СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»


М инистерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования [1].

Составитель: – студентка группы 22П-6 отделения

«Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Гасанова Л.Р/ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 44 стр.

































Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. Из них к личностным результатам относится сформированность мотивации к обучению и познанию. Следуя современной концепции деятельностного подхода, учителю важно вводить в процесс обучения и воспитания новые формы и методы. В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах» [1].































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 8

Примеры ошибок в детских исследовательских работах. 10

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 12

1.4. Паспорт исследования №1 «Необычное свойство воздуха» 14

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 17

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 24

























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование – процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Исследовательская деятельность – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская практика ребенка – путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

ФГОС НОО устанавливает требования к усвоению метапредметных результатов освоения программы начального общего образования, которые должны отражать 42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1].

Цель исследовательской деятельности в начальной школе – формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [5].

Задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Виды исследований:

  • Экспресс-исследование;

  • Долговременное исследование.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Исследовательские умения получает ученик, внося свой вклад в общую работу, это приучает его работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Роль учителя заключается в том, чтобы ученики сами находили ответы на свои вопросы, создать обстановку, чтобы ученики не боялись задать вопрос. Таким образом, ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Родители могут выступать одновременно в разных ролях для того, чтобы помочь своему ребенку в исследовательской работе:

  • консультант;

  • может отслеживать выполнение плана;

  • решать оперативные вопросы вместе с ребенком;

  • помогать в предварительной оценке проекта;

  • участвовать в подготовке презентации;

  • обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания [12].

Таким образом, чтобы ребенку было самому интересно заниматься исследовательской деятельностью, нужно, прежде всего, раскрыть ему свой творческий, интеллектуальный потенциала.

Непременным качеством каждого ученика является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определенной вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель как учителя, организовавшего условия для исследовательской работы в школе достигнута [3], [11].



1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Тему исследования можно выбрать, исходя из трех пунктов:

из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, систему вопросов;

из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Содержание тем для исследования можно условно объединить в три группы, и отсюда уже отталкиваться из более понравившегося варианта.

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные, эмпирические – темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Нередко ученики сталкиваются с типичными ошибками при выборе своей темы для исследования.

Существуют ошибки при выборе и формулировании названия

темы: тема не должна быть широкой («Птицы»);

не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами

название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин

позвоночник?»).

Автор рекомендует выбирать узкую и конкретную тему, хорошо, если

формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование»,

«выявление».

Тема не должна быть чрезвычайно сложной. Она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять

интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками.

Для того, чтобы написать свою исследовательскую работу, нужно поставить цель и задачи для ее достижения. Так как же поставить цели и задачи?

Цель исследования должна быть конкретна, определять результат деятельности. Формулировка цели должна начинаться с глагола в

неопределённой форме (например, создать,

сформулировать), быть достижимой, измеримой, контролируемой, в отдельных случаях диагностируемой. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задачи – это маленькие шаги к достижению цели. Существует несколько классов задач.

  • Связанные с изучением теории:

  • изучить состояние проблемы…,

  • провести анализ…


  • Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета

исследования:

  • охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и

  • место…


  • Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений:



  • разработать…,

  • классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…,

  • подготовить.


  • Связанные с экспериментом:

  • экспериментально проверить, изучить…


  • Разработанные на протяжении всего исследования методические

рекомендательные материалы:

  • рекомендации по использованию..,

  • комплекс заданий…

Типичные ошибки, встречающиеся при постановке цели и задач:

неточный выбор слов при написании цели, что может привести к несоответствию между целью и продуктом исследования. Отсутствие конкретики.

Примеры: неточный выбор слов.

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика

автора).

Отсутствие конкретики.

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование [8].

Как сформулировать гипотезу? Требования к гипотезе следующие. Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Типичные ошибки при формулировании гипотезы:

1 ошибка. Избран ошибочный стиль при формулировке. Гипотезы формулируются в вопросительной форме. Например, начинаются со слов: «Верно ли…». Гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».

Примеры: «Верно ли, что зайцы становятся белыми только зимой?», «Правда ли, что слон за раз может съесть всю листву большого дерева?».

2 ошибка. Формулируется избыточное множество гипотез.

Примеры: «почки распускаются только весной, и ручьи бегут тоже только весной», «взрослый человек способен пройти пешком не останавливаясь 5 часов, а шесть не способен».

3 ошибка. Не соответствует фактам по теме исследования.

Оформление исследовательской работы.

Необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят:

титульный лист;

содержание;

перечень условных обозначений (при необходимости);

введение;

основная часть;

заключение;

библиография (список литературы);

приложение (при необходимости).

Типичные ошибки при оформлении работ:

 проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

 отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

 оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям [7], [9].



1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Актуальность темы.

0-1

1 – тема актуальна.

0 – тема не актуальна.

2. Соответствие темы содержанию.

0-1

1 – тема соответствует содержанию.

0 – тема не соответствует содержанию.

3. Тема соответствует возрастным особенностям.

0-1

1 – тема соответствует возрастным особенностям.

0 – тема не соответствует возрастным особенностям.

4. Цель конкретна, достижима.

0-1

1 – цель имеет конкретику, достижима.

0 – цель неконкретна, не достижима.

5. Задачи соответствуют теме исследования. (от 3 до 5)

0-2

2 – задачи представлены от 3 до 5.

1 – задачи представлены от 1 до 2.

0 – задачи не представлены, или не соответствуют теме исследования.

6. Гипотеза сформулирована верно.

0-1

1 – гипотеза сформулирована верно.

0 – гипотеза отсутствует, или сформулирована неверно.

7. Гипотеза соответствует цели исследования.

0-1

1 – гипотеза соответствует цели исследования.

0 – гипотеза не соответствует цели исследования.

8. Литература подобрана в соответствии темы исследования.

0-1

1 – литература подобрана в соответствии темы исследования.

0 – литература отсутствует, или не подобрана в соответствии темы исследования.

9. Литература составлена не менее чем из 5 источников.

0-1

1 – литература составлена из 5 или больше источников.

0 – литература составлена менее, чем из 5 источников.

10. Методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0-1

1 – методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0 – методы исследования отсутствуют, или не подобраны в соответствии с возрастными особенностями.

11. Выдержана структура и логика в исследовании.

0-1

1 – в исследовании выдержана структура и логика в исследовании.

0 – в исследовании нарушена структура и логика.

12. Оформление работы соответствует техническим требованиям.

0-1

1 – оформление работы соответствует техническим требованиям.

0 – оформление работы не соответствует техническим требованиям.

13. Работа исследования представлена в определенных формах (рисунок, описание, схема, диаграмма).

0-2

2 – работа представлена в форме схемы, или диаграммы.

1 – работа представлена в форме описания, или рисунка.

0 – работа не содержит никакого вывода.

14. Грамотность (орфография, пунктуация)

0-1

1 – присутствует грамотность в написании исследования (соблюдены орфография и пунктуация).

0 – отсутствует грамотность в написании исследования (не соблюдены орфография и пунктуация).

Всего

16б




1.4. Паспорт исследования №1 «Необычное свойство воздуха».

Паспорт исследования

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Гасанова Лия



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Необычное свойство воздуха

2

Актуальность исследования

Воздух – главный компонент в жизни людей, он обеспечивает кислородом всю планету.

У меня возник вопрос: если воздух – главный компонент в жизни живых организмов, то почему мы его не видим?

3

Проблема исследования

Мы не можем увидеть воздух. Есть ли доказательство его существования?

4

Объект исследования

Воздух.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений по теме «Необычное свойство воздуха».

Для ученика: узнать, что воздух существует.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1) подбор литературы по теме исследования «Необычное свойство воздуха».

2) провести опыты «Обнаружение воздуха».

3) зафиксировать полученные данные в дневник исследователя.

4) оформить выводы.

7

Гипотеза исследования

Если мы дышим воздухом, то он существует.

8

Методы исследования

Анализ литературы, наблюдение, опыты, анализ и обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подбор информации по теме исследования, подготовка оборудования, необходимых материалов,

2. Теоретический: изучение подобранной информации, выявление проблемы,

3. Практический: проведение опытов для проверки гипотезы. составление гипотезы.

4. Аналитический: фиксация полученных результатов в дневник исследователя.

5. Презентационный: показ/презентация своего хода работы, продукта перед аудиторией.

6. Рефлексивный: самоанализ проведенной работы, выявление успеха и трудностей.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Обнаружение воздуха.

Опыт № 1.

Цель исследования: увидеть, что воздух существует.

Ход исследования:

1. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.


2. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.


Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.

11

Оборудование для проведения исследования

1. Веер.

2. Стакан. Вата, глубокая прозрачная чаша.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов.

14

Используемые источники

1. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2011/11/23/issledovatelskiy-proekt-svoystva-vozdukha

































РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность учащихся

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность – совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др [10].





Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [2].



Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; атрибуты несуществующего государства; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; действующая фирма; журнал; законопроект; игра; карта; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ... ; праздник; прогноз; публикация; путеводитель; серия иллюстрации; система школьного самоуправления; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

  • деловая игра;

  • демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

  • диалог исторических или литературных персонажей;

  • защита на Ученом Совете;

  • игра с залом;

  • иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научная конференция;

  • отчет исследовательской экспедиции;

  • пресс-конференция; путешествие;

  • реклама;

  • ролевая игра;

  • соревнования;

  • спектакль;

  • спортивная игра;

  • телепередача;

  • экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений [13].





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в обучении младшего школьника, помогая не только сформировать метапредметные и личностные умения и навыки, но и обрести мотивацию к самостоятельному познанию окружающего мира.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования и содержат в себе теоретические и методические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Задача данных методических рекомендаций предложить наиболее эффективные и рациональные варианты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, а также освятить необходимость использования проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Что ведет к воспитанию всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми навыками для жизни в современном динамично-изменяющемся мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. - М.: Просвещение, 2017 – 404 с.

  2. Аксенов С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012 г. – 258 с.

  3. Дроговоз И.Г. Как организовать исследование и получить результат // Столичное образование. – 2011 г. – 51 с.

  4. Гусев Д.А., Аксюченко В.Н., Об оценке результатов детского исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2014 г.

  5. Зубова О.Е. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образование и наука. – 2020 г.

  6. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся // Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru.

  7. Мастрюков А.В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» // Юный ученый. — 2017 г. – 94 с.

  8. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2014 г. – 148 с.

  9. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. – 2017 г. – 155 с.

  10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя // К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников // Учебная литература. – 2004 г. – 80 с.

  12. Смелова В.Г. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 // Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). – М., 2020.

  13. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. - М.: УЦ "Перспектива": 2015 г. - 88 с.