« Основные методы мотивации на уроках ФВ»
Подготовила преподаватель физического воспитания : Драганова Е.А.
Мотива́ция (от лат. movere ) — побуждение к действию , динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека , определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теория деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевыми С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: « Мотив — это определённая потребность».
В своей работе «Мотивация и личность»(1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования .
Виды мотивов:
- Внешняя мотивация (экстринсивная)
- Внутренняя мотивация (интринсивная)
- Положительная и отрицательная мотивация .
- Устойчивая и неустойчивая мотивация .
- Мотив самоутверждения
- Мотив идентификации с другим человеком
- Стремление походить на кумира
- Мотив власти
- Процессуально-содержательные мотивы
- Экстринсивные (внешние) мотивы
- Мотив саморазвития
- Мотив достижения
- Про социальные (общественно значимые) мотивы
- Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение)
- Негативная мотивация
«Исследование роли мотивации к занятиям физического воспитания и спорта у студентов Павлодарского политехнического колледжа, для эффективного решения цели ФВ» Исследование -Мотивация
Докладчик НИП: Нечвиенко Д.А
ППК, группа Д-11
Руководитель: Драганова Е.А.
Цель исследования
Выявить роль мотивации к занятиям физического воспитания и спорта, для более эффективного решения цели ФВ, на основе полученных результатов разработать рекомендации по увеличения числа занимающихся.
Задачи исследования
1. Выявить роль мотивации, и основные движущие мотивы
2.Изучить уровень сформированности мотивации у студентов Павлодарского политехнического колледжа
3. Разработать практические рекомендации по формированию интереса и устойчивой мотивации к занятиям физического воспитания и спорта у студентов колледжа.
Исследование
Исследование проходило с 1 декабря 2015г. по 1 февраля 2016г. Основным методом исследования явился анкетный опрос студентов по вопросам роли мотивации и ведении ЗОЖ. В опросе приняло участие 180 респондентов -1,2,3 курса, с каждого курса по 60 человек -30 девушек, 30 юношей, произведены сравнительные анализы данных по половой принадлежности.
В ходе исследования была поставлена задача изучения сущности понятия «мотивация». К методам, применяемым в ходе исследования, можно отнести: аналитическое исследование основных понятий – «мотив», «мотивация»; анкетирование; графическое представление данных; анализ результатов анкетирования.
Результаты анкеты показали:
СПОРТ-ЗОЖ
3%
Занимаешься ли ты спортом???
9%
30%
18%
18%
40%
Занимаешься ли ты спортом???
6%
13%
6%
35%
40%
Результат
5%
8%
21%
29%
37%
Какие физкультурно-спортивные занятия ты посещаешь?
7%
29%
25%
14%
25%
Какие физкультурно-спортивные занятия ты посещаешь?
6%
39%
25%
21%
9%
Результат
8%
34%
25%
17%
16%
Как ты проводишь свободное время?
18%
26%
26%
20%
10%
Как ты проводишь свободное время?
6%
23%
25%
20%
26%
результат
12%
24%
26%
20%
18%
6%
17%
Занимаясь спортом, повысилось ли твоё самочувствие, успеваемость?
40%
3%
34%
3%
20%
Занимаясь спортом, повысилось ли твоё самочувствие, успеваемость?
39%
5%
33%
Результат
5%
18%
39%
4%
34%
Доволен(на) ли ты своей фигурой?
7%
25%
68%
Сколько по твоему мнению уроков в неделю было бы достаточно для того чтобы удовлетворить твою двигательную активность?
14%
12%
13%
14%
47%
Сколько по твоему мнению уроков в неделю было бы достаточно для того чтобы удовлетворить твою двигательную активность?
5%
5%
8%
18%
64%
результат
10%
9%
11%
16%
54%
Вредные привычки
3%
1%
Ты куришь??
26%
70%
1%
1%
Ты куришь??
10%
88%
1%
результат
2%
18%
79%
3%
1%
Ты употребляешь спиртные напитки?
60%
36%
1%
15%
Ты употребляешь спиртные напитки?
23%
61%
1%
Результат
8%
30%
61%
Мотивы заниматься спортом
Почему ты посещаешь уроки физической культуры в колледже?
14%
38%
17%
2%
27%
2%
Почему ты посещаешь уроки физической культуры в колледже?
3%
15%
33%
13%
2%
34%
Результат
9%
16%
35%
2%
7%
31%
17%
По какой причине ты занимаешься спортом?
1%
2%
58%
22%
По какой причине ты занимаешься спортом?
9%
4%
47%
31%
9%
результат
13%
3%
53%
16%
15%
Что или кто, тебя мотивирует заниматься спортом?
10%
23%
23%
23%
20%
1%
Что или кто, тебя мотивирует заниматься спортом?
5%
6%
6%
5%
48%
30%
8%
Результат
36%
14%
3%
13%
26%
Кто или что, на твой взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям , у людей «далеких» от спорта?
12%
17%
17%
19%
29%
6%
Кто или что, на твой взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям , у людей «далеких» от спорта?
12%
25%
9%
10%
15%
29%
результат
14%
18%
14%
23%
9%
22%
Вывод
Из анкетирования ясно, что мотивация заниматься спортом на уроках ФВ, спортивных клубах, играет огромную роль.
У студентов ППК были выявлены основные мотивы заниматься спортом, для юношей это:
-выдающиеся спортсмены;
-идеал красивое тело;
-состояние здоровья и друзья.
Для девушек мотивами стали:
-идеал красивое тело;
-состояние здоровья.
Исходя из полученных данных были разработаны практические рекомендации, которые будут способствовать формированию интереса и устойчивой мотивации у студентов колледжа к занятиям спортом.
Мои методы и формы мотивации
1 подгруппа:
Создаю ситуации новизны ,неожиданности ,актуальности (проведение эксперимента- массаж-медовый массаж Самомассаж . pptx , растяжка у станка и в парах, раздаточный материал- карточки Дидактический материал Тяжелая атлетика для начинающих , ) МЕТОДИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ , НАГЛЯДНЫЕ КАРТОЧКИ
Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний (ОРУ игровым методом, выполнение норматива командами) Не стандартное проведение уроков
Познавательные игры ,драматизация ,театрализация(Игры жмурки ,гонка мячей)
Дискуссии-(прием) проблемное обучение почему так, а не по-другому, применяю в основном когда возникают вопросы у студентов ,либо задаю вопросы я ,например: -Какую мышцу ты будешь прокачивать на том или ином тренажере??? Как будешь воспитывать ,силу и выносливость???и т.д.
Анализ жизненных ситуаций- акробатика –кувырок вперед –ситуация на дороге и в жизни, практическая сторона обучаемому навыку, где и когда его можно применить, а так же обучение упражнениям и проведение профилактических мер профессиональных заболеваний. Методичка для парикмахеров
Создание ситуаций успеха в обучении- поощрение ,-провожу соревнования –например акробатическая комбинация -самое лучшее исполнение поощрения 2 положительные оценки и т.д.
2-я подгруппа:
Разъяснение личной и общественной значимости Человеческий организм как система , которая не может существовать без физ нагрузки –зачем ,научно подходим к занятиям, определяем тип строения человека, измеряем антропометрические данные, проводим тесты по определению физического развития студентов и т.д. женские типы , Сотвори себя сам для учащихся
Требования –ты должен уметь- нормативы и изученные навыки и умения.
Упражнения –более легкое выполнение задания (подводящие упражнения)
Поощрение- обязательная часть ,словесное ,с выставлением оценки и т.д.
Наказание- один из способов мотивации ,это может быть в форме критики либо плохой отметки.
Главными мотиваторами являются :
Личностный рост
Чувство причастности
Интерес и вызов
Усиление мотивации:
-через успех
-через неудачу (стресс ,дистресс)
-через похвалу
-через порицания
Рекомендуемые методы и формы способствующие формированию устойчивой мотивации у учащихся:
Необходимость находить с каждым ребенком контакт, располагать его к откровенной беседе, умело помогать ему, преодолевать возникающие трудности в процессе урока.
Пример самого преподавателя, его подтянутость и внешний вид, его интерес к своему делу ,отношение к ребятам.
Использование нестандартного оборудования и инновационных технологий ,проведение интегрированных и нестандартных уроков. Интегрированный открытый урок , Интегрированный открытый урок для парикмахеров
Стараюсь использовать по-своему примечательный и, бесспорно, эффективный метод поощрения способных ребят, предлагая им продемонстрировать свое умение в выполнения какого-либо приема перед всей группой.
Прежде , чем приступить к изучению методики технических приемов я стараюсь ознакомить учащихся с основами знаний о зарождении этого удивительного вида спорта, и о популярности его у нас в городе. техника волейбола. pptx
Я часто использую дифференциацию, где данный подход осуществляю как по полу, уровню физической и технической подготовленности.
Каждый учащихся в силу своей технической подготовленности выбирает себе уровень сложности задания и успешно сдает зачетный урок.
Я часто применяю обучение в сотрудничестве - работу в парах, где один учащиеся выполняет задание, а другой анализирует его действия, оценивает выполнение. Так же использую работу в группах на этапе учета техники выполнения упражнений.
Я применяю круговой способ организации, который позволяет успешно решать не только развитие физических качеств, но совершенствовать технику элементов или отработку технико-тактических действий. Преимущества данного способа организации учащихся на уроке очевидны - повышается моторная плотность, дисциплина учащихся, развивается самостоятельность.
И всегда помню о том, что особая атмосфера будет царить на каждом занятии, где каждый ребенок чувствует внимание, заботу, поддержку. А педагог не только наставник, а человек, умеющая зажечь в глазах детей интерес, желание работать и овладевать новыми, более сложными методами и приемами.
И я считаю что спорт должен, войти в жизнь каждого человека и стать повседневной потребностью, как пить, есть и спать . Человеческий организм настолько совершенен, что привыкает ко всему ,но как кажется мне нужно привыкать к хорошему например к ЗОЖ.
Спасибо за внимание!!!