СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий с обучающимися по профессиям в соответствии с ФГОС  СПО  в федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения с целью методического сопровождения образовательного процесса в период аудиторных занятий .

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Приложение №___

к приказу

ФКП образовательного

учреждения № 46

от «____» ________2018 № ____















 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению лабораторных работ

и практических занятий с обучающимися

по профессиям в соответствии с ФГОС СПО

в федеральном казенном профессиональном

образовательном учреждении № 46

Федеральной службы исполнения наказаний
















Владимир 2018


Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий с обучающимися по профессиям СПО предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения с целью методического сопровождения:

процесса лабораторно-практических работ в период аудиторных занятий

эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.


Организация-разработчик: ФКП образовательное учреждение № 46




Составитель:


Елистратова С.Н. заместитель директора, курирующий вопросы учебно-производственной работы,





























1. Общие положения


1.1. Рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Лабораторные работы и практические занятия, как виды учебных занятий, направлены на подтверждение теоретических знаний
и формирование учебных и профессиональных практических умений, общих
и профессиональных компетенций и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

1.3. В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ, одно
или несколько практических заданий под руководством преподавателя
в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.4. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями
    к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины/профессионального модуля по конкретным разделам/темам дисциплин или междисциплинарных курсов;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • выработки таких профессионально значимых качеств,
    как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива
    при решении поставленных задач при освоении общих компетенций.


2. Планирование лабораторных работ и практических занятий


2.1. Состав заданий для лабораторной работы/практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

2.2. Содержание лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, МДК, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится обучающийся.

2.3. При планировании состава и содержания лабораторных работ/ практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.

2.3.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является подтверждение и проверка существенных теоретических знаний, поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин профессионального цикла.

2.3.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые
в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать задачи,
и др.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении дисциплин любого из циклов программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО (далее – ППКРС СПО).

2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств, их качественных
и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов
и другое.

2.4.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и между предметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.4.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения
и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно выполнять работу, оформлять результаты.

2.5. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и другое), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической
и специальной документации и другое.

2.5.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные способности.

2.5.2. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые
в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной
и производственной практик.


3. Организация и проведение лабораторных работ
и практических занятий


3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться
в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность лабораторной работы - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.).

В соответствии с требованиям ФГОС СПО реализация ППКРС должна обеспечивать выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические занятия
с использованием персональных компьютеров.

3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.

3.4. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем,
что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями,
им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют
от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и другое.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем,
что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.

При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

3.5. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

3.6. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ
и практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений;

  • разработка контрольно-диагностических материалов для контроля
    за подготовленностью обучающихся к лабораторным работам
    или практическим занятиям, в том числе в форме педагогических изщмерительных материалов для контроля;

  • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками обучающимся;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий
    на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.


4. Разработка учебно-методической документации по организации
и проведению лабораторных работ и практических занятий


4.1. Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ
и практических занятий, отражается в учебном плане.

4.2. Суммарный объем времени, отведенный учебным планом
на выполнение практических занятий и лабораторных работ, отражается
в рабочих программах учебных дисциплин/профессиональных модулей
с распределением на практические занятия и лабораторные работы
по разделам/темам дисциплины. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины с учетом специфики изучаемой дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий и лабораторных работ.

4.3. Темы лабораторных работ/практических занятий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, МДК самостоятельно,
в соответствии с содержанием образования по соответствующему разделу/теме.

4.4. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателями разрабатываются методические указания
по их выполнению. Указания разрабатываются по каждому практическому занятию и лабораторной работе, предусмотренными рабочей программой учебной дисциплины (МДК): в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям и умениям, темой практических занятий и лабораторных работ, установленными рабочей программой учебной дисциплины (МДК) по соответствующим разделам/темам.

4.5. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ/практических занятий должны включать в себя:

  • титульный лист (приложения 1, 2)

  • пояснительную записку;

  • наименование раздела/темы;

  • объем учебного времени, отведенный на лабораторную работу/практическое занятие;

  • наименование темы лабораторной работы/практического занятия;

  • цель лабораторной работы/практического занятия (в т.ч. требования
    к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы);

- перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы
и другое.);

  • требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий;

  • содержание заданий;

  • рекомендации/инструкции по выполнению заданий;

  • требования к результатам работы, в т.ч. к оформлению;

  • критерии оценки и формы контроля;

  • список рекомендуемой литературы;

  • пример оформления лабораторной работы/практического занятия;

  • приложения.

4.6. Методические рекомендации для обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий набираются стандартным шрифтом Times new Roman, 14 пунктов; междустрочный интервал - одинарный; поле левое - 2,5 см, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

4.7. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ
и практических занятий должны быть доступны обучающимся.


5. Оформление лабораторных работ и практических занятий


5.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий
по дисциплине (МДК) определяется преподавателями, ведущими дисциплины.

5.2. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставлять по пятибалльной системе или форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины (МДК), результаты заносятся
в журнал успеваемости обучающихся.

Приложение 1




Схема

обязательных элементов урока

практического занятия или лабораторной работы


Цель лабораторной работы или практического занятия:


  • постановка целей и задач

  • мотивация предстоящей деятельности


Оборудование

  • материальное обеспечение

  • технические средства


Ход работы


  1. Вводный инструктаж

  • актуализация теоретических знаний необходимых для работы;

  • повторение изученного материала;

  • объяснение задания;

  • показ образца решения;

  • инструктаж по технике безопасности.


  1. Самостоятельная работа и текущий инструктаж

  • алгоритм выполнения задания;

  • консультация обучающихся;

  • обобщение и систематизация, полученных результатов в виде таблиц, графиков и другое.


3. Подведение итогов: (выводы, результаты, отчет, проверка).


Приложение 2




Методические указания по выполнению лабораторной (практической) работы должны содержать



  1. Номер и название работы.

  2. Цель работы.

  3. Перечень технических средств для выполнения работы.

  4. Перечень программного обеспечения для выполнения работы.

  5. Задания и методические рекомендации по их выполнению.

  6. Контрольные вопросы.

  7. Структуру отчета по лабораторной (практической) работе.

  8. Перечень используемой литературы.

  9. Номер и название работы должны соответствовать номеру
    и названию работы в рабочей программе дисциплины.































Приложение 3



Технологическая карта лабораторной (практической) работы
должна содержать



  1. Название темы из программы по дисциплине;

  2. Цель лабораторной (практической) работы;

  3. Краткие теоретические положения и понятия;

  4. Порядок выполнения;

  5. Краткое описание приемов деятельности обучающихся , формы представления результатов (образец);

  6. Выводы по работе;

  7. Контрольные вопросы или задания.
































Приложение 4



Правила руководства деятельностью обучающихся
по практическому применению знаний


  1. Четко определять задачи предстоящих практических действий,
    с одной стороны, и добиваться осознания их сути обучающимися – с другой;

  2. Предупреждать обучающихся о типичных ошибках и возможных способах их предупреждения;

  3. Своевременно оказывать помощь обучающимся, стимулировать проявления воли, настойчивости, стремления самостоятельно довести начатую работу до конца.

  4. Добиваться, чтобы обучающиеся самостоятельно поняли
    и осознали допускаемую ошибку, сами нашли ее способ устранения и предупреждения;

  5. Постоянно стимулировать и поощрять проявления творческого подхода обучающихся к выполнению заданий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!