СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.02. История

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для обучающихся очной формы обучения по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплмине ОГСЭ.02. История являются частью программы подготовки специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.02. История»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И наукиСамарской области


государственное Бюджетное профессиональное
образовательное учреждение самарской области


«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ


ДИСЦИПЛИНА

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

«общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)





ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ






Самара, 2017



ОДОБРЕНО

Предметно-цикловой
(методической) комиссией

Социально-гуманитарных дисциплин

Председатель

__________Н.А. Литвинова

____ ____________2017 г.













Составитель:

Борисова Г.М., преподаватель ГБПОУ «ПГК».


Рецензент:

Гисматуллина Л. Н., методист ГБПОУ «ПГК».



Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Данное пособие содержит рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, оформлению отчета о проделанной работе и описание порядка оценивания.

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы адресованы обучающимся очной формы обучения.















СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

Критерии оценки результатов самостоятельной работы…………………………7

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 8

Раздел 1.Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.2.Политическое развитие современной России………………………….10

Тема 1.3.Культурное развитие современной России…………………………….16

Тема 1.4.Внешнеполитическое развитие современной России………………....18

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.1.Экономическое развитие ведущих государств и регионов мира……..26

Тема 2.2.Политическое развитие ведущих государств и регионов мира……….32

Тема 2.3.Международные организации и сообщества………………………… .35

Тема 2.4.Страны Азии, Африки и Латинской Америки…………………………40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (для обучающихся). Требования к оформлению
текстовых материалов 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (для обучающихся). Требования к оформлению мультимедийных презентаций 45





ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый обучающийся!


Параллельно с посещением учебных занятий, изучением теоретического блока каждой темы, выполнением практических занятий Вам потребуется дома самостоятельно выполнить задания, приведенные в данных методических рекомендациях, их оформить и сдать преподавателю. Необходимо понимать, что выполнение всех работ обязательно!

Данные методические рекомендации по самостоятельной внеаудиторной работе подготовлены специально для Вас. Используя методические рекомендации, Вы сможете самостоятельно выполнить все домашние задания и подготовиться к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

В ходе самостоятельной внеаудиторной работы Вам необходимо будет: работать с различными источниками, осуществлять поиск и проработку тематического материала, заполнять контурные карты, подготовить компьютерные презентации, составлять и заполнять таблицы, написать эссе.

Выполненная внеаудиторная самостоятельная работа подлежат проверке и является основанием допуска Вас до дифференцированного зачёта по дисциплине ОГСЭ.02.История. Поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.









В результате освоения дисциплины ОГСЭ.02.История Вы должны уметь:

Код

Наименование умения

У 1

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;

У 2

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.


В результате освоения дисциплины ОГСЭ.02.История Вы должны знать:

Код

Наименование знания

Зн.1

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI в.в.);

Зн.2

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI в.в.;

Зн.3

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

Зн.4

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

Зн.5

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

Зн.6

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.


В результате освоения дисциплины ОГСЭ.02.История у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Код

Наименование ОК

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Методические указания по дисциплине ОГСЭ.02.История по организации самостоятельной внеаудиторной работы созданы Вам в помощь для более углубленного изучения дисциплины, для закрепления полученных знаний и применения их в будущем в сфере своей профессиональной деятельности.

Приступая к самостоятельной внеаудиторной работе, Вы должны внимательно прочитать цель, задачи и примерное содержание по теме, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), основными понятиями, выполнить задания для самостоятельного решения.

Внимание! Если в процессе выполнения самостоятельной внеаудиторной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!















Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения  учебного материала;

  • уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности умений и знаний, заявленных в образовательных результатах во ФГОС СПО третьего поколения:

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.















СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

обучающихся по дисциплине ОГСЭ.02.История

Наименование

разделов/тем

Тематика

самостоятельной

работы

Норма

времени на

выполнение

(в часах)

Код

образовательного

результата

Раздел 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.2.

Политическое развитие современной России.


1. Подбор материала к диспуту, подготовка доклада «Современные проблемы межнациональных отношений в мире».

2. Заполнение таблицы «Нормативно-правовая база национального вопроса в РФ».

4







3

У 1, Зн.2, Зн.3,

Зн.6, ОК 4







Раздел 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.3.

Культурное развитие современной России.

Заполнение таблицы «Влияние сети Интернет на молодёжь».

2

У 1, Зн.5,

ОК 4

Раздел 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.4.

Внешнеполитическое развитие современной России.

Составление таблицы «Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.».

3

У 1, У 2,

Зн.1, Зн.2, ОК 4

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.1.

Экономическое развитие ведущих государств и регионов мира.

Написание эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения».

2

У 1, У 2,

Зн.1, Зн.3, ОК 4

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.2.

Политическое развитие ведущих государств и регионов мира.

Подготовка презентации на тему «Россия в современном геополитическом пространстве».

4

У 1, У 2,

Зн.1, Зн.2, Зн.3,ОК 4

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.3.

Международные организации и сообщества.

Заполнение контурной карты «Мир во второй половине XX - начале XXI в».

2

У 2, Зн.4,ОК 4

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.4.

Страны Азии,

Африки и Латинской Америки.

Подготовка презентации (на выбор) о странах Азии, Африки и Латинской Америки.

4

У 2, Зн.1, Зн.2,

ОК 4
















СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


РАЗДЕЛ 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.2.Политическое развитие современной России.

Учебная цель:

  • научиться искать нужный материал и документы по предложенной тематике;

  • ознакомиться с основными этапами анализа документов по предложенной тематике.

Учебные задачи:

  1. Продемонстрировать умение самостоятельно использовать алгоритм анализа документа.

  2. Сформировать умения и навыки анализа, систематизации и обобщения материала.

  3. Развить навыки работы со справочными материалами, формирование

ОК 4.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI в.в.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


Формулировка задания

Задание для самостоятельного выполнения:

Подготовка к практическому занятию № 1«Анализ этносоциальных проблем в России и мире»:

1. Подбор материала к диспуту, подготовка доклада «Современные проблемы межнациональных отношений в мире».

2. Заполнение таблицы «Нормативно-правовая база национального вопроса в РФ».

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Используя Интернет, подберите материал к диспуту, подготовьте доклад «Современные проблемы межнациональных отношений в мире».

2. Подготовьтесь к публичному представлению доклада на практическом занятии № 1 «Анализ этносоциальных проблем в России и мире».

Время сообщения для докладчика – 5-7 мин.

3.Ознакомьтесь с разделом «Национальная политика и роль сильных институтов» статьи В.В. Путина «Россия: национальный вопрос». Для выполнения задания воспользуйтесь электронным ресурсом: http://surkov.info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/ или http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html.


4. Проанализируйте самостоятельно (по известному Вам алгоритму) статьи 26, 68, 69 Конституции РФ.

5. Самостоятельно изучите отдельные статьи нормативно – правовых актов по национальному вопросу в РФ:

5.1.Конституция РФ 1993 г.

5.2.Закон РФ от 25.10.1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями на 24 июля 1998 г.).

5.3.Закон РФ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

5.4.Закон РФ от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 22 августа 2004 г.).

5.5.Закон РФ от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»


6.Заполните таблицу «Нормативно – правовая база национального вопроса в РФ»:


Название закона

Дата принятия

Основное содержание закона















Рекомендации:

1. При выполнении задания Вы можете воспользоваться материалом, изложенном ниже, под заголовком «Краткое содержание темы».

2. В таблицу дополнительно (по Вашему желанию) могут быть включены и другие законодательные акты.

Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 4/3 часа

Краткое содержание темы

В Российской Федерации существует собственная, весьма обширная, нормативно-правовая база по национальному вопросу. Начать следует с Конституции РФ как основного закона государства. Следует обратить внимание также на следующие документы:

  • Закон РФ от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 22 августа 2004 г.).

Согласно данному закону, коренными и малочисленными народами РФ считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством России по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Также этот Закон дает определения традиционного образа жизни малочисленного народа, исконной среды обитания малочисленных народов, общины и иной формы общественного самоуправления, уполномоченных представителей малочисленных народов и этнологической экспертизы и гарантирует связанные с этим права. Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. Кроме того, закон гарантирует лицам, принадлежащим к малочисленным народам, судебную защиту их прав и определяет особенности направления на гражданскую альтернативную службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Статья 10 данного закона посвящена гарантиям прав малочисленных народов на сохранение и развитие своей самобытной культуры.

  • Закон РФ от 25.10.1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями на 24 июля 1998 г.)

Охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридической нормы использования языков народов РФ в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций. Закон определяет правое положение языков - государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией РФ свои государственные языки. В местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством РФ и её субъектов. Закон устанавливает государственные гарантии равноправия и защиты языков народов РФ, предусматривает программы сохранения, изучения и развития языков народов России, определяет культурные и политические права народов, говорящих на этих языках, среди которых: право на выбор языка общения, воспитания, обучения, изучение и преподавание языков народов РФ. Закон определяет язык официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, язык подготовки и проведения выборов и референдумов в РФ. Отдельные главы закона посвящены использованию языков народов РФ в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений; использованию языков в отношениях РФ с зарубежными странами, международными организациями, субъектами РФ и языку наименований географических объектов, надписей и иных указателей.

  • Закон РФ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Определяет национально-культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В законе прописаны принципы, правовое регулирование и права национально-культурной автономии; порядок учреждения и регистрации, а также система национально-культурной автономии. Закон призван обеспечить права на сохранение и развитие национальной культуры, для чего и гарантирует защиту ряда социальных, экономических и, особенно, культурных прав.

  • Закон РФ от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Устанавливает общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления и оперирует такими понятиями, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; представители других этнических общностей; общины малочисленных народов; семейные (родовые) общины малочисленных народов; территориально-соседские общины малочисленных народов; союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.



Требования к оформлению самостоятельной работы

1. Доклад оформляется согласно требованиям к оформлению текстовых материалов, которые изложены в Приложении 1.

2. Подготовьтесь к публичному представлению доклада «Современные проблемы межнациональных отношений в мире» на практическом занятии № 1 «Анализ этносоциальных проблем в России и мире».

Время сообщения для докладчика – 5-7 мин.

3. Таблица «Нормативно-правовая база национального вопроса в РФ» заполняется в тетради для практических работ по дисциплине «История».


Форма контроля самостоятельной работы:

1. Таблица «Нормативно-правовая база национального вопроса в РФ» заполняется в тетради для практических работ по дисциплине «История» и подлежит проверке перед началом практического занятия № 1 «Анализ этносоциальных проблем в России и мире».

Проверка будет проводиться в форме взаимоконтроля между вами и вашими одногруппниками (в сменных парах).

2. На практическом занятии № 1:

2.1. Подобранный тематический материал используется во время диспута.

2.2. Подготовленный доклад «Современные проблемы межнациональных отношений в мире» подлежит устной защите».

Время сообщения для докладчика – 5-7 мин.

3. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по практическому занятию № 1.




РАЗДЕЛ 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.3. Культурное развитие современной России.

Учебная цель:

  • овладеть умениями и навыками комплексной работы с различными типами источников, литературы,

  • научиться искать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Учебные задачи:

  1. Развивать приемы поисковой и исследовательской работы с разнообразными источниками, формирование ОК 4.

  2. Формировать умения и навыки систематизации и обобщения материала.

Образовательные результаты,
заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

знать:

  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.



Формулировка задания:

Задание для самостоятельного выполнения:

Подготовка к практическому занятию № 2 «Анализ влияния Интернета как СМИ на молодёжь»:

Заполнение таблицы «Влияние сети Интернет на молодёжь».

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Самостоятельно подберите материал, используя Интернет – ресурсы, по теме «Влияние сети Интернет на молодежь».

2. Заполните предложенную ниже таблицу 1.

Влияние сети Интернет на молодежь

Таблица 1

Положительное влияние

Отрицательное влияние




Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 2 часа

Требования к оформлению самостоятельной работы

Таблица «Влияние сети Интернет на молодежь» заполняется в тетради для практических работ по дисциплине «История».

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Таблица «Влияние сети Интернет на молодежь» заполняется в тетради для практических работ по дисциплине «История» и подлежит проверке перед началом практического занятия № 2 «Анализ влияния Интернета как СМИ на молодёжь».

Проверка будет проводиться в форме взаимоконтроля между вами и вашими одногруппниками (в сменных парах).

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по практическому занятию № 2.








РАЗДЕЛ 1.

Основные направления развития России на рубеже XX-XXI вв.

Тема 1.4. Внешнеполитическое развитие современной России.

Учебная цель:

  • овладеть умениями и навыками комплексной работы с различными типами источников, литературы,

  • научиться искать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Учебные задачи:

1. Развивать приемы поисковой и исследовательской работы с разнообразными источниками, формирование ОК 4.

2. Формировать умения и навыки систематизации и обобщения материала.


Образовательные результаты,
заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;

  • выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;


знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI в.в.);

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI в.в.

Формулировка задания

Задание для самостоятельного выполнения:

Составление таблицы «Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.».

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Самостоятельно подберите материал, используя различные источники информации по теме «Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.».

2. Заполните предложенную ниже таблицу 1:

Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.

Таблица 1

Содержание

Характеристик а

  • главная задача внешней политики России;


  • новая концепция внешней политики России;


  • особенности внешней политики РФ в постсоветский период;


  • создание новой системы взаимоотношений РФ с бывшими социалистическими странами (мировой системы социализма);


  • вхождение в европейское и мировое сообщество;


  • разработка новых принципов межгосударственных отношений РФ с бывшими республиками СССР (Россия и страны СНГ);


  • активизация отношений с Китаем;


  • взаимоотношения со странами Юго-Восточной Азии;


  • развитие отношений РФ с США;


  • взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америке


  • проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);


  • участие в миротворческих акциях по предотвращению вооружённых конфликтов;


  • цели России на международной арене;


  • борьба с терроризмом.




Рекомендации: при выполнении задания Вы можете воспользоваться материалом, изложенном ниже, под заголовком «Краткое содержание темы. Основные понятия».

Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 3 часа

Краткое содержание темы. Основные понятия.

1. Роль и место России в современном мире во многом определяется её геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одна из важнейших составляющих геополитического положения – способность контролировать ключевые пространства и географические точки во всём мире. После распада СССР и создания СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. РФ получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. Страна подтвердила преемственность в отношении соглашений и договорённостей по контролю над вооружениями, решению глобальных проблем. Но государство столкнулось с серьёзными геополитическими сдвигами, временной дезорганизацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, сменой политических режимов, возникновением новых государств.

Главная задача внешней политики России - возрождение и укрепление её международных позиций. Были разработаны «Основные положения концепции внешней политики РФ». Приоритетными направлениями внешней политики стали:

  • создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;

  • вхождение в европейское и мировое сообщество;

  • разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

  • активизация отношений с Китаем;

  • странами Юго-Восточной Азии;

  • равноправное развитие отношений с США;

  • участие в миротворческих акциях по предотвращению вооружённых конфликтов.

Внешняя политика РФ в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

  1. смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы;

  2. переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

  3. появление нового направления во внешнеполитической деятельности – отношений со странами СНГ.

Главными направлениями внешней политики страны являются:

  1. проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

  2. российско-американские отношения;

  3. Россия и страны СНГ;

  4. взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америке.

Безопасность на европейском континенте, приближении НАТО к российским государствам стала приоритетным направление во внешней политике России. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. Были нормализованы отношения с НАТО. В 2002 г. была подписана Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество».

В 1997 году на встрече в Денвере (США) было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в «восьмёрку» в 1998 г.

Важное место занимали российско-американские отношения. В 1993 г. был заключён договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент Путин один из первых выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

В 2000 г. в Москве Президентом В. Путиным была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и региональном уровне.

В сентябре 2003 г. Президенты России, Украины, Белоруссии, Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве. Взаимовыгодно развиваются отношения с азиатскими, африканскими, латиноамериканскими государствами.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. Президент РФ В. Путин отметил, что «наша внешняя политика направлена на совместную, прагматичную и не идеологизированную работу по решению насущным для нас проблем».

Всё больше государств переносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Россия прочно вписана в современный глобальный мир. Россия стремится к прочному миру, установлению партнёрских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной основе.

2. Россия прочно вписана в современный глобальный мир. Конец XX – начало XXI вв. принесли новые вызовы и угрозы безопасности страны. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого обострения международной обстановки Россия активно участвовала в выработке новой системы договорённостей, в создании нового баланса сил, чтобы обострение международной обстановки не привело к хаосу или войне против всех либо к гегемонии одной державы. Цели России на международной арене предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем.

Международный терроризм, заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого, по официальным данным, погибло 330 чел. и более 1300 пострадало, заставил мировые державы отвергнуть идею ядерного разоружения как «романтизм» времён «холодной войны».

После 11 сентября 2001 г. США активизировали свою политику на постсоветском пространстве. Главной целью США провозгласили борьбу с терроризмом. В Центральной Азии появились американские войска и базы. Реагируя на вновь возникшие обстоятельства, Россия попыталась выстраивать в 2003-2004 гг. со своими соседями по СНГ новую модель взаимоотношений, в т.ч. и в конфликтных зонах Юга – Центральной Азии и Закавказье. Россия прилагает большие усилия, чтобы снизить уровень международной напряжённости, помочь погасить очаги напряжённости на Кавказе. Наша страна стремиться играть активную роль в борьбе с международным терроризмом, в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом. В феврале 2007 г. на международной конференции по проблемам безопасности, Президент РФ сделал акцент на ответственности России вместе с другими странами за построение нового мирового миропорядка на базе справедливости и соблюдении права как общепризнанных демократических стандартах мироустройства. Россия принимает участие в миротворческих акциях для решения глобальных проблем, в т.ч. экологических, демографических, образовательных и т.д.

В своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.

Требования к оформлению самостоятельной работы

Таблица «Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.» заполняется в рабочей тетради по дисциплине «История».

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Таблица «Внешняя политика России в 1990 – 2000 – е гг.» заполняется в рабочей тетради по дисциплине «История» и подлежит проверке перед началом следующего урока.

Проверка будет проводиться в форме взаимоконтроля между вами и вашими одногруппниками (в сменных парах).

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по ТРК 1.

Вопросы для самоконтроля по теме:

      1. Главная задача внешней политики России после распада СССР:

а) наращивание военного потенциала;

б) полное разоружение;

в) увеличение финансирования армии;

г) возрождение и укрепление международных позиций РФ.

      1. Россия вступила в Совет Европы в:

а) 2000 г.;

б) 1998 г.;

в) 1996 г.;

г) 2003 г.

      1. Новая концепция внешней политики России исходит из:

а) биполярности мира;

б) многополярности мира;

в) монополярности мира;

г) исключительной роли США.

      1. На первое место во внешней политике для России выходят:

а) проблемы европейской безопасности;

б) взаимоотношения с Африкой;

в) взаимоотношения с Латинской Америкой;

г) взаимоотношения с Китаем.

      1. Концепция внешней политики 2000 г. определяла Россию как:

а) крупнейшую европейскую державу;

б) великую европейскую державу;

в) великую военную державу;

г) крупнейшую информационную державу.

      1. Россия вошла в «восьмёрку» крупнейших держав в:

а) 1998 г.;

б) 2000 г.;

в) 2003 г.;

г) 1993 г.

      1. Монополярный мир в 1990 - х гг. предполагал господство:

а) России;

б) СССР;

в) США;

г) Китая.

      1. На приостановку процесса разоружения США и России повлияли:

а) события на Ближнем Востоке;

б) события в Персидском заливе;

в) захват США Ирака;

г) события в Беслане и события 11 сентября 2001 г. в США.

      1. Главная цель США с 2001 г.:

а) полное разоружение;

б) борьба с международным терроризмом;

в) участие во всех гуманитарных акциях;

г) создание новых военных баз в Латинской Америке.

10. В настоящее время Россия во внешней политике опирается на:

а) ядерное оружие;

б) политику устрашения;

в) построение собственной системы безопасности;

г) общепризнанные демократические стандарты мироустройства.




















РАЗДЕЛ 2. Современный мир.

Тема 2.1. Экономическое развитие ведущих государств

и регионов мира.

Учебная цель:

  • овладеть умениями и навыками комплексной работы с различными типами источников, литературы,

  • научиться искать информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Учебные задачи:

1. Развивать приемы поисковой и исследовательской работы с разнообразными источниками, формирование ОК 4

2. Формировать умения и навыки систематизации и обобщения материала.

3. Сформулировать собственные аргументированные выводы после работы с источниками.

4. Развивать коммуникативные навыки речевого воздействия в аудитории.

Образовательные результаты,
заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;

  • выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;


знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI в.в.);

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.


Формулировка задания:

Задание для самостоятельного выполнения:

Написание эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения».

Порядок выполнения самостоятельной работы:

Для выполнения задания необходимо:

1. Самостоятельно подобрать материал, используя различные источники информации по теме «Экономический кризис 2008 года».

2. Напишите эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения».

3. Подготовьтесь к публичному представлению эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения» на следующем уроке. Время сообщения для докладчика – 3-5 мин.

Рекомендации: при выполнении задания Вы можете воспользоваться материалом, изложенном ниже, под заголовком «Краткое содержание темы. Основные понятия».

Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 2 часа

Краткое содержание темы. Основные понятия.

Главная характеристика 2008 г., которая гарантирует ему особое место в мировой и российской экономической истории, быстрота развертывания экономического кризиса. Всего за несколько месяцев в России, а также ряде других ведущих стран с формирующимся рынком уверенность в экономическом чуде сменилась ожиданием экономического коллапса.

Финансовый кризис на Западе толкал процентные ставки вниз, и создавалось впечатление, что к устойчиво высоким ценам на энергоресурсы добавился еще один мощный долгосрочный фактор роста. Одним из любимых занятий российской политической элиты стало обсуждение вопроса о перспективах страны к 2020 г. и о том, какое место по размеру ВВП займет Россия к этому времени в мире — пятое или шестое? В связи с распространением кризиса на европейские страны при сохранении высоких темпов роста Китая, Индии и России в моду вошла теория декаплинга. В соответствии с ней развивающиеся рынки должны были выступить тем «мотором», который остановит кризис и выведет развитые страны из начинающейся рецессии. В августе сентябре 2008 г. стало понятно, что финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный, то есть охватывает все основные экономики мира как развитые, так и развивающиеся.

Нельзя сказать, что кризис наступил неожиданно. В начале 2008 г. можно было наблюдать нестабильность двух главных факторов российского экономического роста: высоких цен на энергоресурсы и наличия дешевых денег на мировых финансовых рынках. Среди важнейших источников кризиса - начало глобальной рецессии, падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платежного баланса и усиление зависимости страны от притока иностранных инвестиций, быстро нарастающую внешнюю задолженность российских компаний и высокую вероятность не расплатиться по долгам без помощи государства. Немаловажно и то, что в России за восемь благополучных лет выросло поколение политиков, привыкших «управлять ростом благосостояния» и не имеющих опыта кризисного управления; среди граждан все шире распространялось ощущение уверенности в завтрашнем дне. В России осуществились пессимистичные прогнозы. Реализовался самый жесткий сценарий: одновременно были исчерпаны два главных источника роста российской экономики — упали цены на основные продукты российского экспорта и исчезли дешевые финансовые ресурсы на мировом рынке. Кризис наступил.

Разворачивающийся кризис выходит за рамки обычного циклического. Можно выделить три его важные особенности.

Первая. Начавшийся в условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени..

Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы.

Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации — новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста.

Причины кризиса

Анализируя кризис, целесообразно отдельно рассматривать три группы его причин: во-первых, специфические проблемы американской экономики; во-вторых, системные, фундаментальные проблемы современного экономического развития; в-третьих, специфические российские обстоятельства. Эти факторы действуют разнонаправлено, и борьба с кризисом должна строиться с учетом всех трех групп.

Кризис вызвал шок у мировой экономической и политической элиты. Никто не ожидал ни подобной его глубины, ни быстрого развертывания. Первоначальная реакция на кризис была довольно хаотичная; правительства развитых стран стремились затормозить его распространение. Основное внимание уделяли решению двух групп проблем: во-первых, не допустить коллапса кредитной системы, то есть спасти финансовые институты; во-вторых, предотвратить или хотя бы ослабить рецессию, избежать глубокого спада производства.

Экономически развитые страны предприняли агрессивные меры по ее поддержке и стимулированию производственной активности. Среди важнейших мер: предоставление ликвидности; расширение гарантий по банковским вкладам физических лиц; выкуп части банков государством; агрессивное снижение ставок рефинансирования; принятие «планов стимулирования» (бюджетных вливаний для поддержки спроса в реальном секторе). Одновременно правительства многих стран пошли на снижение курса национальных валют по отношению к американскому доллару, что должно было помочь сохранить международные резервы, а также стать дополнительным фактором стимулирования внутреннего производства.

В силу его неожиданности и масштабов принимались беспорядочные антикризисные меры, большинство которых идет вразрез с экономическими доктринами и политическими традициями, еще недавно казавшимися вечными и непреложными. Большинство принимаемых решений укладывается в следующие понятия: дирижизм, социализм и популизм. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

К дирижистским мерам относятся принятие индивидуальных решений институтами власти, определение ими (а не рынком) правых и виноватых, а также готовность государства указывать экономическим агентам, какие услуги они должны предоставлять и какие товары производить.

К социалистическим мерам относится обобществление (или национализация) рисков. Спасая должников и наполняя банки капиталом, увеличивая гарантии по частным вкладам, государство берет на себя риски за решения всех основных участников хозяйственной жизни — и банкиров, и вкладчиков, и заемщиков (тем более что на практике это нередко одни и те же лица).

Нарастают риски популизма. Начало рецессии резко активизирует призывы помочь товаропроизводителям. Раздача дешевых денег товаропроизводителям в подобной ситуации будет иметь опасные последствия, поскольку неизбежно приведет к ускорению инфляции. Здесь существенное отличие российской ситуации от американской. Россия, как и большинство других стран, не обладаем станком, печатающим мировую резервную валюту. Поэтому денежный популизм у нас будет не стимулировать рост, а провоцировать бегство от рубля.

Важные меры по смягчению последствий кризиса предложили и российские власти. Частично эти меры повторяли шаги развитых стран, но в некоторых существенных пунктах от них отличались.

Были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. Это должно было способствовать поддержанию производственной активности. Именно доступность кредитных ресурсов в России - источник роста реального сектора, а вовсе не фондовый рынок. С другой стороны, сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачей обеспечения социально-политической стабильности в стране.

Антикризисная политика России должна ориентироваться на предотвращение макроэкономической разбалансированности системы. Необходимо задействовать здоровые источники его покрытия, использовать внутренние заимствования, а не включать печатный станок.

Кризис опасен социально-политической дестабилизацией. Поэтому, смягчая его последствия, надо помогать работникам, а не предприятиям, не менеджерам и не акционерам. Государство должно обеспечивать социально-политическую стабильность, а не помогать конкретному бизнесу. В борьбе с безработицей не стоит возлагать большие надежды на общественные работы. В современном мире гораздо шире могут и должны использоваться разного рода образовательные программы, позволяющие людям в условиях кризиса переосмыслить свою жизненную стратегию и приобрести новую квалификацию. Затраты на эти программы будут не выше, чем на общественные работы, но они дадут заметный эффект при выходе из кризиса.

Необходимо максимально избегать протекционистских мер, ограничения международной конкуренции. Наиболее эффективная мера защиты отечественных товаропроизводителей — политика валютного курса, не допускающая избыточного укрепления рубля. В отличие от тарифных мер, девальвация действует одинаково на всех экономических агентов, ее нельзя коррумпировать, пролоббировав более выгодные для себя импортные тарифы.

Стратегическая задача, стоящая перед Россией и её правительством в данной кризисной ситуации, — создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить её можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевым направлениям: формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышение его роли в обеспечении динамичного развития российской экономики; проведение глубоких реформ в экономической и политической областях; последовательная диверсификация экономики; модернизация образования.

Требования к оформлению самостоятельной работы

Эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения» пишется в рабочей тетради по дисциплине «История».

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Эссе на тему «Моя оценка глобального кризиса 2008 г.: потери и приобретения» подлежит устной защите на следующем учебном занятии.

Время сообщения для докладчика – 3-5 мин.

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по ТРК 2.

















Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.2.

Политическое развитие ведущих государств и регионов мира.

Учебная цель:

  • продемонстрировать умения и навыки комплексной работы с различными типами источников, литературы;

  • научиться искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современности;

  • определить собственную позицию по отношению к событиям окружающей реальности.

Учебные задачи:

  1. Актуализировать знания по отечественной истории и интегрировать их со знаниями зарубежной истории.

  2. Сформировать умения и навыки анализа, систематизации и обобщения материала по изучаемой теме, формирование ОК 4.

  3. Развивать коммуникативные навыки речевого воздействия в аудитории.

  4. Сформировать специфический понятийный аппарат по изучаемой теме.

  5. Сформулировать собственные аргументированные выводы после работы с источниками.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI веков;

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI в.в.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.


Формулировка задания

Задание для самостоятельного выполнения:

Подготовка к практическому занятию № 3 «Анализ политического развития современной России и её места в геополитическом пространстве»:

Подготовить презентацию на тему «Россия в современном геополитическом пространстве».

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Самостоятельно подобрать материал, используя различные источники информации по теме «Россия в современном геополитическом пространстве».

2. Подготовить презентацию на тему «Россия в современном геополитическом пространстве».

3. Подготовьтесь к защите презентации на тему «Россия в современном геополитическом пространстве» на практическом занятии № 3

Время выступления для докладчика –5 мин.

Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 4 часа


Требования к оформлению самостоятельной работы

Требования к подготовке презентации изложены в Приложении 2 «ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ».


Форма контроля самостоятельной работы:

1. Подготовленная презентация на тему «Россия в современном геополитическом пространстве» подлежит устной защите на практическом занятии № 3.

Время выступления для докладчика –5 мин.

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по практическому занятию № 3.

























РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЙ МИР.



Тема 2.3. Международные организации и сообщества.

Цель:

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современности, формирование ОК 4;

  • сформировать умения и навыки работы с контурной картой.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.


Формулировка задания:

Задание для самостоятельного выполнения:

Заполнение контурной карты «Мир во второй половине XX - начале

XXI в».

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Внимательно ознакомиться с заданием по заполнению контурной карты «Мир во второй половине XX – начале XXI в».:

  • красным цветом подпишите названия государств – участников Организации Варшавского договора (ОВД);

  • синем цветом подпишите названия государств – участников Организации Североатлантического договора (НАТО);

  • флажками отметьте государства – члены Совета Безопасности ООН;

  • синем треугольником отметьте на карте государства – члены Европейского экономического Сообщества (ЕЭС);

  • зелёным треугольником отметьте на карте государства Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ);

  • красным треугольником отметьте на карте государства – члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ);

  • подчеркните одной линией синего цвета названия государств, входящих в организацию Совет Европы, и двумя линиями синего цвета, входящих в Совет Европы и Европейский Союз;

  • зелёным полумесяцем отметьте на карте государства – члены Организации «Исламская конференция» (ОИК);

  • зелёным квадратом отметьте на карте государства – члены Организации африканского единства (ОАЕ);

  • зелёным кружком отметьте на карте государства – члены Организации стран - экспортёров нефти (ОПЕК);

  • красным кружком отметьте на карте государства – члены Лиги арабских государств (ЛАГ);

  • пунктирной линией подчеркните названия государств – членов Организации Американских государств (ОАГ);

  • цифрами отметьте государства – члены Организации азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС);

  • красным цветом выделите границы государств – членов СНГ.

2. При выполнении задания воспользуйтесь Атласом «Новейшая история XX – начало XXI века».


Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 2 часа

Требования к оформлению самостоятельной работы

Выполненная работа должна содержать следующие обязательные данные: вашу фамилию и имя, номер группы.

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Внимание! Выполненная работа подлежит проверке перед началом следующего урока.

Проверка будет проводиться в форме взаимоконтроля между вами и вашими одногруппниками (в сменных парах).

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по ТРК 2.

Вопросы для самоконтроля по теме:

      1. Военно–политический союз, созданный на основе Североатлантического договора в 1949 г.:

а) ЕС;

б) ЮНЕСКО;

в) НАТО;

г) ОВД.

      1. Экономическую интеграцию европейских стран осуществляет:

а) Европарламент;

б) НАТО;

в) Европейское сообщество;

г) ЮНЕСКО.

      1. Евросоюз был юридически закреплён в:

а) 2000 г.;

б) 1996 г.;

в) 1992 г.;

г) 2004 г.

      1. Конец «холодной войны» связан с:

а) приходом к власти В. Путина;

б) выводом советских войск из Афганистана;

в) образованием ЕС;

г) распадом СССР.

5. ООН была создана в:

а) 1949 г.;

б) 1955 г.;

в) 1945 г.;

г) 1961 г.

6. Главная задача ООН:

а) поддержание и укрепление международного мира и безопасности;

б) решение экологических проблем планеты;

в) предотвращение всех военных конфликтов в Азии;

г) поиск международных террористов.

7. Штаб-квартира ООН расположена в:

а) Лондоне;

б) Женеве;

в) Нью-Йорке;

г) Москве.

8. В АТЭС входят:

а) Великобритания, Германия, Дания, Ирландия;

б) Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды;

в) Франция, Португалия, Украина;

г) Австралия, США, Канада, Гонконг;

9. В состав СНГ не входят:

а) Латвия, Литва, Эстония;

б) Казахстан, Таджикистан, Киргизия;

в) Белоруссия, Армения, Туркмения;

г) Азербайджан, Узбекистан, Российская Федерация;



10. Организации «Исламская конференция» (ОИК) основана:

а) в 1971 г.;

б) в 1960 г.;

в) в 1980 г;

г) в 1985 г.;

11. СЭВ был образован:

а) в 1951 г.;

б) в 1949 г.;

в) в 1955 г;

г) в 1948 г.;

12. Государства Африки не являются участниками международной организации:

а) ЛАГ;

б) ОАЕ;

в) ОИК;

г) ЕС.










































Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Учебная цель:

  • продемонстрировать умения и навыки комплексной работы с различными типами источников, литературы;

  • научиться искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современности;

  • определить собственную позицию по отношению к событиям окружающей реальности.


Учебные задачи:

1. Актуализировать знания по отечественной истории и интегрировать их со знаниями зарубежной истории.

2. Сформировать умения и навыки анализа, систематизации и обобщения материала по изучаемой теме, формирование ОК 4.

3. Развивать коммуникативные навыки речевого воздействия в аудитории.

4. Сформировать специфический понятийный аппарат по изучаемой теме.

5. Сформулировать собственные аргументированные выводы после работы с источниками.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО третьего поколения:

Обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI веков;

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-XXI в.в.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.


Формулировка задания

Задание для самостоятельного выполнения:

Подготовить презентацию (на выбор) о странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Порядок выполнения самостоятельной работы

Для выполнения задания необходимо:

1. Самостоятельно подобрать материал, используя различные источники информации по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки».

2. Подготовить презентацию (на выбор) о странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Подготовьтесь к защите презентации на тему «Страны Азии, Африки и Латинской Америки» на следующем уроке.

Время выступления для докладчика –5 мин.

Норма времени на выполнение самостоятельной работы – 4 часа

Требования к оформлению самостоятельной работы

Требования к подготовке презентации изложены в Приложении 2 «ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ».

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Подготовленная презентация (на выбор) о странах Азии, Африки и Латинской Америки подлежит устной защите на следующем уроке.

Время выступления для докладчика –5 мин.

2. Оценка за данную работу является основанием для получения положительной оценки по ТРК 2.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(для обучающихся)

Требования к оформлению текстовых материалов


Требования к оформлению текстовых материалов


1. Оформление текстового материала


Текстовая часть работы должна быть исполнена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, абзацный отступ первой строки – 1,25, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля: нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Все страницы работы должны быть пронумерованы: нумерация автоматическая, сквозная, в нижнем колонтитуле, по центру, арабскими цифрами, размер шрифта – 12 пт.

Для того чтобы сделать текст понятным и выразительным, в тексте документа используют автоматические нумерованные и маркированные списки.

Пример 1 нумерованного списка:

    1. Невозможно испытывать твердые материалы свыше НВ=450, т.е. закаленные металлы.

    2. Метод дает грубый (большой) отпечаток, что не всегда допустимо.

    3. Нельзя испытывать материал тоньше 2-х мм, т.к. шарик будет продавливать тонкий слой металла.

Пример 2 нумерованного списка:

  1. Нагрузка пресса на образец - 3000; 1000; 750; 250; 187; 5; 62,5; 15,6 кг.

  2. Диаметры шариков - 10; 5 и 2,5 мм.

  3. Выдержки под нагрузкой - 10; 30 и 60 сек.

  4. Наибольшая высота испытуемого изделиям - 250 мм.

  5. Габаритные размеры пресса: 840х700х250 мм.

Пример маркированного списка:

  • способ расклада;

  • способ деления;

  • табличный способ.

Не допускается использовать в качестве маркеров различные картинки, значки, галочки и т.д. Рекомендуемый маркер: «–».

В тексте работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) не допускается:

  • применять математический знак «минус» (–), а перед отрицательными значениями величин следует писать слово «минус»;

  • применять знак  для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);

  • применять без числовых значений математические знаки, например , ≥, , ≠, а также знаки №, %;

  • применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.


2. Оформление содержания


Содержание работы размещается на отдельной пронумерованной странице, снабжается заголовком «СОДЕРЖАНИЕ», записанным по центру, не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц текста работы.

В содержание включаются номера структурных элементов текста: разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, имеющих заголовок, номера и наименования приложений и номера страниц, с которых они начинаются.

Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Заголовки, включенные в содержание, записываются строчными буквами. Прописными буквами должны записываться заглавные буквы и аббревиатуры.

Рекомендуется формировать автоматическое оглавление (Ссылки  Оглавление), предварительно применяя стили к наименованиям разделов и подразделов (Заголовок 1, Заголовок 2…).

Пример содержания к реферату на тему «Устройство компьютера»:





ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(для обучающихся)

Требования к оформлению мультимедийных презентаций


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ


Оформление слайдов

Стиль

1. Соблюдайте единый стиль оформления.

2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией
(текст, рисунок).

Фон

1. Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков,
один для текста.

2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Представление информации

Содержание информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на

странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

1. Для заголовков - не менее 24.

2. Для информации - не менее 18.

3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Способы выделения информации

1. Рамки, границы, заливки.

2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку.

3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более
трех фактов, выводов, определений.

2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом
слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

1) с текстом;

2) с таблицами;

3) с диаграммами.






Примечание: при подготовке данных методических рекомендаций были использованы:

1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» /Литвинова Н.А./- Самара: ГБПОУ «ПГК», 2012.

2. Сборник методических указаний по практическим занятиям дисциплины «История» /Литвинова Н.А., Илюхина М.В./ - Самара: ГБПОУ «ПГК», 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!