СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Министерство образования Красноярского края «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»



Автор: Вакар Юлия Евгеньевна Студенка 3 курса, отделения «ПНК»







Красноярск, 2023



Аннотация


Данные методические рекомендации посвящены организации проектной и исследовательской работ с обучающимися начальной школы. В каждой деятельности нами подробно будут описаны структура, специфика и другие аспекты, о которых необходимо знать каждому педагогу, осуществляющими данные работы с младшими школьниками.



Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Составители: Вакар Ю. Е., студентка группы 20П-4 отделения «Преподавание в начальных классах».





































Содержани


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1.Структура детской исследовательской работы…………………………………………………………………………...…5

1.2. Планирование исследовательской работы………………………………...13

1.3. Как выбрать тему исследования?..................................................................14

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования…………………..17

1.5. Диагностика эффективности учебного исследования……………………19

1.6. Оценивания детских исследовательских работ…………………………...21

1.7. Оформление и защита паспорта исследования…………………………...23

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………...27

2.2. Проектная задача в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...33

Приложение 1…………………………………………………………………….34















Пояснительная записка


В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека.

Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [2, c. 167].

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [4, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.

Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизирует личностную позиция учащегося.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.

Программа поможет учащемуся более глубоко изучить интересующую его информацию, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Структура детской исследовательской работы

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].

Энциклопедический словарь, объясняя содержание слова «исследование» говорит, что это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, когда извлекается нечто «из следа», т.е. восстанавливается некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Слово «исследовать», трактуется как «осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь» [9].

Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Более подробнее мы рассмотрим учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1]. Главное в учебно-исследовательской деятельности учащихся понимается учебная деятельность учащихся по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что представляет собой условие и средство развития у учащихся творческих исследовательских умений. Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных этапов: ориентирование, проблематизация, планирование, определение средств, сбор материалов или проведение эксперимента, анализ и рефлексия (см. таблицу 1) [5].

Таблица 1.

Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

Этап учебно-исследовательской деятельности

Операционная составляющая (действия на этапе) учащегося

Операционная составляющая (действия на этапе) педагога

Ориентирование

Выделение предметной области осуществления исследования

Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося

Проблематизация

Выделение и осознание проблемы — конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования

Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий


Планирование

Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска

Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения

Определение средств

Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов



Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой

Сбор материалов или проведение эксперимента

Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных

Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала


Анализ

Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных

Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы


Рефляция

Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными

Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований

Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск того вопроса, который неочевиден и требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Исследование получится только в том случае, если автор и руководитель сами увидят для себя актуальность и интерес в том или ином вопросе и сами сформулируют тему. В противном случае работа рискует превратиться в выполнение обычного учебного задания без серьёзного исследовательского содержания. Соотношение научного и образовательного в исследовательской деятельности учащихся тесно переплетено. Эта деятельность прежде всего имеет образовательный смысл и должна оцениваться по критериям результативности и эффективности развития учащихся. Научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования, ими являются уровень освоения навыков исследовательской деятельности и новых знаний в этой области. Технологические знания и умения, получаемые при реализации исследовательских задач:

- навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от постановки проблемного вопроса до представления результатов;

- умение применять научные методики и знание границ применимости каждого метода;

- навык организации эксперимента;

- навык анализа информации и информационного поиска;

- способность оценивать ход и результаты проведённого исследования, навык работы в коллективе.

В учебном исследовании используются типично образовательные средства – методики проведения индивидуально-групповых форм обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся, включённое педагогическое наблюдение, осуществляемое в целях текущей коррекции хода исследования, и др. Главной формальной целью и результатом исследовательского труда педагога и учащегося становится выполненная и оформленная в соответствии с принятыми нормами исследовательская работа, в которой ясно выражен и подразумевается в качестве главного смысла шаг личностного развития учащегося.

Пять блоков исследовательских умений учащихся начальных классов:

1.Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):

- умение выбрать тему исследования;

- умение увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что я хочу узнать? Для чего мне будут нужны полученные знания?);

-умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);

-умение, связанные с выбором и применением доступных методов исследования;

2. Умения работать с информацией (информационные):

-умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;

-умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;

-умение работать с определением, понятиями, терминами;

-умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы);

-умение кратко излагать, конспектировать, применять приемы конспектирования, применять цитаты, оформлять ссылки;

-умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;

-умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода.

3. Умения организовывать свою работу (организационные):

-умение организовывать свое рабочее место;

- умение планировать работу;

-умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях просвещения (например, клуб по интересам);

4. Умения представить результат своей работы.

-умения использовать различные формы представления результатов;

-умения задавать вопросы и отвечать на низ;

-умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;

5. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):

-умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки;

-умение оценить работу, представленную другим исследователем;

-умение формировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;

-умение формулировать рекомендации, отзывы [9].

Анализируя представленные блоки исследовательских умений, мы пришли к выводу, что они дают возможность формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающихся, обеспечивающая его успешность в различных видах деятельности (обучение, общение, творчество и др.) как во время обучения в школе, так и в жизни. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Основное предназначение УУД в начальной школе – научить детей учиться. При этом, их можно рассматривать и как цель обучения в начальной школе, и как необходимое условие [3].

Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика[1]. При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта [4].

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [9].

Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «сформулировать», «установить», «обосновать», «провести», «выявить» и т.д. В исследовательской работе по истории целью может быть определение характеристик исторических явлений, событий, изучение развития явлений, событий, описание новых явлений, событий, выявление общих закономерностей, создание классификации признаков и т.д.

Можно выделить общие цели исследовательской деятельности учащихся [9]:

  • установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

  • изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

  • изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

  • установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

  • выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др.[9].

К цели тоже предъявляются определённые требования. Цель должна быть:

  • конкретна, определяет результат деятельности.

  • формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

  • достижима.

  • измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  • определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

  • формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу [9].

Очень важно составить задачи так, чтобы они соответствовали цели исследования и не допустить определенных ошибок. Ошибки могут быть следующие:

  • задачи не связаны с целью исследования;

  • выделенные задачи являются сложными для их реализации;

  • выделенные задачи не связаны между собой, отсутствует логика и последовательность определенных задач;

  • выделенные задачи не позволяют рассчитать свои силы для выполнения данной исследовательской работы.

Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [2].

Виды проводимых исследований:

а) по содержанию:

1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;

2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;

3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;

4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.

б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);

в) по месту проведения: урочные, внеурочные;

г) по времени: кратковременные или долговременные;

д) по теме: предметные, свободные [9].

Очень важно постоянно, систематически включать обучающихся в разнообразные формы исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить познавательную активность.

Таким образом, можно подчеркнуть необходимость наличия четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования исследовательских умений младших школьников. Важную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия и выбранные методы преподавания дисциплин – проблемные, эвристические, исследовательские (см. схему 1) [8].


Методы обучения



Исследовательский метод

Эвристический метод

Проблемные методы



Проблемная задача

Проблемное изложение

Проблемный вопрос





Схема 1. Методы обучения способствующие эффективности процесса формирования исследовательских умений младших школьников.

Общее в данных методах то, что все они носят проблемный характер, а проблемное обучение, как писал С.Л. Рубинштейн, активизирует процесс мышления, что служит импульсом развития ребенка [8].

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников, а также направленна на получение новых знаний, умений и навыков. Исследовательская деятельность предполагает активную творческую деятельность, которая в свою очередь способна заинтересовать и пробудить познавательную активность.





  1. Планирование исследовательской работы.

Руководителю следует обратить внимание на следующие аспекты:

- адекватность привлекаемого материала форме образовательной деятельности в плане работы учреждения;

- учёт особенностей контингента учащихся, на который ориентированы исследования; - доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся;

- опора на базовую программу;

- необходимость и достаточность объёма теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Теоретический материал – это та предметно-содержательная основа, которая необходима учащемуся для осознанного выбора темы исследования, постановки его целей и задач. При планировании содержания теоретического материала необходимо исходить из оптимальности его объёма, связи с базисными курсами, доступности терминологии. Эту работу выполняет педагог. От обоснованности подбора начального теоретического материала зависит полнота работы, её адекватность сформулированной проблеме. Педагогу следует обратить внимание на следующее:

- методологическая корректность методики – соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объёму и характеру исследования;

- доступность методики в её освоении и реализации учащимися;



1.3Как выбрать тему исследования?

Самым трудным и практически не описанным в литературе этапом учебно-исследовательской деятельности является выбор темы. Выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Можно обозначить этот этап как предметное раскрытие исследовательских способностей ученика.

Выбор темы исследования состоит из двух этапов:

- мыслительный процесс, изложение отдельных мыслей, дискуссия на бытовом уровне, рассмотрение привычных аналогий и т.д.;

- вербализация (выражение в виде культурно оформленного текста-описания на языке научных терминов) темы, цели и задач будущего исследования Умение формулировать свои мысли является обязательным условием формирования культуры исследования.

Существует несколько способов выбора темы:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Увидеть проблему ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

В ходе проведения экспериментальной работы, мной было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:

  • тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд;

  • исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие);

  • натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл;

На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Пример: Изучение свойств молока.

  • увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не следует забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным;

  • тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Это способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески не развитого человека.

Пример: «Степень запылённости воздуха в помещениях МАОУ «СОШ Петролеум +» и её влияние на здоровье учащихся. 4 класс. Интересна тема исследования как для исследователя так и для обучающихся, а также учителей. Так как на основании проведённой исследовательской работы мы получим результат (продукт), который поможет устранить проблему и наладить здоровье-сберегающую среду.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Имея за плечами опыт работы с исследовательскими работами, могу сказать о том, что важно и нужно уделить достаточно большое время и внимание выбору темы, чтобы ребенок был замотивирован работать с этой темой, чтобы она ему была интересна, чтобы он хотел о ней рассказывать. Выбранная тема должна соответствовать возрастным особенностям и быть в корректной формулировке. Нужно отметить, что обучающийся выбрав тему должен знать и понимать какие компоненты выбранной темы можно исследовать и как это сделать. Также заранее у обучающегося должен прорисоваться продукт исследования (модель, схема, таблица, и.т.п.). Важно избежать потерю интереса выбранной ребёнком темы, и в этом нам как раз и помогает пункт, указывающий на выбор темы на основе интересов учащегося, наша задача как учителя поддержать идею ребенка и грамотно ее сформулировать.









1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования

При выборе, формулировке и написании  методов исследования в индивидуальном проекте обучающиеся часто допускают типичные ошибки.

Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

• выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

• ветоды не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. [11].

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Метод исследования должен соответствовать заявленной теме и позволять проверить гипотезу. Также их выбор должен основываться на возрастных особенностях. Методы помогают целостно исследовать тему, выявленную проблему. В работе может быть использовано несколько методов. Очень важно выбирать подходящие методы исследования к работе. Если допустить ошибки, указанные выше, то исследовательская деятельность не будет реализована.











































1.5. Диагностика эффективности учебного исследования

Критерием эффективности учебного исследования является развитие способности занимать исследовательскую позицию и самостоятельно разрешать ситуации, связанные с необходимостью получения новых знаний. Рекомендуется четыре основных группы диагностических процедур для оценки уровня развития исследовательской позиции:

- анкетирование – учащийся должен (в соответствии с возрастом и уровнем программы) обоснованно ответить: почему и зачем он занимается именно этим и именно в этой группе, что лично он хочет получить в результате своих занятий? Осмысленность ответа оценивается экспертным путём;

- проектирование и реализация собственного портфолио развития – портфолио не является формальным сборником всех случайных и неслучайных наград учащегося, в нём педагог и учащейся совместно создают проект личностного роста учащегося и его фиксации в документах;

- психологическое тестирование по одной из методик определения уровня мотивационно-личностного развития учащихся;

- педагогическое наблюдение педагога, позволяющее выявить личностный рост учащегося в период между началом и концом образовательной программы.

Существуют косвенные, но более простые способы диагностики уровня развития исследовательской позиции.

  1. Выполнение каждым учащимся исследовательской работы, удовлетворяющей требованию к характеру, этапам и структуре исследовательской работы.

Этапы:

- выбор отдельного объекта, определение проблемы;

- изучение литературы;

- выработка гипотезы (предположения);

- разработка эксперимента;

- сравнение гипотезы с результатами эксперимента;

- формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных;

- подготовка доклада и презентации;

- обсуждение результатов с профессиональными учёными;

- постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии.

2. Результативность участия учащихся в конференциях и конкурсах различного уровня.

3. Оценка уровня мотивации к освоению программы и выполнению самостоятельной работы.

4. Экспертная оценка педагогом степени самостоятельности при планировании и выполнении работы каждым учащимся – умении самостоятельно выделять проблемы, ставить задачи, планировать средства и достигать осмысленного результата.













































    1. Оценивания детских исследовательских работ

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Продукт исследовательской деятельности – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы; продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы; продукт может быть разнообразным. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему(см. таблицу 2) [7].

Таблица 2.

Критерий оценивания

Максимальное количество баллов





Соблюдается временной регламент

1





Тема соответствует выбранному объекту

1





Проблема исследования соответствует поставленной теме

2





Представлено обоснование актуальности исследования

2





Гипотеза соответствует сформулированной теме

2





Формулировка цели отражает поставленную проблему

1





Задачи исследования направлены на достижение цели исследования

1





Обозначены сроки реализации исследования

1





Представленные этапы отражают логику исследования

2





Указанные методы соответствуют этапам исследования

2





Представлено описание продукта исследования

1





Определены перспективы исследования

2





Информационные источники соответствуют проблематике исследования

1





Речь грамотная, выразительная

1





Представлены фото, видео материалы, диаграммы.

1





Система оценивания:

• для критериев с максимальным баллом 1:

0 – не выполнено; 1 – выполнено.

• для критериев с максимальным баллом 2:

0 – не выполнено; 1 – частично выполнено, 2 – выполнено.



18-21 б - Отметка «отлично»

15-17б- Отметка «хорошо»

12-14б- Отметка «удовлетворительно»



























1.7. Оформление и защита паспорта исследования

Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание)

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2. обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7. определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Что скрывает молоко?» (см. табл. 3).

Таблица 3.

Компоненты паспорта

Описание исследования

11

Тема исследования

«Что скрывает молоко?»

22

Актуальность исследования

В настоящее время торговые прилавки пестрят большим выбором молока, но и фермерское молоко не прекратило своё существование. Когда люди приходят в магазин и выбирают молоко, они чаще всего не знают на что ориентироваться и зачастую приходят с намерением купить именно то молоко, о котором говорят в рекламе. Но не всё молоко, про которое нам так часто рассказывают и которое представлено на прилавках является полезным и натуральным. Многие сморят на состав молока, но в большинстве случаев и это не является показателем.

33

Проблема исследования

Различные марки молока различаются по составу и качеству, люди берут молоко не только как напиток, но и как ингредиент для добавки в различные кондитерские изделия, а также в хлебопекарном производстве. Исходя из этого, молоко плохого качества может негативно сказаться на здоровье человека, а также повлиять на изготавливаемый продукт.

44

Объект исследования

Разные марки магазинного и фермерского молока.

55

Цель исследования

Путём не сложных химических исследований установить состав и качество молока, реализуемого разными производителями молочной промышленности.

66

Задачи исследования

  1. Провести анализ литературных источников по составу, свойствам и качеству молока, установленному ГОСТом;

  2. Провести социологический опрос по теме исследования;

  3. Провести анализ образцов молока разных фирм производителей и фермерского молока;

  4. Изучить и дать сравнительную характеристику образцов молока, взятых от разных фирм производителей и фермерского молока.

77

Гипотеза исследования

Фермерское молоко не отличается по качеству от магазинного молока;

88

Методы исследования

1.Теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, анализ различных источников информации, теоретическое обобщение),

2.Эмпирические (наблюдение, опрос, эксперимент).

3.Статистические (обработки данных и графические способы представление результатов исследования).

99

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

110

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Организационный.

- Проведение анализа литературных источников по составу, свойствам и качеству молока, установленному ГОСТом

- Проведение социологического опроса по теме исследования (Какой марки молоко вы чаще всего покупаете?» «Как часто вы употребляете молоко?»)

  1. Организационный.

- Подготовка оборудования для проведения опыта

- Проведение опыта с использованием 3-х разных марок молока, а также 1 вида фермерского.

- Проводятся исследования:

  • «Определение внешнего вида молока» - также смотрим на осадок, загрязнение однородность;

  • «Определение цвета молока»

  • «Определение консистенции молока» - Консистенция молока определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок стакана остается ровный белый след.

  • «Определение запаха молока» - Хорошее молоко не должно пахнуть навозом, сеном и иметь кислого запаха.

  • «Определение вкуса молока» - Вкус доброкачественного молока слегка сладковатый.

  • «Наличие крахмала в молоке» - если молоко приняло фиолетовый окрас при добавлении йода, то в молоке находится крахмал.

  • «Определение разбавленности молока водой» - если хлопья появляются с опозданием при добавлении спирта, значит молоко разбавлено водой.

  1. Заключительный.

На основе полученных данных формируются таблицы и вывод.

111

Оборудование для проведения исследования

  1. Магазинные марки молока:

«Любимая чашка»

«Семёнишна»

«Млада»

  1. Фермерское молоко

  2. Пробирки

  3. Йод

  4. Спирт

  5. Вода

112

Продукт исследования

Памятка о составе и качестве разных торговых марок молока и фермерском молоке.

113

Перспектива исследования

Разработать памятку о составе и качестве разных торговых марок молока и фермерском молоке.

114

Используемые источники

Интернет – ресурсы, состав молока


При оформлении паспорта нужно учитывать все представленные требования оформления. Вся информация должна быть связана как с темой исследования так и друг с другом. Для более эффективного представления и лучшего восприятия информации паспорт нужно оформить в презентацию Power Point, добавить иллюстративного материала (картинки, видео и.т.п), возможно использовать какой-то интерактив, для более яркого представления.

























































ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В начальном образовании важную роль в развитии играет создание проектов обучающимися. Учебные проекты позволяют раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивать мыслительные операции, умение целенаправленно работать на результат.

По мнению Поливановой К. Н., проект - это «целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени». Систематическое применение метода проектов в обучении позволяет научить школьников любого возраста ставить цели и планировать свою работу (как индивидуально, так и в группе), распределять обязанности и ответственность (прежде всего в случае группового проекта), оценивать результат деятельности, решать практические и исследовательские задачи.

Савенков А. И. считает, что отличительной особенностью исследовательской деятельности от учебных проектов является то, что исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи [10].

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с учениками, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. Если учитель планирует развивать метапредметные результаты, применять предметные результаты на практике, главное систематизировать в своей работе данные методы. Но для правильной организации проектной деятельности учителю необходимо знать специфику и структуру учебного проекта.

Структура проектной деятельности по Поливановой К. Н. [9, с. 29].

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Необходимо учитывать, что роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Самому же учителю рекомендуется общаться в демократическом стиле, вести диалог с обучающимися, создавать личностно-ориентированное педагогическое пространство, постепенно увеличивать степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшать различные виды учительской помощи. Также учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру.

Работа по организации проекта носит высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя. Таким же высоким уровнем являются и требования к учебному проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Наличие исследовательской работы обучающихся.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Представление готового продукта.

Обобщая представленную выше информации, можно сказать, что проект - это "пять П": проблема – проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты.

Немаловажным пунктом при подготовке к учебному проекту является выбор типа проекта, так как у каждого типа проекта разная цель.

Специфика типов проектной деятельности:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2. Исследовательский проект нацелен на сбор информации, выдвижение гипотез, можно сказать- научное исследование.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

После того, как выбран тип, осуществлены все этапы («5 п»), завершающими этапами работы над учебным проектом, является презентация и продукт. Продукт-это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е. ощутимые, доступные восприятию.

Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Продукт должен быть представлен и достаточно убедительно объяснен как решение изначальной проблемы.

Что касается презентации (защиты проекта), на которой обучающиеся докладывают о проделанной ими работы, то необходимо относиться к этому этапу серьёзно. На данном этапе, необходимо простроить обучающимся выступление так, чтобы было понятно, что ученики совершили осознанные действия для достижения цели (решения проблемы). А также, обучающиеся должны осуществить рефлексию своей деятельности.

























2.2 Проектная задача в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

При постановке проектной задачи ставятся общие дидактические цели:

  • создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;

  • отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации;

  • развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.

Виды проектной задачи:

  • конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

  • творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Из опыта создания проектной задачи, можно сказать, что проектная задача подготавливается системой, которая состоит из взаимосвязанных заданий направленных на развитие и применение знаний и умений учащихся. Для выполнения творческого задания стоит заранее подготовить материал, который будет задействован. У заданий есть определённая единая тематика, которой они следуют выполняя все задания. Например, в моём случае обучающиеся помогают главному герою узнать о празднике 9 мая, выполняя различные задания, связанные с темой проектной задачи, а также в конце обучающиеся изготавливают продукт, который является неотъемлемой частью праздника.(приложение 1). Проектная задача направлена на групповую работу, тем самым в ходе работы обучающиеся распределяют обязанности между друг другом, и у них есть возможность распределить задания между на основе их умений каждого из группы.















Заключение

Современная образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования. Одной из главных составляющих такого содержания является научно-практическое образование, которое объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности учащихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Изучение литературы и анализ полученного опыта позволили сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.

В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска [10].

При формировании исследовательских умений важно помнить о возрастных особенностях развития у младших школьников словесно – логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, знаково–символического мышления. Проектно-исследовательская деятельность универсальная, можно выбрать любой подходящий формат, и замотивировать обучающихся разработать интересный материал. Уроки по предмету «Окружающий мир» тесно связаны с реализацией принципов исследовательской деятельности и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что описанные мною методические рекомендации могут эффективно помочь в основе разработки проектно-исследовательской деятельности младших школьников.













Список использованной литературы

  1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.

  2. Жакулина, И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/85/456/6466.php

  3. Журкина, М. И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58885/ (дата обращения: 28.03.2023).

  4. Залуговская, В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8230/2/04Grigoreva.pdf

  5. Мастрюков, А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.

  6. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

  7. Майорова, А. Л. Оформление продукта исследовательской деятельности. - 2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/site/6968-2015-01-20-11-56-26.pdf

  8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

  9. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

  10. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ. 2003.

  11. Чурсин, А. В. Выбор методов исследования. – 2020г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54030/1/978-5-7996-2256-5_2017.pdf











Приложение 1

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА

«Я помню, я горжусь»


Дорогой ученик («второклассник» и «третьеклассник»)!

Нам прислал письмо позитивный герой из советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Письмо

От кого: Вовка.

Кому: моим давним друзьям.

Привет, всем! Пишу вам, чтобы попросить вас о помощи.

Скоро наступит всеми известный и великий праздник 9 мая. Но я о нём совсем ничего не знаю. Я предлагаю вам помочь мне решить все задания, чтобы узнать о этом празднике как можно больше.

Помогите создать символ праздника 9 мая, чтобы я и вы смогли побывать на празднике.

Удачи!



















Задание 1. Вовка прибыл на страницу к золотой рыбке.

Золотая рыбка сказала: «Я предлагаю вам, разгадать кроссворд, по теме великого праздника победы».









4














5




























3












1































6












2



































7























































































По горизонтали:

По вертикали:

1. Какая армия напала на советский союз?

2. «Наше дело правое! Враг будет разбит! ……будет за нами!»

5. На какую страну напала немецкая армия? Советский…..

7. В каком месяце началась война?

3. Как называлась страна из которой прибыла немецкая армия?

4. Великая Отечественная …….

6. Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней









Задание 2. Вовка прибыл на следующую страницу. На ней он встретил двоих из ларца. Они предлагают вам выполнить задания.

Найди лишнее и зачеркни.

Расшифруй слово.

Впиши получившиеся слово.

_________________________________________________________









Расшифруй слово.

Впиши получившиеся слово.

__________________________________________________________

Соедини название оружий с их изображением.

Задание 3. Вовочка попал на следующую страницу и встретил короля.

Король предложил разгадать загадку.



В войну он был солдатом,

Шёл в атаку с автоматом,

Города освобождал,

Воевал и побеждал.

Ответ: ___________________________________________________



Король предложил выполнить следующее задание. Нужно на каждом конце звезды написать качества ветерана. Первое качество уже написал Вовочка, вам осталось дополнить.









Вы заполнили звезду и она превратилась в «вечный огонь».

Задание 4. Вовочка узнал, что когда горит вечный огонь это означает , что день победы совсем скоро. А для дня победы не хватает самого главного символа – георгиевская лента.

Опираясь на инструкцию ниже, изготовьте георгиевскую ленточку для парада победы.













Ура, у вас получилось выполнить все задания сказочных героев, которые предлагали для Вовочки!

Письмо.

От кого: Вовочка.

Кому: моим друзьям помощникам.

Всем привет! Пишу, чтобы сказать вам большое спасибо, благодаря вам, я смог узнать больше о таком празднике, как день победы. И благодаря вам, я пойду на парад победы в георгиевской ленточке.

Спасибо, друзья!

Пришло письмо от Вовочки!


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!