Методические рекомендации учителя-наставника для молодого специалиста
Введение
Методические рекомендации учителя-наставника представляют собой систему поддержки и развития молодого специалиста.
Задачи методических рекомендаций
-Определить содержание и объём учебного материала.
-Разработать систему заданий и упражнений для закрепления знаний и формирования умений.
-Предложить методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого потенциала и критического мышления учащихся.
Содержание методических рекомендаций
Планирование учебного процесса.
-Определение целей и задач каждого урока.
-Выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями.
Организация учебной деятельности.
-Использование различных форм работы (индивидуальной, групповой, коллективной).
-Создание условий для самостоятельной работы учащихся.
Контроль и оценка результатов обучения.
-Разработка критериев оценки знаний и умений учащихся.
-Проведение контрольных работ и тестов.
Развитие творческого потенциала учащихся.
-Организация проектной и исследовательской деятельности.
-Использование творческих заданий и упражнений.
Формирование критического мышления.
-Обучение анализу информации.
-Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Работа с одарёнными детьми.
-Выявление одарённых детей.
-Предоставление им дополнительных заданий и материалов.
Взаимодействие с родителями.
-Информирование родителей об успехах и проблемах ребёнка.
-Привлечение родителей к участию в учебном процессе.
-Для успешной реализации методических рекомендаций необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Важно создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учениками.
Методические рекомендации «Как наладить дисциплину в классе»
Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:
вызвать искренний интерес к предмету;
грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.
Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.
В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; создавайте специально для уроков презентации; выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.
Методические рекомендации молодому специалисту при подготовке к уроку
І. Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.
Изучите материал этого раздела.
Проанализируйте учебный материал.
Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока.
Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.
Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
Продумайте структуру урока, его ход.
Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
Повторите про себя или вслух основные моменты плана.
Проверьте себя:
какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
какое умение формируется на данном уроке;
какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
ІІ. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добиваетесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
Начните урок энергично. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Методические рекомендации «В помощь молодому классному руководителю»
Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Отвечу так: это ответственно. Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками.
Функциональные обязанности классного руководителя
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
изучение личности учащихся;
анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);
координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;
организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;
социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);
активная работа с родителями учащихся;
педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
организация ведения классного журнала и дневников учащихся.
Осуществляя свои функции, классный руководитель
в начале учебного года:
составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);
изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год (в течение сентября);
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября)
ежедневно:
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
осуществляет контроль за дежурством по классу
еженедельно:
проверяет дневники учащихся;
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;
осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы
ежемесячно:
организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы
в течение четверти:
организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
проводит родительские собрания;
организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя
в конце четверти:
организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории
во время каникул:
организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами)
в конце учебного года:
организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации
Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"
Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.
В помощь молодому педагогу
по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:
1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.
2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.
3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету.
4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.
5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.
6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).
7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:
- Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.
- Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.
- Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то...
- Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.
- Записал ли задание на дом.
- Как вел себя ученик после звонка с урока.
В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы:
1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)
2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.
3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.
4. Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.
5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.
6. Проявляет ли любознательность к чему- либо.
7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).
8. Как управляет своим поведением на уроках.
9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).
Список литературы:
1 Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс]: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038
2 Литвинская И. Верните наставника// Директор. – 2016. - №10. – С.34-40. Наставничество как точечная методическая работа.
3 Лизинский В. Внутришкольное повышение квалификации педагогов – главное условие повышения качества учебно-воспитательного процесса //Завуч,. – 2016. - №1. - С.106-121. №2. - С.106-121,№3, №4.
4 Мазур Н. Организация наставничества в образовательной организации [Электронный ресурс]:https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id
5 Макарова Т.Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя// Завуч. – 2007. - №6. - С.54-73.
6 Ушаков К. Капитал организации //Директор школы. - 2011. - №10. - С.25-28.