СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к разработке рабочих программ педагогами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к разработке рабочих программ педагогами»








Методические рекомендации.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

РАБОЧИХ (УЧЕБНЫХ) ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

























Улан-Удэ

2018




1. Содержание и структура рабочей программы педагога

(Рабочая программа учебного курса)


В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона «Об образовании в РФ» (2012) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации деятельности педагога.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога (Приложение №1).

Рабочая программа учебного предмета:

  • это документ, созданный на основе примерной программы Министерства образования РФ, с учетом программы Развития образовательного учреждения, особенностей контингента учащихся и социального заказа;

  • программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта и учитывающая специфику образовательного учреждения;

  • утверждается коллегиальным органом (педсоветом, НМС и др.) и является нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения предмета с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

  • состояние здоровья учащихся;

  • уровень их способностей;

  • характер учебной мотивации;

  • качество учебных достижений;

  • образовательные потребности;

  • возможности педагога;

  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

  • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;

  • недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

  • отсутствуют некоторые обязательные разделы (например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие);

  • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.


1.1. Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:

  1. титульный лист (название программы);

  2. пояснительная записка;

  3. содержание тем учебного курса;

  4. календарно-тематический план;

  5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

  6. перечень учебно-методического обеспечения;

  7. список литературы (основной и дополнительной);

  8. приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.


1.2. Пояснения к структурным элементам программы

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса, особенностей учебного плана школы).

  • Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

  • Наличие признаков нормативного документа.

  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

  • Конкретность представления элементов содержания образования.


Структурные элементы рабочей программы педагога


Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (рассмотрено методическим объединением школы, согласовано с методическим советом и утверждено директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- класс, на который рассчитана программа;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы;

- срок действия программы

Пояснительная

записка

- общую характеристику учебного курса, его места и роли в общеобразовательной подготовке школьников и системе обучения данному предмету;

- краткий анализ факторов, обуславливающих специфику преподавания курса в конкретном образовательном учреждении и классе (см. выше);

- обоснование целесообразности изменений, произведенных в примерной программе, авторских принципов построения рабочей программы;

- ссылку на нормативные документы, в соответствии или на основе которых составлена рабочая программа;

- указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа (при увеличении количества часов по сравнению со стандартом базового либо профильного уровня это увеличение должно быть обосновано и указано, на что именно предполагается использовать дополнительные часы);

- определение целей и задач изучения курса (они формулируются на основе ГОС, но могут содержать дополнения и уточнения с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения и даже класса).

Календарно-тематический план

перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- деление на виды деятельности и формы;

- формы и методы контроля;

- др

Содержание тем учебного курса

-- названия разделов и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

  • требования к знаниям и умениям обучающихся;

  • формы и вопросы контроля;

возможные виды самостоятельной работы учащихся..

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся.

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- др.

Список литературы (основной и дополнительной).

- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.


1.3. Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1.3.1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образова­нии»). Это не исключает возможности предостав­ления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и городских (районных) методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.

1.3.2. Назначение пояснительной записки (для написания Пояснительной записки можно использовать маркеры – устойчивые словесные обороты – смотри Приложение № 2) в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

  • конечная система или комплекс знаний;

  • перечень умений и навыков (способов деятельности);

  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Указываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть».

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

    • основные понятия и термины;

    • факты, законы науки;

    • теории, идеи;

    • знания о способах деятельности;

    • методологические знания;

    • оценочные знания;

    • рефлексивные знания.

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом умения школьников могут быть сведены к следующим:

    • специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета;

    • умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.);

    • интеллектуальные умения, представляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогия и т.п.) и др.

Для полноценной характеристики требований к ЗУНам существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью.

Требования к уровню освоения дисциплины должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

1.3.3. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;

  • отражения в содержании обучения задач развития личности;

  • научности и практической значимости содержания обучения;

  • доступности обучения.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Необходимым условием при составлении рабочей программы является раскрытие всех тем и дидактических единиц, предусмотренных государственным образовательным стандартом, а также обеспечение развития умений и ценностных установок учащихся в соответствии с нормативными требованиями к уровню подготовки выпускников (для старшей ступени – с учетом различий стандарта для базового и профильного уровня).

Для иллюстрации обозначенных подходов к составлению рабочей программы приведем фрагмент одного из вариантов рабочей программы по всеобщей истории 11 класса в сопоставлении с соответствующим разделом примерной программы (базовый уровень) (Смотри Приложение № 3)

В приведенном фрагменте рабочей программы использовано иное структурирование учебного материала, чем в примерной программе. Отличается и последовательность изучения тем. Например, характеристика экономического развития пореформенной России в рабочей программе предшествует рассмотрению общественного движения 60-70-х гг., а непосредственно после изучения событий Первой мировой войны идет тема о революции 1917 года, что, на взгляд педагога, более логично. Многие дидактические единицы в рабочей программе детализированы. Ее содержание затрагивает все элементы обязательного минимума, предусмотренные ГОС, при этом некоторые позиции (например, «Русский либерализм», «Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы», «Консерватизм», «Россия – многонациональная империя») включены дополнительно. Совокупное количество часов на изучение программного материала увеличено с предусмотренных программных минимальных 6 до 13 часов.

Содержание учебного курса также может быть оформлено следующим образом (Смотри Приложение № 4)

1.3.4. В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Календарно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 1 «Примерное положение о рабочей программе педагога»).

Отличительные особенности двух понятий календарно-тематического планирования и рабочей программы учебного курса подтверждают выполнение ими совершено разных функций в образовательном процессе. Главная связь данных понятий в том, что календарно-тематическое планирование разрабатывается на основе рабочей программы учебного курса и является основным инструментом реализации и корректировки учебного содержания дисциплины.

Рабочая программа учебного предмета

Календарно-тематическое планирование по предмету

1.

Регламентирована Законом «Об образовании»

Предусмотрена должностной инструкцией педагога

2.

Реализует образовательную программу и программу развития школы

Реализует рабочую программу учебной дисциплины и учебный план школы

3.

Проходит экспертизу и утверждается не реже одного раза в 4 (?) года

Разрабатывается и согласовывается ежегодно

4.

Разрабатывается на каждую (1,2,3) ступень обучения

Разрабатывается на каждый класс в отдельности

5.

Учитывает специфику (характеристику) школы

Учитывает характеристику конкретного класса

6.

Изложение строится по основным разделам и темам дисциплины

Содержит точное календарное планирование темы каждого урока


При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

1.3.5. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

Контрольные материалы (см. Приложение № 5)


1.3.6. Перечень учебно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал, в том числе и перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы. Вариант оформления перечня учебно-методического обеспечения:


Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы







Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:

  • его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

  • отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;

  • полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);

  • информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

  • целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника.

Разработчик программы определяет, насколько УМК способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в рабочей учебной программе.

Учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и рабочей учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение — вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.

1.3.7. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. (Пример библиографического описания представлен в Приложении 6).

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.

Приложения нумеруются и должны иметь название.


1.4. Алгоритм построения рабочей программы

Первый этап

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:

1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.

4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.

Второй этап

На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.

В распоряжении учителя имеется ряд примерных программ, которые необходимо адаптировать к условиям конкретной шко­лы и региона. Результатом этой адаптации является рабочая про­грамма учителя.


Обратите внимание: при разработке программ по профильным общеобразова­тельным предметам необходимо ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компонен­те государственного стандарта общего образования


1.5. Структура и содержание

программы дополнительного образования детей

Выделение в образовательном плане школы самостоятельных часов на обеспечение внеучебной деятельности обучающихся накладывает на ОУ определённую ответственность за её обеспечение, поэтому администрации и педагогам необходимо грамотно её организовать на школьном уровне.


1.5.1. Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определённых уровней и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющими статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г.), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).


1.5.2. Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню зияний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (согласно пункту 3 статьи 32 Закона)

Целью и задачей дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

- современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формам и методам обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); методам контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствам обучения (перечню необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении);

должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.


1.5.3. Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. пояснительную записку;

3. содержание изучаемого курса;

4. учебно-тематический план;

5. методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

6. список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

дополнительного образования детей


Элементы программы

дополнительного

образования детей

Содержание элементов программы

дополнительного образования детей

1. Титульный лист

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населённого пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная

записка

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной;

- отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Календарно-тематический

план

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание

изучаемого курса

- краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий)

5. Методическое обеспечение дополнительной программы

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список литературы

- указывается основная и дополнительная литература.


1.6. Делопроизводство, связанное с рабочими программами.

Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебно-методической) работе осуществляет контроль за:

- рецензированием и рассмотрением рабочих программ на заседаниях методических объединений, согласованием на методических советах;

- сосредоточением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, педсоветов в учебной части.

Заместитель директора по УВР (УМР) представляет рабочие программы, рассмотренные и одобренные методическим советом, на утверждение руководителю образовательного учреждения.

Администрация ОУ осуществляет контроль за уровнем учебных достижений обучающихся по рабочим программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ.

Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствия записей в классном журнале, пройденного на уроке материала программе, с подведением итогов на педагогических советах, заседаниях методических объединений, отражением их в протоколах.

Администрация ОУ осуществляет систематическую проверку (один раз в полугодие) календарно-тематического планирования учителей с регистрацией результатов проверки в протоколах, которые помещаются в индивидуальные папки контроля учителя с предварительным ознакомлением его с итогами проверки под роспись.


    1. Список литературы.

1. Аншшюв О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. – М., 2002.

  1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. – 54 с.

  2. Безрукова В. С. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.

  3. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования) – М., 1999. – 38с.

  4. Громыко Ю.В. Проектное сознание.— М.: Институт учебника Paideia, 1998. – С. 410-415.

  5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – Москва. 2001

  6. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход /Пер. с польск. — М., 1981.

  7. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980. – 86 с.

  8. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1995.

  9. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. — М., 1993.

  10. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994. – 113 с.

  11. Кларин Н.В. Инновации в обучении. – М., 2006. – 67 с.

  12. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001, С. 8-11.

  13. Краснова Т.И. Разработка учебной программы курса в стратегии активного обучения, [email protected]

  14. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. — Волгоград, 1998.

  15. Лихачёв Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Прометей, 1992

  16. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование; проведение, использование. С СПб, 2005. – 46 с.

  17. Народное образование, №3,- 2007, С.267-269

  18. Орлов О.С. Как составить образовательную программу. – М., 2003. – 39 с.

  19. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

  20. Подобед C .О. Проектирование и разработка инновационных программ //Дополнительное образование и воспитание, 2006. – № 7.

  21. Познание и проектирование (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1985. — № 6.

  22. Полат Е.С. Метод проектов. http://www.ioso.ru/distant/project/ meth%20project/metod%20pro.htm

  23. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений /Под ред. В.И. Загвязинского, С.А. Гильманова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1998. – 108 с.

  24. Раппопорт А. Г. Границы проектирования //Вопросы методологии реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М., 1996. – 87 с.

  25. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы. Интервью зам. главного редактора журнала с Жаном-Пьером Титцем – Секретарем Комитета по образованию Совета Европы //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 6. – С. 9-13

  26. Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб., 1996.

  27. Розин В. М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии, 1984. — № 10.

  28. Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование» //Методология исследования проектной деятельности. — М., 1973.

  29. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: практическое руководство. – М.: Ассоциация учителей физики. 2000. – 48 с.

  30. Скок Г.Б. и др. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1999. – 83 с.

  31. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008.

  32. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. – СПб., 1994. – 280 с.

  33. Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей. – М., 1998. – 86 с.

  34. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/http://courier.com.ru/vp/progr.htm

  35. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001, С. 168-254.

  36. http://uo.kuyby.edu54.ru/DswMedia/rekomendaciiporazrabotkerabochixprogramm.htm

  37. http://62school.ru/content/view//112/52;

  38. http://uo.kuyby.edu54.ru/DswMedia/rekomendaciiporazrabotkerabochixprogramm.htm


Примерное положение о рабочей программе педагога1


1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.


2. Технология разработки рабочей программы.

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.


3. Структура рабочей программы.

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. титульный лист (название программы);

  2. пояснительная записка;

  3. содержание тем учебного курса;

  4. учебно-тематический план;

  5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

  6. перечень учебно-методического обеспечения;

  7. список литературы (основной и дополнительной).

  8. Аннотация, приложения к программе.

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3.4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

3.5. Календарно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы

3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

3.7. Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.8. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

4. Оформление рабочей программы.

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение 1а). На титульном листе указывается:

• название Программы (предмет, курс);

• адресность (класс или ступень обучения, возраст обучающихся);

• сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

• год составления Программы.

4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (Приложение 1б).

4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

5. Утверждение рабочей программы.

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

• обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;

• получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

В целях технологичной организации процесса создания и утверждения рабочих программ школы вариантом регламентации становится приказ по школе, которым важно сначала определить единые требования. Единые требования могут содержаться в оценочном листе и определяться двумя аспектами: надпредметной составляющей и предметной составляющей рабочей программы. Оценочные листы разрабатываются, к примеру, научно-методическим советом школы и утверждаются приказом, являясь приложением:



Приложение 1

к приказу

от _________№____

Оценочный лист № 1

рабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины)

Предмет


Составитель программы


Эксперт


Класс


Дата заполнения


Оценка предметной составляющей рабочей программы

Параметры

балл

Рекомендации

1.

Наличие структурных элементов программы (пояснительная записка, тематическое содержание, цели, задачи, прогнозируемые результаты, система диагностики, список используемой литературы и др. структурные элементы)



2.

Содержательность пояснительной записки

(указание примерной программы с реквизитами, сопоставление используемого учебника с федеральным перечнем, описание дополнительных учебно-методических материалов, аргументация авторских изменений, определение места курса в общеобразовательном процессе и др.)



3.

Содержательность тематической структуры (определены основные темы курса, выделены подтемы, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса ГОСТ, наличие авторских изменений и др.)



4.

Целеполагание (конкретность целей, четкость задач, структуризация, системность и последовательность поставленных задач)



5.

Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определенным критериям, соответствуют требованиям ГОСТ)



6.

Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)



7.

Соответствие планируемого результата поставленным задачам



8.

Отражение принципа преемственности по горизонтали




Оценочный лист № 2

рабочей программы учебной курса (предмета, дисциплины)

Предмет


Составитель программы


Эксперт


Класс


Дата заполнения



Оценка надпредметной составляющей рабочей программы

Параметры

балл

Рекомендации


Направленность программы на развитие:



9.

  • познавательной сферы



10.

  • коммуникативной сферы



11.

  • ценостно-ориентационной сферы



12.

  • здоровьесберегающих навыков



13.

  • ИКТ-компетенций



14.

  • Профориентационных компетенций



15.

Применение психолого-педагогических измерений, ИКТ-технологий при диагностике результатов обучения.



16.

Предусмотрено использование ИКТ-технологий при освоении программы (электронный учебник, ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций по отдельным темам, дистанционное обучение и др.)



Баллы выставляется в соответствии с уровнем:

5-4б.–оптимальный 3б.–допустимый, ,2б.–критический, 1б.-недопустимый .


Издаваемый приказ содержит порядок экспертизы и предусматривает обратную связь:


ПРИКАЗ

О проведении экспертизы

рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин в _________уч.г.

В связи с прохождением очередной процедуры аттестации образовательного учреждения в _________ учебном году необходимо проведение внутренней качественной экспертизы представленных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (далее: рабочая программа).

В целях установления соответствия рабочих программ общим требованиям к содержанию образования, определенным ст.14 Закона «Об образовании», и повышения качества образования в аспекте формирования учебных компетенций (решение педагогического совета протокол № __ от 3.09.__г), в соответствии с подпунктом 7, пункта 2, статьи 32 Закона РФ «Об образовании» (к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ)


ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить форму оценочных листов (№ 1, № 2) рабочих программ учебных дисциплин (приложение 1).

  2. Учителям предметникам провести самооценку рабочих программ по оценочному листу № 1, № 2 и предоставить заполненные оценочные листы курирующему заместителю директора по УВР в срок до 25.09.20__г

  3. Руководителям методических объединений __фамилии___ провести экспертизу предметной составляющей рабочих программ по оценочному листу № 1 и предоставить сводные данные курирующему заместителю директора в срок до 01.10.20___г

  4. Утвердить состав комиссии для проведения экспертизы надпредметной составляющей рабочих программ (приложение 2)

  5. Членам комиссии, указанным в п.4 приказа провести экспертизу надпредметной составляющей рабочих программ по оценочному листу № 2 и предоставить сводные данные в срок до 01.10.20___г.

  6. Заместителям директора ____________________________________:

6.1. Подготовить экспертное заключение по утверждению рабочих программ (приложение 3) и сформировать рекомендации по повышению качества составления рабочих программ в срок до 10.10.20___г

6.2. Провести консультационные совещания с методическими объединениями по результатам экспертизы рабочих программ в срок до 13.10.20___г

  1. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР Иванову В.А.



Директор ____________

Приложение 2

к приказу

от _________№____


Состав комиссии

для проведения экспертизы надпредметной

составляющей рабочих программ

Ф.И.О.

эксперта

Должность

(специальность)

Проверяемые рабочие программы

класс



Учитель математики

русский язык




Учитель русского языка и литературы

физика




Учитель географии

информатика




Учитель биологии

Технический труд




Учитель истории

география





Приложение 3

к приказу

от _________№____


Экспертное заключение

по утверждению рабочих программ учебных предметов.

Наименование учебного предмета

класс

Составитель

Ср.показат экспертизы

Параметры, требующие доработки

Рекомендации

курирующего заместителя по утверждению программы

Утверждение программы (заполняется руководителем)

решение

подпись








утвердить









утвердить









утвердить









утвердить









утвердить









утвердить









утвердить









утвердить









утвердить





После проведения экспертизы рабочих программ выявляются параметры, требующие доработки. Вместе с тем, без утвержденных рабочих программ недопустимо вести образовательный процесс. В данном случае школа может утвердить имеющиеся программы на один учебный год и определить необходимость разработки долгосрочных рабочих программ учебных дисциплин. Характер долгосрочности программ на 3-5 лет вытекает из нормативных документов, лежащих в основе рабочих программ школы: ФГОСТ, примерные программы, программа развития школы - также имеют характер долгосрочности.

ПРИКАЗ


____________ № _______О


О результатах экспертизы

рабочих программ учебных дисциплин

В соответствии с приказом от 16.09.20__г № 10-О «О проведении экспертизы рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в 20__-20__уч.г.» проведена экспертиза представленных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (далее: рабочая программа). Определены экспертные оценки по параметрам предметной составляющей и надпредметной составляющей рабочей программы. В соответствии с решением педагогического совета перечень параметров оценки надпредметной составляющей рабочих программ предусматривал экспертизу в аспекте формирования ключевых компетенций учащихся. Проведенная экспертиза определила низкий показатель по параметрам надпредметной составляющей, что требует доработки представленных вариантов рабочих программ в аспекте формирования ключевых компетенций учащихся.

В целях установления соответствия рабочих программ общим требованиям к содержанию образования, определенным ст.14 Закона «Об образовании», в соответствии с подпунктом 7, пункта 2, статьи 32 Закона РФ «Об образовании» (к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ), на основании результатов проведенной экспертизы и экспертных заключений, утвержденных приказом от 16.09.20__г № 10-О «О проведении экспертизы рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в 20__-20__ уч.г.»


ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Утвердить и разрешить использовать рабочие программы для реализации учебного плана школы на 20__/__ учебный год (экспертные заключения прилагаются).

  2. Утвердить рейтинг соотношения экспертной оценки и самооценки по результатам экспертизы рабочих программ (приложение 1).

  3. Определить состав инициативной группы по доработке долгосрочных рабочих программ школы (приложение 2).

  4. Инициативной группе, указанной в п.3 приказа, в срок до 25 февраля 20__ года:

4.1. произвести доработку надпредметной составляющей рабочих программ на долгосрочный период в соответствии со следующими параметрами (оценочный лист, утвержденный приказом от 16.09.20__ № 10-О):

- направленность программы на развитие познавательной, коммуникативной, ценостно-ориентационной сферы учащихся;

- формирование здоровьесберегающих навыков, профориентационных компетенций и ИКТ-компетенций учащихся;

- применение психолого-педагогических измерений, ИКТ-технологий при диагностике результатов обучения;

- использование ИКТ-технологий при освоении программы (электронный учебник, ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций по отдельным темам, дистанционное обучение и др.)

4.2. предоставить рабочие программы на электронном носителе заместителю по НМР___.

  1. Установить период обновления содержания рабочих программ школы и проведения внутренней экспертизы каждые три года.

  2. Заместителю директора по УВР ___по результатам работы педагогов в инициативной группе подготовить представление на установление разовой выплаты за выполнение особо важных работ по итогам третьей четверти.

  3. Учителям-предметникам разработать и предоставить календарно-тематическое планирование по предмету в каждом классе на 2 полугодие 20__/__ учебного года по форме (приложение 3) в соответствии с утвержденными рабочими программами в срок до 10.01.20__г.

  4. Секретарю приемной ознакомить работников, указанных в пункте 3, с приказом под роспись в срок до 9 января 20__ года.

  5. Контроль за исполнением приказа возложить заместителя директора по УВР ___.



Директор ____





ПРИКАЗ


____________ № _______О


О формировании образовательной

программы школы на 2009 – 2015 уч.г


В соответствии с приказом от 27.12.2008г № 67-0 «О результатах экспертизы рабочих программ учебных дисциплин» инициативной группой проведена доработка рабочих программ учебных предметов по параметрам надпредметной составляющей в аспекте формирования ключевых компетенций учащихся.

В целях формирования образовательной программы школы на 2009-2015 учебные годы, подготовки к прохождению очередной процедуры аккредитации образовательного учреждения______, руководствуясь ст.14 Закона «Об образовании», на основании пп.7, п.2, ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Руководителям методических объединений обеспечить предъявление рабочих программ учебных дисциплин на электронном и печатном носителях в срок до __________ заместителю директора по НМР ____. (Приложение).

  2. Педагогическим работникам, преподающим курсы предметы (курсы, модули) дополнительного образования учащихся, предоставить рабочие программы дополнительного образования в срок до________________ заместителю по ВР ___.

  3. Рекомендовать учителям-предметникам и педагогам дополнительного образования разработать самостоятельно проект формы календарно-тематического планирования по предмету на 1 полугодие __________ учебного года, обсудить на заседаниях методических объединений и предъявить результат курирующим заместителям директора в срок до ______ года.

  4. Заместителю директора по УВР ____ составить учебный план школы с пояснительной запиской, учитывая социальный заказ учащихся и родителей учащихся, в срок до ________________.

  5. Исполняющей обязанности заместителя директора по УВР ____ разработать учебный план профессиональной подготовки учащихся по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» в срок до ____________.

  6. Заместителю директора по ВР _____:

    1. составить учебный план дополнительного образования с пояснительной запиской в срок до ____________;

    2. обеспечить качественный уровень рабочих программ дополнительного образования и сформировать раздел образовательной программы школы по дополнительному образованию в срок до ____________.

  7. Заведующей библиотекой ____ определить и предоставить на утверждение заместителям директора список учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе по форме в срок до ___________.

  8. Педагогам-психологам разработать перечень психолого-педагогических методик по диагностике сформированности ключевых компетенций учащихся по форме в срок до __________.

  9. Заместителю директора по НМР ___- обеспечить обсуждение образовательной программы на 2009-2015 учебные годы на управляющем Совете школы в срок до ___________.

  10. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


Директор __


Приложение 1а

ОБРАЗЕЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Образец 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________200___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО

«__»____________200___г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____200___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


______________________________________________

Ф.И.О., категория



по_______________________________________________

Предмет, класс и т.п.













200_ - 200_ учебный год









Образец 2


Наименование образовательного учреждения

_________________________________________

(полное наименование учреждения по Уставу)


«УТВЕРЖДАЮ»

________________________

(ФИО руководителя ОУ)

«____» ______200__г.


Рабочая программа по

____________________

(учебный предмет)

_____________________________

(классы)

_____________________________

(сроки реализации)





Разработчики:

Ф.И.О., занимаемая должность.



Обсуждена и согласована на Принята на методическом или

методическом объединении педагогическом совете

Протокол № ___________ Протокол № _____________

от «_____»_______­­­­­___200__г. от «_____»_________200__г.



200_ - 200_ учебный год









Приложение 1б


Календарно– тематическое планирование2

по ___________________

предмет


Классы _________________

Учитель ________________

Количество часов

Всего _____ час; в неделю ____ час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе ___________________________________________

программа

Учебник _____________________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература _____________________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания



Варианты табличного представления

Календарно — тематического планирования


Вариант 1.


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контроль-ные работы


1

Название изучаемой темы №1







1.1.

Тема урока 1








В нижней части таблицы часы суммируются



Итого:








Вариант 2.

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1





В нижней части таблицы часы суммируются


Итого:





Вариант 3.


Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Повторение

1.









Вариант 4.


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Сроки

Занятия на уроках

Лабораторные и практические работы

Самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

1









Приложение № 2.

Маркеры (устойчивые словесные обороты речи) для написания пояснительной записки


Аспекты


Маркеры

1

2

1. Актуальность

  • Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ...

  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...

  • В связи с ... большое значение приобрела проблема ...

  • Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...

  • Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...

2. Особенности программного материала

  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...

  • Особенность изучаемого курса состоит в ...

  • Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...

  • Отличительными чертами данной программы являются ...

  • Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

  • Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...

  • Нами переработаны материалы ...

  • Базой данного курса являются...

3. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива)

  • Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план ...

  • Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.

  • Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...

  • Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...

4. Адресат

  • Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.

  • Курс рекомендован учащимся ...

  • Программа рассчитана на обучение ...

5. Соответствие Государственному образовательному стандарту

  • Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по ...

  • Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации ... для классов с углубленными изучением ...

  • В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ..., мы опираемся на ...

6. Требования к знаниям и умениям обучающихся

  • В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. .......................................;

2. .......................................;

3. .......................................;

знает:

4. .......................................;

5. .......................................;

умеет:

6. .......................................;

7. .......................................;

8. ......................................;

владеет:

9. ......................................;

10. ....................................;

  • В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...

7. Целевая установка

  • В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).

  • Данный курс преследует цель ...

  • Данная программа имеет цель ...

В ходе ее достижения решаются задачи:

1. формировать систему ...;

2. совершенствовать умения ...;

3. развивать творческий подход к ...;

4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).

  • Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...

  • Основные задачи программы заключаются в следующем: ...

8. Структура программы

  • Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «..........»;

2. «..........»;

3. «..........».

  • В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...

  • Программа ... включает следующие разделы: ...

9. Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

10. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых

  • Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...

  • При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...

  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...

  • В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...

11. Итоговый контроль

  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

  • Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...

  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...

  • Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...

  • Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...

12. Объем и сроки изучения

  • Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).

  • Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.


Приложение № 3


Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

Рабочая программа

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (не менее 6 ч)


Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков (XIX–XX вв.). Революция 1905–1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война 1904–1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX–XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.


( всего – 13 ч. )

Тема 8. Россия на пути модернизации (5 ч.)

[…]

Реформы 1860-1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70-80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60-70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия – многонациональная империя. [Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги]. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии.

Тема 9. Культура XIX века (1ч.)

Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет (Материал о научных достижениях русских ученых рассматривается в рамках интегрированной темы п всеобщей и отечественной истории. – И.К.)

Тема 10. Россия и мир

в начале ХХ века (5 ч.)

Новые тенденции в развитии общества. […] Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества [на Западе] и в России. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и цели партий. Начало российского парламентаризма. I Государственная дума.

Российское общество и реформы. Программа правительства П.А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.

Тема 11. Мировая война

и революционные потрясения (1 ч.)

Первая мировая война (интегрированная тема по всеобщей и отечественной истории).

Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915-1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.

Тема 19. Духовная жизнь (1 ч.)

Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры России на рубеже XIX-ХХ вв. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы ХХ в. (Материал о научных достижениях русских ученых рассматривается в рамках интегрированной темы п всеобщей и отечественной истории. – И.К.)














Приложение № 4

Тема "Введение. Организм человека: общий обзор" - 5 часов

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в орга-низме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выпол-няемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности организма



учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия

  • физиология

  • гигиена

  • ткань

  • орган

  • система органов

  • рефлекс

  • рефлекторная дуга


на повышенном уровне:

  • обмен веществ

  • синапс

  • нейроглия

  • гормоны

  • железы внешней секреции

  • железы внутренней секреции


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

включает в себя 10 письменных проверочных работ и 5 уроков - зачетов;

для реализации индивидуального подхода к учащимся используются карточки, которые разработаны по всем изучаемым темам.


Приложение № 5.

Контрольные материалы.

Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде реферативных, творческих и проектных работ, эссе и т.д.

Также итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

Характеристика контрольных заданий


Нетестовые задания

Тестовые задания

1

2

Вопросительная или отрицательная форма

Тестовое задание в утвердительной форме, например, предложение, которое нужно закончить или вставить пропущенные слова, символы, формулы

Вопрос понимается неоднозначно (есть возможность его уточнять в беседе)

Четко, однозначно сформулированное задание

Вопрос включает в себя несколько более простых вопросов

Задание содержит только одну законченную мысль

Вопрос перегружен синтаксическими конструкциями, содержит двойное отрицание

В задании используется не более одного деепричастного (причастного) оборота. Чаще это простое распространенное предложение

Вопрос содержит вводные фразы, повторы и сведения, мало связанные с основным вопросом

Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним

Вопрос допускает неоднозначность ответа (это нормально для творческих задач)

Задание имеет один однозначный, правильный ответ

Короткий вопрос и длинный ответ

Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ

Ответ на вопрос зависит от ответа на предыдущий вопрос

Задания не связаны друг с другом

Вопрос выясняет мнение ученика по поводу изученного материала

Задание оценивает уровень владения учебным материалом

Вопрос неявно содержит правильный ответ

Задание исключает все вербальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помощью догадки

Вопрос с «ловушкой»

Задания с «подвохом» отсутствуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании)

Различные способы представления правильных ответов

Одна инструкция для групп однотипных зданий

Время ответа на вопрос колеблется в широких пределах

Ограничение на время выполнения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом

Ответ на вопрос требует дополнительных сложных вычислений и оформления


Ответы краткие, их форма оговорена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу - пишу»)

Ответ требует заученной формулировки, пересказа

Ответ требует умения применять полученные знания в конкретных ситуациях

Ответ может быть оценен как частично правильный

Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежуточных оценок нет

Распространенная форма вопроса: «дано - найти»

Задания предлагают сравнивать, сопоставлять, находить закономерность и т.д.

Обязательное участие преподавателя в оценке правильности ответов

Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя

Вопросы требуют только знания конкретных фактов, определений, законов, правил

Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеинтеллектуальных умений

Вопросы случайны, не проверяют уровень подготовки ученика, который задается целями учебной дисциплины

Задания соответствуют целям учебной дисциплины


Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий.

Перечень основных типов тестовых заданий


Типы заданий

Краткая характеристика

1. Закрытые задания

Задание содержит вопрос и варианты ответов.

1.2. Альтернативный выбор

Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недостаток – высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреждает желание ответить одинаково на все вопросы.

1.3. Множественный выбор


1.3.1. Задание с одним (отрицательным или положительным) правильным ответом





1.3.2. Задание с множественными ответами (верно/неверно)






1.3.3. Задание на определение причинной зависимости

Задание содержит вопрос и несколько вариантов ответов.

За неоконченным утверждением, рисунком, формулой следует несколько (пять - оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность - поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если ответы являются верными, но в других ситуациях.


За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете

А В С D

Если верно Если верно Если верно Если все

1,2,3 1,3 2,4 верно


Проверяется понимание причинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каждое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или неверна зависимость между ними.

Ответ утверждение 1 утверждение 2 связь

А 1 0 1

В 0 1 0

С 1 1 0

D 0 0 0

E 1 1 0

1 - верно, 0 - неверно

2. Открытые задания (или задания со свободно конструируемым ответом)

Ответы в произвольной форме

2.1. Задания дополнения



2.2. Задание свободного изложения

Требуется вписать пропущенное слово, символ, знак и т.д. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверяется.

Как правило, это условие задачи или описание конкретной ситуации, требующие решения.

Сложность составления задания связана со сложностью формализации ответов.

3. Задания-соответствия

Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется определить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным

4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или открытыми)

Для классификации необходимо сравнить объекты по общему для них всех признаку. Нельзя классифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объект попадает только в один класс.

5. Задачи на установление последовательности

В задании в произвольном порядке приводятся действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок приведенных действий и указать его с помощью цифр.

6. Задания на исключение лишнего

В задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу, блоку, системе и т.п. Необходимо исключить лишний компонент.


Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего проверяет подготовку по этому материалу, повышает качество теста.

Формы контроля:    беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа,  контрольная работа, тест,   работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме, самоконтроль по образцу, подготовка творческих работ, презентация работ учащихся.




Приложение 6

Пример оформления списка использованных источников

книга, меньше трех авторов

1. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука, 1982. – 432 с.

книга под редакцией

2. Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии/ Под ред. Э.В. Недашковского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с.

книга, авторов больше трех

3. Программные системы /И.М. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев: Наукова думка, 1983. – 270 с.

ГОСТ

4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с.

диссертация

5. Луре Р.А. Исследование коронарной недостаточности при заболеваниях органов дыхания: Дис. на соиск. учен. ст. канд. мед. наук. – М., 1982. – 145 с.

статья из журнала, авторов меньше или равно трем

6. Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Острая кровопотеря. Взгляд на проблему // Анестезиология и реаниматология, 2002. – №6. – С. 4-9.

авторов больше трех

7.  Архипов Ю.Р., Московским В.М., Павлов М.В. и др. Программное обеспечение для обработки пространственной географической информации / //Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4. – С. 102-103.

статья из сборника

8. Иваницкий Г.Р. Донорская кровь и её альтернативы // Перфторорганические соединения в биологии и медицине. Сб. науч. тр. – Пущино: Изд-во «Сфера», 1999. – С. 5-20


1 Положение рассматривается на заседаниях предметных методических объединениях, согласовывается на заседании методического совета ОУ, утверждается директором школы и вводится в действие приказом по школе.

2 В данном приложении предложены некоторые варианты календарно -тематического планирования, образовательное учреждение вправе выбрать свой вариант оформления учебно-тематического планирования

37




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!