СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Создание рабочих программ согласно требованиям ФГОС НОО"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработке рабочих программ учебного курса, предмета  большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.

Цель методической разработки: Оказать методическую помощь учителям физической культуры в составлении рабочей программы на ступень обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Создание рабочих программ согласно требованиям ФГОС НОО"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им.Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская











Методическая разработка

на тему:

« Создание рабочих программ,

согласно требованиям ФГОС

начального общего образования»



Составитель: Закалина Ирина Александровна

учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская















Содержание


1.Введение.

2.Основная часть.

2.1 Рабочая программа

2.2 Особенности рабочей программы.

2.3Составление рабочей программы

2.4 Методическая основа для составления рабочей программы по предмету

2.5 Алгоритм составления рабочей программы

2.6 Примерная структура и наполнение рабочей программы

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.





















1.Введение.



Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Согласно рекомендациям министерства образования РФ, на уровне начального общего образования обучающихся следует обеспечить возможность формирования познавательных интересов к занятиям физической культурой.

И от того как будет спланирована система физического воспитания в школе зависит формирование разносторонне физически развитой личности. способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП НОО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по предмету.

Таким образом, рабочие программы включены в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке рабочих программ учебного курса, предмета большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.

Цель методической разработки: Оказать методическую помощь учителям физической культуры в составлении рабочей программы на ступень обучения.

Задача: ознакомить с понятийной базой, с особенностями и структурой рабочей программы.

2.Основная часть.

2.1 Рабочая программа

В методической разработке используются следующие понятия: «примерная основная образовательная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».



Программа - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

Какие есть виды программ:

1. В примерных основных образовательных программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам. ( Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ»)

2.Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.

Существует несколько определений рабочих программ:

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательной организации.

(Законом РФ «Об образовании в РФ» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса).


Таким образом, рабочая программанормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).



2.2.Особенности рабочей программы.

Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету.

Требования, предъявляемые к рабочей программе:

- учет основных положений основной образовательной программы образовательной организации (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы т.д.);

- отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание начального общего образования образовательной организации и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;

- наличие признаков нормативного документа;

- последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;

- полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;

- конкретность представления элементов содержания образования.

2.3Составление рабочей программы:

1. Рабочая программа по учебному курсу должна быть составлена на весь период начального общего образования (1-4 классы).

2.Утверждение рабочих программ по предметам осуществляется до начала учебного года (но не позднее 31 августа до начала реализации учебного предмета, курса) приказом руководителя образовательной организации.

3. Ежегодная коррекция рабочей программы осуществляется ее составителем (педагогом) и оформляется в виде приложения к первоначальному варианту программы к началу учебного года.

4. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ (в структуре ООП ОО) хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса (на бумажном носителе).

5. Календарно-тематическое планирование составляется учителем отдельно на каждый класс или параллель по усмотрению администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность и утверждается самостоятельным локальным актом (приложение 2).

6. Администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведется систематический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования.

2.4.Методическая основа для составления рабочей программы по предмету

3.1. Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе:

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

в) с учетом авторских программ;

г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

2.5 Алгоритм составления рабочей программы

  • Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.

5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.

6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.

9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.







2.6 Примерная структура и наполнение рабочей программы

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Однако, поскольку рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

В рабочей программе графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Не изменяется учителем, прописывается в соответствии со Стандартом.

Могут быть внесены изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, возможна разбивка по классам.


2. Содержание учебного предмета, курса.

В разделе в формате списка раскрываются названия тем/разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения).

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения).

Тематическое планирование представляется в виде таблицы, например:

Предмет « ____________» ____ класс


Раздел (общее количество часов)

Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС)

Дидактическая единица)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Количество часов

Кол-во часов на контрольные, лабораторныепрактические работы

Примерная образовательная программа

Программа УМК (тема)










Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам, курсам.





3.Заключение

Рабочая программа является обязательной составной частью образовательной программы школы. Методическая разработка позволит учителям ознакомиться с понятийной базой, с особенностями и структурой рабочей программы. Позволит сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы. Дополнить рабочую программу темами, вопросами содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать тематическое планирование и определить результаты усвоения программы. Согласовать рабочую программу с наличием учебников и других компонентов УМК, оформить соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.

Возможно, обратиться за необходимой информацией на личный сайт

Учителя Закалиной И.А. по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273































Литература


  1. Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514

  2. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников.- Вологда:ВИРО,2013.

  3. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань, http://www.kazanobr.ru/node/78

  4. Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО - Разработчики рекомендаций: М.Г. Волчек, канд.пед.наук, начальник центра н.-м. сопровождения деятельности ММС НИПКиПРО; A.M. Валов, канд.пед.наук, зав. каф. ИТвО НИПКиПРО; А.Н.Величко, канд.пед.наук, зав. каф. ЕНО НИПКиПРО.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

2.Тематическое планирование для 1 класса- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

2.Календарно-тематическое планирование для 1 класса 1-4 четверть- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

3. Календарно-тематическое планирование для 2 класса 1-4 четверть- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

4.Презентация «Техника безопасности для начальной школы»-https//infourok.ru/prezentaciya-tehnika-bezopasnosti-dlya-nachalnoj-shkoly2-4350218.html

5.Презентация для начальной школы «Метание мяча»




Возможно обратиться за необходимой информацией на личный сайт

Учителя Закалиной И.А. по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

11