СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. В работе описаны доступные методические приемы, возможные критерии оценивания выступлений, а также типичные ошибки, допускаемые при выборе тем и при защите работ.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», исследующих данную проблему.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ № 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО»



Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"




Автор: Гаппель Полина Денисовна







г. Красноярск, 2023


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Составители: Гаппель П. Д. – студентка 20П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».


Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» / Гаппель П.Д. Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023 – 20 стр.


Красноярск, 2023- 20 стр.




Аннотация.

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. В работе описаны доступные методические приемы, возможные критерии оценивания выступлений, а также типичные ошибки, допускаемые при выборе тем и при защите работ.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», исследующих данную проблему.














СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1.1 Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании……4

1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследования……7

1.3 Культура выступления ……10

1.4 Оформление и защита паспорта исследования……11

1.5 Как провести исследование в начальной школе? ……15

2. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

2.1 Проектная деятельность в начальной школе……16

Используемая литература …19

























Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании.

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую [2].

Доктор психологических наук А. И. Савенков отмечает, что в школе уже много лет продолжается противодействие: традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.

Не стоит забывать, что исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений об окружающем его мире. «Исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [6].

По Поливановой К.Н. [6], общие цели исследовательской деятельности учащихся это:

- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др. [6].

Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

- развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Исследовательская работа вместе должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [11].

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Разагатова Н. А. Джаджа С. Е. выделяют несколько этапов в формировании исследовательской деятельности. Вы можете ознакомиться с ними в таблице №1.

Таблица 1. Этапы формирования исследовательской деятельности.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

- 1 класс начальной школы.

Задачи:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

- 2 класс начальной школы.

Задачи:

- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования

- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

- 3-4 классы начальной школы.

Задачи:

- обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

- увеличение сложности учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.


Исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.

2. Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

3. Формирование навыков самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Исходя из этого, можно сказать, что учебная исследовательская деятельность младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие обучающимися субъективного знания, с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика [13].



1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследования

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. [14]

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

В работе выявлены несколько важных положений, правил выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, но содержать в себе познавательный потенциал.

  • Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе.

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности, но не уходить от объекта исследования.

Учитель русского языка и литературы И.Ю. Островская в своей статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников» выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося.

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.  

5. Некорректная формулировка темы исследования.

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования [5, c. 155].

Способы выбора темы исследования:

  • - из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок;

  • - из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

  • - из предложений учителя.

Нами были проанализированы темы детских исследовательских работ и на основе анализа составлена таблица. Были выделены лучшие формулировки, неудачные и спорные формулировки. Темы предоставлены в таблице 2.

Таблица 2. Темы детских исследовательских работ.

Лучшие формулировки

Неудачные формулировки

Спорные формулировки

«Взаимоотношения кошки и собаки в семье»

«Влияние отработанных батареек на растения»

«Как влияют разные марки мыла на кожу человека»

«Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»

«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

«Почему говорят, что лук злой?»

«Почему мыло наш друг?»

«Что такое плесень?»


«Все ли мы знаем о ежах?»

«Выращивание кристалла в домашних условиях»

«Зачем нужны дождевые черви в природе?»

«Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

«Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

Как развести костер в полевых условиях?

Какие заповедники есть в Красноярском крае?»

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»

«Особенности поведения и питания моей кошки Симки»

Отличительные особенности грача от черной вороны»

«Польза козьего молока»

«Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»

Аквариум и его обитатели

«Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

«Кока-кола. Польза или вред?»

Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях

«Откуда берется радуга?

«Почему листья осенью меняют цвет?»

Чем может загрязняться вода и как ее очистить?


В ходе анализа тем детских исследовательских работ, мы выделили три группы, куда распределили данные темы. Среди спорных и неправильных формулировок допускаются типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования.

На основе данной таблицы можно составить собственный список ошибок, которые встречаются в работах чаще всего:

1. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося;

2. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом;

3. Некорректная формулировка темы исследования;

4. Отсутствие оригинальности при выборе темы исследования;

5. Название темы не соответствует проблеме исследования.

Исходя из всего перечисленного нами выше можно сделать вывод, что, формулируя/ выбирая тему исследования, необходимо не забывать, что детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе несмотря на то, что тему выбирают сами учащиеся.



1.3 Культура выступления

Согласно Озерову А.Г., завершающим этапом исследования является доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Очень важно грамотно и правильно, аргументировано и эффективно подготовиться к защите работы на конференции или любом другом мероприятии, на котором конкурсанты представляют результат своего научного творчества.

Не стоит забывать, что у большинства выступлений существует регламент, включающий в себя определенные временные рамки. Обычно на выступление отводится 7-10 минут, и около 5 минут дается на вопросы аудитории.

Что же должно быть в вашем исследовании?

  • Проблема, цель и задачи исследования;

  • Этапы и ход исследования – как была доказана поставленная в начале гипотеза, удалось ли решить проблему;

  • Личный вклад докладчика и, конечно, итоги.

Построение доклада происходит таким образом:

  1. Раскрывается справочная информация об исследовании;

  2. Излагается ход и содержание проведенного исследования;

  3. Итоги исследования приводятся в заключении исследовательской работы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком.

Составляя текст доклада, помните, что наиболее внимательно вас будут слушать в начале выступления, поэтому начинайте доклад с самых важных мыслей.

Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала. В презентацию может быть вынесен:

  • план проведенного исследования;

  • развернутые определения ключевых понятий в тексте;

  • картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы.

Помните, что задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования.

Подойдите ответственно к заключению вашего исследования, так как оно станет ярким акцентом всей проведенной работы. Еще раз напомните о ключевых проблемах и основных идеях работы. Подчеркните ваш личный вклад в решение научной проблемы.

Нами были выделены критерии оценки исследовательских работ учащихся в таблице 3 (максимальное количество баллов – 15 баллов).

Таблица 3. Критерии оценки исследовательских работ.


Критерии оценки

Количество баллов

Грамотная речь.

2

Выдержан регламент 7-10 минут.

1

Логика выступления.

2

Владение понятийным аппаратом при ответах на вопросы.

1

Оформление презентации в научном стиле .

1

Аргументированные ответы на вопросы.

2

Выводы соответствуют поставленным целям и гипотезе.

1

Актуальность заданной темы.

1

Свободное владение материалом.

2

Опыты соответствуют поставленной теме.

1

Наглядность уместна.

1

Итого.

15




1.4 Оформление и защита паспорта исследования

Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму:

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Воздух» (см. табл. 4)


Таблица 4. Пример паспорта проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Гаппель Полина Денисовна

2

Тема проекта

Удивительные свойства воздуха

3

Актуальность проекта

Воздух – невидимка, одно из самых главных богатств природы. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Забываем, но не можем обойтись без него и нескольких минут.

Мы не можем увидеть его, не можем потрогать.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о свойствах воздуха, необходимостью знания о том, какие свойства воздуха используются человеком в повседневной жизни.

4

Объект исследования

Воздух

5

Цель проекта

Для учителя: формирование знаний о свойствах воздуха.

Для ученика: изучить свойства и состав воздуха.

Задачи:

- подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

- узнать свойства воздуха;

- провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие применение свойств воздуха человеком в жизни.

- смонтировать видеоролик «Свойства воздуха. Что мы знаем о невидимке?»

6

Тип проекта

Исследовательский, краткосрочный (4 дня), групповой

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный этап: выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана и выбор методов. Написание сценария к видео.

Исследовательский этап: проведение опытов, сбор информации, съемка видео.

Итоговый этап: монтаж, показ видео параллельным классам.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить свойства и состав воздуха и осветить данную тему в видео.

Гипотеза исследования: предположим, что воздух имеет свойства, о которых мы даже не задумываемся.

Методы исследования: изучение материала по теме, анализ, систематизация и обобщение.

Теоретические: работа с интернет источниками, анализ текста.

Практический: проведения опытов по группам, мозговой штурм, разработка идей по сценарию ролика, съемка, монтаж.

Оборудование: раздаточный материал, планшеты, смарт-доска, видеокамера.

Ход исследования:

Подготовительный этап: коллективный выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана и выбор методов. Обучающиеся оформляют все данные в распечатанных преподавателем дневниках исследования.

Теоретический этап: Обучающиеся делятся на группы, проводится работа с интернет источниками, распечатками.

Набирается материал, из текстов обучающие выделяют для себя состав воздуха, некоторые его свойства, которые мы не можем проверить практически в кабинете. Происходит анализ текста. Кратко заполняется дневник исследования. Выявляется проблема, по которой составляется исследование.

Пишется черновой сценарий, планируется то, что нужно будет сделать и отразить в видеоролике.

Сформулировать небольшой вывод по полученной информации на теоретическом этапе.

Практический этап: обучающиеся в группах оформляют опыты. Опыты знакомят обучающихся со свойствами воздуха, о которых некоторые и не догадывались раньше.

На теоретическом этапе класс был поделён на группы, в данных группах продолжается работа. Каждая группа проводит свой опыт, а затем презентует результат перед классом. Преподаватель контролирует класс, а также записывает все опыты на видео для того, чтобы потом вставить их в видеоролик.

Группа №1. Занимает ли воздух место?

Обучающимся предлагается надуть целлофановый пакет и шарики, а затем легко надавить на него. Исходя из этого обучающиеся могут сделать вывод, что воздух занимает место.

Группа №2. Есть ли сжимаемость и упругость у воздуха?

Обучающиеся берут шприц и тянут поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Далее нужно заткнуть пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавить на поршень, затем отпустить его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение. Из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц.

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

Группа №3. Как услышать воздух?

Обучающимся раздаются трубочки. Подув в пластиковую трубочку, ребята слышат звук. Звук возникает тогда, когда дрожит воздух.

Вывод: воздух можно услышать.

Группа №4. Можно ли почувствовать воздух?

Обучающимся раздаются шарики и предлагается их надуть, но не завязывать. Далее нужно прислонить его к щеке и дать сдуться. Таким образом почувствуется движение на щеке.

Сложить из бумаги веер и помахать им перед лицом.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Группа №5. Может ли воздух проводить тепло?

В два стакана наливается горячая вода. Один стакан ставится на стол, а другой стакан ставится на пустую коробку. Стакан с водой, стоящий на столе, остынет медленнее, чем стакан, стоящий на коробке, потому что в коробке содержится воздух, а он плохо проводит тепло.

Вывод: воздух плохо проводит тепло.

Далее говорится о том, какой воздух удивительный: мы его не можем увидеть, не можем потрогать.

Съемка видео, монтаж видео.

Представление своих результатов перед одноклассниками.

9

Продукт проекта

Дневник наблюдения с описанием проблемы, исследовательских опытов, результатов и выводов; видеоролик «Свойства воздуха. Что мы знаем о невидимке?»

10

Перспектива проекта

Расширение проекта по теме «воздух». Выяснить, где самый грязный воздух в нашем городе.




1.5 Как провести исследование в начальной школе?

Малиновская Е.А. считает, что приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).

Нельзя забывать про игровую деятельность детей. Она помогает освоить детям первые навыки исследовательской деятельности.

На первых этапах лучше выбрать добровольцев – исследователей: эти дети выбирают тему исследования, составляют с учителем план поиска информации с помощью приготовленных карточек, проводят сбор информации, обобщают материал, делают доклад и отвечают на вопросы.

Вторым этапом является самостоятельное учебное исследование. Для проведения необходим наглядный материал в виде картинок, схем. Если ранее в исследовательский поиск вовлекали только добровольцев, то на данном этапе участвуют все дети, но время урока ограничено, и заслушать все доклады нельзя.

С третьего класса начинают проводиться более длительные учебные исследования. Используют как групповые, так и индивидуальные формы работы. Исследования становятся сложнее.

Во время выступления осуществляется публичная защита исследовательских работ и проектов. На данном этапе дети учатся сообщать найденную информацию. Развиваются коммуникативные умения. Дети учатся слушать другие взгляды на проблему и отстаивать свою точку зрения.

Качество работ оценивает учитель или специально созданная комиссия. После выступления выступающему ребенку задают вопросы. После подведения итогов переходят

награждению участников. Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям.









2. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

2.1 Проектная деятельность в начальной школе.

По мнению Ивановой Н.В, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. [6].

Приобщение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Работа с обучающимися в рамках начальных основ проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

  • самостоятельного мышления;

  • решения возникающих проблем;

  • навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных предметных областей.

Полежака Лариса Николаевна в своей работе выделяет задачи проектной деятельности в школе:

    • обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

    • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    • умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения, иметь понятие о библиографии);

    • формирование познавательной активности и позитивного отношения к работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).


С чего начать подготовительную работу?

Проектная деятельность в начальной школе рекомендована с 3-4 класса.

Особенностью этой работы является совместная деятельность с родителями: они помогают школьнику определить цель и задачи, учат собирать информацию из разных источников и систематизировать её. Желательно и необходимо объяснить на родительском собрании значимость проектной деятельности, её ценность для развития школьника.

Работа над проектом ведется по следующей схеме [3].

1. Определить тему проекта;

2. Поставить цель и задачи. Определить проблему;

3. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта;

4. Разработка плана и продумывание последовательности работы над проектом;

5. Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов;

6. Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности;

7. Поиск и сбор материалов;

8. Изготовление проекта;

9. Представление и защита готового проекта.





















Используемая литература

  1. Метод проектов как средство развития познавательного интереса младших школьников // Кустова Светлана Викторовна. — 2020.

  2. Бунеев Р.Н. Ещё раз о личностно-ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс.- № 12 - 2006. - с.3-5.

  3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. / М.В. Дубова.– М. Баллас, 2011..

  4. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа).

  5. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

  7. Разагатова Н. А. Джаджа С. Е. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность // Изв. науч. центра РАН. 2016. № 3. С. 223-230., с. 83].

  8. (Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа. №2. 2007.- с.45).

  9. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет [Текст]: рабочая тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Дом Федорова, 2015 – 32 с..

  10. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7-8 лет [Текст]: рабочая тетрадь / А.И. Савенков. – Самара: Дом Федорова, 2016 – 56 с.

  11. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru, (дата обращения: 03.03.2021).

  12. Как подготовиться к выступлению на научной конференции [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  13. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru, (дата обращения: 20.02.2021).

  14. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования- 2017г.-110 с.

  15. Озеров А.Г. «Историко-этнографические исследования учащихся». – 2007 г- 157 с.

  16. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.