РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол от _______ № ___ руководители МО _________А.Р.Камалова _________Г.Р.Камалова | СОГЛАСОВАНО Заместители директора ГБОУ Стерлитамакская КШИ ________Т.Н.Дудник ________Д.Р.Тарасова | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Стерлитамакская КШИ _________Г.Г.Назырова |
Методические рекомендации к оформлению и ведению личных дел и фонетических дневников по развитию речевого слуха и формированию произношения обучающихся с нарушениями слуха
I. Общее положение
Методические рекомендации разработаны с целью соблюдения и выполнения единых требований к оформлению и ведению личных дел и фонетических дневников обучающихся по развитию речевого слуха и формированию произношения:
Личное дело по РРС и ФП:
является средством, помогающим учителю проследить динамику развития речевого слуха и произносительных возможностей обучающихся с начала поступления в школу до выпускного класса;
является основой планирования работы по развитию речевого слуха и формированию произношения;
обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.
Фонетический дневник по РРС и ФП:
Включает в себя перспективное планирование работы с обучающимся на каждую четверть и поурочное планирование.
является средством, позволяющим вести текущий и периодический учет состояния знаний, умений и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (занятие, четверть).
обеспечивает оптимальный учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Личные дела и фонетические дневники обучающихся по РРС и ФП являются объектами внутришкольного контроля.
II.Требования к оформлению личных дел по РРС и ФП
слабослышащих и кохлеарноимплантированных обучающихся
Для личных дел по РРС и ФП используются тетради 48 листов.
На внутренней стороне обложки личного дела приклеивается кармашек для аудиограмм и мониторинга внятности произношения.
2.1. На странице 1 указать сведения о ребенке:
1. Ф.И.О. (полностью).
2. Дата рождения.
3. Сведения о физическом состоянии, состоянии анализаторов, интеллекте (см. мед. карту), если ЗПР, то пишется карандашом.
4. Обучение: не обучался ( д/с № 8, д/д № 6 г.Уфа и т.д.).
5.Речевой аппарат: в норме, (сигматизм (карандашом указать разновидность), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, прогения, прогнатия и т.д. (см. мед.карту)).
6.Зрение: в норме (близорукость, дальнозоркость и т.д. (см. мед.карту)) (карандашом).
Внизу страницы в центре:
Начато: дата (например, 01.09.2016 г.).
2.2. На 2-3 страницах у вновь поступивших учащихся (0-1 класс) фиксируются результаты:
Выявления особенностей строения артикуляторного аппарата.
Обследования подвижности артикуляторного аппарата.
Исследования состояние дыхания.
Исследования состояния двигательной сферы.
2.3. 4-9 страницы - Обследование звукопроизношения.
Таблица оформляется на развернутом листе. Результаты обследования отражаются в таблице (Приложение №1).
Результаты обследования пишутся аккуратным разборчивым почерком чернилами синего цвета.
Обследование произношения полностью проводится в начале и в конце учебного года. Во II – III четверти дополняются только отработанные звуки.
Условные обозначения дефектов гласных и согласных звуков (по Н.Ф. Слезиной):
+ звук воспроизводится точно.
+ звук не автоматизирован (указать на какой звук соскальзывает).
Условные обозначения дефектов гласных звуков.
Звуки | |
1 | 2 | Дефекты 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Аы,Ы | шир | - | - | А | - | - | - | - |
О | Оы,Ы | Оа,А | Оу,У | О | О | - | - | - | - |
У | - | Уо,О | W | У | У | У/ | - | - | - |
Э | Эы,Ы | Эа,А | Эи,И | - | Э | - | - | язык на губе | - |
И | ИЫ,Ы | Иэ,Э | i | - | И | И/ | ЛЬ | - | - |
Ы | - | Э | - | - | Ы | - | - | - | челюсть вперед |
ы-образная артикуляция
расширение артикуляции
сужение артикуляции
передняя артикуляция
назализация
повышение голоса
звук И уподобляется ЛЬ
при произношении Э язык высовывается изо рта
при произношении Ы нижняя челюсть выдвигается вперед
Условные обозначения дефектов дифтонгов.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я | А | И___А | ГЯ, ХЯ | + при плохом И |
Е | Э | И___Э | ГЕ, ХЕ | + при плохом И |
Ё | О | И___О | ГЁ, ХЁ | + при плохом И |
Ю | у | И___У | ГЮ, ХЮ | + при плохом И |
вместо дифтонгов произносятся простые гласные;
звук И произносится слишком протяжно;
краткое И заменяется в дифтонгах согласными Г, Х;
дифтонги произносятся принципиально правильно, как двойные гласные, но звук И произносится дефектно.
Условные обозначения дефектов глухих взрывных звуков.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
П | двугуб Ф | Пъ | БП | Б | П. | МП | - | - | импл |
Т | th | Тъ | ДТ | Д | Т. | НТ | м/з м/г | альв | импл |
К | Х | Къ | ГК | Г | К. | НК | К | глуб | импл |
замена взрывных согласных фрикативными;
призвук после звука;
полузвонкость;
озвончение;
согласные носят хлопающий, щелкающий характер;
носовой призвук перед согласным;
передняя артикуляция;
далекая позиция;
имплозивный звук.
Условные обозначения дефектов звонких взрывных согласных звуков.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | П | БП | МБ, МП | ъБ | - | - | - | - |
Д | Т | ДТ | НД, НТ | ъД | - | - | - | - |
Г | К | ГК | НГ, НК | ъГ | Y | Х | h | cон |
оглушение;
полузвонкость;
замена звуков Б, Д, Г сочетаниями мб/мп, нд/нт, нг/нк;
призвук перед согласными;
замена звука Г звонким фрикативным Y;
замена звука Г звуком Х;
выдох на месте звука;
сонантность.
Условные обозначения дефектов звуков С, Ш, Х, З, Ж.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С | бок | сон | З | С/ | Ш/ | - | призубн | - | - | h |
З | бок | сон | С | З/ | - | - | призубн | - | - | h |
Ш | бок | сон | Ж | Ш/ | дал | С, Со | - | щечн | - | h |
Ж | бок | сон | Ш | Ж/ | - | - | - | щечн | - | h |
Х | бок | сон | Y | Х/ | глуб | С | - | - | К | h |
боковая артикуляция;
сонантность;
озвончение / оглушение;
смягчение;
далекая позиция;
замена звуков Ш и Ж звуками С или С лабилизованным;
призубность;
щечный звук;
замена звука Х звуком К;
выдох на месте звука.
Условные обозначения дефектов звуков Ф и В.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ф | губ-зуб П | В | - | - |
В | губ-зуб Б | Ф | В | губ-зуб М |
замена звуков Ф и В соответственно губно-зубными П и Б;
озвончение / оглушение;
назализация;
замена звука В губно-зубным М.
Условные обозначения дефектов смычно-щелевых звуков Ц и Ч. Звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ц | С | тыс | К/С/ | Т | сон |
Ч | Ш | тыш | К/Ш/ | Т/ | сон |
замена слитных Ц и Ч фрикативными С и Ш;
вместо Ц слышится тыс, вместо Ч- тыш;
вместо Ц слышится К/С/, вместо Ч- К/Ш/;
вместо Ц произносится Т, вместо Ч – Т/;
сонантность.
Условные обозначения дефектов звуков М и Н
Звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
М | МБ, МП | Б, П | М/ | - |
Н | НД, НТ | Д, Т | Н/ | Л |
неполная закрытая гнусавость;
полная закрытая гнусавость;
повышение голоса;
замена звука Н звуком Л.
Условные обозначения дефектов звука Л
Звук | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Л | немое | l | Н | Д, Т | th |
звук Л не слышен совсем;
назализация;
замена звука Л звуком Н;
замена звука Л звуками Д или Т;
вместо Л слышится английский th.
Условные обозначения дефектов звука Р
Звук | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Р | РЬ | р | дорз | грубая вибр | бок | горл | Р | тр,кр, нр, др |
смягчение;
оглушение;
дорзальный звук;
очень грубая вибрация;
боковая артикуляция;
горловой Р;
мелкодробный Р;
призвук.
2.4.Страницы 10-11 - Обследование слуха с помощью речи (определение рабочего и резервного расстояния)
Обследование проводится в начале учебного года. Результаты обследования отображаются в таблице (Приложение №2).
2.5.Страницы 12-35 - Определение уровня восприятия речи на слух (Приложение №3).
Для 0 - 1-ых классов, вновь прибывших учеников в начале учебного года проводится проверка слуха на 3 группы слов.
Отводится 2 страницы.
С 14-ой страницы - проверка слуха на 20 слов. Проверка проводится в начале и в конце учебного года.
Отводится 11 развернутых листов.
Указывается класс, год, месяц, рабочее расстояние, список слов, название индивидуального аппарата, результативность. Даются рекомендации.
Например,
2 класс , 2016-2017 уч.год, сентябрь.
Список №1, и/а Соната У-124, 2 м.
1. 11.
2. …
3.
…
10. 20.
Воспринял:
точно: 10 слов 60%
близко к образцу: 2 слова
ритмический рисунок: 1 слово
число слогов:
отдельные звукокомплексы:
Рекомендации: ____
2.6.Страницы 36-39 – Проверка фонематического слуха у учащихся с КИ.
Проверка проводится у слабослышащих учащихся с I – II степенью снижения слуха (и учащихся с КИ). У учащихся первого класса — в сентябре, в мае, а у остальных учащихся - в конце года.
Результаты фиксируются в таблице (Приложение №4).
2.7. Страница 40 - Определение уровня речевого развития.
Проводится в начале учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №5).
2.8. Страницы 41-43 – Контрольная работа.
Контрольные работы проводятся в конце первого полугодия и в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №6).
Указывается год, класс, расстояние (у слабослышащих обучающихся), количество фраз, способ восприятия речи, результативность. В 0 классе контрольная работа проводится только в конце года и состоит из15 фраз. Тексты даются, начиная с первого класса.
Контрольная работа по тексту оформляется следующим образом:
1) Если ученик опознал текст, то пишется так: о.
2) Если ученик различил текст, тогда он должен пересказать текст (р. при выборе из 3 (4,5), пересказал)
3) Если ученик после различения текста не может пересказать, тогда должен отвечать на вопросы по тексту, а потом пересказать (р. при выборе из 3 (4,5), ответил на вопросы, пересказал).
2.9. Страница 44-47 - Обследование произносительной стороны речи.
Обследование проводится в начале и в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 7).
Обследуются следующие параметры: голос, речевое дыхание, произнесение слов и фраз, соблюдение правил орфоэпии при их произнесении.
Голос — нормальный, тихий, очень тихий, крикливый, фальцет, повышается на некоторых звуках, глухой (с большой утечкой воздуха), гнусавый, хриплый, сдавленный.;
Речевое дыхание — правильное, экономное (на одном выдохе произносит 10—12 слогов), неэкономное (неравномерное распределение выдыхаемого воздуха).
Слова произносятся слитно, по слогам, по звукам, стечение согласных в слове произносит без призвуков (с призвуками).
В словах ударение соблюдает (не соблюдает, соблюдает не всегда), словесное ударение: единичные ошибки (частые ошибки).
Речь - внятная (маловнятная, невнятная, понятная только учителю).
Правила орфоэпии в самостоятельной речи соблюдает (не соблюдает, владеет, единичные ошибки, частые ошибки, не владеет, по надстрочному знаку).
Темп - нормальный, близкий к норме, замедленный.
Интонация - по требованию, по знаку препинания.
2.10. Страница 48 - Аудиометрические данные.
Результаты аудиометрической проверки фиксируются в таблице (Приложение № 8)
III.Требования к оформлению личных дел по РРС и ФП
глухих обучающихся
3.1. Страница 1 - Сведения о ребенке.
3.2. Страницы 2-3 –
Выявления особенностей строения артикуляторного аппарата.
Обследования подвижности артикуляторного аппарата.
Исследования состояние дыхания.
Исследования состояния двигательной сферы.
3.3. Обследование звукопроизношения.
Оформление пунктов 3.1, 3.2, 3.3 аналогично оформлению пунктов 2.1, 2.2, 2.3.
3.4. Страницы 10-33 - Определение уровня восприятия речи на слух (Приложение №3).
Для 0 - 1-ых классов, вновь прибывших учеников в начале и в конце учебного года проводится проверка слуха на 3 группы слов.
Отводится 2 страницы.
С 12-ой страницы - проверка слуха на 20 слов. Проверка проводится со второго класса в начале и в конце учебного года.
Отводится 11 развернутых листов.
Указывается класс, год, месяц, список слов, название индивидуального аппарата, результативность. В конце даются рекомендации.
Например,
2 класс, 2016-2017 уч.год, сентябрь.
Список №1, и/а Соната У-124.
1. 11.
2. …
3.
…
10. 20.
Воспринял:
точно: 10 слов 60%
близко к образцу: 2 слова
ритмический рисунок: 1 слово
число слогов:
отдельные звукокомплексы:
Рекомендации: ____
3.5. Страницы 34-43 – Контрольная работа.
Контрольные работы проводятся в конце первого полугодия и в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №6).
Указывается год, класс, количество фраз, способ восприятия речи, результативность. В 0 классе контрольная работа проводится только в конце года. Тексты даются, начиная с первого класса.
Оформление контрольной работы по тексту аналогично пункту 2.8.
3.6. Страницы 44-47 - Обследование произносительной стороны речи.
3.7. Страница 48 - Аудиометрические данные.
Оформление пунктов 3.6, 3.7 аналогично пунктам 2.9., 2.10.
IV.Требования к оформлению фонетических дневников по РРС и ФП
обучающихся c нарушениями слуха
4.1.На странице 1 указать сведения о ребенке:
1. Ф.И.О. (полностью).
2. Дата рождения.
3. Сведения о состоянии слуха.
4. Рабочее и резервное расстояние.
4.2. На 2-5 страницах – планирование работы по четвертям.
В таблице указать сроки, раздел программы, сущность дефекта, устранение дефекта, результат (Приложение № 9).
В графе «Раздел программы» указать:
Речевое дыхание.
Голос.
Слово.
Фраза.
Звуки.
4.3.На 6 и последующих страницах отмечаются дата занятия, содержание работы, результаты, полученные на данном занятии, указываются расстояния, на которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами (Приложение №10).
13