СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к экзамену по русскому языку для СПО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к экзамену по русскому языку для СПО»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Региональный железнодорожный техникум»



Рассмотрено Утверждаю

на заседании ПЦК зам. директора по УР

от «___» _______20___г. ________ Мелешкова В.В.

председатель ПЦК

Торкунова О.Г.__________ «____» _________20___г.








Методические рекомендации

для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена

08.01.22 Мастер путевых машин

23.01.09 Машинист локомотива

43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте

08.01.19 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

по специальности:

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство



ОУДБ 01 Русский язык







Составил преподаватель ____________ Жукова Т.О.




Экзамен проводится в виде письменной работы.

Место проведения – учебная аудитория.


Результатом экзаменационной работы является написание сочинения-рассуждения. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 300.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения обучающийся должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

.

Общее время экзамена – 3 часа 55 минут.








































  1. Виды тем сочинений


Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Итак, различают следующие виды тем:

1) проблемные,

2) сопоставительные,

3) обзорные,

4) темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

5) анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

6) анализ эпизода,

7) сочинение по цитате,

8) смешанные,

9) свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например: «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»; «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»; «Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: «Образ Петербурга в русской лирике серебряного века»; «Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир»; «Темное царство» в драме А.Островского «Гроза»; «Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем: "Мастерство Л.Толстого в изображении истории"; "Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника»"; "Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова".

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал для анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

2.Выбор темы

Выбор темы - очень важный и ответственный этап в работе экзаменующегося над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат. При выборе темы экзаменационного сочинения следует учитывать ряд обстоятельств и руководствоваться определенными критериями.

Во-первых, экзаменующийся должен понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в ее название.

Во-вторых, экзаменующийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или произведений), привлекаемого (привлекаемых) для анализа.

В-третьих, он должен уметь использовать сведения по теории и истории литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы.

Наконец, в-четвертых, он должен испытывать определенный интерес к избранной теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение, обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему.

Принимая во внимание совокупность перечисленных выше обстоятельств, экзаменующийся, в конечном счете, не должен отдавать предпочтение только одному из факторов (например, знанию текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны его способностей и подготовки.

Задание. Ознакомьтесь с подборками из трех тем и, сообразуясь с предполагаемыми экзаменационными условиями (малое количество времени, отсутствие вспомогательного материала, необходимость отказа от использования художественных текстов и т. п.), попробуйте выбрать тему на основе изложенных выше критериев и обоснуйте свой выбор.

1. Государство и личность в творчестве А. С. Пушкина.

2. Тема духовного богатства человека в русской литературе 80-90-х годов XX в. 1. Поэт и гражданин в русской поэзии XIX в.

3. "Время эти понятья не стерло..." (по произведениям русской литературы 80-90-х годов XX в.).

3. Разработка темы


Разработка темы - следующий этап работы над сочинением.
Обдумывание формулировки
темы даст вам четкое представление о том направлении, в котором следует работать над сочинением. Тщательное осмысление темы поможет избежать одной из наиболее распространенных ошибок экзаменующегося - неполного раскрытия темы или отклонения от нее, так как обдумать тему - значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке, вычленить из нее ключевое слово (слова), которое указывает на самое главное понятие, подсказывает основную мысль (идею) сочинения.

Рекомендуем вам записать формулировку выбранной темы на черновике (буквально скопировать ее со всеми скобками, кавычками и прочим), после чего обязательно подчеркнуть ключевые слова (слово). Особенно важны слова, обозначающие понятия: образ, сюжет и композиция, роль, своеобразие, мотив, название конфликт и т. д.

Например, в формулировке темы "Смысл названия комедии А. Грибоедова "Горе от ума"" ключевым является слово название, оно определяет основное направление в раскрытии данной темы, указывает на идею, которая определит структуру всего сочинения.

Исходной точкой в развитии идеи сочинения может стать рассуждение о том, что название художественного произведения имеет особую эстетическую функцию: оно не просто "вводит" читателя в произведение, не только отражает особенности сюжетного и композиционного построения, но и заключает в себе идею произведения, подсказывает тот ракурс, который избран художником для представления своего текста читателю. Об этом можно написать во вступлении. Далее, раскрывая тему, уже в основной части работы можно вспомнить, что первоначально пьеса называлась "Горе уму". Что изменилось с появлением нового заголовка? Как ситуация "горя от ума" проигрывается" в судьбах различных персонажей пьесы: Чацкого, Софии, Фамусова, Молчалина? Какой смысл в каждом отдельном случае приобретает слово "ум"? Кто умен с точки зрения самих героев, автора, критиков, вашей? И, наконец, обобщение (заключение): смысл названия пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Возможны и иные пути разработки данной темы.

Задание. Обдумайте предложенные темы и выделите в каждой из них ключевое слово (слова). Определите главное направление, в котором может быть раскрыта каждая из предложенных тем.

1. "В мой жестокий век восславил я свободу..." (по лирике А. Пушкина).

2. Тема фатализма в творчестве М. Лермонтова.

3. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова "Вишневый сад".

4. Что лучше - истина или сострадание? (По пьесе М. Горького "На дне".)

5. Образ лирического героя цикла стихотворений из романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

6. Социальный конфликт (по произведениям русской литературы 70 - 90х годов XX в.).


4. Определение идеи сочинения


Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.

Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.

Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему.

1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории;

2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;

3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.

Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

Задание. Определите идеи сочинений на следующие темы:

1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.

2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".

3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).

4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина" (Л. Толстой).

5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.

6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.

7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.

8. Мой современник на страницах русской литературы.

9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).

10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.

5. Подбор материала


Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению.

Естественно, что при отборе материала основная роль отводится идее сочинения, а не теме.

И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.

Задание. Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой:

1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.).

2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.

3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).

4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.

5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.

6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".

7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.

8. Образ родины в поэзии А. Блока.

9. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).

6. Работа над содержанием сочинения. Вступление. Основная часть. Заключение Введение (вступление)

Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя.

Вариантами начала вступления могут быть:

 - цитата из анализируемого текста;

 - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или     опровергнуть;

 - вопрос, требующий разрешения;

 - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

 - наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Так, например, во введении к сочинению "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" " "вводные" рассуждения могут быть связаны с осмыслением понятия "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, с определением художественно эстетической функции ведущего персонажа, осознанием его роли и места в литературном произведении, о его значении для воплощения авторского замысла и реализации основной идеи произведения.

Приведем пример вступления к сочинению «Судьба русского интеллигента в литературе 60-90-х годов».

"Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом, и обладающий умственной порядочностью", - писал Д.С. Лихачев, отмечая, что "основной принцип интеллигенции - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Изображение в русской литературе "особой прослойки" общества имеет весьма давние традиции. Ее представителям присуще чувство ответственности за то, что происходит вокруг. Достаточно вспомнить Пьера Безухова, Андрея Болконского, Федора Лаврецкого… В литературе ХХ века воплощением образа истинного интеллигента для меня стал доктор Живаго, герой одноименного романа Б. Пастернака".


Основная часть

Сочинение должно быть логично, аргументированно и динамично.

Каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной. Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей".

Например, основная часть плана к теме ""Оружия любимейшего род" (сатира В. Маяковского)" может выглядеть следующим образом: Сатира В.Маяковского в борьбе:

- против мещанства ("О дряни", "Маруся отравилась");

- против бюрократизма ("Прозаседавшиеся", "Бумажные ужасы");

- против подхалимажа и сплетен ("Общее руководство для начинающих подхалимов", "Подлиза", "Сплетник").

Заключение

Функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения "В мой жестокий век восславил я свободу" (А. С. Пушкин)" и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.



7. Рекомендации для учащихся по написанию итогового сочинения

Всё наше достоинство заключено в мысли.

Будем же учиться хорошо мыслить.

Б. Паскаль


Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход из темы").

Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст.


Учтите некоторые рекомендации!

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Начало сочинения (вступление) – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.

Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция", "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Заключение должно быть коротким и ёмким. Как и вступление, оно должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.


!!! Еще раз напомним, что при написании любого сочинения обучающийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).

8. Требования к итоговому сочинению


1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения.

Во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов).

Аргументы из российской или зарубежной литературы должны быть развернуты и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 240).

P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении. Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

Вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

8. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста. Использовать разнообразную лексику и грамматические конструкции, исключать из текста сочинения речевые штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…

9. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

10. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

P.S. Имейте в виду, что выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку "незачет" по критерию “Грамотность”.


11. Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

12. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 300.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.


















Темы экзаменационных сочинений по русскому языку


Темы сочинений по цитате


1. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
2. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М.А. Булгакова: «Трусость – самый страшный порок»?
3. Как Вы понимаете утверждение героя романа «Война и мир» Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить»?
4. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?

5. «Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).

 

6. «Не проходит и двадцати лет, как люди меняют  взгляды на самое серьезное  и разуверяются в том, что представляется им самым надежным и истинным»  (Лабрюйер) 

 

7. «Я взял себе за правило стараться одолевать не столько судьбу, сколько самого себя, и изменять не столько мировой порядок, сколько собственные устремления»  (Декарт)

 

8. «Изучать людей, наблюдая своих современников, все равно что рассматривать горы  в  лупу, изучать их, глядя  в  даль прошлого, все равно что смотреть на них в подзорную трубу»  (Честертон)

  

9. «Посеешь  поступок  - пожнешь привычку,  посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер  - пожнешь  судьбу». (Английская пословица)

 

10. «Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая  нам в наших желаниях и  - исполняя  их»  (Амьель)

 

11. «Счастье  не в счастьи, а  в его достижении»  (Ф.М.Достоевский)

 

12. «Разум дан человеку, чтобы он понял:   жить одним разумом нельзя»  (Эрик Мария  Ремарк)

13. «Неожиданное случается часто ожидаемого» (Плавт)

 

14.«Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить»  (Эдмунд  Берк)

 

15. «В женщине  больше непосредственной, сиюминутной  силы, которая  зовется предприимчивостью, в мужчине больше  подспудной  прибереженной силы,  которая зовется ленью»  (Честертон)

 

16. «Чтобы  вскарабкаться наверх, надо сложить крылья»  (Станислав  Ежи Ленц)


17. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

18. «О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты». (А. Толстой)

19. «Жизнь задыхается без цели». /Ф. Достоевский/

20. «Русский народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость» ./А. Радищев/

21.«Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка». /А. Толстой/

22. «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием, — непобедим». /М. Горький/

23. «Вера — роскошь, которая дорого народу обходится». /Н. Лесков/

24. «Величайшее богатство народа — его язык». /М. Шолохов/

25. «Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уровень промышленности». /А. Солженицын/

26. «Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений». /А. Толстой/

27. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». /А. Толстой/

28. «Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы». /А. Радищев/

29. «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства». /М. Салтыков-Щедрин/

30. «Пока ты зло помнишь — зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет». /Н. Лесков/



Темы сочинений на свободную тему
1. В чём проявляется любовь к жизни?
2. Существует ли что-то, неподвластное времени?
3. Когда гордость становится разрушительной для человека?
4. Какую роль в жизни человека играет мечта?
5. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?
6. Почему в любви важно понимать и прощать?
7. Почему важно уметь сострадать другому?
8. Почему нельзя быть равнодушным к проявлениям зла?
9. В чём заключается сила доброты?
10. Почему важно научиться прощать?
11. Согласны ли Вы с тем, что в каждом человеке обязательно есть что-то интересное?
12. Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
13. Какой должна быть родительская любовь?
14. Кому или чему можно принести клятву на верность?
15. Что связывает Ваших сверстников с поколением отцов и дедов?
16. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
17. Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?
18. Герои книг, пример которых меня вдохновляет.
19. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
20. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
21. Какого человека можно назвать героем своего времени?

22. Как связаны гражданский долг и личное счастье?
23. Событие, к которому нельзя остаться равнодушным.
24. В чём может проявляться любовь к своему Отечеству?
25. Почему нельзя допускать ошибок по отношению к природе?
26. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
27. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
28. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?
29. Кто из героев литературы Вам интересен и почему?
30. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?
31. Должно ли искусство быть гражданственным?

32. Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

33. Какая угроза способна объединить человечество?

34. Что значит быть верным долгу?








Темы сочинений по литературе 19 века

I. По творчеству А.Н.Островского

1. В чём заключается своеобразие конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»?

2. Как раскрывается комический эффект пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

3.Воспевается ли автором гимн свободе?(По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

4. Почему Катерина решила свести счёты с жизнью? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

5. Что олицетворяет собой Кабаниха? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

6. В чём состоит драматургическое новаторство А.Н.Островского? (По пьесе «Гроза»)

II. По творчеству И.А.Гончарова

1. Как раскрывается проблема «лишнего человека» в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

2. Кто из героев симпатичен автору? ( По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

3. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

4. Как вы понимаете слово «обломовщина»? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

5. Почему для Обломова любовь оказалась несостоявшейся в его судьбе? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

6. Осуждает ли автор Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

III. По творчеству И.С.Тургенева

1. Каким вы представляете Базарова-нигилиста? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

2. В чём заключается нравственное содержание романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

3. Считаете ли вы справедливым утверждение Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

4. Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Сравнительная характеристика. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

5. Почему личная жизнь Базарова оказалась неустроенной? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

6. Разделяете ли вы утверждение Базарова о том, что «Ситниковы нам необходимы»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

IV. По творчеству Н.А.Некрасова

1. Считаете ли вы справедливым утверждение крестьян: «Порвалась цепь великая, порвалась - рассокочилась: одним концом по

барину, другим по мужику!..»?

2. Кого вы бы назвали в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» великим грешником и почему?

3.В чём счастье Гриши Добросклонова? (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

4.Почему Матрёна Тимофеевна считала, что «ключи от счастья женского, от … вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого»?

5. Как раскрывается проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

6. Праведники и грешники. Сопоставительная характеристика. (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

V. По творчеству Л.Н.Толстого

1.Какими читатели видят две войны (1805-1807 и 1812 годов) в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

2. В чём заключается смысл названия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

3. В чём состоят нравственные искания одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

4. Л.Н.Толстой в поисках истоков декабристского движения? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

5. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Сравнительная характеристика. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

6. Вызывает ли у читателя симпатию Наташа Ростова? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

VI. По творчеству Ф.М.Достоевского

1. Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

2. Что такое идея наполеонизма? Разделяете ли вы авторскую трактовку? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

3. Почему роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» назван «полифоническим»?

4. Считаете ли вы Раскольникова преступником? Почему? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

5. Свидригайлов - двойник Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

6. Почему только у Сони Раскольников находит любовь и сострадание? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

VII. По творчеству А.П.Чехова

1. Как раскрывается проблема счастья в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2-3 произведений)

2. В чём особенность чеховского стиля? (На примере 2-3 произведений)

3. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого о том, что Чехов – «несравненный художник жизни»?

4. В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

5. О какой уходящей России заявил А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?

6. Каким показан «лишний человек» в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2 произведений)



Темы сочинений по литературе 20 века


Темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

1.      Любовь в понимании И.А.Бунина (А.И.Куприна).

2.      Тема любви на страницах произведений И.А.Бунина (А.И.Куприна).

3.      Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

4.      Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».

5.      Любовь на страницах рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».

6.      Трагическая тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

 

 

 Темы сочинений по пьесе А.М.Горького «На дне».

1.      Проблематика пьесы А.М.Горького «На дне».

2.      «Бывшие люди» в пьесе А.М.Горького «На дне».

3.      Пьеса «На дне» как социально – философская драма.

4.      Образ Луки в пьесе «На дне».

5.      Две правды о человеке в пьесе «На дне».

6.      Споры о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне».

 

 

Темы сочинений по творчеству А.А.Блока.

1. Тема родины в творчестве А.А.Блока.

2. Любовь в лирике А.А.Блока.

3. А.Блок – символист.

4. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

5. Тема революции в поэме А.Блока «Двенадцать».

6. Идейно – художественное своеобразие поэмы А.А.Блока    «Двенадцать».

 

  

Темы сочинений по роману М.А.Булгакова

 «Мастер и Маргарита».

 

1.      Как я понимаю основную идею романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.      Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».

3.      Роман «Мастер и Маргарита» - итоговое произведение М.А.Булгакова.

4.      Силы добра и зла в романе «Мастер и Маргарита».

5.      Тема бессмертия и воскресения души в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

6.      Тема свободы в романе «Мастер и Маргарита».

 

 


Темы сочинений по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» как произведение о земле, любви и свободе.

2. Путь исканий Григория Мелехова.

3. Женские образы в романе.