Муниципальное образовательное учреждение
«Шумиловская средняя общеобразовательная школа»
Приозерского района Ленинградской области
Методическая разработка
Методические рекомендации для подготовки к сдаче ЕГЭ
по английскому языку в разделе
АУДИРОВАНИЕ
Автор разработки
Амброс Елена Ростиславовна
Учитель английского языка
МОУ «Шумиловская СОШ»
2019 г
Аудирование занимает существенное место в современных УМК по английскому языку на всех этапах обучения и считается самым сложным в изучении английского языка, наряду с говорением и письмом. Этот вид речевой деятельности требует формирования определенных умений и навыков.
В этот раздел экзаменационной работы входят 3 задания разного уровня сложности и разного типа. Они проверяют умения и навыки в разных типах аудирования, которые должны быть сформированы у учащихся. Целью данных рекомендаций является помочь учителям и учащимся выстроить алгоритм процесса подготовки к аудированию. В рекомендациях делается акцент на третий тип заданий, а именно, аудирование с полным пониманием содержания прослушанного высказывания. Также предлагается система упражнений по формированию умения «Полное понимание содержания прослушанного высказывания».
Важно, чтобы в тренировке умений аудирования четко ставилась коммуникативная задача и было ясно, какого рода аудирование требуется от учащегося: восприятие на слух основного содержания звучащего текста, восприятие запрашиваемой информации, аудирование с полным и детальным пониманием текста.
Готовясь к экзамену, выполняя тренировочные задания и на самом экзамене, прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что следует сделать и какого вида аудирование от вас требуется. Учащемуся важно уяснить и запомнить, что требуются разные стратегии к выполнению заданий по аудированию. Подробное описание стратегий для выполнения каждого задания аудирования, а так же тренировочные задания рассмотрим далее.
Стратегия выполнения заданий различного типа
Вид аудирования | Умения | Стратегия |
Аудирование с пониманием основного содержания | Определить Основную мысль высказывания | 1.Прочитайте задания, они помогут сориентироваться в теме высказывания. 2. Постарайтесь ответить на вопрос, используя свою осведомленность по данному материалу. 3 Подчеркните ключевые слова в заданиях.. 4. Подумайте о синонимах к ключевым словам, т.к. в аудиотексте используются синонимичные выражения, а не слова данные в заданиях. 5. В задании на установление соответствия основная мысль, как правило, звучит в конце аудиотекста. 6. При первичном прослушивании аудиотекста сконцентрируйтесь на ключевых словах/ их синонимах, они помогут определить основную мысль высказывания. 7. При повторном прослушивании сделайте окончательный выбор. |
Аудирование С извлечением необходимой информации | Извлекать запрашиваемую информацию | 2.Прочитайте задания и решите, какая информация запрашивается: «Where?» -место, «When?» -время, год и т.п. 3.Постарайтесь определить, какая часть речи отсутствует. 4 Постарайтесь предугадать ответ. 5. При прослушивании аудиотекста не обращайте внимание на незнакомые слова, сконцентрируйте внимание на поиске только запрашиваемой информации. |
Аудирование с полным пониманием | Определять причинно-следственные связи; делать выводы Определять последовательность фактов и событий Определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам Догадываться из контекста о значении незнакомых слов и выражений | 2. Прочитайте задания, они помогут сориентироваться в теме высказывания. 3. Подчеркните ключевые слова в заданиях. Подумайте, какими синонимами их можно заменить. 4. Не выбирайте варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в аудиотексте – как правило, это дистракторы. Правильный ответ, как правило выражен синонимичными выражениями. 5. Обращайте внимание на информацию, звучащую после противопоставительных союзов: «but», «however» и т.д. 6. При первичном прослушивании постарайтесь понять основную мысль высказывания. 7.При повторном прослушивании сконцентрируйте внимание на синонимах к ключевым словам, сделайте свой выбор. |
Собственно умение аудировать с вышеобозначенными целями являются комплексными специфическими умениями. Среди них следует назвать:
• умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
• умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);
• умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;
• умение прогнозировать развитие высказывания;
• умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
• умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
• умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
• умение делать выводы из услышанного;
• умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания).
Недостаточная сформированность этих отдельных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом. В связи с этим необходимо очертить круг системы обучения аудированию. Он включает три основных уровня:
– элементарный – посвящается формированию перцептивной базы аудирования
– продвинутый – развитию аудирования как вида речевой деятельности;
– завершающий – овладению устным общением, в ходе которого ученик выступает в роли слушающего. Таким образом, требуется соблюдение последовательности. Формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется с помощью упражнений, которые расчленяются на две подсистемы: тренировочную (подготовительную) и речевую (коммуникативную).
Подсистема тренировочных (подготовительных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения смысловой обработки знаков более низкого уровня – от слов до микротекстов. Примеры подготовительных упражнений это:
Упражнения для обучения речевому слуху:
- прослушайте и повторите несколько пар слов: law – low, saw – so, coke – cock;
- прочитайте вслух текст с фонетическими пометками и др.
Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:
- подобрать как можно больше определений к словам.
- составить возможные словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными;
- в рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания / клише и перевести их;
- упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.;
- определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.
3. Упражнения для развития словесно-логической памяти.
- прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;
- прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение; прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др.
Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:
- прослушать фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);
- прослушать текст, содержащий реалии; сгруппировать понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по ключу;
- прослушать фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (например: Brazil — Brasilia,). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.
Подсистема коммуникативных упражнений нацелена на обучение восприятию диалогической речи, восприятию речи при участии в диалоге, монологической речи, применение видео. Упражнения данной подсистемы помогают достичь определенных умений. Сюда входят:
1) определять наиболее информативные части сообщения;
2) устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
3) соотносить содержание с ситуацией общения;
4) членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;
5) объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;
6) использовать ориентиры восприятия (паузы, ударения, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением; При проведении подготовительных упражнений основная цель заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит ученику сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Тренировочные задания
Для успешного выполнения заданий этого раздела надо развивать умения восприятия звучащего текста на слух. Даже если на занятиях этому уделяется не так много времени, надо настраивать учащихся на обязательное слушание «дома».
Много интересных аудиозаписей можно найти в сети интернет, смотреть фильмы и слушать песни на английском языке, стараясь уловить хотя бы общее содержание и ключевые слова.
Задания формата ЕГЭ с алгоритмом выполнения
I. Общие рекомендации по выполнению заданий аудирования
Прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать, какого вида аудирование вам предстоит выполнить.
Во время прослушивания можно делать заметки на страницах Кима. Переносить ответы в бланк ответов №1 только после полного выполнения задания.
После первого прослушивания надо отметить в черновике наиболее вероятные ответы.
Во время второго прослушивания следует уделить особое внимание информации, которая была упущена при первом прослушивании.
Будьте внимательны! Если вы в тексте слышите прямой повтор слова или словосочетания из вашего задания это не означает, что именно это будет правильным ответом, слушайте внимательно контекст и особое внимание уделяйте словам с отрицательным значением. Они могут соответствовать словам с утвердительным контекстом.
Не бойтесь незнакомых слов! Внимательно слушайте основной контекст, выделяйте ключевые слова и основной смысл текста.
Не оставляйте ни одного вопроса без ответа, даже если нет полной уверенности в его правильности. По окончании задания перенесите все свои варианты ответов в бланк.
II. Задание 1 и рекомендации к его выполнению.
Задание 1(первое задание раздела) – это задание базового уровня на понимание основного содержания прослушанного и установление соответствий.
Предлагается соотнести 7 высказываний и шесть кратких текстов, обозначенных буквами. Одно из высказываний является лишним. За каждый правильный ответ получаем 1 балл- максимально 6 баллов.
Перед прослушиванием текстов дается пауза для ознакомления с заданием.
Читаем утверждения и подчеркиваем ключевые слова, определяем тематику высказываний, пытаемся найти отличия между ними. Подчеркнув ключевые слова, думаем, какие синонимы могут появиться в текстах.
Во время первого прослушивания пытаемся уловить общий смысл текстов и найти соответствия в высказываниях, соотнося ключевые слова из текстов с подчеркнутыми в утверждениях. Даже если вы нашли не все соответствия после первого прослушивания надо занести свои ответы в черновик, поставив знаки вопросов там, где вы больше всего сомневаетесь. Во время второго прослушивания следует проверить правильность ответов, обращая особое внимание на то, в чем вы больше всего сомневались. Не следует забывать, что один вариант должен быть лишним.
Можно предложить экзаменуемым следующий алгоритм выполнения задания В1:
- Внимательно прочитать инструкцию и понять, что требуется сделать в задании.
- Прочитать формулировку задания, т.е. утверждения, (высказывания, заголовки, подзаголовки) A–G и подчеркнуть в них ключевые слова. Как правило, они близки тематически, поэтому следует искать различия, стараясь ответить на вопрос "Чем высказывания отличаются друг от друга?"
- Определив различия, следует подумать об ассоциациях, которые связаны с заголовками. Заголовок, подзаголовок и т.д. формулирует главную мысль фрагмента.
- В данном задании не требуется полное понимание текста, здесь необходимо быстро по ключевым словам уяснить основное содержание, не обращая внимания на слова, от которых не зависит общее понимание текста.
- После первого прослушивания следует отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.
- Во время второго прослушивания необходимо сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения. Задача – проверить правильность первоначальных ответов.
III. Задание 2 и рекомендации к его выполнению
Задания 2 (второе задание раздела)- это задание повышенного уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации- по формату это задание на выбор ответа из трех предложенных: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». Предлагаемый текст представлен в виде беседы, диалога в стандартных ситуация повседневного общения и семь утверждений связанных с темой этого текста. Для выполнения этого задания важно понимать разницу между вариантами « неверно» и « в тексте не сказано». Неверное утверждение содержит информацию, которая противоречит содержанию текста, а вариант « в тексте не сказано» означает, что информация по этому вопросу просто отсутствует, но не является неверной. Максимальное количество баллов за это задание-7.
Перед прослушиванием внимательно читаем утверждения, но не пытаемся определить правильный ответ заранее. Ответ зависит только от содержания текста, общие знания или ваши предположения могут вас подвести.
Просматривая утверждения, думаем, какого рода информация потребуется для определения правильного ответа. Порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует порядку предоставляемой информации в записи, но бывают и исключения, когда информация перемешана. Будьте внимательны! Если вы упустили какую-то информацию и слышите реплики, которые относятся к следующему этапу, не останавливайтесь и слушайте дальше внимательно, при втором прослушивание вы сможете восполнить пробел.
Во время первого прослушивания внимание концентрируем на соотнесение правильных и неправильных утверждений по тексту. Если мы не услышали нужной информации, то можно её выделить как «несказанную». Во время второго прослушивания проверяем “правильность” и особое внимание уделяем пропущенной информации. Заносим свои ответы в таблицу и не оставляем пустых мест.
Во время выполнения данного задания типичной ошибкой экзаменуемых является выбор положительного или отрицательного ответа без опоры на аудиотекст, исходя из собственных представлений и общих знаний, не учитывая разницу между вариантом "неверно" и " в тексте не сказано".
При выполнении задания 2 необходимо:
- Перед прослушиванием записи внимательно прочитать текст инструкции и сами утверждения.
- В этом задании не надо пытаться определить правильный ответ до прослушивания текста, т.к. ответ зависит исключительно от содержания текста. Общие знания и догадка в данном случае могут подвести.
- Следует также продумать, какого рода информация потребуется (например, цифры, время, имена собственные, какие-то детали), чтобы определить данное утверждение как верное, неверное или не упомянутое в тексте.
- Необходимо учитывать разницу между вариантом "Неверно" и вариантом "В тексте не сказано". Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит тексту, а вариант " В тексте не сказано" означает, что в тексте по этому поводу конкретной информации нет.
- В заданиях такого типа порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует тому порядку, в каком информация даётся в аудиозаписи.
- При прослушивании текста следует обратить внимание на отрицательные предложения, поскольку правильный ответ часто имеет форму утвердительного предложения, которое включает слово, противоположное по значению тому, что прозвучало в записи.
2. Определите, какие из приведенных утверждений А1-А7 соответствуют содержанию текста (1-True), какие не соответствуют (2-False), и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3-Notstated). Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись дважды.
A. The job gives Lisa an opportunity to travel abroad.
True 2. False 3. Not stated
B. The check-in process at the airport makes Lisa nervous.
True 2. False 3. Not stated
C. Lisa always feels comfortable during the flight.
True 2. False 3. Not stated
D. When on business trips Lisa doesn’t have to work long hours.
True 2. False 3. Not stated
E. On her business trips Lisa sings a lot of important contracts.
True 2. False 3. Not stated
F. Lisa spends a lot of money in duty-free shops.
True 2 False 3. Not stated
G. There is a computer in the business lounge for passengers that want to do some urgent work.
True 2 False 3. Not state
IV. Задание 3-9 и рекомендации к его выполнению
Здания 3-9 (третье задание раздела аудирование) – задание высокого уровня на полное понимание услышанного текста- по формату задание на множественный выбор.
Предлагается прослушать интервью, репортаж, радио-телепередачу и семь вопросов к услышанному. К каждому вопросу предлагается три варианта ответов и надо выбрать правильный, соответствующий содержанию услышанного. Максимальное количество баллов – 7.
В этих заданиях проверяется полное и детальное понимание текста, поэтому некоторые вопросы очень конкретны, нацелены на определенные моменты текста, другие связаны с общим содержанием, чувствами говорящего. Поэтому в этих задания надо не только услышать, но и логически интерпретировать, размышлять. Задания могу быть представлены как в виде вопросов, так и в виде незаконченных утвердительных предложений с вариантами концовки.
Если вопросы представляют собой полные предложения, надо прочитать только их перед прослушиванием, без вариантов ответов. Если же вопрос не закончен, надо читать его вместе с вариантом ответа. Найдите в вопросах ключевые слова и подумайте о синонимах. Порядок вопросов соответствует порядку информации в тексте, но есть вопросы, которые относятся ко всему тексту в целом.
Во время первого прослушивания надо отметить те варианты, которые вы считаете верными, при выборе ответа руководствуйтесь только той информацией, которая дается в тексте, а не вашими знаниями по этому вопросу. И правильные и неправильные могут включать слова и выражения из текста аудиозаписи, надо обращать внимание не столько на слова, сколько на контекст. Правильный ответ не обязательно включает всю ту информацию, которая звучит в записи.
Стратегии выполнения
I. До и во время первого прослушивания
1. В течение отведённого времени просмотреть все тестовые вопросы к данному тесту.
2. Найти в вопросах ключевые слова и подобрать к ним синонимы.
3. При первом прослушивании отмечать √ ответы, кажущиеся правильными. В случае сомнения целесообразно использовать ?
II. Во время второго прослушивания
1. Проверить ответы и восполнить недостающие.
2. Обратить особое внимание на общий смысл и на контекст, т.к. слова в аудиозаписи и в вариантах ответа могут быть одни и те же, но употребляться в разных контекстах.
3. Помнить, что и двух синонимичных вариантов ответа ни один не может быть правильным.
4. Помнить, что правильный ответ не обязательно включает всю информацию из аудиотекста.
III. Заключительный этап
1. Прочитать выбранные ответы все подряд.
2. Проверить, нет ли в выбранных ответах нарушенной логики и противоречий.