СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для студентов по специальности: Инструментальное исполнительство(по видам инструментов) Оркестровые струнные инструменты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации к профессиональному модулю ПМ.02 Педагогическая деятельность предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые струнные инструменты, а также для их ознакомления с содержанием и формами проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.

Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в условиях колледжа искусств.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для студентов по специальности: Инструментальное исполнительство(по видам инструментов) Оркестровые струнные инструменты»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»











Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальности

53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Оркестровые струнные инструменты

















Тамбов 2021









СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения………………………………………………………………

3

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса






















































Общие положения

Данные методические рекомендации к профессиональному модулю ПМ.02 Педагогическая деятельность предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые струнные инструменты, а также для их ознакомления с содержанием и формами проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.

Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в условиях колледжа искусств.

Задачами создания методических рекомендаций являются следующие:

  • формировать умение эффективно применять теоретические сведения на практических занятиях и/или в процессе выполнения отдельных практико-ориентированных заданий;

  • формировать умение вести продуктивную домашнюю самостоятельную работу, используя основные приемы учебной деятельности и рекомендованную литературу;

  • формировать умение компенсировать занятия, пропущенные по болезни или семейным обстоятельствам, за счет различных видов дополнительной учебной активности (написания рефератов/докладов/создания презентаций, прохождения тестов, выполнения практикумов);

  • формировать умение заниматься учебно-исследовательской деятельностью в рамках написания курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • формировать умение качественно готовиться к контрольным работам/зачетам/экзаменам и демонстрировать полученные при изучении дисциплины знания, умения, навыки и компетенции в полном объеме во время текущей, промежуточной и итоговой аттестации.















Требования к текущему и промежуточному контролю по всем МДК


Для получения оценки за тестовые опросы в начале каждого занятия студентам рекомендуется:

  • ознакомится с лекционным материалом и литературой, заданной на дом;

  • ознакомиться с примерным содержанием тестов по методическим рекомендациям на сайте или в библиотеке колледжа;

  • внимательно прочитать задания и соотнести их с текстом лекций;

  • обдумать, сделать и мысленно обосновать свой выбор ответа;

  • проверить, не являются ли верными прочие варианты ответов;

  • проверить, не осталось ли пропущенных или выполненных не до конца заданий.


Для получения оценки за участие в практической части каждого занятия студентам рекомендуется:

  • внимательно выслушать лекционный материал и принять участие в его дополнении и обсуждении;

  • проанализировать содержание каждого практического задания;

  • сформировать свою позицию;

  • предположить, какие дополнения к ней и ее альтернативы возможны;

  • спрогнозировать, как изучаемый материал может использоваться в реальной практике в рамках своего профессионального направления;

  • грамотно и обоснованно изложить свой ответ или дополнить ответ однокурсника;

  • записать обобщение по результатам выполнения задания.


Для получения оценки за выполнение еженедельных домашних заданий студентам рекомендуется:

  • изучить лекционный материал, а также рекомендованные преподавателем основные и/или дополнительные источники, составить опорный конспект;

  • составить доклад и/или презентацию по заданной теме из 5-7 слайдов на 3-5 минут;

  • выступить с докладом и/ или презентацией (не реже 3 раз за период изучения дисциплины);

  • выполнить письменно рекомендованное преподавателем задание, используя знания, полученные на лекции и соответствующую терминологию;

  • быть готовым презентовать результаты выполнения задания на занятии и обосновывать свою позицию.



Для получения оценки за выполнение контрольных работ студентам рекомендуется:

  • повторить лекционный материал, просмотреть выполненные практические и домашние задания, а также рекомендованные преподавателем основные и/или дополнительные источники и свои опорные конспекты;

  • познакомиться с содержанием контрольных заданий;

  • вспомнить основную терминологию, связанную с их проблематикой;

  • разработать содержание ответа, выверить его логику;

  • записать ответ в соответствии с требованиями преподавателя к объему и содержанию;

  • проверить качество ответа, скорректировать его.


Для получения оценки за реферат студентам рекомендуется:

  • выбрать тему реферата;

  • согласовать с преподавателем тему, план, срок выполнения, объем, назначение работы (дополнение к занятию, творческое задание, отчет за пропуск занятия и другое);

  • отобрать и проанализировать литературу по выбранной теме;

  • набрать текст в соответствии с планом и оформить реферат в соответствии с требованиями колледжа (см. нормативную документацию);

  • при необходимости выступить с тезисами.


Для получения оценки за зачет (экзамен) студентам рекомендуется:

  • повторить лекционный материал, просмотреть выполненные практические и домашние задания, а также рекомендованные преподавателем основные и/или дополнительные источники и свои опорные конспекты;

  • познакомиться с содержанием вопросов и практических заданий к зачету (экзамену);

  • путем неоднократного повторения добиться качественного осознанного запоминания и динамичного осознанного воспроизведения вопросов к зачету (экзамену) и рассуждений по материалам практических заданий.


Во время работы студенту рекомендуется избегать следующих ошибок:

  • недооценка значимости теории, невнимательное отношение к ней;

  • односложные необоснованные ответы;

  • превышение объема докладов (рефератов) и/или презентаций, создание их с опорой на один источник или полное копирование из сети;

  • избегание использования специфической терминологии дисциплины, упрощение ответа;

  • категоричные и/или необоснованные позиции;

  • недостаточное количество повторений пройденного материала, механическое запоминание;

  • неумение установить связь между новым и ранее пройденным материалом, а также между изучаемыми вопросами и реальной практикой в рамках своего профессионального направления.








































МДК.02.01.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Данный курс изучается в 5 - 8 семестрах.

Текущий контроль осуществляется еженедельно посредством проверки домашнего задания в начале каждого занятия, оценки участия студентов в выполнении практических заданий (см. методические рекомендации по курсу), а также в форме контрольных работ.

Промежуточный контроль проводится в виде зачета по вопросам, соответствующим темам курса (см. программу).

Кроме того, в восьмом семестре студенты сдают экзамен (квалификационный). Он является комплексным и проводится по окончанию изучения всего модуля.

Для того, чтобы успешно сдать квалификационный экзамен по МДК.02.02 Учено-методическое обеспечение учебного процесса студенту необходимо правильно в течение заданного времени ответить на тестовые вопросы практико-ориентированного характера. Бланк с тестовыми вопросами готовится учебной частью. Он должен быть заполнен студентом аккуратно, без исправлений. Вверху бланка должны быть обязательно указаны рукой студента его фамилия, имя и отчество.



Вопросы для экзамена (квалификационного)

по МДК.02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса


Вопрос

1.К профессиональным способностям относятся:

1) способность аккумулировать и творчески перерабатывать информацию, связанную с различными сферами духовной практики, в том числе художественной сферой в целом

2) способность воспринимать содержательную связь звуков по горизонтали и вертикали

3) способность к концепционному творческому мышлению — построению исполнительского плана и увязыванию содержания авторского замысла с жизненным контекстом, способность интериоризировать (переводить во внутренний план) процесс общения с музыкой, с инструментом  строить необходимый творческий контакт со слушателем

2.Гармонический слух это:

1) музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям — комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании

2)способность дифференцированно воспринимать и воспроизводить несколько самостоятельных звуковых линий

3)связь зрительной и слуховой зон или соотнесение слуха со зрительным восприятием

3. Что не является методом развития музыкального слуха у детей:

1) транспонирование

2) подбор по слуху

3) пение

4) воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей

4. Оптимальный возраст для начала обучения игре на скрипке:

1) 3 -4 года

2) 5 -6 лет

3) 9 - 10 лет

4) 11 лет

5.Установите правильную связь интонирования:

1) предощущение — ощущение — предслышание — слышание

2) предслышание — предощущение — ощущение — слышание

3) слышание — предощущение — ощущение — предслышание

6.Скрипичная постановка в широком плане:

1) творческое взаимодействие исполнителя с инструментом, достижение «зоны комфорта» для действия рук и осуществления игровых  движений при воплощении исполнительского замысла

2) определённая система приёмов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположением и движением пальцев на струнах

3) последовательная постановка и снятие пальцев, их взаимодействие с другими частями руки

4)комбинации приёмов, позволяющие получить бесчисленные вариации звукоизвлечения

7.Наиболее оптимальное положение большого пальца левой руки:

1) напротив первого

2) под грифом

3) между 1 и 2 пальцами

4) напротив 3 пальца

8.Что является основными видами техники левой руки (несколько ответов):

1) пассажная техника

2) техника двойных нот

3) аккордовая техника

4) флажолет

5) приёмы sulponticello,  sultasto

9. Флажолет это:

1) положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца

2) частичные тоны колеблющейся струны, которые приобретают самостоятельное  звучание при лёгком прикосновении пальца в нужных местах

3)колебательные движения частей левой руки, передающееся пальцу в результате которого изменяется высота звука

10.Общее число позиций может достигать:

1) 7                2) 8                    

3) 10                      4) 12

11.Вспомогательный звук не может быть применён при виде перехода:

1) переход во время звучания открытой струны

2) скольжением одного пальца

3) переходы вверх с нижележащего на вышележащий

4) переход вниз с вышележащего на нижележащий



12.К бросковым штрихам относятся:

1) спиккато  2) рикошет          3) летучее стаккато     4) сотийе

13.При игре с сурдиной требуется специфическое ведение смычка:

1) интенсивно, близко к подставке

2) ближе к грифу

3) по грифу

14Какие штрихи изучаются в младших классах, в средних классах, в старших классах

1. деташе, легато                       

2. мартле, стаккато                        

3. спиккато, сотийе                         

15.Основным противовесом при игре у колодки является:

1) мизинец                                     

2) средний

3)безымянный                               

4)указательный

16. Определить главные моменты в самостоятельной работе, способствующие эффективному достижению различных целей (несколько ответов):

1) установление оптимального режима и преемственности в занятиях,

2) умение сконцентрировать усилия   на ключевых моментах игры, лежащих в фундаменте исполнительского процесса

3) умение предслышать  внутренним слухом и предчувствовать мышечным ощущением то, что должно быть сыграно, к чему стремиться

4) многократное механическое повторение, рассогласование художественного и технического начала.

5) применять  метод только замедленного движения музыки.

17. В старших классах ученик в течение года должен изучить:

1) 4-5 трёхоктавных гамм

2) 4-5 двухоктавных гамм

3) 2-3 трёхоктавных гаммы и хроматическую

4)одну трёхоктавную и хроматическую гамму

18.Акценты могут иметь богатую палитру смыслов и выполняются различными способами. Акценты (ритмический акцент, вибрационный акцент,укол, мягкий акцент, агогический акцент. Назовите приём звукоизвлечения для каждого акцента:

1) удлинение звука

2) ударом пальца по струне, «всплеском» вибрато

3) острым импульсом,  резкой атакой звука

4) ритмическим сдвигом начала звука

5) усилением нажима смычка в самом начале звука с последующим отпуском

19. «Рулевое» движение локтя левой руки  при переходах со струны на струну обеспечивает (несколько ответов):

1) одинаковый угол падения пальцев при игре на различных струнах

2) правильное положение мизинца

3) преодоление хватательного рефлекса

4) динамику игры

20. В каких классах изучают произведения крупной формы по типовым программам ДШИ? Укажите классы (младшие, средние, старшие)

1.Концерты Вивальди (репертуар ДШИ)

2. Концерт Ш.Берио

3. Концерт А.Комаровского

4. Вариации .Данкля

5.Концерты О.Ридинга




Ответы





Вопрос (задание)

1.К профессиональным способностям относятся:

1) способность аккумулировать и творчески перерабатывать информацию, связанную с различными сферами духовной практики, в том числе художественной сферой в целом

2) способность воспринимать содержательную связь звуков по горизонтали и вертикали

3) способность к концепционному творческому мышлению — построению исполнительского плана и увязыванию содержания авторского замысла с жизненным контекстом, способность интериоризировать (переводить во внутренний план) процесс общения с музыкой, с инструментом  строить необходимый творческий контакт со слушателем

2.Гармонический слух это:

1) музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям — комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании

2)способность дифференцированно воспринимать и воспроизводить несколько самостоятельных звуковых линий

3)связь зрительной и слуховой зон или соотнесение слуха со зрительным восприятием

3. Что не является методом развития музыкального слуха у детей:

1) транспонирование

2) подбор по слуху

3) пение

4) воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей

4. Оптимальный возраст для начала обучения игре на скрипке:

1) 3 -4 года

2) 5 -6 лет

3) 9 - 10 лет

4) 11 лет

5.Установите правильную связь интонирования:

1) предощущение — ощущение — предслышание — слышание

2) предслышание — предощущение — ощущение — слышание

3) слышание — предощущение — ощущение — предслышание

6.Скрипичная постановка в широком плане:

1) творческое взаимодействие исполнителя с инструментом, достижение «зоны комфорта» для действия рук и осуществления игровых  движений при воплощении исполнительского замысла

2) определённая система приёмов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположением и движением пальцев на струнах

3) последовательная постановка и снятие пальцев, их взаимодействие с другими частями руки

4) комбинации приёмов, позволяющие получить бесчисленные вариации звукоизвлечения

7.Наиболее оптимальное положение большого пальца левой руки:

1) напротив первого

2) под грифом

3) между 1 и 2 пальцами

4) напротив 3 пальца

8.Что является основными видами техники левой руки (несколько ответов):

1) пассажная техника

2) техника двойных нот

3) аккордовая техника

4) флажолет

5) приёмы sulponticello,  sultasto

9. Флажолет это:

1) положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца

2) частичные тоны колеблющейся струны, которые приобретают самостоятельное  звучание при лёгком прикосновении пальца в нужных местах

3)колебательные движения частей левой руки, передающееся пальцу в результате которого изменяется высота звука

10.Общее число позиций может достигать:

1) 7                2) 8                    3) 10                      4) 12

11.Вспомогательный звук не может быть применён при виде перехода:

1) переход во время звучания открытой струны

2) скольжением одного пальца

3) переходы вверх с нижележащего на вышележащий

4) переход вниз с вышележащего на нижележащий



12.К бросковым штрихам относятся:

1) спиккато  2) рикошет          3) летучее стаккато     4) сотийе

13.При игре с сурдиной требуется специфическое ведение смычка:

1) интенсивно, близко к подставке

2) ближе к грифу

3) по грифу

14Какие штрихи изучаются в младших классах, в средних классах, в старших классах

1. деташе, легато      - в младших                  

2. мартле, стаккато      - в средних                  

3. спиккато, сотийе    - в старших                     

15.Основным противовесом при игре у колодки является:

1) мизинец                                     

2) средний

3)безымянный                               

4)указательный

16. Определить главные моменты в самостоятельной работе, способствующие эффективному достижению различных целей (несколько ответов):

1) установление оптимального режима и преемственности в занятиях,

2) умение сконцентрировать усилия   на ключевых моментах игры, лежащих в фундаменте исполнительского процесса

3) умение предслышать  внутренним слухом и предчувствовать мышечным ощущением то, что должно быть сыграно, к чему стремиться

4) многократное механическое повторение, рассогласование художественного и технического начала.

5) применять  метод только замедленного движения музыки.

17. В старших классах ученик в течение года должен изучить:

1) 4-5 трёхоктавных гамм

2) 4-5 двухоктавных гамм

3) 2-3 трёхоктавных гаммы и хроматическую

4)одну трёхоктавную и хроматическую гамму

18.Акценты могут иметь богатую палитру смыслов и выполняются различными способами. Акценты (ритмический акцент, вибрационный акцент, укол, мягкий акцент, агогический акцент. Назовите приём звукоизвлечения для каждого акцента:

1) удлинение звука – ритмический акцент

2) ударом пальца по струне, «всплеском» вибрато – вибрационный

3) острым импульсом,  резкой атакой звука - укол

4) ритмическим сдвигом начала звука - агогический акцент

5) усилением нажима смычка в самом начале звука с последующим отпуском – мягкий акцент

19. «Рулевое» движение локтя левой руки  при переходах со струны на струну обеспечивает (несколько ответов):

1) одинаковый угол падения пальцев при игре на различных струнах

2) правильное положение мизинца

3) преодоление хватательного рефлекса

4) динамику игры

20. В каких классах изучают произведения крупной формы по типовым программам ДШИ? Укажите классы (младшие, средние, старшие)

1.Концерты А.Вивальди (репертуар ДШИ) – младшие, средние, старшие

2. Концерт Ш.Берио - старшие

3. Концерт А.Комаровского - средние

4. Вариации Ш.Данкля - средние, старшие

5.Концерты О.Ридинга - младшие













4. ЛИТЕРАТУРА



  1. Григорьев Методика обучения игре на скрипке / В.Ю. Григорьев. – М.: Издательский дом «Классика ХХ», 2006. – 256 с.

2.М.Берлянчик «О работе над выразительным интонированием начального мелодического материала». Классика- XXI, М., 2006

3.А.Баринская «Очерки по методике обучения игре на скрипке в ДМШ» «Развитие навыков чистого интонирования» (стр. 48).

4.И.Петрова «К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников» Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7 сб.статей . Сост. В.И. Руденко.- М.: Музыка, 1986 г. (стр.38- 50)

5.Л.Гуревич « воспитание аппликатурного мышления юного скрипача» сб. «Вопросы музыкальной педагогики» вып.7. Сост. Руденко. – М.: Музыка, 1986

6.А.Гвоздев «О технической подготовке учащегося к работе над музыкальным произведением» сб. Как учить играть на скрипке в ДМШ. Классика – XXI, М.

7.В. Третьяченко «Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача» сб. Вопросы музыкальной педагогики Выпуск 7. Сост. В.Руденко. – М,: Музыка 1986г. (стр. 97 -123)

8 И.Гутман «Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях» Сборник «Как учить игре на скрипке в музыкальной школе» Классика – XXI, Москва 2006

9.К.М. Семенцов - Огиевский «Искусство скрипичных смен» глава 1,2,5.

10 Мазель В. Музыкант и его руки М., 2004



Дополнительные источники


1Ауэр, Л. Моя долгая жизнь в музыке [Текст] / Л. Ауэр. – СПб.: Композитор, 2003. – 213 с.

2Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке [Текст] / Л. Ауэр. – СПб.: Композитор, 2006. – 120 с.

4Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики [Текст] / Л. Ауэр. – М.: Музыка, 1965. – 274 с.

5.Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. М., 1990

6.Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М.,1964

7.Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып 1., м., 1990

8. Григорьев В. Н. Паганини. Жизнь и творчество. М., 1987

9. Григорьев В. Леонид Коган. Творческий портрет. М., 1984

10. Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988

11. Кирилов Н. Скрипачи XVII , XVIII и XIX столетий М., 2015г

12. Мострас К. 24 Каприса для скрипки соло Н.Паганини М., 1950

13.Раабен Л Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л., 1969

14. Раабен Л. Скрипичное и виолончельное творчество П.Чайковского. М., 1958

15.Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. Л., 1978

16.Раабен Л. Советский инструментальный концерт. М., 1967

17.Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959

18.Флеш К. Искусство скрипичной игры. Классика-XXI М.,2004

19.Франгулова Е. Эдуард Грач. Страницы жизни и творчества. «Музыка» 1994

20.Шульпяков О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006

21.Юзефович В. Давид Ойстрах М., 1978

22.Юрьев А.Ю. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача. Санкт-Петербург, 2002

23.Ямпольский И. Давид Ойстрах М., 1968

24.Ямпольский И. Избранные исследования и статьи. М., 1985

  1. Ямпольский И. Николо Паганини М., 1968

26.Ямпольский И. Русское скрипичное искусство М.,-Л., 1961

27.Ямпольский И.Концерты В.Моцарта для скрипки с оркестром М., 1962

28.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. Издание 3-е, М., 2002

Интернет-ресурсы



  1. База педагогических данных кафедры педагогики МГОУ «Ресурс образования» www.ro.mgou.ru/

  2. Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru/

  3. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

  4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

  5. Педагогическая библиотека -www.pedlib.ru

  6. Психолого-педагогическая библиотека - www. Koob.ru

  7. Педагогическая библиотека -www.metodkabinet.eu









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!