Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации
Организация проектно-исследовательской работы
обучающихся начальной школы
г. Красноярск, 2025 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Добик Е. В. – студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации. Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы/- Добик Е.В.– Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2025 г.- 61 с.
Аннотация
Данные методические рекомендации раскрывают организацию проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы. В содержании представлены советы по выбору темы, постановке целей и задач, планированию работы, сбору и анализу информации, оформлению результатов и их представлению.
Рекомендации могут быть полезны учителям начальной школы, методистам, руководителям образовательных организаций и другим специалистам, занимающимся организацией проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Пояснительная записка
Что представляет собой проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств обучающихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. Зачем проводить исследовательские работы в начальной школе? Они подогревают интерес учеников к какой-либо теме, поставленной как цель, показывают детям, что школа – это не только о получении знаний, но также об интересном времяпрепровождении, дает возможность для реализации собственных качеств и умений. Также не стоит забывать об универсальных учебных действиях, формирующихся при реализации исследовательской деятельности.
Дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, улучшают навыки работы в команде, учатся представлять и доказывать свою точку зрения, находить нестандартные решения задач, а затем представлять полученный продукт, который может быть представлен в различных формах. Школьники учатся работать с информацией, структурировать и анализировать её. По моему мнению, это всё, безусловно, важно в условиях современной школы.
Исследование – бескорыстный поиск истины.
Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».
Исследователь, начиная работу, не знает, к чему придёт, какие сведения получит, будут ли они полезны и приятны для него или других людей. Его цель — искать истину, какой бы она ни была. В отличие от него, проектировщик предельно прагматичен, он точно знает, что делает, и ясно понимает, к чему должен прийти. Иногда для реализации проекта требуются исследования, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы;
• изучение теории, посвященной данной проблематике;
• подбор методик исследования и практическое овладение ими;
• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
• научный комментарий;
• собственные выводы.
Содержание
Раздел 1. Исследовательская деятельность обучающихся 5
1.1. Исследовательская деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 7
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 8
1.4. Паспорт исследования №1 «Создаём классный литературный журнал» 10
1.5. Паспорт исследования №2 «Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск» 14
Раздел 2. Проектная деятельность учащихся 16
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 16
2.2. Проектная задача №1 «Музыкальные инструменты» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
Раздел 1. Исследовательская деятельность обучающихся 1.1. Исследовательская деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. (ФГОС)
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
• выбор темы;
• постановка цели и задач;
• гипотеза исследования;
• организация исследования;
• подготовка к защите и защита работы.
Для организации исследовательской деятельности младших школьников были определены следующие умения учащихся:
1. Умение организовать свою работу (организационные).
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).
3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).
4. Умение оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
• консультирует,
• отслеживает выполнение плана,
• решает оперативные вопросы,
• помогает в предварительной оценке проекта,
• участвует в подготовке презентации,
• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Исходя из выше сказанного, реализация в учебном процессе данных организационно-педагогических условий позволит научить младших школьников новым способам добывания знаний и развить их исследовательские умения. ФГОС поощряет исследовательские работы, и требуемые результаты для таких работ присутствуют. Это, так же, позволит родителям поучаствовать в учебной жизни ребенка, и ученикам работать над проектом с радостью.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 1) Выбор темы.
Возможные ошибки при выборе темы:
- тема не интересна ребенку;
- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;
- выбранная тема является неоригинальной;
- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;
- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.
- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.
2) Определение цели и задач исследования.
Возможные ошибки при постановке цели:
1. Нет конкретности;
2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме;
3. Может быть не достижимой;
4. Не измерима, не контролируема.
Возможные ошибки при постановке задач:
1. Не правильная формулировка;
2. Выполнение поставленных задач не приведет к достижению цели;
3. Поставлены не достигаемые и сложные задачи.
Возможные ошибки при постановке гипотезы:
1. Не содержит предположение;
2. Не проверяема, не подтверждена;
3. Не логична и противоречива.
3) Выбор методов исследования.
Возможные ошибки при выборе методов исследования:
1. Для проверки поставленной гипотезы выбраны неверные методы;
2. Не соответствует возрастным особенностям;
3. Подобраны не интересные методы исследования.
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ Таблица 1.
| Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
| Актуальность темы | 1- Актуальна 0- Нет |
| Соответствие темы и содержания | 1- Соответствуют 0- Не соответствуют |
| Тема соответствует возрасту | 1- Соблюдены возрастные ограничения 0- Нет |
| Актуальность проблемы | 1- Проблема актуальна 0- Актуальность отсутствует |
| Цель соответствует теме | 1- Соответствует 0- Нет |
| Цель соотносится с результатом | 1- Соотносятся 0- Нет |
| Задачи соответствуют цели | 1- Соответствует 0- Нет |
| Верно сформулирована гипотеза | 1- Да 0- Нет |
| Присутствует анализ литературы | 1- Присутствует 0- Отсутствует |
| Соответствие литературы и темы | 1- Соответствует теме 0- Не соответствует теме |
| Верно подобраны методы наблюдения к возрасту | 1- Да 0- Нет |
| Выводы оформлены верно | 1- Выводы верны 0- Присутствует ошибка |
| Логика и структура не нарушены | 1- Нарушений нет 0- Нарушения есть |
| Уровень представления данных (схемы, таблицы и т.д.) | 2- Таблица, схема 1- Рисунок 0- Текст |
| Оформление работы (технические требования) | 1- Соответствуют к требованиям 0- Нет |
Правильное оформление (орфография и пунктуация) | 2- Ошибок нет 1- 1-2 ошибки 0- Более 2 ошибок |
1.4. Паспорт исследования №1 «Создаём классный литературный журнал» № | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1. | Тема | Создаём классный литературный журнал |
2. | Актуальность | В современном обществе наблюдается снижение интереса обучающихся к чтению книг и журналов. Это связано с развитием цифровых технологий и социальных сетей, где ученики проводят большую часть своего времени. Чтение книг и журналов становится всё менее популярным занятием, что может привести к утрате интереса к литературе. Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании интересов и увлечений обучающихся. Она позволяет ученикам раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Создание литературного журнала во внеурочной деятельности может стать эффективным способом привлечения школьников к чтению и литературе. Проект исследования по созданию литературного журнала может стать частью внеурочной деятельности, направленной на развитие интереса к чтению и литературе. |
3. | Объект исследования | Литературный журнал |
4. | Цель проекта | Для учителя: организация деятельности обучающихся, направленная на формирование исследовательских умений через проект-исследование по теме «Создаём классный литературный журнал». Для ученика: создать классный литературный журнал. Задачи: Узнать теоретический материал по теме исследования. Провести исследование. Подвести итоги. |
5. | Тип проекта | Исследовательский, краткосрочный (3 занятия), групповой. |
6. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | 1. Подготовительный этап. (1 день) Планируют деятельность на проект, ставят цели, задачи. Обучающиеся делятся на группы, распределяют роли: редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики. Структура журнала: Определение разделов (например, статьи, интервью, рассказы, поэзия). Темы статей: Обсуждение возможных тем для статей и материалов. История литературных журналов: Обзор истории литературных журналов, их роли и значения. Оформление: Изучение стандартов оформления литературных журналов. Содержание: Анализ содержания литературных журналов, примеры успешных выпусков. 2. Исследовательский этап. (2 день) Интервью с одноклассниками: Организация и проведение интервью с одноклассниками о их любимых книгах, писателях и литературных предпочтениях. Рассказы о любимых книгах: Сбор рассказов о любимых книгах и их авторах. Стихотворения: Сбор стихотворений, написанных учениками. Дополнительные материалы: Сбор фотографий, иллюстраций, цитат и других материалов. Редактирование текстов: Проверка и корректировка собранных материалов. Оформление статей: Разделение материалов на статьи и оформление их в соответствии с планом. Создание макета: Разработка макета для каждой статьи. Выбор цветовой гаммы: Определение цветовой палитры для журнала. Подбор шрифтов: Выбор шрифтов для заголовков и основного текста. Иллюстрации и фотографии: Обсуждение выбора иллюстраций и фотографий. Макет журнала: Обсуждение и утверждение макета. 3. Итоговый этап. (3 день) Представление готового журнала классу или другим заинтересованным лицам (родители, учителя, ученики других классов). Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. |
7. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель проекта: Создание литературного журнала, который будет включать статьи, интервью, рассказы, стихотворения и другие литературные материалы. Задачи проекта: - Изучить структуру и оформление литературных журналов. - Собрать и оформить информацию для статей и материалов. - Разработать дизайн и оформление журнала. Гипотеза исследования: предположим, что создание классного литературного журнала поднимет интерес к чтению литературы и поможет лучше понять литературные вкусы друг друга. Методы исследования: теоретические (анализ), словесный (беседа, инструктаж), практический (творческая работа), наглядный (презентация). Оборудование для проведения исследования: бумага, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, линейки, ластики, ножницы, клей, скотч. На исследовательском этапе проекта «Создаём классный литературный журнал» обучающиеся организуют и проводят интервью с одноклассниками, собирают рассказы о любимых книгах, стихотворения и другие материалы для журнала. Организация и проведение интервью На этом этапе ученики организуют и проводят интервью с одноклассниками. Они задают вопросы о любимых книгах, писателях и литературных предпочтениях. Полученные ответы записывают или фиксируют на диктофон. Это позволит сохранить информацию для последующего использования в журнале. Сбор рассказов о любимых книгах и стихотворений Обучающиеся собирают рассказы о любимых книгах и их авторах, собирают стихотворения, написанные учениками. Это могут быть небольшие эссе, в которых ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном. Важно отобрать лучшие работы для включения в журнал. Также можно собрать информацию о любимых жанрах литературы, авторах и произведениях. Дополнительные материалы Собираются фотографии, иллюстрации, цитаты и другие материалы, которые могут быть использованы в журнале. Это могут быть изображения книг, портреты писателей, цитаты из произведений и т. д. Редактирование текстов Собранные материалы проверяются и корректируются. Это включает в себя исправление грамматических и стилистических ошибок, а также улучшение структуры и содержания текстов. Оформление статей После редактирования тексты оформляются в соответствии с планом. Они разделяются на статьи и готовятся к публикации в журнале. Создание макета Разрабатывается макет для каждой статьи. Это включает в себя выбор шрифта, размера текста, цвета фона и других параметров оформления. Выбор цветовой гаммы Цветовая гамма журнала выбирается с учётом предпочтений целевой аудитории. Она должна быть приятной для глаз и соответствовать общему стилю издания. Подбор шрифтов Шрифты выбираются с учётом читаемости и эстетики. Они должны быть легко читаемыми и соответствовать общему стилю журнала. Исследовательский этап проекта позволяет собрать разнообразные материалы для журнала. Он включает в себя интервью с одноклассниками, сбор рассказов о любимых книгах, стихотворений и других материалов. Этот этап также включает в себя редактирование текстов, оформление статей, создание макета журнала и выбор цветовой гаммы и шрифтов. В результате получается готовый журнал, который можно представить классу или другим заинтересованным лицам. |
8. | Продукт | Классный литературный журнал, в котором собраны рассказы о любимых книгах, стихотворения, информацию о любимых жанрах литературы, авторах, их произведениях и другие материалы. |
9. | Перспектива проекта | Полученный продукт и информацию можно применить на различных конкурсах. |
1.5. Паспорт исследования №2 «Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск» Класс: 3.
Предмет: Окружающий мир.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск |
2 | Актуальность исследования | Актуально для жителей Красноярска |
3 | Проблема исследования | Можно ли пить воду из Енисея или использовать для полива растений? |
4 | Объект исследования | Река Енисей |
5 | Цель исследования | Для учителя: сформировать умение выявлять загрязнения и проверять чистоту воды. Для ученика: определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: изучить проблему; проанализировать информацию по проблеме; взять пробы воды; исследовать пробы воды; сравнить пробы воды с требованиями ГОСТа; подвести итог; проверить гипотезу; создать продукт (статья). |
7 | Гипотеза исследования | Уровень загрязнения реки Енисей высокий, опасно использовать эту воду в качестве питьевой или поливной. |
8 | Методы исследования | - наблюдение; - эксперимент (опыт); - анализ литературы. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный По организационной форме: групповой По содержанию: моно |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: - Покупка необходимых реагентов - Подготовка оборудования 2. Теоретический: - Чтение литературы (наработка теории) - Поиск способов проверки уровня загрязнения воды 3. Практический: - Наблюдение (внешний вид воды) - Взятие проб воды в разных местах Красноярск (Черемушки; Академ; остров Отдыха). - Опыт с марганцовкой - Опыт мылом - Опыт с запахом и внешним видом 4. Аналитический: - Выводы об опытах, запись в таблицу - Обращение к литературе и результатам - Общий итог (подтверждение/опровержение гипотезы) 5. Презентационный: - Представление итогов на выступлении на школьном мероприятие «Эко Красноярск» - Создание статьи для школьной стенгазеты и журнала 6. Рефлексивный: - Анализ опытов с литературой - Выявление ошибок - Эмоции от работы |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения. Ход исследования: |
11 | Оборудование для проведения исследования | - Колбы - Мыло - Марганцовка - Пробы |
12 | Продукт исследования | Уровень загрязнение реки Енисей |
13 | Перспектива исследования | Енисей важнейшая водная артерия Красноярского края, воду из реки используют во всех направлениях. |
14 | Используемые источники | - Интернет |
Раздел 2. Проектная деятельность учащихся 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата. Практико-ориентированный проект. Имеет на выходе конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи;
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Перечислим, какие бывают виды проектов и опишем их. Первый это практико-ориентированный проект. На выходе он имеет конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.
Исследовательский проект, направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.
Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект, направлен на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной — двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе (1):
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.
I. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.
II. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
Рассмотрим отличия проекта от исследования. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Гипотеза не всегда сопровождает проект, если в нем нет исследования, то и гипотезы тоже не будет.
2.2. Проектная задача №1 «Музыкальные инструменты» 3 Класс
1. Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | Музыкальные инструменты |
Предметные области | Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир |
Класс | 3 |
Тип задачи | межпредметная |
Цель для педагога: Цель для обучающихся: | Цель для педагога: организация деятельности обучающихся для изучения музыкальных инструментов через интеграцию литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира. Цель для обучающихся: закрепление знаний о различных музыкальных инструментах. |
Планируемые предметные результаты | создают небольшой письменный текст; составляют план текста; восстанавливают текст на основе списка слов, данных в случайном порядке; создают карту маршрута; решают задачи в одно действие; |
Планируемые метапредметные результаты | находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; читают и интерпретируют графически представленную информацию: таблицу, иллюстрацию; готовят небольшие публичные выступления с возможной презентацией (видео) о результатах групповой работы; |
Планируемые личностные результаты | проявляют уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчества; |
Оценивание (оценивание учителем, самооценивание, взаимооценивание) | Оценивание учителем: правильность выполнения предметных заданий; продуктивность взаимодействия обучающихся в группе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта. Рефлексивная анкета. |
2. Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из шести заданий. Задания можно выполнять в любой последовательности (задания № 1–№ 5), кроме задания №6, оно является заключительным. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке видеоролика.
Задание №1 – на основе изученной информации о музыкальных инструментах, представляют краткую информацию об одном из них по плану. Демонстрируют умение находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; умение составлять план текста; уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчества;
Задание №2 – требуется провести арифметические действия для сравнения длин струн, соотнеся результат с изображением подходящего инструмента.
В этом задании ученики должны будут демонстрировать навыки применения арифметических действий с единицами длины.
Результат выполнения этого задания - решают задачи в одно действие; читают и интерпретируют графически представленную информацию: иллюстрацию;
Задание №3 – необходимо подсчитать сумму расходов на покупку двух струн для классической гитары, используя данные таблицы. Демонстрируют умение решать задачи в одно действие; умение читать и интерпретировать графически представленную информацию: таблицу.
Это задание, как и предыдущее, потребует от обучающихся умение производить арифметические вычисления, но уже с денежной единицей.
Задание №4 – воспроизводят текст песни, вставляя недостающие слова, использую слова для справок. Задание предполагает демонстрацию учеником умения восстанавливать текст на основе списка слов, данных в случайном порядке.
Задание №5 – рисуют карту маршрута героев от отеля, в котором они остановились, до места выступления на основе предоставленного маршрута в задании. Это задание предоставляет обучающимся возможность продемонстрировать умение создания карты маршрута.
Задание №6 – подготовка сценки для снятия видео о проделанной работе на каждом этапе. Результат выполнения этого задания – готовят небольшие публичные выступления с возможной презентацией (видео) о результатах групповой работы.
После выполнения всех заданий проектной задачи происходит просмотр подготовленных видеороликов, а затем каждому обучающемуся предлагается самостоятельно заполнить рефлексивную анкету.
Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до 2-х уроков учебного времени.
3. Содержание межпредметной проектной задачи «Музыкальные инструменты»
Дорогие третьеклассники!
Н
аверняка вы знаете весёлых героев из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» — Трубадура, осла, пса, кота и петуха. Они всегда готовы прийти на помощь и поднять настроение! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие вместе с ними и узнаем много интересного о музыкальных инструментах. Бременские музыканты рассказывают, что в их городе есть необычные музыкальные инструменты, которые звучат по-разному и требуют особого подхода. Герои отправились на гастроли в соседний город, но поняли, что, к сожалению, их инструменты и песня не подготовлены, и они не могут порадовать горожан своей музыкой.
Помогите Бременским музыкантам подготовиться к выступлению и верните им возможность радовать горожан своей музыкой!
Сформулируйте проблему, с которой сталкиваются Бременские музыканты.
Какую задачу вам придётся решить? Запишите её формулировку.
Задание 1. «Знакомство с музыкальными инструментами»
Изучите музыкальные инструменты, на которых играют Бременские музыканты (Трубадур и кот — гитара, Петух — барабаны, Пёс — контрабас).
Выберите один из инструментов и подготовьте краткую информацию о нём, представьте информацию в виде плана: название, внешний вид, звучание, с помощью чего играют на этом инструменте (например, смычком или пальцами).
Гитара — это струнный инструмент, на котором можно исполнять разные мелодии. Она имеет корпус, гриф и струны, которые тянутся от корпуса к грифу. На гитаре можно играть пальцами или медиатором — специальной маленькой пластинкой. Медиатор позволяет музыканту играть более чётко и ярко. У гитары может быть разное количество струн, например, шесть, и различные формы корпуса, которые влияют на звучание инструмента. Звук извлекается путём защипывания. Звучание гитары может быть как мягким и лирическим, так и громким и энергичным, в зависимости от стиля игры и настроек инструмента.
Барабаны — это ударный инструмент, который издаёт громкий и чёткий звук. У барабанов есть разные части, по которым музыкант стучит палочками. Барабаны состоят из корпуса (бочки) и мембраны (натянутой кожи или другого материала), которая колеблется при ударе палочек. Корпус может быть изготовлен из разных материалов, например, дерева или металла, и иметь разные формы и размеры. Палочки для игры на барабанах обычно имеют специальные наконечники, которые обеспечивают разный звук при ударе. Барабаны создают ритмический аккомпанемент и задают темп музыке.
Контрабас — это большой струнный инструмент, который издаёт низкие и глубокие звуки. Он похож на скрипку и виолончель, но гораздо больше их по размеру. У контрабаса длинный гриф и четыре струны, которые тянутся от грифа к корпусу. Звук извлекается смычком. Контрабас имеет глубокое и насыщенное звучание, которое добавляет глубину и насыщенность музыкальному ансамблю. Благодаря своим размерам и звуковым характеристикам, контрабас идеально подходит для создания басовых линий, которые поддерживают ритм и гармонию музыки.
Задание 2. «Музыкальные пропорции»
Музыкантам требуется замена струн их инструментов, но они не знают их длины. Определите, во сколько раз длина струны одного музыкального инструмента больше длины струны другого? Если на одном инструменте струна длиной 120 см, а на другом — 40 см. Напиши на рисунке, какой длины струны подойдут для гитары, а какой для скрипки.
Задание 3. «Подберите струны»
Бременские музыканты отправились в магазин музыкальных инструментов и оборудования, помогите им совершить покупку подходящих струн.
Рассмотрите схему стоимости струн. Подсчитайте сумму расходов на покупку двух струн для классической гитары.
Вид гитары | Стоимость одной струны (в рублях) |
Акустическая | 740 |
Электрическая | 790 |
Классическая | 290 |
Полуакустическая | 337 |
Задание 4. «Восстановите песню»
По пути в соседний город музыканты потеряли текст песни. Помогите Бременским музыкантам восстановить текст песни для выступления. Вставьте недостающие слова песни, использую слова для справок.
Ничего __ свете лучше нету,
Чем бродить друзьям __ белу свету!
Тем, кто дружен, __ страшны тревоги.
Нам любые дороги ______!
Мы своё призванье не забудем —
Смех и радость __ приносим людям!
Нам _______ заманчивые своды
Не заменят _______ свободы!
Наш _____ — цветочная поляна.
Наши стены — сосны-великаны.
Наша крыша — ____ голубое.
Наше счастье — жить такой судьбою!
Слова для справок: от, небо, мы, дороги, на, дворцов, навсегда, ковёр, по, не, никогда.
Задание 5. «Маршрут до выступления»
Бременские музыканты подготовили песню и инструменты и теперь готовятся к выступлению в новом городе, но не знают, как добраться до места выступления. Нарисуйте карту маршрута героев от отеля, в котором они остановились, до места выступления. Учитывайте время в пути, возможные препятствия и важные ориентиры.
Маршрут от отеля до места выступления: Выходите из отеля и поворачивайте направо. Идёте по этой улице прямо. Проходите мимо парка — он будет по левую руку. Увидев перекрёсток, поверните налево. Продолжайте идти по этой улице, никуда не сворачивая. Вы увидите большую площадь. На площади ищите указатель, который покажет вам дорогу к месту выступления. Идёте по указателю и вскоре увидите сцену, где будет проходить выступление. |
Задание 6. Попробуйте представить себя в роли Бременских музыкантов, вспомнив о проделанной работе. Подготовьте видео со сценкой о том, что было сделано и расскажите в видеоролике, как вы выполняли работу на каждом этапе.
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Музыкальные инструменты».
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему? _______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: повышение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям обучающихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышению интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее, ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за обучающимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у обучающихся обще - учебных умений и навыков. Это в свою очередь способствует формированию у детей самостоятельности и самовоспитания, что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с
А. Б. Воронцов Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.
А.И. Савенков Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ЯезеагсЬег».) ISBN 978-5-4441-0187-2.
Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. — 2012.
Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений
Статья "Исследовательская работа в начальной школе". Зубова Ольга Анатольевна https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 29.03.2025г.)
Статья «Оформление продукта исследовательской». Майорова Анастасия Леонидовна деятельности? http://ext.spb.ru/site/6968-2015-01-20-11-56-26.pdf (дата обращения 28.03.2025г.)