Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Учитель изобразительного искусства
Большакова Татьяна
Методические рекомендации «Композиция учебного натюрморта»
Композиция (composition) с латинского языка - составлять, сочинять. Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать предметы в пространстве. Поэтому для овладения искусством компоновки (компоновать - составлять целое из частей) требуется развитие композиционного видения, чутья.
Натюрморт является базовым жанром при обучении, так как именно на неподвижно стоящих предметах легче объяснить закономерности построения, пространства, формы, сочетания цвета и т.д.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как пространство и масштаб, пропорции и соразмерность, форма и объем, симметрия и контраст, ритм, динамика и статика, тема и образ, а также главное и второстепенное, единство и целостность, выразительность и гармония. Выразительность - это наличие гармоничности, т.е. такого качества взаимного расположения предметов, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетание цветов не раздражает глаз.
В первом разделе данной работы рассмотрим постановку натюрморта. От первого впечатления учащихся зависит их желание работать, а значит и задачи, поставленные перед ними, будут представлять интерес.
1 Постановка Самосюк Б.А. 2 Постановка Голубева Г.Е.
При постановке учебного натюрморта необходимо:
Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
Предметы, как правило, подбираются в соответствии с сюжетом или темой.
В зависимости от уровня подготовки учащихся, при постановке одних и тех же задач, необходимо учитывать количество и сложность форм предметов. Этот же подход остается при выборе драпировок и формировании складок на них.
Задать точку зрения. При постановке натюрморта необходимо сразу определить положение предметной плоскости и всей композиции относительно уровня глаз. Можно выделить несколько основных положений:
а). Предметная плоскость расположена ниже уровня глаз и наиболее часто встречаемая (рис. 1, 2, 3, 4). При данном положении, все предметы в натюрморте, учащиеся видят сверху, что позволяет увидеть внутреннее пространство, как в пустотелых предметах (чашки, тарелки, горшки, чайники без крышки и т.д.), так и между предметами. В зависимости от задач натюрморта, например передача ощущения тяжести, весомости предметов, предметная плоскость может находиться на уровне пола. Если предметы являются легкими, воздушными (изящные вазы, сухой букет и т.д.), то предметная плоскость стремится к среднему положению между полом и уровнем глаз.
3 Постановки Самосюк О.А. 4
б). Предметная плоскость расположена на уровне глаз. При данном положении предметов хорошо читается контур предметов на переднем плане, но предметы второго и последующих планов перекрываются частично или полностью. Передача пространства при этом затруднена и, как правило, не ставится. Это положение можно использовать при декоративном подходе, когда главной задачей является условность и обобщение форм, а также красота и изящество абриса предметов в целом (рис. 5, 6).
5 Постановки О.А. И Б. А. Самосюк 6
в). Предметная плоскость расположена выше уровня глаз. Данное положение используется в учебном натюрморте крайне редко, в основном, при передаче натюрморта в интерьере, если полка с предметами расположена высоко на стене, или трактовка темы обуславливает необходимость данного ракурса (рис.7, 8).
7 Постановка О. Самосюк 8 Постановка Б. Самосюк
г). В особых случаях, когда предметы имеют большой разброс по высоте или достаточно большую разницу в размере между собой, а также при многоуровневой композиции, происходит совмещение нескольких точек зрения
/ часть предметов находится в положении а), другая часть в положении б) или в и т.д. /. (рис.9).
9
10
Постановки Самосюк О.А.
Определить масштаб и характер предметов. Правильно, руководствуясь задачами, расположить их в пространстве (вертикальное и горизонтальное направления, масштаб и соразмерность, контрастность по массам или сдержанность, уравновешенность при равновеликих предметах), (рис.10, 4).
Передать ритм, движение или статику. Ритм – Это чередование каких-либо элементов предметов или самих предметов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами тона и цвета (рис.12, 14).
В изобразительном искусстве, как и в музыке, различают активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм также является одним из приемов, с помощью которого можно передать движение. Если в композиции используется одна или несколько диагональных линий, то возникает ощущение динамики – жизни среди неодушевленных предметов (рис.12, 13).
11 Постановка Гайфуллина Р.Ф. 12 Постановка Самосюк О.А.
13 Постановка Гарипова А.Р.
Особая роль отводится ритму в композициях, где присутствуют предметы народного и декоративно-прикладного искусства. Разнообразные орнаменты и узоры на драпировках и предметах построены на определенном ритмическом чередовании элементов, это обогащает ритм композиции, а иногда и задает его, подчиняя все окружающие предметы этому ритму (рис. 29, 30).
14 Постанова Кондрашовой Я.
Расположить натюрморт относительно источника света или задать дополнительный источник освещения для наибольшего выявления объемов предметов посредством светотени. Если натюрморт, по своей тоновой или цветовой среде, достаточно контрастный, то дополнительный (направленный) источник освещения необязателен, так как он может излишне увеличить этот контраст и создать диссонанс в восприятии (рис.15, 16).
15 Постановки О, Самосюк 16
Однако, если натюрморт сдержанный по тону или цвету, то дополнительный источник освещения не только более контрастно выявляет объемы, но и усиливает цветоносность композиции. Кроме этого, дополнительный, близко расположенный источник света позволяет поставить перед учащимися задачу на передачу тени – пространства, и более конкретно познакомиться со свето-воздушной перспективой в малом объеме натюрмортной среды (рис.17, 18, 19).
17 Постановки Самосюк О.А. 18
1905