Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)"»
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Методические рекомендации «Алгоритм разработки и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (курсов, модулей)»
Разработал Мохов А.В. – методист МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
Самара, 2022
Нормативная база
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826- ТУ)
Особенности реализации краткосрочных дополнительных
общеобразовательных программ
В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, учащихся по дополнительным общеобразовательным программам, рекомендуется предусматривать реализацию краткосрочных программ , используя при разработке программы модульно-блочный принцип построения.
Краткосрочные программы – это программы, срок реализации которых составляет не более одного года. Рекомендуемый срок освоения – не менее 1 месяца.
Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:
- для учащихс я – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;
- для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;
- для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.
Особенности реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ
- Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в группах как постоянного так и переменного состава .
- Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить определенные знания, умения, представление об элементарных предусмотренных программой навыках.
- Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий.
- Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии).
- Актуальность программы реализуемой в летний период в Центре, определяется запросом со стороны родителей(законных представителей) и их детей.
- Содержание краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы не должно дублировать содержание дополнительной общеобразовательной программы реализуемой в течении учебного года.
- Срок освоения программы: из расчета 4-6 часов в неделю.
Группы переменного состава
Группы постоянного состава
Неорганизованные дети
Целевая аудитория ДОП
Особенности реализации краткосрочных ДОП
Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы могут быть направлены на:
- Формирование у детей основ коммуникации;
- Развитие и совершенствование…навыков;
- Выявление интересов и творческих способностей;
- Ознакомление учащихся с азами в области…;
- Приобщение к активному отдыху оздоровительного, познавательного и развлекательного характера, организации досуга;
- Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- Обеспечение условий социального, профессионального, культурного самоопределения, творческой самореализации;
- Профилактику асоциального поведения;
- Расширение кругозора детей в условиях организации летней дворовой площадки;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
- Взаимодействие наставнической пары/группы (проектная деятельность, подготовка к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, совместное посещение или организация мероприятий)
- Развитие и совершенствование у учащихся основных физических качеств, укрепление здоровья, успешную социализацию обучающихся в обществе и тд.
Основные задачи реализации краткосрочных ДОП
Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:
- знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
- овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;
- развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений;
- развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе;
- воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;
- формирование самооценки и чувства коллективизма.
К краткосрочным программам относятся:
- Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные для реализации в летний оздоровительный период ( программы летних оздоровительных смен ) или в период зимних каникул, также являются краткосрочными. Данные образовательные и воспитательные программы дают значительные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя детей, обеспечивают развитие познавательных интересов детей с повышенным уровнем способностей.
- Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию) Отдельные модули или их сочетание могут реализовываться как краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы.
- Актуальным в настоящее время является внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, что говорит о необходимости разработки профессионально-ориентированных программ (программ профессиональных проб).
- Одной из форм реализации краткосрочных программ является формат «интенсивов» , при котором в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации «интенсивов» могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.
- Дистанционный курс может включать в себя:
- различные конкурсы и игры;
- виртуальные экскурсии, путешествия;
- практические занятия, интенсивы;
- поисковые и научные исследования;
- проектную деятельность;
- последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
- мультимедийные объекты: видео-и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
- интерактивные тесты;
- тренажеры по темам программы;
- творческие работы и т.п.
В структуру дистанционного курса обязательно должны быть включены интерактивные и мультимедиа компоненты. ( https:// learningapps.org )
Структура краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы
Титульный лист должен содержать информацию:
- название ОУ;
- название программы;
- срок освоения;
- ФИО разработчика;
- год;
Пояснительная записка :
- Направленность
- Актуальность программы
- Новизна
- Отличительная особенность
- Цели и задачи программы
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
- Сроки реализации
- Формы реализации программы
- Планируемые результаты
- Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Структура программы должна содержать:
- Учебный план
- Содержание тем
Обеспечение программы
- Методическое обеспечение
- Материально-техническое оснащение программы
- Кадровое обеспечение
Список литературы
Интернет-источники
Алгоритм реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы
- Разработка программ
- Утверждение программ
- Публикация в системе АСУ РСО и Навигаторе
- Составление и утверждение расписания реализации программы
- Реализация программы
- Заполнение журналов
- Предоставление отчета о реализации программы