СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации "Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)"»

Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Центр детского творчества «Луч» городского округа Самара Методические рекомендации  «Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)» Разработал Мохов А.В. – методист МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара Самара, 2022

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Центр детского творчества «Луч»

городского округа Самара

Методические рекомендации «Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)»

Разработал Мохов А.В. – методист МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара

Самара, 2022

Нормативная база Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
  • Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826- ТУ)
Особенности реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, учащихся по дополнительным общеобразовательным программам, рекомендуется предусматривать реализацию краткосрочных программ , используя при разработке программы модульно-блочный принцип построения. Краткосрочные программы – это программы, срок реализации которых составляет не более одного года. Рекомендуемый срок освоения – не менее 1 месяца. Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса: для учащихс я – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности; для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка; для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.

Особенности реализации краткосрочных дополнительных

общеобразовательных программ

В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, учащихся по дополнительным общеобразовательным программам, рекомендуется предусматривать реализацию краткосрочных программ , используя при разработке программы модульно-блочный принцип построения.

Краткосрочные программы – это программы, срок реализации которых составляет не более одного года. Рекомендуемый срок освоения – не менее 1 месяца.

Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:

  • для учащихс я – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;
  • для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;
  • для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.

Особенности реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ

  • Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в группах как постоянного так и переменного состава .
  • Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить определенные знания, умения, представление об элементарных предусмотренных программой навыках.
  • Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий.
  • Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок  (начатая работа завершается на этом же занятии).
  • Актуальность программы реализуемой в летний период в Центре, определяется запросом со стороны родителей(законных представителей) и их детей.
  • Содержание краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы не должно дублировать содержание дополнительной общеобразовательной программы реализуемой в течении учебного года.
  • Срок освоения программы: из расчета 4-6 часов в неделю.

Группы переменного состава

Группы постоянного состава

Неорганизованные дети

Целевая аудитория ДОП

Особенности реализации краткосрочных ДОП

Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы могут быть направлены на:

  • Формирование у детей основ коммуникации;
  • Развитие и совершенствование…навыков;
  • Выявление интересов и творческих способностей;
  • Ознакомление учащихся с азами в области…;
  • Приобщение к активному отдыху оздоровительного, познавательного и развлекательного характера, организации досуга;
  • Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • Обеспечение условий социального, профессионального, культурного самоопределения, творческой самореализации;
  • Профилактику асоциального поведения;
  • Расширение кругозора детей в условиях организации летней дворовой площадки;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
  • Взаимодействие наставнической пары/группы (проектная деятельность, подготовка к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, совместное посещение или организация мероприятий)
  • Развитие и совершенствование у учащихся основных физических качеств, укрепление здоровья, успешную социализацию обучающихся в обществе и тд.
Основные задачи реализации краткосрочных ДОП Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются: знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений; развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе; воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации; формирование самооценки и чувства коллективизма.

Основные задачи реализации краткосрочных ДОП

Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:

  • знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
  • овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;
  • развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений;
  • развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе;
  • воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;
  • формирование самооценки и чувства коллективизма.

К краткосрочным программам относятся:

  • Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные для реализации в летний оздоровительный период ( программы летних оздоровительных смен ) или в период зимних каникул, также являются краткосрочными. Данные образовательные и воспитательные программы дают значительные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя детей, обеспечивают развитие познавательных интересов детей с повышенным уровнем способностей.
  • Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию) Отдельные модули или их сочетание могут реализовываться как краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы.
  • Актуальным в настоящее время является внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, что говорит о необходимости разработки профессионально-ориентированных программ (программ профессиональных проб).
  • Одной из форм реализации краткосрочных программ является формат «интенсивов» , при котором в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации «интенсивов» могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.
  • Дистанционный курс может включать в себя:
  • различные конкурсы и игры;
  • виртуальные экскурсии, путешествия;
  • практические занятия, интенсивы;
  • поисковые и научные исследования;
  • проектную деятельность;
  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
  • мультимедийные объекты: видео-и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
  • интерактивные тесты;
  • тренажеры по темам программы;
  • творческие работы и т.п.

В структуру дистанционного курса обязательно должны быть включены интерактивные и мультимедиа компоненты. ( https:// learningapps.org )

Структура краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы Титульный лист должен содержать информацию: название ОУ; название программы; срок освоения; ФИО разработчика; год; Пояснительная записка : Направленность Актуальность программы Новизна Отличительная особенность Цели и задачи программы Возраст детей, участвующих в реализации программы Сроки реализации Формы реализации программы Планируемые результаты Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы Структура программы должна содержать: Учебный план Содержание тем Обеспечение программы Методическое обеспечение Материально-техническое оснащение программы Кадровое обеспечение Список литературы Интернет-источники

Структура краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы

Титульный лист должен содержать информацию:

  • название ОУ;
  • название программы;
  • срок освоения;
  • ФИО разработчика;
  • год;

Пояснительная записка :

  • Направленность
  • Актуальность программы
  • Новизна
  • Отличительная особенность
  • Цели и задачи программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации программы
  • Сроки реализации
  • Формы реализации программы
  • Планируемые результаты
  • Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы

Структура программы должна содержать:

  • Учебный план
  • Содержание тем

Обеспечение программы

  • Методическое обеспечение
  • Материально-техническое оснащение программы
  • Кадровое обеспечение

Список литературы

Интернет-источники

Алгоритм реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы Разработка программ Утверждение программ Публикация в системе АСУ РСО и Навигаторе Составление и утверждение расписания реализации программы Реализация программы Заполнение журналов Предоставление отчета о реализации программы

Алгоритм реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы

  • Разработка программ
  • Утверждение программ
  • Публикация в системе АСУ РСО и Навигаторе
  • Составление и утверждение расписания реализации программы
  • Реализация программы
  • Заполнение журналов
  • Предоставление отчета о реализации программы