывальников.










Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.

Федора очень рада, что ее друзья вернулись домой. Спасибо за помощь!

Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет


Источники:

  1. Создание ребусов: https://rebuskids.ru/create-rebus

  2. К. Чуковский «Федорино горе» https://www.culture.ru/poems/33121/fedorino-gore?ysclid=ltf6mwl62w23647673

  3. Задания: https://learningapps.org/2262741

  4. Задания: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf


    1. Проектная задача №2 «Великие труженицы - пчёлы»

Данную проектную задачу разработала Капленко Елена Алексеевна.

Часто в речи людей слышим фразы: «Трудится как пчела», «Ленив как трутень», «Шумно как в пчелином улье» и мы задумались, почему жизнь людей сравнивают с жизнью пчёл? Ведь внешне человек и насекомое не очень похожи? Может быть, дело в их поведении? Ведь недаром у христиан пчёлы символизируют прилежание, трудолюбие, чистоту, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, упорядоченное и благочестивое сообщество. А святой Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина - с пчелой, которая неустанно трудится и остаётся преданной своему улью.

Недаром наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связь с природой? В этом и предстоит нам разобраться.

Задание № 1 (для всех групп)

1.Прочитайте тексты.

2.Расскажите, какие виды работ выполняют пчёлы в улье.

3.Сделайте выводы: как пчёлы приспособились к жизни в таких условиях

Задание № 2 (для группы № 1)

1.Прочитайте предложенные тексты.

2.Из данных текстов найдите информацию о пользе пчёл и продуктах их жизнедеятельности.

4.Подготовьтесь кратко рассказать об этом.

5.Выберите в своей группе одного ученика, который сможет рассказать об этом всем.

Все знают, сколько пользы нам приносят пчёлы, их продукты жизнедеятельности – маточное молочко, мёд, воск, яд, прополис, цветочная пыльца – обладают массой целебных свойств.

Мед — основной продукт пчеловодства. Существует множество разновидностей меда:

• Белоакациевый мед

• Гречишный мед

• Мед подсолнечный

• Липовый мед

• Полевой мед

• Цветочный мед

• Сотовый мед

• Майский мед

• Кипрейный мед

• Хлопчатниковый мед

• Клеверный мед

• Малиновый мед

• Мед с донника

• Шалфейный мед и другие.

Мёд обладает большим количеством полезных свойств. Его применяют в медицине, косметологии, кулинарии и т.д.

Воск - редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Он является прекрасным пластическим, изоляционным и водонепроницаемым материалом. Воск используют для изготовления различных красок, средств по ходу за изделиями из дерева и кожи, в электротехнике и радиотехнике, литейном производстве, металлургии, пищевой промышленности, медицине (например, пластырь), косметологии и т.д.

Прополис - это пчелиный клей. Пчелы используют его для непроницаемости воды и воздуха в гнездо. Люди же используют прополис в медицине (прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек, хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны, язвы кожи, желудка и двенадцатиперстной кишки), ветеринарии, для изготовления лаков, которыми покрывают поверхность струнных музыкальных инструментов и деревянной посуды, изготовление пластмасс, в частности граммофонных пластинок.

Маточное молочко – используется пчелами для кормления молодых личинок пчел, трутней и особенно маток. Имеет высокую биологическую активность и обладает уникальными целебными действиями. Применяется маточное молочко в медицине, косметологии. Обладает бактерицидными действиями, нормализует обмен веществ, используется при ожирении.

Цветочная пыльца (перга) – используется пчелами для питания взрослых насекомых и, особенно, для воспитания личинок (если в улье нет перги, пчелы не могут размножаться). Полученную пыльцу можно использовать в чистом виде как новый и вкусный пищевой продукт, богатый белками, содержащий витамины, и, возможно, другие, пока не изученные вещества, ценные для человеческого организма. Добавление же пыльцы в мед повышает его питательные и вкусовые качества. Перга эффективна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, зобе, гепатитах, бессоннице.

Пчелиный яд - список лечебных продуктов, которые получает от пчел человек, будет неполным, если не упомянуть о пчелином яде. Это продукт секреторной деятельности в теле пчелы. Пчелиный яд все больше и больше применяется как лечебное средство. Ужаления пчел в народной медицине издавна считаются хорошим средством от ревматизма. Является хорошим средством для лечения различных заболеваний, ревматические и невралгические боли.

Задание № 3 (для группы № 2)

1.Распредели тексты по жанрам устного народного и авторского творчества, выбери понравившиеся и приклей в соответствующую табличку.

2. Подготовьте краткое выступление для всех присутствующих.

1.загадки

2. пословицы

3. приметы

4. стихи

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым. (Тютчев Ф.И.) (4)

- Трудолюбивее пчелы никого нет.(2)

Если пчелы активно возвращаются в свои улья, то быть скорому дождю. (3)

Стоит изба безугольна,

живут люди безуемны (улей) (1)

- Пчела медведю медом дань платит. (2)

Если пчелы не вылетают из своих ульев — значит быть сильной жаре. (3)

-Без матки пчёлки - пропащие детки. (2)

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться

Вот и меду принесла

Работящая (пчела) (1)

Меня ужалила пчела,

Я закричал: “Как ты могла?!”

Пчела в ответ:

“А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!”

(Марина Бородицкая) (4)

- Пчела знает, где мёд брать. (2)

На боку лежит дуплина-путина,

среди дупла ярмарка (улей пчел). (1)

Пчелы не садятся на цветки рябины — к ненастному дню (3)

Сидит девица в темнице,

Вяжет узор не петлёй, не узлом. (Пчела ) (1)

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу-сластену в гости ждет:

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот

Цветок увял, а зреет плод.

(Н.Грибачёв) (4)

Перед засухой пчелы становятся злыми. (3)

Если к вам болезнь пришла,

Тело жаром пышет,

Врач по имени Пчела

Вам рецепт пропишет:

- Поскорей от гриппа вы

Мед примите липовый!

(Юрий Энтин) (4)

Пчелы рано замазывают воском леток в улей — к суровой зиме (3)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела) (1)

Задание № 4 (для группы № 3)

Прочитайте текст внимательно и впишите в таблицу, какие негативные факторы влияют на жизнь пчёл. Подготовьтесь рассказать об этом всем.

В наше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение.

Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 года».[4,31]

Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов…

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов – к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели…

Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из–за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.

На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании. [6,29]

Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно – технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.

Негативные факторы









Задание № 5 (для группы № 4)

Вычеркните одинаковые буквы в словах и получите важное высказывание о пчеле. Закончи свой рассказ именно им.

С П К Ч К Е С Ф Л Ф А - Т Д Р Ш ОУ Д Ж Е Ш НО И Ц А _____________________________________________

Презентация результатов

Результат решения задачи.

Работа по группам над изготовлением «продукта» проектной задачи.

Изготовление сюжетной аппликации "Пчёлы и соты"

Дети, используя различные материалы по выбору, выполняют коллективную работу. По окончании – происходит презентация, где дети могут спеть песню, прочитать стихотворение и т.д. о пчёлах.

Презентация «продукта»

Рефлексия – Заполнение в группах листов самооценки.

Итог

Пчела в старину очень почиталась народом. Люди очеловечивали пчел, приписывая им лучшие, присущие человеку качества - трудолюбие, самоотверженность, бережливость, чистоплотность, справедливость, чувство дружбы.

В заключении хотелось бы сказать, что пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно.

Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, но с уверенностью можно сказать, что маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье.

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача ««Великие труженицы - пчёлы»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей

группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да

Нет

Почему? ______________________________________________________

Источники:

Тексты про пчёл https://infourok.ru/skazki-rasskazki-o-pchelah-i-ne-tolko-5086064.html

Негативные факторы https://apni.ru/article/5327-osnovnie-faktori-vliyayushchie-na-gibel-pchyo


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя указанные факты, приходим к выводу, что важность проектно-исследовательской работы в начальной школе неоспорима. Изначально эта деятельность была внедрена исключительно в основной учебный процесс, однако позднее стало очевидно, что она может быть полезна и на дополнительных занятиях, факультативах и курсах. На данный момент данная образовательная сфера только начинает развиваться, поэтому научных работ на эту тему практически нет. Применяя проектно-исследовательскую деятельность, преподаватель развивает у учеников навыки, с помощью которых обучающиеся могут успешно взаимодействовать с обществом.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понимать, что как проектирование, так и исследование являются полезными в работе с детьми, и, следовательно, можно проводить как проектные работы, так и исследования. Следует отметить, что в методическом плане важно учитывать, что методика проектов требует разработки детального плана исследований, четкой формулировки и понимания изучаемой проблемы, формулирования реальных гипотез и их проверки в соответствии с заданным планом.















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с

  2. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. — 2012.

  3. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  5. Методические рекомендации. Текст «Как выбрать тему исследования?».

  6. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

6. Статья "Исследовательская работа в начальной школе". Зубова Ольга Анатольевна https://urok.1sept.ru/articles/511559 

7. Статья «Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения» - https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos-vtorogo-pokoleniya-1011901.html 


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!