СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации

«Организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

г. Красноярск, 2023 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Плешкова Татьяна Юрьевна - студентка 20П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах»





АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации составлены учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему.

В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника.



Оглавление

Пояснительная записка 4

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА 5

1.1 Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы. 7

1.2 Типичные ошибки при написании целей, задач и гипотезы. 7

1.3 Типичные ошибки при выборе методов исследовательской работы. 8

1.4 ПАСПОРТ ПРОЕКТА 10

1.4.1 Паспорт проекта «Польза или вред самодельных масок для волос в домашних условиях» 10

1.4.2 Паспорт проекта «Контрольная закупка» 11

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 13

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 13

2.2 ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА 17

2.2.1 Проектная задача «Отдых и как его провести с пользой». 17

2.2.2 Проектная задача «За экологию». 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Приложение 1. 25







Пояснительная записка



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах»

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА



1.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности»

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

Рассмотрим этапы исследовательской работы:

  • Найти проблему – что надо изучать.

На этом этапе учитель вместе с детьми рассматривает проблему, которую им нужно будет в дальнейшем изучить и найти решение этой проблемы.

  • Тема – как это назвать.

Исходя из проблемы можно определить тему исследовательской работы (она может звучать, так же, как и вопрос проблемы).

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Этот этап ориентирован на то, чем актуальна проблема, почему и как это происходит (жизненный опыт, окружающая среда и т.д.).

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

Цель исследовательской работы учащиеся ставят совместно с учителем.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

Гипотеза лежит в основе любой научной теории, она позволяет ученому или исследователю начать поиск, собрать и проанализировать факты, чтобы обоснованно подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Обязательно нужны задачи, которые помогут нам в реализации исследовательской работы. Задачи служат шагами, чем будете заниматься в ходе исследования.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Происходит в процессе исследования.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

Источники информации, то, что уже дети знают, факты (на основе этих фактов работать, доказать), можно включать родителей, дать перечень учебников и энциклопедий (можно давать лишние источники).

  • Методика исследования – как и что исследовали.

Что зачем идет, введение, теория, практика и т.д. (так же можно воспользоваться помощью родителей или же работать совместно с учителем).

  • Результаты исследования – собственные данные.

Результаты исследования можно вывести в виде таблицы, диаграммы или же готового продукта (зависит от самой проделанной работы).

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Вывод пишется по цели исследовательской работы, проделанная работа оправдывается или наоборот противоречит гипотезе и т.д.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Значимость демонстрирует важность проведенной научной работы с точки зрения существующей теории, дополняя ее новыми выводами или переосмысливая имеющиеся

1.1 Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы.

Для того, чтобы начать исследовательскую работу необходимо раскрыть проблему и определится с темой работы. Зачастую появляются некие ошибки:

  1. Учитель навязывает тему исследовательской работы.

Конечно, же лучше всего спросить самого ребенка, что ему интересно и чем он хочет заниматься, что исследовать, какой вопрос его интересует больше всего, а также учесть в какой области он больше всего ориентируется.

  1. Не учет возрастных особенностей и сложность темы работы.

Важно учитывать возраст ребенка, не нужно давать такие работы, который не выполнит даже взрослый.

1.2 Типичные ошибки при написании целей, задач и гипотезы.



Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

1.3 Типичные ошибки при выборе методов исследовательской работы.

Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

•        Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

•        Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

1.4 ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1.4.1 Паспорт проекта «Польза или вред самодельных масок для волос в домашних условиях»



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«польза или вред самодельных масок для волос в домашних условиях»

2

Актуальность исследования

В последнее время, посещая магазины в поиске натуральных масок для волос с хорошим эффектом и составом, мы выявили такую проблему, что достаточно сложно найти маски с достойным составом и хорошим действием, а также ценовой сегмент нас не устраивал. Поэтому мы решили разобраться и проверить, смогут ли самодельные маски, из продуктов, которые есть у каждого, оказывать такой же эффект для наших волос.

3

Проблема исследования

Недоверие к производителям масок для волос, ведь состав, указанный в продукте, не оказывает такого эффекта, который ожидался.

4

Объект исследования

Волосы.

5

Цель исследования

Проверить эффективность самодельных масок для волос.

6

Задачи исследования

- зафиксировать изначальное состояние волос;

- проанализировать состояние волос;

- посмотреть в источниках, что необходимо, какие продукты, могут поспособствовать улучшению состоянию волос;

- приготовить несколько вариаций масок для волос, для лучшего улучшения.

- испытать созданные маски;

- зафиксировать результат.

7

Гипотеза исследования

Маски, созданные в домашних условия, эффективнее магазинных масок.

8

Методы исследования

Эксперимент

9

Тип исследования (по продолжительности)

Теоретико-экспериментальная (2 дня)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

    1. Рассмотреть распространённые маски для волос в домашних условиях;

    2. Проверить эффективность.

11

Оборудование для проведения исследования

  1. Продукты питания;

  2. Магазинная маска для волос.

  3. Рецепты домашних масок (приложение 1)

12

Продукт исследования

Комплекс самодельных масок для волос из подручных продуктов.

13

Перспектива исследования

Возможность незатратно использовать домашние маски для улучшения волос, а главное состав из которого будет создана маска, не будет наносить вред.

14

Используемые источники

https://4fresh.ru/blog/hair-masks-at-home

https://ladylifestyle.ru/krasota-i-zdorove/top-luchshih-masok-dlya-volos-v-domashnih-usloviyah/#I_mesto_-_aicnaa

https://lafoy.ru/maski-dlya-volos-v-domashnih-usloviyah-2241




1.4.2 Паспорт проекта «Контрольная закупка»



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Контрольная закупка. В мире творога»

2

Актуальность исследования

Организму человека для нормального роста, развития и жизнедеятельности требуется большое количество разнообразных веществ. Практически все они поступают из пищи, поэтому здоровое и правильное питание так важно.

Известный диетолог России Юлия Бастригина говорит, что одними из самых важных продуктов для людей различного возраста являются кисломолочные продукты, а именно творог. Он обладает массой полезных свойств, быстро усваиваются и не требуют приготовления. Такие продукты обязательно следует включать в ежедневный рацион каждому человеку, особенно школьнику. Однако не все кисломолочные продукты, реализуемые в торговых сетях и магазинах, обладают заявленным на этикетках качествами Но весь ли творог полезен, который мы покупаем в магазине? От этого вопроса у нас возникли мысли, на какие параметры опирается покупатель при выборе продукта? Таким образом, нами был проведен опрос среди наших знакомых: «Контрольная закупка. На что Вы обращаете внимание при покупке творога?». По данным результатам нами было выявлено, что 3 человека отдают предпочтение составу продукта, а 8 человек – стоимости творога. В данной связи встает острая потребность в разработке рекомендаций для обычного покупателя по правильному отбору кисломолочной продукции.

3

Проблема исследования

Какой творог самый полезный?

4

Объект исследования

Творог

5

Цель исследования

Разработка рекомендаций для покупателя по правильному выбору творога

6

Задачи исследования

1. изучить научную литературу о пользе творога;

2. выбрать популярные среди покупателей марки творога;

3. провести опыты с творогом на выявление качества продукта;

4. оформить результаты в виде таблицы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что весь творог, продаваемый в магазинах, качественный

8

Методы исследования

Анализ научной литературы, наблюдение, опыт

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап: анализ и отбор информации;

2 этап – описание опытов:

Опыт 1. Исследование творога на наличие в его составе растительных жиров (с помощью воздуха).

2 опыт. Исследование творога на наличие в его составе крахмала. Самая распространенная добавка в творог у производителей — это крахмал.

Опыт 3. Исследование творога на наличие в его составе растительных жиров (с помощью кипятка).

Опыт 4. Исследование творога на наличие в его составе мела или соды.

3 этап – обобщение полученной информации.

11

Оборудование для проведения исследования

Чайник с кипятком, творог, уксус 70%, ложка, йод, емкость для творога

12

Продукт исследования

Памятка с рекомендациями, как выбрать качественный творог в магазине

13

Перспектива исследования

На основе памятки покупатели могут выбирать наиболее качественный творог.

Уроки окружающего мира и классные часы, беседы о правильной и здоровой пище.

14

Используемые источники

  1. Дружинина А. Здоровое питание. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 336 с.: ил.

  2. Как проверить качество молочных продуктов? Режим доступа: URL: http://annisa-today.ru/eda/pravilnoe-pitanie/kak-proverit-kacestvo-molocnyh-produktov-281/.

  3. Качественная реакция на йод. Режим доступа: URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2d27777-5bfd-693c-ba9d-58449cf690f9/index.htm.

  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/.

  5. Творог. Технические условия: ГОСТ 31453-2013. Введ. 2014-07-01. -Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по: официальное издание М.: Стандартинформ, 2013. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102733.

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

По мнению Н.В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.

Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Какие же действия формирует и развивает проектная деятельность? Любой проект начинается с определения темы и выявления конкретной проблемы в рамках выбранной темы. Эти два действия позволяют активно формировать и развивать регулятивную (целеполагание; планирование; прогнозирование) и познавательную (выдвижение и формулирование гипотезы, определение направлений и способов поиска информации; критическая оценка информации; систематизация и классификация информации) группы УУД. Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности, учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н.В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:

  1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе проектной деятельности, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, самоанализ, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности необходимо формировать у младших школьников в процессе работы над проектом или вне него:

- презентационные умения и навыки: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;

- слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;

- поисковые умения и навыки: находить информацию в журналах, Интернете, формулирование ключевых слов;

- информационные умения и навыки: поиск и выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

  1. Обеспечить заинтересованность обучающихся в проектной деятельности.

Необходимо педагогически грамотно сделать погружение младших школьников в проектную деятельность, заинтересовать проблемой, практической пользой.

  1. Создавать группу не более 5-8 человек.

  2. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология.

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.

2.2 ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА 2.2.1 Проектная задача «Отдых и как его провести с пользой».



Разработчики: Хуснутдинова А.К., Плешкова Т.Ю.



Проектная задача по финансовой грамотности

«Отдых и как его провести с пользой»


















Это семья Масловых. Они планируют провести месяц своего отпуска в июле на Мальдивах. Сейчас, у них имеются небольшие сбережения - 100 тысяч. Но для того, чтобы осуществить свою мечту им необходимо 700 тысяч. Папа - Олег работает в офисе, Мама - Наталья работает в банке, Соня (11 класс) и Елена (9 класс) – учащиеся школы.

Папа зарабатывает в месяц 80 тысяч рублей. Мама – 60 тысяч рублей. Старшая дочь Соня подрабатывает в свободное время в кофейне, где зарабатывает 35 тысяч рублей. Младшая дочь Елена плетет различные изделия из бисера и получает от этого 10 тысяч рублей в месяц.

1. Сосчитай, сколько денег семья зарабатывают в месяц?

____________________________





Мама ведет дневник расходов и доходов, в нем написано.

За месяц Олег зарабатывает 80 тыс. руб. – из них платит кредит за машину 10 тыс. руб.\ в месяц. А также на продукты питания – 5 тысяч в месяц. На дорогу для всей семьи уходит в месяц 6 тысяч рублей.

Мама зарабатывает 60 тысяч – тратит на коммунальные услуги 8 тыс. руб. На услуги красоты - 5 тысяч рублей. На вещи – 10 тысяч рублей.

Соня зарабатывает 35 тыс. рублей, при этом тратит на услуги красоты 3 тыс. руб., на одежду 5 тыс. рублей в месяц.

Лена зарабатывает на плетении бисером 10 тысяч рублей, при это тратит каждый месяц на расходные материалы 3 тысячи, на обед в школе 2 тысячи рублей и на вещи 3 тысячи рублей.

2. Используя таблицу №1 дополни ее данными и сосчитай сколько денег в месяц тратит семья, полученные данные запиши в строку «итого».

Таблица №1.

Расходы членов семьи

Олег

Наталья

Соня

Елена

Кредит

10




Вещи


10



Продукты питания/ обед





Дорога

6




Услуги красоты



3


Коммунальные услуги





Расходные материалы




3

Итого:



3. Заполни диаграмму.

Первый столбец (синего цвета) - это данные о заработке всей семьи за месяц.

(Оранжевый столбец) - данные о имеющихся накоплениях семьи.

(Серый столбец) – данные о расходах семьи в месяц.



















4. Ответь на вопрос.

Сколько необходимо накопить к июлю семье Масловых, если они начнут копить в феврале?

______________________________



2.2.2 Проектная задача «За экологию».



Разработчики: Клименок В.М., Ваземиллер М.А.

#ЗА_Экологию

Наверное, вы слышали такие слова как экодом, экомаркет, экопродукты и даже экотехника. Что же значит эта приставка “эко”? Здесь “эко” - это экологичность. Сейчас многие люди стремятся беречь себя, и, конечно же, экологию. 

Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Что же такое экология?


Экология – это состояние окружающей среды, наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы. И это состояние ухудшается каждый день.

Рост городов и удовлетворение их потребностей также оказывают влияние на загрязнение окружающей среды. Перенаселение городов, наплыв автомобилей и предприятий вредного производства оказывают очень неблагоприятное влияние на природу. Выходит, что города — главные очаги загрязнения окружающей среды и накопления мусора.

Тема загрязнения природы актуальна как никогда. Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания, вызывают экологические проблемы

Помните, что если мы продолжим засорять землю и варварски относиться к природе, то через несколько сотен лет, и человечество погибнет. Давайте не обижать нашу планету, а наоборот заботиться о ней, чтобы она в ответ позаботилась о нас!


Задание №1. Выберите правильное определение понятию “экология”:

  1. Экология - комплексная наука о природе;

  2. Экология - это наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы;

  3. Экология -  наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.

  4. Экология - это наука о природе.


Задание № 2. Что является главным очагом загрязнения окружающей среды? 

________________________________________________________________

На основании текста и личного опыта объясни почему. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3.

У одного блогера в социальной сети Майя прочитала пост: 

Майя решила последовать совету блогера и поучаствовать в защите экологии. Она нарисовала плакат на тему “Как можно защитить экологию” и опубликовала его в соцсетях с хештегом #школьники_за_экологию. 

А какие действия из этого списка можешь совершить ты? 

Прямо сейчас ты можешь нарисовать рисунок с одним из действий по защите и выложить его в сеть с таким же хештегом, тем самым, ты привлечешь внимание других людей. Возможно, именно твой рисунок напомнит о важности экологии и побудит других к её защите. 


Задание № 4. 


Майя решила ещё что-то сделать для защиты экологии. Она решила осветить эту тему в своем блоге, а именно - написать пост об одной из экологических проблем:

  • загрязнение морей, озер и рек;

  • загрязнение воздуха;

  • лесные пожары и уничтожение лесов;

  • угроза исчезновения отдельных видов животных и растений. 

Помоги Майе написать пост, придерживаясь правил написания текстов для социальных сетей, представленный ниже. 


Правила написания текстов для соцсетей

  • Начнем с основных правил написания текстов для соцсетей, которых нужно придерживаться, формируя контент:

  • 1 пост = 1 мысль – не путайте пользователя, помещая в один пост все и сразу, так вы рассеиваете его внимание и уводите от главной мысли.

  • 200-300 знаков с пробелами или 5-6 предложений – не пишите длинные посты.

  • Разбивайте на абзацы – пост будет легче читать, если вы оставите между абзацами пустую строчку.

  • Не злоупотребляйте эмодзи, хештегами, «!!», «!?!» и пр. – это неэффективно и не модно.

  • Каждый элемент поста должен быть осмысленным – будь то предложение или отдельное слово, картинка или ссылка. Не нужно вставлять модное слово или мем, только потому что это модно. Главное, чтобы они подходили к тематике вашего паблика.

Задание №5. 

Настало время применить полученные знания, твоя работа была проделана не напрасно!
Запиши полезный видеоролик на изученную тему, подойди к делу творчески.
Пришли видео на почту
[email protected]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



С каждым годом в образование приходит что-то новое благодаря наукам и их различным технологиям. На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.

Детям самим будет очень интересно побывать в роли исследователей, проводить опыты и эксперименты, а также и родители заинтересуются и будут помогать, консультировать своих детей в их самостоятельной деятельности. Родители могут оказывать помощь в поиске информации, в наблюдении, а также следить за техникой безопасности.

Делая небольшой вывод, можем смело говорить о том, что использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, традиционный учебный процесс становится ярче и оживленным.





СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2011.               

  3. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  5. Интернет источник (маски в домашних условиях): https://4fresh.ru/blog/hair-masks-at-home

  6. Интернет источник (маски в домашних условиях): https://ladylifestyle.ru/krasota-i-zdorove/top-luchshih-masok-dlya-volos-v-domashnih-usloviyah/#I_mesto_-_aicnaa

  7. Интернет источник (маски в домашних условиях): https://lafoy.ru/maski-dlya-volos-v-domashnih-usloviyah-2241





















Приложение 1.