СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для воспитателей "Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи. В 1978 году организация ЮНЕСКО дополнила это определение: «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для воспитателей "Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"»








Методические рекомендации для воспитателей

по организации работы по функциональной грамотности с детьми в ДОУ на тему


«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»




Разработала: старший воспитатель Ерофеева Елена Владимировна









Вальдиватское 2024

Содержание





1.


Определение функциональной грамотности, значение развития предпосылок развития функциональной

грамотности в дошкольном

3



2.


Эффективные технологии в образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной

грамотности

6



3.


Необходимые условия для формирования предпосылок функциональной грамотности

8

  1. Определение функциональной грамотности, значение развития предпосылок развития функциональной грамотности в дошкольном возрасте.

Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи. В 1978 году организация ЮНЕСКО дополнила это определение: «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

В 1990 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 годы. С этого времени функциональная грамотность начинает приобретать всё большую значимость. Эксперты часто высказывают мнение, что исследование функциональной грамотности оценивает не знания отдельных обучающихся и даже не качество образования в стране, а потенциал подрастающего поколения и его способность применить полученные компетенции для решения личностных, социальных и профессиональных задач, что актуализировало включение функциональной грамотности в содержание образования.

Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу;

решение практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру;

    • решать конфликты, работать с информацией;

    • вести деловую переписку;

    • применять правила личной безопасности в жизни;

    • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

    • принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;

    • повышать уровень образования на основе осознанного выбора.



Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая и естественно-научная.

Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят:

    • понимание текста;

    • умение обобщать полученную информацию;

    • умение выделять важное для решения задачи;

    • умение перевести информацию в необходимый формат;

    • умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности


Виды функциональной

грамотности

Педагогические практики

(ФГОС ДО)

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; восприятие художественной литературы, фольклора.

Математическая грамотность

Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических

контекстах.

Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных

представлений о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете,


размере, материале, количестве, числе и др.).

Естественнонаучная грамотность

Способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений,

постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на

научных доказательствах

Развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.


Глобальные компетенции


Формируемые компетенции

Результаты (ФГОС ДО)

Коммуникативность

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Креативность

Ребенок обладает развитым

воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Критическое мышление

Ребенок способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Координация (кооперация)

Активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты


Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).



Актуальность проблемы развития предпосылок функциональной грамотности стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность в соответствии с современными образовательными задачами.



  1. Эффективные технологии в образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности.

Технологии проектного обучения.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Способствует формированию компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать

со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В зависимости от тематики проекта позволяет формировать предпосылки функциональной грамотности по всем направлениям.


Технология экспериментирования

Для формирования предпосылок естественнонаучной грамотности технология экспериментирования открывает большие возможности.

Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя).

Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:

-песком;

-водой;

-объектами живой природы;

-предметами и материалами.

Цель экспериментирования - формирование представлений у детей об объектах живой и неживой природы, через практическое самостоятельное познание/

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.


Здоровьесберегающие технологии

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Применение здоровьесберегающих технологий служит основой для формирования предпосылок функциональной грамотности по всем направлениям, поскольку укрепление здоровья, забота о собственном благополучии является необходимым условием формирования здоровой личности.


Информационные и коммуникационные технологии

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.




Технологии игрового обучения

Играв дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности ребенка. И основной способ переработки и усвоения новых знаний и опыта социальных взаимоотношений.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

В работе с детьми важно использовать следующие виды игр:

  • Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)


  • Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.). Они относятся и к здоровьесбрегающим технологиям.

  • Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических

контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)

  • Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).



  • Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик»,

«Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.)

  • Настольно - печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,

явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические

способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

  • Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки», и т. д.)

  • Сюжетно-ролевые игры – основа формирования благоприятных взаимоотношений в социальной среде.

  • Самостоятельная игровая деятельность – является необходимым видом деятельности, в ходе которой происходит переработка, усвоение, практическое применение полученных знаний и навыков детьми. Необходимо выделять время для самостоятельной игры детей и занимать наблюдающую позицию, без непосредственного участия, комментариев, попыток организации. Это способствует становлению самостоятельности детей, дает им возможность учиться регулировать взаимоотношения в группе сверстников, делиться опытом и знаниями в позиции равных, раскрывает возможности для свободного самовыражения.


Благодаря использованию игровых технологий, дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игровые технологии служат для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности. С помощью тематических игр возможно развитие предпосылок формирования и других направлений функциональной грамотности, таких как: естественнонаучная, математическая, финансовая, читательская.



  1. Необходимые условия для формирования предпосылок функциональной грамотности.

Использование комплексных заданий по формированию предпосылок формирования функциональной грамотности – обязательный системообразующий компонент методического арсенала педагога. При этом необходимо помнить, что эффективность использования заданий проявится только в том случае, если они применяются на всём протяжении образовательной деятельности системно и целенаправленно, а не фрагментарно, от случая к случаю. Отличительными особенностями организации образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности являются:

    • деятельность воспитанника (активная позиция);

    • доступность для ребенка разнообразных пособий, игр, игрушек;

    • роль воспитателя – сопровождение игровой и познавательной деятельности;

    • использование педагогом различных педагогических приёмов и методов;

    • создание доброжелательного климата в детском коллективе.

    • в деятельности необходимо сочетать индивидуальную, групповую и коллективную формы работы,

    • обязательно отводить время для представления и обсуждения результатов работы.

Ключевыми компонентами формирования предпосылок функциональной грамотности являются:

  • высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя.

  • организация и совершенствование предметно-развивающей среды

  • грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик и учетом индивидуального подхода к ребенку.