ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий
УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
Тема: «Распространение микроорганизмов в природе»
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 33.02.01 Фармация
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2016 год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________ | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.
Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Конспект теоретического материала
3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 33.02.01 Фармация
УД «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема «Распространение микроорганизмов в природе»
Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная
Тип занятия: изучение нового материала
Вид традиционного занятия: информационная лекция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Цели и задачи занятия
Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.
Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.
Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Общие компетенции:
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет Микробиологии
Оснащение
Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Интеграция темы
Межпредметные связи
1.Латинский язык
2.Гигиена человека
Внутрипредметные связи
1.Физиология бактерий
Выход:практическая деятельность фармацевта
После изучения темы студент должен
Уметь:
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
Знать:
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения теоретического занятия
тема: «Классификация микроорганизмов»
№ | Название | Описание | Цель | Время |
1. | Организационные вопросы. | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание. | 3 мин. |
2. | Вводное слово. | Раскрыть важность и актуальность темы. | Активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях | 2 мин. |
3. | Изучение нового материала по теме: « Распространение микроорганизмов в природе»
клетки Название». | Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме. | Приобретение новых знаний. Закрепить мотив к познанию данных вопросов на практическом занятии. | 75 мин. |
4 | Закрепление | Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов. | Выяснить степень достижения цели. | 5 мин. |
5. | Заключение. | Итог. Объявление темы следующей лекции: «Нормальная микрофлора человека». Задание на дом: ответить на вопросы. | Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома | 5 мин. |
Конспект теоретического материала
Распространение микроорганизмов в природе
Микроорганизмы широко распространены в окружающей среде — воздухе, воде, почве. Они принимают участие во многих важных процессах, происходящих в биосфере: круговорот веществ, в том числе усвоение азота из воздуха, процесс утилизации органических отходов жизнедеятельности всех макроорганизмов (растений, животных, людей) и др.
Микрофлора воздуха
Состав микрофлоры воздуха разнообразен и значительно изменяется в зависимости от условий. Микроорганизмы в воздухе могут находиться только временно, так как в нем отсутствует необходимая питательная среда. Загрязнение воздуха микробами происходит из почвы, от животных, людей и растений. В воздухе могут находиться споры бактерий, грибов, дрожжи, различные микрококки и др. Воздух верхних слоев атмосферы, а также горный и морской воздух содержит очень мало микроорганизмов. В населенных местах их значительно больше, особенно в летнее время.
Количество микроорганизмов в жилых помещениях зависит от их санитарно-гигиенического состояния, воздух считается чистым при содержании в 1 м3 не более 1500 бактерий и 16 стрептококков. Наиболее загрязняется воздух в помещениях при скоплении людей и плохой работе вентиляции.
Воздух может служить фактором передачи респираторных вирусных заболеваний (ОРВИ), гриппа, туберкулеза, дифтерии, стафилококковой инфекции и др. Патогенные микроорганизмы выделяются больными людьми или бактерионосителями при кашле, чихании и т. п.
В воздухе цехов предприятий питания патогенные микроорганизмы должны отсутствовать, общее количество микробов в 1 м3 не должно превышать 100-500 бактерий. Микробная обсемененность воздуха значительно снижается при хорошей работе вентиляции, наличии бактерицидных фильтров для подаваемого воздуха, регулярной влажной уборке помещений. В холодных и кондитерских цехах рекомендуется использование бактерицидных ламп.
Микрофлора воды
В воде количество микроорганизмов значительно выше, чем в воздухе, так как многие из них способны жить и развиваться в воде. В 1 мл (см3) воды поверхностных источников может находиться до миллиона микробов. В артезианской воде микробов очень мало.
Поверхностные воды рек, озер, водохранилищ загрязняются сточными водами населенных пунктов, промышленных предприятий и животноводческих ферм. Микробное загрязнение воды возрастает также после обильных дождей и весеннего половодья. Проточные водоемы (реки, каналы) обладают способностью к самоочищению, количество микробов ниже места загрязнения реки может существенно не изменяться, а через некоторое время чистота воды в реке восстанавливается.
Вода служит фактором передачи кишечных инфекций (дизентерии, холеры, брюшного тифа и др.), возбудители которых попадают в нее со сточными водами. Многие патогенные микроорганизмы (холерный вибрион, возбудитель туберкулеза и др.) могут сохраняться в воде до нескольких месяцев.
На предприятиях питания должна использоваться вода только питьевого качества, прошедшая очистку и обезвреживание.
Микрофлора почвы
Почва — естественная среда микроорганизмов, принимающих участие в круговороте веществ в природе. Микробы из почвы попадают в воздух и воду.
В 1 г почвы находится несколько миллиардов самых разнообразных микроорганизмов: гнилостные аэробные и анаэробные бактерии, азотфиксирующие, нитрофицирующие и другие бактерии, актиномицеты, грибы, простейшие. Особенно длительно в почве находятся споры бактерий и грибов. Наибольшее количество микробов содержится на глубине 5-10 см. Почвенные микроорганизмы осуществляют процесс минерализации органических отходов с образованием гумуса, обеспечивающего плодородие почвы.
Болезнетворные микроорганизмы попадают в почву с выделениями больных людей и животных, с отбросами, с трупами крыс и других животных. Возбудители кишечных инфекций могут находиться в почве от нескольких дней до месяца, иногда дольше. Споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и газовой гангрены могут сохраняться в почве десятки лет. Загрязнение продуктов болезнетворными микробами из почвы представляет большую опасность заболевания людей.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основные источники
1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.
2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.
3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.
4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.
Электронные ресурсы
– ресурсы удалённого доступа:
1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp
3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru
4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru
5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html
6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru
7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.