МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ:
«Метод кейс-стади или кейс-технология как современная педагогическая технология практико-ориентированного обучения»

Автор:
Шишкина Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Хабаровск, 2019
Аннотация
Данные методические рекомендации посвящены методике использования метода конкретных ситуаций на занятиях с детьми младшего школьного возраста на примере занятия по страноведению. Предназначены для молодых педагогов системы образования города Хабаровска и основаны на личном педагогическом опыте автора.
Пояснительная записка
В центре внимания современного образовательного процесса находится личность обучающегося, его неповторимый внутренний мир. Процесс личностного формирования ребенка, его жизненного самоопределения является очень важным этапом, проходить который легче с наставником, педагогом. Дети интуитивно тянутся к интересным людям, которые могут стать для них примером, к тем, кто способен понять, не давя авторитетом, в тоже время повести за собой, зажечь искорку в их сердцах. Для этого нужно быть постоянно развивающейся, активной, творческой личностью, создающей условия для реализации детских способностей, помогающей найти свою дорогу, подсказывающей и поддерживающей в нужный момент.
Зачастую молодые педагоги в начале своей профессиональной деятельности сталкиваются с некоторыми трудностями, одними из которых становятся - поддержание интереса обучающихся к учебной и творческой деятельности, повышение мотивации, а также создание и поддержание имиджа педагога, как авторитета для детей. Современные педагогические технологии же помогают справляться с ними, один из которых – метод конкретных ситуаций, оптимально сочетающий в себе теорию и практику, позволяющий развивать способность детей анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Данные методические рекомендации разработаны с целью дать описание методики использования метода кейсов на занятиях, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием.
Содержание
Кейс-технология, более известная, как кейс-метод, или метод Case study, или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Поэтому в процессе использования кейса у детей развивается воображение, творческая активность, неординарное мышление.
К кейс-технологиям относятся:
1. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);
2. Метод инцидента;
3. Метод ситуационно-ролевых игр;
4. Метод разбора деловой корреспонденции;
5. Игровое проектирование;
6. Метод дискуссии.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс - иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку ими своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
«Фото – кейс» - фото, сюжет которого отражает какую–либо проблему. Текст к фото описывает совокупность событий. Заданием является правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.
Метод инцидента - самостоятельный поиск информации, сбор, анализ и ее систематизация.
Метод дискуссии - обмен мнениями, в соответствии с правилами дискуссии между детьми и взрослыми.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Метод ситуационно-ролевых игр - один из разновидностей метода инсценировки. Цель метода - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Использование кейс-технологии на занятиях:
позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
помогает увидеть и осознать, что нет однозначного ответа на любой вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
обучающийся равноправен с другими детьми и педагогом в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
преодолевается классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль;
в реальной жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких границ, "засорены" посторонней информацией, и человеку, никогда раньше не сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно. Использование технология "кейс-стади" способствует уменьшению этой трудности, приучает обучающихся к решению подобного рода задач.
В работе с данной технологией можно выделить задачи педагога и задачи обучающихся. Задачи педагога:
1) подбор материала для кейса и его разработка;
2) направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;
3) контроль за временем работы;
4) побуждение обучающихся к отказу от поверхностного мышления.
Педагог может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.
Задача обучающихся - разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и педагога) на свои действия. При этом им нужно помнить, что возможны разные способы решения проблемы и ответственность за их принятие лежит на них.
Для решения кейса дается определенное количество времени, чтобы приблизить ситуацию к реальности. Зачастую, нам приходится быстро принимать определенные решения, так вот при решении кейса у детей появляется возможность испытать себя, понять, что каждая минута на счету.
Кейс-метод представляет собой сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли. Поэтому при использовании кейс-технологии, вы используете комплекс различных методов.
На мой взгляд, деятельность педагога при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса, вопросов для его анализа, а также методического обеспечения при необходимости. Вторая фаза включает в себя деятельность педагога в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на занятии, оценивает вклад детей в анализ ситуации.
Плюс кейс-технологии заключается в том, что ее можно использовать на любой стадии обучения и для различных целей. Кейс-обучение может быть в виде открытой дискуссии (руководимой или свободной) или в виде опроса (презентации). Оно может быть индивидуальным и групповым. Его можно использовать вместо зачетов по пройденным темам или итоговых экзаменов, давая детям заранее вопросы для подготовки или проводить внезапно.
Что касается практических примеров, мне бы хотелось привести их из своего педагогического опыта. Являясь педагогом по страноведению, которое интегрирует в себе несколько дисциплин – историю, географию, литературу, английский язык, преобладающий в программе, - я применяю этот метод вместо зачетов по пройденным темам, для контроля уровня закрепления материала и демонстрации возможного практического применения полученных знаний. Возраст детей, с которыми я работаю – 7-10 лет, младшие школьники. Моя программа рассчитана на 3 года, кейс-технологию использую со второго года обучения.
Пример: изучив со вторым годом обучения такие темы, как «Знакомство. Приветствие», «Движение», на зачете я разделила детей на 4 группы по 3 человека и предложила им такую ситуацию – они приехали в англоязычную страну с классом. Во время экскурсии с учителем по прилегающей к гостинице территории, они случайно, отбились от своей группы, засмотревшись по сторонам на красивые дома, витрины магазинов, проезжающие автомобили. Телефонов под рукой нет, потому что они остались у учителя. Все, что они знают – это название гостиницы Rose Palace, в которой они поселились. При себе у них были рюкзаки с туристическими буклетами, в которых были карты, тетради для записей, разговорники для туристов, деньги на карманные расходы. В такой ситуации им необходимо было узнать у прохожих иностранцев дорогу до гостиницы или выяснить другой способ добраться туда.
На обдумывание решения я дала ребятам 15 минут, дав напутствие использовать все, что у них есть не только в голове, но и в рюкзаках. Содержимое рюкзаков было подготовлено мной заранее и роздано на занятии каждой группе.
По истечении времени, мы приступили к театрализованному проигрыванию ситуации: я оказываюсь в роли иностранки, дети обращаются ко мне с просьбой указать дорогу. Диалоги строятся на английском языке.
Как показала практика, все мини группы детей пошли совершенно разными путями. Одна группа заострила внимание на построении диалога с иностранцем. Он получился грамотным, с основными его частями. Дети начали с приветствия, рассказали о том, что случилось и попросили вызвать такси до гостиницы, так как у них были деньги. Вторая группа вспомнила, что у них в рюкзаке есть буклет с картой. Они обратились к иностранцу с просьбой показать по ней, где они сейчас находятся, задав соответствующий вопрос и указать на местоположение гостиницы. Так, по карте они проложили пеший маршрут. Третья группа решила обратиться не к простому прохожему, а подойти к полицейскому и попросить помощи. Они воспользовались фразами из разговорника, выстраивая свой рассказ. Четвертая группа решила подойти на улице к ребенку примерно своего возраста и попросить его отвести их до гостиницы.
После того, как все решения были проиграны, мы приступили к общему обсуждению. Дети высказывали свое мнение по поводу собственного решения ситуации и решения других групп. Изначальное грамотное деление на мини группы, в каждой из которых были дети с разными уровнями усвоения материала, помогло стимулировать процесс поиска выхода из поставленной ситуации. Помимо этого, дети учились работать друг с другом, распределять роли, слушать собеседника. Отзывы детей о подобном обучении были положительные. Они признавались, что было непросто быстро что-то придумать, что у них возникали разногласия, но ограниченное количество времени не позволяло долго спорить и это помогало им сосредотачиваться на проблеме. В их словах и мимике при обсуждении были удивление и восторг, они увидели, что из ситуации можно было выйти разными путями. Занятие было эмоционально насыщенным, многие смогли раскрыться, преодолеть страх говорения на иностранном языке, также развить свое мышление и воображение. Проведение зачета именно в таком виде помогло детям убедиться в необходимости своих знаний для повседневной жизни и повысить мотивацию к дальнейшему обучению.
Неоднократно проводя кейс-обучение с детьми, я вижу, как с каждым разом оно всё больше помогает им раскрыться, проявить свою неординарность, творческий подход при анализе ситуации и планировании своих действий.
Исходя из практического опыта использования кейс-технологии на занятиях, хочу отметить важность создания кейса, который заинтересует детей, будет близок им по возрасту, развитию, интересам. Во время обсуждения решений, педагог ни в коем случае не должен навязывать свое мнение, давить на детей. Его задача - с уважением выслушать все варианты и поделиться своим при необходимости. Атмосфера уважения друг к другу внутри коллектива – важная составляющая успешности этого метода.
В заключении, мне хотелось бы отметить, что в современном мире человек каждый день решает много задач, принимает более или менее ответственные решения, обращаясь к своему багажу знаний. В результате использования кейс-технологии на своих занятиях, я пришла к выводу, что она помогает обучающимся уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, видеть несколько путей решения, смотреть на возникающие проблемы с разных сторон, иногда, невидимых остальным. Эта технология в полной мере развивает творческие способности ребенка, учит его анализировать, планировать, моделировать свое поведение, слушать и слышать окружающих, вести конструктивный диалог. Именно такие люди и специалисты нужны современному обществу. Сама же кейс-технология считается одной из лучших технологий для развития креативности человека, его аналитического и критического мышления. Благодаря многогранности данной технологии, она позволяет видеть несколько вариантов решения ситуаций не только ребенку, но и педагогу.
Список литературы:
Мангутова О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию. // Интернет-журнал “Эйдос”. — 2010. — 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm;
Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 98-102.;
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 541 с.
Приложение 1
Фотографии с зачета с использованием кейс-технологии

