СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы»»








Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»




Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы»





Красноярск 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор: К. А. Ускова, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы/ К.А. Ускова.., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 61 с.




Аннотация

Методические рекомендации содержат информацию об организации проектно-исследовательской работы с младшими школьниками. В учебном пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».









СОДЕРЖАНИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа обучающихся в современной начальной школе 10

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 10

1.2 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 14

1.2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования 14

1.2.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования 15

1.2.3 Ошибки в выборе методов исследования 17

1.3 Паспорт исследования «Какую воду мы пьем?» 20

1.4 Паспорт исследования «Воздушный шар с секретом» 29

1.5 Паспорт исследования «Какую воду стоит пить?» 34

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность обучающихся в современной начальной школе 42

2.1 Проектная деятельность обучающихся в совремнном начальном образовании: назначение, специфика, структура 42

2.2 Проектная задача «Весенние каникулы» 47

2.3 Проектная задача «Путешествие в Китай» 54

2.4 Проетная задача «Экскурсия по Красноярску» 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время в рамках ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования) наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной- исследовательской деятельности на уроке и вне урока [1].

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Цель проектно-исследовательской деятельности заключается в развитии интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника. Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать. Исследование – бескорыстный поиск истины.

В основу стандартов начального общего образования третьего поколения входят новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Когда исследователь начинает свою работу, он не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением младших школьников творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

Данная цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [3, c. 167].

Исследовательская работа обогащает социальный опыт обучающихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний младших школьников, как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [5, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному [8, стр. 1].

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.

Раздел 1. Исследовательская работа обучающихся в современной начальной школе

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [3, с. 110].

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию [4, с. 50].

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

  • получение новых знаний;

  • развитие познавательной мотивации;

  • развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

  • развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

  • активизация личностной позиции.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, вытекают следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

  • познавательная: — получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • развивающая — умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • воспитательная — развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [6, c. 107].

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

• показать обучающимся значимость их деятельности;

• вселить уверенность в силы обучающихся;

• привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

• Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

• Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.



1.2 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

1.2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования младшему школьнику, или ученик, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Давать общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать не актуальную, не интересную тему для слушателей и читателей.

  • Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

  • Навязывать младшему школьнику тему исследования.

  • Выбирать тему, несоответствующую проблеме исследования.

  • Выбирать тему, несоответствующую возрасту.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной, а также широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование. Название работы должно точно отражать её содержание.



1.2.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования (цель должна соответствовать теме исследования).

2. Неясность, неточность формулировки целей (цель должна быть направлена на конкретный результат).

Цель исследования важно не только определить, но и реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как делать.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее.

Типичными ошибками формулирования задач работы являются следующие:

  • Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

  • Конкретная задача не связана с определенным методом исследования.

  • Не нужно ставить недостижимые задачи.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Типичными ошибками формулирования гипотезы работы являются следующие:

  • Гипотеза не содержит предположения, ложность и истинность которого должна установить проверка.

  • Гипотеза не опровергаемая или не доказуема.

Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования должна быть достижимой и реальной. Задачи не могут быть крупнее цели или повторять ее. Конкретная задача должна быть связана с определенным методом исследования. Гипотеза может либо быть реально опровергаемой, либо доказуемой.



1.2.3 Ошибки в выборе методов исследования

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Перед выбором методов исследования младшим школьникам предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у родителей, учителя, других людей;

  • познакомиться с кино(док) по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать за какими-либо явлениями;

  • провести эксперимент.

Обучающийся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.).

Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Типичные ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

  • Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу.

  • Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности. Не всегда ученик может справится с проведением эксперимента без помощи взрослого.

Типичные ошибки, допускаемые при отборе метода – наблюдение:

  • Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

  • Наблюдение начинается без специально подготовленной прог­раммы, проводится случайно.

  • В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

  • Отсутствие протокола наблюдения.

Типичные ошибки, допускаемые при отборе метода – эксперимент:

  • Сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте.

  • В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной происходящих в изучаемом явлении процессов.

  • В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной происходящих в изучаемом явлении процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранные методы исследования должны помогать обучающимся проверить их гипотезы. Самым важным аспектом является выбор методов, так как они должны подходить под возрастные особенности младшего школьника.

1.3 Паспорт исследования «Какую воду мы пьем?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Какую воду мы пьем?»

2

Актуальность исследования

Вода источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Для хорошего здоровья необходимо пить чистую воду. Мы заинтересовались: а качественную мы пьем воду или нет.

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о качестве питьевой воды разных производителей.

4

Объект исследования

Питьевая вода разных производителей.

5

Цель исследования

Проверить качество образцов питьевой воды разных производителей.

6

Задачи исследования

1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.

2. Изучить качественный состав воды.

3. Провести опрос среди одноклассников какую воду они употребляют чаще всего и считают ли они её качественной.

4. Провести исследование образцов воды разных производителей.

5. Проанализировать полученный результат.

6. Сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все образцы воды разных производителей соответствуют стандартам.

8

Методы исследования

Методы:

- анализ теоретической литературы;

- опыты;

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Исследовательская работа:

1. Введение

Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на Земле.

Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал «Самое необыкновенное вещество в мире». А «Занимательная физиология», написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – «Вещество, которое создало нашу планету».

Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Как определить качество питьевой воды в домашних условиях?

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека. Значение воды в жизни человека очень велико.  Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления.

Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и   обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.  

Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды. 

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая продается в магазинах, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода»). 

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

1. Запах

2. Вкус.

3. Цвет.

4. Мутность.

5. Жесткость.

6. Химические вещества.

Как правило, питьевая вода перед подачей потребителю подвергается одному или нескольким видам очистки. Однако бывает, что такая очистка проводится с нарушениями либо является недостаточной.

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита.

Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

При длительном употреблении питьевой воды и пищевых продуктов, содержащих значительные количества нитратов снижает способность крови к переносу кислорода, что ведет к неблагоприятным последствиям для организма.

Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — «очистные органы человеческого организма».  

Следовательно, можно сделать вывод, что к выбору воды нужно относится ответственно, чтобы избежать негативных последствий.

2.2. Практическая часть

Мы провели опрос среди обучающихся нашего класса. В опросе приняли участие 12 человек. Всем были заданы два вопроса:

  1. Какую воду из предложенных вы пьете чаще всего?

  2. Что вы думаете о качестве питьевой воды, которую употребляете?

Результаты представлены на диаграммах:



По результатам первого вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающихся нашего класса (9 человек) употребляет воду марки «Лель», на втором месте «Тагарский источник» (2 человека), на третьем «Агуша» (1 человек).



Результатом второго вопроса является то, что большая часть обучающиеся нашего класса (9 человек) считают, что выбранная ими вода соответствует нормам. Всего лишь 3 человека думают, что вода, покупаема в магазинах находится на высоком уровне. Можно заметить, что никто из учеников не ответил, что выбранная ими вода находится на низком уровне.

Все мы знаем, что вода, приобретенная в магазинах должна быть качественной. Рассмотрим упаковки воды разных производителей: «Лель», «Тагарский источник», «Агуша».



Опыты с водой разных производителей

Мы купили несколько образцов воды разных марок: «Лель», «Тагарский источник», «Агуша».

Опыт №1. Определение жесткости воды.

Для определения жесткости воды мы добавили мелко покрошенное мыло и размешивали его в течении 1 минуты. Можно видеть, что в «Агуше» наибольшее количество пены, а это значит, что по жесткости она мягкая. В «Тагарском источнике» и «Леле» пены меньше, чем в «Агуше», следовательно, у них средняя жесткость.

Вывод: по результатам тестирования, мы выявили, что «Агуша» - мягкая, а «Тагарский источник» и «Лель» - средней жесткости.

Опыт №2. Определение вкусовых качеств воды.

Для следующего опыта нам понадобились три стакана, наполненные водой разных производителей. Мы налили воду до в каждый стакан до середины объёма. Затем, по очереди из каждого стакана сделали несколько глотков.

Вывод: результат тестирования воды на вкус показал, что «Лель» и «Тагарский источник» не имеют привкуса. Питьевая вода «Агуша» имела непонятный привкус.

Эксперимент. Определение на содержание органических веществ.

Для данного эксперимента нам понадобился цифровой микроскоп. С помощью пипетки мы добавили на увеличительное стекло каплю воды разных производителей. Рассмотрели данные образцы под микроскопом.

Вывод к практической части



Гипотеза нашего исследования не подтвердилась, так как исследованные нами образцы воды показали, что не все марки питьевой воды соответствуют стандартам качества.

3. Заключение

Из всех образцов покупной воды, «Агуша» имела непонятный вкус и запах. Также, оказалось, что вода под данной маркой имеет мягкую жесткость. У такой воды, как «Тагарский источник» и «Лель» вкус и запах отсутствуют, жесткость – средняя. Органические вещества во всех трёх образцах отсутствуют.

Рекомендации:

Итак, теперь вы сами можете проверить, что за вода стоит у вас в холодильнике. Будьте внимательны при покупки покупной воды.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода разных производителей, микроскоп, стаканы, мыло.

12

Продукт исследования

Рекомендации к выбору воды разных производителей.

13

Перспектива исследования

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. В ходе эксперимента нам стало интересно проверить воду других производителей.

14

Используемые источники

1. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007
2. Г.Н. Красовского Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, М., 1987;
3. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.
4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

6. http://www.studzona.com/referats/view/11651



1.4 Паспорт исследования «Воздушный шар с секретом»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Воздушный шар с секретом

2

Актуальность исследования

Актуальность и значимость работы заключается в том, что все знают, что соду гасят уксусом для выпекания мучных изделий. Но были ли у вас догадки, что эти компоненты подходят не только для выпекания мучных изделий? Оказывается, что соду и уксус можно добавить не только в пищевой продукт, но и провести интересный опыт. Сода и уксус бесценный подручный материал для экспериментов, который есть в каждом доме. С помощью соды и уксуса можно провести очень простой, но эффективных химический опыт, благодаря которому можно легко надуть воздушный шарик. Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы расскажем почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

3

Проблема исследования

Мы не знаем все способы надувания воздушного шара, в этом нам помогут знания в предметной области химии. Какой вы знаете самый известный способ надувания воздушного шара? (Ртом, насосом, гелием, содой и уксусом).

4

Объект исследования

Выделение углекислого газа как способ надувания шара

5

Цель исследования

Надуть воздушный шар с помощью химической реакции соды и уксуса.

6

Задачи исследования

1. Прочитать и изучить литературу о воздушных шариках;

2. По инструкции провести опыт с воздушным шаром

3. Убедиться, что произошла химическая реакция и выделился углекислый газ;

4. Сравнить, в каком опыте углекислого газа выделилось больше.

7

Гипотеза исследования

При использовании яблочного уксуса выделится меньше углекислого газа, чем при использовании столового уксуса, но шар в итоге надуется.

8

Методы исследования

1. Подбор и анализ литературных источников;

2. Проведение опытов с целью наблюдения за химической реакцией;

3. Анализ полученных результатов.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап - начало исследования;

Первый воздушный шарик появился только в середине 19 века в Англии. Он был изобретен известным ученым, исследователем электричества, профессором Королевского университета Майклом Фарадеем. Но создал он их не для того, чтобы раздавать детям или торговать на ярмарках. Просто он экспериментировал с водородом. Интересен способ, которым создавал Фарадей свои воздушные шары. Он вырезал два куска каучука, накладывал их друг на друга, склеивал по контуру, а посредине насыпал муку, чтобы стороны не липли друг к другу. «Каучук»- чрезвычайно эластичен, поэтому при наполнении мешочков из него газом, они становились прозрачными и приобретали подъемную силу. Лет через 80 после этого открытия, научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву. Шары стали широко использоваться во время проведения городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх — и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами, ни другими чудесами техники. Мы не всегда знаем все способы надувания воздушного шара, а это необходимо для обогащения знаний в предметной области химии. Какой вы знаете самый известный способ надувания воздушного шара? …Сегодня мы исследуем способ надувания воздушного шара питьевой содой, столовым (70%) и яблочным (6%) уксусом с помощью пластиковой бутылки.

2 этап - основная часть исследования;

В основе способа лежит взаимодействие столовой уксусной кислоты с питьевой содой.

Опыт 1. Вывод: когда эти два компонента смешиваются между собой, происходит химическая реакция. Выделяется углекислый газ. Он поднимается вверх, заполняет пространство шарика.

В основе способа лежит взаимодействие яблочной уксусной кислоты с питьевой содой.

Опыт 2. Проверяем гипотезу. (групповая работа)

Анализируем и измеряем воздушные шары с помощью нитки и линейки. Записываем полученные результаты на карточку.

3 этап - заключительная часть исследования.

Гидрокарбонат натрия относится к базовым порошкообразным веществам. Уксус представляет собой раствор уксусной кислоты в воде. С гидрокарбонатом натрия взаимодействует уксусная кислота, этот процесс именуется реакцией нейтрализации. В ходе реакции образуются следующие вещества:

1. Углекислый газ;

2. Соль;

3. Вода.

По мере протекания реакции, объем углекислого газа увеличивается внутри тары. Он заполняет пространство полностью. Не помещаясь в заданном объеме, он начинает оказывать давление на стенки материала. Это способствует быстрому растягиванию резины. Таким образом уксус и сода надувают воздушный шарик. Воздух легче углекислого газа. Поэтому надутый декоративный шарик не взлетает.


11

Оборудование для проведения исследования

Бутылка из-под воды, два шара, сода, уксус столовый, уксус яблочный

12

Продукт исследования

Надутый углекислым газом шар

13

Перспектива исследования

Данный опыт поможет расширить знания о гидрокарбонате натрия в предметной области химии. Эффект реакции нейтрализации часто используется при приготовлении блюд. На этом основывается действие разрыхлителей. Благодаря молекулам углекислого газа, выделяемого во время контакта воды с сухой смесью лимонной кислоты (или уксусного раствора) и содового порошка, тесто приобретает «воздушность».

14

Используемые источники

https://hvatalkin.ru/opyty/sharik-soda-uksus

https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-detei-opyt-pochemu-sharik-nadulsja.html

https://laura-mz.livejournal.com/1445379.html



1.5 Паспорт исследования «Какую воду стоит пить?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Какую воду стоит пить?»

2

Актуальность исследования

Я думаю, что многим из нас родители говорили, что нельзя пить воду из-под крана, потому что она грязная. Из-за этого взрослые покупают специальные фильтры для очистки воды. Некоторые покупают только воду в бутылках, так как считают, что она чище, чем вода из-под крана. Но ученые считают, что иногда вода в бутылках может быть даже опаснее, чем вода из-под крана.

3

Проблема исследования

Какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная?

4

Объект исследования

Вода (из-под крана, бутилированная, фильтрованная)

5

Цель исследования

Определить, какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная.

6

Задачи исследования

1) Узнать воздействие качества воды на здоровье человека

2) Провести опрос среди одногруппников, какая вода чище: из-под крана, из бутылки или после очищения фильтром?

3) Провести опыты, позволяющие определить качество воды.

4) Составить рекомендации «Какую воду стоит пить?»

7

Гипотеза исследования

Предположим, что бутилированная вода будет чище чем вода из-под крана и фильтрованная.

8

Методы исследования

Анализ теоретической литературы

Опрос

Наблюдение

Опыт

Сравнение

Анализ

9

Тип исследования (по продолжительности)

краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Исследовательская работа:

  1. Введение

Вода - второе (после воздуха) по значимости вещество, без которого существование человека невозможно. Не секрет, что организм человека на две трети состоит из воды, а часть из неё ежедневно расходуется.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 85% всех заболеваний в той или иной степени связаны с питьевой водой. Поэтому важно не просто ежедневно пить воду, а пить воду хорошего качества.

Эта тема актуальна в настоящее время, т.к. ежегодно наблюдается численный рост различных заболеваний человека, связанных с воздействием токсичных веществ, находящихся в питьевой воде, на метаболические процессы, происходящие в организме.

  1. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

Состав воды.

Вода - самое распространенное соединение в природе, не бывает абсолютно чистой. Химическая формула воды - Н2О. Это означает, что каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода. Природная вода содержит многочисленные растворенные вещества – соли, кислоты, щелочи, газы (углекислый газ, азот, кислород сероводород), продукты отходов промышленных предприятий и нерастворимые частицы минерального и органического происхождения. Свойства и качество воды зависят от состава и концентрации содержащихся в ней веществ. Наиболее чистая природная вода – дождевая, но и она содержит примеси и растворенные вещества.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% всех инфекционных болезней в мире связанно с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязненной воды.

Загрязняются и грунтовые воды. Сейчас подземные источники, используемые для питьевой воды, содержат осадочные продукты сельскохозяйственных химикатов, пестицидов, поступающих вместе со стоками с полей, растворителей, хлорированных углеводородов химической промышленности.

По данным ВОЗ от использования недоброкачественной питьевой воды ежегодно в мире страдает каждый десятый житель планеты. Поэтому в комплекс мероприятий, направляемых на предупреждение негативных последствий влияния питьевой воды на здоровье человека, ведущее место должно занимать гигиенически обоснованное водоснабжение.

По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Ежегодно в мире сбрасывается более 420 км3 сточных вод, которые делают непригодными около 7 тыс. км3 воды.

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большее количество различных элементов и соединений, соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород. В комплекс мероприятий, направляемых на предупреждение негативных последствий влияния питьевой воды на здоровье человека, ведущее место должно занимать гигиенически обоснованное водоснабжение.

2.2. Практическая часть

Вода должна иметь безвредный химический состав, т.е. не содержать вредные (токсичные, канцерогенные, радиоактивные) вещества, ограничивающие потребление воды в быту.

Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, т. е. не содержать патогенных бактерий. Вирусов, простейших и яиц гельминтов. Судить о качестве воды и ее соответствии или несоответствии установленным нормам можно только на основании максимально полного химического и бактериологического анализа. Только на основе анализа можно делать окончательный вывод о той проблеме или комплексе проблем, с которыми придется иметь дело.



Мы провели опрос среди обучающихся нашей группы. В опросе приняли участие 13 человек. Всем были заданы два вопроса:

  1. Какую воду ты пьёшь?

  2. Как ты думаешь, какая вода чище?

Результаты представлены на диаграммах:

По результатам первого вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающихся нашей группы (7 человек) пьют фильтрованную воду, на втором месте бутилированная вода (4 человека), на третьем вода из-под крана (2 человека).

Результатом второго вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающиеся нашей группы (7 человек) считают, что фильтрованная вода чище, также (6 человек) думают, что бутилированная вода чище. Также нами было выявлено, что никто не считает воду из-под крана чистой.

Все мы знаем, что вода должна быть полезной и не должна никак навредить нашему здоровью. Рассматривать будем воду из-под крана, воду из-под крана, пройденную через фильтр и бутилированную воду «Лель».

Для того, чтобы определить какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная. Проведём опыты.

Опыт №1. Определение цвета воды

Для проверки берём стаканчики и наливаем в них каждый из образцов и с обратной стороны прикладываем к ним лист бумаги.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

Вывод: все образцы прошли испытание.

Опыт № 2. Определение запаха воды

Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50-60С, для этого нам понадобится термометр. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определим запах.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

слабый запах хлора

без запаха

без запаха

Вывод: в воде из-под крана обнаружен слабый запах хлора.

Опыт № 3. Определение РН-фактора воды

Определить PH-фактор воды. Я налила в банки образцы воды и опускала лакмусовые бумажки. Потом оценила их цвет.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

зелёного цвета

зелёного цвета

зелёного цвета

Вывод: все образцы прошли испытание.

Опыт № 4. Определение кислорода в воде

Определение кислорода в воде. Я взяла 3 баночки, налила в каждую воду и оставила на сутки. На стенках ёмкости появились пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

много

нет

нет

Вывод: фильтрованная и бутилированная вода не содержит кислорода.

Опыт № 5. Наличие в воде органических примесей

Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), и, если окраска останется прежней, значит, что органических веществ воде не содержится.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

розовый цвет

розовый цвет

розовый цвет

Вывод: все образцы поменяли цвет. Органических веществ нет.

Опыт № 6. Определение жёсткости воды

Определить жёсткость воды. У меня нет в наличии приборов, как в лаборатории, поэтому я буду воду кипятить. При воздействии высоких температур будут осаждаться соли кальция и магния и будет образовываться накипь.



Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

присутствует накипь

накипь отсутствует

накипь отсутствует

Вывод: в воде из-под крана присутствует накипь.

  1. Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лучше оказалась бутилированная и фильтрованная вода. Бутилированная вода прошла все испытания, но такую воду постоянно употреблять нельзя так как в ней нет солей, которые нужны человеку.

Лучше всего пить воду, очищенную через фильтр.

  1. Заключение

Вода – это великая ценность для человечества. И от качества той питьевой воды, которая течет из-под крана напрямую зависит здоровье людей.

Вода же исключительно важна для человеческой, а равно и для всей животной и растительной жизни.

В результате проведенных исследований цель и задачи выполнены, гипотеза подтверждена частично.

11

Оборудование для проведения исследования

Стаканчики, фильтр, бутылка воды, марганцовка, лакмусовая бумажка, палочка для размешивания, листы наблюдений, вода из-под крана

12

Продукт исследования

Рекомендации «Какую воду стоит пить?» (буклет)

13

Перспектива исследования

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. В ходе эксперимента нам стало интересно проверить минеральную, родниковую, талую, кипячёная воду.

14

Используемые источники

1. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/znachenie-i-svoistva-vody-324091/re-6f441aa1-4718-4994-b07a-2e906d5e0709

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода

3. http://www.vodoobmen.ru/

4. Большая энциклопедия школьника. Оксфорд. [Текст] / пер.с англ. У. В. Сапциной ; пер.: А. И. Кима, Т.В. Сафроновой и др., 2008. - 664 с.

5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология. / Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Худож. В.В.Николаев, А.В. Кардашук, Е.В.Гальдяева. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003 .- 410, (6)с.: ил.

Раздел 2. Проектная деятельность обучающихся в современной начальной школе

2.1 Проектная деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

ФГОС НОО требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Из толкового словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») определяется как ― план, замысел, разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства.

Проект может рассматриваться как реалистичный замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления.

Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим видам:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

Введение должно содержать:

  1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

  2. писание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

  3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

  4. цель и задачи для проведения исследования;

  5. гипотезу исследования;

  6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • описание процесса исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [1, c. 49].

Продуктом проектной деятельности могут быть Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.



2.2 Проектная задача «Весенние каникулы»

Проектная задача «Весенние каникулы» для обучающихся 4 класса. Финансовая грамотность, математика.

Содержание проектной задачи

4 «Б» класс, в составе двадцати девяти учеников, одного учителя и трёх сопровождающих решили на весенние каникулы (06.05.2023-09.05.2023г.) приобрести путёвки для поездки классом в г. Санкт-Петербург.

Задание 1. В городе Красноярск несколько фирм предоставляют услуги по организации путёвок для школьных групп.

В стоимость путёвки входит: транспорт, проживание.

Цены на услуги туристических фирм приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Туристическая фирма

Стоимость путёвки на 4 дня

Дополнительные услуги

Бонусы

Апельсин

12150 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 450 руб./чел в день

При покупке более 25 билетов питание 200 рублей.

Юла-Тур

11900 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 450 руб./чел в день

Жемчужина

12000 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 500 руб./чел в день

При покупке более 30 билетов питание бесплатно.

С какой фирмой можно заключить договор на проведение четырёхдневного отдыха в Санкт-Петербурге?

Задание 2. На время отдыха школьная группа запланировала три экскурсии.

Экскурсии и стоимость билета представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Экскурсия

Стоимость за 1 билет

1. Обзорная экскурсия + посещение Эрмитажа

Взрослый – 1580 руб./чел

Пенсионер – 1450 руб./чел

Школьный – 1400 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 760 руб./чел

2. Экскурсия в Петергоф (Большой дворец)

Взрослый – 1900 руб./чел

Пенсионер – 1700 руб./чел

Школьный – 1700 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 950 руб./чел

3. Экскурсия "Легенды и мифы Петербурга"

Взрослый – 1050 руб./чел

Пенсионер – 1000 руб./чел

Школьный – 1000 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 600 руб./чел

Сколько понадобится денег, чтобы посетить все три экскурсии?

Задание 3. В связи с оставшимся временем перед отлётом, у группы школьников осталось 4 часа на дополнительные развлечения.

Выберите менее затратный досуг, который сможет посетить группа школьников.

Таблица 3.

Досуг

Стоимость за 1 билет

Дополнительные услуги

Бонусы

Аквапарк ПИТЕРЛЭНД

Взрослый

3 часа – 1900 руб./чел

5 часов – 2200 руб./чел

Школьный

3 часа – 1200 руб./чел

5 часов – 1300 руб./чел

Плавательный круг (для горок) – 50 руб./шт

Одежда для плавания – 400 руб./шт

При приобретении более 25 билетов один дополнительный час в подарок

Музей «Дверь в Хогвартс»

Взрослый – 790 руб./чел

Школьный – 590 руб./чел

На группу от 20 детей 2 сопровождающих бесплатно

Ленинградский зоопарк

Взрослый – 600 руб./чел

Школьный – 350 руб./чел

Фрукты и овощи для животных – 50 руб./стакан

Океанариум Санкт-Петербург

Взрослый – 800 руб./чел

Школьный – 600 руб./чел

Экскурсия – 8000 рублей

При приобретении более 30 билетов экскурсия бесплатно





Задание 4. В последний день отдыха группа школьников решила приобрести сувениры г. Санкт-Петербурга для своих родителей. У каждого школьника по 1500 рублей.

Проанализируйте прайс-лист сувениров и выберите сувенир, на который школьники затратят меньше всего денег.

Прайс-лист – это список товаров с указанием наименований, стоимости.

Наименование сувенира, стоимость и бонусы представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Наименование сувенира

Стоимость

Бонусы

Зонт-автомат с видами Санкт-Петербурга капли компактный

1950 руб./шт

При приобретении более 20 штук, скидка 200 рублей от стоимости за 1 шт

Бейсболка Санкт-Петербург

699 руб./шт

Кружка ручной работы Санкт-Петербург 250 мл

963 руб./шт

Модель корабля 24 см Алые паруса

1335 руб./шт

При приобретении более 25 штук, скидка 155 рублей от стоимости за 1 шт

Футболка Санкт-Петербург

639 руб./шт

При приобретении 50 штук, скидка 150 рублей от общей стоимости

Чай с видами Санкт-Петербурга 150г

1219 руб./шт

Сувенирная тарелка «Центр Петербурга»

650 руб./шт


Часы карманные Санкт-Петербург

639 руб./шт

Матрёшка «Виды Санкт-Петербурга» (5 мест, 17 см)

1290 руб./шт

Набор Санкт-Петербург (2 магнита с видами Санкт-Петербурга, кружка Санкт-Петербург, сувенирная тарелка «Центр Петербурга»)

1900 руб./шт

При приобретении более 27 штук, скидка 500 рублей от стоимости за 1 шт



Задание 5. Заполните таблицу.

Группа:

С какой фирмой можно заключить договор на проведение четырёхдневного отдыха в Санкт-Петербурге?


Сколько денег уйдёт на приобретение путёвок в Санкт-Петербург?


Сколько понадобится денег, чтобы посетить все три экскурсии?


Название досуга, который посетит группа


Общая стоимость досуга.


Какой сувенир приобретут школьники и сколько денег заплатит каждый из них?


Сколько денег потратит один человек для поездки в Санкт-Петербург?


Сколько всего денег понадобится для организации отдыха в Санкт-Петербурге?


Определите цель проектной задачи «Весенние каникулы»




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Весенние каникулы».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

Лист для оценки работы группы

Участники группы: ________________________________________________



Критерий оценки

Оценка группы (+;-)

Оценка учителя (+;-)

Планируют действия группы по выполнению проектной задачи



Распределяют роли по выполнению заданий



Работают самостоятельно (без помощи учителя)



Взаимодействуют между собой все члены группы



Результат представлен в полном объёме





2.3 Проектная задача «Путешествие в Китай»

Задание 1. Ученики «Средней школы 154» отправляются в Пекин на весенние каникулы в период с 25 марта по 1 апреля. После долгих обсуждений, была выбрана компания Аэрофлот, на которой ученики полетят в другую страну. Цена одного взрослого билета составляет 19 800 рублей, а цена детского билета идёт со скидкой в 30%. Сколько денег понадобится туристической группе, если в Пекин полетит один учитель, два соправождающих и 11 учеников. Заполни таблицу.

Возрастная категория

Количество пассажиров

Стоимость билета на одного пассажира

Стоимость билетов на количество участников возрастной категории

Сумма всех билетов

Взрослые






Дети







Задание 2. Перед тем, как собирать чемоданы, необходимо узнать, какая погода их ждёт в Пекине в период с 25 марта по 1 апреля. Чтобы данные были наиболее точны, путешественники посмотрели погоду за пару дней до вылета. Находясь в поисках достоверного сайта о климате страны и его особенностях, Марина Витальевна наткнулась на интересную статью, в которой говорилось…

«Размеры Китая определяют разнообразие его климата, как и рельеф – от востока к западу он понемногу понижается, и именно из-за этого на большей части страны климат резко континентальный, с жарким влажным летом и холодной сухой зимой.

Самое благоприятная пара для туриста считается весна и осень. Весной не ожидается осадков из снега или дождя, поэтому, можете смело взять зонт и положить его в дальний ящик. Дождевик тоже принесёт много пользы, но не в Китае весной. Солнечные очки лучше не брать без футляра и специальной салфетки, они могут испачкаться. А вот ветровку точно не стоит брать, если вы хотите замерзнуть и заболеть. Возьмите с собой ватные штаны, если хотите, чтобы на вас косо смотрели. Не бери с собой путеводитель и разговорник, если вы хотите заблудиться и не найти контакт с коренным жителем страны. А ещё, варежки, валенки, пуховик, шапку ушанку и теплый плед не забудьте взять и убрать в шкаф, потому что, когда вы вернётесь в Россию, уже будет тепло.

Весной в Китае очень хорошо, но не забывайте, что вы находитесь не дома и вам нужно уважать культуру и традиции страны, в которую вы приехали.»

Используя текст, составь список вещей, которые тебе точно понадобятся в Пекине и добавь три необходимых вещи на свой выбор, о которых не говорится в тексте.

Основной багаж

Дополнительный багаж








Задание 3. Чтобы не терять время в Китае, ребята решили ещё перед отъездом посмотреть в интернете информацию про местные достопримечательности и составить топ 4 самых популярных мест Китая.

«Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км. Стоимость экскурсии, по самой длинной крепости мира, составляет 550 рублей с человека. Посещение туристов имеет ограничение до 53000 в день, иначе стена начнет разрушаться. Исходя из этого в год возможно посещение до 1.934 миллиона туристов.

Столица Китая город Пекин – очень древний город. Основная достопримечательность  современного Пекина - огромнейших размеров императорский дворец под названием «Запретный город». Название объясняется тем, что никто без разрешения правителя не мог войти или покинуть дворец. Запретный город был выстроен в 1420 году в самом центре Пекина. Запретный город – самый крупный дворцовый комплекс в мире, он занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. В наше время, попасть в запретный город не составляет никакого труда. Запретный город ежегодно посещают около 7 миллионов человек. Стоимость проходного билета составляет 700 рублей с человека.

Дворец Потала построен на одноимённой горе и занимает первое место в рейтинге высокогорных дворцов Китая. Он расположен на высоте 3767 м над уровнем моря в городе Лхасе, который находится в китайском автономном районе Тибет, и являлся домом для 10 разных Далай-лам более 300 лет. В год дворец посещают около 700 тыс. человек. Стоимость одного билета составляет 300 рублей. Здание было построено в 1645 году, но с 637 года здесь уже находилась крепость. С 1994 года здание находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк Цзючжайгоу расположен на юго-западе Китая в северной части провинции Сычуань. Площадь парка составляет 720 кв. км. В год, полюбоваться красотами парка приезжает около 900 тыс. человек. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и Всемирным биосферным заповедником. Стоимость билета составляет 670 рублей с человека. Высота варьируется от 2000 до 4500 м. Цзючжайгоу славится своими красивыми цветными озерами, многочисленными многоуровневыми водопадами и вершинами, часто покрытыми снегом. Парк действует с 1972 года, и является популярным районом экологического туризма в КНР.»

Используя данные из текста, заполни таблицу. Укажи достопримечательности Китая в порядке убывания по количеству туристов, которые посещают данное место в год.

Достопримечательность

Чем славится

Сколько человек в год посещают

Стоимость билета за одного человека























Задание 4. У каждого из учеников выделена сумма в размере 1500 рублей на поход по музеям и другим достопримечательностям Китая. Используя таблицу из задания 3 и таблицу из задания 4, в которой указана сумма на проезд, посчитай и выбери достопримечательности, на которые ребятам хватит денег.

Достопримечательность

Сумма проезда

Великая Китайская стена

50 рублей в одну сторону

Запретный город

40 рублей в одну сторону

Дворец Потала

40 рублей в одну сторону

Национальный парк Цзючжайгоу

70 рублей в одну сторону





Составь смету в виде таблицы, в которой должны быть указаны:

1) Достопримечательность

2) Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

3) Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

5) Общая сумма за посещение одной достопримечательности

6) Общая сумма за посещение всех выбранных достопримечательностей

Пример:

Достопримечательность

Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

Общая сумма за посещение одной достопримечательности

Общая сумма за посещение выбранных достопримечательностей




















Задание 5. Каждому путешественнику необходим путеводитель, в котором будут указаны интересные маршруты и факты о стране.

Оформи путеводитель в форме буклета. Укажи всю важную информацию о Китае, которую ты узнал.



Поднебесная страна-Китай





-Каждая группа выходит представлять свой буклет о Китае. За каждую важную и интересную информацию группа получает монетку ЮАНЬ. После чего, они обменивают эти монетки на печенье с предсказаниями.

-Рефлексия



Возьмите карточки с мишенями, подпишите их. Отметьте точкой или крестиком в каждом секторе уровень, на котором, на ваш взгляд вы находитесь.









2.4 Проектная задача «Экскурсия по Красноярску»

Дорогие четвероклассники!

Наш класс, состоящий из 28 человек, может отправиться на экскурсию по городу Красноярск. Необходимо определиться с маршрутом экскурсии.

Экскурсия включает в себя посещение нескольких объектов. Экскурсионный автобус отъезжает от школы в 10:00, а вернется в школу к 18:00.

Объекты для экскурсии:

Экскурсионный объект

Время экскурсии

Часовня Параскевы Пятницы

30 мин

Красноярский краеведческий музей

1 ч 30 мин

Пароход-музей «Святитель Николай»

1 ч

Красноярский краевой театр кукол

40 мин

Остров Татышев

2 ч



Задание 1. Рассмотрите представленные таблицу и карту.

1) Рассчитайте время, которое будет затрачено на экскурсии:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2) Рассчитайте время, которое будет затрачено на дорогу:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3) Выясните, успеет ли ваш класс вовремя вернуться в школу. Во сколько будет прибытие?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 2. Школе необходимо сделать заказ экскурсионного автобуса. Заполните таблицу «Заказ транспортного средства».

По технике безопасности детей на экскурсии должны сопровождать взрослые, поэтому на экскурсию с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.

Заказ транспортного средства

Кол-во взрослых

Кол-во детей

Общее кол-во экскурсантов







Условимся, что один взрослый билет на экскурсию в любом направлении в 2 раза дороже детского. В экскурсионном бюро предложили следующий прейскурант цен. Заполните пустые ячейки.

Экскурсионный объект

Прейскурант цен (руб.)

Взрослый билет

Детский билет

Часовня Параскевы Пятницы

32


Красноярский краеведческий музей


22

Пароход-музей «Святитель Николай»


24 руб. 50 коп.

Красноярский краевой театр кукол

54


Остров Татышев

28




Рассчитайте денежную сумму, которая понадобится для выбранного вами экскурсионного маршрута с учетом всех экскурсантов: детей и взрослых.

Смета расходов

Экскурсионный маршрут

Цена взрослого билет (руб.)

Кол-во взрослых (чел.)

Стоимость взрослых билетов (руб.)

Цена детского билета (руб.)

Кол-во детей (чел.)

Стоимость детских билетов (руб.)




































Всего за взрослые билеты

________ руб.

Всего за детские билеты

________ руб.

Общая стоимость экскурсионного маршрута

__________________ руб.




Задание 3. Условимся, что один взрослый билет на экскурсионный объект в 2 раза дороже детского. В экскурсионном бюро предложили следующий прейскурант цен. Заполните пустые ячейки.

Экскурсионный объект

Прейскурант цен (руб.)

Взрослый билет

Детский билет

Часовня Параскевы Пятницы

0


Красноярский краеведческий музей

150


Пароход-музей «Святитель Николай»


60

Красноярский краевой театр кукол

240


Остров Татышев


0



Необходимо рассчитать денежную сумму, которая понадобится для выбранных экскурсионных объектов с учетом всех экскурсантов: детей и взрослых. Для этого заполните таблицу «Смета расходов».

Смета расходов

Экскурсионный объект

Цена взрослого билет (руб.)

Кол-во взрослых (чел.)

Стоимость взрослых билетов (руб.)

Цена детского билета (руб.)

Кол-во детей (чел.)

Стоимость детских билетов (руб.)




































Всего за взрослые билеты

________ руб.

Всего за детские билеты

________ руб.

Общая стоимость экскурсии

__________________ руб.




Так как экскурсионный день будет длиться около 8 часов, целесообразно взять с собой продукты для организации легкого обеда в походных условиях. Это сэкономит время и даст возможность продолжить путешествие

Задание 4. Определите, какие понадобятся продукты и в каком количестве. Подсчитайте сумму расходов на покупку этих продуктов. Для этого заполните таблицу «Смета расходов».

Продукт и цена на него

Задание

Количество

Стоимость


42 руб./бул.

Посчитайте количество кусков хлеба в одной булке.

Рассчитайте, какое кол-во булок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 2 куска.




135 руб./упак.

Посчитайте количество сосисок в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 2 сосиски.




288 руб./упак.

Посчитайте количество бутылок воды в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 1 бутылке.






48 руб./упак.

Посчитайте количество овсяных печенья в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 1 печенья.



Общая стоимость за покупку продуктов




Так как пикник будет происходить на острове Татышев, вам будет необходимо покормить сусликов. Найдите информацию о том, чем можно кормить сусликов и выберите из предложенного списка подходящие продукты, отметьте .



Задание 5. Подведите итог всех расходов на экскурсию: на услуги экскурсионного бюро, на закупку продуктов.

Стоимость за маршрут

Стоимость за экскурсии

Стоимость за продукты

Общая сумма всех расходов







Заполните итоговую таблицу, ответив на вопросы.

Вопрос

Ответ

Сколько экскурсионных объектов посетит ваш класс за время экскурсии?



Какова продолжительность вашей экскурсии?



Успеет ли вернуться наш класс в школу к указанному в условии задачи времени?



Сколько человек вы отправляете на экскурсию?



Сколько потрачено на закупку продуктов?



Какова стоимость экскурсий?



Каков общий расход за экскурсионный день?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На территории Российской Федерации создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС НОО. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с обучающимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

  2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  3. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  4. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  6. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  7. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

  8. Официальный сайт FB. Ru/Статья «Проектно-исследовательская работа». 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Дневник исследования

Вода

Жесткость

Вкус

Запах

Органические вещества

Марка воды





Марка воды





Марка воды





ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Дневник наблюдения

Вода из-под крана

Бутилированная

Фильтрованная

Изменения воды

Изменения воды

Изменения воды