СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения школьного коллектива к детям с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации включают методические и информационные материалы, которые могут быть использованы педагогами в подготовке и проведении внеурочных мероприятий по формированию толерантного отношения школьного коллектива к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения школьного коллектива к детям с ОВЗ.»

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет образования

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ»









Методические рекомендации

для классных руководителей

по формированию толерантного отношения

ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

к детям с ограниченными возможностями здоровья





Автор Андреева Ирина Федоровна,

классный руководитель 4 «в» класса













Улан-Удэ

2016

Аннотация

Рекомендации включают методические и информационные материалы, которые могут быть использованы педагогами в подготовке и проведении внеурочных мероприятий по формированию толерантного отношения школьного коллектива к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации адресованы заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам.

Содержание Стр.

Введение 4

I.Некоторые аспекты формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у школьников начальных классов 5

II. Методическая разработка урока «Мы- разные, но мы равные» 11

Заключение 16

Литература

Приложение



Введение

Изменения в современном обществе предопределяют изменения в системе образования. Одной из задач образования является создание максимально благоприятных условий развития и адаптации личности, сегодня важно помочь обучающемуся осознать и обогатить свое «Я», найти свое место и определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и / или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности для их самореализации и социализации.

Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка, использование социального подхода – надо изменять не людей с ограниченными возможностями здоровья, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.

Сегодня в стране многие школы поддерживают инклюзивное образование, не исключение и наша школа МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ». Мы придерживаемся идеи достижения успеха в социальной адаптации и образования всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Сегодня не все родители готовы сделать выбор в пользу специальной (коррекционной) школы или интерната, даже если он хороший. Поэтому, принимая во внимание социальный запрос родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, на обучение их детей в общеобразовательной школе, находящейся в непосредственной близости от дома, МАОУ СОШ № 57 г. Улан – Удэ начала работу по созданию модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

При этом следует отметить, что такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будете, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Улан-Удэ «Средняя общеобразовательная школа №57» находится в микрорайоне Энергетик Октябрьского района г. Улан-Удэ, функционирует с 1992 года. В школе обучаются дети из п. Энергетик, п. Зверосовхоз, п. Светлый, п. Радужный, п. Подсобное хозяйство.

МАОУ СОШ №57 осуществляет образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, определенную Уставом школы.

В настоящее время в школе обучаются 6 учеников с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве одного из направлений работы классного руководителя является формирование толерантного отношения в школьном коллективе к детям с ограниченными возможностями здоровья, используя вовлечение таких детей в образовательный процесс, создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства

  1. Некоторые аспекты формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у школьников начальных классов

Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику, в предыдущие эпохи.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Под процессом воспитания толерантности мы будем понимать целенаправленную организацию позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществование разного [2].

Анализ научных источников, изучение педагогической литературы показали, что отношение здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья можно улучшить предоставлением адекватной информации о людях с физическими и/или психическими недостатками. Непосредственный контакт с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, познание личностных особенностей и проблем этих людей, использование ролевых игр, в ходе которых проигрываются различные ситуации из жизни людей с инвалидностью, позволяют изменить социальные стереотипы, способствуют воспитанию у здоровых детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения с ними взаимодействовать.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других. Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Педагог должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас, многообразен, а человек, как его частичка, тоже многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Для воспитания толерантности в современной науке предлагаются следующие педагогические технологии: тренинг общения, ролевые игры, психодрама, коммуникативные игры, игры –драматизации, свободное рисование и др.

Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и образы, и психогимнастические игры) основываются на понимании социальной роли человека в обществе. Ролевая игра – способ расширения опыта детей посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с  ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем спросите учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали. Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например: «Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать?». Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей  с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Коммуникативные игры можно разделить на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.

Использование игры и сказки расширяет опыт ребёнка. Подбор игрового и литературного материала во многом диктуется содержанием конкретного учебного ил внеурочного занятия. Свободное рисование (или любой вид изодеятельности) также создаёт условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снимая напряжение и вызывая положительные эмоции.

Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определённого сюжета в соответствии с заданным образом – сценарием игры. Жёсткость сценария может быть различной: от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, характера и отличительных черт персонажей, их чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется представление о персонаже и оценочное отношение к нему. Например, упражнение “Пожмите друг другу руки те, кто…»

Для снятия эмоционального напряжения, а также для создания хорошего настроения проводиться упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто…». Участникам, стоящим в большом кругу, предлагается выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, кто: пришел в хорошем настроении, кто любит общаться, кому нравится дарить подарки т.д. Педагогом могут быть предложены темы заданий из различных областей жизни учеников, например – школа, отношения с окружающими людьми, личностные особенности, состояние ребят, любимые занятия, увлечения, праздники и т. д. Затем каждый обучающийся может побыть в роли ведущего и предложить свои варианты вопросов.

Рекомендации для ведущего: педагог наблюдает за ходом упражнения, анализирует предложенные детьми задания: какие стороны жизни чаще всего включались ребятами в упражнение, что больше всего их волнует, интересует. Данные материалы могут быть использованы для составления последующих занятий. Также педагог может предложить варианты для выполнения упражнения, касающиеся темы урока, например, «Пожмите друг другу руки те, кто уже определился, кем по профессии хочет стать».

Игра «Корабль жизни»

Все встают в тесный круг, взявшись за талию или за руки соседей, справа и слева. В центр круга кладется плакат с изображением корабля. Этот плотный круг и есть корабль жизни. Он отправляется в плавание, слегка покачиваясь, плывет по жизни. Можно воспользоваться теплой и доверительной атмосферой, царящей на корабле, и проговорить результаты совместного плавания на протяжении занятия.

Вопросы для обсуждения: Что вы сейчас чувствуете? Что вы получили? Что вы возьмете с собой? Желающим предлагается отметить свои высказывания на ватмане с изображением корабля.

Овладение знаниями и отработка необходимых поведенческих навыков осуществляются через использование активных методов обучения, к числу которых мы отнесли следующие: проблемный рассказ, беседу, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод аналогий, моделирование и анализ жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

С целью активизации и обогащения эмпатийного опыта детей можно использовать произведения художественной литературы о людях с инвалидностью, предназначенные для чтения и обсуждения. К числу таких произведений можно отнести следующие: «Цветик-семицветик» (В.П. Катаев), трилогию «Кэти» (Сьюзен Кулидж), «Аленький цветочек» (С.Т. Аксаков), «Карлик Нос» (В. Хауф), «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х. Андерсен) и др.

Следует подчеркнуть, что процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка, формирования у семьи комплекса родительской неполноценности по отношению к детям, особенно когда в ней растет ребенок-инвалид. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность общения с таким ребенком, необходимость в специализированной защите. Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не совершенна система их обучения; недостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей.

Родителям крайне не хватает информации о том, чему и как учить ребенка, управлять его поведением, консультаций с педагогическими работниками, психологами и другими специалистами дошкольниками. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям. В последние десятилетие наметились серьезные проблемы во взаимодействии родителей с детьми. Поэтому при работе по формированию толерантности в семье педагоги н6еобходимо учитывать особенность семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.

Знакомство с семьей школьника можно проводить в различных формах. Например, с анкетирования, которое дает представление о социально-бытовых условиях проживания ребенка, о понимании родителями задач семейного воспитания. Анкета заставляет и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определить основные вопросы для бесед и темы родительских собраний. Для того, чтобы родительские собрания были эффективны, предложить родителям принять участие в планировании содержания занятий. Для этого каждый классным руководителем в конце учебного года на итоговом родительском собрании предлагается родителям примерное планирование групповой работы с семьей, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволит заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе. Можно выбрать такие темы для проведения родительских собраний как «Значение эмоций для формирования положительного отношения ребенка с окружающим миром», «Наши трудные дети», «Семейные проблемы. Как их решать?» или обсудить с детьми такие темы как «Кто же такие люди с ограниченными возможностями здоровья?», «Чувства людей с ограниченными возможностями здоровья», «Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями здоровья?», «Достижения людей с ограниченными возможностями здоровья», «Город, удобный для всех», «Права людей с ограниченными возможностями здоровья». (см. Приложение 1)

В моем классе учится девочка – инвалид детства. Она пришла к нам в 3 классе. У нее генетическое заболевание. В первый же день я провела беседу с детьми. Все восприняли хорошо, хотя были удивленные взгляды. Сама девочка активная, общительная, быстро влилась в коллектив, и дети уже не замечали ее «особенность», общались с ней на равных, не забывая при этом нести школьный рюкзак, открыть и придержать дверь, подать куртку или руку. В классе дети сами по себе открытые, отзывчивые.

Учитывая возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника, в основу организации внеурочного мероприятия мною использован системно - деятельностный подход. Именно в этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером. При этом доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Стараюсь в своей педагогической деятельности создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника при проведении внеурочных мероприятий. Внеурочные мероприятия проходят в форме познавательных бесед, рассказов, тематических диспутов. Ребята пишут сочинения, защищают исследовательские работы. В классе проводим конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.

Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье мы считаем проведение совместных праздников, конкурсов. В мае традиционно в школе проходит «Неделя семьи». Мы проводим среди родителей конкурс сочинений «Мой ребенок». Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений показывает, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо. Ученики готовят рисунки на тему «Моя семья», «Выходной день в моей семье».

В рамках проведения недели семьи в классах проходят собрания «О родных и близких с любовью». Завершается неделя проведением спортивного праздника, участниками которого становятся родители и ученики класса. При организации и проведении совместных с родителями конкурсов, праздников видны взаимоотношения детей и родителей, выявляются проблемы в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей. Формированию толерантных взаимоотношений в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация выставок совместного творчества детей и родителей, турпоходы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

Методическая разработка классного часа «Мы - разные, но равные»

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «толерантность»

  2. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.

  3. Учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.

Наглядность и оборудование.

1.Компьютер, проектор, экран.

2. мультимедиапрезентация

3. Альбомы, краски, цветные карандаши, ножницы.

4.Четыре конверта с карточками, на которых написаны качества характера (чувство юмора, чуткость, заботливость и т. п.).

5.Карточки с крылатыми выражениями народов мира.

Ход урока

1.Вступительное слово.

«Здравствуйте!»- поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

«Здравствуйте!»- что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно?

Ответы детей

Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить.

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Все мы разные, но мы вместе». Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б. Шоу. Давайте прочитаем их.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей

2.Рисование человечков.

А сейчас я попрошу вас нарисовать и вырезать человечков.

Рисунки вывесить на доску.

Послушайте замечательное стихотворение Алексея Моргуна.

Я рисую человечка –

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши –

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши-атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быкова Аленка,

Паша негра рисовал –

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

Действительно, все человечки получились разные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

А хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы детей.)

Если бы мы все стали одинаковыми, что тогда было бы?

3.Мультфильм о толерантности.

Почему все смеялись над существом зелёного цвета?

Что случилось, когда прошёл дождик?

Какова главная мысль этого мультфильма? Мы все разные - и это замечательно! У каждого из нас неповторимая внешность и свой уникальный внутренний мир.

Мы с вами поговорим о бережном отношении к внутреннему миру человека, о желании и возможности каждого человека понять другого.

3.Что такое толерантность?

Мир с каждым днем меняется. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, стать настоящими людьми нам поможет толерантность. (Учитель пишет на доске это слово)

Вспомните, ребята, что значит это слово? В этом нам поможет игра «Дополни».

Толерантность-это…

Толерантность (отлат. tolerantia— терпение)—терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Что оно означает в других языках?

  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верования;

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

Подберите ближайшие синонимы к этому слову.

Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие.

Давайте теперь вместе обобщим всё сказанное. Слово «толерантность» я обведу в кружок, а ваши ответы мы изобразим в виде лучиков. В результате у нас получилось вот такое солнышко, которое своими теплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на земле людей, независимо от их происхождения, веры, поведения, физических данных.

4.История слова толерантность.

А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам

Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?

5. Толерантное отношение

В разных странах существуют разные выражения, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу. Давайте обратимся к ним. Ваша задача - объяснить, о чем эти выражения и какой общий смысл заложен в них.

Класс делится на четыре группы, каждая группа получает карточки с крылатыми выражениями народов мира:

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей.

- В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем так, как относимся к себе.

6. Толерантный человек

Толерантное отношение друг к другу подразумевает умение людей договариваться между собой. Сейчас мы проверим, как вы умеете это делать.

Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны качества. Ребята должны выбрать пять качеств, которыми, по их общему мнению, обладает толерантный человек.

7.Толерантны ли мы?

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1.Саша плохо одет...

- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

- Ты пытаешься защитить его.

- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. К тебе подходит ребенок-инвалид...

- Ты естественным образом разговариваешь с ним.

- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

–Выбери правильный ответ.

8.Люди с ограниченными возможностями.

Особо бы мне, ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе. А вот как вы поступите в следующих ситуациях.

Обсуждение ситуаций.

  1. К тебе подходит ребёнок-инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  • Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

  1. По Интернету та познакомился с девочкой, с ней очень интересно общаться. Когда встретились с ней, оказалось, что у неё есть значительные недостатки.

  • Ты продолжишь общение с ней.

  • Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться.

Люди с инвалидностью нуждаются в жалости или в чём-то другом?

Такие люди нуждаются в защите, поддержке, психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть.

Часто так бывает, что эти люди утратили здоровье, но не потеряли стремления к жизни. А самое главное, они верят в себя и побеждают - побеждают на спортивных площадках.

Например, в 2013 году спортсмены Бурятии стали чемпионами пара-сибириады – спортивных игр среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата.

Владимир Иванов, 2 место по легкой атлетике (забег на инвалидной коляске на 60 м) спортивных игр среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата Сибирского Федерального округа «Омск-2013»: «Для меня спорт всегда был приоритетом в жизни. Просто я себя чувствую лучше, когда занимаюсь спортом. Все дает мне спорт».

Сергей Колодюк, чемпион Спортивных игр среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата Сибирского Федерального округа «Омск-2013. Побил рекорд и дважды стал чемпионом

Пловец Михаил Асташов на чемпионате и первенстве России среди людей с ограниченными возможностями завоевал два золота и побил рекорд России. Соревнования проходили с 14 по 20 мая 2014 года в городе Раменское (Московская область).

Дебютный старт бурятских лучников-колясочников обеспечил им место в сборной России

Спортсмены из Бурятии по инваспорту успешно выступили на кубке России по стрельбе из лука и вошли в состав сборной страны.

Соревнования проходили с 23 по 27 февраля 2015 года в городе Новочебоксарске. Обладателями Кубка России стали Сергей Хутаков и Татьяна Андриевская, а «бронзу» завоевал Александр Дорофеев. Также с 29 февраля по 3 марта на проходившем там же чемпионате России спортсмены из Бурятии завоевали еще 2 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медали. Итого бурятские спортсмены завоевали 7 медалей разного достоинства по стрельбе из лука среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Спорт для этих людей нечто большее, чем для здорового человека. Тренируясь и участвуя в соревнованиях, они доказывают себе и всему миру, что даже человек с ограниченными физическими возможностями может не просто жить, а даже делать невозможное – быть чемпионом.

Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь, доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям, взрослым, будем оказывать им всяческую поддержку.

Помните, что, сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие – это и будет проявление нашей толерантности.

9.Творческая работа «Дружный хоровод»

Ребята, вернемся к нашим нарисованным маленьким человечкам. Вы видите на доске изображение нашей планеты. Давайте составим дружный хоровод вокруг нашей планеты. Возьмите фигурки человечков. Подпишите своё имя и приклейте фигурку в общий хоровод.

Посмотрите, какой большой хоровод получился. Мы все разные, но мы все вместе, мы равные.

Что можно сказать о нашем хороводе?

Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение и это поможет вам научиться жить на земле, как люди.

10. Итог урока: Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь мы все разные, но мы все вместе, мы равные.

Рефлексия

  • Меня удивило…..

  • Я почувствовал …

  • Я думаю ……



Заключение

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

В период, когда в стадии решения находятся вопросы нормативно- правового, организационного, кадрового, методического и научно-методического обеспечения инклюзивного образования в начальной школе, необходимо подготовить детей, родителей и педагогов к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы обеспечить обучение всех детей в одной обучающей среде с предоставлением им всем необходимой помощи и решить следующие задачи:

- удовлетворение потребностей каждого конкретного ребёнка в единой обучающей среде;

- участие на равных всех детей во всех элементах учебной программы;

- содействие установлению дружеских отношений и возникновению социального взаимодействия между детьми с инвалидностью и нормативно развивающимися детьми;

- воспитание всех детей в духе понимания и принятия различий между людьми.

Поэтому поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Литература

1. Бучкина, И.П. К проблеме изменения социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья / И.П. Бучкина // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы Международной заочной научно- практической конференции. – Новосибирск, 2010.

2. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Вне- школьник. – 2002. – № 6. – С. 18–24.

3. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 с.

4. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям-инвалидам в период дошкольного детства / Е.И. Попова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 2. – С. 33–41. Елена Исааковна Попова – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишим, Тюмень

Приложение 1

(из сети Интернет)

Методические рекомендации

для родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста

гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи



1. О значении гуманного отношения ребенка со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Его взаимодействие с окружающим миром приобретает качественно новое содержание. Отношения со сверстниками в этом возрасте приобретают особую значимость для дошкольника.

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Именно на этапе дошкольного детства у ребенка возникает особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть. Поэтому столь важно обеспечить целенаправленное воспитание у дошкольника доброжелательности, отзывчивости, внимательности, справедливости к окружающим людям, приобщать его к социальным ценностям. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе ДОУ.

2. Содержание и условия, необходимые для социального развития ребенка.

Чтобы дать ребенку поближе узнать «мир людей» необходимо создать ряд условий:

1. Обеспечить эмоционально насыщенное содержательное общение взрослых с ребенком и детей друг с другом в игре, различных видах деятельности (почаще общайтесь с ребенком, поддерживайте его дружбу со сверстниками, приглашайте их в гости и ходите сами и т. п.);

2. Создать условия, побуждающие у детей чувства симпатии, привязанности, доверия к близким и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию, это поможет вам познать их эмоциональное состояние, деловые и личностные качества, способности к сочувствию и пониманию других;

3. Для развития у детей интереса к «миру людей» посещайте музеи, театры, выставки, проводите прогулки по городу, в зоопарк, в цирк и т. п. Это поможет обогатить представления детей о правилах, нормах поведения и речевого общения людей, а так же о детях и взрослых в различных жизненных ситуациях;

4. Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе и режиссерская. В ней ребенок вмещает в свое «Я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективного оценивания своих и чужих поступков. Особенно важно создавать условия и поддерживать эти игры, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе ДОУ, а так же взаимоотношения между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

3. О значении режиссерской игры.

В настоящее время актуальной является проблема самосознания личности, воспитания в ней гуманного отношения к окружающим. Одним из средств воспитания этих качеств личности, в условиях семьи, является режиссерская игра. К тому же, эта игра наиболее приемлема в условиях современной семьи, потому что ребенок может играть один, не отвлекая других членов семьи от их занятий. Она имеет огромное значение для общего психического развития и для развития игровой деятельности. В этой игре наиболее ярко проявляются все особенности ребенка.

4. Условия необходимые для организации режиссерской игры.

Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.

И, наконец, третье, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Взрослые помогают детям найти интересные занятие. Задания, которые дают взрослые, могут служить толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Часто взрослые могут быть в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликается на происходящие в игре события. Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях семьи.

5. Совместная игра родителей и детей в семье.

Играйте вместе с детьми, это поможет вам лучше понять друг друга, найти больше точек соприкосновения, сделает вашу семью дружнее и крепче. Играя с ребенком, наблюдая за ним в игре, вы сможете лучше разобраться в особенностях характера вашего малыша.

Если у вас на данный момент нет свободного времени, а ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, не говорите: «мне некогда», «играй сам» или «я устал, займись игрушками», лучше дайте ему игровое задание. Ведь и во время мытья посуды, приготовления ужина, тоже можно играть с малышом. Скажите, что вы будете волшебницей и ребенок сразу превратиться в разбойника или Ивана-царевича. Вы можете отправить его в другое царство (комнату) и дать секретное задание. И вот игра уже началась.

6. Расширение тематики режиссерских игр.

Для того чтобы режиссерские игры были более разнообразные, читайте своим детям больше хороших книг, из которых они могут узнать, что такое добро и зло, зависть и доброта, честь и совесть. После чтения побеседуйте с ним о прочитанном, что ему понравилось, а что нет, как бы он поступил, если оказался на месте героя, что ему больше всего запомнилось.

Кроме этого больше посещайте с ребенком театры, выставки, кинозалы. Темы для игр можно найти в магазинах, и в аптеке, и в больнице, и во многих других местах. Беседуйте с ребенком об увиденном, делитесь с ним своими впечатлениями. Через некоторое время вы увидите, что игры стали более разнообразными и интересными.

7. Как лучше начать игру.

Некоторые родители не знают как лучше начать игру. Здесь многое зависит от творчества и такта взрослого. Предлагаем лишь несколько вариантов. Можно начать игру с чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций или с рассказа о том, как вы сами играли в детстве. Придумайте рассказ про героя, который будет интересен ребенку, или дайте задание, например: «Придумай мультфильм», «Покажи, что было на прогулке» и др. Взрослый может придумать начало сказки или рассказа, а ребенок «показывает» окончание. Как один из вариантов можно рассмотреть следующий прием – присоединение к уже начатой игре. Взрослый спрашивает: «Ты кто в игре? Капитан? Я буду матросом! Приказывай, капитан, что я должен делать?» И игра началась. Но взрослые не должны навязывать игру ребенку, если он уже чем-то занят, лучше немного подождать. В противном случае игра не принесет радости.

8. Проблемные ситуации в ходе режиссерской игры.

В ходе режиссерской игры создавайте ситуации, в которых ребенок может пожалеть, попереживать, порадоваться за персонажа. В игре он должен наглядно увидеть, как надо поступать, и что получается, если поступить плохо по отношению к другим людям. Ребенок должен «увидеть» и понять, что когда поступаешь плохо с другими, в конечном итоге плохо будет и тебе самому. Беседуйте с малышом об играх, в которые вы с ним играли (Можно ли было в игре поступить по другому? или Поступил ли он так как герой игры? и др.). После таких бесед ребенок задумывается о себе и своих поступках.

9. Окончание игры.

Для ребенка игра не должна заканчиваться. Нельзя режиссерскую игру, да и любую другую обрывать фразой «Уже поздно, хватит играть, убирай игрушки!» или «Обед уже на столе, пошли обедать, никто тебя ждать не будет». Эти фразы можно сказать по-другому: «Уже поздно, твои игрушки уже спят, давай, убери их по местам, пусть они отдохнут, да и тебе пора спать» или «Твои игрушки проголодались, пока они едят, может, и ты пойдешь с нами обедать?» и игра не заканчивается, она лишь останавливается на время.

10. О необходимости педагогических знаний.

Постоянно расширяйте и пополняйте свои знания в области семейного воспитания, детской психологии и педагогике. Чем больше вы будете знать, тем легче вам будет организовывать жизнь ребенка в домашних условиях семьи, тем больше вы сможете помочь развитию вашего ребенка, в частности через режиссерскую игру. Читайте педагогическую литературу, книги, выходящие специально для родителей.

11. Сотрудничество с ДОУ.

В каждой семье есть те или иные трудности в воспитании ребенка. Большую часть дня дошкольник проводит в группе детского сада и, поэтому, именно воспитатель сможет помочь вам в решении возникших проблем в семейном воспитании. Доверительное общение с педагогом поможет вам преодолеть все трудности, возникшие на пути воспитания ребенка. От вашей заинтересованности, активности, творчества в процессе сотрудничества с ДОУ во многом зависит процесс развития вашего сына или дочери.

Вы можете по своему усмотрению знакомиться с жизнью вашего ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Понаблюдайте за ребенком в разных видах деятельности игре, труде. Во время еды, на прогулке. В бассейне и т.д.. такие наблюдения - источник новых, подчас неожиданных знаний о вашем ребенке. Совместная деятельность в группе детского сада поможет вам лучше понять и почувствовать, заметить изменения в развитии, радоваться и сопереживать успехам и удачам сына или дочери, вы можете лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные движения и т. д.

Обратите внимание на методы и приемы взаимодействия с детьми воспитателя в группе, как он к ним обращается, чем занимается, что предлагает, как общается с каждым в отдельности, как руководит их играми. Большую помощь окажут вам семинары, собрания, дискуссии, деловые игры, организованные в ДОУ. Опыт других семей поможет вам в нелегком деле воспитания, выявить для себя недостатки и упущения в этом деле в вашей семье.

Решение проблемных задач семейного воспитания позволит вам правильно проанализировать воспитательные приемы, направит на поиск новых способов поведения с ребенком. Не пренебрегайте такими эмоционально-насыщенными формами общения с ребенком как совместный досуг взрослых и детей в ДОУ, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.

12. Методическая помощь.

Все родители имеют право на получение бесплатной квалифицированной педагогической помощи от дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время многие дошкольные учреждения имеют возможность предоставить родителям помощь специалистов. Созданы условия для комфортного конфиденциального общения родителей с педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Они помогут вам в решении насущных проблем процесса воспитания вашего сына или дочери. В их лице вы увидете верного, отзывчивого, знающего собеседника, способного понять, выслушать, посоветовать и помочь вам.

Мы желаем вам удачи в этом нелегком деле – воспитании гармонично развитой личности, гуманно относящейся к окружающим людям!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!