СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к уроку химии по теме «Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В большинстве учебников предложено поочередное изучение да классов непредельных углеводородов. Мы несколько изменили структуру изучения  темы. Данная разработка представляет собой методические рекомендации к первому уроку темы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку химии по теме «Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов»»

Методические рекомендации к уроку химии по теме «Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов»

Денисова Т.А.


В 10 классе на изучение химии на базовом уровне отводится 35 аудиторных часов. Тема «Непредельные углеводороды» изучается в течение 4 часов, из которых один час отводится на лабораторно-практическое занятие. В оставшиеся 3 часа мы должны подробно рассмотреть строение и свойства алкенов, алкинов, алкадиенов.

В большинстве учебников предложено поочередное изучение данных классов веществ. Мы несколько изменили структуру изучения темы. В календарно-тематическом плане деление на уроки выглядит следующим образом:

1. Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов.

2. Химические свойства непредельных углеводородов: сходства и отличия.

3. Основные представители непредельных углеводородов: их свойства, получение и применение.

Задачи урока «Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов» таковы:

  1. дать представление учащимся о группах непредельных углеводородов, их строении, общих формулах, видах изомерии и номенклатуре;

  2. способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; специальных умений: составлять формулы веществ, называть вещества; общеучебных умений: работать с текстом;

  3. способствовать формированию принципиальности, критичного отношения к своим ответам и ответам товарищей, доброжелательности при работе в группе.

Поскольку данный урок начинает новую тему, то нами был выбран тип урока – усвоения новых знаний.

В ходе урока мы применили следующие средства обучения: ТСО: компьютер, проектор, экран; оценочный лист; карточки-упражнения, тесты, информационные карточки, плакаты «Ряд радикалов», «Углеводороды – алканы, алкены, алкины», «Гомологический ряд алканов».

При проведения урока нами были использованы следующие методы и методические приемы: работа с текстом, работа в группах, игра, фронтальная беседа, самостоятельная работа, использование алгоритма действия, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, иллюстрация и др.

Подготовка к занятию. Столы расставляются для групповой работы. На доске записывается тема урока. На столы для каждой группы необходимо разложить оценочные листы с критериями оценки:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


ФИО

Устный ответ

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Тест

Итого




















КРИТЕРИИ

5б – сделал быстро и самостоятельно.

4б – сам выполнил более половины

3б – помогали товарищи

2б – списал у товарищей

1б – ничего не делал, мешал остальным.

Устные ответы оцениваем по 1 баллу за каждый.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний (разминка).

  3. Объяснение нового материала

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание

Урок проходит в сопровождении презентации, она является его неотъемлемой частью на всех этапах.

Организационный момент (5 мин). На данном этапе урока объявляется тема (Слайд 1)и основные задачи урока (Слайд 2). Одновременно с объявлением задач происходит мотивирование учащихся на изучение данного материала.

Также происходит деление учащихся на группы, выбор лидера - самого принципиального и справедливого человека, того, кто будет отмечать достижения в оценочном листе.

Актуализация знаний (разминка) (8-10 мин). Прежде чем перейти к новой теме необходимо настроить учащихся на восприятие, включить их в работу. Лучше всего это сделать в игровой форме. Одновременно повторяются вопросы, необходимые при изучении новой темы.

а) игра «крестики и нолики» (первый ряд играет против второго, ответивший теряет право второго ответа, неверный ответ засчитывается в пользу соперников, на доске рисуется поле для игры в «крестики – нолики», каждая клетка нумеруется)

Вопросы для игры:

  1. Назовите формулу алкана, у которого 50 атомов С.

  2. Какие углеводороды называются предельными?

  3. Что такое углеводороды?

  4. На что указывает окончание –АН в названии алкана?

  5. Формула метана.

  6. Седьмой член гомологического ряда алканов?

  7. Что такое изомеры?

  8. Что такое гомологи?

  9. Какие связи называются кратными?


Б) Гомологический ряд алканов ( кто быстрее составит из разрозненных формул гомологический ряд алканов) (проверка по Слайду 3).

Объяснение нового материала начинается с видеосюжета, который был подготовлен специально к данному уроку. В нем описывается и демонстрируется опыт Бехера по получению этилена из этилового спирта, дается историческая справка об этилене. Учащиеся получают задание: разгадать формулу этилена и его строение, зная формулу этилового спирта и то, что серная кислота, является водоотнимающим средством (проверка по слайду 4).

Данная экспериментальная задача показывает, что кроме углеводородов с простыми связями существуют углеводороды с двойными связями (вероятно, есть и с тройными?). Такие связи называют кратными, углеводороды - непредельными.

Далее рассматривается деление непредельных углеводородов на несколько групп: алкены, алкины и алкадиены, которые отличаются общими формулами и наличием кратных связей (Слайд 5).

Учащиеся получают задание по схеме на слайде: самостоятельно дать определения и записать их в тетрадь. Правильность написания проверяют по слайдам 6,7,8. Учащиеся видят первоначальные отличия классов веществ и одновременно запоминают структуру определений (общий план).

Далее, решая упражнения, отрабатываем ряд необходимых умений.

В упражнении №1 (4 мин) отрабатываем умения пользоваться общими формулами

Задание. Составьте формулу алкена, у которого 15 атомов углерода.

------------------------ алкана----------------32 атома углерода.

------------------------алкадиена-------------16 атомов углерода

-------------------------алкина----------------22 атома углерода

-------------------------алкана, у которого 22 атома водорода

-------------------------алкена----------------102 атома водорода

-------------------------алкина----------------48 атомов водорода

Проверка по слайду 9.


Упражнение №2 (4 мин) предполагает закрепление классификационных признаков.

Задание. Из предложенных веществ выберите алканы, алкены и алкины (запишите в три столбика). Какие признаки вы положили с основу разделения?


С6Н12 , СН3—СН3 , октин-2 , С3Н4 , СН3—СН2—С≡СН , С5Н12 ,


ундекан, С12Н24 , С10Н22 , пентен-1, СН3—СН=СН2 , С11Н22,


СН3—СН2—СН2—СН3 , С15Н28 , метан , СН≡СН

Проверка по слайду 10.


Зная общие формулы, можно легко составить гомологические ряды алкенов и алкинов. Что учащиеся и проделывают (проверка и запись названий веществ по слайдам 11, 12). Учащиеся легко делают вывод о том, что корень в названии алкенов и алкинов означает число атомов углерода, а суффиксы –ен и –ин указывают на тип кратной связи.

По слайду 13 повторяем понятие «гомологи».

Далее решая упражнение №3, учимся правильно писать структурные формулы веществ. На слайде 14 приведен алгоритм составления формулы.

Задание. Напишите развернутые формулы следующих веществ:

Пентен-1, гексадиен-1,3, октан, пропин, С4Н10, С7Н14, бутин-2.

Проверка по слайду 15.

Умение обратное предыдущему (назвать непредельные углеводороды) отрабатывается в упражнении №4. На слайдах 16-18 приведен алгоритм называния веществ.

Задание. Дайте названия веществам:


СН3—СН2—СН=СН2, СН≡С—СН3, СН2=С—СН2—СН3

|

3

СН2=С—С=СН2, СН3

| | |

CH3 C2H5 CH3-- C—C≡C—CH3

|

CH3

Проверка по слайду 19.

Переходим к следующему вопросу - «Изомерия непредельных углеводородов». В ходе фронтальной беседы повторяем: что такое изомеры? и как узнать являются ли вещества изомерами? (слайд 20)


Задание: самостоятельно по информационной карточке выпишите в тетрадь виды, подвиды изомерии и примеры к ним. Как правило, в ходе изучения предыдущих тем учащиеся уже хорошо усвоили структурную изомерию, и для них не составляет особого труда написать изомеры для непредельных углеводородов.

По завершении работы, в качестве обратной связи, учащимся предлагается выполнить тест из 5 заданий, отражающих основное содержание урока (см. приложение 1). Исправления в тесте не допускаются, так как по завершении работы осуществляется его проверка (слайд 21)

Подведение итогов(5 мин). В течение всего урока лидеры групп вели записи в оценочных листах в соответствии с предложенными критериями. После окончательного подсчета баллов происходит их перевод в отметки:

более 25 баллов – «5»

20-25 баллов – «4»

15-20 баллов – «3». Обязательно нужно проговорить, понравился ли урок учащимся, что нового они узнали, что было лишним, чего не хватило и т.д..


Также обязательным моментом является разбор домашнего задания (Слайд 22).

И не забудьте поблагодарить учащихся за урок: за честность, трудолюбие, хорошую дисциплину и прочее. Чем больше хороших слов вы скажете в ходе урока в адрес своих учеников, тем увереннее они будут в своих силах, и все даже самые сложные темы будут им по плечу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!