Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению открытого практического занятия
УД ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии
Тема: «Паразитологические методы исследований»
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2015год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________ Е.В.Матюшова | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Игнатова И.Ю., преподаватель филиала «СМСК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 502.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 34.02.01 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3 + поколения.
Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Алгоритмы деятельности
3.Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов
4. Контрольно-оценочные средства с эталонами ответов
5.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
6.Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
УД «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема «Паразитологические методы исследований»
Организационные формы: практическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, формирование умений навыков,
Вид традиционного занятия: практическое занятие (сообщающее обучение)
Методы обучения: частично-поисковый, погружение в профессиональную деятельность
Цели и задачи занятия
Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.
Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания по теме, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.
Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья пациента и его окружения.
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет Микробиологии
Оснащение
Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Интеграция темы
Межпредметные связи
1.Латинский язык
2.Гигиена человека
Внутрипредметные связи
1. Основы экологической микробиологии. Микробиоценоз человека и окружающей среды
Выход: практическая деятельность медицинской сестры
После изучения темы студент должен
Уметь:
- проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
- проводить простейшие микробиологические исследования;
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
- осуществлять профилактику распространения инфекции.
Знать:
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения практического занятия
тема: «Паразитологические методы исследований»
№ | Название этапа | Содержание этапа | Цель | Время |
1 | Организационный | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих, определить тему и цель занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание. | 3 мин |
2 | Вводное слово преподавателя | Раскрыть актуальность темы. | Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, подготовить к работе. | 2 мин. |
3 | Контроль исходного уровня знаний. | Устный, фронтальный опрос по основным вопросам темы. | Выяснить степень готовности к занятию и необходимость корректировки. | 10 мин |
4 | Педагогический показ | Словесными, наглядными методами подготавливает к самостоятельной работе. | Подготовка студентов и создание мотивации для самостоятельной работы, визуализация знаний. | 10мин. |
5 | Самостоятельная работа студентов | Выполняйте задания в рабочей тетради.
Решение типовых и ситуационных задач Изучение алгоритма взятие соскоба на энтеробиоз Отработка техники соскоба на энтеробиоз Демонстрация манипуляций | Выработать умение работать с методическим материалом. Выработка умения анализировать ситуацию. Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию.
Отработка практических умений. | 60 мин |
7 | Заключение. | Каждому студенту выставляется оценка с обоснованием. Сообщается домашнее задание. | Коррекция и оценка работы. Создать мотивацию на самоподготовку к следующему занятию. | 5 мин. |
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Работа с методическими указаниями, учебниками, практикумами и тд. | Уважаемые студенты! Вы должны выполнить следующие задания: прочитайте учебную информацию в методических указаниях, учебник . Выполняйте задания в рабочей тетради. | Выработать умение работать с методическим материалом. | 10 мин |
2 | Самостоятельная работа студентов | Решение типовых и ситуационных задач
Изучение алгоритма взятие соскоба на энтеробиоз
Отработка техники соскоба на энтеробиоз Демонстрация манипуляций | Выработка умения анализировать ситуацию. Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию.
Отработка практических умений. | 10
10
30 |
Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов
1. Устный, фронтальный опрос по основным вопросам темы.
1. Цикл развития каких паразитов проходит со сменой хозяина?
2. Кто является промежуточным хозяином у широкого лентеца?
3. Какой путь заражения острицами?
4. Яйца каких гельминтов можно обнаружить в кале?
5. Цикл развития какого гельминта проходит через легкие?
2. Ответьте на вопросы:
1. Назовите основного и промежуточного хозяина данного паразита.

2. Опишите жизненный цикл данного паразита и назовите вызываемое им заболевание.

3. Назовите заболевание, вызываемое данным паразитом, и его диагностику

4. Опишите жизненный цикл данного паразита и особенности диагностики

5. Назовите вид паразита и заболевания, переносчиками которых он является

6. Назовите виды паразитов и вызываемые ими заболевания

7. Опишите метод диагностики для выявления данного паразита


3. Решить задачи
Задача 1.
Стимул | Вы - м/с детского отделения. |
Задачная формулировка. | Изучив источник в течение 10 минут: 1. Указать цель манипуляции. 2. Провести подготовку м/с к работе. 3. Подготовить оснащение для выполнения манипуляции. 4. Продемонстрировать выполнение манипуляции с обоснованием. |
Источник информации | По назначению врача Вам необходимо провести соскоб на энтеробиоз у ребенка 3 лет. |
4. Отработать практические манипуляции на фантоме по алгоритму.
1Взятие соскоба на энтеробиоз
5.Продемонстрировать манипуляцию преподавателю.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основные источники
1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.
2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.
3.Обуховец Т.П.Основы сестринского дела: Учеб.пособие /Т.П. Обуховец; Под ред.Б.В. Карабухина.-Изд.18-е доп.и пер. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012- С.766,
4.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.
45Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.
Электронные ресурсы
– ресурсы удалённого доступа:
1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp
3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru
4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru
5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html
6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru
Приложение 1
Образец выполнения ситуационных задач
№ | Количество баллов | Содержание задания | Проверяемые ОК, ПК |
1 | 1 | Определение цели выполнения манипуляции Цель: обследование на энтеробиоз - 1 б. Оценка: выполнено по 1 б., не выполнено 0 б Максимальная сумма баллов по показателю: 1 балл. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.2 ПК 2.5 ПК 2.7 |
2 | 1 | Подготовка м/с к работе Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска - 0,5 б. Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки – 0,5 б. Оценка: выполнено 0,5 б., не выполнено 0 б Максимальная сумма баллов по показателю: 1 балл. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.2 ПК 2.5 ПК 2.7 |
3 | 4 | Подготовка оснащения для соскоба на энтеробиоз: - предметные стекла (2шт) - 50% р-р глицерина - пипетка - спичка, отточенная в виде лопатки (глазная палочка) - бланк – направление - стеклограф - крафт-бумага, резиновое кольцо Оценка: выполнено 4 б, не выполнено 0 б Максимальная сумма баллов по показателю: 4 балла. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.2 ПК 2.5 ПК 2.7 |
4 | 24 | Алгоритм выполнения | ОК1-ОК4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре |
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры – 2 б. | 1. Формирование мотивации к сотрудничеству - 1 б. |
2. Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления – 2 б | 2. Обеспечение достоверности исследования – 1б. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
3. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина – 2 б | | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
Выполнение процедуры |
4.Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его – 2 б | 4. Создание положения, позволяющего правильно взять материал – 1б. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
5. Смочить отточенный конец спички в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки – 2 б | 5. Типичные места отложения яиц острицами – 1б. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
| | 6. Сделать мазок спичкой по предметному стеклу в капле глицерина. На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом, и завернуть в крафт-бумагу – 2 б | 6. Глицерин является консервантом при исследовании на энтеробиоз.
Обеспечение достоверности результата исследования – 1б. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
| | Завершение процедуры |
| | 7. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их Вымыть и осушить руки – 2 б | 7. Обеспечение инфекционной безопасности – 1б.
| ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.7 |
| | 8. Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления – 2 б | 8. Раннее исследование взятого материала увеличивает процент положительных результатов – 1б. | ОК1-ОК4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 2.7 |
| | Оценка: выполнено - 2 б., не выполнено – 0 б. Максимальная сумма баллов за алгоритм – 16 баллов. Обоснование за каждый пункт – 1 б, нет обоснования – 0 б. Максимальная сумма баллов за обоснование – 8 баллов. Максимальная сумма по показателю – 24 балла. Максимальное количество баллов по всему заданию: 30 баллов | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценочная шкала:
28 - 30 баллов - «отлично»
25 -27 баллов - «хорошо»
25 баллов и менее - «неудовлетворительно»