В современном курсе «Физическая культура» значительно увеличился объем учебной информации, которая необходима для усвоения обучающими, чтобы в условиях реализации ФГОС уметь не только выполнять двигательные операции, но и понимать механизмы их реализации, уметь объяснять алгоритм каждого движения, а далее связывать все эти концепции с различными науками и областями знаний, и, в итоге, с жизнедеятельностью и практической направленностью.
Но при увеличивающейся информатизации время урока остается неизменным, да и количество учебных часов тоже. Поэтому проблема стоит очень остро, так как обучение идет непрерывно, а вот как «уметь учиться» не всегда понятно. Многие выпускники школ не умеют качественно работать с информацией, то есть, работая с огромным потоком новых знаний, не могут создать вторичную форму для обработки большого потока первичной информации.
Весной 2020 года Россия столкнулась с распространением нового вируса Covid-19, что повлекло за собой переход основной массы школ на дистанционное обучение. Проведя мониторинг образовательных платформ, могу уверенно сказать, что меньше всего ресурсов создано для учителей физкультуры. Конечно, специфика уроков заключена в движении, с этим никто и спорить не станет, и если бы были готовы технически учителя и дети, то возможностей было бы в разы больше для обучения и поддержания моторной плотности уроков. Но, как показала практика, условия оказались неравные. Работать с учителем в режиме конференции не могут все дети, часто это еще осложнено и бытовыми условиями: просто нет места, где ребенку встать перед камерой для выполнения упражнений. В большинстве все свелось к теоретическому материалу программы по физической культуре. Большим подспорьем для учителей стали разработки уроков в «Российской электронной школе», но во время уроков платформа работает плохо, поэтому поработать 15-20 минут по расписанию редко возможно. Учебники по предмету для всех обучающихся можно увидеть в единичных школах, хотя здесь вариант работы с электронной версией может помочь.
И как работать учителю физической культуры в таких условиях? Из рекомендованных 30 минут дистанционных уроков 10 минут должны быть отданы комплексам упражнений, благо их дети знают и умеют выполнять самостоятельно. Да и готовых видео в Интернет-сети много от профессионалов. А вот для работы с теоретическим материалом надо подходить очень продуманно, чтобы избегать лишней нагрузки на детей еще и на уроке физкультуры. Надо четко ставить учебную задачу, чтобы ее можно было отработать на одном уроке или на серии уроков. В любом случае дети будут обрабатывать теоретический материал, преобразуя его во вторичные формы. Рассмотрим варианты работы, когда есть минимум технического обеспечения.
Вторичные формы служат для переработки большого потока информации, совершенствования этих поступлений, накопления знаний и, конечно, хранения, а затем успешного воспроизведения и использования первичной информации. Именно это помогает формировать навыки самостоятельной работы, кодировки и извлечения информации для успешного обучения.
При работе с материалами учебников по физической культуре и дополнительными источниками информации в роли вторичной формы учебной информации могут выступать аннотации, эссе, рефераты, доклады, сообщения, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи, сторителлинг, ментальные и когнитивные карты, презентации, ситуационные задачи, глоссарий, кроссворды, буклеты, лэпбуки, памятки, таблицы и схемы. Создание подобных продуктов учебной деятельности связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации.
При обработке огромного потока информации происходит, так называемое, свертывание, при котором происходит сокращение первичного объема с сохранением информации, которая необходима для отражения основного замысла или самых важных положений первоисточника. Для осуществления такой деятельности и применяются знаково-символические универсальные учебные действия. Применение различных схем, символов, рисунков, таблиц, выделений текста, игрой цвета и т.п. помогает кодировать и сжимать информацию, при этом запоминая большие ее объемы. А это для современного обучающегося, погруженного в информационные потоки, когда времени катастрофически мало отводится на работу с ними, очень важно.
Противоположный процесс, происходящий в мыслительной деятельности, - развертывание закодированной информации. Здесь уже нужно восполнить сделанные сокращения, при этом дополнить уточнениями, пояснениями, которые появились в ходе работы над материалом. Основную мысль нужно связать со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. При этом вторичные формы информации приобретают новые смысловые качества, хотя и не содержат принципиально новой информации, особенно, если речь идет о научных знаниях. Это играет важную роль в приращении и освоении информации.
Для успешного освоения и транслирования учебной информации основой умственно деятельности является, конечно, выделение главной мысли. Чешский педагог Я.А. Коменский писал, что очень важно отбирать важное и главное: самый надежный плод чтения – это усвоение прочитанного и выбор полезного, именно это закрепляет воспринятое в памяти.
Рассмотрим некоторые формы более подробно, чтобы можно было использовать на уроках готовые рекомендации.
Конспект как инструмент для обработки и воспроизведения
учебной информации по физической культуре
Выполнить конспектирование учебного материала – это значит свернуть информацию, отбросив второстепенные факты, но при этом сохранить и переосмыслить все то, что поможет автору развернуть конспектируемое до необходимых рамок без потери информации. В курсе «Физическая культура» для конспектирования можно рекомендовать использовать сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, определений, алгоритмов. Тем более что специфика тем уже предусматривает сокращения и особые знаки, принятые по стандартам.
Конспект в переводе с латинского языка несет значение «обзор», поэтому и данный вид работы выполняется как обзор главных мыслей текста. Тем курса, которые можно предложить для конспектирования и это будет эффективной формой работы, не так уж и много. На мой взгляд, предложить обучающимся конспектирование уместно для изучения документальных источников и фиксирования исторической хронологии, правил и истории различных спортивных игр. Основными особенностями конспекта являются следующие положения:
Фундамент конспекта – тезис.
Способ записи обеспечивает высокую скорость конспектирования.
Формы записи разборчивы и ориентированы на быстрое чтение.
Приемы записи для быстрого запоминания: подчеркивания, выделение цветом, схематичность и др.
Для записи смысла используется перефразирование.
В программе предусмотрены темы, которые подразумевают охват большого информационного пласта, который подобно снежному кому растет от класса к классу. Пример такого прохождения материала показан в таблице 1.
Таблица 1 – Программный материал из модуля «Основы знаний о физической культуре» в 5-9 классах
Класс | Тема |
5 | История олимпийского движения. |
6 | История олимпийского движения в дореволюционной России. |
7 | Физическая культура и олимпийское движение в современной России. |
8 | Физическая культура и олимпийское движение в современной России. |
9 | Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. |
На уроке учитель может дать информацию кратко, но не все дети могут удержать ее сразу, а уж воспроизвести при переходе в следующий класс тем более. И, к тому же, в период высокой заболеваемости ОРВИ и ОРЗ, появляется огромное количество обучающихся, временно освобожденных от физических нагрузок. А в период карантина школы и вовсе переходят на дистанционное обучение. Вот здесь можно предлагать детям конспектирование учебного материала, при этом желательно чтобы материал сохранялся и расширялся.
В каждом классе дети знакомятся с особенностями и правилами различных подвижных и спортивных игр. Эти темы также очень хорошо конспектируются. Именно там, где речь идет о играх, дети четко видят особенности и правила, хорошо работают с конспектами и быстро запоминают теоретический материал, что позволяет быстро уходить в практику.
Для выполнения работы можно использовать различные виды конспектов, выбор которых обусловлен коэффициентом обученности класса, временными рамками, оснащенностью информативными источниками:
План – конспект подразумевает создание общего плана текста, пункты которого сопровождаются комментариями.
Тематический конспект дает возможность кратко раскрыть тему сразу по нескольким источникам.
Текстуальный конспект уместен, когда тема хорошо раскрывается
на цитатах.
Свободный конспект дает возможность добавить к фиксируемым цитатам свои формулировки.
Формализованный конспект предусматривает внесение записей в заранее подготовленные формы. Этот вид удобен при работе с несколькими источниками, особенно если идет сравнение данных.
Опорный конспект хорошо помогает при изучении нового материла и при его повторении. Этот вид помогает экономить время при прохождении материала.
Следует рекомендовать обучающимся различные инструменты конспектирования, такие как:
Тезисы – основные мысли и положения изучаемого материала. При чтении необходимо сразу отмечать места, четко формулирующие основную мысль.
Линейная запись предполагает использование плакатно-оформительских средств:
сдвиг текста по горизонтали, вертикали;
выделение шрифтом особо значим слов;
использование различных цветов;
подчеркивания;
оформление в рамку.
Способ «вопросы-ответы» предполагает деление рабочего листа вертикальной чертой на 2 части. В левой записываются вопросы или проблемы, а в правой даются ответы на них. Можно добавить третий столбик, где можно фиксировать свое мнение по заданной теме.
Схема с фрагментами позволяет ярче выявить структуру текста. Фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения и т. п.) дополняются графикой.
Комбинированный конспект подразумевает использование всех вышеуказанных способов.
Алгоритм действий при выполнении конспектирования заключается, в основном, в следующем:
Определить цель выполнения конспекта.
При чтении материала выделите основные смысловые части, затем – главные мысли и выводы.
Если составляете план, то сформулируйте названия пунктов и определите информацию для их раскрытия.
Тезисы излагайте последовательно своими словами или цитируйте.
К основным положениям добавляйте выводы, факты и примеры, но без подробного описания.
Используйте сокращения, применяйте условные обозначения.
Располагайте абзацы ступенчато, применяя подчеркивания и выделение цветом.
Исходя из всех рекомендаций, изложенных в статье, учителя физической культуры могут составить памятки для выполнения задания и выделить критерии оценивания, учитывая специфику своих классов и базы.
Кроссворды как повышение учебной мотивации
на уроках физической культуры
Одним из самых любимых видов деятельности многих людей, независимо от возраста, является разгадывание кроссвордов. Такие задания являются гимнастикой ума и испытанием на эрудицию. А вот составление кроссвордов - это прекрасное средство активизации мыслительной деятельности. Конечно, теоретическая база физической культуры дает нам огромное поле деятельности для составления подобного рода заданий. При чем обучающиеся вовлекаются в как в процесс составления кроссвордов, так и в деятельность по отгадыванию.
По форме кроссворды могут быть прямоугольные, квадратные, ромбовидные, треугольные, круглые (циклические), фигурные, диагональные и другие. По расположению строк ответов можно выполнить симметричные, асимметричные или кроссворды с вольным расположением слов. Разным может быть и наполнение по содержанию. Можно выделить группы тематических, алфавитных, с фрагментами, а также с ключевым словом или фразой.
Кроссворды помогают расширять кругозор и закреплять знания не только в рамках отдельной темы, но и в системе блоков и, даже, целого курса. Еще такой вид деятельности помогает развивать у обучающихся навыки точного формулирования вопросов и адекватных ответов. А это уже приводит к формированию способности правильного использования понятийного аппарата. Ну и, конечно, навыки работы с учебной литературой хорошо отрабатываются при составлении любых кроссвордов.
Для выполнения кроссвордов следует предлагать детям темы, в которых широкий понятийный аппарат. Очень хорошо для этого вида работы подходят терминологии различных видов спорта и спортивных игр. И темы эти проходят сквозь программный материал всего учебного года.
Для составления кроссворда следует выполнять определенные пункты, что облегчит учебную задачу и сократит время ее выполнения:
Внимательно изучите учебный материал.
Выпишите термины по заданной теме. Толкования слов должны быть лаконичными.
Создайте графическую структуру кроссворда, подготовив вопросы и ответы к ним. Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер.
Номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строки к нижней.
Выберите 2-3 самых длинных термина среди ответов, расположите их в графической структуре.
Располагайте термины по принципу пересечения с предыдущим.
Проверьте соответствие терминов и определений.
Оформите кроссворд.
Критерии оценивая стоит формировать под конкретный коллектив обучающихся и делать его немного размытым. Например, для отметки «5» пятикласснику необходимо обработать 9 -12 понятий. Чтобы каждый ребенок мог получить удовлетворение от проделанной работы, независимо от скорости чтения и мыслительной деятельности.
Презентация по физической культуре как способ визуализации при изучении теоретического материала
Школьный предмет «Физическая культура» можно назвать одним из самых насыщенных по наличию различных визуальных образов. Сам спортивный зал уже подразумевает демонстрацию многих программных тем. Постоянно база материалов пополняется, а фото- и видеоматериалы стали доступны в сети Интернет. По мере освоения обучающимися навыков работы с мультимедийной периферией, создание мультимедийных презентаций для демонстрации темы становится одним из часто используемых видов работ.
Как показывает практика, участники образовательного процесса часто забывают, что все же основной задачей презентации является сопровождение текстовой информации визуальными образами, и просто заполняют текстом слайды. Да, конспектирование в электронном таком документе тоже имеет место работать, но мы ведем речь именно о визуализации, которая помогает воспринимать и запоминать учебную информацию.
Следует рекомендовать обучающимся на слайдах презентации размещать иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями. Каждый слайд должен быть закончен по смыслу.
Следует отметить, что стоит тщательно выбирать темы для презентаций, где есть много качественного визуального материала, не вызывающего отрицательных эмоций. Необходимо приучать обучающихся не использовать в своих работах фото с искалеченными людьми и животными, фото с пропагандой вредных привычек и т.п. Рассмотрим, какой программный материал следует использовать для создания презентаций:
«Здоровье и здоровый образ жизни»;
«Основные двигательные способности: гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость»;
«Виды спорта: легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, футбол, лыжная подготовка»;
«Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов».
Учитель уже может быть в роли наблюдателя, т.к. обучающиеся очень хорошо усваивают эти темы и могут транслировать материал, опираясь на визуальный ряд презентации. Что благоприятно отражает реализацию ФГОС и формирование УУД у обучающихся.
Создание презентации довольно трудоемкий процесс, обучающихся нужно обучать такому виду работы. Можно дать общие рекомендации по подготовке материала:
Составьте план презентации, отметьте, какие данные нужно визуализировать.
Выберите стиль оформления.
Для фона выбирайте более холодные цвета и для текста контрастные. На одном слайде не более трех цветов (фон, заголовок, текст).
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание.
Расположение информации предпочтительнее горизонтальное. В центре располагайте наиболее важную информацию. Надписи располагайте под изображениями.
Не заполняйте один слайд большим объемом информации: не более трех фактов. Ключевые пункты отображайте по одному на слайде.
На основе этих рекомендаций учитель физической культуры может выделить и критерии оценивания деятельности обучающегося.
Применение ситуационных задач на уроках физической культуры
Довольно сложным, но тем не менее очень интересным видом деятельности, является составление и решение ситуационных задач. Такой способ по систематизации информации для решения конкретных проблем особенно интересен старшеклассникам.
Ситуационная задача - это задание, включающее в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной.
При работе с ситуационными задачами требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Этот вид работы направлен на развитие мышления, творческих умений. Усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Отметим, что такие знания более прочные, чем просто знания только теории. Они позволяют видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и нестандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем.
Видов таких задач много, рассмотрим те, что можно использовать на уроках физической культуры:
Задачи с недостающими данными предусматривают получение дополнительных сведений из анализа материалов, результатов исследований и проведенных практик.
Задачи с избыточными данными наоборот требуют знания учебного материала, чтобы убрать лишнее, несоответствующее проблеме.
Задачи с неопределенностью в постановке вопроса подразумевают рассуждения по идентификации причин и следствий, утверждений и обоснований, явлений и признаков.
Задачи с противоречивыми сведениями предполагают деятельность на исключение противоречий, уточнение адекватных данных и поиск правильного решения.
Задачи с ограниченным временем решения направлены на отработку быстроты действий в различных ситуациях.
Задачи, требующие использования предметов с необычной для них функцией, формируют смекалку в нетипичных ситуациях.
Очень оправданно использование таких задач при изучении тем, которые направлены на нашу повседневную жизнь и охватывают как анализ причин различных ситуации при занятиях физкультурой и спортом, так и алгоритмы действий для предотвращения различных травм, критических ситуаций и действий в этих ситуациях. Старшеклассники успешно справляются как с созданием таких задач, так и с их решением. Во внеурочной деятельности появляется уже возможность давать решать ситуационные задачи обучающимся среднего звена, с чем они тоже успешно справляются. Самые распространенные темы: «Доврачебная помощь», «Виды спорта», «Выполнение комплексов и нормативов», «Соревнования», «Спортивные игры».
Работа над ситуационной задачей подразумевает выполнение определенного алгоритма действий:
Изучить учебную литературу по заданной теме.
Провести анализ содержания темы.
Выделить проблему.
Дать характеристику условий задачи.
Осмыслить варианты решений, исходя из рекомендаций и положений.
Подобрать алгоритмы действий или варианты разрешений нестандартной проблемы.
Темы рефератов для 5-7 классов
Легкая атлетика
История развития легкой атлетики в России и мире.
Правила соревнований в легкой атлетике.
Выдающийся легкоатлет и его спортивные достижения.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: бег на короткие дистанции.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: бег на длинные дистанции. (бег на короткие дистанции и длинные дистанции, прыжки в длину, в высоту, метание).
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: прыжки в длину с места.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: прыжки в длину с разбега.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: прыжки в высоту с разбега.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений: метание.
Правила техники безопасности при занятиях легкоатлетическими упражнениями.
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.
Гимнастика
История развития гимнастики в России и мире.
Правила соревнований по гимнастике.
Выдающийся гимнаст и его спортивные достижения.
Техника выполнения гимнастических упражнений: кувырок вперед.
Техника выполнения гимнастических упражнений: кувырок назад.
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой.
Влияние гимнастических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки.
Значение гимнастических упражнений для развития силовых способностей и гибкости.
Лыжный спорт
История развития лыжного спорта в России и мире.
Правила соревнований в лыжных гонках.
Выдающийся лыжник и его спортивные достижения.
Виды лыжного спорта.
Применение лыжных мазей.
Техника передвижения на лыжах.
Характеристика лыжных ходов.
Спортивные игры
История развития … (баскетбола, волейбола, футбола) в России и мире.
Характеристика игры, оборудование и правила соревнований по … (баскетболу, волейболу, футболу).
Выдающийся … (баскетболист, волейболист, футболист) и его спортивные достижения.
Техника и тактика … (баскетбола, волейбола, футбола).
Общие знания по физической культуре
История развития физической культуры.
Зарождение Олимпийских игр.
Современная история Олимпийских игр.
Пьер де Кубертен.
Николай Панин-Коломенкин первый российский олимпийский чемпион.
Олимпийские игры их символика и ритуал.
Что такое осанка (с помощью каких упражнений осуществляют ее формирование и профилактику нарушений)?
Режим дня и его значение для здоровья человека.
Влияние физических упражнений на основные системы организма.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Закаливание и его влияние на организм человека.
Самоконтроль при выполнении физических упражнений.
Первая помощь при травмах.
Физическое качество «гибкость».
Физическое качество «сила».
Физическое качество «быстрота».
Физическое качество «выносливость».
Физическое качество «ловкость».
Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью, каких тестов можно определить развитие силы, быстроты и выносливости?
Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.
Слагаемые здорового образа жизни.
Характеристика основных двигательных способностей.
Значение навыка плавания в жизни человека.
История развития комплекса «ГТО».
Темы рефератов для 8-9 классов
Базовые виды спорта школьной программы
История возникновения и последующего развития избранного вида спорта … (легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, лыжного спорта, волейбола, футбола) в России.
Организация и проведение соревнований по … (легкой атлетике, гимнастике, баскетболу, лыжному спорту, волейболу, футболу).
Правила использования спортивного инвентаря и оборудования, подготовки мест занятий.
Технико-тактические действия в избранном виде спорта (волейбол, баскетбол, легкой атлетике и т.д.).
Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей.
Особенности проведения тренировочных занятий по избранному виду спорта (легкой атлетике, гимнастике, баскетболу, лыжному спорту, волейболу, футболу и т.д.)
Техника метания малого мяча.
Техника опорного прыжка «ноги врозь».
Развитие гибкости.
Техника выполнения стойки на голове и руках.
Средства и методы развития силы.
Развитие скоростно-силовых способностей.
Упражнения для развития выносливости.
Упражнения для развития ловкости.
Система упражнений для освоения техники волейбольных передач и приемов мяча.
Упражнения для освоения техники нападающего удара в волейболе.
Классификация ударов по мячу в футболе.
Лыжная подготовка: техника попеременного двухшажного хода.
Техника спуска с гор на лыжах.
Общие знания по физической культуре
Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность
Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма.
Психические процессы в обучении двигательным действиям.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.
Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
История возникновения и развития физической культуры.
Физическая культура и олимпийское движение в России.
История возникновения и забвения античных Олимпийских игр.
Возрождение Олимпийских игр современности.
Личности в современном олимпийском движении.
Столетие Олимпийских стартов.
Олимпийские принципы, традиции, правила, символика.
Олимпийское движение подлинно общечеловеческое движение.
Первые российские олимпийцы и их спортивные достижения.
Спорт, каким он нужен миру.
Физическая работоспособность и ее влияние на занятия физическими упражнениями.
Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие его дыхания и кровообращения.
Понятие об общей физической подготовке.
Тестирование физической подготовленности (организация и проведение тестирования).
Физическое развитие. От чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия).
Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
Самостоятельные занятия по общей физической подготовке.
Содержание понятий «двигательное действие», «двигательное умение», «двигательный навык».
Основные способы и средства обучения новым движениям.
Содержание понятий «утомление» и «восстановление», способы оптимизации работоспособности при обучении новым движениям.
Основные упражнения для развития физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации. Основные методы выполнения этих упражнений.
Физиологические основы воспитания физических качеств.
Использование общеразвивающих упражнений в целях физического развития и укрепления здоровья.
Способы регулирования нагрузки при выполнении общеразвивающих и корригирующих упражнений в целях физического развития и укрепления здоровья.
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообмена при мышечных нагрузках.
Возрастные особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты и выносливости).
Правила личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Темы рефератов для 10-11 классов
Современные виды двигательной активности.
Двигательная активность и здоровье человека.
Гиподинамия – болезнь конца 20 – начала 21 века.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Личности в современном олимпийском движении.
Развитие летних видов спорта на Южном Урале и успехи уральских спортсменов на Олимпийских играх и международных первенствах.
Развитие зимних видов спорта на Южном Урале и успехи уральских спортсменов на Олимпийских играх и международных первенствах.
Приемы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Самостоятельные занятия по общей физической подготовке.
Организация и проведение туристических походов.
Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения.
Влияние физических упражнений на основные системы организма.
Проблемы здоровья человека, средства его укрепления и сохранения.
Роль и значение занятий физической культурой и спортом в профилактике заболеваний, укреплении здоровья, поддержании репродуктивных функций человека, сохранения долголетия.
Спортивно-оздоровительные системы в отечественной и зарубежной культуре.
Влияние занятий физическими упражнениями из традиционных и нетрадиционных систем физического воспитания в профилактике и борьбе с вредными привычками.
Основные двигательные (физические) качества человека, их характеристика и особенности методики развития.
Влияние современного олимпийского и физкультурно-массового движения на развитие культуры общества и человека.
Психолого-педагогические и физиологические основы обучения двигательным действиям.
Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укреплением здоровья и повышением физической подготовленности.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Формирование личностно-значимых свойств и качеств через совершенствование физических способностей человека.
Всемирные юношеские игры и участие в них пензенских спортсменов.
Цели и принципы олимпийского движения, его роль и значение в современном мире
Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями.
Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями.
Особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль их эффективности.
Особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности.
Развитие физических способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
Признаки утомления и переутомления, меры по их предупреждению.
Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания».
Объективные и субъективные приемы самоконтроля при выполнении физических упражнений.
Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий.
Причины избыточного веса и роль физической культуры и спорта в его профилактике.
Развитие комплекса «ГТО»
Техника и тактика спортивной игры (волейбол, футбол, баскетбол).
Техника выполнения элементов гимнастики и акробатики.
Техника выполнения легкоатлетических упражнений.
Техника выполнения упражнений по лыжной подготовке.
Экстремальные виды спорта и их развитие в … (мире, России, Пензенской области).
Требования к рефератам
для обучающихся 5-11 классов
Оформление реферата
Оформление производится в следующем порядке; титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.
Сокращения не допускаются (за исключением общепринятых аббревиатур).
Схемы, таблицы, чертежи должны иметь ссылки на источник данных, если они заимствованы.
Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).
После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.
Титульный лист и оглавление реферата включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется (это не относится к содержанию реферата). Нумерация начинается с 3-ей страницы и помещается в середине листа. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке.
Структура реферата
Введение: обосновать выбор темы реферата, дать краткую характеристику жанра первоисточников (исследование, монография, статья, рецензия, учебник и т.д.). Раскрыть цели и задачи авторов каждого из первоисточников.
Основная часть: передать содержание первоисточников в соответствии с темой реферата. Если в реферате поднимается несколько проблем - можно расположить материал основной части в нескольких главах, присвоив им названия. Указать, какие пути решения проблем предлагают авторы первоисточников. Отметить различные точки зрения на проблемы.
Заключение: сделать собственные выводы по проблемам, оценить актуальность поднимаемых в первоисточниках проблем, высказать согласие или несогласие с позицией авторов первоисточников.
Объем реферата
Общий объем реферата не может быть менее 15 машинописных листов для 10-11-классников, 10 листов для 7-9-классников, 6 листов для 5-6 классов. Введение и заключение составляют 20% от общего объема реферата.
Критерии оценивания реферата
Общие:
Глубина и полнота раскрытия темы.
Логичность, связность.
Точность передачи содержания первоисточников.
Соблюдение требований к структуре реферата.
Соблюдение требований к оформлению реферата.
Введение:
Обоснование выбора темы, ее актуальности.
Точность краткой характеристики жанра первоисточников.
Точность формулировки целей и задач авторов первоисточников.
Основная часть:
Структурирование материала по главам.
Выделение в тексте основных понятий и терминов, их правильное толкование.
Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Заключение:
Точность выводов.
Наличие собственного мнения по проблемам, поднимаемым в первоисточниках.
Список литературы:
Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Ссылки на интернет издания перечисляются в конце всего списка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа города Кузнецк - 8
Реферат
Цели и принципы олимпийского движения,
его роль и значение в современном мире
Выполнил обучающийся 7 класса
Сергеев Сергей
Проверил учитель физической культуры
Столярова Э. А.
г. Кузнецк - 8, 20120г.
Содержание |
Введение | 3 |
1.Цели и принципы олимпийского движения, его роль и значение в современном мире | 4 |
1.1.Олимпийское движение, история его возникновения и развития | 4 |
1.2.Олимпийское движение в России, его цели и задачи | 8 |
1.3.Олимпийское движение в Пензенской области | 10 |
2.Влияние олимпийского движения на развитие физической культуры и спорта высших достижений | 13 |
2.1.Влияние олимпийского движения на развитие физической культуры в России | 14 |
2.2.Влияние олимпийского движения на развитие спорта высших достижений в России | 17 |
2.3.Влияние олимпийского движения на развитие спорта высших достижений в Пензенской области | 20 |
Заключение | 22 |
Список литературы | 23 |