СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению открытого практического занятия Тема: «Паразитологические методы исследований»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 502.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению открытого практического занятия Тема: «Паразитологические методы исследований»»

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной»






Методические рекомендации для преподавателя по проведению открытого практического занятия

УД ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии



Тема: «Паразитологические методы исследований»





профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень подготовки)



















Самара, 2015год







ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________ Е.В.Матюшова


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:



Игнатова И.Ю., преподаватель филиала «СМСК»



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 502.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 34.02.01 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3 + поколения.







Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Алгоритмы деятельности

3.Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов

4. Контрольно-оценочные средства с эталонами ответов

5.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

6.Приложение


































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Паразитологические методы исследований»

Организационные формы: практическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, формирование умений навыков,

Вид традиционного занятия: практическое занятие (сообщающее обучение)

Методы обучения: частично-поисковый, погружение в профессиональную деятельность

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания по теме, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.



Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций

Общие компетенции:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья пациента и его окружения.

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет Микробиологии

Оснащение

Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.





Интеграция темы

Межпредметные связи

1.Латинский язык

2.Гигиена человека

Внутрипредметные связи

1. Основы экологической микробиологии. Микробиоценоз человека и окружающей среды

Выход: практическая деятельность медицинской сестры

После изучения темы студент должен

Уметь:

- проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;

- проводить простейшие микробиологические исследования;

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

- осуществлять профилактику распространения инфекции.

Знать:

- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,


































СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения практического занятия

тема: «Паразитологические методы исследований»


Название этапа

Содержание этапа

Цель

Время

1

Организационный

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих, определить тему и цель занятия.

Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание.

3 мин

2

Вводное слово преподавателя

Раскрыть актуальность темы.

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, подготовить к работе.


2 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний.

Устный, фронтальный опрос по основным вопросам темы.


Выяснить степень готовности к занятию и необходимость корректировки.

10 мин

4

Педагогический показ

Словесными, наглядными методами подготавливает к самостоятельной работе.

Подготовка студентов и создание мотивации для самостоятельной работы, визуализация знаний.


10мин.

5

Самостоятельная работа студентов

Выполняйте задания в рабочей тетради.



Решение типовых и ситуационных задач

Изучение алгоритма взятие соскоба на энтеробиоз

Отработка техники соскоба на энтеробиоз

Демонстрация манипуляций

Выработать умение работать с методическим материалом.

Выработка умения анализировать ситуацию.

Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию.



Отработка практических умений.


60 мин

7

Заключение.

Каждому студенту выставляется оценка с обоснованием. Сообщается домашнее задание.

Коррекция и оценка работы.

Создать мотивацию на самоподготовку к следующему занятию.

5 мин.

















































Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Работа с методическими

указаниями, учебниками, практикумами и тд.

Уважаемые студенты! Вы должны выполнить следующие задания: прочитайте учебную информацию в методических указаниях, учебник .

Выполняйте задания в рабочей тетради.

Выработать умение работать с методическим материалом.

10 мин

2

Самостоятельная работа студентов

Решение типовых и ситуационных задач



Изучение алгоритма взятие соскоба на энтеробиоз



Отработка техники соскоба на энтеробиоз

Демонстрация манипуляций

Выработка умения анализировать ситуацию.

Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию.



Отработка практических умений.


10





10





30

Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов



1. Устный, фронтальный опрос по основным вопросам темы.

1. Цикл развития каких паразитов проходит со сменой хозяина?

2. Кто является промежуточным хозяином у широкого лентеца?

3. Какой путь заражения острицами?

4. Яйца каких гельминтов можно обнаружить в кале?

5. Цикл развития какого гельминта проходит через легкие?

2. Ответьте на вопросы:

1. Назовите основного и промежуточного хозяина данного паразита.

2. Опишите жизненный цикл данного паразита и назовите вызываемое им заболевание.

3. Назовите заболевание, вызываемое данным паразитом, и его диагностику

4. Опишите жизненный цикл данного паразита и особенности диагностики

5. Назовите вид паразита и заболевания, переносчиками которых он является

6. Назовите виды паразитов и вызываемые ими заболевания



7. Опишите метод диагностики для выявления данного паразита

3. Решить задачи

Задача 1.

Стимул


Вы - м/с детского отделения.

Задачная формулировка.



Изучив источник в течение 10 минут:

1. Указать цель манипуляции.

2. Провести подготовку м/с к работе.

3. Подготовить оснащение для выполнения манипуляции.

4. Продемонстрировать выполнение манипуляции с обоснованием.


Источник информации


По назначению врача Вам необходимо провести соскоб на энтеробиоз у ребенка 3 лет.


4. Отработать практические манипуляции на фантоме по алгоритму.

1Взятие соскоба на энтеробиоз

5.Продемонстрировать манипуляцию преподавателю.

















Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.

2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.

3.Обуховец Т.П.Основы сестринского дела: Учеб.пособие /Т.П. Обуховец; Под ред.Б.В. Карабухина.-Изд.18-е доп.и пер. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012- С.766,

4.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.

45Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.

Электронные ресурсы

– ресурсы удалённого доступа:

1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp

3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru

4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru

5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html

6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru


















Приложение 1

Образец выполнения ситуационных задач

Количество баллов

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: обследование на энтеробиоз - 1 б.

Оценка: выполнено по 1 б., не выполнено 0 б

Максимальная сумма баллов по показателю: 1 балл.


ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.2

ПК 2.5

ПК 2.7

2

1

Подготовка м/с к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска - 0,5 б.

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки – 0,5 б.

Оценка: выполнено 0,5 б., не выполнено 0 б

Максимальная сумма баллов по показателю: 1 балл.

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.2

ПК 2.5

ПК 2.7


3

4

Подготовка оснащения для соскоба на энтеробиоз:

- предметные стекла (2шт)

- 50% р-р глицерина

- пипетка

- спичка, отточенная в виде лопатки (глазная палочка)

- бланк – направление

- стеклограф

- крафт-бумага, резиновое кольцо

Оценка: выполнено 4 б, не выполнено 0 б

Максимальная сумма баллов по показателю: 4 балла.


ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.2

ПК 2.5

ПК 2.7


4

24

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7


Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры – 2 б.

1. Формирование мотивации к сотрудничеству - 1 б.

2. Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления – 2 б

2. Обеспечение достоверности исследования – 1б.


ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7


3. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина – 2 б


ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7

Выполнение процедуры

4.Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его – 2 б


4. Создание положения, позволяющего правильно взять материал – 1б.


ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7


5. Смочить отточенный конец спички в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки – 2 б

5. Типичные места отложения яиц острицами – 1б.

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7




6. Сделать мазок спичкой по предметному стеклу в капле глицерина. На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом, и завернуть в крафт-бумагу

2 б

6. Глицерин является консервантом при исследовании на энтеробиоз.



Обеспечение достоверности результата исследования – 1б.

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7




Завершение процедуры



7. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их

Вымыть и осушить руки

2 б

7. Обеспечение инфекционной безопасности – 1б.




ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7



8. Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления

2 б

8. Раннее исследование взятого материала увеличивает процент положительных результатов

1б.

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7




Оценка: выполнено - 2 б., не выполнено – 0 б.

Максимальная сумма баллов за алгоритм – 16 баллов.

Обоснование за каждый пункт – 1 б, нет обоснования – 0 б. Максимальная сумма баллов за обоснование – 8 баллов.

Максимальная сумма по показателю – 24 балла.

Максимальное количество баллов по всему заданию: 30 баллов


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценочная шкала:

28 - 30 баллов - «отлично»

25 -27 баллов - «хорошо»

25 баллов и менее - «неудовлетворительно»