СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Физиология микроорганизмов» профессионального цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальность  33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Физиология микроорганизмов»

Организационные формы:  Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия:  изучение нового материала

Вид традиционного занятия:  информационная лекция  

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Физиология микроорганизмов» профессионального цикла»





ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»







Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий

УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»



Тема: «Физиология микроорганизмов»

профессионального цикла



программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)











Самара, 2016 год













ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.






Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Конспект теоретического материала

3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета










































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Физиология микроорганизмов»

Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия: изучение нового материала

Вид традиционного занятия: информационная лекция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.





Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций

Общие компетенции:

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет Микробиологии

Оснащение

Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Интеграция темы

Межпредметные связи

1.Латинский язык

2.Гигиена человека

Внутрипредметные связи

1. Экология микроорганизмов

Выход:практическая деятельность фармацевта

После изучения темы студент должен

Уметь:

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

Знать:

- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;





СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия

тема: «Физиология микроорганизмов»

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание.

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

2 мин.

3.

Изучение нового материала по теме: « Физиология микроорганизмов»







клетки

Название».

Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме.

Приобретение новых знаний.

Закрепить мотив к

познанию данных вопросов на практическом занятии.


75 мин.

4

Закрепление


Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов.

Выяснить степень достижения цели.

5 мин.

5.

Заключение.

Итог. Объявление темы следующей лекции: «Распространение микроорганизмов в природе». Задание на дом: ответить на вопросы.

Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома

5 мин.













Конспект теоретического материала

Физиология микроорганизмов




Физиология микроорганизмов изучает особенности развития, питания, энергетического обмена и других процессов жизнедеятельности микробов в различных условиях среды.

Питание микроорганизмов

Питание микробов осуществляется путем диффузии через оболочку и мембрану растворенных в воде питательных веществ. Нерастворимые сложные органические соединения предварительно расщепляются вне клетки с помощью ферментов, выделяемых микробами в субстрат.

По способу питания микроорганизмы разделяют на аутотрофные и гетеротрофные.

Аутотрофы способны синтезировать из неорганических веществ (в основном углекислого газа, неорганического азота и воды) органические соединения. В качестве источника энергии для синтеза данные микробы используют световую энергию (фотосинтез) или энергию окислительных реакций (хемосинтез).

Гетеротрофы используют для питания в основном готовые органические соединения. Микробы, питающиеся органическими веществами отмерших животных или растительных организмов, называют сапрофитами. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся бактерии гниения, грибы и дрожжи. Паратрофные микроорганизмы, или паразиты, живут за счет питательных веществ живых клеток организма хозяина. К паратрофам относится большинство болезнетворных микробов.

Обмен веществ и состав микроорганизмов

Все реакции обмена веществ в микробной клетке происходят при помощи биологических катализаторов -ферментов. Важно знать, что большинство ферментов состоят из белковой части и простетической небелковой группы. В простетическую группу могут входить такие металлы, как железо, медь, кобальт, цинк, а также витамины или их производные. Некᴏᴛᴏᴩые ферменты состоят только из простых белков. Ферменты специфичны и действуют только на одно определенное вещество. По϶ᴛᴏму в каждом микроорганизме находится целый комплекс ферментов, причем некᴏᴛᴏᴩые ферменты способны выделяться наружу, где участвуют в подготовке к уϲʙᴏению сложных органических соединений. Ферменты микроорганизмов могут быть использованы в пищевой и других видах промышленности.

Вода. Микробная клетка на 75-85 % состоит из воды. Важно знать, что большая часть воды находится в цитоплазме клетки в ϲʙᴏбодном состоянии. В воде протекают все биохимические процессы обмена веществ, вода будет также растворителем данных веществ, так как питательные вещества поступают в клетку только в виде раствора, а продукты обмена удаляются из клетки тоже с водой. Часть воды в клетке находится в связанном состоянии и входит в состав некᴏᴛᴏᴩых клеточных структур. В спорах бактерий и грибов количество ϲʙᴏбодной воды снижено до 50 % и менее. При значительной потере связанной воды микробная клетка погибает.

Органические вещества микробной клетки представлены белками (6-14 %), жирами (1-4%), углеводами, нуклеиновыми кислотами.

Белки — основной пластический материал любой живой клетки, и микробной в т.ч.. Белки составляют основу цитоплазмы, входят в состав оболочки клетки и некᴏᴛᴏᴩые клеточные структуры. Стоит заметить, что они выполняют очень важную каталитическую функцию, так как входят в состав ферментов, катализирующих реакции обмена в микробной клетке.

В клетке микробов содержатся дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). ДНК находится в основном в ядре клетки или нуклеотидах, РНК — в цитоплазме и рибосомах, где участвует в синтезе белка.

Содержание жиров у различных микроорганизмов различно, у некᴏᴛᴏᴩых дрожжей и плесеней оно выше в 6-10 раз, чем у бактерий. Жиры (липиды) будут энергетическим материалом клетки. Жиры в виде липопротеидов входят в состав цитоплазматической мембраны, кᴏᴛᴏᴩая реализует важную функцию в обмене клетки с окружающей средой. Жиры могут находиться в цитоплазме в виде гранул или капелек.

Углеводы входят в состав оболочек, капсул и цитоплазмы. Стоит заметить, что они представлены в основном сложными углеводами — полисахаридами (крахмал, декстрин, гликоген, клетчатка), могут быть в соединении с белками или липидами. Углеводы могут откладываться в цитоплазме в виде зерен гликогена, как запасного энергетического материала.

Минеральные вещества (фосфор, натрий, магний, хлор, сера и др.) входят в состав белков и ферментов микробной клетки, они необходимы для обмена веществ и поддержания нормального внутриклеточного осмотического давления.

Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности микроорганизмов. Стоит заметить, что они участвуют в процессах обмена веществ, так как входят в состав многих ферментов. Витаминытрадиционно должны поступать с пищей, однако некᴏᴛᴏᴩые микробы обладают способностью синтезировать витамины, например Вили В12.

Дыхание микроорганизмов

Процессы биосинтеза веществ микробной клетки протекают с затратой энергии. Важно знать, что большинство микробов используют энергию химических реакций с участием кислорода воздуха. Этот процесс окисления питательных веществ с выделением энергии называется дыханием. Энергия выϲʙᴏбождается при окислении неорганических (аутотрофы) или органических (гетеротрофы) веществ.

Аэробные микроорганизмы (аэробы) используют энергию, выделяемую при окислении органических веществ кислородом воздуха с образованием неорганических веществ, углекислого газа и воды. К аэробам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся многие бактерии, грибы и некᴏᴛᴏᴩые дрожжи. В качестве источника энергии они чаше всего используют углеводы.

Анаэробные микроорганизмы (анаэробы) не используют для дыхания кислород, они живут и размножаются при отсутствии кислорода, получая энергию в результате процессов брожения. Анаэробами будут бактерии из рода клостридий (ботулиновая палочка и палочка перфрингенс), маслянокислые бактерии и др.

В анаэробных условиях проходят спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение, при ϶ᴛᴏм процесс превращения глюкозы в спирт, молочную или масляную кислоту происходят с выделением энергии. Около 50 % выделенной энергии рассеивается в виде тепла, а остальная часть аккумулируется в АТФ (аденозинтрифосфорная кислота).

Некᴏᴛᴏᴩые микроорганизмы способны жить как в присутствии кислорода, гак и без него. Учитывая зависимость от условий среды они могут переходить с анаэробных процессов получения энергии на аэробные, и наоборот. Нужно помнить, такие микроорганизмы называются факультативными анаэробами.




















































Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.

2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.

3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.

4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.

Электронные ресурсы

– ресурсы удалённого доступа:

1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp

3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru

4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru

5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html

6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru

7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.