СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены методические рекомендации по оранизации проетно-исследовательской работы учащихся начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ « Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»



А.Н. Мамонтова

Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы»







Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы – составители: А.Н. Мамонтова, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Сборник / А.Н. Мамонтова – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 48 с.



АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. В работе имеется описание проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании.

Данные методические рекомендации содержат материалы, которые раскрывают содержание проектно-исследовательской деятельности. Они помогут правильно организовать свою работу с учащимися, овладеть понятием «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность», научиться различать их. В работе представлены несколько практических примеров как организовать проектно-исследовательскую деятельность. Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, студентам специальности «преподавание в начальных классах».






Оглавление

Пояснительная записка 4

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 5

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 5

1.2. Типичные ошибки при подборе темы 9

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 10

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 12

1.5. Паспорт исследования «Влияет ли состав почвы на рост растений» 15

1.6. Паспорт исследования «Удивительные свойства воды» 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2. Проектная задача «Я считаю деньги» 28

2.3. Проектная задача «Праздничный кекс» 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Используемая литература: 39

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Приложение 1. 40

Приложение 2 41

Приложение 3 42
















Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Учащиеся решают практические ситуации и развивают свои способности. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Учебные программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике







РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании



Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, должен сам владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся. Они должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в том числе и умениями работать с информацией.

Также согласно ФГОС НОО 2021 года, универсальные учебные действия систематизированы и упорядочены, более четко сформулированы и поделены на группы и подгруппы. Отданы приоритеты базовым исследовательским действиям и работе с информацией.

«Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение». «Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс».

«Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка».

Если говорить о структуре исследовательской работы, основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи».

Таким образом, исследовательская работа является одним из самых эффективных способов развития у обучающегося таких умений, которые пригодятся не только в предметных областях, но и в решении собственных жизненных ситуаций.




1.2. Типичные ошибки при подборе темы

В данном пункте представлены типичные ошибки, которые может допустить учитель и ученик при выборе темы. На этом этапе закладывается основа всей работы. К данному этапу нужно подходить внимательно, ведь от него зависит эффективность дальнейшей работы. При совершении ошибок, исследовательская работа может быть не совсем корректна и успешна. Поэтому, важно пользоваться рекомендациями в данном пособии, которые помогут правильно подобрать тему для исследования. Ниже представлены типичные ошибки при подборе тем:

  1. Учитель навязывает тему; (инициатива при выборе темы должна исходить от обучающегося, а учитель может только консультировать);

  2. Сначала определяется тема, исходя из неё – проблематика; (работа над исследованием сначала подразумевает определение проблемы в тон или ином вопросе, а затем на её основании- формулируется тема)

  3. Проблема не соответствует теме (проблема и тема должны быть взаимосвязаны);

  4. Тема не соответствует возрасту;( тема и уровень работы должны соответствовать возрасту, знаниям, способностям и интересам ученика)

  5. Выбранная тема банальна и не интересна; (тема должна быть современной, действительной и с элементами неожиданности, звучать оригинально)

  6. Тема рассчитана на долгий срок (у младших школьников способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте развита недостаточно. Тема должна быть не только интересна, но и достигаться в короткие сроки)

Вывод: необходимо помнить, что этап на котором определяется тема является важным, без него невозможен переход к следующей деятельности. Приступая к следующему этапу стоит проанализировать свою работу, так как это исследование, которое ограничивается объемом, возрастом и педагогическими задачами. Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Обучающийся должен реализоваться как исследователь, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

Цели и задачи исследования – это обязательные пункты работы. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. В данном пункте мы отразим наиболее распространённые ошибки при определении цели и задач исследования:

1. Цели исследования завышены (цель должна быть достижима, измерима, контролируема)

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования. (цель по смыслу должна быть взаимосвязана с темой и проблемой исследования)

3. Неясность, неточность формулировки целей (конкретна, определяет результат деятельности, цель должна начинаться с глагола в неопределённой форме, например: создать, сформулировать)

4. Предмет полностью дублирует цель исследования (цель – это то, чего студент хочет достичь в итоге работы, что он считает самым важным, а предмет – конкретный контекст исследования объекта, обычно цель формулируется еще более конкретно, чем предмет)

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Ошибки при формулировании задач:

1. Задачи формулируются не в той последовательности, в какой шла работа. (задачи должны формулироваться как этапы деятельности, последовательно отражая весь ход работы автора)

2. Задачи формулируются общими фразами. (сформулированная задача не должна вызывать дополнительные вопросы или содержать смысловые неясности)

3. Задачи избыточно детализируют ход работы. (Задачи, соответствуют исследовательским целям, но не этапам работы.)

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если знать типичные ошибки:

Ошибки при формулировании гипотез:

1. Не проверяемая и не может быть подтверждена. (подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах)

2. Гипотезы формулируются в вопросительной форме. (гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак»)

3. Не связана гипотеза, тема работы и проблема. (это все определения и объяснения научного исследования, поэтому необходимо выдерживать все названия и обоснования в одном ключе)

4. Изменено порядковое место во введении. (гипотеза указывается только после цели и задачи)

Вывод: верное определение целей и задач нам необходимы при написании исследовательской работы. Прочитав каждую задачу, мы понимаем, что будет в нее включено и какую взаимосвязь она имеет с другими задачами и с целью. Хорошо сформулированные цель и задачи обязательно взаимосвязаны между собой и должны составлять неотъемлемую часть всего процесса разработки исследования, т.е. должны хорошо вписываться в весь процесс его выполнения. Они дают вам ощущение понятности происходящего и позволяют перейти к главному – заняться непосредственно самим исследованием.

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования

После формулирования гипотезы избираются методы исследования. Важно подчеркнуть, что методы исследования избираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов исследования. Методы исследования - это способы достижения цели исследовательского проекта. Самым сложным является практическая часть исследования. На каждом этапе работы обучающийся определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательском проекте задач и достижения желаемой цели в проекте.

Список доступных для детей методов исследования:

● анализ (подумать самостоятельно);

● изучение литературы (прочитать книги о том, что вы исследуете);

● найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

● наблюдение;

● социологический опрос (спросить у других людей);

● эксперимент и др.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

Типичные ошибки при выборе данного метода:

1.Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

2. Обучающийся не следует заданному плану ( наблюдение проводится строго по плану, на интересующих объектах)

3. Наблюдение не фиксируется. (наблюдение должно быть всегда зафиксировано, например: лист наблюдения, дневник наблюдения)

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей.

2.Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя.

Типичные ошибки при выборе метода эксперимента:

1.Выбранный эксперимент не подходит для уровня знаний обучающего ( эксперимент должен соответствовать возрасту обучающегося)

2. Обучающийся не имеет знаний для экспериментирования и процедуре его проведения( перед проведением нужно провести инструктаж)

3. Не учитываются особенности, оборудование проведения эксперимента

4.Не соблюдена структура и рекомендации к проведению эксперимента

Теоретические методы исследования— это методы, которые необходимы с целью определения задач, создания гипотез и оценивания полученных прецедентов. Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение

  • абстрагирование

  • идеализация

  • формализация

  • анализ и синтез

  • индукция и дедукция

  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Общие типичные ошибки при выборе метода исследования:

1.Методы исследования указаны перед определением целей и задач (методы должны быть обозначены только после того, как полностью сформулированы цель и задачи)

2.Методы не соответствуют заявленной теме

3.Выбраны приёмы и способы введения исследования, не подходящие по уровню , в которых ученик не уверен (Нужно обратиться к научному руководителю, выбрать наиболее целесообразный метод)

4.Слишком короткое описание методик.

Вывод: Данный этап - выбор и обоснование методов исследования (теоретических, экспериментальных и т.д.) - очень важен, т.к. правильный выбор метода повышает эффективность исследования, а устарелый или не отработанный метод может обесценить полученные результаты. Неправильный выбор метода может привести к необходимости повторного выполнения работы. Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы наиболее подходят.

1.5. Паспорт исследования «Влияет ли состав почвы на рост растений»



Паспорт проекта

«Влияет ли состав почвы на рост растений»


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Влияет ли состав почвы на рост растений»

2

Актуальность исследования

Земледелием люди занимаются с давних пор. Вырастить хороший урожай — значит быть сильным и богатым. А в наше время это необходимо. Мы задумались, как же влияет почва на рост растений? Почему у одних урожай хороший, а у других очень бедный. Почему у одной хозяйки цветы пышные, а у другой совсем чахлые?

3

Проблема исследования

возможно, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него

есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

возможно, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него

есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего участка, а другие – скудный?

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Изучение влияния состава почвы на рост растений

6

Задачи исследования

  1. Собрать и изучить информацию о почве.

  2. Изучить состав покупной почвы и с огорода.

  3. Произвести посадку семени в разные почвы.

  4. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

7

Гипотеза исследования


  • Мы предположили, что лучший рост семян зависит от состава почвы.


8

Методы исследования

1. Сравнение

2. Опыт

3. Наблюдение

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Теоретическая часть.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву. Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Характеристика почв

Песчаные почвы

Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.

Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.

- Эти почвы мало содержат питательные вещества.

- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.

- Их легко и просто обрабатывать, и они хорошо впитывают влагу.

- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как

- Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды.

Из-за своей большой влагопроницаемой практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.

Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.

Солончаковые почвы

Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.

Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.

В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.

Чернозёмные почвы

Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи».

Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)

Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающийся корнями растений.

  1. Практическая часть.

Для того чтобы нам подтвердить или опровергнуть гипотезу, нам надо провести опыт, сравнение и наблюдение.

Сравнение «Работа с микроскопом»:

Для того чтобы это выполнить нам понадобится.

  • Оборудование: микроскоп, земля с огорода, грунт с магазина.

  • Хот работы:

  1. Рассмотреть состав почвы №1 и №2.

  2. Зафиксировать в дневнике наблюдения (задание №1)

В микроскопе рассматриваем 2 почвы, с огорода и магазина.

В ходе рассматривания двух почв, мы видим, что состав почв разный, а значит и микроэлементы, содержащиеся в почвах – разные.

В дневнике наблюдения фиксируем изображения почвы.

Вывод: земля с огорода отличается от земли с магазина.

Далее переходим к опыту.

Опыт «Земля в стакане»:

Для того чтобы выполнить опыт нам понадобится.

  • Оборудование: стаканы (3 шт.), ложка (1 шт.), вода.

  • Ход работы:

  1. Добавьте в 1 стакан землю с огорода, во 2 стакан грунт с магазина, затем добавь воды и перемешайте.

  2. Зафиксируйте увиденное в дневнике наблюдения (задание №2)

  3. Сделайте вывод.

В 1стакан с водой добавляем землю с огорода, а во 2 стакан землю с магазина, размешиваем ложкой. Вода становится мутной, а через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор (земля с огорода): остатки листьев, перегноя и т.д.

Но в стакане, в котором вы размешивали землю с магазина, мы такого не можем наблюдать, просто выпал осадок.

Далее переходим к наблюдению.

Наблюдение «Посадка семени моркови»

Для этого нам понадобится.

  • Оборудование: земля с огорода, грунт с магазина, семена, стаканы (2 шт.).

  • Ход работы:

  1. Возьмите два стакана, в один насыпать землю с огорода, в другой грунт с магазина и посадить семя моркови.

  2. Наблюдать.

Берем два стакана, в одном земля с огорода, а в другом земля с магазина и садим семя моркови, затем ждем пару дней и видим, что быстрее семя взошло, которое мы посадили в землю с огорода.

Заключение.

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая в меру минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят: «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт». Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.

При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам:

в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

состав почвы влияет на рост растений;

при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

11

Оборудование для проведения исследования

Земля (почва 2 вида), вода, стаканы, микроскоп, ложки, семена.

12

Продукт исследования

Памятка «Состав хорошей почвы»

13

Перспектива исследования

Исследование может быть использовано на уроках биологии, во внеклассных мероприятиях, служить примером полезного применения удобрений почвы в саду и огороде, как источника питательных веществ. Поможет людям при посадке растений.

14

Используемые источники

Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Пасечник В.В.Биология растения Учебник для 6 класса М.: Дрофа, 2012.

Сайты в Интернете:

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-

http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html

 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0


1.6. Паспорт исследования «Удивительные свойства воды»

Паспорт проекта «Удивительные свойства воды»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Удивительные свойства воды» (2 класс).

2

Актуальность исследования

Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды. Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.

3

Проблема исследования

Замечали ли вы, что бывает намного легче плавать в море, нежели в пруду или речке? Морская вода, будто сама выталкивает вас, а в озере необходимо приложить некоторые усилия, чтобы проплыть хотя бы несколько метров…

Почему так? Секрет этого явления очень просто, а главное – научно, объясняется: вода неодинакова по своему составу.

4

Объект исследования

Вода.

5

Цель исследования

Узнать новые свойства воды.

6

Задачи исследования

  • Вспомнить свойства воды.

  • Провести опыт и эксперимент по исследованию.

  • Сделать вывод.

7

Гипотеза исследования

Плотность воды можно изменить в домашних условиях.

8

Методы исследования

  • Изучение и анализ литературы.

  • Опытно - экспериментальная работа.

  • Наблюдение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе.

Определить проблему, тему, актуальность, цель, задачи, вариант решения проблемы (методы)

  1. Планирование исследовательской работы.

Выбрать способы поиска информации и анализ, форму представления результатов.

  1. Исследование.

Произвести сбор и анализ информации. Провести опыты, сравнение полученных данных. Провести опыты в классе среди одногруппников.

  1. Выводы.

Произвести анализ данных, полученных в ходе исследовательской работы. Подтвердить или опровергнуть гипотезу. Сделать вывод о том, достигнута ли цель и задачи.

  1. Отчет и защита работы.

Подготовить речь и презентацию для защиты работы.

  1. Оценка результатов работы.

Получить при защите оценку слушателей.

11

Оборудование для проведения исследования

Ванилин, стаканчики с водой, соль, перец, сырое яйцо.

12

Продукт исследования

Листы достижений, буклет.

13

Перспектива исследования

Проведение серий мастер-классов на тему: «Свойства воды. Плотность».

14

Используемые источники

1.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0

2. XuMuK.ru - ВОДА - Химическая энциклопедия

http://edukids.narod.ru/zemlia/gl3/34.htm

3.Фото http://yandex.ru/images/search?text=вода

4. Сила тяжести, изд.: «Пресс», Москва, 2008г.

5. Опыты по физике http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/


РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Каковы же цели проектной деятельности?

- формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;

- переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;

- формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;

- развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);

- воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;

-эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Метод проектов в школе призван решать очень важные учебные цели и задачи и поэтому считается актуальным образовательным методом. Организация проектной деятельности обучающихся воспитывает у них качества, необходимые не только в учебной, но и в будущем в профессиональной деятельности - самостоятельность, ответственность, мотивацию и инициативность.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей:

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.

При реализации проекта ученикам не задается порядок действий, они сами определяют весь набор необходимых материалов, способов действий, с помощью которых достигается результат.

К содержательным особенностям проектной деятельности младших школьников отнесены следующие:

‒ интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии;

‒элементы игровой, познавательной, учебной, коммуникативной, творческой деятельности;

‒ создание творческой обстановки;

‒ наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности;

‒ возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы;

Организационно-управленческие особенности проектной деятельности:

‒ поэтапное планирование проектной деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников: от элементарных проектных задач (иногда с привлечением родителей) до предметных и общепредметных проектов разного типа;

‒ организация индивидуально-групповых проектных форм учебной деятельности;

‒ позиции и функции учителя: учитель – организатор познавательной деятельности учеников, партнер, а не источник готовых знаний и директив, тьютор, помощник, консультант, режиссер.

Результативно-оценочные особенности проектной деятельности проявляются в следующем:

‒ результат проектной деятельности – итоговый «продукт»: макет, альбом, иллюстрированный журнал, книга стихов и т.п.;

‒ оцениваются способности школьников взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь её решения и т.д.;

‒ главной является оценка процесса (процесса решения проектных задач, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе:

1.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

2.Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

-программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Вывод: таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.


2.2. Проектная задача «Я считаю деньги»



Проектная задача «Я Считаю деньги!»

Класс:1-2.

Цель проектной задачи: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения, и ответственного отношения к личным финансам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- решают текстовые задачи;

- выполняют простые математические вычисления;

- знают термины финансовой грамотности (сдача, сумма, деньги, сумма, остаток, итог)

- понимают основные принципы экономической жизни общества.

Метапредметные:

Познавательные:

- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- устанавливают причинно-следственные связи;

- выделают необходимую информацию из текста;

- используют знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач.

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

- планируют свою деятельность;

Коммуникативные:

- формулируют полные ответы на вопросы;

- сотрудничают с учителем, в паре, группе.

Результаты( умения) : принимают эффективные решения в использовании и управлении личными финансами, повышение мотивации учащихся к изучению вопросов управления личными финансами, дети научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, имеют навыки сотрудничества.

Содержание проектной задачи.

В преддверии 8 марта, Максим решил посчитать свои деньги в копилке и купить подарок маме, бабушке и сестре.

Задание №1

Максим опустошил свою копилку и стал считать деньги, в его копилке оказались не только железные монеты, но и бумажные. При подсчете Максим несколько раз сбивался и каждый раз, как он начинал считать заново, у него получалась разная сумма. Помоги максиму посчитать сколько у него в копилке денег.

Сумма: __________

Задание №2

Максим после подсчета денег начал вспоминать, что нравится и чем увлекаются мама, бабушка и сестра.

Максим вспомнил, что мама любит комнатные растения и заниматься выпечкой, но не нравится, когда ей дарят букеты цветов. Бабушка любит вязать и рисовать картины по номерам, но не любит алмазную живопись. Сестра любит читать книги и делать украшения из бисера, иногда у нее возникает потребность создать картину из алмазной живописи, рисовать она не любит.

Помоги подобрать Максиму подходящий подарок, но не забудь, что после покупок подарков он должен встретиться с другом в кафе и оставить себе на обед 500 рублей.

600 рублей 276 рублей 1000 рублей



643 рубля 2120 рублей 807 рублей

365 рублей 780 рублей



Подарок бабушке + цена: _____________________

Подарок маме + цена: ________________________

Подарок сестре + цена: ________________________

Итог:_____________________

Задание №3

Максим совершил покупки, но проголодался и решил сходить в столовую, но перед тем, как сделать заказ, он решил посчитать сколько у него осталось денег, из оставшейся суммы он 500 рублей выделил на обед.

Выбери и запиши блюда, чтобы уложиться в свой бюджет.

Выбранные блюда: _________________________________________________

Общая стоимость обеда Максима: _________



Задание №4

Максим вернулся домой и решил пересчитать свои деньги, чтобы узнать оставшеюся сумму.

Сумма, которая была: ___________


Подарок маме

Подарок бабушке

Подарок сестре

Обед

Сумма (потраченная)





Остаток





Итог







(ОСТАТОК БУЖЕТ ТОЛЬКО В ОБЕДЕ, ПОТОМУ ЧТО НА ОБЕД С ОСТАВШЕЙСЯ СУММЫ МАКСИМ ОТЛОЖИЛ 500 РУБЛЕЙ)

Задание №5

Задание №6.

Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлена таблица ( или любой другой вариант оформления) с рекомендациями полезных подарков, расчётом их стоимости, общей суммы на подарок каждому, и остаток своих денег на карманные расходы.
Например можно подарить подарок тете, учителю, лучшей подруге.



2.3. Проектная задача «Праздничный кекс»



Проектная задача «праздничный кекс»

2 класс

Даша и Вася - школьники города Красноярска. Они готовят маме праздничные кексы к 8 марта. Но у них не хватает некоторых ингредиентов, обязательных для приготовления. Давайте поможем им купить необходимые продукты и приготовить праздничные кексы на стол.



Прежде чем ехать в магазин, ребята считают общее количество денег, которое они могут потратить на покупки.



Задание 1. У Даши есть 1500 рублей, но ей нужно оплатить заказ из магазина «Пиши Рисуй» - 235 рублей, купить корм для хомячка- 150 рублей. А еще она хотела купить для Васи одно мороженое в павильоне «Славица», но не знает за какую стоимость: 35 рублей, 64 рубля или 59 рублей. Покупая мороженое, она давала продавцу 100 рублей, а он отдавал сдачу равную 36 рублям.



Заполни таблицу «Планируемые расходы детей»

Наименование расхода

Стоимость

Осталось денег
















Всего осталось:


(2 балла- таблица заполнена в полном объеме и верно;
1 балл- таблица заполнена в полном объеме, но допущены вычислительные ошибки\ нет вычислительных ошибок, но заполнена не в полном объеме;
0 баллов- таблица заполнена не в полном объеме и имеются вычислительные ошибки)



Теперь ребята знают, сколько денег они могут потратить на покупку ингредиентов.

Чтобы купить необходимые продукты, Даше и Васе нужно поехать в гипермаркет «Лента». Ребята уже оделись и пришли на остановку общественного транспорта.



Задание 2. Ребята едут в автобусе, стоимость проезда 36 рублей. Даша оплатила проезд социальной картой, а Вася нашел в кармане несколько монет: 4 монеты номиналом 10 рублей, 3 монеты 5-ти рублей, 6 монет по рублю и 1 монета 2-х рублей.



Автобус совершает первый рейс, поэтому у кондуктора не будет сдачи для Васи.

Какой комбинацией (сочетанием) монет мальчик может оплатить проезд?

__________________________________________________________
(1балл- комбинация монет подобрана верно (без сдачи))

(0 баллов- комбинация монет не равна 36)


Замечательно! Ребята доехали до гипермаркета «Лента» и готовы покупать недостающие ингредиенты.



Задание 3. Список необходимых продуктов писал Вася, он еще маленький и смог написать так ,как слышал. Расшифруйте слова и заполните таблицу.



Запись Васи

Верная запись

[малако]


[какаа]


[сахарнай'а пудра]


[сухафрукты]


[шокалат]


[ван'ил'ный' с’ироп]


[разрыхл’и́т’ил’]


[маргар'ин]


(1 балл-все названия написаны верно;
0 баллов- допущена 1 и более ошибок)





Теперь, когда список восстановлен, нужно приобрести необходимые продукты согласно списку.



Задание 4. На прилавках магазина множество товаров, помоги ребятам положить в корзину только нужные продукты, отметь их.



=55р. =70р. =68р. =17р.
=102р. =59р. =30р.

= 86р. =115р. =83р.



=217р. =37р. =170р.



Посчитай стоимость покупки. Хватит ли денег у Даши для покупки? Есть ли сдача? Если есть, то сколько?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла- выделены все продукты, необходимые для покупки, даны все ответы на вопросы;
1 балл- продукт выделены верно, на 1 вопрос не дан ответ;

0 балл- неверно выделены 1 и более продуктов\не даны ответы на вопросы.)



Задание 5. Итоговое.

Ребята купили продукты и отправились домой на общественном транспорте, оплачивая его так, как ехали в магазин.

Составьте схему\таблицу\рисунок, отображающие расходы Даши и Васи в этот день.



Рефлексия

1)Закрась первый круг зеленый цветом круг, если задания были интересными для тебя и ты старался справиться с трудностями.
Красным, если ты не смог справиться ни с одним заданием.
Желтым, если были трудности, с которыми ты не смог справиться.



2) Нарисуй во втором круге свою роль в группе, выполняя задания.



3) Напиши одно существительное к проектной задаче «Праздничный кекс».

4) Чтобы ты изменил в этой проектной задаче?





5) Напиши пожелания своей группе.


_______________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно- исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. И быть может нынешние маленькие исследователи – это будущие участники краевых конференций, будущие ученые.







Используемая литература:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2019.

2) Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе». [Электронный ресурс]: http://urok.1sept.ru/

3) Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.

4) Сопельняк С.В. Коваленко Е.Г. Особенности проектной деятельности младших школьников.

5) Педагогическое мастерство. Организация проектной деятельности младших школьников. URL: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/214

6) Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.

7) Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/

8) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Задание №1.

Вы исследовали и сравнивали почву под микроскопом. Зарисуйте под каждым номером почвы то, что вы наблюдали в микроскоп, а ниже поясните, что это было.

Почва №1.( из огорода) Почва №2.( из магазина)















2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание №2.

Заполни таблицу исходя из результатов проведённого опыта. Запиши вывод.



Из чего состоит почва?

Состав почвы

Почва №1. ( из магазина)

Почва №2. ( из огорода)

1. Песок, глина



2. Камни, палочки



3. Перегной



4.Пузырьки воздуха



5.Цвет воды



6. Минеральная пыльца

(белый налёт по краям стакана)





Вывод:

Приложение 2

Памятка

«Польза и использование кисломолочных напитков»

О пользе кисломолочных продуктов для здоровья и красоты знают все. И информация о том, что пользу приносят только натуральные молочные продукты, а не обогащённые консервантами и красителями для лучшей сохранности и приобретения товарного вида, тоже никому не покажется новой. Однако, несмотря на знание азов здорового питания, мы продолжаем покупать в магазинах красивые упаковки, в лучшем случае неполезных йогуртов.

Живая молочно-кислая бактерия, будь то бифидо- или лактобактерия, ацидофильная палочка живёт не больше недели. А срок хранения большинства магазинных молочно-кислых продуктов превышает месяц. Что живого может остаться в промышленной упаковке спустя такой срок? Поэтому готовить полезную для здоровья кисломолочку лучше дома самим. Качество таких домашних продуктов значительно выше, чем магазинных, о пользе мы уже упомянули. И цена получается совсем необременительной для кошелька по сравнению с теми рекламированными брендами, которые мы привыкли видеть на своём столе.

Основа любого кисломолочного продукта – молоко. Чем выше жирность этой основы, тем большей жирности получится конечный продукт. Предпочитаете обезжиренные продукты – берите в качестве основы обезжиренное молоко.

Кисломолочные продукты – процесс сбраживания молока под воздействием закваски. Какой продукт получится из молока, изначально зависит от закваски. В качестве закваски можно взять кисломолочные продукты с низким сроком хранения, например, кефир, натуральный (не более 7 дней хранения) йогурт без фруктовых либо иных добавок.

Во многих магазинах предлагают сухую закваску – сухой порошок, который содержит различные штаммы молочно-кислых грибков, ацидофильных палочек, термофильного стрептококка. Попадая в питательную среду (тёплое молоко), микроорганизмы «просыпаются» и начинают размножаться, создавая из молока полезный молочно-кислый продукт.

Продаются закваски и в некоторых аптеках, например, молочно-кислые бактерии «Наринэ». Это – гарантированный по своему составу продукт, где точно указано, какие микроорганизмы в нем присутствуют. Такой напиток будет обладать определённым набором полезных свойств: про- или пребиотик, палочка, бактерия. Срок жизни таких заквасок минимален, а польза таких напитков – максимальна.

Полученный в результате сквашивания молока продукт затем можно использовать в качестве закваски. Однако до бесконечности делать это не получится, качество конечного продукта с каждым разом будет становиться всё хуже. Оптимально использовать одну партию до четырёх-пяти раз.

Чтобы лактобактерии, грибки и прочие молочные микроорганизмы проснулись, им нужна постоянная температура. Процесс сквашивания происходит примерно при 40 градусах. Такую температуру отлично поддерживают специально разработанные для этих целей приборы – йогуртницы. Если йогуртницы нет, с задачей может справиться обычный термос.

Принцип приготовления натурального кисломолочного продукта примерно такой. В отдельной ёмкости кипячёное молоко остужают до 40 градусов, добавляют туда закваску (сухую или натуральную), аккуратно размешивают и выливают в термос. Термос закрывают. Средний срок «созревания» продукта – 6 часов.

Приложение 3

Задание №1


Вспомнить правила поведения в лаборатории.


Узнать, что такое плотность.


Провести эксперимент с водой для выявления её плотности и особенности.


Сделать выводы.


Провести опыт с водой.





Задание №2

характер проявления запаха 

соль 

перец

ванилин 

запах не ощущается 




запах присутствует