Оценка результатов освоения АООП обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в ходе мониторинговых исследований, основанных на методике Петровой Е.А., Нисневич, Л.А. «Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений».
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для составления СИПР. «Психолого-педагогическая диагностика. Карта наблюдений».»

Оценка результатов освоения АООП обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в ходе мониторинговых исследований, основанных на методике Петровой Е.А., Нисневич, Л.А. «Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений»
«Карта наблюдений» является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ребёнка.
Её целями являются:
Определение зоны актуального и ближайшего развития ребёнка;
Выявление сильных сторон личности, её компенсаторных возможностей;
Анализ динамики развития ребёнка (при повторном обследовании), оценка используемых методов, планирование и корректировка системы работы с ребёнком.
Данная диагностика проводится два раза в год. В начале учебного года – это первичная диагностика и в конце уч.года это контрольная диагностика. В результате диагностики заполняется карта наблюдений, которая представлена виде документа эксель и включает в себя полный перечень личностных результатов, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся по 12 направлениям:
Сенсорно-перцептивная сфера
Внимание
Память
Мышление
Речь
Представление о себе.
Эмоционально-волевая сфера
Психо-моторное развитие
Социально-бытовая адаптация
Учебные навыки
Трудовые умения и навыки.
Коммуникативность.
Каждое направление включает в себя свои параметры, которые оцениваются в интервале от 1 до 10, при наведении на красный треугольник, вы можете прочитать, что определяет каждый балл и в подшкале «Уровень развития функции» поставить соответствующий балл. Хочу обратить ваше внимание, что все числовые значения разделены на четыре уровня и в карте обозначены разным цветом:
Белый цвет: 0 баллов полное отсутствия данного параметра;
Красный цвет: 1-2 балла – низкий уровень, отражает полную зависимость ребёнка от окружающих;
Жёлтый цвет: 3-5 баллов – средний уровень, является достаточным для жизнедеятельности;
Зелёный цвет: 6-8 баллов – высокий уровень, свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребёнка;
Голубой цвет: 9-10 – очень высокий уровень, отражает проявление творческих способностей. Хотя данный уровень является неактуальным для данной категории детей, однако он не может быть полностью изъят из диагностики, учитывая возможность индивидуальных особенностей развития.
По результатам диагностики составляется психолого-педагогический профиль, позволяющий провести педагогический анализ развития ребёнка. Анализ психолого-педагогического профиля, а также качественных комментариев и рекомендаций различных экспертов, дает возможность составить заключение, которое включает:
Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
Сильные стороны личности ребенка.
Индивидуальные особенности восприятия.
Зона ближайшего развития.
На основании заключения планируются наиболее перспективные направления развития и обучения ребенка, а также осуществляется подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения.
Такая оценка уровня развития ребёнка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:
характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить
успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Начало формы