Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации
Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы
г. Красноярск, 2025 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Лоренц С.С. – студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах», Яковец О.С., преподаватель, методист.
Методические рекомендации. Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/- Лоренц С.С., Яковец О.С – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2025 г.- ? с.
Аннотация
В методических рекомендациях представлены способы и методы организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, представлены рекомендации для того, чтобы избежать типичных ошибок при разработке исследовательских работ.
Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».
Оглавление
Пояснительная записка 3
1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4
1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы 7
1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 8
1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 11
1.5. Паспорт исследования 13
1.5.1 Паспорт исследования «Влияние цвета на настроение человека?» 13
2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 17
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 17
2.2. Проектная задача 21
2.2.1 Проектная задача «Путешествие во времени» 21
Заключение 29
Список рекомендуемой литературы 30
Приложение 1. 31
Приложение 1 32
Пояснительная записка В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.
Цель организации проектно-исследовательской деятельности: раскрытие личностного потенциала ученика и вооружение его инструментами познания. Проектно-исследовательская деятельность предполагает творческое развитие личности ученика делает его способным и компетентным, повышает его собственную значимость. Например, ученик плохо учится, но прекрасно владеет знаниями о том, что его интересует. Проект помогает ему проявить себя, заинтересовать одноклассников своими знаниями и исследованиями, как результат – ему и дальше хочется быть успешным.
1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.
В исследовательской работе определена своя структура:
Проблем – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Для того чтобы каждый пункт в структуре выполнялся, учитель должен этим всем руководить, а именно, подбирать приёмы, которые подходят для данного этапа. Так, на этапе определения проблемы учитель проводит сравнительный анализ. После организуется мозговой штурм, на котором дети приходят к определению темы. После этого нужно понять актуальность заявленной темы. Её можно показать в виде видео, если это дети возраста 7-8 лет, или же можно дать ученикам текст с пропусками, а они должны его восстановить и прочитать (детям в возрасте 9-10 лет).
Далее нужно определить цель и задачи, где можно использовать приём «Продолжи предложение». А при определении гипотезы подойдёт приём «Помоги герою», где нужно помочь персонажу составить гипотезу или же определить, какая подходит больше.
В литературном обзоре дети определяют уровень того, что им известно, а над чем нужно ещё работать.
И в результате, у обучающихся должен получиться итоговый продукт, который они представляют (к своём или параллельном классе, в школе, в городе и т.д.)
Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.
В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».
После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.
1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы
Каждая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы —ответственный и важный момент. При подборе темы нужно избегать следующих ошибок:
Когда учитель «навязывает» свою тему ученику. Нужно, чтобы у ученика возник интерес и желание к исследовательской деятельности. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе
Не оригинальность темы исследования. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность – это способность найти нечто необычное; способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося. При формулировании темы нужно ориентироваться на возрастные особенности учащихся.
Определена тема, которая требует долгого исследования. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена.
Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.
Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования
После определения темы и проблемы нужно сформулировать цель, задачи и гипотезу.
Цель — это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы.
Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:
Когда цель не соответствует теме и проблеме исследования.
При формулировании цели нужно целиком и полностью ориентироваться на тему и проблему исследования. Цель должна отражать общее направление предполагаемой деятельности.
Когда цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.
Все определения в вашей работе направлены на описание темы исследования и объяснения, что именно изучается. Нужно увидеть ключевые слова и использовать их в разных формах.
Постановка нереалистичной цели.
Нужно уметь определять уровень того, что сможет сделать ученик. Не стоит ставить грандиозные цели, которых будет очень трудно или вовсе невозможно добиться.
После определения цели её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как это сделать.
Так же существуют некоторые ошибки в постановке задач:
Задачи не отражают цель исследования.
Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.
Задачи сформулированы крупнее цели или повторяют ее.
Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.
После написания целей и задач, экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.
Рассмотрим ошибки при формулировании гипотезы:
Гипотеза не имеет научной новизны и давно имеет теоретическое обоснование.
При формулировке гипотезы нужно придумать собственную идею, свое виденье решения проблемы.
Гипотеза формулируется тогда, когда уже получены результаты исследования.
Гипотезы должны разрабатываться и формулироваться на начальном этапе работы, когда ученик имеет только некие теоретические знания по выбранной проблеме исследования. Формулирование гипотезы – исключительно творческий процесс.
Гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению.
Если ваша гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению, то напишите еще одну гипотезу, которая будет абсолютно противоположна первой.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что цель, задачи и гипотеза очень важны в исследовательской работе. При их формулировании следует избегать описанных выше ошибок, чтобы работа получилась эффективной.
1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования
Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.
Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:
1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.
2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.
3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.
4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:
1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.
2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.
Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.
1.5. Паспорт исследования 1.5.1 Паспорт исследования «Влияние цвета на настроение человека?»
Разработчик: Лоренц С. С.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Влияние цвета на настроение человека» |
2 | Актуальность исследования | Актуальность исследования: В современном обществе, где люди ежедневно сталкиваются с эмоциональными и психологическими вызовами, понимание влияния цвета на настроение может быть полезным инструментом для улучшения качества жизни. Цвета окружают нас повсюду — в интерьере, одежде, рекламе — и знание их воздействия может помочь в создании более комфортной и гармоничной среды. Это исследование актуально, поскольку может способствовать улучшению психоэмоционального состояния людей. |
3 | Проблема исследования | Как различные цвета влияют на эмоциональное состояние человека и как это знание можно использовать для улучшения их настроения? |
4 | Объект исследования | Цвет. |
5 | Цель исследования | Для учителя: Организовать исследовательскую деятельность, направленную на изучение влияния цвета на эмоциональное состояние человека. Для ученика: Узнать, как разные цвета влияют на его настроение и эмоции, а также научиться применять это знание в повседневной жизни. |
6 | Задачи исследования | Для учителя: 1. Изучить литературу о влиянии цвета на эмоции. 2. Разработать методику для проведения эксперимента. Для ученика: 1. Исследовать значения и ассоциации различных цветов. 2. Провести опрос среди одноклассников об их ощущениях от разных цветов. 3. Провести практические эксперименты с цветными материалами и оценить изменения в настроении. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать плакат. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что цвета воспринимаются людьми по-разному и могут вызывать различные эмоциональные реакции: например, теплые цвета (красный, желтый) стимулируют активность и положительные эмоции, в то время как холодные цвета (синий, зеленый) способствуют расслаблению и спокойствию. |
8 | Методы исследования | • 1) Теоретический • анализ теоретического материала по данной теме • синтез: систематизация полученной информации • обобщение сведений • 2) Эмпирический • проведение и анализ исследования в форме анкетирования • анализ полученных данных • 3) Математический • построение диаграмм • формализация результатов |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Краткосрочный, мини-проект. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный этап: На этом этапе основное внимание уделяется знакомству обучающихся с теорией влияния цветов на эмоции. Учитель начинает с краткого введения в цветовую теорию, объясняя, как разные цвета могут вызывать разные эмоции и ассоциации. Деятельность обучающихся: Обсуждение: Обучающиеся делятся своими личными ассоциациями с разными цветами. Например, они могут говорить о том, как красный цвет ассоциируется с энергией или страстью, а голубой — с спокойствием и умиротворением. Презентации: Обучающимся могут быть предложены небольшие презентации о значении цвета в различных культурах или психологии. Это может помочь расширить их понимание. Визуальные материалы: Они могут просматривать изображения или видео, где используются разные цветовые палитры, и обсуждать впечатления, которые они производят. 2. Исследовательский этап: На этом этапе обучающиеся проводят практические эксперименты с цветами. Они могут использовать цветные карточки и выполнять творческие задания, такие как рисование, чтобы наблюдать за своими эмоциями и изменениями настроения. Деятельность обучающихся: Экспериментирование: Обучающиеся получают набор цветных карточек и находятся в комнате, где светит определённый цвет (например, красный, синий, зелёный). Они могут записывать свои ощущения и изменения в настроении в зависимости от цвета. Творческое задание: После экспериментов с карточками они рисуют свои эмоции, используя только те цвета, которые, по их мнению, лучше всего передают их чувства в данный момент. Групповая работа: Обучающиеся работают в группах или парах, чтобы зафексировать свои наблюдения и поддерживать друг друга в арт-практиках. 3. Итоговый этап: На итоговом этапе обучающиеся обсуждают результаты проведённых исследований в классе, создают краткие презентации и плакат, отражающий их выводы о влиянии цветов на эмоции. Деятельность обучающихся: Обсуждение результатов: Обучающиеся собираются в кругу и делятся своими наблюдениями и удивительными открытиями. Каждый может рассказать о том, какой цвет вызвал наибольшее эмоциональное воздействие и почему. Подготовка презентаций: Каждой группе или индивидууму предлагается подготовить небольшую презентацию, в которой они представляют свои исследования, выводы и личные переживания по поводу различных цветов. Создание плаката: После обсуждения они работают вместе над созданием визуального плаката, который включает ключевые понятия, рисунки или коллажи, иллюстрирующие, какие цвета вызывают положительные или отрицательные эмоции. Плакат выставляется в классе или школе, чтобы поделиться результатами с другими. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Цветные карточки для проведения эксперимента. Программное обеспечение для анкеты (например, Google Forms). Цветные карты или освещение с возможностью изменения цвета (RGB-лампы). Бумага для записи результатов и рабочего журнала. |
12 | Продукт исследования | Плакат, отражающий влияние цвета на настроение человека (плакат представляет собой краткую доступную информацию по теме исследования). |
13 | Перспектива исследования | Для учеников: В дальнейшем можно изучить, как цвета влияют на успеваемость, поведение или аппетит. Также можно провести эксперименты с цветами, чтобы узнать, как их воспринимают люди вне школы. Для учителя: Разработать рекомендации по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы. Например, выяснить, какие цвета оказывают благоприятное влияние на самочувствие, активность умственной деятельности и поведение детей. |
14 | Используемые источники | Уилан Б., Гармония цвета — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд. «Питер», 1995. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984. |
Используемые материалы указаны в приложении 1.
2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проектная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения (1-4 класс). Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Разработка проекта – это творческое дело, но зависит творчество от многих внешних обстоятельств.
Для написания проекта необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении проектов.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.
Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:
Введение должно содержать:
- описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;
- описание проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;
- обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;
- цель и задачи для проведения исследования;
- гипотезу исследования;
- перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.
Общий объем введения не менее 2 страниц.
Описание исследования должно содержать:
- план этапов выполнения исследовательской работы;
- описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска;
- собственно процесс исследования.
Заключение должно содержать представление результатов исследования.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.
В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности)
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».
Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.
2.2. Проектная задача 2.2.1 Проектная задача «Путешествие во времени».
Проектная задача «Путешествие во времени»
Паспорт |
Автор | Лоренц С.С. |
Тема | Образование – часть культуры общества |
Название проектной задачи | Путешествие во времени |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 |
Методическая информация |
Тип задачи | Предметная проектная. |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведенного анализа принимать оптимальное решение. Сотрудничество в малых группах при решении задачи. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Проведение самостоятельного исследования предложенных текстов. Чтение данных, зафиксированных разными способами (тексты из учебника, энциклопедии, Википедии). Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа. |
Планируемый педагогический результат | Умение, работая в группе, создать конечный «продукт» - альбом «Заметки путешественника» |
Способ оценивания результатов работы | В результате решения задачи оценивается: Умение создавать собственные тексты и иллюстративный материал к ним; Владение необходимым предметным материалом; Умение выстраивать ответы в процессе выполнения задания. Умение обосновывать решения. |
Используемые педагогические технологии | Проектнаятехнология, ИКТ-технология, ролевые игры. |
Время реализации | 3 часа. |
Замысел проектной задачи.
Центральным действием при решении проектной задачи «Путешествие во времени» является создание альбома «Заметки путешественника». Для того чтобы перейти к конечному «продукту», учащимся необходимо познакомиться с литературными памятниками, с историей возникновения русской азбуки, книги, школы, оценить вклад грамотных людей в культуру Российского государства, начиная с древней Руси.
Цель, которую должны достичь дети.
Создать альбом, куда войдут заметки к урокам и все собранные детьми материалы об образовании в России, начиная с Древней Руси.
Описание проектной задачи.
Каждый человек в своей жизни может совершить увлекательное путешествие.
- Как вы думаете, ребята, а может ли человек путешествовать во времени? Как это осуществить? Выразите свою точку зрения. Вам предлагается «попутешествовать» по истории государства российского.Вы будете наблюдать становление образования, начиная с Древней Руси по настоящее время. Вам предстоитсоздать альбом, куда войдут ваши заметки к уроку, собранные вами материалы о том, как учились люди в далѐком прошлом.
Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны, поэтому интересно и полезно знать, как учили в разные исторические времена, как развивалось образование. Учѐные предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было. Из каких же источников люди узнают о далѐкой минувшей истории?
Задание 1.
Ознакомьтесь с материалом из энциклопедии по истории. Подготовьте связный рассказ, ответив на вопросы:
1группа - Из каких источников мы узнаѐм о далѐкой минувшей истории? Почему так называют эти источники? С каких времѐн они велись?
группа – Кто вѐл летопись? Что там записывалось? Кто доставлял сведения летописцу?
группа - Назовите самые древние летописи. Чем являются летописи для современного человека?
группа – Приведите доказательства того, что летопись – литературный исторический памятник.
Комментарий к заданию.
Учащиеся получают представления о понятиях «грамота», «летопись»,
«летописец». Для детального изучения учащимся предлагается прочитать следующий материал. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает один и тот же текст, но задания к тексту разные. Во время слушания ответов учитель показывает слайды (картинки, на которых изображены летописи, летописец).
Ле́топись (или летопи́сец ) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России. Русские летописи обычно начинались словами «Вълѣто»+«дата», что означает сегодня «в год»+«дата», отсюда название — летопись.
Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века, когда в Киеве княжил Аскольд: «В лето 864 убиен бысть от болгар Оскольдов сын…В лето 867Оскольдиде на печенеги и множество их губи…» Самые древниерусские летописи — монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и ИпатьевскаяXIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью. Одним из первых летописцев был монах Киево- Печерского монастыря Нестор, поразительно одарѐнный человек. Он знал народные предания, собирал и записывал рассказы современников, очевидцев событий, описывал княжеские ссоры, бедствия своего народа, набеги захватчиков, по велению князя «…вся добрая и недобрая прилучившаяся описывать…». Летописцы писали гусиным пером, тщательно
выводя каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали
рисунками.
Летописи велись во многих городах. Новгородские летописи отличаются сжатостью слога. Псковские — живо рисуют общественную жизнь, южнорусские — литературные, местами поэтичны.
Древние тексты много раз переписывались, объединялись в летописные своды. Создание летописей считалось важным делом. Каждый князь стремился иметь своего летописца. В конце XV века ведение летописей стало государственным делом.«Повесть временных лет» остаѐтся главным источником, повествующим о Древнерусском государстве, драгоценном сокровище истории, литературным памятником.
Задание 2.
На слайде отрывок из летописи, записанный на древнем русском языке. Попробуйте перевести его на современный язык. О чѐм можно было узнать из этой летописи?
Комментарий к заданию.
Задание для всех групп одно. Записи, сделанные учениками, пойдут в альбом «Записки путешественника». По окончании выполнения задания можно задать вопрос: «Для чего человеку понадобилось обучаться грамоте?».
…та́коже и ти Словѣ́не прише́дше и сѣ́доша по Днѣпрѫ́ · и наре́кошасѧ Полѧ́не · а дру́зии Древлѧ́не зане́ сѣ́дошавълѣсѣ́хъ · а дру́зиисѣ́дошаме́жю При́петьѭ и Дви́ноѭ · и наре́кошасѧ Дръго́вичи · ини́исѣ́доша на Дви́нѣ и наре́кошас҄ Полоча́не · рѣ́чькира́ди ꙗ́же втече́тьвъДви́нѫ · и́мѧнемъ Поло́та · ѿ сеꙗ́ прозва́шасѧПолоча́не
· Словѣ́не же сѣ́дошаѡ́колоо́зераИлме́рѧ · и прозва́шасѧсвои́мъи́мѧнемъ и сдѣ́лашаградъ · и наре́коша и Но́въгородъ · а дру́зиисѣ́доша по Деснѣ́ · и поСѣ́ми · и по Су́лѣ и наре́коша Сѣ́веръ · и та́корази́десѧСловѣ́ньскии ꙗзꙗ́кътѣ́мже и гра́мотапрозва́сѧСловѣ́ньскаꙗ …
Задание 3
Начало повествования летописец открывал большой, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная (красивая) буква и дала жизнь выражению « писать с красной строки». Придумайте и нарисуйте свою красивую букву для летописи.
Комментарий к заданию.
Учитель показывает на слайдах несколько вариантов заглавной буквы из летописи (Интернет-ресурсы).
Задание 4.
Представьте, что вы летописцы. Опишите события нашего урока.
Комментарий к заданию
Небольшие сочинения учеников станут итогом урока и заметками для альбома.
Как вы думаете, ребята, можно ли представить современное общество без образованных людей? Почему? Выскажите своѐ мнение.
Мы также окажемся в школе Древней Руси.
Задание 5.
Рассмотрите внимательно картины известных художников. Что вы можете рассказать по картине о первых школах на Руси?
Комментарий к заданию
Учитель показывает на слайдах картины художников, учащиеся рассматривают эти картины и картину Кустодиева Б.М. в учебнике
«Окружающий мир».
Задание 6
Познакомьтесь с текстами разных печатных изданий. Сопоставьте данные и составьте рассказ о первых школах в Древней Руси по плану:
Когда появились школы?
С чьим именем связано появление школ?
Кто учил людей?
Чему учили в школе?
Комментарий к заданию
Учитель предлагает ученикам прочитать текст учебника и материал для ознакомления из Википедии. Учащиеся читают самостоятельно тексы и готовят ответ по предложенному плану.
«Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (слайд)
Учѐные установили, что ко времени выхода указа князя Владимира (X век) об открытии школ на Руси уже были грамотные люди.
Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки),учили письму, счету,богословию. Занятия начинались часов с семи и продолжались с двухчасовым перерывом до самой «вечерни». Каждый ученик получал от учителя задание. Один зубрил азбуку, другой перешѐл уже к слогам, третий читал «Часослов». И всѐ следовало выучить «назубок» - «вызубрить». В школах писали на вощѐных дощечках палочками, на коре берѐзы, глиняных табличках, на пергаменте.
Берестяные грамоты, вощѐные дощечки, писала. Новгород.
XI – XV век
Прежде всегоученик обязан был выучить названия и изображение букв, как они шли в азбуке, потом переходил к складам.
Одолев это, ученик переходил к изучению слов, потом к чтению первого связного текста. Письму начинали обучаться, закончив букварь.
Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей.Главная задача школы состояла в подготовке грамотных священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии.Одна из школ существовала при Киево-Печерском монастыре. Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика.
Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.
Заключение Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Список рекомендуемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2011.
Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в обучении/ Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
Приложение 1.
Материалы для проведения исследования «Влияние цвета на настроение человека».
Лист исследования
1. | Исследователи: |
2. | Наше предположение: Предположим, что… |
3. | План исследования: Представить результаты исследования Выдвинуть гипотезу по теме исследования Сделать выводы Заполнить таблицу исследователя |
4. | Оцените работу вашей группы |
5. | Сделайте вывод (подтвердилось предположение или нет) |
Таблица исследователя
Цвет | Настроение |
| Радостное | Грустное | Скучное | Творческое | Раздражающее |
Красный | | | | | |
Жёлтый | | | | | |
Зелёный | | | | | |
Фиолетовый | | | | | |
Оранжевый | | | | | |
Серый | | | | | |
Голубой | | | | | |