Приложение 1
Региональный ресурсный детско-юношеский центр физической культуры
и спорта ГБОУ ДО МО «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об общешкольной Спартакиаде общеобразовательных организаций Московской области в 2018-2019 учебном году
2018 г.
Настоящие методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций, учителям физической культуры, педагогам организаторам спортивной работы, руководителям школьных спортивных клубов в целях организации работы по развитию спортивно-массовой работы среди школьников.
В рекомендации вошли материалы, призванные помочь педагогам в их работе по организации и проведению спортивных школьных соревнований
в общеобразовательных организациях Московской области в течение учебного года.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Число соревнований для детей и подростков c каждым годом увеличивается, однако по данным различных исследователей, анализа документации, более 50% школьников не принимает участие в них (в среднем 30% обучающихся участвует в школьных соревнованиях, около 7% в соревнованиях по видам спорта, около 2 % в городских (районных) соревнованиях. В различных проводимых школьных соревнованиях принимают участие, как правило, одни и те же спортивно-одаренные дети. Недостаточно проводится комплексных соревнований, требующих от детей и подростков разносторонней подготовки.
Чтобы изменить данную ситуацию, на основании проведенных исследований, а также обобщения отечественного и зарубежного опыта организации соревнований среди детей и подростков, и, в соответствии со стратегией и педагогическими принципами современной системы школьного образования и воспитания, разработана социально-педагогическая система массовых спортивных соревнований школьников «Общешкольная Спартакиада общеобразовательных организаций Московской области в 2018-2019 учебном году».
Основными положениями данной системы являются:
1. Школьный спорт – это прежде всего элемент системы образования
и воспитания школьников. Поэтому, в первую очередь, он должен быть ориентирован на решение основных задач этой системы: воспитание образованной, здоровой, физически подготовленной, творчески одаренной, разносторонне развитой личности, способной к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, имеющей активную гражданскую позицию и выдвигающей на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Школьный спорт призван удовлетворять потребности учащихся в физическом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии, в активном, творческом отдыхе и общении. Он должен также содействовать привлечению максимального числа школьников к постоянной физкультурно-спортивной активности, формировать у них интерес к различным видам спорта. Для этого, необходима система внутришкольных и межшкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности.
2. Школьный спорт не должен рассматриваться как резерв спорта высших достижений и в качестве основной ставить задачу отбора и подготовки талантливых спортсменов, способных добиваться побед на соревнованиях самого высокого ранга. Эту задачу призвана решать не общеобразовательная школа, а детско-юношеские школы, школы олимпийского резерва и как исключение – классы спортивного профиля.
3. Состязательность является неотъемлемой частью бытия человека
и формирования его личности. В сравнении себя с другими возникает необходимость соответствия, желания быть не хуже других, что, в свою очередь, стимулирует потребность самосовершенствования, саморазвития и в конечном итоге способствует социализации личности, социальной интеграции
и дифференциации. Массовые спортивные соревнования школьников должны обеспечивать решение следующих образовательных, педагогических
и социокультурных задач:
Используя уникальные свойства состязательности приобщать всех школьников к ценностям физической и спортивной культуры, здоровому образу жизни, вовлекать их в физкультурно-спортивную деятельность и связанные
с ней другие виды социально значимой деятельности.
Соответствовать разнообразным интересам школьников, удовлетворять их разнообразные потребности (в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, росте спортивного мастерства, отдыхе и развлечении, общении и т.д.) и тем самым способствовать повышению для них привлекательности физкультурно-спортивной активности.
Стимулировать участие и создавать условия для участия в них не только физически развитых, спортивно одаренных, но практически всех школьников.
Содействовать повышению социокультурного значения спортивных соревнований, их роли в гуманистической социализации школьников
в соответствии с общими задачами школьного образования и воспитания.
Практика организации и проведения массовых спортивных соревнований показывает, что решать такие важные задачи могут в большей мере не соревнования по отдельным видам спорта, а комплексные соревнования
с разнообразной программой, состоящей из индивидуальных и командных видов спорта. Программа должна учитывать интересы и главное возможности большинства учащихся и позволять участвовать в соревнованиях абсолютно всем школьникам, не зависимо от их физической подготовленности. Таким комплексным мероприятием в Московской области призвана стать «Общешкольная Спартакиада общеобразовательных организаций Московской области в 2018-2019 учебном году», которая должна стать приоритетным направлением в деятельности учителя физической культуры и каждой общеобразовательной организации по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы среди обучающихся.
ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования отличаются большим разнообразием. Все соревнования можно подразделять на две основные группы: массовые и квалифицированных спортсменов.
К первой группе относятся соревнования начинающих, не преследующих цель достижения высоких спортивных результатов. К массовым соревнованиям относятся:
первенства общеобразовательных школ;
первенства района, города, области;
соревнования в рамках спартакиад.
Для этих соревнований характерны большое число участников, использование упрощенных правил, широкая доступность для всех желающих и сжатые сроки проведения.
В зависимости от поставленных задач соревнования можно подразделить на основные (календарные) и вспомогательные (товарищеские). Основные виды соревнований - это календарные соревнования, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. К основным соревнованиям относятся:
первенства или чемпионаты, где выявляются сильнейшие команды сезона. Победителям присваиваются звания чемпиона, а участникам соответствующие разряды:
отборочные - они проводятся с целью выявления сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований.
II. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
«Общешкольная Спартакиада общеобразовательных организаций Московской области в 2018-2019 учебном году»
Целями и задачами общешкольной спартакиады являются:
— пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
— повышение уровня физической подготовки учащихся школы;
— вовлечение их в регулярные занятия физической культурой и спортом;
— выявление победителей в личном и командном зачете;
— определения уровня физической подготовленности обучающихся.
Руководство и проведение соревнований
Для организации и проведения общешкольной спартакиады, приказом директора, назначается Организационный комитет.
Общее руководство по проведению спартакиады осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Непосредственное проведение соревнований возлагается на руководителя школьного спортивного клуба, педагога организатора по спортивно-массовой работе и учителей физической культуры.
Участники соревнований и виды спорта, включенные в спартакиаду:
К участию в соревнованиях допускаются все обучающиеся, имеющие основную группу здоровья. Спартакиада проводится по индивидуальным
и командным видам спорта. Индивидуальные виды: бег на короткие дистанции, плавание, настольный теннис, лыжные гонки, шахматы. Командные виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, «Веселые старты».
Возрастные категории участников:
виды спорта | класс обучающихся |
индивидуальные виды спорта |
бег на короткие дистанции | 2-11 |
плавание | 5-11 |
шахматы | 1-11 |
лыжные гонки | 5-11 |
настольный теннис | 6-8 |
командные виды |
«Веселые старты» | 1-6 |
мини-футбол | 5-10 |
волейбол | 7-10 |
баскетбол | 7-10 |
Этапы проведения общешкольной спартакиады:
классный (внутри класса);
школьный (по параллелям);
общешкольный (по ступени обучения).
Составы команд участников соревнований.
Составы участников команд определяется Организационным комитетом, исходя из численности обучающихся в классе.
Система проведения соревнований
Система проведения игр на школьном этапе разрабатывается Оргкомитетом, исходя из количества заявленных команд, местных условий проведения и материально-технического обеспечения. Может проводиться по круговой, олимпийской системе и т.д.
Зачет и определение победителей
В зачет общешкольной спартакиады включаются 9 видов соревнований, которые позволяют оценить силовые, скоростно-силовые, координационные возможности детей, логическое мышление, выявить уровень физической подготовленности школьников и индивидуальные достижения каждого участника.
Результаты участников обрабатываются по определенной технологии, утверждённой Министерством образования Московской области, и считаются отдельно по каждому ребенку, по классу и в целом по школе.
Все результаты проведенных соревнований заносятся в итоговые протоколы.
Соревнования проводятся в соответствии с графиком соревнований, разрабатываемым школой самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства образования Московской области (Приложение 1).
По итогам проводимых соревнований составляется таблица результатов и печатаются промежуточные таблицы результатов.
В течение учебного года таблица заполняется, в конце года определяются лучшие спортсмены в школе, а также класс - победитель на определенной ступени обучения. При равенстве баллов, приоритет получает обучающийся, принявший участие в большем количестве видов спорта.
После проведенного очередного вида учащиеся знакомятся с результатами соревнований с помощью промежуточной таблицы итогов в индивидуальных и командных зачетах.
По результатам проведенных соревнований составляется таблица школьных рекордов. Такая таблица является дополнительным стимулом для детей, мотивированных на улучшение собственных результатов по итогам соревнований. Перед проведением очередных соревнований в личных видах учитель обязательно называет рекорд школы, кем и когда он установлен. Этот рекорд для школьников является эталоном выполнения задания.
Все результаты соревнований (уже переложенные на баллы) заносятся в итоговую таблицу. Результаты участников после каждого вида спартакиады выкладываются на странице Школьного портала, ответственным за размещение данной информации, уполномоченным приказом директора общеобразовательной организации.
Награждение.
Награждение участников соревнований проводится в личном и командном зачете на итоговой линейке, посвященной окончанию учебного года.
«Муниципальная спартакиада школьников общеобразовательных организаций Московской области в 2018-2019 учебном году»
Руководство и проведение соревнований
Для организации и проведения муниципального этапа спартакиады, приказом начальника управления образованием, назначается Организационный комитет и Главная судейская Коллегия.
Участники соревнований и виды спорта, включенные в спартакиаду:
К участию в соревнованиях допускаются все обучающиеся, имеющие основную группу здоровья. Спартакиада проводится по индивидуальным и командным видам спорта. Индивидуальные виды: бег на короткие дистанции, плавание, настольный теннис, лыжные гонки, шахматы. Командные виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, «Веселые старты».
Количество участников соревнований в индивидуальных видах на муниципальном этапе определяется Оркомитетом, исходя из местных условий.
Категория и количество участников соревнований в командных видах
вид спорта | Категория участников | количество участников |
«Веселые старты» | сборная команда 3-4 классов | 12 человек (6 девочек+ 6 мальчиков)+ 2 запасных (дев. и мал.) |
сборная команда 5 –х классов | 12 человек (6 девочек+ 6 мальчиков)+ 2 запасных (дев. и мал.) |
сборная команда 6 –х классов | 12 человек (6 девочек+ 6 мальчиков)+ 2 запасных (дев. и мал.) |
Мини-футбол | сборная команда 5-6 классов | 10 человек мальчиков 10 человек девочек |
сборная команда 7-8 классов | 10 человек мальчиков 10 человек девочек |
сборная команда 9-10 классов | 10 человек юношей 10 человек девушек |
Волейбол | сборная команда 7-8 классов | 10 человек мальчиков 10 человек девочек |
сборная команда 9-10 классов | 10 человек юношей 10 человек девушек |
Баскетбол | сборная команда 7-8 классов | 10 человек мальчиков 10 человек девочек |
сборная команда 9-10 классов | 10 человек юношей 10 человек девушек |
Этап проведения соревнований:
Система проведения соревнований
Система проведения игр на муниципальном этапе разрабатывается Оргкомитетом, исходя из количества заявленных команд и местных условий проведения. Может проводиться по круговой, олимпийской системе и т.д.
Зачет и определение победителей
В зачет муниципальной спартакиады включаются 9 видов соревнований. Все результаты проведенных соревнований заносятся в итоговые протоколы. (Приложение № 1) Соревнования проводятся в соответствии с графиком соревнований, разрабатываемым Оргкомитетом муниципального этапа самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства образования Московской области (Приложение №2). Результаты участников муниципальных этапов соревнований вносятся в достижения учащихся и учитываются при подведении итогов по школе.
Награждение.
Награждение победителей и призеров муниципальной спартакиады рекомендуется проводить в виде торжественного мероприятия с участием первых лиц муниципалитета, выдающихся спортсменов.
Приложение № 1
Таблица итогов соревнований общешкольной
спартакиады в личном зачете
Сводный протокол
ФИ | Срок проведения | класс | Виды спорта | | |
бег | лыжи | плавание | шахматы | наст.теннис | волейбол | баскетбол | Мини футбол | Веселые старты | Количество. баллов | место |
| | | результат | балл | результат | | результат | балл | результат | балл | результат | балл | результат | балл | результат | балл | результат | балл | результат | балл | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица баллов
место | очки |
1 | 15 |
2 | 14 |
3 | 13 |
4 | 12 |
5 | 11 |
6 | 10 |
7 | 9 |
8 | 8 |
9 | 7 |
10 | 6 |
11 | 5 |
12 | 4 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 и ниже | 1 |
Образец
Сводный протокол
Фамилии учащихся. | срок проведения | класс | Бег 60 | Лыжные гонки | плавание | шахматы | Настольный теннис | волейбол | баскетбол | Мин-футбол | Веселые старты | Общее кол-во очков за год | Место |
5 класс (мальчики) |
Участник №1 | сентябрь май | 5а | 15 | 10 | 6 | 1 | 9 | - | 15 | - | 15 | 71 | II |
Участник №2 | сентябрь май | 5б | 14 | 12 | 15 | 1 | 13 | - | - | - | 14 | 69 | III |
Участник №3 | сентябрь май | 5а | 13 | 15 | 10 | 6 | 14 | - | 15 | - | 15 | 83 | I |
5 класс (девочки) |
Участник №1 | сентябрь май | 5в | 15 | 10 | 14 | - | 10 | 15 | - | - | 11 | 85 | II |
Участник №2 | сентябрь май | 5в | 14 | 10 | 12 | 10 | 15 | - | 9 | - | 13 | 83 | III |
Участник №3 | сентябрь май | 5а | 14 | 1 | 15 | 1 | 8 | 10 | - | - | 15 | 64 | IV |
Участник №4 | сентябрь май | 5б | 12 | 15 | 9 | 9 | 12 | - | 14 | - | 14 | 85 | I |