ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий
УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
Тема: «Иммунная система»
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 33.02.01 Фармация
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2016 год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________ | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.
Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Конспект теоретического материала
3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 33.02.01 Фармация
УД «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема «Иммунная система»
Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная
Тип занятия: изучение нового материала
Вид традиционного занятия: информационная лекция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Цели и задачи занятия
Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.
Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.
Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Общие компетенции:
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет Микробиологии
Оснащение
Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Интеграция темы
Межпредметные связи
1.Латинский язык
2.Гигиена человека
3. Инфекционные болезни
Внутрипредметные связи
1.Иммунитет
Выход: практическая деятельность фармацевта
После изучения темы студент должен
Уметь:
- осуществлять профилактику распространения инфекции.
Знать:
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества.
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения теоретического занятия
тема: «Классификация микроорганизмов»
№ | Название | Описание | Цель | Время |
1. | Организационные вопросы. | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание. | 3 мин. |
2. | Вводное слово. | Раскрыть важность и актуальность темы. | Активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях | 2 мин. |
3. | Изучение нового материала по теме: «Иммунная система»
клетки Название». | Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме. | Приобретение новых знаний. Закрепить мотив к познанию данных вопросов на практическом занятии. | 75 мин. |
4 | Закрепление | Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов. | Выяснить степень достижения цели. | 5 мин. |
5. | Заключение. | Итог. Объявление темы следующей лекции: «Иммунный статус». Задание на дом: ответить на вопросы. | Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома | 5 мин. |
Конспект теоретического материала
ИММУННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА Для осуществления специфической функции надзора за постоянством внутренней среды организма, сохранения его биологической и видовой индивидуальности, защиты от появления генетически чужеродных молекул и клеток в организме человека существует иммунная система. Эта система достаточно древняя: ее зачатки обнаружены еще у круглоротых. Принцип действия иммунной системы основан на распознавании «свой – чужой».
Иммунная система – это специализированная, анатомически обособленная лимфоидная ткань. Она «разбросана» по всему организму в виде различных лимфоидных образований и отдельных клеток. Суммарная масса этой ткани составляет 1 – 2 % массы тела. Анатомически иммунная система подразделена на центральные и периферические органы. К центральным органам относится костный мозг и тимус (вилочковая железа), а к периферическим – лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани [групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), миндалины], а также селезенка, кровь и лимфа. Основу лимфоидной ткани составляют эпителиальные и ретикулярные клетки. Основными функциональными клетками являются лимфоциты. Их число в организме достигает 10 . Кроме лимфоцитов, к функциональным клеткам в составе лимфоидной ткани относят мононуклеарные и гранулярные лейкоциты и тучные клетки. Часть клеток сосредоточена в отдельных органах иммунной системы, другие клетки свободно перемещаются по всему организму.
Центральные органы иммунной системы
Центральными органами иммунной системы являются костный мозг и
вилочковая железа , или тимус. Это органы воспроизведения клеток иммунной системы. Здесь происходят «рождение», размножение (пролиферация), дифференцировка и «обучение» иммунокомпетентных клеток. Внутри тела человека эти органы имеют как бы центральное расположение.
Костный мозг локализуется в губчатом веществе костей (эпифизы трубчаты костей, грудина). В костном мозге находятся полипотентные стволовые клетки (П П С К), которые являются родоначальниками всех форменных элементов крови и соответственно иммунокомпетентных клеток. В строме костного мозга происходят дифференцировка и размножение популяции В- лимфоцитов, которые затем разносятся по всему организму кровотоком. Здесь же образуются предшественники лимфоцитов, которые впоследствии мигрируют в тимус, - это популяция Т- лимфоцитов.
Фагоциты и их предшественники также образуются в костном мозге. Вилочковая железа (тимус, или зобная железа) располагается в верхней части загрудинного пространства. Этот орган появляется в период внутриутробного развития, к моменту рождения достигает массы 10 – 15 г. Тимус окончательно созревает к 5- летнему возрасту, а максимального размера достигает к 10 – 12 годам жизни (масса 30 – 40 г). После периода полового созревания начинается инволюция органа – происходит замещение лимфоидной ткани жировой и соединительной. Тимус имеет дольчатое строение. В его структуре различают мозговой и корковый слои. В строме тимуса находится большое количество эпителиальных клеток – тимоцитов («клетки- няньки»), которые своими отростками образуют мелкоячеистую сеть, где располагаются лимфоциты.
Предшественники Т- лимфоцитов, которые образовались из стволовой клетки в костном мозге, поступают в корковый слой тимуса. Здесь под влиянием гормонов тимуса (тимозин, тимопоэтин и др), иммуноцитокинов и других факторов микроокружения предшественники активно размножаются и дифференцируются (превращаются) в зрелые Т- лимфоциты. Кроме того, в этой зоне происходит «обучение» Т- лимфоцитов распознаванию чужеродных антигенных детерминант. При этом клетки, которые воспринимают биополимеры собственного организма как чужеродные, нейтрализуются и уничтожаются.
Зрелые формы Т- лимфоцитов мигрируют с кровотоком из тимуса в другие органы и ткани.
Созревание и «обучение» Т- лимфоцитов в тимусе имеют важное значение для формирования иммунитета. Отмечено, что отсутствие или недоразвитие тимуса ведет к резкому снижению эффективности иммунной защиты макроорганизма. Такое явление наблюдается при врожденном дефекте развития тимуса – аплазии или гипоплазии органа, его хирургическом удалении или радиационном поражении.
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
К периферическим органам и тканям иммунной системы относят селезенку, аппендикс, миндалины глоточного кольца , групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), лимфатические узлы, кровь, лимфу и др. В этих органах локализуются иммунокомпетентные клетки, которые непосредственно осуществляют иммунный надзор, а также размножаются и претерпевают окончательную дифференцировку. В функциональном плане периферические органы иммунной системы могут быть подразделены на органы контроля жидких сред организма (лимфатические узлы, селезенка), контроля его кожных и слизистых покровов (лимфатические фолликулы) и контроля внутренней среды (тканевые мигрирующие клетки).
Групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки) являются скоплением лимфоидной ткани в слизистой оболочке тонкой кишки. Такие образования также находятся в червеобразном отростке слепой кишки – аппендиксе. Кроме того, на всем протяжении Ж К Т, начиная с пищевода и кончая анальным отверстием, располагаются единичные лимфатические фолликулы. Они обеспечивают местный иммунитет слизистой оболочки кишки и ее просвета, а также регулируют видовой и количественный состав микрофлоры кишки.
Скопление лимфоидных элементов в виде миндалин глоточного кольца обеспечивает местный иммунитет в носоглотке, ротовой полости и верхних дыхательных путях, защищает их слизистые оболочки от внедрения микробов и других генетически чужеродных агентов воздушно- капельным или воздушно- пылевым путем, а также регулирует видовой и количественный состав локальной нормальной микрофлоры.
Лимфатические узлы – мелкие округлые анатомические образования бобовидной формы, которые располагаются по ходу лимфатических сосудов. Каждый участок тела имеет региональные лимфатические узлы. В организме человека насчитывается до 1 000 лимфатических узлов. Лимфатические узлы выполняют функцию биологического сита: через них фильтруется лимфа, задерживаются и концентрируются антигены. В пределах узла происходит антигенная стимуляция иммунокомпетентных клеток и включается система специфического иммунного реагирования, направленная на обезвреживание антигена.
Разной степени зрелости. Т- и В - лимфоциты составляют подавляющее большинство иммунокомпетентных клеток лимфатического узла. Они постоянно мигрируют в крово - и лимфоток и обратно. В строме узла также много ретикулярных дендритных клеток и фагоцитов. Они захватывают и перерабатывают антигены.
Селезенка – орган, через который фильтруется вся кровь. Он располагается в левой подвздошной области и имеет дольчатое строение. В селезенке различают первичные лимфоидные фолликулы, кторые окружают артерии по их ходу, и вторичные, располагающиеся на границах первичных фолликулов. Периартериальные лимфоидные скопления заселены преимущественно Т- лимфоцитами, а вторичные – В- лимфоцитами и плазматическими клетками. Кроме того, в строме селезенки обнаруживают фагоциты и ретикулярные дендритные клетки. В селезенке, как в сите, задерживаются антигены, оказавшиеся в кровотоке, и «состарившиеся» эритроциты. Поэтому этот орган еще называют «кладбищем эритроцитов». Здесь происходят антигенная стимуляция иммунокомпетентных клеток, развитие специфической иммунной реакции на антиген и обезвреживание последнего.
Лимфа – жидкая ткань организма, которая содержится в лимфатических сосудах и узлах. Она включает в себя все соединения, поступающие из межклеточной жидкости. Основными и практически единственными клетками лимфы являются лимфоциты. В ее составе эти клетки осуществляют кругооборот в организме.
Кровь – относится к периферическим органам иммунитета. В ней циркулируют предшественники и зрелые Т- и В- лимфоциты, полиморфно- ядерные лейкоциты, моноциты. Лимфоциты составляют 30 % общего количества лейкоцитов.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основные источники
1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.
2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.
3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.
4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.
Электронные ресурсы
– ресурсы удалённого доступа:
1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp
3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru
4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru
5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html
6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru
7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.