СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»



Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы







Г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Нижегородцева В. В. – студентка группы 21П-5 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького», 2024.



















































Аннотация

Современная школа нацелена на всесторонне развитых личностей, способных самостоятельно мыслить, критически оценивать информацию и творчески решать проблемы. Это отражается в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Проектно-исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом проектно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для облегчения реализации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах разработаны методические рекомендации, которые включают: информацию о назначении и структуре исследовательских и проектных работ. Критерии оценивания результатов исследовательской и проектной деятельности. Практические примеры тем для исследований и проектных задач, разработанных с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Использование методических рекомендаций позволит учителям начальных классов организовать увлекательный и эффективный процесс проектно-исследовательской деятельности, раскрыть творческий потенциал каждого учащегося и создать в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества.



ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………….5

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………...5

    2. Типичные ошибки при проведении исследования………………8

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ………13

    4. Паспорт исследования №1 «Нефть»……………………………...15

    5. Паспорт исследования №2 «Соль: друг или враг?»……………...18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………....23

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………….23

2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Письмо другу», для обучающихся 1 класса……………………………………………………28

2.3. Проектная задача по финансовой грамотности «В деревню к дедушке» для обучающихся 1 класса………………………………………………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………46

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………


РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность в начальной школе является одним из важных компонентов процесса обучения, которая позволяет развивать у детей не только знания и навыки, но и учит их самостоятельно исследовать окружающий мир, формировать критическое мышление и творческий подход к решению задач.

Исследованием является поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Исследовательская деятельность - это средство освоения действительности. Его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Исследовательская деятельность учащихся -  это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.[1]

В начальной школе исследовательская деятельность одной из важных составляющих процесса обучения. Она позволяет развивать у детей не только знания и навыки, но и учить их самостоятельно исследовать окружающий мир, формировать критическое мышление и творческий подход к решению задач.

Целью исследовательской деятельности в начальной школе является развитие у детей умения задавать вопросы, искать ответы на них и оценивать полученную информацию. Ученики активно участвуют в исследовательском процессе, проводя наблюдения, сбирая данные, анализируя их и делая выводы.

Задачи исследовательской деятельности:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать её, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

-воспитание целеустремлённости, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

-выбор темы;

-постановка цели и задач;

-гипотеза исследования;

-организация исследования;

-подготовка к защите и защита работы.

Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  1. Фантастической;

  2. Экспериментальной;

  3. Изобретательской;

  4. Теоретической.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.

Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок

Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:

-Тема не должна быть широкой

Например, тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

-Не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).



Постановка цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:

  • Неточный выбор слов

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  • Отсутствие конкретики

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.








1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0б

  1. Соответствие темы и содержания

1-0б

  1. Тема соответствует возрасту

1-0б

  1. Актуальность проблемы

1-0б

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0б

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0б

  1. Количество задач не менее 3

1-0б

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0б

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0б

  1. Наличие анализа литературы

1-0б

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0б

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 5 источников.

2-0б

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0б

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0б

  1. Структура и логика не нарушены


1-0б

  1. Данные представлены:

2- таблицы, диаграммы, схемы и тд;

1 - рисунок, описание;

0 - данные отсутствуют.

2-0б

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0б

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0б

Всего

20б


1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен



















1.4. Паспорт исследования №1

В данной главе представлены паспорта детских исследований.

Паспорт исследования

Паспорт разработали:

ФИ студента: Нижегородцева Валерия



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Нефть.

2

Актуальность исследования

Меня всегда интересовало, для чего же нам нужна нефть. Взрослые часто о ней говорят, как о чем-то важном. И мне стало интересно откуда такая заинтересованность0 в ней и чем она полезна для социума.

3

Проблема исследования

Для чего нужна нефть?

4

Объект исследования

Нефть.

5

Цель исследования

Для учителя: -формирование знаний о свойствах и применении нефти и развитие мыслительных операций на основе проведения опыта.

Для ученика: -познакомиться со свойствами и применением нефти в жизни человека.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Изучить научно-популярную литературу по теме: «нефть».

  2. Выяснить, откуда появилась нефть.

  3. Узнать, где применяется нефть.

  4. Исследовать нефть опытным путем.

  5. Оформить результаты исследования в лист наблюдения.

  6. Сделать практический вывод о том, для чего нужна нефть.

7

Гипотеза исследования

Действительно ли, что нефть является одним из самых важных природных ресурсов?

8

Методы исследования

Наблюдение, опыт, анализ литературы, анализ информации из разных источников.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: групповой.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Мотивационный: на этом этапе происходит мотивация детей на дальнейшую работу, проявление интереса к самой работе и теме исследования.

2. Подготовительный: на этом этапе проводится подбор необходимой методической литературы (по теме исследования), а также первичное оформление содержания научной работы.

3. Теоретический: на этом этапе анализируется необходимая научная литература, по итогу работы выявляется главная, необходимая информация, с которой происходит дальнейшая работа.

4. Практический: на этом этапе проводятся опыты, исследуются научные положения, представленные в научной литературе, проходит наблюдение за объектом наблюдения.

5. Аналитический: на этом этапе все полученные практическим способом выводы оформляются в лист наблюдения, производится заполнение основной части исследовательской документации, подтверждается или опровергается гипотеза.

6. Рефлексивный: на этом этапе проделанная работа представляется обществу, анализируются проведенная работа, трудности, возникшие в ходе работы, имеется ли дефицит информации и как можно избежать этих проблем в дальнейшем.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, как появляется звук.

Ход исследования:

Опыт 1: «Изучение свойств нефти». Обучающиеся будут изучать свойства нефти – её цвет, состав, плотность и другие физические свойства, а также осуществлять сравнение с другими жидкостями.

Опыт 2: «Загрязнение нефтью». Обучающиеся будут проводить опыт, чтобы узнать, как нефть может загрязнять окружающую среду и какие проблемы это вызывает.

Наблюдение. «Исследование использования нефти на практике». Обучающиеся будут наблюдать за использованием нефти в повседневной жизни, отмечав моменты, когда мы используем нефть, но даже не задумываемся о её роли. (видеоматериал)

11

Оборудование для проведения исследования

Научно-популярная литература, толковый словарь, видеоматериалы, нефть, пробирки, микроскоп, другие жидкости.

12

Продукт исследования

Лист исследования.

13

Перспектива исследования

Выступление на научно-практической конференции.

14

Используемые источники

https://www.youtube.com/watch?v=kRtjQRNFtGI

https://www.maam.ru/detskijsad/pasport-isledovatelskogo-proekta-zachem-nuzhna-neft.html






























1.5. Паспорт исследования №2

Паспорт исследования: «Соль: друг или враг?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Соль: друг или враг?»

2

Актуальность исследования

Часто на страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей я слышала пугающие высказывания о соли: «Тайный убийца», «Белая смерть» и многие другие. Неужели это так? Мы встречаемся с этим веществом практически каждый день, но при этом практически ничего о нем не знаем. Соль – это не только важный ингредиент для кулинарии, придающий вкус еде, но и вещество, которое при правильном применении благотворно влияет на организм человека. Соль доступна всем. Её можно купить  в любом магазине, она всегда есть на кухне у любой хозяйки. И мне стало интересно, узнать какими свойствами обладает соль и как она влияет на организм человека.

3

Проблема исследования

Какую роль играет соль в жизни человека?

4

Объект исследования

Соль

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию исследовательских действий учащихся 4 класса по теме «Соль: друг или враг?».

Для ученика: узнать, какими свойствами обладает соль и какую роль она играет в жизни человека.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Собрать информацию по данной проблеме.

  2. Проанализировать полученный материал.

  3. Провести опрос одноклассников и сверстников на данную тему.

  4. Провести опыты с солью.

  5. Проанализировать полученные результаты.

  6. Заполнить дневник исследователя.

7

Гипотеза исследования

Предполагаю, что соль приносит человеку пользу, но в больших количествах соль оказывает отрицательное значение на организм человека.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опрос, эксперимент, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: определение темы, проблемы, цели и задач исследования, подбор методов, составление плана.

2. Теоретический: сбор информации по данной теме, анализ интернет ресурсов, проведение опроса одноклассников и сверстников на тему «Соль: друг или враг?»,

3. Практический: формулировка гипотезы, проведение экспериментов.

4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов.

5. Презентационный: выступление, представление дневника исследователя.

6. Рефлексивный: провести анализ проделанной работы, выявить положительные стороны, а также затруднения.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, какими свойствами обладает соль и как она влияет на организм человека.

Ход исследования:

  1. Провести опрос одноклассинов и сверстников на тему «Соль: друг или враг?».

Целью данного опроса было выяснить, знают ли мои одноклассники и сверстники о пользе или вреде соли, а также где она применяется. Опрос состоял из 4 вопросов:

  1. Можете ли вы прожить без соли?

  2. Какое количество соли вы употребляете в сутки?

  3. Где применяют соль?

  4. Вред или пользу приносит соль нашему организму?

  5. Соль – это приправа?


  1. Мною были подобраны эксперименты, которые помогли выяснить свойства соли.

Опыт №1 «Растворимость соли в воде»

Единственный минерал, который употребляется в пищу-это поваренная соль. Был проведен опыт растворения соли в воде. Мы насыпали соль в воду и размешали, соль стала не видна, т.е. растворилась.

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт №2 «Плавающая картошка или яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт №3 «Влияние соли на организм человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили  кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметила:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт №4 «Незамерзающая вода»

Цель: узнать, может ли замерзнуть соленая вода и где это можно использовать.

Гипотеза: соленая вода не замерзает.

Оборудование: две чашки: в одной обычная вода, в другой – соленая, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: солёная вода не замёрзла, она превратилась в кашицу. Это свойство используют во время гололёда в городах. Дорогу посыпают солью.

  1. Анализ результатов, формулировка выводов о свойствах соли и её влиянии на организм человека.

Работая над данной темой, я узнала, что соль - жизненно важное вещество. Без соли организм человека и животных  не мог бы функционировать, потому что соль входит в состав крови. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Исключение из рациона соли не только бессмысленно, но и вредно. А ещё соль – волшебница!  Она заслуживает истинного восхищения, почитания и преклонения! Поэтому соль для нас друг. Но в случае употребления большого количества соль вредна и оказывает неблгоприятное действие на здоровье человека, соответственно, становится не другом, а врагом. Если употреблять соль в разумном количестве, то она останется для вас только другом. После проведенных лпытов, мне захотелось узнать о соли ещё много интересного.

11

Оборудование для проведения исследования

Стакан, вода, поваренная соль, 2 яйца (картошки), 3 баночки, шерстянная нить, 2 контейнера, морозильная камера.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Выступление на школьной или городской конференции, дальнейшее заполнение дневника исследователя, появление новых страниц в дневнике исследователя.

14

Используемые источники

  1. https://djvu.online/file/dndLn7X5neeKf - «Детская энциклопедия» Элиот Д., Кинг К.

  2. https://coollib.com/b/323974/read - «Химия вокруг нас» Кукушкин Ю.

  3. https://pedportal.net/nachalnye-klassy/okruzhayuschiy-mir/uchebnik-laquo-mir-vokrug-nas-raquo-a-a-pleshakova-905101 - «Мир вокруг нас» Плешаков А. А.

  4. https://djvu.online/file/utYiOLpdZ1yas - Большая книга экспериментов для школьников-М.; ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.














РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.


Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.


Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

-воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

-деловая игра;

-демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

-диалог исторических или литературных персонажей;

-защита на Ученом Совете;

-игра с залом;

-иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

-инсценировка реального или вымышленного исторического события;

-научная конференция;

-отчет исследовательской экспедиции;

-пресс-конференция; путешествие;

-реклама;

-ролевая игра;

-соревнования;

-спектакль;

-спортивная игра;

-телепередача;

-экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.


2.2. Проектная задача №1

В данной главе представлены варианты проектных задач и их паспорта.

Паспорт проектной задачи «Письмо другу»

ФИ студента: Нижегородцева Валерия

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, русский язык)

Место проектной задачи в образовательном процессе

4-й класс

Окружающий мир

Раздел «Человек и природа».

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водоемы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Русский язык

Раздел «Развитие речи».

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Жанр письма. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения

Дидактические цели проектной задачи


Обучающиеся должны уметь осуществлять перенос полученных знаний в измененную ситуацию

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Окружающий мир

Метапредметные действия:

— соотносить объекты природы с принадлежностью к определенной природной зоне;

— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;

— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;

— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Предметные знания и умения:

— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы.

Русский язык

Метапредметные действия:

— выполнять по предложенному плану проектное задание;

— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение;

— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

— выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные знания и умения:

— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);

— выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

— создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма и др.);

— определять тему и основную мысль текста;

— осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;

— формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;

— интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

— осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.

Проектный продукт

Письмо Иву

Критерии оценивания


Даны ниже после заданий


2. Замысел проектной задачи

Обучающиеся работают в группах по 4 человека, выполняя 9 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: письмо другу, живущему в Африке (задание 9). Обучающиеся слушают историю о мальчике Иве, который хочет узнать об уральской природе. Выполнение заданий проектной задачи рассчитано на два урока.

3. Содержание проектной задачи

Описание конкретно-практической, проблемной ситуации

Здравствуйте, мои ученики! Однажды я прочитала историю одного мальчика. Его зовут Ив. Он родился в маленьком одно- 51 этажном городке Димбокро в западной части Африки. Большинство жителей городка занято в сельском хозяйстве — выращивают на окраинах населенного пункта бананы, кукурузу, ананасы и арахис.

Три года назад семья Ива переехала в мегаполис. Там многоэтажки, торговые центры и университеты. Переезд изменил жизнь мальчика — он стал учиться в школе, где в классах стояли компьютеры, а во дворе была обустроена современная спортивная площадка. Старший брат Ива учится в университете города Екатеринбурга. Он много рассказывал ему о России, показывал фотографии. Особенно Иву понравились фотографии уральской природы. Мальчик очень хотел узнать о ней больше. Предлагаю помочь Иву узнать о тех местах, в которых мы с вами живем. Надеюсь, ему будет интересно узнать о природе нашего родного края.

Формулировка задачи

Нам предстоит написать письмо Иву. Нужную информацию для письма вы получите, выполнив задания. В ходе выполнения заданий вам необходимо обратить внимание на следующие умения (см. п. 4 «Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи»). В конце работы мы проведем их оценку. Желаю удачи!

Система заданий для решения задачи





4. Представление результатов работы.

Оценка выполнения проектной задачи.

Подведем итог работы над проектной задачей. Каждая из групп написала письмо мальчику Иву, проживающему в западной части Африки. Проведем взаимопроверку написанных Иву писем (группам предлагается эталонный вариант письма, ведется работа по взаимооценке результата — письма). Подумайте, как умения помогли вам справиться с заданиями проектной задачи? Оцените эти умения по следующей схеме:











2.3. Проектная задача №2

Паспорт проектной задачи «В деревню к дедушке»



Название проектной задачи

«В деревню к дедушке »

Предмет

Математика

Класс

4 класс, 4 четверть

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Цель: Обучение младших школьников совместному решению задач.

Задачи: Закрепить знания обучающихся по математике. Учить применять приобретенные знания в нестандартной ситуации. Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение вычленять необходимую информацию; Систематизировать знания по теме: измерение длины и площади; задачи на движение, на нахождение доли; стоимости. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Работа в группе: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

  • умения, работать в малой группе, создать конечный «продукт» - таблицу: смету расходов для поездки на пасеку.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • Владение предметными знаниями и умениями;

  • Умение применять их для решения конкретно-практической задачи.


Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 4 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 2 учебных занятия .

  1. Описание проектной задачи

1 этап: постановка задачи

− Семья Карчиных решила посетить дедушку Ивана Петровича, который является пчеловодом и проживает на пасеке.

Ваша задача – помочь им составить смету. Смета – это документ, в котором вычисляется сумма затрат, расписанная по статьям расходов. Какие могут быть у них расходы? (поездка, покупка продуктов, , удобрений…)

− Значит, цель урока? (помочь составить смету)

− Какие задачи? − ( надо выяснить, в какую сумму обойдется…)

− Для решения этой задачи вам будут предложены несколько заданий разной сложности. Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу 2 урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представит всем вашу работу.

2 этап: решение проектной задачи

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе

  2. Распределение заданий внутри группы

  3. Индивидуальное выполнение задания

  4. Подводится итог – коллективно проверяется выполнение задания, заполняется таблица – смета

Задание №1

Семья Карчиных решила посетить дедушку Ивана Петровича, который является пчеловодом и проживает на пасеке. Пасека находится в 25 км от города Красноярска . Рассчитайте, каким транспортом дешевле добираться до пасеки, если известно, что их в семье четверо: папа, мама, сын и дочь (дочери купят детский билет).

Расход горючего для их семейного автомобиля составляет 6 л на 100 км. Литр бензина стоит 34р.

На автобусе взрослый билет до дачи стоит 28 рублей 70 копеек, а детский билет – в 2 раза дешевле.

На поезде взрослый билет стоит 19 рублей 40 копеек, что в 2 раза дороже, чем детский билет.

Данные занесите в таблицу.

Вид транспорта

Расход

автомобиль


автобус


поезд



Задание №2

Помимо пасеки, у Ивана Петровича имеется и большой огород.

Необходимо выполнить закупку удобрений. 100г удобрений стоит 27 рублей. На каждые   см необходимо 10 г удобрений.

Посадочная культура

Длина поля, см

Ширина поля, м

Площадь, 

Картофель

40

12


Морковь

12

4


Лук

12

2


цветы

8

1


Общая площадь, 


Количество удобрений, кг


Расход на закупку удобрений, р



Задание №3

Надо купить посадочный материал:

Картофель – 80 кг

Лук – 3 кг

Семена моркови – 15 г

Семена свеклы – 15 г

Необходимо выполнить закупку семян по самой выгодной цене.


Три магазина предлагают семена. Выберете тот, который предлагает наиболее выгодные условия.

Магазин

Семена свеклы (за 5 г)

Семена моркови (за 5 г)

Лук

(за 1 кг)

Картофель

(за 1 кг)

«Тюльпан»

18 р

15 р

350 р

17 р

«Садовод»

16 р

19 р

320 р

19 р

«Веселый фермер»

19 р

15 р

340 р

18 р

Данные занесите в таблицу.

Название магазина

Расход на закупку семян

«Тюльпан»


«Садовод»


«Веселый фермер»



3 этап: презентация работы (защита проекта)

На этом этапе группами проводится предъявление результатов выполненной работы (выступление докладчиков), которая оценивается написанием отзывов на работу, выполненную другой группой.


4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи.

Оценивание работ каждого участника группы. Заполнение листа самооценки:

Поставь отметки на оценочных шкалах:

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача

  2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания

  3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

  4. Оцени, насколько дружно и слажено работала твоя группа

  5. Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (обведи)

Да Нет

Почему?______________________________


Оценивание работ группы с помощью луча достижений.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


5 этап: подведение итогов.

  • Была ли достигнута цель?

  • Что способствовало этому? •

  • Какие умения помогли в решении проектной задачи, а каких знаний и умений было недостаточно?

  • Каким способам деятельности научились?

  • Что нового узнали о роли математики в вашей жизни?












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование проектно-исследовательской деятельности при организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, так как позволяет обеспечить всесторонне развитие личности обучающегося, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающем мире.

При грамотной организации исследовательской деятельности учащиеся незаметно для себя приобретают навыки трудолюбия, ответственности, самостоятельности и предприимчивости. Для педагога важно понимать психологию исследовательского поведения и способностей младших школьников, различные методы и формы организации такой деятельности в начальной школе. Он должен обладать навыками организации проектно-исследовательской работы учащихся в образовательном процессе начальной школы и стимулировать их саморазвитие.

















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49.

2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2011

4. Матвеева Н. В. Проекты в начальной школе : методи-ческое пособие : [издание в pdf-формате] / Н. В. Матвее-ва, Г. И. Долгова. — 2-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2021. — 383, [1] с. : ил. — ISBN 978-5-09-086358-2. — Текст : электронный.

5. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд.,испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

6. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!