| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ( с нарушением слуха, зрения, речи, детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью) в условиях инклюзивного образования.
Выполнила студентка
Ш-42 группы
Шабатура Елизавета
Ейск, 2024 г.
Введение
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на получение качественного образования, соответствующего их особым образовательным потребностям.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам в организации и проведении образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах обучения детей с ОВЗ и обеспечить эффективность образовательного процесса.
Задачи:
* Знакомить педагогов с особенностями развития и обучения детей с ОВЗ.
* Предоставить методические рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ.
* Описать эффективные методы и приемы обучения с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
* Рекомендовать средства диагностики и оценки результатов обучения.
* Определить направления коррекционно-развивающей работы.
*
Изложить рекомендации по созданию доступной образовательной среды.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дети с нарушениями слуха различаются между собой по степени (по тяжести) нарушения (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота), по характеру нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное), по времени, когда произошло нарушение (до начала формирования речи или когда речь уже была сформирована). Кроме того, дети этой категории могут иметь и дополнительные нарушения.
Выделяют три основные категории детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
Тугоухость и ее причины.
Понижение слуха чаще всего вызывается разными болезнями ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки).
Бывает, что тугоухость возникает от механических повреждений (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенна врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель.
Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а, следовательно, требует особого внимания к нему.
Недостатки речи у тугоухих
Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную,
а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т. п.).
Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова («заглатывают», «съедают» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка.
Речь у тугоухих аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми.
Речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают ее интонации.
Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонетический слух, что является главной задачей, а, следовательно, улучшается речь в целом.
Одновременно ведётся работа как над внятностью речи, так и над её пониманием (с учетом обстановки, темы разговора).
Педагогам на заметку
В группе ребенок с нарушением слуха должен находиться поближе к педагогу, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку.
Прежде чем начать говорить что-либо, необходимо привлечь к своему лицу зрительное внимание, дождаться или добиться, чтобы тугоухий ребёнок на Вас посмотрел.
Говорить с ребёнком нужно громко (но не крикливо).
Говорить надо медленно, четко артикулируя звуки.
Педагог должен повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его.
Всегда сами смотрите в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос.
Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов, ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса.
Во время говорения старайтесь не прикрывать рот, не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать).
Необходимо требовать от ребёнка громкой и отчётливой речи.
С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):
1. «Где звонили?» Дети указывают место.
2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).
4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.
10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот - рот — крот, мяч — мак и т. п.).
12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его.
Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
При построении образовательной деятельности, педагог должен знать, что у детей с нарушением зрения отмечаются вторичные отклонения:
- снижена острота зрения, чёткость видения, снижена скорость переработки информации, нарушение поля обзора, нарушена цветность объектов;
- ограниченный запас представлений;
- неполнота, неточность, затруднённость, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия объектов;
-представления отличаются нечёткостью, нестойкостью и искажаются;
- нарушена пространственная ориентировка;
- нарушена мелкая моторика и координация движений,
- замедляются мыслительные операции и процессы запоминания;
- нарушается речь;
- испытывают трудности при опознавании рисунков и предметов (в статике могут опознать лису, а в динамике –нет)
- трудности в формировании графических навыков письма (искажение букв, неправильное расположение их в словах, смещение одних букв относительно других);
- происходит отставание в физическом развитии;
- ограниченность движений;
-нарушения двигательной сферы, трудности зрительно- двигательной ориентации, приводит к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях;
-характерна повышенная утомляемость, зрительное перенапряжение, отвлекаемость;
- заметны особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом.
Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учёбе, игре, общении со сверстниками вследствие дефекта зрения.
При всём при этом у слабовидящих детей остаточное зрение остаётся основным средством восприятия. Зрительный анализатор используется в качестве ведущего в учебном процессе.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
Педагогам совместно с родителями необходимо развивать у ребёнка адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.
понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения;
умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи в ситуациях дезориентации в предметно-пространственной и учебной среде и в ситуации трудности получения всего объема информации о происходящем в данный момент (извините, мне плохо видно и др.).
Проведение коррекционно-динамических пауз: физкультминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.
Это обеспечивает коррекцию физического развития. Коррекционная пауза может включать:
а) физ. минутку, развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
б) зрительную гимнастику, проводимую после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения. На уроках биологии зрительная гимнастика также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них?», «Какая у них форма?», «Сколько листьев перед вами?».
При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение:
а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;
б) быстрое, веселое – для физической разминки.
Некоторые учителя приспосабливают для зрительной гимнастики различные пособия: на уроках математики вместо пальца предлагаются манипуляции с разными геометрическими фигурами, на уроках биологии для этих целей берут листья различных растений, то есть зрительные упражнения делают предметно-целенаправленными.
Обычно физкультурная пауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа. Работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение или осязание. Учитывая это, можно планировать не одну, а две паузы на уроке, особенно если он последний или предпоследний в расписании занятий.
Упражнения для активизации зрительных функций:
а) развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры;
б) формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда;
в) тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.
Индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала (на различных этапах урока).
Особенности структурного построения урока:
1) рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала — это положение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и является обязательным требованием при формировании этапов урока (письмо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослушиванием учебных фоно записей и др.);
2) включение в структуру урока зрительной гимнастики, использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
3) учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности умений и навыков учащихся;
4) использование адаптированной с учетом зрительной возможности обучающегося текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных заданий, соблюдение режима физических нагрузок с учетом противопоказаний;
5) адаптация текстового и иллюстративного материала при выполнении итоговых работ в соответствии с его особыми образовательными потребностями (укрупненный шрифт, без сложных элементов графики. Например: Arial)
6) слабовидящим обучающимся запрещено выполнять упражнения со статическим напряжением больших групп мышц, со значительным отягощением, прыжки вверх и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперёд, стойку на плечах, голове, руках, нагрузки с максимальной интенсивностью при беге, упражнения на гимнастических снарядах.
Рекомендуемые приемы могут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически.
Главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
Игры для слабовидящих детей.
«Геометрик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.
Материал: доска с гвоздями, цветные резинки.
Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.
Мобильный тренажер «Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко -буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет и описывает его, затем угадывает, какой это предмет.
«Найди на ощупь».
Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.
«Найди и разложи».
Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
«Найди букву на ощупь».
Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы, при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений; снижение уровня памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, связанный с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром.
В педагогической классификации выделяют три группы детей с речевыми нарушениями:
1. Группа детей с фонетико-фонематическими нарушениями (ФФН), т.е. преимущественно с недостатками звукопроизношения. Дети данной категории имеют диагнозы логопеда/невролога: дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии .
2. Группа детей с общим недоразвитием речи (ОНР), с недостатками лексико– грамматической стороны речи (бедный словарь, аграмматизмы, трудности согласования слов в предложении) – имеют диагнозы логопеда/невролога: сложные формы дизартрии, алалия, афазия, дислексия и алексия, дисграфия и аграфия.
3. Группа детей с недостатками мелодико-интонационной стороны речи (нарушения высоты, тембра голоса) и темпо-ритмической стороны речи (ускоренный или замедленный темп речи, нарушенный ритм, запинки судорожного и несудорожного характера). У данной категории детей стоят диагнозы логопеда/невролога: заикание, итерации, полтерн, тахилалия, брадилалия, ринофония, дисфония, афония.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по/ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
1. Развитие познавательной активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «аффекта новизны» при решении учебных задач).
2. Развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
3. Осуществление нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание навыков самоконтроля, самооценки.
4. Развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.
5. Осуществление логопедической коррекции нарушений речи.
6. Осуществление психокоррекции поведения ребенка.
7. Проведение социальной профилактики, формирование навыков общения, правильного поведения.
Игры для детей с нарушением речи.
«Пёрышки»
Цель: формирование правильного носового дыхания.
Количество игроков - 8 - 12 человек.
Инвентарь: 2 веревки, 3-5 перышек.
Инструкция. На две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50 см.
По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.
Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками.
Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6-7 лет.
«Подпрыгни и подуй на шарик"
Цель: улучшение функции дыхания.
Количество игроков - 5 - 15 человек.
Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.
Инструкция. Чуть выше головы ребенка весит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят.
По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается еще выше.
Методические указания. Игра для детей 4-7 лет, интенсивность умеренная.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти.
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движение пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция.
Текст Движения
Нa двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в
«замок».
Кто открыть его бы мог? Повторение движений.
Потянули. Пальцы сцеплены,
основаниями ладоней
постучать друг о друга.
Покрутили, Движения кистями рук
со сцепленными
пальцами от себя - к себе.
Постучали Пальцы слеплены в «замок», руки потянуть в
одну, потом в другую сторону.
И - открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки»
Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.
Количество игроков - 2 - 5 человек.
Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев - это пятилапые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами - ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ.
Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.
Такой ребенок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим с одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами, с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности.
Затруднения в обучении детей связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические :
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- получение специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения ( организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Организация школьного обучения детей с ЗПР требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО , и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной коррекционно –развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
В целях обеспечения реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с ЗПР;
- выявления и развития способностей обучающихся с ЗПР через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с ЗПР, и особых, характерных для отдельных групп;
- расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с ЗПР, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
- участия педагогических работников, родителей (законных представителей), обучающихся и общественности в разработке АООП НОО обучающихся с ЗПР, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся с ЗПР и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных;
- обновления содержания АООП НОО для обучающихся с ЗПР, а также методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно -коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
Игры для детей с ЗПР
«Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.)А какое сейчас время года? (Осень.)Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
«Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
«Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
«Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла,
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Общедидактические требования:
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Специальные требования:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Методы обучения:
Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:
- Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:
а/ методы изложения нового материала;
б/ методы закрепления и повторения.
- Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочетании и на всех этапах урока. А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя». Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.
Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
Игры для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель раздела: формирование у учащихся умений классифицировать объекты и предметы.
«Найди свою пару».
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
«Разложи игрушки».
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком-то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
«Положи куда надо».
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
«Ежики».
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.
Заключение.
Настоящие методические рекомендации предоставляют педагогам ценное руководство по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они охватывают широкий спектр тем, от основ специальной педагогики и психологии до создания доступной образовательной среды.
Использование этих рекомендаций поможет педагогам:
* Лучше понимать особенности развития и обучения детей с ОВЗ.
* Разрабатывать и реализовывать эффективные адаптированные образовательные программы.
* Выбирать и применять подходящие методы и приемы обучения.
* Проводить диагностику и оценивать результаты обучения.
* Организовывать коррекционно-развивающую работу.
* Создавать инклюзивную образовательную среду, в которой каждый ученик чувствует себя принятым и поддерживаемым.
Внедрение этих рекомендаций в практику обучения позволит педагогам повысить качество образования для детей с ОВЗ, способствуя их всестороннему развитию и обеспечивая им равные возможности для достижения успеха.