СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для обучающихся по классу фортепиано для самостоятельной работы над этюдами

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическая работа над этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники. В работе представлены некоторые методические рекомендации для обучающихся по классу фортепиано для самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для обучающихся по классу фортепиано для самостоятельной работы над этюдами»

Методические рекомендации для обучающихся по классу фортепиано для самостоятельной работы над этюдами.

Систематическая работа над этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Следует помнить, что достижение нужной беглости в этюде не цель, а средство для выразительного исполнения сочинения.

Приступая к самостоятельной работе над этюдами необходимо иметь ясное представление об имеющихся в них технических трудностях. Этот вопрос подробно обсуждается с преподавателем на начальном этапе работы при разборе или же, в старших классах, обучающийся сам определяет встречающиеся виды техники (особенности фактуры) и соответствующие сложности.

Этапы изучения этюдов:

1)Тщательный разбор (игра целиком и по частям).

2)Музыкальное усвоение.

3)Умение сыграть осмысленно с правильной фразировкой, достаточно выразительно.

4)Исполнение этюдов в подвижном темпе, определение недостатков игры.

5)Работа над неудавшимися элементами, упражнения.

6)«Собирание» отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять работа над необходимыми упражнениями.

В работе над преодолением технических трудностей следует применять всевозможные способы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, специальные упражнения. На начальном этапе самостоятельную работу над этюдами направляет педагог, знакомя обучающегося с различными способами работы над техническими формулами. В старших классах обучающийся во многих случаях способен сам определить встречающиеся в этюдах виды техники и способы работы над ними. Как правило, приходится особое внимание уделять завершающим построениям и сложным эпизодам, так как в конечном итоге «скорость» исполнения этюда зависит от них. Нередко переход к быстрому темпу указывает на неточности работы предыдущего этапа. Это касается организации движений и прочности усвоения аппликатурных комбинаций (т.е. верности выученной аппликатуры). Для того чтобы устранить недостатки подобного рода, приходится возвращаться к более сдержанному темпу.

На заключительных этапах работы над этюдами доминирующая роль отводится более крупным, обобщающим движениям. Поэтому проблемы возникают в эпизодах связанных со сменой движения или при скачках. В таких случаях трудности можно преодолеть разными способами. Один из них перегруппировка. Это перемещение смысловой нагрузки во фразе на звуки, требующие повышенного внимания (т.е. выделить их артикуляционно, например, проакцентировав). Другой – остановка на звуке. Останавливаться на звуке можно как перед обнаружившейся сложностью, так и после нее. Этот способ позволяет в одном случае, подготовиться к преодолению трудности, в другом - скорректировать свои действия.

Для активизации внимания этюд, или фрагмент этюда полезно проучивать с некоторыми изменениями: например, ритмического рисунка или штриха.

После того, как произведение выучено, его обязательно надо проигрывать в разных темпах, включая медленный, внимательно отслеживая каждое движение, каждый звук.

Для приобретения выносливости произведение можно исполнять без остановки несколько раз подряд.

В произведениях, отличающихся большой протяженностью, особенно важно научиться освобождению от напряжения, возникающего при длительном исполнении непрерывной фигурации (однотипной технической формулы). При появлении усталости в руке не следует продолжать игру. Чтобы рука не уставала, нужно соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам, следить за гибкостью запястья.

На заключительном этапе работы этюд должен звучать стабильно, в темпе, с учетом точного выполнения указаний автора или редактора, движения рук исполнителя должны быть рациональными и экономичными, кончики пальцев чуткими и активными, обеспечивающими ясность звукоизвлечения.