Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Сорочкина Екатерина Игоревна
Методические рекомендации «Экологические игры в системе работы с детьми с ОВЗ»
Ведение
Экологическое воспитание ребенка особую значимость приобретает в дошкольном детстве и является одним из направлений программного содержания в образовательной области «Познавательное развитие». В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия, они гораздо меньше выделяют признаков, контурное или схематическое изображение, не могут воспринимать инструкцию. Память у детей с отклонениями в развитии, характеризуется особенностями, которые находятся в зависимости от нарушения внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности, для них характерен недостаточно сформированный уровень интеллектуальных операций: анализа, обобщения, описания, выделения признаков, отмечается недостаточная гибкость мышления, стереотипные решения, неадекватные способы действия. Невысокий уровень развития словесно-логического мышления у детей с ЗПР проявляется при составлении рассказов,. Вместе с тем, получив помощь со стороны взрослого, иногда, может в виде одобрения или побуждения к деятельности позволяют детям с ЗПР усвоить материал.
Дети с ЗПР, как правило, смешивают понятия времена года и месяцы, часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений (идет дождь, туман), им легче запоминаются противоположности (холод, жара). У таких дошкольников часто большое количество ошибочных ответов при назывании, сравнении отдельных предметов или групп (птицы, цветы, деревья, насекомое, грибы, рыбы). Например, словом роза они называют и мак, и ромашку, и астру. Они не различают на рисунке птиц разных видов, например вороной может быть и галка, и сорока, синица- воробьем. В некоторых случаях дети с ЗПР, правильно называя изображения зверей или птиц, не могут рассказать по каким признакам, они их узнали. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений затрудняют освоение детьми элементарных общих понятий. Уровень речевого развития позволяет им строить высказывания только с помощью простых предложений.
Экологические знания дети в ДОУ должны получать не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изобразительной деятельности, в играх и при решении логических задач.
Дидактические игры экологического содержания помогают дошкольникам с ЗПР уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Содержание разработки
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащению экологических знаний детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Цель: создать условия для повышения эффективности проводимых в дошкольном образовательном мероприятий по экологическому воспитанию детей посредством дидактических игр.
Игра формирует у ребенка целостность картины окружающего мира, развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, и животных). С помощь дидактической игры, у детей с ЗПР, формируются первичные экологические представления.
Дидактическая игра создаётся взрослыми как игра, обучающая и являющаяся средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.
Игра важна по целому ряду причин:
игра развивает познавательные способности и речь ребенка, формирует становление личности, способствует сохранению здоровья;
игра доставляет радость ребенку, создавать у детей положительный, эмоциональный настрой, развивает фантазию, и воображение.
игра ставит взрослого и ребенка в равные партнерские отношения;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.).
Дидактическая игра в работе с детьми с ЗПР способствует:
развитию познавательных способностей;
получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
осуществлению аналитической и синтетической деятельности, т.к. в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются;
применению имеющихся знаний в новых условиях, уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Как средство экологического воспитания ребенка-дошкольника, игра так же способствует решению различных образовательных задач:
стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления, создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий;
поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач; учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;
развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.);
знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.;
формировать у детей операции анализа, сравнения, синтезана основе наглядно воспринимаемых признаков;
учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;
учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон);
развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов;
развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом — по элементам и т.д.);
развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);
учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);
развивать зрительный гнозис, предлагая детям узнавать зашумленные, наложенные, перечеркнутые, конфликтные изображения;
развивать вероятностное прогнозирование, умение понимать закономерности расположения элементов в линейном ряду (в играх «Продолжи ряд», «Закончи ряд»);
развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, картинок-нелепиц, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале;
формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера: сначала при наблюдении за природными явлениями, при проведении опытов, затем на основе имеющихся знаний и представлений;
обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема;
формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию;
подводить к пониманию текстов со скрытой моралью;
Необходимо создавать специальные условия для формирования предпосылок экологической культуры у детей с ЗПР:
создавать условия для установления и понимания причинно-следственных связей природных явлений и жизнедеятельности человека с опорой на все виды восприятия;
организовывать наблюдения за природными объектами и явлениями в естественных условиях, обогащать представления детей с учетом недостатков внимания (неустойчивость, сужение объема) и восприятия (сужение объема, замедленный темп, недостаточная точность);
развивать словесное опосредование воспринимаемой наглядной информации, связанное с выделением наблюдаемых объектов и явлений, обогащать словарный запас;
вызывать интерес, формировать и закреплять навыки самостоятельного выполнения действий.
расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;
продолжать формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
углублять и расширять представления детей о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;
расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей.
Дидактические игры экологического содержания направлены:
на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе;
на развитие эстетического восприятия природы;
на приобщение к экологически ориентированной деятельности;
на восприятие природы и для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе.
Экологические представления, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению, животному поглаживании ствола, листьев) и т. д, должны увидеть и рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, роста, развития, ухода или факты бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Серия дидактических игр, направленных на приобщение старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности, состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, стимулировать их к выполнению определенных поручений
Игры, формирующие нравственно-оценочный опыт поведения в природе, рассказывают о культуре поведения в природе, о взаимосвязях растительных и живых организмах в природе, о многообразии и разнообразии природных объектов, о человеке, как части природы.
В настоящее время требуется такой тип личности, который не только обладает знаниями об окружающем мире, но и умеет выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра может, оказаться наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний, как в природном, так и социальном мире. Таким образом, дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, являются как эффективным средством умственного, эстетического и нравственного воспитания, так и своеобразной практической деятельностью ребенка по освоению окружающей действительности.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы, упрощать или усложнять их содержание с возрастными особенностями дошкольников. Использование конкретной игры определяется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала, больших и малых форм, а также художественной литературы, музыкального сопровождения, художественного творчества, театрализованной деятельности детей.
Дидактические игры должны отвечать определенным требованиям: от игры к игре планировать развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить цикл игр на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Предполагаемые результаты:
ребенок видит и понимает связи между явлениями природы;
эмоционально откликается и оценивает то, что он видит, наблюдает;
практически осваивает природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности;
ребенок задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;
улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения
и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;
возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием:
приложение №1 – средний дошкольный возраст
приложение №2 – старший дошкольный возраст
приложение №3 – подготовительный к школе возраст
Заключение
Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т.д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т.д.).
Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку ЗПР в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр в окружающем мире.
В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и обогащения знаний о природной среде. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения.
Овладение ребенком с ЗПР прочными элементарными экологическими знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества упражнений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными (по содержанию, используемому материалу, форме проведения), проводится в различных вариантах и постепенно усложнятся.
Дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия детей направляются на познавательную деятельность. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Следовательно, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, у детей ЗПР, являются как эффективным средством умственного, эстетического и нравственного воспитания, так и своеобразной практической деятельностью ребенка по освоению окружающей действительности.
Список использованной литературы:
С.Н. Николаева Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2006. – 51 с.
С. Н. Николаева Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 218 с.
В.А. Дрязкунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт – Петербург.: Детство – Пресс, 2003. – 528 с.
С.Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 96 с.
Л.М. Потапова Детям о природе Экология в играх для детей 5 – 10 лет. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 224 с.
П.Г. Федосеева Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
П.Г. Федосеева Игровая деятельность на занятиях по экологии средняя группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96 с.