СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОП.02 ЖИВОПИСЬ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОП.02 ЖИВОПИСЬ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОП.02 ЖИВОПИСЬ»

10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО »

  1. ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В г. ЯЛТЕ


Экономико-Гуманитарный колледж






Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОП.02 ЖИВОПИСЬ

для обучающихся 2 курса

по направлению подготовки 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»












          1. Ялта – 2018


Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОП.02 ЖИВОПИСЬ для обучающихся 2 курса по направлению подготовки 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» / сост. Трофименко А.С. – Ялта, - 18 с.




В методической рекомендации даны указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Живопись». Рекомендации содержат виды деятельности обучающихся по каждому самостоятельному заданию, формы контроля

Использование данных методических рекомендаций поможет обучающимся приобрести практические навыки и позволит расширить знания по дисциплине.















© Трофименко А.С. 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка………………………………………………………...4

Цели и задачи самостоятельной работы……………………………………...5

Тематический план самостоятельной работы………………………………..7

Содержание самостоятельной работы………………………………………..7

Учет и оценка результатов самостоятельной работы………………………15

Список рекомендованной литературы………………………………………18
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе по живописи для обучающихся 2 курса направления подготовки 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» значительное место отведено натюрморту: 77 часов в 3 семестре и 145 часов в 4 семестре. Еще из этого времени отводится на самостоятельную домашнюю работу. Предусматривается последовательное освоение натюрмортов, начиная с натурных постановок и заканчивая сложными тематическими натюрмортами и условно-декоративной стилизации натюрморта из предметов быта. В постановках, составленных из предметов быта, решаются задачи, связанные с изучением светотени и тонального решения формы, цветовых отношений и колорита, то есть тех средств выразительности, которыми художник пользуется при создании произведения.

Простые, ясные геометрические формы, лежащие в основе изучения натюрморта, дают возможность обучающимся 2-го курса познакомиться со средствами и способами построения объёмного изображения на плоскости в связи с окружающей средой.

Овладение техникой акварельной живописи является обязательным требованием программы для 2 курса. Акварель обладает большими изобразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приёмы.

Как на аудиторных практических занятиях, так и в самостоятельной домашней работе особое внимание обращается на приобретение знаний и навыков построения формы, умение видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и правильную методическую последовательность ведения работы по живописи натюрморта.

При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:

1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;

3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;

4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;

5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.

Цикл домашних заданий по живописи натюрморта в тесной связи с домашними заданиями по рисунку и композиции ведёт к развитию художественной наблюдательности, образного мышления, творческого воображения, чувства цвета и цветовых отношений.

В конечном итоге обучающиеся должны обрести прочные знания по живописи натюрморта, необходимые для самостоятельной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Цель самостоятельной работы состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по дисциплине «Живопись», полученным в процессе обучения; воспитание у обучающихся вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к искусству; приобретении навыков живописи.

Задачи самостоятельной работы:

1. Развивать художественную наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений.

2. Приобрести знания и навыки построения формы, научиться видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и правильную методическую последовательность ведения работы по живописи натюрморта.

3. Формировать целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления);

4. Развивать умения применять в этюдах метод работы отношениями;

5. Создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры;

6. Собирать подготовительный материал к текущим учебным заданиям по живописи, а в дальнейшем - к дипломной работе.

В результате самостоятельной работы обучающийся должен:

Уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство, средствами академической живописи;

- использовать основные изобразительные техники и материалы;

знать:

- специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;

- разнообразные техники живописи и истории их развития, условия хранения произведений изобразительного искусства;

- свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;

- методы ведения живописных работ;

- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя;







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование

Раздела

Тема

Виды деятельности обучающийся

Кол-во часов

Формы контроля

1

2

3

4

5

Моделировка пространства и объёма цветом и тоном

1.1.

Натюрморт из предметов быта в технике гризайли

4

Просмотр

1.2.

Натюрморт из предметов быта, близких по цвету

4

Просмотр

Цветоритмическая композиция

2.1.

Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету

4

Просмотр

2.2.

Натюрморт в интерьере

4

Просмотр


СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 1. Моделировка пространства и объема цветом и тоном

ТЕМА 1.1. Натюрморт из предметов быта в технике гризайли

Цель: одним цветом передать объемную форму окрашенных в различные цвета предметов.

Материалы и инструменты: акварель (чёрная или сепия), бумага акварельная, формат А3, кисти волосяные №5, №9

Варианты натурных постановок:

1) кружка, крынка, яблоко, драпировка

2) кувшин, яблоко, груша, две драпировки

Для постановки натюрморта определяется две плоскости: горизонтальная и вертикальная. Подбираются предметы, входящие в состав натюрморта, различные по форме, цвету, составляющие единое целое, с учетом тяжести и равновесия. Так же в натюрморт входит драпировка, дополняющая образ изображаемого натюрморта.

Составляется он из двух-трёх цветных предметов на нейтральном фоне и выполняется в технике гризайль. Цель задания – одним цветом передать объёмную форму окрашенных в различные цвета предметов. Если в предыдущем задании однородный белый материал гипса давал чёткую светотень, то здесь восприятие формы и раскрытие тоновых отношений значительно усложнено наличием цветовой окраски.

Задача значительно усложняется, если в постановку входят резко контрастные предметы: тёмные и светлые, матовые и глянцевые. Влияние цвета на светотень происходит в зависимости от его способности отражать световые лучи. Обращенная к свету поверхность тёмного предмета будет отражать больше световых лучей, чем теневая часть белого предмета, и поэтому в изображении теневая часть светлого предмета будет темнее, нежели световая часть тёмного предмета.

Подбор предметов для данной постановки надо делать таким образом, чтобы светосила окрашенных предметов не была одинаковой. Приступая к проработке формы, надо хорошо продумать все составные части постановки, уяснить характер освещения, определить, какие предметы являются наиболее тёмными, где сосредоточено наибольшее количество света, как соотносятся между собой световые части тёмных предметов и теневые части светлых предметов, сила собственных и падающих теней. От правильной сравнительной оценки всех этих свойств в изображении зависит конечный результат работы.

В практике обучения существуют такие понятия, как «большой свет», «большая форма», «большая тень». Эти специальные понятия выражают определённое состояние изображения. Суть их заключается в целостном восприятии натуры, а, следовательно, и в целостном отражении этого восприятия в живописном произведении. Правильная выдержанность этюда в тоне придаёт изображению цельность, особую художественную выразительность, а знание закономерностей построения реалистической формы одним цветом создаёт хорошую основу для работы над живописью всей палитрой красок.

Этапы работы в технике гризайли

1 этап 2 этап 3 этап

ТЕМА 1.2 Натюрморт из предметов быта, близких по цвету

Цели и задачи: организация общей цветовой среды, поиски и передача цветовых рефлексов и их различий в зависимости от цвета фона и предметов

Материалы и оборудование: акварель, бумага А 4, кисти беличьи, №5, №8

Варианты натурных постановок:

  1. керамическая ваза, чучело птицы, овощи, две драпировки (в теплой гамме);

  2. банка, тарелка с яблоками, две драпировки (в холодной гамме)



Одна из главных задач в решении этого задания – развитие способности восприятия цвета и его оттенков, умение находить отличие одного цвета от другого в ряду одной группы цветов (тёплой или холодной).

Составим натюрморт, где подобраны предметы тёплых оттенков: жёлтая драпировка, охристое блюдо и светло-жёлтые яблоки. Чтобы придать натюрморту более напряжённый контраст, введём кувшин с поливной коричневой поверхностью, накрытый белой тканью.

Приступая к выполнению задания, надо, прежде всего, разобраться в цветовом строе постановки. Для этого делается несколько этюдов с целью уяснения цветовых отношений. Самое светлое пятно постановки составляет белая ткань на кувшине и яблоках, самое тёмное - поливная поверхность кувшина. Сравнивая светосилу каждого предмета с этими двумя пятнами,

можно найти их место в постановке. Сравнение близких цветов между собой выявит их разницу и позволит более точно передать их оттенки. Сравнивая жёлтую драпировку и светло-жёлтые яблоки, можно установить не только то, что яблоки светлее драпировки, но и то, что последняя более насыщена цветом. Так же находятся цветовые характеристики других предметов. Верно взятые отношения дают возможность найти каждому из них своё место в изображении и создать единую цветовую гамму.



Одним из вариантов постановки на сближенные цвета могут быть натюрморты из таких предметов, которые и по светосиле, и по цветовой тональности будут близкими. Допустим, все элементы светлые. Их отличает лишь разница цветовых оттенков. Задача в этом случае будет значительно сложнее, так как эти цвета не имеют ярко выраженной цветности и тональности. Тональный строй постановки потребует тонких проработок формы и пространства. А поскольку живость и свежесть живописи во многом зависят от контрастного сопоставления цветов, то и следует эти контрасты искать посредством тёплых и холодных оттенков.

РАЗДЕЛ 2. Цветоритмическая композиция

ТЕМА 2.1 Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету

Цели и задачи: изучение цветового контраста, оптических свойств противоположных пар цветов, их равновесие и взаимодействие. Восприятие локального цвета на свету, в полутени и тени.

Материалы и оборудование: формат А3, акварель, кисти беличьи №5, №8

Варианты натурных постановок:

1) синяя ваза, красная банка, белая, красная и синяя драпировки,

2) светло-коричневый кувшин, овощи, зелёная и белая драпировки.

Составляя натюрморт из контрастных по цвету предметов, надо учитывать их взаимное влияние друг на друга. Не следует их чередовать между собой, что сделает постановку пёстрой, лишённой пластической цельности. Не рекомендуется также на первых порах вводить в учебную постановку несколько контрастных цветов: синих, жёлтых, красных, зелёных. Лучше, если натюрморт будет логическим продолжением предыдущей постановки. Основу её будут составлять предметы однородного цвета, а в неё включены один-два контрастных цветовых пятна. Контрастную ситуацию может создать фон, состоящий из цветной драпировки.

Учебные задачи данного натюрморта – установить гармоничную связь между контрастными по цветовой характеристике формами, изучить рефлексную связь между ними.

Восприятие цвета – процесс сложный и не всегда легко усваиваемый. Контрастное взаимодействие можно создать не только посредством сопоставления двух взаимно дополнительных цветов, но и вводя в постановку теплохолодные отношения. При составлении натюрморта надо поступать так, чтобы один или группа цветов одного тона (тёплого или холодного) была основной, ведущей как по количеству предметов, так и по пространственному размещению; другая часть должна составлять к нему как бы дополнение и самим пятном и расположением создавать равновесие.

Для наиболее полного раскрытия возможностей контрастных сочетаний в живописи натюрморта следует разнообразить постановки и по характеру освещения. Интересные решения дают постановки против света (контражур) или освещенные прямым светом (по свету), когда взаимодействие контрастирующих цветов выступает в чистом виде. В этом случае требуется более тонкая гармонизация цвета, точное определение тоновых отношений.



В изображении натюрморта важен не сам предмет, а его связь с окружением, когда сила и красота цветового пятна целиком зависят от среды, в которой он находится. Отсюда можно сделать основополагающий для методики работы над живописью вывод: чтобы верно и живо взять какой-либо цвет, надо написать его окружение.

ТЕМА 2.2 Натюрморт в интерьере

Цели и задачи: передача глубокого пространства в условиях естественного рассеянного освещения. Объемно-пространственная лепка формы цветом.

Материалы и оборудование: акварельная бумага А3, кисти, акварель.

Варианты натурных постановок:

1) тумба, две рамы, гипсовая ваза, карандашница с кистями, 2 драпировки;

2) этюдник, за сухими цветами, кисти, две баночки гуаши, драпировка.



Натюрморт в интерьере должен носить вполне естественный характер быть частью реального пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив – стул с лежащими на нём предметами в учебной мастерской, стол с частью интерьера, мольберты с принадлежностями для живописи и т.д. Особенностью таких постановок является то, что они включают окружающее их пространство. Группа предметов по своим масштабам, по живописно-пространственному решению входит составной частью пространства и решается как часть целого. Этим определяется трактовка цвета, объёма. Натюрморт решается более цельно, без детальной проработки мелких частей. Вся группа предметов должна быть объединена общим цветовым тоном и увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него. Живописная трактовка формы и пространства приближается к картинному решению. В таких постановках полезно разнообразить задачи, ставить натюрморт в различных условиях освещения: у окна, у открытой двери, в коридоре и т.д.

В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.

В выборе мотива и в решении перспективного построения части интерьера необходимо проявлять чувство меры, чтобы избежать сухости линейных построений и жёсткости в проработке деталей. Всё это потребует применения полученных ранее знаний и творческого отношения к работе. Умение грамотно писать натюрморт в интерьере существенно облегчит в дальнейшем работу над композицией с глубоким пространством, приобщит к картинному видению натуры.

УЧЕТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

уметь:

- планировать практические занятия по рисунку, живописи, композиции с учетом возраста, индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся;


Планирование практических занятий по рисунку, живописи, композиции с учетом возраста, индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся

знать:

-методы планирования и проведения учебной работы в учреждениях (организациях) художественного образования.


Воспроизведение теоретических основ методов планирования и проведения учебной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях художественного образования.


Критерии оценивания

«ОТЛИЧНО» Баллы в диапазоне оценки «отлично» выставляются обучающийсяу, который выполняет практические задания на высоком профессиональном уровне (не менее 90%), показывая, что он в совершенстве изучил и творчески усвоил материал, предусмотренный программой учебной дисциплины.

Кроме этого, обучающийся свободно оперирует материалом курса. В течение изучения курса, выполненные практические и самостоятельные задания, оценивались преимущественно на «5».

«ХОРОШО» Задания выполнены в полном объеме без видимых ошибок, при этом обнаружена способность обучающийсяа проявлять высокий уровень знаний по дисциплине.

Баллы в диапазоне оценки «4» выставляются обучающийсяу, который четко, полно выполняет не менее 75% практических заданий, в полном объеме усвоил материал, предусмотренный программой курса. Основные практические и самостоятельные задания выполнены без существенных ошибок. Выполнение практических и самостоятельных заданий оценивались на «4» и «5».

Обучающийся показал в целом хорошие знания учебного материала, но допустил ряд заметных ошибок, показал систематический характер знаний по дисциплине. Обучающийся способен к самостоятельному использованию и пополнению полученных знаний в процессе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО». Обучающийсяом выполнен материал программы профессионально и последовательно, но в работах есть некоторые ошибки.

Баллы в диапазоне оценке «3» получает обучающийся, который выполнил минимум 60% практических заданий, овладел основным материалом программы курса. В течение изучения курса его участие в практических занятиях и самостоятельные задания оценивались в основном на «3».

Это означает, что обучающийся показал знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и будущей профессиональной творческой деятельности, справился с выполнением заданий, допустил значительное количество ошибок или недостатков, основные из которых может устранить самостоятельно. Или обучающийся проявил знания основного учебного материала в минимальном объеме, необходимом для дальнейшей учебы и будущей профессиональной деятельности: в основном выполнял задачи, предусмотренные программой, допустил ошибки, которые он может устранить только под руководством и с помощью преподавателя.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО». Материал выполнен с некоторыми существенными ошибками. При этом обучающийся слабо может использовать полученные знания по курсу.

Баллы в диапазоне оценке «2» получает обучающийся, который выполнил менее чем 60% практических работ. Его участие в практических занятиях и выполняемые им индивидуальные задания оценивались «3», «2», «1».

Это означает, что обучающийся имел значительные пробелы в знаниях основного учебного материала; допускал ряд принципиальных ошибок при выполнении предусмотренных программой заданий, но способен самостоятельно доработать программный материал и подготовиться к пересдаче дисциплины. Или обучающийся не имел знаний по значительной части учебного материала: допускал ряд принципиальных ошибок при выполнении большинства предусмотренных программой заданий; не способен самостоятельно усвоить программный материал и требует повторного изучения соответствующей дисциплины. При этом обучающийся не владеет полученными знаниями по курсу, или не умеет их использовать в профессиональной практической деятельности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лукина, И.К. Рисунок и живопись : учебное пособие / И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко. - Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. - 76 с. ;

  2. Поморов, С.Б. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для бакалавров [Электронный ресурс] : / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. – Электрон. дан. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2015. – 101 с.

  3. Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ [Электронный ресурс] : монография. – Электрон. дан. – СПб. : Лань, 2013. – 614 с.

  4. Академическая живопись: для студентов очной и заочной форм обучения: учебно-методический комплекс / Министерство культуры Российской Федерации, Институт визуальных искусств, Кафедра декоративно-прикладного искусства ; авт. сост. Коробейников. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. – 95 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279465 (22.09.2016).

  5. Киплик, Д.И. Техника живописи [Электронный ресурс] : монография. – Электрон. дан. – СПб. : Лань, 2013. – 352 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=32113 – Загл. с экрана.

  6. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. – М. : Академический проект, 2010. - 144 с. - ISBN 978-5-8291-1169-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221093 (22.09.2016).

  7. Штаничева, Н.С. Живопись : учебное пособие для вузов / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко. - М. : Академический проект, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-8291-1124-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221094 (22.09.2016).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!