СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования республики Беларусь
Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета
Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе
учреждения образования
«Солигорский государственный
колледж»
______________Л.С. Бузун
______________________
МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для домашней контрольной работы и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы получения образования по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»
Солигорск, 2019
Одобрено цикловой комиссией Общепрофессиональных дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
Протокол заседания цикловой комиссии Общепрофессиональных дисциплин от ___________________№______
Составитель:
Преподаватель учебной дисциплины «Методика экологического образования» Ю.Ю. Рудаковская
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Методика экологического образования» включена в общепрофессиональный цикл профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, утверждённого постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 №86 РБ ст.№842 Д/тип.).
Учебная программа по учебной дисциплине «Методика экологического образования» (далее – программа) разработана на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине в дневной форме получения образования, утверждённой постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.01.2017 №7.
Требования к уровню усвоения учебной дисциплины определены в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь ОС РБ 2-01 01 01 – 2014, среднее специальное образование, специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование, квалификация воспитатель дошкольного образования, утверждён и введён в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57.
Программой учебной дисциплины «Методика экологического образования» предусматривается овладение учащимися научными знаниями о процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах и явлениях природы, о содержании педагогической деятельности по ознакомлению воспитанников с природой и экологическому образованию, приобретение практических навыков организации эколого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Учебная дисциплина «Методика экологического образования» изучается в тесной взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как «Педагогика», «Психология», «Основы природоведения», «Анатомия, физиология и гигиена».
Самостоятельная работа учащихся предусматривает разработку содержания различных форм работы с воспитанниками в области экологического образования: игровых обучающих ситуаций, эколого-природоведческих игр, моделей экологических зон в учреждении дошкольного образования, картосхем маршрутов экологической тропы, оформление дневников наблюдений и календарей природы, подготовку рефератов, мультимедийных презентаций.
В результате изучения учебной дисциплины учащийся
должен знать на уровне представления:
роль природы в становлении личности ребенка;
сущность экологического образования детей дошкольного возраста как целостного процесса формирования личности ребенка средствами природы;
знать на уровне понимания:
принципы отбора содержания представлений в воспитании основ экологической культуры и развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
теоретические основы методики экологического образования детей дошкольного возраста;
цели, задачи, содержание, условия, формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста;
особенности и методику экологического образования воспитанников в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования;
особенности организации природных зон в помещениях и на территории учреждения дошкольного образования;
формы сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи в области экологического образования детей дошкольного возраста;
значение личности педагога в формировании начал экологической культуры воспитанника, профессиональные основы готовности педагога к эколого-педагогической деятельности;
содержание учебных, учебно-методических пособий по проблемам экологического образования детей дошкольного возраста;
уметь:
анализировать учебную программу дошкольного образования, методическую литературу, периодические издания по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста;
ориентироваться в авторских программах экологического образования детей дошкольного возраста;
осуществлять эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в учреждении дошкольного образования;
создавать условия для экологического образования детей дошкольного возраста;
оснащать педагогический процесс необходимыми для работы дидактическими наглядными пособиями в соответствии с целями экологического образования воспитанников, с учетом их возрастных особенностей и правильно ими пользоваться;
определять цели, задачи, содержание экологического образования, методы и формы, особенности экологического образования детей разных возрастных групп;
планировать эколого-природоведческую работу с воспитанниками;
разрабатывать содержание разных форм эколого-педагогической деятельности с воспитанниками и их законными представителями;
ориентироваться в учебно-методической литературе, использовать ее для решения эколого-педагогических задач.
1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебным планом для учащихся заочной формы получения образования на изучение учебной дисциплины выделено 14 часов из них 8 часов лекционных и 6 практических занятий, 58 на самостоятельной изучение. По окончанию изучения учебной дисциплины предусмотрен экзамен.
Содержание и объём домашних контрольных работ даны в настоящих методических рекомендациях.
Основной метод изучения учебной дисциплины – самостоятельная работа учащихся.
Для получения ответов на возникшие в процессе самостоятельной работы вопросы предусмотрены консультации.
К экзамену по учебной дисциплине «Методика экологического образования» допускаются учащиеся получившие отметку «зачтено» по результатам выполнения домашних контрольных работ и отметку не ниже 4 (четырёх) баллов за семестр.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел, тема | Количество часов | |
всего | В том числе на практич. занятия | |
Введение Раздел 1. Значение и задачи экологического образования детей дошкольного возраста 1.1.Роль природы в развитии личности ребенка и его ценностных ориентаций 1.2.Основные направления работы по экологическому образованию детей Раздел 2. Содержание работы по ознакомлению с природой и экологическому образованию детей 2.1. Принципы отбора содержания материала по экологическому образованию детей 2.2.Структура и содержание природоведческого материала в учебной программе дошкольного образования 2.3. Современные образовательные программы в области экологического образования для учреждений дошкольного образования Раздел 3. Методы экологического образования детей дошкольного возраста 3.1. Классификация методов 3.2. Наглядные методы Обязательная контрольная работа 3.3. Практические методы 3.4. Игровые методы 3.5. Словесные методы Раздел 4. Формы организации работы по экологическому образованию в учреждении дошкольного образования 4.1. Классификация форм организации эколого-природоведческой работы с детьми 4.2.Организация эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образовании 4.3. Значение и место занятий с детьми разных возрастных групп в системе эколого-природоведческой работы 4.4. Экскурсии с детьми на природу Раздел 5. Создание в учреждении дошкольного образования условий для экологического образования детей 5.1. Экологические зоны в учреждении дошкольного образования 5.2. Эколого-развивающая среда в разные сезоны года в учреждении дошкольного образования Раздел 6. Планирование и учёт работы по экологическому образованию в учреждении дошкольного образования 6.1. Значение и виды планирования 6.2.Перспективное планирование эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования 6.3. Календарное планирование эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования Раздел 7. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста 7.1. Роль семьи в формировании экологической культуры детей 7.2. Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста Итого | 1
1
1
СО
2
СО
2
СО
5 1 2
1 1 СО
2
1
1
СО СО
2
1
1
СО
СО
СО
1
СО
1 14 |
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 6 |
СО – самостоятельное изучение
3.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
В соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 года (№107), контрольные работы по учебным дисциплинам, определённые учебным планом учреждения образования по специальности (направлению специальности) и специализации, выполняются учащимися, получающими образование в заочной форме, как домашние контрольные работы (далее – домашняя контрольная работа или ДКР).
Домашние контрольные работы проводятся с целью руководства самостоятельной работой учащихся и текущего контроля за их работой над учебным материалом в период между установочной и экзаменационными сессиями.
Вариант ДКР определяется согласно списка учащихся в журнале учебных занятий.
При выполнении ДКР учащему необходимо опираться на программу по учебной дисциплине. В методических рекомендациях к выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине по каждому варианту предложена основная методическая литература, но необходимо дополнительно использовать различные справочные материалы, новые публикации в журналах, газетах, интернет – ресурсы.
Оформляется работа следующим образом:
- на титульном листе следует указать учебное заведение, название учебной дисциплины, номер контрольной работы, группу, Ф.И.О.;
- пронумеровать страницы;
- на первом листе написать название вопросов и их план;
- в конце текста указать список используемых источников;
- поставить разборчивым почерком фамилию и дату выполнения работы.
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно. Объём работы должен быть 16-20 страниц учебной тетради, 12-15 печатных листов.
Качество ДКР оценивается, прежде всего по тому, насколько самостоятельно и правильно раскрыты содержание и основные вопросы домашней контрольной работы, выполнены практические задания. В ДКР учащемуся необходимо показать глубокие знания, понимание изучаемого материала, умение излагать мысли самостоятельно и связывать рассматриваемые вопросы с нынешними проблемами общества и жизни людей, при необходимости выполнить практическое задание.
Не следует переписывать тексты из статей, брошюр, учебных пособий.
Выполненные ДКР высылаются учащимися в учреждение образования для рецензирования в сроки, установленные графиком, который утверждён директором колледжа.
Рецензирование домашней контрольной работы проводится преподавателем соответствующей дисциплины в течение 7 (семи) дней со дня поступления в учреждение образования.
результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено», которые вносятся в журнал учета домашних контрольных работ. Домашние контрольные работы, которые оценены отметкой «не зачтено», подлежат повторному рецензированию. Повторно выполненная домашняя контрольная работа должна быть направлена на рецензирование преподавателю, который ранее проверял эту работу. Домашняя контрольная работа, выполненная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения заведующего отделением учреждения образования.
Домашние контрольные работы, которые оценены отметкой «зачтено» и в которых устранены недостатки и ошибки, отмеченные при рецензировании, предъявляются учащимися преподавателю до начала экзамена или выполнения обязательной контрольной работы по учебной дисциплине.
После сдачи экзамена или выполнения обязательной контрольной работы по учебной дисциплине домашние контрольные работы учащихся передаются преподавателем заведующему отделением по акту и хранятся в учреждении образования в течение одного года, после чего уничтожаются в установленном порядке.
ЗАДАНИЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Вариант 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с ростом и развитием растений
План:
Сущность понятий «рост» и «развитие» растений.
Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с ростом и развитием растений.
Методика формирования знаний о росте и развитии растений у детей в разных возрастных группах.
Методические рекомендации:
В первом вопросе раскрыть определения «рост» и «развитие» растений. Раскрыть сущность данных понятий.
Во втором вопросе проанализировать содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с ростом и развитием растений во всех возрастных группах.
В третьем вопросе раскрыть методику формирования знаний о росте и развитии растений у детей в разных возрастных группах.
Литература:
Саморукова П.Г., Изотова С.И., Совершаева М.А. О возможности усвоения детьми дошкольного возраста знаний о росте и развитии растений и животных. // Дошкольное е воспитание: Научн. докл. / Под ред. В.И. Логиновой. Л., 1976.
Саморукова П.Г., Кондратьева Н.Н. освоение детьми дошкольного возраста новых знаний о росте и развитии растений и животных как центральной связи понятия «живое» //Умственное воспитание детей в детском саду./ Под ред. В.И. Логиновой. Л., 1981.
Христовская Т.В. формирование у дошкольников динамических представлений о росте и развитии растений //Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста./ Сб. научн. тр., М., 1987.
Юсупова П. формирование у детей старшего дошкольного возраста правильных представлений о росте и развитии растений // Проблемы совершенствования форм и средств среднего образования: Сб. научн. тр. Ташкент, 1981.
Учебная программа дошкольного образования.
Вариант 2. Содержание и методы ознакомления дошкольников с животными
План:
Сущность понятия «животное».
Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с животными в разных возрастных группах.
Особенности и методика ознакомления детей дошкольного возраста с животными в разных возрастных группах.
Методические рекомендации:
В первом вопросе дать определение понятию «животное». Раскрыть сущность данного понятия.
Проанализировать содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с животными в разных возрастных группах.
Раскрыть особенности и методику ознакомления детей дошкольного возраста с животными в разных возрастных группах.
Литература:
Золотова Е.И. знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
Маневцова Л.М., К программе знаний детей младшего дошкольного возраста о животных. Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. Под ред. Т.И. Бабаевой. Л., 1984.
Николаева С.Н. Федотова А.М. Особенности овладения знаниями о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. Под ред. Н.Я. Шабановной. Пермь, 1983.
Николаева С.Н. Содержание знаний о животных в опыте детей средней группы. Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. Под ред. Т.И.Бабаевой. М., 1984.
Николаева С.Н. Ознакомление детей с животными. Дошкольное воспитание. 1976. №8. С. 21-25.
Терентьева Е.Ф. К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных. Содержание обучения и воспитания детей в детском саду: Сб. науч. тр. Под ред. В.И.Логиновой. Л., 1978.
Терентьева Е.Ф. Формирование системы знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1984.
Учебная программа дошкольного образования.
Вариант 3. Использование предметных игр с природным материалом в экологическом образовании детей дошкольного возраста
План:
Значение предметных игр природоведческого содержания в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Виды предметных игр природоведческого содержания.
Руководство предметными играми природоведческого содержания.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте возможности использования предметных игр природоведческого содержания в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Во 2-м вопросе перечислите и охарактеризуйте предметные игры (с натуральным природным материалом) природоведческого содержания.
В 3-м вопросе опишите руководство предметными играми природоведческого содержания.
Литература:
Бондаренко А К Дидактические игры в детском саду. - М, 1991.
Дрязгунова В. А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М, 1988.
Игра в ознакомлении дошкольников с растениями. / Сост. И А Комарова - Могилёв, 1989.
Потапов Л.М. Детям о природе: Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, 2000.
Сорокина AM Дидактические игры в детском саду.- М, 1982
Вариант 4. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста
План:
Общая характеристика сюжетно-ролевой игры.
Виды игровых обучающих ситуаций.
Особенности организации и проведения игровых обучающих ситуаций.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе дайте общую характеристику сюжетно-ролевой игры. Укажите ее структурные элементы.
Во 2-м вопросе дайте определение ИОС (игровой обучающей ситуации), укажите ее специфические особенности. Перечислите и охарактеризуйте виды игровых обучающих ситуаций.
В 3-м вопросе обратите внимание на особенности проведения ИОС с игрушками-аналогами, на подготовку воспитателя к исполнению ИОС с литературным персонажем, на организацию игр-путешествий.
Литература.
Миронова P.M. Игра в развитии активности детей. - Мн.: Народная асвета, 1989.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 2001.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.
Вариант 5. Использование словесных игр природоведческого содержания в процессе формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста
План:
Педагогическое значение словесных игр природоведческого содержания.
Виды словесных игр.
Методика проведения словесных игр природоведческого содержания.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте педагогическое значение словесных игр для всестороннего развития ребенка.
Во 2-м вопросе представьте классификации детских игр, предложенные ведущими педагогами П.Ф. Лесгафтом, С.Л. Новоселовой, А.К. Дрязгуновой и др. Укажите, что положено в основу их классификации.
В 3-м вопросе обратите внимание на выбор словесной игры, роль воспитателя, объяснение правил игры; их вариативность в зависимости от возрастных особенностей детей.
Литература:
Дрязгунова А.К. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981. с. 80.
Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л. - М, 1989. с. 87.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000. с. 347.
Михайленко Н.Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1. с. 35-38.
Молодова А.С. Игровые экологические занятия с детьми. М., 1998. с. 87.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М,: Новая школа, 1995. с. 112.
Николаева С.Н. Место игры в воспитании дошкольников. - М., 1997. с. 275.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М, 2002. с. 343.
Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, 2000. с. 139.
Республиканский экологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Беларусь. Дидактический материал по экологическому воспитанию для дошкольников и младших школьников. - Мн., 1995. с. 36.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. с.762.
Седж Н.В. Развитие логического мышления в дидактических природоведческих играх// Народная асвета. - 1998. - № 2. с. 14-18.
Сорокина A.M. Дидактические игры в детском саду. М., 1982. с.86.
Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978. с. 497.
Вариант 6. Организация воспитательно – образовательной работы в экологической комнате учреждения дошкольного образования
План:
Значение экологической комнаты в учреждении дошкольного образования.
Требования к оформлению и оснащению экологической комнаты в учреждении дошкольного образования.
Функционирование экологической комнаты.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте значение создания экологической комнаты как важного условия реализации системы экологического воспитания в учреждении дошкольного образования.
Во 2-м вопросе охарактеризуйте функциональные зоны комнаты природы, перечислите основные требования к её оформлению.
В 3-м вопросе укажите функциональную роль экологической комнаты.
Литература:
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников. - М., 1993.
Николаева С.Н. Экологическая комната. // Дошкольное воспитание.-1997. -№7.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду.- М., 1999.
Никонова Н.О., Талызина М.Н. Предметно-развивающая среда и её роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Развитие в самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб, 1996.
Рыжова Н. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
Рыжова Н.А. Я и природа, - М., 1996.
Вариант 7. Экологические праздники и развлечения в учреждении дошкольного образования
План:
Разнообразие экологических праздников и развлечений в учреждении дошкольного образования.
Воспитательно-образовательное значение экологических праздников.
Методика организации и проведения экологических праздников и развлечений.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе осветите тематику и содержательный блок экологических праздников и развлечений в разных возрастных группах.
Во 2-м вопросе раскройте воспитательно-образовательные возможности экологических праздников и развлечений в формировании у дошкольников экологической культуры.
В 3-м вопросе раскройте методику организации и проведения комплексных мероприятий экологического содержания. Укажите, как часто они организуются в учреждении дошкольного образования.
Литература:
Дзержинская Л.М. Развлечения и праздники в детском саду. М., 1979.
Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб, 2000. с. 182-184.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн., 1999.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. с. 132-134.
Орлова А.П. Народные праздники и современные проблемы воспитания. // Сов. педагогика. 1989- №7. с. 106-111.
Петракова О., Роднова О. Весна на птичьем дворе: Развлечение для детей второй младшей группы. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 2. с. 113-119.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. -М., 2001.
Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, 2000.
Праздники в детском саду. / Сост. С.И. Бенина.- М.,1990.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Вариант 8. Экскурсия как одна из форм эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования
План:
1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий - занятий.
2. Подготовительный этап к проведению экскурсии.
3. Виды экскурсий и методика их проведения.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте воспитательно-образовательное значение экскурсии как одного из видов занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Во 2-м вопросе обратите внимание на организацию экскурсий, подготовку воспитателя и детей к ней, подбор экскурсионного оборудования (перечень, условия хранения).
В 3-м вопросе укажите и охарактеризуйте виды экскурсий (природоведческие, сельскохозяйственные и др.), раскройте методику их проведения, структурные компоненты (вводная беседа, коллективное наблюдение и т.д.).
Литература:
Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Как знакомить дошкольников с природой./Под ред. П.Г. Саморуковой.-М.,1983.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1983.
Вариант 9. Использование моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста
План:
Сущность понятия «модель» и «моделирование».
Виды моделей и требования предъявляемые к ним.
Методика использования моделирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте сущность понятия «модель» и «моделирование».
Во 2-м вопросе укажите виды моделей по степени обобщения, статичности, схематичности. Обратите внимание на виды экологического моделирования по содержанию, предложенные М. Михальчуком, Т. Ковальчуком.
В 3-м вопросе опишите методику использования моделирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
Литература:
Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний. // Дошкольное воспитание. Л.. 1973. с. 37-43.
Вихрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Л., 1976.
Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. М., 1984.
Локоть Н. Объемная модель: использование её при формировании временных представлений. // дошкольное воспитание, 1991 -№ 1.
Міхальчук М.В., Кавальчук Т.А. Асновы экалагічнай адукацыі малодшых школьнікаў.-Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб, 2000. с.150-153.
Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой. // Дошкольное воспитание. 1982. №4. с. 34-38.
Николаева С.Н. Использование моделей в ознакомлении старших дошкольников с некоторыми защитными приспособлениями животных //Дошкольное воспитание: Сб. науч. тр. Л., 1Р76. с. 22-29.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
Петрыкевіч А. Выхаванне этычных адносін да жывой прыроды дзяцей 4-5 гадоў.- Мн., 1992.
Петрыкевіч А. Выхаванне паважлівых адносін да прыроды ў старэйшай групе, Мн, 1993.
Вариант 10. Ознакомление детей дошкольного возраста с животными уголка природы
План:
Подбор животных уголка природы для разных возрастных групп.
Содержание воспитательно-образовательной работы с детей дошкольного возраста при ознакомлении с животными уголка природы.
Формы и методы работы по ознакомлению с животными уголка природы.
Методические приемы:
В 1-м вопросе изложите требования к отбору обитателей уголка природы (животных). Составьте перечень представителей класса рыб, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Во 2-м вопросе через анализ методической литературы, программы дошкольного образования раскройте содержание работы с детей дошкольного возраста по ознакомлению с животными уголка природы в разных возрастных группах. Укажите примерный объем знаний, воспитательные задачи.
В 3-м вопросе изложите непосредственные (наблюдения, экспериментирование и др.) и опосредованные (чтение художественной литературы) методы ознакомления детей дошкольного возраста с животными уголка природы. Назовите и коротко охарактеризуйте формы работы (занятия, повседневная жизнь).
Литература:
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.
Кошки, собаки, попугаи и другие .../ Л.И. Короткая, Т.А.Литвинова и др. - К.: Книговид. центр «Посредник», 1994. с.207.
Как знакомить дошкольников с природой. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М., 1983.
Вариант 11. Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями
План:
Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями. Методы и формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями.
Подбор комнатных растений для разных возрастных групп.
Объем знаний детей дошкольного возраста о комнатных растениях в разных возрастных группах.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте возможности использования комнатных растений для организации с детей дошкольного возраста содержательной воспитательно-образовательной работы природоведческого содержания. Перечислите, и коротко охарактеризуйте основные группы методов (наглядные, словесные, практические) и формы работы (занятия, повседневная жизнь) по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
Во 2-м вопросе укажите требования к подбору объекта с учетом возраста детей, особенностей природного окружения дошкольного учреждения и помещения, перечислите комнатные растения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В 3-м вопросе осуществите анализ программы дошкольного образования и проследите усложнение программных задач по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями в разных возрастных группах.
Литература:
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Просвещение, 1981.
Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, № 7.
Журнал «Начальная школа», 1996, № 3.
Как знакомить дошкольников с природой. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
Вариант 12. Активизация творческого мышления детей дошкольного возраста в повседневных наблюдениях на прогулках
План:
Прогулка, как форма эколого-природоведческой работы с детьми.
Методические рекомендации к проведению повседневных наблюдений на прогулке в разных возрастных группах.
Методы активизации творческого мышления у детей дошкольного возраста на прогулках.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе перечислите, и охарактеризуйте структурные компоненты прогулки (наблюдение, трудовая деятельность, подвижные игры, индивидуальная работа). Раскройте их роль в эколого-природоведческой работе с детьми.
Во 2-м вопросе укажите методические приемы, позволяющие интересно и содержательно организовать повседневные наблюдения на прогулках за явлениями природы. Обратите внимание на целесообразность использования разнообразных форм организации детей (фронтальных, групповых, индивидуальных) на прогулках.
В 3-м вопросе обратитесь к методам ТРИЗ - педагогики (эмпатия, аналогия, синектика и др.), способствующим активизации творческого мышления детей дошкольного возраста. Коротко охарактеризуйте их, приведите примеры.
Литература:
Алексеева А.С. обучение детей в дошкольном учреждении села. - М., 1990.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1982.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в природе. - М., 1983.
Саморукова П.Г. Воспитание дошкольников в природе. - М., 1983.
Журнал «Дошкольное воспитание», 1997, № 2.
Журнал «Дошкольное воспитание», 1997, № 11.
Лучич М.В. Детям о природе. - М., 1989.
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - Мн., 1972.
Рин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. - Мн., 2002.
Инициатива + поиск + творчество (Комплексные занятия с дошкольниками в группе «Почемучки»), 2002.
Вариант 13. Воспитательно – образовательная работа с детей дошкольного возраста на экологической тропе
План:
Цели и задачи экологических троп.
Требования к организации экологической тропы.
Методические рекомендации к организации воспитательно-образовательной работы на тропе.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе перечислите и раскройте познавательную, развивающую, воспитательную, эстетическую и оздоровительные функции экологической тропы в дошкольном учреждении. Укажите задачи, на решение которых направлено создание экологических троп.
Во 2-м вопросе раскройте смысл 3-х главных требований к организации экологической тропы:
привлекательность
доступность
информативность.
Укажите последовательность действий по созданию тропы, которые выделяет Рыжова Н.А.
В 3-м вопросе перечислите содержание и формы воспитательно-образовательной работы на экологической тропе, предложенные Градобаевой Т.
Литература:
Градобаева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание, - 1993. - № 7, с. 19-22.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. с. 480.
Захлебный А.Н. опыт воспитания на экологической тропе .- М.: знание, 1986. с. 325.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. с.184.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа, 1995. с. 160.
Николаева С.Н. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание, 1994.-№ 7, с. 14-18.
Рыжова Н.А. экологическая тропа: организация, оформление и содержание работы // Дошкольное воспитание, 2000. - № 4, с. 25-36.
Рыжова Н.А. Оформление материалов тропы // Дошкольное воспитание, 2001.-№5, с. 56-63.
Рыжова Н.А. Экологический паспорт // Дошкольное воспитание, 2000. - № 7, с. 2-5.
Рыжова Н.А. В гости ... к деревьям. Примерный конспект занятий на экологической тропе. // Дошкольное воспитание, 1995.-№8, с. 35-37.
Смирнова В.В. Тропинка в природу .- М.: Союз, 2001. с. 208.
Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) - Сб. «Общество и природа» МГУ, 1981. с. 230.
Вариант 14. Особенности работы с календарями природы и дневниками наблюдений в учреждении дошкольного образования
План:
Значение фиксации наблюдаемых явлений природы в развитии ребёнка.
Виды календарей природы. Содержание работы по ведению календаря природы и дневников наблюдений в разных возрастных группах.
Методика ведения календарей природы и дневников наблюдений.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте значение фиксации наблюдаемых явлений природы в развитии ребёнка.
Во 2-м вопросе укажите виды календарей и содержание работы по их ведению в разных возрастных группах.
В 3-м вопросе опишите моделирование сезонных явлений природы, роста и развития растений и животных, жизнедеятельности птиц в зимнее время в зависимости от возрастных особенностей детей.
Литература:
Дрязгунова В.А. О фиксации наблюдений за явлениями природы // Воспитательно-образовательная работа с детьми шести лет. - Тула, 1989. с. 67 - 76.
Лысенко В.Д. Календари природы и дневники наблюдений в детском саду // Лекции по дошкольной педагогике. - Мн., 1986.
Лысенко В.Д. Календарь природы как средство активизации наблюдаемости детей // Народная асвета. - 1969. - № 3.
Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 4. с. 3 - 4.
Николаева С.Н. Как вести календарь природы // Дошкольное воспитание. -1983.-№ 6. с.18.
Покровский С. Календарь природы. - М., 1972.
Пушнина Л.И. Календарь природы в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 10.
Сизенко 3. Календарь природы. // Дошкольное воспитание. - 1962. - № 6, 9, 12.
Вариант 15. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста
План:
Сущность понятия «взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи».
Этапы работы учреждения дошкольного образования с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формы работы с родителями по осуществлению экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте сущность понятия «взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи».
Во 2-м вопросе изложите этапы двухступенчатой подготовки (общая готовность, специальные умения и навыки) родителей к сотрудничеству с учреждением дошкольного образования в осуществлении экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В 3-м вопросе укажите и коротко охарактеризуйте индивидуальные и коллективные формы работы с родителями в осуществлении экологического воспитания детей дошкольного возраста. Обратите внимание на наглядно-информационные формы работы.
Литература:
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. с. 128.
Волобуева В.Я., Фокина Т.М. Организация работы методиста детского сада. -М.: АПО, 1994. с. 84.
Дубова В.П., Милашевич Е.П., Петрыкевич А.А. А каков детский сад летом?
Дубова В.П., Милашевич Е.П. Знаем ли мы тебя, малыш?! - Витебск, 1995.
Дубова В.П. Теорико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Учебное пособие. - Мн., 1997. с. 74.
Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования младших школьников.-Мн.: Выш. шк., 1996. с. 198.
Иоргенсек Э., Блок Т., Хелиси М. Навоз для поля. Учебное пособие А.О. Сэнси: М.П. Детский экологический центр, 1992-1996.
Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. с. 480.
Дерябо С.Д., Левина В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга. Школа здоровья, 1995.-№2.
Дошкольное воспитание, 1994. -№ 7. Материал по экологическому воспитанию.
Дошкольное воспитание, 1998. - № 1-5, 7, 9.
Вариант 16. Устройство уголка природы и содержание воспитательно-образовательной работы в нём
План:
Основные требования к подбору и размещению растений и животных в уголках природы учреждения дошкольного образования.
Содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста в уголке природы в разных возрастных группах.
Гигиенические и педагогические требования к организации труда в уголке природы.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте основные требования к подбору и размещению растений и животных в уголках природы учреждения дошкольного образования во всех возрастных группах.
Во 2-м вопросе раскройте и выполните анализ содержания трудовой деятельности детей дошкольного возраста в уголке природы в разных возрастных группах.
В 3-м вопросе раскройте гигиенические и педагогические требования к организации труда в уголке природы.
Литература:
Дамашева Т.Комнатные растения – спутники нашей жизни. Дошкольное воспитание. -1996. №7. с. 47-49.
Дуброва В. обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями. Дошкольное воспитание. – 1985. № 9. с. 14-16.
Живой уголок в детском саду. Мн., 2000.
Ковтун Н. Красота живая, рукотворная: Использование комнатных растений в воспитании у дошкольников бережного отношения к природе. ж. «Пралеска». 1998. №10. с. 42-43.
Марковская М.М. уголок природы в детском саду. М., 1984.
Мир природы и ребёнок. Под ред. Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – СПБ, 2000. с. 61-75.
Саморукова П.Г. уголки природы в детском саду. Дошкольное воспитание. 1974. №7
Хрипач Н. Уход за комнатными растениями. Дошкольное воспитание. 1985. №9. с. 14-16.
Вариант 17. Формирование у детей дошкольного возраста экологического поведения в природе
План:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
Методы и приемы формирования экологического поведения в природе на разных этапах.
Формы работы по формированию экологически грамотного поведения в природе.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе раскройте специфику и условия осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Во 2-м вопросе укажите методы и приемы формирования экологического поведения в природе на разных этапах.
В 3-м вопросе охарактеризуйте формы работы (занятия, экскурсии, практическая деятельность и т.д.) по формированию экологически грамотного поведения в природе.
Литература:
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Мн.: Асар, 1996.
Міхальчук М.В., Кавальчук Т.А. Асновы экалагічнай адукацыі малодшых школьнікаў. Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Новая школа, 1996.
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М: Новая школа, 1993.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дошкольное воспитание, 1995.- №7. с. 113.
Рыжова Н. В гости к деревьям (примерный конспект занятия на экологической тропе). /Дошкольное воспитание, 1995.-№ 8. с. 35-37.
Олифирова Л. Не обижайте муравьев (развлечения для детей 5-7 лет).
Дошкольное воспитание, 1993. -№ 7. с. 81.
Градобоева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней. / Дошкольное воспитание, 1993. -№ 7. с. 19-24.
Токмакова. Экотренинг «Обретем потерянный рай». /Дошкольное воспитание, 1993.-№7. с.38-39.
4.ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ 1
| ||
1 | Дать определение понятию «метод» | 1 балл |
2 | Наблюдение это метод: А) практический; Б) словесный; В) наглядный. | 1 балл |
3 | Перечислить от чего зависит выбор методов и приёмов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. | 2 балла |
4 | Раскрыть сущность календаря наблюдения за погодой | 3 балла |
5 | Разработать программное содержание к занятию «Наблюдение за морской свинкой» в младшей группе. | 3 балла |
ВАРИАНТ 2
| ||
1 | Дать определение понятию «приём» | 1 балл |
2 | Чтение художественной литературы это метод: А) практический; Б) словесный; В) наглядный. | 1 балл |
3 | Раскрыть в чем заключается значение наблюдения | 2 балла |
4 | Раскрыть сущность календаря наблюдения за сезонными явлениями в природе | 3 балла |
5 | Разработать программное содержание к занятию «Наблюдение за золотой рыбкой» в средней группе | 3 балла |
ВАРИАНТ 3
| ||
1 | Дать определение понятию «наблюдение» | 1 балл |
2 | Моделирование это метод: А) практический; Б) словесный; В) наглядный. | 1 балл |
3 | Перечислить формы организации наблюдений | 2 балла |
4 | Раскрыть сущность календаря наблюдения за ростом и развитием растений | 3 балла |
5 | Разработать программное содержание к занятию «Наблюдение за белкой» в старшей группе | балла |
5.ПЕРЕЧЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
1. Цель, сущность и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.
3.Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей с природой и экологическим образованием.
4. Классификация методов и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
5. Виды наглядных методов, их характеристика.
6. Значение, виды и формы организации наблюдений.
7. Методика рассматривания растения с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.
8. Наглядно-иллюстративный материал и ТСО в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
9. Разновидности календарей природы и погоды. Их сущность и значение.
10. Содержание и методика ведения календаря природы за ростом и развитием растения.
11. Недельная методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными явлениями природы.
12. Воспитательно-образовательное значение труда в природе.
13. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.
14. Формы организации и методические рекомендации по организации труда детей в природе.
15. Дежурство в уголке природы. Педагогическая ценность дежурств.
16. Место и роль игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
17. Словесные методы, их характеристика.
18.Значение словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
19. Экологическая сказка. Её значение и особенности.
20. Методика использования художественной природоведческой литературы в разных возрастных группах.
21. Беседа, её виды и место в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.
22. Требования, предъявляемые к беседе. Методические приёмы руководства беседой.
23. Занятия, их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
24. Характеристика типов экологических занятий.
25. Организация эколого-природоведческой работы в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.
26. Виды, структура прогулок и экскурсий в природу.
27. Классификация экологических пространств. История и значение уголка природы.
28.Требования к объектам уголка природы. Оформление и размещение уголка природы.
29. Методические рекомендации по организации экологической тропы, её функции.
30. Значение участка учреждения дошкольного образования. Озеленение участка.
31. Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
32. Роль семьи в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.
6.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Практическое задание № 1
Разработайте рассказ – объяснение на тему «Почему деревья осенью сбрасывают листья» (старший дошкольный возраст).
Практическое задание № 2
Разработайте рассказ – объяснение на тему «Почему в морозный день на окнах появляются узоры» (старший дошкольный возраст
Практическое задание № 3
Разработайте ход обобщающей беседы «Осень» (старший дошкольный возраст).
Практическое задание № 4
Разработайте рисунки – символы для обобщающего рассказа «Свойства воздуха».
Практическое задание № 5
Разработайте вводную часть природоведческой экскурсии (по выбору).
Практическое задание № 6
Разработайте систему опытов с водой.
Практическое задание № 7
Разработайте систему опытов с воздухом.
Практическое задание № 8
Разработайте систему опытов с песком и глиной.
Практическое задание № 9
Разработайте систему опытов с комнатными растениями, отражающими роль экофакторов в их жизни.
Практическое задание № 10
Разработайте систему опытов с комнатными растениями, отражающими функции их отдельных частей.
Практическое задание № 11
Разработайте варианты дидактической игры с деревьями и кустами для среднего дошкольного возраста.
Практическое задание № 1
Разработайте систему игр с объектами неживой природы в весенне – летний период (группа по выбору).
Практическое задание № 13
Разработайте систему игр с объектами неживой природы в зимний период (группа по выбору).
Практическое задание № 14
Разработайте программное содержание наблюдения за волнистым попугаем для детей старшего дошкольного возраста.
Практическое задание № 15
Разработайте цикл наблюдений за морской свинкой для детей среднего дошкольного возраста.
Практическое задание № 16
Разработайте ход наблюдения за божьей коровкой на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. М., 2003.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М., 2005.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. М., 2005.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М., 2013.
Рыжова, Н.А. Методика детского экспериментирования: учеб. пособие / Н.А. Рыжова. СПб, 2014.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. М., 2001.
Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб. / Т.А. Серебрякова. М., 2013.
Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие / Т.А. Серебрякова. М., 2008.
Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учеб. пособие / С.А. Суркина. Саратов, 2011.
Дополнительная
Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду: пособие / Л.Н. Башлакова, Л.А. Мартынова. Минск, 2004.
Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. Мозырь, 2002.
Войди в мир природы другом / авт.-сост.: Н.В. Зайцева [и др.]. Мозырь, 2006. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошк. возраста / О.А. Воронкевич. СПб, 2003.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста / О.А. Воронкевич. СПб, 2001.
Газина, О.М. Теория и методика экологического воспитания детей дошк. возраста: учеб.-метод. пособие / О.М. Газина. М., 2013.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М., 2011.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов н/Д, 2004.
Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. Мінск, 2012.
Живая душа природы / авт.-сост. Н.А. Петрова. Мозырь, 2001.
Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие / А.И. Иванова. М., 2003.
Иванова, А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. М., 2006.
Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений / А.И. Иванова. М., 2004.
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие / Г.Н. Казаручик. М., 2005.
Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие / Г.Н. Казаручик. М., 2014.
Каломина, М.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий / М.В. Каломина. М., 2003.
Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или чего не узнаешь на уроке / Е.Ю. Колбовский. Ярославль, 2003.
Комарова, И.А. Играя – познаем природу: пособие / И.А. Комарова, О.О. Прокофьева. Минск, 2010.
Корзун, А.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики / А.В. Корзун, С.В. Кишко. М., 2003.
Ладудько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие / Л.К. Ладудько, С.В. Шкляр. Минск, 2014.
Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы: пособие / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Минск, 2005.
Мир животных через моделирование в группе «Фантазеры»: пособие / сост.: Н.А. Ярошева, С.И. Степанова. Мозырь, 2003.
Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. Екатеринбург, 2004.
Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие / Л.П. Молодова. Минск, 2005.
Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей / Л.П. Молодова. Минск, 2001.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада / С.Н. Николаева. М., 2001.
Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие / С.Н. Николаева. М., 2003. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. М., 2010.
Нифадеева, Л.А. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: учеб.-метод. пособие / Л.А. Нифадеева. Могилев, 2011. Ознакомление с окружающим через познавательно-практическую деятельность в группе «Фантазеры»: пособие / авт.-сост. И.С. Воробей. Мозырь, 2004.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации / под общ. ред. Л.П. Прохоровой. М., 2005.
Пенькова, Л.А. Ландшафтный дизайн детского сада / Л.А. Пенькова, Е.Н. Безгина, Т.Г. Евфратова. М., 2008.
Петрикевич, А.А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умнейка!»): учеб. наглядное пособие / А.А. Петрикевич. Минск, 2012. Петрикевич, А.А. Маленький эколог: учеб. пособие / А.А. Петрикевич. Минск, 2003.
Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие / А.А. Петрикевич. Мозырь, 2008.
Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. наглядное пособие / А.А. Петрикевич. Минск, 2012.
Познаем мир природы: пособие / авт.-сост. Т.Н. Марданова. Минск, 2000. Рыжова, Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. М., 2002.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий «Я и природа» / Н.А. Рыжова. М., 2005. 41
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. М., 2001.
Рылушкин, В.И. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / В.И. Рылушкин. Мозырь, 2006.
Самерсова, Н.В. Вслед за солнышком: экологический путеводитель для самых маленьких: пособие / Н.В. Самерсова, А.П. Байко. М., 2005. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. Н. Новгород, 2005.
Скалон, Т.А. Экология для детей средней группы детского сада: метод. пособие / Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. Кемерово, 2010.
Скалон, Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада: метод. пособие / Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. Кемерово, 2011.
Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий / Г.М. Тропинка, В.В. Смирнова. СПб, 2001.
Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет / О.А. Соломенникова. М., 2005.
Стреха, Е.А. В мире природы: учеб. наглядное пособие / Е.А. Стреха. Минск, 2014.
Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников: пособие / Е.А. Стреха. Минск, 2007.
Стреха, Е.А. Малыши в мире природы: учеб. наглядное пособие / Е.А. Стреха. Минск, 2009.
Стреха, Е.А. Познай мир природы: учеб. наглядное пособие / Е.А. Стреха. Минск, 2010.
Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: учеб. наглядное пособие / Е.А. Стреха. Минск, 2016.
Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод. пособие / Г.П. Тугушева. СПб, 2007. Шишкина, В.А. Прогулки в природу: учеб.-метод. пособие / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. М., 2002.
Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей / Т.А. Шорыгина. М., 2002.
Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях: дидактические материалы для воспитателя. М., 2010.
Экологическое образование: учеб.-метод. пособие / сост: Н.В. Гороховатская [и др.]. СПб, 2001.
Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. М., 2000.