СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к уроку музыки на тему «Полифония: Мир образов полифонической музыки» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Форма проведения занятия: Обзорное занятие, посвящённое церковной культуре, полифонической музыке.

Рекомендации предназначены учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяют как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 7 урока 3 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре.

Личностные:

— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции;

—  формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке.

Предметные:

— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани;

— знание и понимание понятия «канон»;

— формирование умения канонического пения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку музыки на тему «Полифония: Мир образов полифонической музыки» (6 класс)»

Тема урока: МИР ОБРАЗОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- знакомство с церковной культурой, полифонической музыкой;

- выявление связей церковных тем и образов в разных видах искусства — иконописи, архитектуре, музыке; понимание этической и эстетической ценности церковного искусства в культуре человечества;

- понимание значения слов «полифония», «канон», «имитация», «камертон», «орган»; умение объяснить эти понятия.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре.

Личностные:

— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции;

—  формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке.

Предметные:

— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани;

— знание и понимание понятия «канон»;

— формирование умения канонического пения.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»; А. Рублёв. «Троица».

Архитектура: внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото).

Музыка: В.А. Моцарт. Канон «Да будет мир».

Песенный материал: Норвежская народная песня «Камертон». Песня соответствует теме урока, так как в тексте говорится о каноне; она включает в себя канон (в качестве припева между куплетами). Музыкальный материал песни интонационно, ритмически и образно близок канону В.А. Моцарта.

СПРАВОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ

Полифония – одна из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. С полифонией, как правило, связывается тот мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки.

В Музыкальной энциклопедии дано следующее определение: «Полифония (от греч. «многоголосие», «многозвучие») — вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух или более мелодических линий или мелодических голосов» (т. 4, с. 343).

Полифоническая (многоголосная) музыка может быть вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной.

Полифония — одно из важнейших средств художественной выразительности. Законы, отличающие полифоническую музыку: прежде всего в ней присутствуют несколько голосов, каждый из которых ведёт самостоятельную мелодическую линию.

Орган (др.-греч. ― инструмент, орудие) — клавишный духовой музыкальный инструмент. Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Звучание органа отличается торжественностью и мощью.

В настоящее время орган используется в богослужениях католиков и протестантов как аккомпанирующий и (реже) сольный инструмент. В современной исполнительской практике интерьер церкви рассматривается в некотором смысле как декорированный концертный зал; в таких «залах» устраиваются концерты различного рода музыки, в которой наряду с другими инструментами используется и орган. Органы устанавливаются и в специализированных концертных залах (например, в Большом зале Московской консерватории).

Орган нередко используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором, используется в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах (редко — в опере).

Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Слово «канон» переводится с греческого языка как «правило», «образец».

Канон — это приём полифонического письма, при котором многоголосная музыкальная ткань образуется путём точного повторения мелодии одного голоса в другом или в нескольких других голосах. В старину другие голоса не выписывали в нотах, и исполнители сами «выводили» их из первого голоса. Поэтому исполнение канонов было увлекательным, интересным занятием, своего рода загадкой, задачкой для решения.

Канон – простейший полифонический жанр, в котором ярко проявляется равноправие нескольких голосов, ведущих самостоятельную мелодическую линию. Форма канона создаёт единство, повторяемость, бесконтрастность музыкального произведения.

Слово «имитация» в переводе с латинского обозначает «подражание». Имитация — «точное или неточное повторение в одном из голосов мелодии, только что прозвучавшей или продолжающей звучать в другом голосе» («Музыкальный словарь Гроува», с. 349).

Имитация – приём повторения в музыке, когда главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.

Дополнения по теме «Мир образов полифонической музыки» см. в Приложении.



Рекомендации по слушанию музыкального материала:

В каноне В.А. Моцарта нужно найти имитации, отметить троекратное вступление темы. Обязательно следует обратить внимание на удивительное качество мелодии, в которой начало мелодической линии может звучать одновременно с её продолжением.

Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»

Андрей Рублёв. «Троица»



























Внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото)









ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКУ (КОНТРОЛЬ)

  1. Что означает слово «полифония»?

  2. Что отличает характер полифонической музыки?

  3. Какие законы отличают полифонические произведения? Расскажи на примере представителя классицизма – композитора В.А. Моцарта – канона «Да будет мир».



Приложение

Из книги: Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. М., 2006. 367 с.

Где можно услышать полифонию? В фуге И.С. Баха и в духовном хоровом концерте Д.С. Бортнянского, в сонате Л. Бетховена и в симфонии Д.Д. Шостаковича, в опере И.Ф. Стравинского и в песне Дж. Леннона. Были и популярные до сих пор специальные полифонические жанры: мотет, ричеркар, пассакалья, чакона, фуга, инвенция. Но композиторы широко пользуются полифонией и в любых других жанрах, если этого требует внутренний сюжет музыкального произведения.

Полифония в музыке, как нетрудно увидеть, отражает самую, что ни на есть, типичнейшую жизненную ситуацию во взаимоотношениях людей. Сколько людей, столько интересов, судеб, линий поведения. Они существуют параллельно, часто переплетаясь, сталкиваясь, противореча друг другу. Поэтому полифония в широком смысле этого слова свойственна не только музыке. Полифоничны романы, пьесы, кинофильмы — всё, что пытается запечатлеть жизнь людей в её полноте и сложности. Вот почему, как бы ни менялись в музыке эпохи и стили, роль полифонии не только не ослабевает, но и расширяется, приобретая новые формы. (С. 243, 244.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!