СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Диагностика речевого развития детей раннего возраста» (0-3 лет)

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В работе освещены вопросы диагностики состояния речевого развития детей раннего возраста (0-3 лет), представлена схема логопедического обследования, предложен примерный вариант индивидуальной карты развития речи ребенка 2-3 лет.

     Материалы предназначены для учителей-дефектологов, работающих в дошкольных учреждениях, педагогов-психологов.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Диагностика речевого развития детей раннего возраста» (0-3 лет)»

Городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации














Методические рекомендации


«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

(0-3 лет)























Минск

2005 год







Составители: Родионова И.А., учитель-дефектолог Городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

Дроздова Н.О., учитель-дефектолог Городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.





Рецензенты:

















В работе освещены вопросы диагностики состояния речевого развития детей раннего возраста (0-3 лет), представлена схема логопедического обследования, предложен примерный вариант индивидуальной карты развития речи ребенка 2-3 лет.

Материалы предназначены для учителей-дефектологов, работающих в дошкольных учреждениях, педагогов-психологов.











ВВЕДЕНИЕ


Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

В раннем возрасте наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова ; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно – в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются. Свою роль в этом играют и специальные занятия по развитию речи.

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами. Каждое слово – это речевой знак. Ребенок очень рано понимает, что все можно обозначить словом.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов (активный словарь). Понимание речи приходит раньше ее активного освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию ребенка.

В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и др.) доказывается значимость не только подражательной, но и творческой активности ребенка в ходе овладения речью, что необходимо учитывать при проведении психолого-педагогического и логопедического изучения детей раннего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии.

Как происходит рождение самой речи? В младенческом возрасте, когда у ребенка нет языка в собственном смысле слова, сама социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребенка очень большой, сложной и многообразной потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Действия через других – основная форма деятельности ребенка. Этот возраст характеризуется тем, что ребенок лишен самого основного средства общения – речи. Ребенок создает ряд суррогатов речи. Между первым периодом, его называют безъязычным в развитии ребенка, и вторым, когда у ребенка складываются основные знания родного языка, существует период развития, который В.Элиасберг предложил назвать автономной детской речью. Переход от безъязычного к языковому периоду развития и совершается посредством автономной детской речи.

Первый факт заключается в том, что автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка. Речь называется автономной, потому что она построена как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания.

Таким образом, первое положение заключается в том, что автономная детская речь – необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.

Второе положение: при многих формах недоразвития речи, при расстройствах речевого развития автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. Например, задержка нередко выражается, прежде всего, в том, что у ребенка затягивается период автономной речи. Другие речевые расстройства в детском возрасте также приводят к тому, что автономная речь задерживается иногда на несколько лет и все же выполняет основную генетическую функцию, т.е. служит мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. В развитии нормального и аномального ребенка автономная речь играет существенную роль.

Во всяком нормально протекающем детском развитии мы можем наблюдать автономную речь, для которой характерны три момента. Первый момент. Речь моторно, т.е. с артикуляционной, фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Она напоминает радикальный язык, т.е. язык, в котором существуют только корни, а не оформленные слова. По значению они не совпадают ни с одним нашим словом. Есть много примеров того, как детское слово его смысловое значение, охватывает комплекс вещей, которые у нас не обозначаются одним словом.

Вторая особенность. Значения автономной речи не совпадают со значением наших слов.

Третья особенность. Наряду со словами у ребенка существует понимание наших слов, т.е. ребенок до того как начинает говорить, понимает ряд слов.

Наконец, последнее. Автономная детская речь и ее значения вырабатываются при активном участии ребенка.









Одним из основных методов психолого-педагогической диагностики является изучение анамнеза развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни. С этой целью проводится анкетирование родителей детей и собеседование с ними, а также изучаются условия воспитания, данные в поликлинических картах развития детей.

Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к отставанию в развитии.

При оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или после рождения. Следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования.

  1. Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если крик слабый, монотонный, немодулированный, это должно насторожить взрослых, нацелить их на необходимость консультации у специалиста.

  2. Другой настораживающий фактор – ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, у ребенка ослаблены (паретичны) мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. Причиной может быть одно- или двусторонний парез губ, слабость круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры; мышц, удерживающих нижнюю челюсть; иногда, укороченная подъязычная уздечка.

  3. Признаком неврологической симптоматики могут быть сглаженность носогубных складок, спастичность верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов (что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой).

  4. Наличие насильственных движений у детей (уже с 2-3 месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища и конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни).

  5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов, их длительное угнетение, особенно сосательного, глотательного, поискового, свидетельствуют о поражении мозга (у здорового ребенка они исчезают после шести месяцев).

  6. Вялый, распластанный язык, гипотонус губ, характер интонаций позволяют предположить мозжечковую дизартрию.

  7. Наибольшую прогностическую ценность имеют такие синдромы, как судорожный, гипертензионный (проявлениями этого синдрома являются расхождение швов черепа, большого и маленького родничка; напряженные, расширенные вены кожи головы и шеи; беспокойство, плохой сон, частые вскрикивания по ночам; безудержный плач из-за нарастания ликворного давления; иногда отрицательная реакция на свет) и синдром гипотрофии (несоответствие веса и роста ребенка возрастной норме), что позволяет наиболее вероятно спрогнозировать результаты работы.

  8. По мере роста ребенка в диагностике патологий все большее значение начинают приобретать речевые симптомы. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому, позднее появление первых слов и медленное накопление словаря – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений.









ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.

Специалистам и родителям необходимо знать сроки нормального психомоторного и речевого развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.

В раннем развитии ребенка выделяют два этапа: младенческий – от рождения до года и преддошкольный – от 1 года до 3 лет.

В младенческом возрасте важно, чтобы, прежде всего установился тесный эмоциональный контакт матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша.

Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

На первом году жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения.

К 3-4 неделям жизни появляются первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как бы слушает губами. Кроме того, уже в период новорожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение – комплекс оживления. В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок активно гулит, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством.

К 4-5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер, появляется улыбка, смех, ребенок начинает дифференцированно реагировать на звук.

Со второго полугодия начинается период лепета, активного подражания слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

Важное значение для оценки психомоторного и речевого развития ребенка в конце первого года жизни имеет его реакция на речевое общение. Нормально развивающиеся дети к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. При соответствующем обучении ребенок способен понять и выполнить несколько словесных команд.

Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить у него слух и проконсультироваться с детским психиатром или невропатологом относительно его психического развития.

Одной из характерных особенностей преддошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи, что перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

Значительно возрастает активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше и больше начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Не только резко возрастает число понимаемых слов, но и ребенок начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года жизни ребенок употребляет до 300 слов, ток началу третьего года их число возрастает до 1000-1500 слов. Вместе с тем артикуляция звуков остается еще далеко несовершенной. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3-4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

Выявление нерезко выраженного отставания в развитии речи и особенно понимание причин этого отставания на этом возрастном этапе представляет большую сложность, так как индивидуальные сроки нормального речевого развития широко варьируются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный (сенситивный) период формирования речи может приводить к отставанию речевого развития.




ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ



1.Внешние условия.


Помещение для обследования должно быть светлым и иметь достаточное количество места для передвижения ребенка. Стол для обследования должен быть свободен от всех предметов, ненужных для тестирования. Переход от одного задания к следующему должен быть плавным. С предложением нового тестового материала использованный перед этим материал убирается из поля зрения ребенка. Чтобы обеспечить необходимую дистанцию к ребенку, рекомендуется, чтобы экспериментатор сидел не рядом и не напротив ребенка, а со смещением на 90° за столом.


2.Установление контакта.


Дружелюбный подход к особенностям характера и потребностям ребенка в данный момент, спокойная, чуткая манера держать себя и терпеливое ожидание, пока ребенок не проявит любопытство и готовность к контакту, имеют решающее значение для удачного исхода диагностического обследования развития. Следует уступить ребенку дистанцию, которую он желает сохранить. Опрометчивый телесный контакт может вызвать испуг и продлить время обследования.


3.Последовательность заданий.


С какого задания начать чаще всего становится видно из спонтанной игры ребенка с открыто предложенным тестовым материалом. Родители также могут дать полезные указания, с чем ребенок играет особенно охотно. В общем, целесообразно начинать с легких заданий, т.к. радость от собственного умения стимулирует мотивацию ребенка.


4.Использование тестового материала.


Как только ребенок начинает устанавливать контакт с экспериментатором, его интерес должен быть направлен не тестовый материал, чтобы использовать для обследования ограниченный отрезок времени, когда ребенок сконцентрирован.

По опыту многие дети проявляют особое пристрастие к какому-либо определенному тестовому предмету, от которого их потом нелегко заставить отказаться. В этой ситуации важно избежать применения силы.



5.Участие родителей в обследовании.


Если доверие ребенка к экспериментатору является недостаточным для выполнения определенных заданий, рекомендуется объяснить их родителям и дать им провести их. Может быть также целесообразным провести сначала с родителями анализ заданий посредством беседы. Ребенок получит, таким образом, время, чтобы привыкнуть к экспериментатору и незнакомой обстановке.


6.Проблемы мотивации.


Если после длительного ожидания и терпеливых попыток ребенка не удается заинтересовать тестовыми заданиями, то обследование должно быть прервано и согласован новый срок для его проведения. Иногда может потребоваться несколько диагностических сеансов.


7.Примерный комплект диагностического материала.


  • Звучащие игрушки

  • Пирамида

  • Матрешка

  • Кукла

  • Машина

  • Ведерко

  • Формочки-вкладыши

  • Кубики разноцветные

  • «Почтовый ящик»

  • Предметные картинки среднего размера:

-картинки с изображением одного знакомого предмета, животного, птицы в статическом изображении;

-парные картинки (отличающиеся цветом, размером и т.д. идентичные предметы);

-серии предметных картинок, составленных по принципу функционального использования предметов;

-серии картинок-«лото» по темам «Игрушки», «Одежда» и т.д.

  • Сюжетные картинки знакомого содержания (среднего размера)

  • Настенные картины, отражающие знакомый, широко развернутый сюжет








8.Особенности процедуры обследования в условиях диагностической группы.


Обследование речи проводится в рамках подготовительного периода и только индивидуально. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей данной группы, следует иметь в виду кратковременность (не более пяти – десяти минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.

Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет некоторые трудности в связи с особенностями адаптационного периода детей раннего возраста и другими причинами. Результаты специального логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вербального и невербального) детей в процессе их пребывания в условиях диагностической группы (вне занятий), а также (при необходимости) с родителями (прежде всего - матерью) в домашних условиях.

Логопедическое обследование детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях диагностических групп проводится поэтапно и предполагает лабораторное обследование речи, динамическое наблюдение за процессом общения и речевым поведением ребенка в процессе спонтанной и стимулируемой педагогом речевой и неречевой деятельности, изучение формы и средств общения ребенка с матерью, выяснение характера речевого окружения ребенка и его влияния на процесс его коммуникативного развития.



В логопедическом обследовании ребенка 2-го и 3-го года жизни выделены лишь основные направления обследования и те этапы возрастного развития детской речи, без которых представление о ребенке раннего возраста будет недостаточным.

Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979 г).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует фактическому возрасту ребенка. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес. -1 год 3 мес., 1 год 4 мес. -1 год 6 мес., 1 год 7 мес. -1 год 9 мес., 1 год 10 мес. - 2 года, а на 3-м году - в пределах полугодия: 2 года 1 мес. -2 года 6 мес., 2 года 7 мес. -3 года.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т.д. Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических реакциях, речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений( по показу и слову с 1 года 6 мес.).

Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го года жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у ребенка совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес. ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку и т.д.) и о будущем (куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке и т.д.). Ребенок может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

В разделе "Активная речь" отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: "Угадай, что звучит", "Угадай, кто тебя позвал".

При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

В разделе "Мелкая моторика рук" отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации - супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.







СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ



I. Обследование импрессивной стороны речи


Задание I. I. Понимание речи на уровне диалога.


Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Логопед стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.)


Задание I. 2. Понимание инструкций


Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать то, что он просит. при необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.

Инструкция логопеда:

Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.

Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.


Задание I. 3. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.

Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.

Ход выполнения задания. а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку. б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет. в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать), то что он просит.


Задание I. 4. Понимание предложения


Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.

Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик идет. У девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока. Мальчик играет с собакой.)

Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.

Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.


Задание I. 5. Различение существительных единственного и множественного числа

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка - матрешки, шар – шары, гриб – грибы, машина – машины, мяч – мячи.

Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет.

Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки и т.п.)».

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом – домик, утюг – утюжок, сумка – сумочка, кровать – кроватка.

Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или предметы и предлагает показать то, что она называет.

Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п.)»


Задание I. 7. Состояние фонематического восприятия

Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.

Оборудование: картинки (кит – кот, ком – дом, мышка – мишка, мишка – миска, коза – коса, лак - рак).

Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.

Инструкция: « Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»



II. Обследование экспрессивной стороны речи.

Задание II.I. Диалог (см. задание I.I)

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?



Задание II. 2. Изучение активного лексикона детей


Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

Ход выполнения задания. а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?

б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки. Лексический материал: дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковь, шапка, колесо, нос.

в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки, предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик (девочка, дядя и т.д.)». Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает, прыгает, играет, поет, надевает.

г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку, предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету мяч, шар, кубик и т. п.)?» Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье(чистое или грязное)? Лексический материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, синий, желтый, зеленый.

д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с помощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик?» Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.


Задание II. 3. Изучение объма и типов предложений

Цель: выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает сказать, что на них нарисовано (кто и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Дети поливают цветы. Мальчик кладет морковку в корзину. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш спит в коляске.


Задание II. 4. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.

Оборудование: предметные картинки, игрушки.

Ход выполнения задания. а) Образование формы именительного падежа множественного числа существительных. Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок – другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.

б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, капусту, морковь, шапку.

в) Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа).

Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «поручения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и т.п. Лексический материал: иди, принеси, возьми, убери.

Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании II.2.

Задание II. 5. Состояние словообразования

Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении речи слов разной слоговой структуры.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, бабушка, пирамида, велосипед.

Задание II.7. Общее звучание речи. Задание II .8. Состояние голоса

Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса.

Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом не основании его наблюдений в процессе обследования.


Задание II. 9. Обследование звукопроизношения

Цель: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.

Оборудование: предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные картинки (тип звукового профиля).


III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата


Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.

Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе выполнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию – вслед за логопедом («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).

Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов – характер движений (их объем, амплитуду, тип переключаемости), возможности удержания той или иной артикуляционной розы. Обследуются следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, губы, язык.


Заключение логопеда. В результате проведенного обследования и с учетом результатов комплексного обследования (медико-психолого-педагогического) логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

































СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕБЕНКА 2-3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

(по Разенковой Ю.А.)


1.Дата обследования


2.Возраст ребенка


3.Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза


4.Состояние слуха (по заключению специалиста)


5.Состояние зрения (по заключению специалиста)


6. Данные наблюдения и обследования


6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа

6.2. Лицо:

наличие стигм дизэмбриогенеза

непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)

произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

умение поднять брови;

умение нахмурить брови;

умение улыбнуться;

умение надуть щеки.

Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры - наличие пареза, паралича.

Мимика лица:

Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом

Нос – строение


6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)


6.4. Артикуляционный аппарат.

Верхняя челюсть - строение:

Нижняя челюсть - строение

Аномалии строения

Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения ( с 1 года 6 мес. - по показу и слову взрослого):

- умение открыть рот;

- умение закрыть рот;

- умение закусить нижнюю губу;

- умение закусить верхнюю губу.

Оцениваются:

координированность движений;

объем движений;

удержание позы;

переход от движения к движению;

другие особенности движений.

Тонус мышц нижней челюсти

Соотношение между верхней и нижней челюстью:


Губы:

Строение:

аномалии строения

положение губ в покое:

непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения губ ( с 1 года 6 мес. - по показу и слову взрослого):


- "поцелуй";

- "улыбка";

- "трубочка-улыбка" (с 2,5 года).

Оцениваются:

координированность движений;

объем движений;

удержание позы;

переход от движения к движению.

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

Насильственные движения в мышцах губ:

Язык:

строение:

аномалии строения

наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

положение языка в покое:

непроизвольные движения языка:

произвольные движения языка (с 1 года 6 мес. - по показу и слову взрослого):

- высовывание языка;

- убирание его назад;

- поднимание на верхнюю губу;

- высовывание на нижнюю губу;

- "часики";

- пощелкивание языком.

Оцениваются:

координированность движений;

объем движений;

удержание позы;

переход от движения к движению.

Насильственные движения языка

Подъязычная уздечка:

аномалии строения

мышечный тонус языка:

Твердое небо:

Строение:

аномалии строения

Мягкое небо:

строение:

аномалии строения

Наличие пареза:


непроизвольные движения мягкого неба:


произвольные движения мягкого неба (с 2 лет):

- покашливание

наличие саливации:


6.5. Наличие оральных синкинезий


6.6. Дыхательный аппарат.

Тип дыхания:

Ритм дыхания


6.7. Голосовой аппарат.

Строение:

аномалии строения

Голос (особенности)


1 год 1 мес. - 1 год 3 мес.

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:

1. Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр ( машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого : "Где ...?" - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: "Где...?" При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.

Не понимает названия окружающих предметов.

2. Материал - предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.

Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.

Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребенком действий:

Материал - сюжетная игрушка - кукла, тарелка, кроватка.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия: "Покорми куклу", "Положи куклу в кроватку".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить:

"Положи спать куклу", "Дай попить кукле".

Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.

Не выполняет действий по просьбе взрослого.

В. Ребенок ориентируется в группе:

Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: "Покажи, где у нас рыбки", "Найди, где часы", "Иди мыть руки".

Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.

Не ориентируется в группе.


6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: "Посмотри, вот кукла - ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!" После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.

Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами ("дай, бах, ав-ав, ляля")


Употребляемые лепетные и облегченные слова:

Не лепечет, не пользуется облегченными словами



1 год 4 мес. - 1 год 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной" ситуации):

1. Материал - два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет - кукла.

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем - другую, потом - собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

2. Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.


Б. Понимание предлогов и предложно - падежных категорий: понимание предлогов "в", "на"

Материал - коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.


6.9 Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6 мес.).

Материал - набор игрушек: ширма, два бубна, два колокольчика, четыре деревянные ложки.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, что звучит".

Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.


6.10. Активная речь: cловами, облегченными (например, "би-би") и произнесенными правильно ( машина ), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал - четыре предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой они вынимаются.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: "Кто это, что это?"

Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.

Употребляемые слова

Не пользуется полными простыми словами.

1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал - изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: "Где...?", "Покажи".

Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.

Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.


Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно-падежных конструкций с предлогом "под".

Материал - коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.


В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9 мес.).

Материал - картины: стол, столы, машина, машины, мяч, мячи, ложка, ложки, шар, шары.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д.

Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.

Не показывает, а хаотично перебирает картинки.


Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).

Материал - картины: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.

Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает.


Д. Понимание суффиксальных отношений:

Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).

Материал - картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит


6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).

Материал - набор игрушек: ширма, две собаки, две кошки, два петуха, две коровы.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, кто тебя позвал?".

Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.


6.10. Активная речь.


А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.

Полные слова, которые употребляет:

Образцы двухсловных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:


Б. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов (1 год 9 мес.) типа: "папа, мама, пила, часы".

Употребление односложных слов (1 год 9 мес.) типа: "дом, вот, мяч, там".


В. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (1 год 9 мес.):

Согласные звуки:

1 год 10 мес. - 2 года

6.8. Понимание речи:


А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал - специально подготовленный рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.

Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.


Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно-падежных конструкций с предлогами "у", "с".


Материал - шарик, скат, коробка с крышкой.

Методика выявления: ребенка просят покатить шарик с горки, со стола, положить шарик у коробки.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.


В. Понимание единственного и множественного числа глагола

(2 года).

Материал - картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где "строит", а где "строят" и т.д.

Поведение: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает


6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение высоты голоса (2 года).

Материал - набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Тихо - громко".

Поведение ребенка: различает высоту голоса.


6.10. Активная речь.

А. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение ребенка: общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Не общается со взрослым двух- и трехсловными предложениями.

Образцы трехсловных предложений ребенка:


Характер аграмматизма


Б. Употребление винительного падежа (2 года):


В. Употребление предложного падежа (2 года):


Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года):


Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа с окончанием "ы", "и" (2 года):


Е. Слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.


Ж. Звуковая сторона слова: отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешания звуков.

Гласные звуки (2 года):

Согласные звуки:

2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.

6.8. Понимание речи.


А. Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:

игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка)

посуда (чашка, тарелка, ложка)

одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка)

мебель (стол, стул, шкаф, кровать)

части тела (голова, руки, ноги, шея)

части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб)

домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова)

транспорт (машина, автобус, поезд, самолет)

фрукты (яблоко, апельсин, слива)

овощи (морковь, огурец, помидор)

части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы)

действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить)

прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый)


наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло)


Материал: лото, картинный материал.


Б. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов -

за", "по", "до", "над" (с 2,6 мес.).

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения.


В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес.).

Материал - картины: синий флажок, синие флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Методика выявления: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.


Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.

Поведение ребенка: понимает настоящее и прошедшее время.

Не понимает времен глагола.


6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес.).

Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.


6.10. Активная речь.

А. Говорит многословными предложениями (более трех слов).

Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов).

Образцы многословных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:

Не говорит многословными предложениями.


Б. Практическое употребление родительного падежа

2 года 6 мес.)

В. Практическое употребление дательного падежа

2 года 6 мес.)

Г. Практическое употребление творительного падежа

(2 года 6 мес.)


Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)


Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)


Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)


3. Появляются вопросы: где? куда? (2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.).

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос "где?" или "куда?".

Не появляются вопросы в речи ребенка.


И. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов типа "лимон, батон".


К. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (2 года 6 мес.):

Согласные звуки:

2 года 7 мес. - 3 года

6.8. Понимание речи.

А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.

Понимание предлогов - через", "около", "перед" (3 года).

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения

Поведение ребенка: выполняет поручения.

Не выполняет поручения, не понимает предлоги.


Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Материал - картинки: ежи большой и маленький, дома большой и маленький, коты большой и маленький.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.


В. Понимание префиксальных отношений.

Понимание глаголов с различными приставками.

Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает, не выполняют поручения.


6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию

Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.


6.10. Активная речь.

А. Начало употребления сложных придаточных предложений.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.

Образцы сложных придаточных предложений ребенка:

Характер аграмматизма:

Не употребляет сложные придаточные предложения.


Б. Появление вопросов: почему? когда?

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос "почему?" или "когда?".


В. Усвоение частей речи

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

НАРЕЧИЯ

МЕСТОИМЕНИЯ

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ

Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы, стол, стул, горка.


Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного

(3 года).

Материал - тот же, что и в п.В.


Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: "вилка, чашка, ложка, зайка, мишка".


Е. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки:

Согласные звуки:


6.11. Мелкая моторика рук.

Строение:

Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

Мышечный тонус рук:


Положение кисти рук:

Положение пальцев рук:

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

ладонный захват;

захват нижней третью пальцев рук;

захват верхней третью пальцев рук;

захват двумя пальцами большим и указательным;

захват тремя пальцами.

Согласованность движений рук

Ведущая рука

Материал - изюм и мисочка.

Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.

Другие особенности мелкой моторики рук:


7. Речевое заключение:



8. Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком:



9. Подпись логопеда.






























Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения.

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один - два эпикризных срока (один - два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1981).

Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять - шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

При задержке средней тяжести (отставание на два - четыре эпикризных срока или два - четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один - два эпикризных срока (один - два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.











Приложение 1


Закономерности довербального и раннего вербального развития



Возраст

Стадии развития

От рождения до 8 недель

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

От 8 до 20 недель (2-5 мес.)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 недель появление начального гуления («гуканье»). 6-8 недель – улыбка при общении. С 5-16 недель – смех при общении.

16-20 недель до 30 недель

(4-7,5 мес.)

Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. – появление первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).

От 20-30 недель до 7,5-12 мес.

«Расцвет» лепета. Каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».

9-18 месяцев

Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.


Оценка этапов довербального и начального вербального развития


Возраст в месяцах

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

2 мес.

Улыбка при общении.

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5 мес.

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

6 мес.

Лепет.

7 мес.

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик.

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10 мес.

Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией.

11 мес.

Использование 3 лепетных слов с соотнесением.


12 мес. (1 год)

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18 мес. (1,5 года)

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

21 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 20 слов.

24 мес. (2 года)

Показывает 5 частей тела; словарный запас – минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложения из 2 слов.

30 мес. (2,5 года)

Адекватно использует местоимения я, ты, мне. Использует предложение из 2 слов.

36 мес. (3 года)

Словарный запас до 250 слов и выше; общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик на чашку», «положи кубик в коробку».



Оценка понимания речи



Возраст

Основные показатели

3-6 мес.

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

6-10 мес.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя. и др.)

10-12 мес.

Понимает названия отдельных предметов.

12-14 мес.

Узнает предметы на картинках.

15-18 мес.

Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках.

20-24 мес.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: Покажи, кто сидит, кто спит. Выполняет двухступенчатую инструкцию: Пойди в кухню и принеси чашку. Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации: На чем ты сидишь?

2 года 6 мес.- 3 года

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. (С опорой на картинку, а затем и без нее.)





Приложение 2



Речевая карта (обследования детей 2 – 2,5 лет)


Группа ___________________________________________________________________

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Дата рождения, возраст _____________________________________________________

Домашний адрес, № телефона _______________________________________________

_______________________________________________________________

Откуда и когда поступил(а) __________________________________________________

_______________________________________________________________

Общие сведения о семье: фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, образование; состав семьи, жалобы родителей ______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда?)

_______________________________________________________________

Анамнез __________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Речевое развитие: гуление __________________________________________________

__________________________________________ лепет _________________________

_______________________________________________________________

первые слова (какие) _______________________________________________________

как быстро наращивал (а) словарь ________________________________________

_______________________________________________________________

фразовая речь _________________________________________________________

_______________________________________________________________

стимуляция речевого развития ___________________________________________

_______________________________________________________________

темп речевого развития _________________________________________________

_______________________________________________________________

Проявление заикания в момент обследования ______________________________

_______________________________________________________________


Заключения специалистов:

Отоларинголог _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Окулист _____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Психоневролог _______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


I. Обследование импрессивной стороны речи


1. Понимание речи на уровне диалога _________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Понимание инструкций

Возьми мяч. ______________________________________________________________________________________

Дай куклу.______________________________________________________________

Неси ведерко.___________________________________________________________

Брось мяч на пол.________________________________________________________

Положи барабан на стул.__________________________________________________

Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.__________________________________

_______________________________________________________________

Убери карандаш в коробку.________________________________________________

Возьми у меня карандаш и положи на стол.__________________________________

Подойди к столу и возьми машину._________________________________________

Теперь принеси ее мне.___________________________________________________

3. Понимание слов, обозначающих

а) предметы

тетя ________________________________

варежки ____________________________

дедушка ____________________________

дерево ______________________________

миска ______________________________

пирамида ___________________________

мишка ______________________________

автобус _____________________________

мышка ______________________________

руль ________________________________

нож ________________________________

стул ________________________________

стакан ______________________________

ведро _______________________________

чашка ______________________________

уши ________________________________

кошка ______________________________

глаза _______________________________

лошадь _____________________________

шея ________________________________

груша ______________________________

пальцы _____________________________

помидор ____________________________

волосы _____________________________

рубашка ____________________________


б) действия

дает ________________________________

везет _______________________________

идет ________________________________

моет ________________________________

сидит _______________________________

умывается ___________________________

причесывает _________________________

стирает _____________________________

пишет ______________________________

гладит ______________________________

читает ______________________________

ловит _______________________________

ведет _______________________________

лежит ______________________________

пьет ________________________________



в) признаки

большой ____________________________

синий ______________________________

маленький ___________________________

желтый _____________________________

чистый _____________________________

близко ______________________________

грязный _____________________________

далеко ______________________________

красный ____________________________

высоко ______________________________

зеленый _____________________________

низко _______________________________

4. Понимание предложений

Мальчик идет. _____________________________________________________________

У девочки цветы. __________________________________________________________

Девочка чистит картошку. ___________________________________________________

Дети собирают грибы. ______________________________________________________

Девочка дает книгу мальчику. ________________________________________________

Девочка гладит платок утюгом. _______________________________________________

Мальчик берет стакан молока. ________________________________________________

Мяч лежит на скамейке. _____________________________________________________

Мяч лежит в коробке. _______________________________________________________

Мальчик играет с собакой. ___________________________________________________

5. Различение существительных единственного и множественного числа

матрешка – матрешки _______________________________________________________

шар – шары _______________________________________________________________

гриб – грибы ______________________________________________________________

машина – машины __________________________________________________________

мяч – мячи ________________________________________________________________

6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

дом – домик _______________________________________________________________

утюг – утюжок _____________________________________________________________

сумка – сумочка ___________________________________________________________

кровать – кроватка _________________________________________________________

7. Состояние фонематического восприятия: выделение звуков в составе слов

кит – кот __________________________________________________________________

ком – дом _________________________________________________________________

мышка – мишка ____________________________________________________________

коза – коса ________________________________________________________________

лак – рак __________________________________________________________________


II. Обследование экспрессивной стороны речи

1. Диалог:

Как тебя зовут? ___________________________________________________________

Кто привел тебя сюда? _____________________________________________________

Показать тебе игрушки? ____________________________________________________

Какая игрушка тебе понравилась? ____________________________________________

Любишь играть с игрушками? _______________________________________________

Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? ______________________________________

Что можно делать с этими игрушками? _______________________________________

пирамида ___________________________

машина ____________________________

мяч ________________________________

барабан ____________________________

кукла ______________________________

кубики _____________________________

2. Изучение активного словарного запаса:

а) звукоподражания:

Как тикают часы? _________________________________________________________

Как лает собака? __________________________________________________________

Как кричит петух? _________________________________________________________

Как мяукает кошка? _______________________________________________________

Как мычит корова? ________________________________________________________

Как кричит коза? __________________________________________________________

Как хрюкает свинья? _______________________________________________________

б) существительные:

дядя _______________________________

машина ____________________________

бабушка ____________________________

курица _____________________________

тарелка ____________________________

цветы ______________________________

ложка ______________________________

яблоко _____________________________

кровать ____________________________

морковка ___________________________

стол _______________________________

шапка ______________________________

собака _____________________________

колесо _____________________________

рыба _______________________________

рука _______________________________

мяч ________________________________

нога _______________________________

кубики _____________________________

голова _____________________________

кофта ______________________________

щеки ______________________________

свитер _____________________________

нос ________________________________

кукла ______________________________


в) глаголы:

спит _______________________________

плавает ____________________________

ест ________________________________

летит ______________________________

гуляет _____________________________

рисует _____________________________

падает _____________________________

плачет _____________________________

смеется ____________________________

катает ______________________________

едет _______________________________

прыгает ____________________________

играет _____________________________

надевает ___________________________

поет _______________________________


г) прилагательные:

большой ___________________________

красный ____________________________

маленький __________________________

синий ______________________________

чистый _____________________________

желтый ____________________________

грязный ____________________________

зеленый ____________________________

д) наречия:

близко______________________________

высоко _____________________________

далеко _____________________________

низко ______________________________

3. Изучение объема и типов предложений:

Девочка спит. _____________________________________________________________

Зайчик ест морковку. ______________________________________________________

Дети поливают цветы. ______________________________________________________

Мальчик кладет морковку в корзину. _________________________________________

Девочка подметает пол веником. _____________________________________________

Бабушка дает шар девочке. _________________________________________________

Девочка играет с кошкой. ___________________________________________________

Малыш сидит в коляске. ____________________________________________________

4. Обследование грамматического оформления речи:

а) И.п. мн.ч.

кукла – куклы _____________________________________________________________

стол – столы ______________________________________________________________

пирамида – пирамиды ______________________________________________________

носок – носки _____________________________________________________________

кубик – кубики ____________________________________________________________

б) В.п. объекта

(купили)

машину ____________________________

капусту ____________________________

куклу ______________________________

морковку ___________________________

шапку _____________________________


в) усвоение некоторых глагольных форм:

повел. накл. 2 л. ед.ч.

иди ________________________________

возьми _____________________________

ищи _______________________________

убери ______________________________

принеси ____________________________


наст. времени 3 л. ед.ч. _____________________________________________________

5. Состояние словообразования:

мяч – мячик ______________________________________________________________

флаг – флажок ____________________________________________________________

шапка – шапочка __________________________________________________________

машина – машинка ________________________________________________________

6. Изучение слоговой структуры слов:

мяч ________________________________

панама _____________________________

стул _______________________________

бабушка ____________________________

вода _______________________________

пирамида ___________________________

кошка ______________________________

велосипед __________________________

7. Общее звучание речи:

темп _____________________________________________________________________

ритм ____________________________________________________________________

интонационная выразительность _____________________________________________

внятность ________________________________________________________________

8. Состояние голоса:

сила _____________________________________________________________________

высота ___________________________________________________________________

тембр ____________________________________________________________________

9. Состояние звукопроизношения: а) изолированные фонемы; б) в слове



а)

б)


а)

б)

А



Ф’



У



Х



И



Х’



О



М



Ы



М’



Э



Н



Б



Н’



Б’



Л



В



Л’



В’



С



Г



С’



Г’



З



Д



З’



Д’



Ш



К



Щ



К’



Ц



П



Ч



П’



Ж



Т



Р



Т’



Р’



Ф








III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата


зубы _____________________________________________________________________

нижняя челюсть ___________________________________________________________

твердое небо ______________________________________________________________

мягкое небо ______________________________________________________________

губы _____________________________________________________________________

язык _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Заключение логопеда







ЛИТЕРАТУРА



1.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под. ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2000.

2.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года). – М., 2000.

4.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.

5.Хелльбрюгге Т., Лайоси Ф., Линара Д., Шамбергер Р., Ройтенгитраух Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития (второй и третий год жизни). – БелАПДИ, Мн., 1997.