СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями детей, имеющих особые образовательные потребности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени.

Однако существует много детей, находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей от родительской общественности,
  • отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
  • страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;   нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребѐнка.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями детей, имеющих особые образовательные потребности.»

Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями детей, имеющих особые образовательные потребности


«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру» (Ш. Амонашвили ―Спешите, дети, будем учиться летать!‖)

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени.

Однако существует много детей, находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей от родительской общественности,

  • отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

  • страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;  нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребѐнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего, работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский).

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать еѐ возможности. Педагог выступает посредником между ребѐнком и взрослым, ребѐнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребѐнком или его окружением.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с особыми образовательными потребностями:

  1. принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

  2. включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

  3. вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

  4. использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

  3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Задержка психического развитияэто замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа

К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта ЗПР:

  • ЗПР конституционального происхождения;

  • ЗПР соматогенного происхождения;  ЗПР психогенного происхождения;  ЗПР церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

При ЗПР конституционного происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека, отличающегося детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста: яркость и живость эмоции, преобладание эмоциональных реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Школа для них является продолжением игры, они приносят с собой кукол, забираясь с ними под парту. Психологи советуют родителям таких детей не отдавать их рано в школу, дать им возможность «доиграть». В первом классе малая направленность на длительную интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины. Следует помнить, что незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу. Нередки случаи сомато-психического инфантилизма в семье. «Инфантильная» конституция может быть сформирована и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни.

При соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями, пороками в развитии сердца и т. д. Снижение физической активности в данном случае стимулирует недостаток информации, становление жизненно важных психических функций тормозится. Хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. Таких детей легко отличить от обычных сверстников: они не пытаются самостоятельно отвечать на поставленные им элементарные вопросы, а если и отвечают, все время оглядываются на маму, одобрит ли она их ответ или нет.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться как отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость.

ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости в применении специальных мер психолого-педагогической коррекции. Причиной данной формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности поражения. Другим фактором является время поражения. ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее Л. Тарнополь и другие ученые предполагают возможность генетической этиологии.

Большое количество исследований подтверждает важную роль родителей в формировании, развитии личности, социализации детей (А.И. Захаров, 1998, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1998; И.М. Никольская, 2003 и др.). Нарушение взаимоотношений в семье влечѐт замедление и отставание темпов развития ребѐнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития. Наличие нарушения в развитии ребѐнка носит системный характер, поэтому оказание психологической помощи должно быть комплексным и охватывать работу с родителями, как основными воспитателями ребѐнка, наиболее влияющими на его становление, развитие и социализацию.

Специфика работы с родителями детей младшего школьного возраста с ЗПР

В начальной школе психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся с ЗПР ставит перед собой следующие задачи:

  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

  • Помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута.

Основные направления психологического сопровождения:

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей в начальной школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

Варианты упражнений для тренингов:

"Знакомство"

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

"Игра без правил"

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты:" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

"Зеркало"

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

"Тень"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек – путник, другой – его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Затем меняются ролями.

"Машины"

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель – в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

  • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

  • Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

В школе используются различные формы работы с семьей. Как высокоэффективные формы следует отметить «Дни открытых дверей», родительские собрания, различные школьные праздники и мероприятия. В рамках, которых проводятся открытые уроки, занятия, мастер-классы, выставки творческих работ, творческие выступления учащихся. Хотелось бы отметить, что родители (законные представители) являются не только созерцателями данных мероприятий, но и активными участниками.

Специфика работы с родителями детей среднего школьного возраста с ЗПР

Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, отклонения. Период полового созревания характеризуются повышением уровня гормонов, а это в свою очередь приводит к возбуждению или, наоборот, торможению нервных процессов. Как следствие, у подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведения. Все эти особенности являются поводом для совместной работы с родителями.

Индивидуальная работа с родителями в средней школе включает:

  • анкетирование;

  • возможно посещение семьи;

  • консультации;

  • переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей;

  • проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода;

  • демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;

  • домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные формы включают:

Родительские лектории, практикумы. Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. Темы могут быть разнообразными.

Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ЗПР может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ЗПР как школы, так и класса.

Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Совместные досуговые мероприятия. Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п.

Тематические консультации. Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…», « Письмо ветерану», проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка «Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Специфика работы с родителями детей старшего школьного возраста с ЗПР

Основная цель психологической помощи всем семьям, имеющим детей с ЗПР, состоит в совершенствовании внутрисемейных отношений, способствующих индивидуально-личностному развитию ребенка.

Психологическое консультирование ведется по нескольким направлениям: 1) оценка уровня психологического здоровья ребенка;

2) информирование родителей о психологических особенностях ребенка; 3) повышение их общей психологической грамотности;

  1. оказание профессиональной помощи в решении заявленной проблемы;

  2. мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

  3. коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний ребенка;

  4. выявление психологических ресурсов для дальнейшего развития личности ребенка.

Важный этап консультирования предполагает обучение родителей эффективным способам взаимодействия через проектирование и модифицирование реальных ситуаций общения с детьми.

В качестве консультативных приемов на этом этапе могут быть использованы следующие:

  1. Репетиция поведения. Психолог исполняет роль ребенка, непослушно, упрямо и т. п. реагирующего на просьбы и требования родителей в определенных ситуациях. Родители первоначально реагируют так, как обычно, а затем вместе с психологом отрабатывают эффективные способы. Целесообразно при проведении подобной работы использовать аудио- и видеозаписи как материал для анализа. Приобретенные навыки родители смогут использовать на практике в реальных ситуациях.

  2. Моделирование. Психолог представляет родителям ролевые модели поведения, побуждая их подражать этим моделям. Затем психолог моделирует поведение, усиливая, а потом ослабляя конкретные его фрагменты. Например, родитель должен сначала довести свою реакцию до утрированных форм, а потом довести ее до минимума. Это позволит родителям координировать свои реакции в обстановке реальной жизни.

  3. Неподкрепление. Непроявление внимания к определенным видам поведения ребенка, что способствует тому, что такая позиция родителей может облегчить угасание негативных реакций в поведении ребенка.

  4. Положительное подкрепление. Для того чтобы усилить определенное поведение ребенка, психолог рекомендует родителям применять социально подкрепляющие стимулы, такие, как похвала, признание, поддержка.

  5. Контроль стимула. Важно объяснить родителям, что от отсутствия или присутствия определенных стимулов зависит частота, с которой встречается та или иная реакция у ребенка. Для того чтобы побудить ребенка к самостоятельной учебной активности, рекомендуется устранить с того места, где он занимается, все отвлекающие стимулы, но сразу предоставить их после того, как ребенок справится со своим заданием.

От того, насколько родители способны координировать свои собственные реакции, зависит эффективность их взаимодействия с ребенком. В качестве консультативных методов, направленных на повышение уровня саморегуляции состояний родителей, можно предложить следующие:

  1. Идентификация чувств. Точное обозначение чувств. Например, родители могут говорить, какое чувство, какую эмоциональную реакцию они в данный момент испытывают. При идентификации чувств главную роль играет изучение собственных особенностей эмоциональной сферы. Психолог помогает родителям разобраться с неясными чувствами и эмоциональными реакциями или неверно истолковываемыми.

  2. Использование позитивных образов. Предполагает представление какой-либо приятной ситуации — реальной или предполагаемой, связанной с прошлым, настоящим или будущим, в которую включены ребенок и родитель. Положительный эффект позитивных образов включает в себя снижение напряженности, подавление тревоги.

  3. Временная проекция (или легкая пробежка по времени). Родителям предлагается мысленно вернуться к тем событиям детства, в которых они испытывали такое же эмоциональное состояние, что и их ребенок. Также полезно представить, как могли бы выглядеть их реакции из прошлых ситуаций в настоящем.

  4. Использование образов, предохраняющих от возможных негативных реакций. Эта техника помогает готовить родителей к ситуациям, в которых, вероятно, у них возникнут негативные отрицательные реакции. Психолог побуждает родителей мысленно представить, как они будут справляться с этими реакциями, т. е. научиться управлять своими реакциями в реальных ситуациях.

  5. Техники снятия мышечного и эмоционального напряжения. Обучая родителей методам релаксации и саморелаксации, психолог осваивает вместе с ними приемы снятия мышечного и эмоционального напряжения.

При совместном консультировании детей с ЗПР и их родителей можно использовать следующие техники игровой терапии:

  1. Техника «Смена ролей». Ребенку и родителям предлагается поменяться местами. Ребенок выбирает ситуацию, в которой, по его мнению, демонстрировалась неверная позиция родителя: сначала он изображает ее, а потом изменяет согласно своему представлению. Родители, занимая позицию ребенка, ведут себя так, как вел себя ребенок в данной ситуации, а потом показывают в своем поведении те реакции, которые хотели бы видеть у своего ребенка. Работа ведется и «детьми», и «родителями» от первого лица.

  2. Техника «Строительство». Родители вместе с детьми, используя помощь психолога, строят здание хороших отношений, кирпичиками которого являются те отношения, которые принимаются одновременно и детьми, и родителями. Например, вежливость — взаимовежливость, терпеливость — взаимотерпеливость и др.

  3. Техника «Риск ответственности». Родители и дети учатся принимать на себя ответственность сначала в тех ситуациях, в которых доля риска невелика, а затем ответственность, друг за друга.

  4. Техники позитивных отношений. Сначала родителям, потом детям психолог предлагает использовать внутренний диалог друг с другом, состоящий только из позитивных утверждений, и найти в каждом те достоинства и положительные качества, которые до данного момента они принимали как само собой разумеющееся.

Родителям и детям будет полезно проведение совместных релаксационных упражнений.

  1. Техника «Скульптура». Может быть использована для снятия мышечного напряжения. Ребенок и родитель по очереди выполняют роль скульптора и скульптуры. По заданию психолога скульптор лепит из глины « скульптуру»: ребенка (взрослого), который всем доволен; ребенка (взрослого), который всегда доброжелателен; ребенка (взрослого), который ничего не боится, и т. д. После выполнения задания целесообразно обсудить с детьми и родителям, что они чувствовали, какую фигуру было приятно изображать, а какую — нет.

  2. Техника «Путешествие». Помогает снять психоэмоциональное напряжение. Психолог предлагает ребенку и родителю вспомнить и подробно рассказать о приятном путешествии, которое они совершали вместе. Возможно неоднократное повторение этого рассказа. Затем психолог предлагает ребенку взять за руки родителей, удобно сесть и, закрыв глаза, еще раз мысленно совершить это путешествие. Это упражнение рекомендуется использовать в тех ситуациях, когда ребенок и родитель столкнулись с очевидным противоречием, и прежде чем его решить, можно активизировать опыт позитивного взаимодействия.

Одной из важнейших задач данного возраста – профессиональное определение, где важно объективно оценивать сильные и слабее стороны обучающегося.

Список использованной литературы

  1. https://infourok.ru/organizaciya-raboti-s-roditelyami-detey-s-ovz2804305.html.

  2. https://gigabaza.ru/doc/101171-pall.html

  3. https://helpiks.org/7-85071.html

  4. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. - 1994. – №4.– С.66-72.

  5. Крючева Я.В. Решение проблем детей с ЗПР через работу с родителями // Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003. С. 44-47.

  6. Крючева Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР // Образование в 21 веке.

Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ООО «Буквица» г. Тверь, 2003.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2008.

Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005