СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для родителей по устранению трудностей в обучении младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                    ПО УСТРАНЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для родителей по устранению трудностей в обучении младших школьников»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Ф.И.О. учащегося: Чернышева М. Ю.

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: математика


Трудности в обучении

Коррекционные мероприятия

1. Низкий уровень развития произвольного внимания.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Для улучшения и развития внимания необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Использование дидактических игр, для развития слухового внимания.

  2. Частая смена деятельности.

  3. Проговаривание инструкций к деятельности или игре несколько раз.

  4. Обсуждение с ребёнком увиденного или услышанного.

  5. Необходимо научать ребёнка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

  6. Необходимо научить ребёнка концентрироваться на определённой задаче или объекте, длительно и сосредоточенно.

  7. Создание средств-стимулов, которые будут организовывать внимание ребёнка.

  8. Использование игр с правилами и игры — драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

«Найди отличия» Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности. Такая игра развивает не только внимание она развивает также мышление и логику.

«Перепутанные линии» Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Ребёнку предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

«Где что было» Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один (в сложных вариантах – несколько) из предметов убирают или изменяют их положение. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая. Такое упражнение активизирует зрительную память и внимание.


2. Низкий уровень запоминания информации.


Что может помочь вашему ребенку в запоминании учебного материала?

(памятка для родителей)

 Повторение. Научите ребенка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя.

Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.

Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения.

Создание умственных образов может быть применено  для воспроизведения рассказа.

Поиск информации в памяти.

Создание сценариев. Запоминание информации на основе происходящих событий.

1) Игра "Глаз - фотограф".

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. При изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание.

Чтобы ребенок был более внимательным, говорите, что в той игре будет проверка, у кого глаз, как фотограф, то есть, кто сумеет сфотографировать таблицу. Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются и спрашивает по порядку, ребенок воспроизводит таблицу в разбивку.

2) Решение примеров.

а) Медведь позвал к себе гостей: ежа, лису и белку. В дар они приподнесли ему горшочек меда, большую чашку и кувшин. Что подарил медведю еж?

8 – 5 + 9 – 10 + 4 + 9 – 5

  • Горшочек меда – 10

  • Чашка – 5

  • Кувшин – 8

б) Кто из животных открывает ясли для детенышей?

В-11

Ч-13

Г-15

А-17

И-12

Р-14

Л-16

У-18

2. Текст задания должен иметь элемент новизны и в то же время быть близким жизненному, но не обязательно учебному опыту ребенка.

Например:

1) Запиши суммы в столбик и найди их значения: 2+2; 3+2; 4+2; 5+2; 6+2; 7+2.

Сравните значение сумм. Как они изменяются?

Зачеркните некоторые равенства так, чтобы каждое следующее значение суммы было больше предыдущего на 2.

2) Реши примеры с условными числами:

1). Задачи на сообразительность.

а) Лестница состоит из 7 ступеней. На какую ступеньку нужно стать, чтобы оказаться на середине лестницы?

б) Тройка лошадей пробежала 6 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

в) Щука весит больше чем карась. А карась весит больше, чем вьюн. Кто самый легкий? Кто самый тяжелый?

г) На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке?

2) Логические упражнения:

а) Назови фамилии Пети и Миши. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?

б) Найди неизвестное число:

  • машина - 12

  • тир - 6

  • школа - ?

в) Кому из авторов принадлежат следующие слова:

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани, в реке, ручейке, океане...

  • А. Барто - 3

  • К. Чуковский- 5

  • С. Маршак-7

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь таблицей. Какое число нужно записать в пустой клетке таблицы, чтобы квадрат стал логическим?

2

7

6

9

 

1

4

3

8

г) Продолжи ряд чисел: 47, 45, 41,35, 27, ...


3. В фонематическом строе речи и звукопроизношении есть небольшие нарушения.


1. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

2. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

3. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

4. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

5. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).




Методические рекомендации составила: Е.И. Сорокина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!