СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для реализации внеурочной программы "Мастерица"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для реализации внеурочной программы "Мастерица". Автор программы учитель технологии илларионова Галина Геннадьевна.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для реализации внеурочной программы "Мастерица"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска “Средняя школа № 63”





Методическая разработка раздела внеурочной программы “Мастерица”

Тема занятия: ”Аппликация. Изготовление открытки”





Разработала:

Учитель технологии высшей квалификационной категории

Илларионова Галина Геннадьевна

Пояснительная записка

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического и художественного направления, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. Занимаясь по данным направлениям, дети знакомятся с различными видами декоративно - прикладного искусства. Это ознакомление является эффективной формой приобщения детей к национальной культуре нашего народа. Результатом творческой деятельности обучающихся являются не только выполненные ими изделия, но и интенсивное развитие интеллектуальных качеств воспитанников, их духовного мира. Включение детей в творческую деятельность учит их размышлять и прогнозировать, способствует формированию адекватной самооценки. Образовательная программа дополнительного образования детей ”Мастерица”(2г.об.) 360 уч. часов – модифицированная программа, предназначенная для освоения школьниками 8 – 11 лет, проявляющими интерес к декоративно – прикладному творчеству. Цель программы - способствовать формированию определенных знаний, умений и навыков художественной обработки материалов, разностороннему развитию задатков каждого ребенка и интересов школьников к декоративно – прикладному творчеству. Одним из основных разделов программы “Мастерица”(1 – ый год об.) является раздел “Аппликация” – 20 учебных часов. Изучение этого раздела предусматривает обучение воспитанников (возраст детей 7-8 лет) технологии выполнения аппликации из различных материалов. На занятиях дети осваивают приемы изготовления аппликации для украшения одежды, предметов быта и т.д. При проведении занятий по темам раздела ”Аппликация” предлагается ряд практических работ по выполнению аппликации различными способами, с использованием современных материалов. Содержание представленной разработки занятия по теме “Аппликация. Изготовление открытки” предусматривает ознакомление учащихся с элементами материаловедения, технологией и приемами выполнения аппликации клеевым способом. На занятии используются различные методы и приемы обучения – знакомство со специальной литературой по рукоделию и иллюстрирующим материалом, повторение ранее изученного материала в форме разгадывания кроссворда, самостоятельная работа по инструкционным картам.

Каждый структурный элемент занятия прописан в виде отдельных приложений, всего 9 структурных элементов - 9 приложений. После каждого структурного элемента указаны № приложений, в которых содержатся: новый учебный материал, инструкционная карта, кроссворд, описание проведения физкультминутки и т.д. Это дает возможность в последующей работе вносить изменения в содержание отдельных элементов не затрагивая другие.

Данное занятие проходит с использованием игровых элементов: дети при повторении ранее изученного материала разгадывали загадки и кроссворд ”Материалы и инструменты для выполнения аппликации”, в котором ключевым словом является слово ”крахмал”. Педагог знакомит детей с понятием “накрахмаливание” ткани и приемами приготовления крахмального раствора. Занятие проводится с использованием инструкционной карты “Последовательность изготовления открытки”,: в ходе беседы демонстрируется презентация ”Поздравительные открытки . 9 Мая”.

Важной составляющей теоретического материала данного занятия является терминология работ при выполнении аппликации. Словарная работа на занятии: виды аппликации, накрахмаливание, шаблон, прессование. При объяснении нового материала по разметке деталей аппликации используется мини - плакат ”Разметка деталей по половине шаблона”, подготовленный педагогом для занятия, проводится демонстрация приема выполнения разметки и вырезания листьев для аппликации.

Оснащение: мультимедийный проектор, экран. Инструменты и приспособления для выполнения практической работы: ножницы, линейка, карандаш. Материалы: цветной картон, ткань, клей ПВА, сутаж, фрагмент печатной продукции - цифра “9 Мая”, деталь аппликации из бисера.

Наглядность на занятии: эскизы, образцы готовых открыток, иллюстрации, мини-плакат ”Разметка деталей по половине шаблона”, коллекция материалов для аппликации, журналы по рукоделию.

На протяжении всего занятия реализовывались следующие воспитательные задачи:

- способствовать формированию патриотизма, уважения к истории своей страны, к людям пожилого возраста, ветеранам Великой Отечественной Войны;

- способствовать формированию экономного и бережного отношения к материалам;

- способствовать формированию трудолюбия и аккуратности.

1.Педагогические задачи занятия.

Цель: научить выполнению открытки из различных материалов в технике «аппликация» клеевым способом.

1. Обучающие:

- познакомить с видами материалов, используемых для выполнения аппликации;

- сформировать умения и навыки наклеивания ткани на картон;

- научить выполнению приемов разметки одинаковых деталей по половине шаблона.

2. Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- способствовать развитию художественного вкуса у школьников

3. Воспитательные:

- способствовать привитию навыков культуры труда и аккуратности

создание условий для творческого труда;

- воспитывать экономное и бережное отношение к материалам.

. 3. Планирование и подготовка занятия

выбор темы:

- тема занятия ”Изготовление открытки” является частью раздела “Аппликация”, это третье занятие данного раздела. Ей предшествовало занятие “ Работа с рисунками для аппликации”, дети знают определение ”аппликация”, ” виды аппликации”, познакомились с видами материалов и инструментами для выполнения аппликации. Тема занятия по изготовлению тематической поздравительной открытки к 9 мая связана с празднованием Дня Победы.

Методы:

Традиционная классификация:

- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, опрос, поясненение)

- наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение детей)

- практические (практическая работа)

Формы:

- фронтальная, индивидуальная.

4. Модель реализации занятия

4.1. Тип занятия: - комбинированный.

4.2. Оборудование, материалы, учебно - наглядные пособия

Мини - плакат “Разметка деталей по половине шаблона”.

Образцы-эталоны аппликации.

Эскиз открытки, иллюстрации.

Инструкционная карта “Последовательность выполнения открытки”.

Кроссворд.

Копии рисунков для открыток различной тематики.

4.3. Модель реализации занятия


Ход занятия

Методы, приемы, формы работы с детьми

Цели и задачи

1

Организационный момент

сообщение

Активизация внимания детей

2

Актуализация знаний

Приложение №1

Беседа, загадки


3

Повторение изученного материала (актуализация знаний по теме “Аппликация”)

Приложение № 2

Беседа, кроссворд

Закрепление знаний по теме Аппликация. Материалы и инструменты

4

Изложение нового материала.

Приложение №3




Сообщение, рассказ, показ, демонстрация презентации


Знакомство с технологией выполнения плоской аппликации из различных материалов.

5

Физкультминутка

Оздоровление

Физ. упражнения

6

Практическая работа “Изготовление открытки”


Формирование и совершенств навыков по выполнению аппликации клеевым способом

6.1

Вводный инструктаж (рекомендации по выполнению задания, технологии и последовательность изготовления)

Приложение №4 . Инструктаж по правилам техники безопасности.

Сообщение, беседа, показ, иллюстрирование

Подготовка к работе, предупреждение травматизма

6.2.

Самостоятельная работа

“Изготовление открытки”

Практическая работа

Индивидуальная работа с детьми

Формирование и совершенствование навыков.

Предупреждение. травматизма

6.3.

Текущий инструктаж (рекомендации по выполнению трудового задания)

Индивидуальная работа с детьми

Формирование правильных приемов работы

6.4

Самостоятельная работа (завершение работы)

Практическая работа

Формирование правильных приемов работы

7

Закрепление изученного материала

Приложение №5

Беседа, опрос

Обобщение и закрепление полученных знаний

8

Заключительный инструктаж

Анализ допущенных. ошибок, показ лучших работ.

Беседа, совместное обсуждение

Подведение итогов,

формирование выводов по итогам занятия

9

Уборка рабочих мест

Практическая работа

Формирование навыков самообслуживания.

5 Предполагаемые результаты.

Дети должны получить следующие знания:

- технология накрахмаливания хлопчатобумажной ткани для изготовления аппликации:

- последовательность выполнения аппликации;

- приемы наклеивания ткани и шнура на картон:

- приемы разметки симметричных деталей по половине шаблона;

- безопасные приемы работы с ножницами при вырезании деталей аппликации.

Справятся с практическим заданием все воспитанники.

Приложение№1

Актуализация знаний. Сегодня на занятии вы будете выполнять поздравительную открытку к празднику 9 мая – Дню Победы. В этом году отмечается 65 лет со дня победы в Великой Отечественной войне, которая длилась целых пять лет с 1941 по 1945 годы. Война была жестокая и трудная для нашей страны, погибли более 20 миллионов солдат-защитников и мирных жителей. Фашистская Германия не смогла победить наш народ. Свободу стране и процветание принесли нам люди, воевавшие на фронтах этой страшной войны, им мы обязаны тем, что сейчас свободно можем жить, получать образование, работать и процветать. Участники войны – это люди, которым сейчас далеко за 80 лет. Их нужно беречь, уважать и ценить. Вот и вы, сделав сегодня открытку, можете в праздничном мае поздравить ветерана и поблагодарить за их вклад в Великую Победу. Когда приходит этот праздник, во всех городах нашей страны проходят торжественные мероприятия. Вот послушайте загадку:

( ученица): Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный …….. (салют)!!!

Приложение№2.

Повторение изученного материала

Кроссворд.

1. Инструмент для ручного шитья (игла).

2. Материал, используемый для выполнения аппликации (ткань)

3. Инструмент для вырезания деталей из бумаги, ткани, картона (ножницы).

4. Может использоваться для соединения деталей с основой (клей)

5. С помощью … переводится рисунок на материал (карандаш)

6. Выкройка детали из картона (шаблон).

Приложение №3

Изложение нового материала.

Разгаданы все семь слов кроссворда: сложилось ключевое слово “крахмал”- это также материал, используемый в аппликации для накрахмаливания тонких, осыпающихся тканей. Кто из вас знает, что это за вещество? (Показ крахмала). Крахмал – это пищевое вещество. Многие из вас любят кисель, основой его служит как раз крахмал.

Крахмаление - крахмал разводят в воде, немного кипятят и опускают в него ткань, затем сушат и проглаживают. Крахмал придает ткани жесткость, с ней становится легче работать. (Показ накрахмаленной ткани). Изготавливая аппликацию на открытке сегодня, вы будете выполнять листья из накрахмаленной ткани (показ ткани).

Аппликацию можно выполнять из различных материалов, мы уже говорили об этом на предыдущем занятии. Напомню: это мех, ткань, ленты, скорлупа, кожа, бумага, семена, засушенные листья и т.д. (Демонстрация презентации ”Поздравительные открытки. 9 Мая”)

Изучая ранее раздел бисероплетение, вы выполняли большое количество поделок из бисера, и сегодня сможете применить в аппликации “ветка березы”- березовые сережки в технике плетения “крестик”. Вы заготовили их для выполнения этой открытки.

Приемы разметки одинаковых деталей по половине шаблона

( Объяснение, демонстрация мини-плаката)

Сложить ткань пополам.

Разметка. (Демонстрация приема).

Приложить шаблон половины детали к сгибу и аккуратно обвести простым карандашом.

Вырезание. (Демонстрация приема). Аккуратно точно по карандашной линии вырезать деталь.

Развернуть деталь в полном размере.

Таким образом, для нашей открытки необходимо выполнить листики аппликации из ткани.

По способу выполнения аппликация выполняется путем наклеивания или нашивания. Для наклеивания деталей аппликации на основу (ткань или картон) используется клей ПВА, “Момент”, или другие специальные клея.

Способы выполнения клеевой аппликации. Наклеивание деталей аппликации выполняется следующим образом:

  1. все детали аппликации вырезаются из ткани или других материалов без припусков, строго по контуру рисунка, шаблона;

  1. аккуратно наносится клей на каждую деталь;

  1. все детали последовательно наклеиваются на основу (ткань или картон), согласно рисунка;

  2. выполняется прессование изделия с готовой аппликацией, для выравнивания поверхности работы.

Особенности наклеивания деталей из шнура, сутажа, тесьмы. Веточки, стебельки, тычинки в аппликации можно выполнить используя шнур, узкую тесьму, сутаж, вязаную крючком цепочку или выполнить их вышивальным стежком согласно рисунка.

Как же правильно приклеить на основу шнур или сутаж? Для этого клей удобнее с помощью тонкой кисточки нанести на линию стебелька или веточки, а затем прижать к ней подготовленный отрезок сутажа. В работе используем клей ПВА, который не оставляет следов на бумаге и ткани, количество клея на кисточку берется умеренно.

Детали аппликации из бисера, пайеток, кожи, меха приклеиваются к основе с помощью клея “Момент”, т.к. для таких материалов требуется более прочное соединение, так с моей помощью вы будете наклеивать березовые ”сережки”.

Приложение №4

Физкультминутка.

Все захлопали в ладоши

Дружно - веселее,

Ножки, ножки застучали

Громче и быстрее,

По коленочкам побили

Тише, тише, тише,

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись, закружились

Закружились и остановились!!!

Приложение № 5

Охрана труда при работе с аппликацией.

Перед началом работы.

На стол постелить защитный материал ( бумага, полиэтилен, клеенка)

Проверить организацию рабочего места.

Во время работы

Не отвлекать рядом сидящих.

Ножницы передавать кольцам вперед.

Следить за организацией рабочего места.

По окончании работы

Остатки бумаги, ткани выбросить в урну

Вымыть кисточку.

Приложение №6

Практическая работа “Изготовление открытки”.

Материалы: картон для основы, накрахмаленная ткань зеленого цвета

6* 15 см, клей ПВА, шнур 10см, деталь аппликации из бисера, фрагмент печатной продукции (цифра 9).

Инструменты: кисточка для клея, ножницы, линейка, карандаш. Последовательность изготовления открытки

  1. Сложить подготовленный картон пополам.

  2. Наклеить в верхнем левом углу “9 мая”- фрагмент печатной продукции

( расположение на глаз, согласно эскиза).

  1. Вырезать по половине шаблона 3 листка.

  2. Нанести клей с помощью кисточки по центру листка.

  3. Наклеить листки на картон.

  4. Наметить карандашом линии стебля (согласно эскиза)

  5. Нанести клей на карандашную линию и приклеить сутаж.

  6. Наклеить бисерную деталь “сережки”.

  7. Прессование открытки.

Вводный инструктаж педагога:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- показ образцов;

Самостоятельная работа

Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения воспитанниками самостоятельной работы):

а) формирование навыков, умений;

- проверка организованности начала работы детей;

- проверка организации рабочего места;

-соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

б) усвоение новых знаний:

- проверка правильности разметки листьев по шаблону

- инструктирование по последовательности выполнению задания



Физкультпауза

Приложение № 7

Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос. Вопросы:

  • Что нового вы узнали сегодня на занятии?

  • Почему необходимо накрахмаливать х/б ткань?

  • Какую работу вы выполняли с помощью шаблона?

  • Каким способом выполнялась аппликация?

  • Расскажите о технике безопасности при работе над аппликацией.

Сообщение.

О символе Великой ПобедыГеоргиевской Ленте. Георгиевская Лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста или Георгиевской медали и ленты. Кроме того, она когда-то являлась частью некоторых воинских знаков отличия, которые присваивались воинским частям. Впервые Георгиевская Лента появилась вместе с Георгиевским Орденом в 1769 году. Интересно, что цветовое решение ленты породило много споров. Одни полагали, что это цвета пороха и огня, другие высказывали мнение, что это связано с двуглавым орлом на золотом фоне и считались в то время государственными цветами .По другим общедоступным сведениям , черно- оранжевую гамму следует понимать как цвет дыма и огня. В любом случае, появившийся еще в царской России символ прочно укрепился в истории и теперь стал традиционным цветом праздника 9 мая.

(Материалы сайта: http:// yndex.ru. Из истории Георгиевской Ленты)



Литература

1. Атаулова О.В. Алгоритм составления плана – конспекта занятия по ”Технологии”// Шк. и пр. 2004, №1, стр. 15.

2. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

  1. Каченаускайте Л. Аппликация.- Донецк, Сталкер, 2003.











Приложение № 8

Инструкционная карта. Последовательность изготовления открытки

  1. Сложить подготовленный картон пополам.

  2. Наклеить в верхнем левом углу “9 мая”- фрагмент печатной продукции

( расположение на глаз, согласно эскиза).

  1. Вырезать по половине шаблона 3 листка.

  2. Нанести клей с помощью кисточки по центру листка.

  3. Наклеить листки на картон.

  4. Наметить карандашом линии стебля (согласно эскиза).

  5. Нанести клей на карандашную линию и приклеить сутаж.

  6. Наклеить бисерную деталь “сережки”.

  7. Прессование открытки.

Приложение №9. Кроссворд. Материалы и инструменты для выполнения аппликации




1 и



5 к



3 б

г


2 т

а

6 ш

у

л

4 к

к

р

а

х

м

а

л

а

а

б


а


е

н

н

л

г

й

ь

д

о

а



а

н




ш



1. Инструмент для ручного шитья.

2. Материал, используемый для выполнения аппликации.

3. Для выполнения аппликации рисунок переводится на …

4. Может использоваться для соединения деталей с основой .

5. С помощью … переводится рисунок на материал.

6. Выкройка детали из картона.



























Самоанализ занятия по теме

Аппликация. Изготовление открытки”

педагога дополнительного образования

Илларионовой Галины Геннадьевны, I категория

Занятие по теме ”Аппликация. Изготовление открытки” является частью раздела ОП ”Мастерица”(1- г.об) - “Аппликация”. Это третье занятие данного раздела. Ему предшествовало занятие по теме ”Работа с рисунками для аппликации”. Дети знают основные термины и определения: ”аппликация”, “виды аппликации”, ознакомлены с видами используемых для выполнения аппликации материалов и инструментов.

Тема открытого занятия по изготовлению тематической открытки с праздником 9 МАЯ связана с празднованием в этом году 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В ходе занятия ставились следующие педагогические задачи:

обучающие:

- познакомить с видами материалов, используемых для выполнения аппликации;

- сформировать умения и навыки наклеивания ткани на картон;

- научить выполнению приемов разметки одинаковых деталей по половине шаблона.

развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- способствовать развитию художественного вкуса у школьников





В ходе занятия были поставлены и реализовывались следующие воспитательные задачи:

- способствовать формированию мировоззрения школьников, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе,

- способствовать формированию патриотизма: уважения к истории своей страны, к людям пожилого возраста, ветеранам ВОВ;

- формирование трудолюбия, привитие навыков культуры труда и аккуратности;

- воспитывать экономное и бережное отношение к материалам.

На каждом этапе занятия реализовывались воспитательные подходы, поставленные воспитательные цели были достигнуты.

  1. Группа № 3 - учащиеся 1 класса, возраст детей 7 - 8 лет (класс ”нормы”). В основном дети группы активные, работающие с желанием и творческим настроем, стремятся к хорошим результатам. По результатам текущей диагностики ЗУН, дети группы имеют средний и выше среднего уровни ЗУН. Они успешно справляются с программой первого года обучения. Творческие работы детей выставлялись на выставках (ЦДТТ№1) в течение учебного года. Выполняли коллективную творческую работу – бисерный коллаж “Нашей школе 25”, выставлялся на Публичном отчете в школе № 63.

Хочется отметить следующих воспитанников: Буярова Ксения, Благова Софья, Курникова Катя - способные девочки к рукоделию, умеют быстро и правильно организовать свою работу и выполнить задание. Не всегда могут выполнять задания без нарушений технологии и недочетов Гулида Женя, Ермолаева Света, Белокрылова Настя. Сними нужно проводить индивидуальную работу, подбирать для них дифференцированные задания.

Интеллектуальный уровень детей соответствует уровню 1-го класса. Дети не конфликтные, взаимоотношения в группе доброжелательные, уважительно относятся к педагогу.

  1. Для достижения поставленных обучающих, развивающих и воспитательных целей занятия использовались следующие педагогические методы:

    • словесные, наглядны, практические.

По типу познавательной деятельности:

    • объяснительно- иллюстративный;

    • репродуктивный.

Формы: - фронтальная, индивидуальная.

  1. Обратная связь между учителем и воспитанниками присутствовала: дети активно работали на занятии, принимали участие в беседе, отвечали на поставленные вопросы, разгадывали кроссворд. В ходе занятия перед детьми педагогом была поставлена проблема: Из каких материалов можно выполнить самодельную поздравительную открытку? Дети активно предлагали свои варианты. В конце занятия проведен просмотр работ, дети сами назвали лучшие работы .Педагог провел заключительный анализ работ, выявил недочеты , были даны рекомендации по их исправлению.

  2. Дифференцированный подход в обучении осуществлялся. В практической части занятия проводилась индивидуальная работа с детьми, которые испытывали трудности при выполнении задания.

  3. Соблюдение дозировки времени на занятии. Занятие состояло из 9 структурных элементов. На изучение нового материала отведено 15 минут, на практическую работу 20-25 минут. Своевременно проведены две физкультпаузы и перемена в 15 минут между первым и вторым часом занятия.

  4. Психологический климат на занятии был спокойный. Занятие прошло на эмоциональноокрашенном фоне. Детям было интересно и комфортно. Этому способствовали смены видов деятельности: беседа, разгадывание кроссворда, обсуждение мини- выставки, практическая работа, коллективное обсуждение выполненных открыток. Дети не устали, не были скованы и напряжены. Своей работой оставались довольны на протяжении всего занятия.

  5. Считаю, что поставленная цель занятия достигнута:

- дети научились выполнять аппликацию клеевым способом;

- были созданы условия для самореализации каждого ребенка в ходе творческой работы на занятии;

- освоили приемы наклеивания деталей из различных материалов на основу;

- освоили приемы разметки и вырезания симметричных деталей по половине шаблона;

- развивали мелкую моторику рук при вырезании деталей;

- формировались навыки культуры труда и экономичного расходования материалов.

Дети решили подарить свои открытки 9 мая ветеранам Великой Отечественной войны;



10. В дальнейшей работе при проведении занятия по теме ”Аппликация. Изготовление открытки” для себя поставила следующие цели:

1) внести изменения: групповая форма работы детей при повторении пройденного материала;

2) подготовить докладчика по теме “История почтовой открытки”;

3) изготовить с детьми папки для прессования и сушки изделий.





05.05.2010г. педагог дополнительного

образования

Илларионова Г.Г.