Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»
учитель музыки
Сёмина Елена Анатольевна
Методические рекомендации:
использование информационных технологий
на занятиях по вокалу
Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.
В дополнительном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата.
Повышенный интерес к активным методам обучения с применением ИКТ обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать его современным и привлекательным для учащихся. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы, методики и информационные технологии. Но каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал педагог в наше время ему необходимо повышение собственной грамотности в области информационно-коммуникативных технологий; знание хотя бы простейших компьютерных программ и использование на их основе современных педагогических технологий.
На сегодняшний день компьютерные технологии – динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её преимущества?
в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
в интегрировании обычного учебного занятия с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;
в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий;
для меня лично – в поиске фонограмм (-1) и текстов песен для вокалистов.
В ходе учебных занятий детского образовательного объединения «Карлыгач» при реализации образовательной программы «Народные напевы» я использую программу Power Point с помощью которой готовлю презентации иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на занятии). Учащиеся знакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, смотрят отрывки из музыкальных фильмов, прослушивают аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео позволяет получить более полное представление о композиторе, артисте и его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов занятия, в сочетании с другими методическими приемами делают его необычным, увлекательным и запоминающимся.
В своей практике я использую презентации как на отдельных этапах, так и в качестве целого занятия. На основе изобразительного ряда у детей включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала. Для активизации работы учащихся применяю занимательные формы: викторины, игры, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению.
Существует огромное количество программ, которые позволяют работать со звуковыми файлами. В своей работе я использую такие программы как: «Sound Forge», эта программа позволяет мне изменять фонограмму, либо в тональности, либо добавлять или убавлять необходимые моменты в песне. Еще одна программа, позволяющая делать фонограмму (+1) т.е. с голосом, это программа «Acid».
Интернет сегодня представляет огромные возможности поиска необходимого, важного и значимого материала, а общение с компьютером создает мотивацию для обучения и добывания необходимой информации. Здесь можно узнать о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, театров, концертных залов, а также музыкальных коллективов, можно послушать музыкальные произведения, найти ссылки на информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах.
Информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно научить детей находить нужную и учиться обрабатывать её.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
На занятиях мною используются музыкальные обучающие программы, которые предоставляют огромные возможности для учебного процесса, а их применение позволяет сделать изучение учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.
Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации является одной из форм изучения мирового музыкального искусства.
Таким образом, сеть Интернет может применяться в музыкальном обучении для:
получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
значительного усиления индивидуализации обучения;
обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
развития и активизации познавательного интереса.
Применение ИКТ открывает новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляет новые возможности для активного обучения, помогает педагогу сделать занятия более интересными и убедительными, а огромный поток информации – легкодоступным.
Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность преподавания предметов музыкально-теоретического цикла на всех уровнях – от дошкольника до выпускника.