СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Иммунная система» профессионального цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальность  33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Иммунная система»

Организационные формы:  Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия:  изучение нового материала

Вид традиционного занятия:  информационная лекция  

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Иммунная система» профессионального цикла»





ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»







Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий

УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»



Тема: «Иммунная система»

профессионального цикла



программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)











Самара, 2016 год













ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.






Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Конспект теоретического материала

3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета










































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Иммунная система»

Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия: изучение нового материала

Вид традиционного занятия: информационная лекция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.





Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций

Общие компетенции:

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.


Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет Микробиологии

Оснащение

Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.



Интеграция темы

Межпредметные связи

1.Латинский язык

2.Гигиена человека

3. Инфекционные болезни

Внутрипредметные связи

1.Иммунитет

Выход: практическая деятельность фармацевта

После изучения темы студент должен

Уметь:

- осуществлять профилактику распространения инфекции.

Знать:

- факторы иммунитета, его значение для человека и общества.




СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия

тема: «Классификация микроорганизмов»

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание.

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

2 мин.

3.

Изучение нового материала по теме: «Иммунная система»







клетки

Название».

Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме.

Приобретение новых знаний.

Закрепить мотив к

познанию данных вопросов на практическом занятии.


75 мин.

4

Закрепление


Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов.

Выяснить степень достижения цели.

5 мин.

5.

Заключение.

Итог. Объявление темы следующей лекции: «Иммунный статус». Задание на дом: ответить на вопросы.

Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома

5 мин.













Конспект теоретического материала

ИММУННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Для осуществления специфической функции надзора за постоянством внутренней среды организма, сохранения его биологической и видовой индивидуальности, защиты от появления генетически чужеродных молекул и клеток в организме человека существует иммунная система. Эта система достаточно древняя: ее зачатки обнаружены еще у круглоротых. Принцип действия иммунной системы основан на распознавании «свой – чужой».

Иммунная система – это специализированная, анатомически обособленная лимфоидная ткань. Она «разбросана» по всему организму в виде различных лимфоидных образований и отдельных клеток. Суммарная масса этой ткани составляет 1 – 2 % массы тела. Анатомически иммунная система подразделена на центральные и периферические органы. К центральным органам относится костный мозг и тимус (вилочковая железа), а к периферическим – лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани [групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), миндалины], а также селезенка, кровь и лимфа. Основу лимфоидной ткани составляют эпителиальные и ретикулярные клетки. Основными функциональными клетками являются лимфоциты. Их число в организме достигает 10 . Кроме лимфоцитов, к функциональным клеткам в составе лимфоидной ткани относят мононуклеарные и гранулярные лейкоциты и тучные клетки. Часть клеток сосредоточена в отдельных органах иммунной системы, другие клетки свободно перемещаются по всему организму.

Центральные органы иммунной системы

Центральными органами иммунной системы являются костный мозг и

вилочковая железа , или тимус. Это органы воспроизведения клеток иммунной системы. Здесь происходят «рождение», размножение (пролиферация), дифференцировка и «обучение» иммунокомпетентных клеток. Внутри тела человека эти органы имеют как бы центральное расположение.

Костный мозг локализуется в губчатом веществе костей (эпифизы трубчаты костей, грудина). В костном мозге находятся полипотентные стволовые клетки (П П С К), которые являются родоначальниками всех форменных элементов крови и соответственно иммунокомпетентных клеток. В строме костного мозга происходят дифференцировка и размножение популяции В- лимфоцитов, которые затем разносятся по всему организму кровотоком. Здесь же образуются предшественники лимфоцитов, которые впоследствии мигрируют в тимус, - это популяция Т- лимфоцитов.

Фагоциты и их предшественники также образуются в костном мозге. Вилочковая железа (тимус, или зобная железа) располагается в верхней части загрудинного пространства. Этот орган появляется в период внутриутробного развития, к моменту рождения достигает массы 10 – 15 г. Тимус окончательно созревает к 5- летнему возрасту, а максимального размера достигает к 10 – 12 годам жизни (масса 30 – 40 г). После периода полового созревания начинается инволюция органа – происходит замещение лимфоидной ткани жировой и соединительной. Тимус имеет дольчатое строение. В его структуре различают мозговой и корковый слои. В строме тимуса находится большое количество эпителиальных клеток – тимоцитов («клетки- няньки»), которые своими отростками образуют мелкоячеистую сеть, где располагаются лимфоциты.

Предшественники Т- лимфоцитов, которые образовались из стволовой клетки в костном мозге, поступают в корковый слой тимуса. Здесь под влиянием гормонов тимуса (тимозин, тимопоэтин и др), иммуноцитокинов и других факторов микроокружения предшественники активно размножаются и дифференцируются (превращаются) в зрелые Т- лимфоциты. Кроме того, в этой зоне происходит «обучение» Т- лимфоцитов распознаванию чужеродных антигенных детерминант. При этом клетки, которые воспринимают биополимеры собственного организма как чужеродные, нейтрализуются и уничтожаются.

Зрелые формы Т- лимфоцитов мигрируют с кровотоком из тимуса в другие органы и ткани.

Созревание и «обучение» Т- лимфоцитов в тимусе имеют важное значение для формирования иммунитета. Отмечено, что отсутствие или недоразвитие тимуса ведет к резкому снижению эффективности иммунной защиты макроорганизма. Такое явление наблюдается при врожденном дефекте развития тимуса – аплазии или гипоплазии органа, его хирургическом удалении или радиационном поражении.



ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ



К периферическим органам и тканям иммунной системы относят селезенку, аппендикс, миндалины глоточного кольца , групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), лимфатические узлы, кровь, лимфу и др. В этих органах локализуются иммунокомпетентные клетки, которые непосредственно осуществляют иммунный надзор, а также размножаются и претерпевают окончательную дифференцировку. В функциональном плане периферические органы иммунной системы могут быть подразделены на органы контроля жидких сред организма (лимфатические узлы, селезенка), контроля его кожных и слизистых покровов (лимфатические фолликулы) и контроля внутренней среды (тканевые мигрирующие клетки).

Групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки) являются скоплением лимфоидной ткани в слизистой оболочке тонкой кишки. Такие образования также находятся в червеобразном отростке слепой кишки – аппендиксе. Кроме того, на всем протяжении Ж К Т, начиная с пищевода и кончая анальным отверстием, располагаются единичные лимфатические фолликулы. Они обеспечивают местный иммунитет слизистой оболочки кишки и ее просвета, а также регулируют видовой и количественный состав микрофлоры кишки.

Скопление лимфоидных элементов в виде миндалин глоточного кольца обеспечивает местный иммунитет в носоглотке, ротовой полости и верхних дыхательных путях, защищает их слизистые оболочки от внедрения микробов и других генетически чужеродных агентов воздушно- капельным или воздушно- пылевым путем, а также регулирует видовой и количественный состав локальной нормальной микрофлоры.

Лимфатические узлы – мелкие округлые анатомические образования бобовидной формы, которые располагаются по ходу лимфатических сосудов. Каждый участок тела имеет региональные лимфатические узлы. В организме человека насчитывается до 1 000 лимфатических узлов. Лимфатические узлы выполняют функцию биологического сита: через них фильтруется лимфа, задерживаются и концентрируются антигены. В пределах узла происходит антигенная стимуляция иммунокомпетентных клеток и включается система специфического иммунного реагирования, направленная на обезвреживание антигена.

Разной степени зрелости. Т- и В - лимфоциты составляют подавляющее большинство иммунокомпетентных клеток лимфатического узла. Они постоянно мигрируют в крово - и лимфоток и обратно. В строме узла также много ретикулярных дендритных клеток и фагоцитов. Они захватывают и перерабатывают антигены.

Селезенка – орган, через который фильтруется вся кровь. Он располагается в левой подвздошной области и имеет дольчатое строение. В селезенке различают первичные лимфоидные фолликулы, кторые окружают артерии по их ходу, и вторичные, располагающиеся на границах первичных фолликулов. Периартериальные лимфоидные скопления заселены преимущественно Т- лимфоцитами, а вторичные – В- лимфоцитами и плазматическими клетками. Кроме того, в строме селезенки обнаруживают фагоциты и ретикулярные дендритные клетки. В селезенке, как в сите, задерживаются антигены, оказавшиеся в кровотоке, и «состарившиеся» эритроциты. Поэтому этот орган еще называют «кладбищем эритроцитов». Здесь происходят антигенная стимуляция иммунокомпетентных клеток, развитие специфической иммунной реакции на антиген и обезвреживание последнего.

Лимфа – жидкая ткань организма, которая содержится в лимфатических сосудах и узлах. Она включает в себя все соединения, поступающие из межклеточной жидкости. Основными и практически единственными клетками лимфы являются лимфоциты. В ее составе эти клетки осуществляют кругооборот в организме.

Кровь – относится к периферическим органам иммунитета. В ней циркулируют предшественники и зрелые Т- и В- лимфоциты, полиморфно- ядерные лейкоциты, моноциты. Лимфоциты составляют 30 % общего количества лейкоцитов.















Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.

2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.

3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.

4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.

Электронные ресурсы

– ресурсы удалённого доступа:

1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp

3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru

4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru

5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html

6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru

7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.